УДК 316.6 ББК 88.5
Т. А. Терехова, А. С. Евдокимова г. Иркутск, Россия Представления о детерминантах экономической социализации студентов Забайкалья в процессе профессионализации в вузе
В статье рассматриваются детерминанты экономической социализации студентов Забайкальского края в процессе профессионализации в вузе. Выявлены особенности таких детерминант экономической социализации, как отношение к богатству и бедности, мотивация выбора профессии, экономическое поведение. Показана и проанализирована динамика данных детерминант экономической социализации студентов в зависимости от пола и этапа обучения. Полученные результаты свидетельствуют о том, что от курса к курсу к студентам приходит осознание того, что только систематический добросовестный труд, а он может быть связан не только с предпринимательской деятельностью, способен привести человека к материальному достатку.
Ключевые слова: экономическая социализация, детерминанты экономической социализации, отношение к бедности и богатству, мотивы выбора профессии, экономическое поведение.
T. A. Terekhova, A. S. Evdokimova Irkutsk, Russia Transbaikal Students’ Views on Economic Socialization Determinants During the University Professional Training Period
The article deals with economic socialization determinants of Transbaikal students in the process of university professional training. It reveals such features of economic socialization determinants as attitude to wealth and poverty, choosing future profession motivation, economic behavior. The author analyzes students’ economic socialization determinants in dynamics, depending on gender and the academic year. The results prove that year after year students come to realize that only systematic conscientious work can lead to material prosperity in any sphere not business activity only.
Keywords: economic socialization, determinants of economic socialization, attitude to wealth and poverty, motives for choosing future profession, economic behavior.
На протяжении последнего времени зарубежные и отечественные исследователи активно анализируют проблемы экономической социализации. Несмотря на это, в научной литературе ещё не сложилось целостного представления о ней, имеющиеся данные недостаточно систематизированы, не существует единого подхода к определению компонентов структуры социализации. Современное состояние теоретических и эмпирических исследований экономической социализации даёт возможность для содержательного наполнения и развития этого понятия.
Основные подходы к пониманию сущности экономической социализации сложились в рамках как зарубежной, так и отечественной научной обществоведческой литературы к концу ХХ в.
Анализ зарубежных концепций экономической социализации позволяет определить авторов, занимающихся разработкой различных сторон этой проблемы. Стадии данного процес-
са исследовали В. Баррис (V. Burris), К. Данзи-гер (K. Danziger), Д. Лейзер (D. Leiser), Р. Саттон (R. Sutton), Б. Стейси (B. Stacey), А. Строс (А. Strauss), Г. Яхода (G. Jahoda); изучали когнитивную структуру отдельных экономических понятий Х. Диттмар (H. Dittmar), Дж. Дикинсон (J. Dickinson,), Н. Эмлер (N. Emler), К. Ямагучи (К. Yamaguchi); обобщили и систематизировали отдельные направления в данной области С. Ли (S. Lea), К. Ролланд-Леви (C. Roland-Lévy), А. Фё-нем (A. Furnham).
В отечественной социальной психологии вопросы экономической социализации до 80-х гг. ХХ в. не рассматривались подробно. В настоящее время экономическая социализация изучается, в основном, в рамках экономической психологии.
Согласно исследованиям С. В. Азаренок, А. В. Бояринцева, М. А. Винокурова, А. С. Готлиб, О. С. Дейнека, Т. В. Дробышевой, А. Л. Жу-
168
© Т. А. Терехова, А. С. Евдокимова, 2011
равлёва, А. Д. Карнышева, А. В. Ковалева. А. Б. Купрейченко, В. П. Позднякова, В. А. Полякова, И. А. Сасова, А. Б. Фенько, А. В. Филли-пова, В. А. Хащенко, можно говорить о том, что детерминантами экономической социализации личности являются: экономическое сознание, экономическое поведение, отношение к собственности, приобщение индивида к реализации экономических ролей, экономическая идентичность, экономическое самоопределение, экономическое благополучие. В рамках данных работ были описаны также стадии экономической социализации, агенты, факторы успешности/неус-пешности, этнические аспекты, роль социокультурного и информационного влияния.
