Научная статья на тему 'Представления о гендерных ролях и гендерном равноправии в России. Анализ данных массовых опросов за 30 лет'

Представления о гендерных ролях и гендерном равноправии в России. Анализ данных массовых опросов за 30 лет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1485
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Beliefs regarding gender roles and gender equality in Russia. An analysis of mass surveys spanning 30 years

The existing public opinion surveys results attest to divergent trends in the mass beliefs of Russians regarding normative gender roles, family values and attitude towards equality. A surface study of the existing data leads to the presumption that the gender equality mindset in Russian society prevails over the conservative one. However a more in-depth analysis of the available body of evidence demonstrates a more complex situation. Sociologists register a decrease in the support of modern views on women’s participation in political and social life, entrenchment of the woman-housewife role, a narrowing of gender scenarios in a family. The most resistant to the influence of conservative propaganda and pressure from state institutions are the core values regarding family planning. A development thereof and a transition towards egalitarian if largely declarative forms can be observed. Thanks to a wide spread of contraception and the conclusion of the demographic transition, family planning issues are dealt with by families themselves without regard to official policies. Differences in core values depending on the sex and age of the respondents is observed.

Текст научной работы на тему «Представления о гендерных ролях и гендерном равноправии в России. Анализ данных массовых опросов за 30 лет»

Екатерина КОЧЕРГИНА

Представления о гендерных ролях и гендерном равноправии в России.

Анализ данных массовых опросов за 30 лет

Данные опросов общественного мнения свидетельствуют о разнонаправленных тенденциях в изменениях массовых представлений о гендерных ролях, ценностях и об установках. На первый взгляд кажется, что в российском обществе установки на гендерное равенство преобладают над консервативными установками. Однако детальный анализ имеющегося корпуса доказательств свидетельствует о более сложной картине. Мы можем говорить о снижении поддержки модерных установок на участие женщин в политической и общественной жизни и о сужении гендерных сценариев в семье и профессиональной жизни. Самыми устойчивыми к влиянию консервативной пропаганды и давления государственных институтов остаются ценностные ориентации в области планирования семьи. Здесь отмечаются их развитие и переход к эгалитарным, хотя во многом и декларативным, формам. Благодаря широкому проникновению контрацепции и завершившемуся демографическому переходу вопросы планирования семьи решаются самими семьями без учета интересов государства и его политики. Наблюдаются различия в ценностных ориентациях по полу и возрасту опрошенных.

Консервативная политика

Переход к рыночной экономике в России имел тяжелые последствия для всего населения, но сильнее всего он ударил по женщинам1. Рынок труда в 1990-е для женщин характеризовался:

— более низкой по сравнению с мужчинами квалификацией;

— более низкой по сравнению с мужчинами оплатой труда;

— горизонтальной профессиональной мобильностью;

1 Бодрова В.В. Поведение женщин на рынке труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1994. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-zhenschin-na-rynke-truda (дата обращения: 25.01.2019).

— тяжелыми и вредными условиями труда;

— более высоким уровнем безработицы среди женщин по сравнению с мужчинами;

— отчуждением женщин от участия в политических и управленческих структурах.

Как указывает В. Сокольская, с приходом либеральных реформ в России в 1992—1994 гг. уровень экономической активности женщин существенно снизился2. В 1992-м он составлял 81,6%, но уже к 1998-му снизился до 73,3%, а для женщин в возрасте 15—72 лет составил 63,7 и 54,7% соответственно. Численность экономически активных мужчин за этот же временной период уменьшилась не так значительно — на 3,9 млн человек3. Причины снижения женской занятости были различны для разных возрастных групп: молодые женщины страдали от молодежной безработицы, женщины среднего возраста стали жертвами работодателей, желающих избавиться от женщин с детьми, женщины старшего возраста страдали от двух типов дискриминации одновременно — гендерной и возрастной.

Одновременно с экономическими изменениями в российском обществе начинают происходить и изменения ценностные. В 1989 г. только что образованный Всесоюзный центр изучения общественного мнения провел одно из первых в Советском Союзе масштабных исследований общественного мнения по теме положения женщины в советском обществе. Уже тогда появилось осознание глубокого конфликта между традиционными тендерными ролями, предписываемыми женщинам, и положением женщин в обществе, связанным с их профессиональной и общественно-политической активностью.

Результаты этого исследования позволили описать основные гендерные стереотипы, по-

2 Сокольская В.В. Гендерные стереотипы на рынке труда (на примере монопрофильного города): дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06. / Уральский государственный университет им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2003. С. 102. URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/448/1/urgu0174s.pdf

3 Там же.