Экономическая социализация понимается «как тот аспект общего процесса социализации, в ходе которого люди осваивают нормы и образцы поведения, дающие социализирующемуся индивиду возможность эффективно действовать в экономических структурах, вступать в различные экономические отношения с другими людьми. При этом экономическая социализация, как и любая другая, выступает для современного человека прежде всего как процесс выбора образа мышления и поведения, который будет наиболее адекватным сложившейся ситуации. Социализация сегодня - это не подражание или копирование, а поисковые действия по принятию наиболее разумного и выверенного решения о целях, стратегии и тактике своего поведения в экономических системах» [3, с. 56].
Цель настоящего исследования состоит в изучении детерминант экономической социализации студентов в процессе профессионализации в вузе. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Выявить особенности таких детерминант экономической социализации, как отношение к богатству и бедности, мотивация выбора профессии, экономическое поведение студентов вузов Забайкальского края.
2. Сравнить динамику данных детерминант экономической социализации студентов в зависимости от пола и этапа обучения.
В исследовании принимали участие студенты 1-го, 3-го и 5-го курсов вузов Забайкальского края: Читинского института (филиала) Байкальского государственного университета экономики и права, Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, Читинского государственного университета в возрасте 17-22 лет (76 юношей и 124 девушки).
Методическим инструментарием в рамках данного исследования экономической социализации студентов выступили: стандартизированный опросник для изучения содержания экономического сознания, разработанный в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН А. Л. Журавлёвым и А. Б. Куп-рейченко, анкета для изучения экономической социализации личности, разработанная А. Д. Кар-нышевым (БГУЭП).
Стандартизированный опросник А. Л. Журавлёва и А. Б. Купрейченко для изучения содержания экономического сознания включает 8 основных показателей: субъективный экономический статус личности, удовлетворение экономических потребностей и экономические притязания, отношение к собственности, отношение к богатству и бедности, отношение к деньгам, отношение к экономическому риску, деловая и экономическая активность личности, мотивация выбора профессии. Анкета А. Д. Карнышева содержит 2 крупных блока: отношение к деньгам и экономическое поведение личности.
Субъективный экономико-психологический статус личности, отношение к собственности, отношение к деньгам были подробно рассмотрены в статье Т. А. Тереховой, А. С. Евдокимовой «Динамика составляющих экономической социализации студентов в процессе профессионализации в вузе» [4].
В рамках настоящей статьи более подробно рассмотрены следующие составляющие экономической социализации: отношение к богатству и бедности, мотивация выбора профессии, экономическое поведение.
1. Отношение к богатству и бедности
Значимым аспектом в изучении экономической социализации является отношение к богатству и бедности. По замыслу авторов опросника, отношение к богатству и бедности оценивается при помощи вопросов: «Что в Вашем представлении олицетворяет богатство?», «Что в Вашем представлении олицетворяет бедность?», «Как лично Вы относитесь к бедным, несостоятельным людям?», «Как лично Вы относитесь к богатым, состоятельным людям?».
По мнению юношей, богатство означает: наличие прибыльного дела (36,3 %), высокооплачиваемой работы (30 %), наличие ценных бумаг крупных предприятий, банков, фирм (19,8 %). Девушки считают, что быть богатым, значит иметь высокооплачиваемую работу (26,6 %), прибыльное дело (24,7 %), и возможность помо-
гать близким материально (19,9 %). Полученные данные говорят о большей готовности юношей к занятиям, предполагающим управление, расчёт, риск, таким как «прибыльное дело», владение ценными бумагами крупных предприятий. Девушки, в свою очередь, более сориентированы на получение стабильного дохода, для них важным фактором является также благополучие социального окружения.