ложение женщин в советском обществе и зафиксировать намечающиеся изменения ценностных ориентаций в общественном мнении. В частности, был описан главенствующий в то время гендерный контракт «работающей матери». Вместе с тем это исследование опровергает расхожее утверждение о достигнутом в Советском Союзе гендерном равенстве. Социалистический строй не справился с задачей обеспечения альтернативных условий для женщин, когда те могли бы выбирать между семьей и работой без ущерба для своего социального и экономического положения. Повторяемые советской официальной пропагандой лозунги о гендерном равенстве не способствовали широкому распространению позитивного отношения к равенству полов при формировании рынка труда. Согласно данным исследования, около 70% опрошенных женщин указали, что основным мотивом, побуждающим их заниматься профессиональной деятельностью, является экономическая необходимость.

Этот же вывод подтверждают результаты более позднего исследования 1994 г. Основная причина, которая удерживает женщин от активного продвижения по службе, — наличие семьи и детей. Этого мнения придерживаются 41% мужчин и 46% женщин. Вторая причина низкой достижительской мотивации женщин — отсутствие желания расти по карьерной лестнице, так говорили 17% мужчин и 19% женщин (табл. 1).

Эти же причины фиксируются и в более поздних исследованиях. В списке проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщи-

Таблица 1

ПОЧЕМУ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕ ВСЕМ ЖЕНЩИНАМ УДАЕТСЯ ХОТЕЛИ БЫ? (распределение по полу)

ны на работе, лидирует именно «совмещение семейных и служебных обязанностей», существенно опережая по частоте упоминаний «низкую заработную плату» и «трудности продвижения по службе» (табл. 2). Рассматривая распределение ответов по основным социально-демографическим группам — полу, возрасту, образованию, потребительскому статусу и месту жительства, — мы видим, что проблема совмещения профессиональной занятости и ухода за семьей актуальна для хорошо образованных (43% опрошенных с высшим образованием) жительниц больших городов (49% москвичей) среднего и старшего возраста (более трети опрошенных в этих возрастных группах).

Гендерный контракт «работающей матери» отчетливо проявляет себя в опросах общественного мнения. По признанию респондентов, именно трудности сочетания семейных обязанностей мешают женщинам развиваться профессионально. Важно, что профессиональная сфера является для женщин вынужденной и побочна по отношению к семье. Эта ситуация не меняется или даже становится хуже на протяжении последних 30 лет. Ситуация выглядят особенно удручающей на фоне официальной статистики.

Согласно глобальному индексу гендерного развития (The Global Gender Gap Index)1, российские женщины хорошо образованы, встроены в рынок труда, чаще мужчин заняты в дополнительных видах труда, но зарабатывают в среднем на 40% меньше мужчин и почти не вовлечены в государственное управление. Только 14% мест в российском парламенте заняты

ДОБИТЬСЯ ТОГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, КАКОГО ОНИ

Всего Мужчины Женщины

Не все женщины стремятся к продвижению по службе 18 17 19

Много времени занимает семья, воспитание детей 44 41 46

Недостает настойчивости, целеустремленности 6 6 6

Не хватает умения руководить людьми 5 7 4

Сказывается противодействие со стороны родных 1 1 0

Мешает предубеждение мужчин-коллег по работе 7 7 7

Мешает зависть со стороны женщин-коллег по работе 2 1 2

Другое 1 1 0

Затрудняюсь ответить 18 19 17

Ноябрь, 1994 г., N = 2000.

1 The Global Gender Gap Report 2017. URL: https://www.weforum.org/ reports/the-global-gender-gap-report-2017

Таблица 2

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ЖЕНЩИНЫ ЧАЩЕ ВСЕГО СТАЛКИВАЮТСЯ НА РАБОТЕ? (множественный выбор)

Пол

Возраст

Образование

Потребительский статус

Населенный пункт

£

у

е

3

а д т е а д р а

о л о т с

2 1 от со 1 ю 1 и т

оо 2 о е л ю ю

р

о

с!

е р

р

О

у

с!

о р

л о

у

с!

£

е

с!

о

к у

с!

о р

£

о

О

о ю

л о

о о ю

о

с!

о о

о о

о

С!

а

с!

о р

о

о л

Трудности

сочетания семейных и служебных

обязанностей 35 30 39 21 36 35 37 43 36 26 29 35 33 38 49 35 35 29 35

Низкая заработная плата 22 16 27 23 24 20 21 24 22 18 22 23 22 21 20 22 25 20 21

Меньший заработок, чем у коллег-мужчин в той же должности и с тем же опытом работы 19 17 22 24 21 21 16 19 20 23 16 22 18 19 19 15 23 22 19

Трудности продвижения по службе 19 14 22 21 19 19 18 22 17 17 17 18 18 21 21 17 24 17 17

Сокращение штатов, увольнения с работы 14 12 15 10 13 13 16 15 13 12 15 14 13 14 14 17 17 12 10

Дискриминация по половому признаку 10 7 12 10 11 11 8 11 11 7 8 8 9 13 9 17 10 8 5

Сексуальные приставания 8 7 8 10 10 8 4 8 8 6 7 5 7 11 8 7 9 6 8

Плохие условия труда 7 7 8 5 7 7 9 8 7 8 8 8 8 7 11 7 8 8 6

Другое 3 3 3 4 3 5 2 3 2 4 3 3 3 3 5 3 4 3 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затрудняюсь ответить 26 36 18 33 24 26 27 19 26 31 34 26 28 23 15 27 20 28 32

Ноябрь, 2017 г., N = 1600.