По мере профессионализации в вузе в понимании студентами богатства возрастает значимость высокооплачиваемой работы (25,2 %-33 %). Показатели наличия прибыльного дела как источника богатства не растут по мере профессионализации. То есть от курса к курсу студенты придают большее значение высокооплачиваемой работе, нежели прибыльному делу, как средству достижения богатства. На наш взгляд, это связано с тем, что крупнейшими работодателями на территории Забайкальского края являются железнодорожные и военные предприятия, а не частные структуры. Данная точка зрения подтверждается озвученным ранее положением о предпочитаемой форме собственности, в условиях которой студентам хотелось бы трудиться.
Бедность, согласно опросу юношей и девушек разных возрастных групп, олицетворяет собой отсутствие достаточных средств к существованию (42,7 % и 29,6 % соответственно), отсутствие нормальных жилищных условий (27,7 % и 26,1 % соответственно), постоянную жизнь в долгах (22,9 % и 19,9 % соответственно). Таким образом, можно говорить о том, что бедность для юношей и девушек - это экономическая несостоятельность, связанная с положением зависимости.
Студенты 5-го курса в большей степени, чем студенты 1 и 3-го курсов, воспринимают бедность как жизнь на прожиточном уровне, наличие низкооплачиваемой работы, полную неоп-ределённость в завтрашнем дне, наличие только необходимого минимума продуктов для поддержания жизнедеятельности, отсутствие возможности пользоваться платными услугами. На наш взгляд, полученные данные свидетельствуют о многообразии страхов студентов, вступающих в самостоятельную жизнь.
Личное отношение студентов к бедным людям «скорее недоброжелательное, чем доброжелательное» у 18,4 % юношей и 8,1 % девушек; «нейтральное» - у 43,4 % юношей и 45,2 % девушек; «скорее доброжелательное, чем недоброжелательное» - 26,3 % юношей и 19,4 % девушек.
Отношение к богатым людям у юношей и девушек варьирует следующим образом: «скорее недоброжелательное, чем доброжелательное» -21,1 % и 8,9 % соответственно; «нейтральное» -
35,5 % и 37,9 %; «скорее доброжелательное, чем недоброжелательное» - 11,8 % и 15,5 %.
За время обучения в вузе студенческие оценки и богатых, и бедных людей ещё больше сдвигаются в сторону положительных.
Для сравнения можно привести данные современных зарубежных исследований, в которых описывается отношение подростков и взрослых к богатым и бедным людям. Результаты исследований говорят о том, что богатые люди рассматриваются как умелые, умные, трудолюбивые и высоко мотивированные, то есть удостаиваются более благоприятных суждений о личностных качествах. В противоположность этому бедные люди воспринимаются как немотивированные, испытывающие недостаток способностей, навыков и умения владеть деньгами. Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках зарубежных культур существуют широко разделяемые представления о преимущественно позитивных качествах богатых людей и негативных - бедных. Богатство или бедность связываются с личными качествами, способностями [1].
Нами было установлено, что российские студенты формируют своё отношение к людям, независимо от их материального статуса: богатых и бедных студенты оценивают примерно одинаково, связывая их материальное положение скорее всего не с личностными особенностями, а с социальноэкономической обстановкой в стране.
2. Мотивация выбора профессии
Мотивы выбора профессии социально и лич-ностно детерминированы, но во многом они связаны с экономическими отношениями. Изменение этих мотивов рассматривается как один из существенных показателей социально-психологической динамики личности и социальных групп в трансформирующемся обществе [2, с. 213].
Для выявления мотивов выбора профессии студентами использовался вопрос: «При выборе факультета и специальности, которой хотелось бы обучиться, Вы ориентировались, прежде всего, на...».
Было установлено, что как у юношей, так и у девушек ярко выражена ориентация на экономическое благополучие, так как на первое место они ставят материальный мотив - возможность в будущем хорошо зарабатывать (39,5 % и 33,4 %). Далее по степени значимости располагается мо-
тив получения престижной профессии (31,6 % и 26,6 %), что, на наш взгляд, обусловлено желанием приобрести не только материальное благополучие, но и высокий социальный статус. Третьим по значимости является мотив «большой интерес к этой области знаний» (17,6 % и 20,3 %). Здесь выражено стремление студентов обогатить себя знаниями в конкретной области.