женщинами, среди министров женщин только 6%. С 2006 по 2017 г. Россия опустилась в этом рейтинге с 49-го на 71-е место. Это серьезное падение и ухудшение для российских женщин, происходящее из-за снижения всех оценок, составляющих данный индекс. Снижается экономическое участие женщин (падение с 22-го до 41-го места), политическое участие и политическая представленность (падение с 109-го до 121-го), снижается вовлеченность в профессиональное образование (падение с 19-го места в 2006-м до 50-го в 2017-м). Единственная сфе-

ра, где позиции российских женщин укрепились, — ожидаемая продолжительность жизни, сейчас Россия занимает по этому показателю первое место.

Семейные установки

Как уже отмечалось, самыми устойчивыми к влиянию консервативной пропаганды и давления государственных институтов остаются ценностные ориентации в области планирования семьи (табл. 3). Со времени проведения первого исследования (май 1989 г.) ценности

Таблица 3

С КАКИМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ О СЕМЬЕ И БРАКЕ ВЫ БЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИЛИСЬ?

Предпочтительнее вступить в брак и жить в семье Предпочтительнее в брак не вступать и жить одному (одной) Затруднились ответить

Число опрошенных_

1989 г., май 89 4 7

1 700

2016 г., август 80 12 8

1 600

семьи и брака изменились незначительно. Подавляющее большинство респондентов согласны с тем, что вступление в брак и жизнь в семье — самая предпочтительная стратегия для человека, почти за 30 лет количество респондентов, говорящих о необходимости вступления в брак, снизилось лишь на 9% (респонденты, считающие необязательным вступать в брак и заводить семью).

Среди основных мотивов для вступления в брак, как и в исследовании 1989 г., лидируют мотивы «рождение детей» (57% в 1989-м и 52% в 2016-м), «забота о значимом другом» (37% в 1989-м и 32% в 2016-м) и «создание круга поддержки» (41% в 1989-м и 44% в 2016-м) (табл. 4).

Наиболее существенным мотивом, побуждающим заводить семью, традиционно остается стремление воспитать детей, продолжить род (61% в 1989-м и 57% в 2016-м). На втором месте в «брачной мотивации» находится желание иметь рядом человека, «который поймет и поддержит в любой ситуации» (41% в 1989-м и 45% в 2016-м). На третьем — спасение от одиночества, «стремление быть кому-то нужным и самому проявлять заботу». Последние места в списке занимают такие причины, как социальная норма «надо вступать в брак» (6% в 1989-м и

20% в 2016-м), скрытое давление окружающих и «желание иметь постоянного сексуального партнера» (6% в 1989-м и 15% в 2016-м). На последних местах в перечне мотивов, побуждающих к созданию семьи, как в 1989-м, так и в 2007-м, находится романтическое стремление не расставаться с любимым человеком.

Наибольший интерес представляет анализ этого вопроса по социально-демографическим группам: полу, возрасту, образованию и потребительскому статусу (табл. 5). Лидирующий мотив для создания семьи во всех социальных группах — рождение детей. Следом, как и в основном распределении, идут мотивы иметь рядом кого-то близкого, который поймет тебя, и иметь устроенный быт и семью. Этот костяк мотивов не претерпел серьезных изменений за последние 30 лет. Но появились, а среди молодежи прочно закрепились, романтические мотивы создания семьи.

Эти менее сильные мотивы различаются по своей значимости в разных группах. Важный для старшего поколения, пожилых людей из бедных слоев населения, мотив одиночества (его называют 30% людей в возрасте старше 54 лет и 34% самых бедных респондентов) отчетливо слабеет в группах молодых и социально

Таблица 4

ДЛЯ ЧЕГО, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ЛЮДИ ВСТУПАЮТ В БРАК, ЗАВОДЯТ СЕМЬЮ? (множественный выбор, ответы отсортированы по убыванию, по последнему замеру)

1989 г., май 2016 г., август

Чтобы были дети, продолжился род 57 52

Чтобы рядом был человек, который тебя поймет и поддержит в любой жизненной

ситуации 41 44

Чтобы чувствовать себя нужным кому- то, чтобы иметь возможность о ком-то

заботиться 37 32

Чтобы был уютный дом, благоустроенный быт 26 28

Иметь семью и детей — нравственный долг человека 25 26

Чтобы не быть одиноким 27 25

Чтобы не расставаться с любимым человеком 20 20

Принято вступать в брак, так поступают все, хотя не всем удается создать

хорошую семью 6 20

Чтобы иметь постоянного сексуального партнера 6 15

Затрудняюсь ответить 2 1

Число опрошенных 1 700 1 600

устроенных и благополучных россиян (среди респондентов от 18—24 лет его называет 20%, а тех, кто может себе позволить товары длительного пользования, только 22%). Для молодого поколения более важно иметь постоянного сексуального партнера (23%), здесь выделяются мужчины (18% против 13% у женщин) или связи с любимым человеком (23%), чем мотив одиночества (20%). Секс в жизни пожилых людей, групп с низким образованием и низким потребительским статусом — самая слабая причина для создания семьи.

Что касается планирования семьи, общественное мнение демонстрирует развитие новых, связанных с более широким использо-

ванием методов контрацепции, установок, которые позволяют откладывать рождение детей. И это главное отличие современной молодежи от их родителей. Подавляющее большинство россиян считает, что планирование детей в семье должно быть осознанным и ответственным и реализовываться с помощью современных методов контрацепции (78%). Эта точка зрения находит поддержку среди всех социальных групп, чуть выше (82%) в основных репродуктивных возрастных группах 25—40 лет. Схожее распределение при ответе на данный вопрос были получены в 2013 г.: за планирование семьи выступают 77% опрошенных и только 14% полагались на «волю случая» (табл. 6).

Таблица 5

ДЛЯ ЧЕГО, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ЛЮДИ ВСТУПАЮТ В БРАК, ЗАВОДЯТ СЕМЬЮ? (множественный выбор; пол, возраст, образование, потребительский статус)

Потреби-

Пол Возраст Образование тельский

статус

е о ы у д

о е н ь о т к ж е р.

г е с В й о й а д о т е а д о ш р а е л а и е г е н у д о д о п и П

к с ужс ки с н е г 4 2 1 л 9 3 1 г 4 5 1 ст и т е ш с ы ц е п с не д е р д е р с р п а н ы т к ДПТ м

м же 8 5 2 0 4 е л в е е н с же и о к у д о е же

5 5 д е р с н ль о т р п а н о м

Чтобы не быть одинокими 25 26 25 20 23 26 30 26 25 27 24 34 25 22

Чтобы был уютный дом, благоустроенный быт 28 29 26 26 30 26 28 26 31 25 27 28 27 28

Чтобы были дети, продолжился род 52 50 54 52 50 51 54 53 52 53 50 58 50 53

Чтобы не расставаться с любимым человеком 20 19 22 23 23 19 18 23 21 20 16 17 19 26

Чтобы чувствовать себя нужным кому-то,

чтобы иметь возможность о ком-то заботиться 32 30 33 27 32 34 32 31 31 25 40 33 31 32

Чтобы иметь постоянного сексуального

партнера 15 18 13 23 20 13 9 19 15 15 10 10 15 19

Чтобы рядом был человек, который тебя

поймет и подержит в любой жизненной

ситуации 44 42 45 41 43 41 47 46 43 42 41 43 43 46

Принято вступать в брак, так поступают все,

хотя не всем удается создать хорошую семью 20 18 21 24 19 17 20 20 21 16 19 13 21 20

Иметь семью и детей — нравственный долг

человека 26 25 27 23 26 24 29 27 23 25 31 28 28 22

Затрудняюсь ответить 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1

Август, 2016 г., N = 1600.

Таблица 6

КАКАЯ ИЗ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ ВАМ БЛИЖЕ?

2013 г. 2017 г.

Нужно планировать рождение детей в семье, используя методы контрацепции 77 78

Нужно родить и вырастить столько детей, сколько даст Бог, не прибегая к контрацепции и 14 13

абортам

Затрудняюсь ответить 10 9

Число опрошенных 800 1 600

Сравнение ответов респондентов в двух исследованиях обнаруживает существенные различия в установках социальных групп, выделяемых по полу, возрасту, уровню образования и потребительскому статусу. По сравнению с 2013 г. в возрастных группах 18—24 года и 25—39 лет на 8% выросло число респондентов, согласных с тем, что «нужно планировать рождение детей в семье»; на 10% увеличился показатель согласия с планированием семьи среди людей со средним уровнем образования; сходный тренд — рост на 10% — отмечается среди самых бедных слоев населения. Интересно, что растет число молодых, которые пока не планируют рождение детей и откладывают этот вопрос на неопределенное время: в Москве и среди молодежи (18—24) 17% опрошенных не планируют рождение детей, что на 8% больше, чем в 2013 г.; на 8% уменьшилось количество молодых людей (18—24), готовых планировать свое репродуктивное поведение.