Описанные мотивы наиболее ярко проявляются у студентов 1-го курса. По мере профессионализации, к 5-му курсу, обретают важность такие мотивы, как возможность реализовать свои способности, востребованность профессии обществом.
По мнению А. Л. Журавлева и А. Б. Купрей-ченко, студенты старших курсов в большей степени связывают успешность своей будущей профессиональной деятельности с собственными знаниями, умениями, навыками, а не с внешними факторами престижности профессии или организации. Следовательно, в процессе профессионализации имеет место важнейший феномен смены внешней детерминации выбора профессии на внутреннюю [2, с. 214].
Экономическое поведение. Экономическое поведение может рассматриваться как активность хозяйствующего субъекта, проявляющаяся в сфере производства, воспроизводства, обмена и потребления благ. Поведение человека, в том числе и экономическое, формируется в процессе общения, совместной деятельности с различными людьми в различных социальных ситуациях, наблюдения за поведением других людей, подражания им, а также обучения и воспитания.
Проанализируем такие виды экономического поведения, как потребительское, сберегающее и производственное.
Определение способа удовлетворения потребительских интересов осуществлялось при помощи вопроса: «Отметьте, на что Вы предпочитаете тратить деньги, которые дают родители?», «Если родители дают Вам деньги на карманные расходы на неделю, то сколько?».
Студенты предпочитают тратить деньги, которые дают родители, на покупку вещей (36,3 % юношей и 48,9 % девушек), на развлечения (28,5 % юношей и 28,3 % девушек), на подарки (8,7 % юношей и 12,6 % девушек). 12,7 % юношей тратят деньги на пиво, вино, сигареты. У девушек данный показатель ниже - 2,4 %. Также 5,5 % юношей и 3,1 % девушек отметили, что предпочитают деньги не тратить, а копить их для будущего. Такие статьи расходов характерны для студентов всех курсов.
Также было установлено, что на карманные расходы и юноши, и девушки получают 5001500 рублей в месяц (данные на 2010 г.). От 1-го к 5-му курсу для студентов, получающих деньги на карманные расходы, эта сумма возрастает.
Сберегательное поведение студентов оценивалось при помощи вопросов: «Приходится ли Вам самостоятельно накапливать деньги?», «Если удаётся накапливать, то каким образом Вы чаще всего это делаете?». На вопрос «Приходится ли Вам самостоятельно накапливать деньги?» юноши и девушки отвечали, что иногда приходится накапливать деньги (63,2 % и 71 % соответственно). Часть студентов отметила, что накапливают деньги постоянно: 27,6 % юношей и
23.4 % девушек. Не приходится накапливать деньги 9,2 % юношей и 5,6 % девушек.
За время обучения в вузе число студентов, постоянно накапливающих деньги, возрастает от 24 % на 1-м курсе до 50 % на 5-м.
На вопрос о способах накопления денег юноши отвечали, что «зарабатывают деньги, трудясь вне семьи» - 31 %; «деньги дают родители и родственники» - 28,4 %; «экономлю на покупке вещей» - 22,3 %. Для девушек основными способами накопления денег является помощь родителей и близких родственников -
44.5 %; экономия на покупке вещей - 31,4 %, заработок - 22,9 %.
Данные результаты свидетельствуют о том, что девушки больше рассчитывают на помощь родственников в вопросах получения денег. Юноши, напротив, более ориентированы на самостоятельные заработки. По мере профессионализации в вузе у студентов не наблюдается изменения значимости описанных характеристик.