Ответственность за предохранение от нежелательной беременности, по мнению опрошенных, лежит на обоих партнерах — так считают 74% опрошенных (76% женщин и 70% мужчин). Выше всего этот показатель в Москве, где за равную ответственность выступают 82%

Рисунок 1

Как вы считаете, аборты...

опрошенных. Различий по данному вопросу среди разных социальных групп нет.

Важно оценить и установки россиян по отношению к абортам. Анализ исследований «Левада-Центра» демонстрирует снижение поддержки прерывания беременности среди россиян. Все больше респондентов, по сравнению с предыдущими волнами исследований, одобряют введение различных ограничений на произведение абортов (рис. 1). Растет число людей, считающих, что необходимо вводить ограничения на проведение абортов. За 17 лет, с 1998 по 2015 г., доля людей, выступающих за введение ограничений на аборты, возросла с 18 до 35%.

На момент последнего опроса 59% респондентов выступили против вмешательства государства в планирование семьи и почти треть (27%) поддерживали вмешательство государства в эту сферу. Наибольшее неприятие государственного вмешательства демонстрируют москвичи — 75%. Более половины опрошенных поддерживают право женщины принимать решение об аборте самостоятельно (51%). Среди женщин такую точку зрения поддерживают 60% респондентов, среди мужчин — 40%. Существенных различий между разными социальными группами в данном вопросе нет.

2015

51

35

3

1998

12

Должны быть разрешены

Разрешены только при определенных обстоятельствах Должны быть запрещены Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа

N = 1600.

65

18

5

Из тех мер, которые государство могло бы предпринимать для контроля за абортами, наибольшую поддержку среди респондентов находят меры просветительского и экономического характера. 57% опрошенных считают необходимым увеличение пособий по уходу за ребенком до прожиточного минимума. Создание государственных программ сексуального просвещения и введение обязательных уроков сексуального воспитания в школах одобряют 45 и 31% соответственно. Четверть опрошенных поддерживают распространение контрацептивов через покрытие их стоимости из системы ОМС (эта мера находит наибольший отклик у образованных жительниц крупных городов от 500 тысяч человек и провинции, в городах до 100 тысяч — 34 и 29% соответственно). 21% опрошенных выступают за пропаганду сексуального воздержания до брака, эта точка зрения устойчива во всех возрастных и образовательных группах и проявляется во всех опросах, проводимых «Левада-Центром» по поводу сексуальной жизни до брака, — в среднем 20—30% респондентов выступают с осуждением добрачных сексуальных связей.

Рассматривая планирование семьи и семейные установки, необходимо описать и достижи-тельские установки в жизни россиян. Отвечая на вопрос о том, что должен/должна сделать в своей жизни современный/ая мужчина/женщина, мы увидим удивительные различия в этих установках (табл. 7). Общество предписывает мужчинам установки достижительские — получить образование, построить карьеру, приобрести жилье и т.п. Для женщин список противоположный: современная россиянка, по мнению опрошенных, должна в первую очередь вступить в брак, родить детей, научиться готовить и получить образование.

Иначе говоря, в обществе доминируют консервативные установки в отношении ролей мужчины и женщины, их увлечений и стремлений. Мужчина видится добытчиком, защитником, кем-то более активным, кем-то, чьи интересы лежат вне семьи и заботы о ней. Женщине отводится роль матери, только в этой области она может самореализоваться, здесь мотив получения образования имеет вспомогательную функцию. Нужно быть образованной и умной, чтобы хорошо вести хозяйство и уха-

Таблица 7

ЧТО НА ВАШ ВЗГЛЯД ДОЛЖЕН/ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ... (множественный выбор)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пол Пол

Современный мужчина до 30 лет Всего мужской женский Современная женщина до 30 лет Всего мужской женский

Получить образование 65 64 66 Вступить в брак 77 75 78

Вступить в брак 56 54 58 Родить/завести детей 75 75 76

Пройти службу в армии 55 52 57 Получить образование 60 54 65

Сделать карьеру 52 48 55 Научиться готовить 52 48 56

Приобрести собственное жилье 46 44 47 Влюбиться 32 30 34

Родить/завести детей 40 38 41 Сделать карьеру 19 14 24

Приобрести автомобиль 30 34 27 Попутешествовать по стране/ миру 18 15 20

Влюбиться 26 23 28 Приобрести собственное жилье 14 12 16

Завести бизнес, открыть свое дело 20 19 21 Принять участие в благотворительности 8 6 10

Попутешествовать по стране/ миру 17 18 16 Приобрести автомобиль 6 7 5

Научиться готовить 9 6 11 Завести бизнес, открыть свое дело 4 3 6

Принять участие в благотворительности 9 8 9 Пройти службу в армии 3 2 3

Другое 1 1 1 Другое 0 0 0

Затрудняюсь ответить 3 3 3 Затрудняюсь ответить 3 4 1

Август, 2015 г., N = 800.

живать за детьми, а не строить карьеру, например, в науке. Такое распределение дополняет и объясняет виденные нами ранее результаты опросов о профессиональной и управленческой реализации женщин. Эти установки формируют не только желаемый портрет идеальных мужчины и женщины, но напрямую влияют на жизнь реальных, а не вымышленных идеотипических, мужчин и женщин. Например, эти представления влияют на время выхода женщин из декретного отпуска. Для большинства опрошенных (44%) женщине предпочтительнее оставаться в декретном отпуске до достижения детьми трехлетнего возраста. Еще треть россиян считают, что женщине лучше бросить работу совсем (10%) или выйти на нее к моменту, когда дети пойдут в школу (20%). Конечно, эти же установки есть в сознании работодателей, поэтому они менее охотно нанимают женщин фертильного возраста. Но хуже всего, что: 1) длительные перерывы в работе отрицательно сказываются на карьере женщин, они проигрывают в борьбе за руководящие должности мужчинам1; 2) эти пе-

Таблица 8

КАКОЕ СУЖДЕНИЕ ВАМ БЛИЖЕ?

рерывы увеличивают разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами.

Политическое участие

В современной России, как и в Советском Союзе, несмотря на высокий образовательный статус и широкую представленность на рынке труда, участие женщин в политической и управленческой сфере остается минимальным и даже уменьшается.

Не в пример ценностям семейным, установки на участие в политике оказались очень шаткими и достаточно быстро, уже к середине 2000-х, сошли на нет. В опросе 1994 г. 50% респондентов согласились, что женщины должны участвовать в политике наравне с мужчинами. Чуть меньше половины, но все еще достаточно большой процент респондентов (45%) соглашались, что нужно повысить участие и число женщин в политической жизни страны. Отметим, что среди противников участия женщин в политике отметились 15% опрошенных мужчин и 6% женщин.

Пол Возраст Образование

ата

й й д ет д

о ^ о о

к к г л г сс494

^ ^ I I I

Е ^ ОО О

ш р

5

25 4 л 5 5

Женщине лучше вообще не иметь

семьи 2 2 1 0

Женщине лучше иметь семью, но не

заводить детей 1 1 1 2

Женщине лучше, родив детей,

постараться работу не бросать 17 15 18

Женщине лучше, родив детей, оставить работу и воспитывать детей до трехлетнего возраста, потом вернуться на работу 44 42 45

Женщине лучше, родив детей, оставить работу и воспитывать их до школы, потом вернуться на работу Женщине лучше, родив детей, совсем оставить работу и посвятить себя

семье 10 12 9 8 Затрудняюсь ответить_6 9 4 9

20 19 20 16

22 11

22

8 6

12 6

12 5

11 4

11 11

17 17 15 18 18 18 16 14

46 43 45 41 46 46 39 41

19 20 20 18 20 22

11

7

Август 2015 г., N = 800.

1 Рощин СЮ, Солнцев С.А. Кто преодолевает «стеклянный пото-

лок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике //

WP4/2006/03. М.: ГУ ВШЭ, 2006.

Одобрение участия женщин в управление всегда было низким (табл. 9). Советские граждане одобряли участие женщин в управлении наравне с мужчинами, но признавали, что среди руководителей женщин должно быть меньшинство. Причина для такой уверенности — загруженность женщинами домашней работой.

Ситуация меняется со сменой политического руководства страны. Безусловное одобрение участия женщин в политике снижается с 40% в 2006-м до 21-23% в 2017-м (табл. 10).

При анализе отношения к участию женщин в политике среди разных социальных групп наибольшая разница в ответах проявляется между группами, выделяемыми по полу. Только 4% респондентов категорически против участия женщин в политике, среди мужчин таких 13%. Треть опрошенных женщин выражают полную поддержку участия женщин в полити-

ке, среди мужчин таких только 11%. Различия между социальными группами, выделяемым по другим основаниям — возрасту, уровню образования, потребительскому статусу и месту жительства, — менее контрастны. В среднем положительное отношение преобладает над негативным (положительное отношение по сумме ответов «определенно да» и «скорее да» составляет 65-70% в каждой из социальных групп).

Описанные тренды прослеживаются и в вопросах о занятии женщинами высоких государственных постов. С 35% в 2006-м до 16% в 2007-м, особенно после 2013 г., сокращается доля людей, определенно желающих видеть женщин на высших государственных постах. С этого года постепенно растет нежелание видеть женщин на государственных постах (табл. 11).

Чтобы оценить этот провал в установках на равенство, посмотрим на ответы респондентов

Таблица 9

ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО РЕЖЕ, ЧЕМ МУЖЧИНЫ, СТАНОВЯТСЯ РУКОВОДИТЕЛЯМИ?

Всего Мужчины Женщины

Женщины меньше стремятся к руководящей работе 13 13 13

У женщин меньше способностей к руководящей работе 8 15 3

Женщин несправедливо обходят при назначении на руководящие

должности 17 15 18

У женщины меньше возможностей для руководящей работы из-за

загруженности домашними делами 49 43 54

По другим причинам 1 1 1

Затрудняюсь ответить 12 14 11

Ноябрь, 1994 г., N = 2000.

Таблица 10

ОДОБРЯЕТЕ ЛИ ВЫ УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИКЕ?

2006 I 2008 II 2012 II 2013 II 2014 II 2016 II 2017 II 2017 IX

Определенно да 40 30 22 29 17 24 21 2 СО

Скорее да 35 39 53 46 51 53 45 48

Скорее нет 15 17 17 16 20 14 22 18

Определенно нет 5 6 4 5 5 6 8 6

Затрудняюсь ответить 5 9 4 4 6 4 3 6

Число опрошенных 1 600 1 600 800 800 800 800 1 600 1 600

Таблица 11

ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, ЧТОБЫ В РОССИИ ЖЕНЩИНЫ ЗАНИМАЛИ ВЫСШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСТЫ НАРАВНЕ С МУЖЧИНАМИ?

2006 I 2008 II 2012 II 2013 II 2014 II 2016 II 2017 II 2017 IX

Определенно да 35 27 21 26 15 18 15 16

Скорее да 35 37 49 40 48 46 41 44

Скорее нет 16 20 17 21 22 20 27 2 со

Определенно нет 8 8 7 7 7 8 11 8

Затрудняюсь ответить 6 9 5 6 8 7 7 8

Число опрошенных 1 600 1 600 800 800 800 800 1 600 1 600

на вопрос о том, может ли женщина занять символическое место национального лидера, очень важное в российской маскулинной культуре. В 1994 г. 47% россиян готовы были видеть женщину на посту президента России, хотя треть опрошенных (31%) были категоричны в оценке: «Президентом может стать только мужчина». Уже через пять лет, в 1999 г., ситуация изменилась: только 17% видели президентом женщину, весомые 55% респондентов хотели, чтобы на этот пост был избран мужчина, для четверти опрошенных пол президента не имел значения.

Число сторонников женщины-президента падает с 21% в 2006-м до 11% в 2017-м. Чуть больше половины респондентов после 2016 г. «определенно» не хотят видеть президентом женщину (табл. 12). При этом треть респондентов (32%) не видят среди российских политиков достойной женщины-кандидата, а большинство россиян — 53% — не хотят, чтобы в ближайшие 10—15 лет страну возглавила женщина. Сравним это с данными 1994 г., когда такую установку поддержали только треть опрошенных.

Женщины не только не могут претендовать на главный пост в стране, но и быть самостоятельными политическими субъектами. В 1994 г. для респондентов не составляло труда назвать известных политических деятельниц. В топ по числу упоминаний тогда входили Маргарет Тэтчер (42%), Элла Памфилова (29%), Индира Ганди (17%), четвертое и пятое место занимали действующие политики того времени — Ирина Хакамада (13%) и Галина Старовойтова (12%). Но к 2017 г. (году последнего исследования) женщин-политиков в общественном сознании не осталось. В числе тех, кто в 2018-м все-таки могли бы стать потенциальными политическими лидерами России, опрошенные назвали спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко (6,1%), общественного деятеля Ирину Хакамаду (1,4%), официального представителя МИДа Марию Захарову (1%), депутата питерского законодательного собрания Оксану Дмитриеву (0,6%), первую в мире женщину-космонавта Валентину

Терешкову (0,5%) и вице-спикера Госдумы от «Единой России» Ирину Яровую (0,5%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиально важно осознавать контекст, в котором существуют эти ответы. Политика и общественная атмосфера 1990-х радикально отличается от современной ситуации. Галина Старовойтова (в 1994 г. ее назвали 12% респондентов) была видным политиком, плотно занималась вопросами национальных конфликтов, дважды вносила на рассмотрение законопроект о люстрации, участвовала в спасении пленных военнослужащих во время первой чеченской кампании. Элла Памфилова, которую в 1995 г. назвали 29% опрошенных, также была видным демократическим деятелем 1990-х, но потом потеряла статус независимого политика и фактически ушла из политики, занявшись правозащитной деятельностью. Ни одна из женщин, названных в опросе 2017 г. (Матвиенко, Хакамада, Захарова, Дмитриева), и близко не подбираются к популярности Памфиловой, Старовойтовой и Хакамады 1994 года. Они также не являются самостоятельными политиками, не участвуют в конкурентной политической борьбе, не имеют своей политической программы, они — функционеры от власти (кроме Хакамады, которая давно ушла из политики). Все это характерно и для «мужской» политики: в общественном сознании сейчас нет и не может появиться сильных, ха-ризматичных, независимых политиков-мужчин, способных участвовать в конкурентной политической борьбе. Самой конкурентной борьбы в классическом демократическом понимании в России нет. Напомним, что средняя и низовая бюрократия в России представлена именно женщинами (в органах государственной гражданской службы и муниципальной службы сейчас заняты 42 и 79% женщин соответственно). Женщины также заметно представлены в секторе общественных организаций и движений, занимающихся самыми сложными общественными и гуманитарными проблемами, — это домашнее насилие (центры «АННА»,

Таблица 12

ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, ЧТОБЫ В БЛИЖАЙШИЕ 10-15 ЛЕТ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ СТАЛА ЖЕНЩИНА?

2006 I 2008 II 2012 II 2013 II 2014 II 2016 II 2017 II

Определенно да 21 17 14 16 12 12 11

Скорее да 24 24 31 27 3 г\э 22 22

Скорее нет 26 24 25 26 2 со 29 31

Определенно нет 19 20 17 13 14 20 23

Затрудняюсь ответить 11 16 13 18 14 18 13

Число респондентов 1 600 1 600 800 800 800 800 1 600

«Сестры» и др.), паллиативная помощь (фонд «Справедливая помощь»), помощь военнослужащим (Комитет солдатских матерей России), помощь заключенным и людям, вернувшимся из заключения, «Мемориал» и др. Среди работающих в этой сфере женщин огромное число увлеченных, высококлассных профессионалок, небезразличных к происходящему в стране, сочувствующих чужому горю. Но «Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг.» не предполагает финансирование женских программ, связанных с политической деятельностью или вовлечением женщин в политику, отмену списка запрещенных для женщин профессий или введение политических квот. Напротив, программа фокусируется исключительно на развитии семейных инициатив, забывая, что у женщин могут быть другие интересы — вне семьи и воспитания детей. Напомним, что более половины наших респонденток говорят о важности получения образования и еще четверть хотели бы «сделать карьеру», профессионально развиваться. Результаты опросов совершенно ясно дают понять, что сдерживающая женщин от профессионального развития сила — это необходимость заботиться о семье и воспитывать детей. Нам кажется важным указать, что государственные программы поддержки женщин, могли бы учитывать интересы женщин на профессиональное развитие.

Заключение

В обществе крепнут установки на планирование рождаемости, создание семьи, формируются установки на использование контрацепции. Этот процесс тесно связан с либеральными изменениями, улучшением социально-экономических показателей, завершением второго демографического перехода. Российские семьи хотят дать своим детям лучшее и откладывают деторождение до момента, когда будут к этому готовы.

При этом, как и в Советском Союзе, в России доминирует гендерный контракт «работающей матери», он отчетливо проявляет себя в опросах общественного мнения. Достижитель-ские ориентации (построение карьеры, получение образования) являются побочными к ориентациям нормативным — создать семью, родить детей. Профессиональная сфера является для женщин вынужденной деятельностью. Эта ситуация не меняется и даже ухудшается на протяжении последних 30 лет, что тормозит экономическое развитие страны, дифференциацию общества, поддерживает дискримина-

ционные практики на рынке труда, ухудшает экономическое положение женщин. Напомним, что уход в длительный декретный отпуск негативно сказывается на заработной плате женщин, а домашний труд и вовсе не оплачивается. Данные опросов общественного мнения также позволяют увидеть косвенные признаки существующих на российском рынке труда дискриминационных практик. Женщины среднего возраста чаще подвергаются дискриминации со стороны работодателей, которые неохотно нанимают женщин с детьми. Женщины старшего возраста страдают от двух типов дискриминации одновременно — гендерной и возрастной. Что касается политической представленности и политического участия, общественные установки существенно ухудшились по сравнению с первыми опросами. К 2017 г. в общественном сознании нет ни одной женской фигуры, способной заниматься политической и управленческой деятельностью. Женщины составляют 54% населения России, они лучше, чем мужчины, образованны и встроены в рынок труда, несмотря на законодательный запрет на 456 профессий. При этом в законодательных органах власти процент женщин ничтожно низок: 17% — в Совете Федерации, 6% — в правительстве и 16% — в Государственной думе.

Список литературы

1. Бодрова В.В. Поведение женщин на рынке труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1994. № 6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/povedenie-zhenschin-na-rynke-truda (дата обращения: 25.01.2019).

2. Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Кто преодолевает «стеклянный потолок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике // WP4/2006/03. М.: ГУ ВШЭ, 2006.

3. Сокольская В.В. Гендерные стереотипы на рынке труда (на примере монопрофильного города): дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Уральский государственный университет им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2003. URL: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/448/1/urgu0174s.pdf (дата обращения: 23.01.2019).

4. The Global Gender Gap Report 2017. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-gender-gap-report-2017 (дата обращения: 25.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.