Производственное поведение студентов исследовалось при помощи вопроса: «Что обеспечивает накопление богатства современными людьми?». По мнению юношей, накоплению богатства способствует частное предпринимательство (48,2 %), операции с ценными бумагами (26,1 %), постоянный добросовестный труд (23,7 %). Девушки считают, что накоплению богатства способствует частное предпринимательство (47 %), постоянный добросовестный труд (24,2 %) и операции с ценными бумагами (23,2 %).
Субъективные оценки значимости частного предпринимательства и операций с ценными бумагами как способов накопления богатства снижаются по мере профессионализации в вузе (с 47 % до 44 % по показателю «частное предпринимательство» и с 27 % до 18 % по пока-
зателю «операции с ценными бумагами»), в то время как значимость такого показателя, как «постоянный добросовестный труд», возрастает (с 24,4 % до 29 %).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что от курса к курсу к студентам приходит осознание того, что только систематический добросовестный труд способен привести человека к материальному достатку.
Подтверждает данную точку зрения тот факт, что происходит снижение значимости параметра «скупка и перепродажа товаров», накоплении богатства от 1-го (9 %) к 5-му курсу (5 %).
Оценка отношения студентов к предпринимательской деятельности осуществлялась при помощи вопроса: «Ваше отношение к предпринимательской деятельности как к...» На наш взгляд, окончательное отношение юношей к предпринимательской деятельности либо как к честному, законному бизнесу, либо как к извлечению прибыли любыми путями и методами не определено. В ходе исследования установлено, что 31,6 % относятся к предпринимательской деятельности как честному бизнесу, а 29 % - как к извлечению прибыли любыми путями.
Девушки относятся к предпринимательской деятельности как к извлечению прибыли любыми путями и методами (30,6 %), умению правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуацию (25,8 %), рациональному ведению хозяйства и получению прибыли (22,6 %). Число девушек, относящихся к бизнесу как к честному, законному, - 21,8 %.
Соотнесение накопления богатства с показателем «мошенничество» также растет от курса к курсу: на 1-м курсе - 12 %, на 5-м - 22 %. Значит, у студентов формируется представление о богатстве, как о полученном нечестным путём, с помощью мошенничества.
На вопрос «Хотите ли Вы заниматься предпринимательской деятельностью?» юноши и девушки отвечали «скорее да, чем нет» (44,7 % и 49,2 % соответственно); «да, хочу заниматься» (38,2 % и 28,2 %). Этот показатель растёт по мере обучения в вузе: «да, хочу заниматься предпринимательской деятельностью» ответили 11 % студентов 1-го курса и 35 % студентов 5-го курса, «скорее да, чем нет» - 32 % студентов 1-го курса и 60 % 5-го курса. На наш взгляд, это свидетельствует о высокой экономической активности студенческой молодежи.
Оценка престижности самостоятельного заработка денег оценивалась при помощи вопроса
«Считается ли престижным в кругу Ваших близких и друзей самостоятельно зарабатывать деньги (прежде всего, различными видами труда)?» Было установлено, что в кругу юношей и девушек одобряется самостоятельное зарабатывание денег (89,5 % и 87,1 % соответственно). Следует отметить, что если около 8 % первокурсников считают, что зарабатывать деньги престижно, если это связано с коммерцией и бизнесом, то уже на 3-м курсе такое мнение отсутствует.
Выводы:
1. В ходе исследования было установлено, что российские студенты формируют своё отношение к людям, независимо от их материального статуса: богатые и бедные оцениваются ими примерно одинаково; материальное положение людей связывается, скорее всего, не с их личностными особенностями, а с социально-экономической обстановкой в стране.
2. Мотивами поступления студентов на ту или иную специальность является: материальный мотив - возможность в будущем хорошо зарабатывать, мотив получения престижной профессии, обусловленный желанием приобрести не только материальное благополучие, но и высокий социальный статус, мотив интереса к данной области знаний, связанный со стремлением студентов обогатить себя знаниями в конкретной области.
3. Анализ вопросов, связанных с проблемой сберегательного экономического поведения, позволил выяснить, что большая часть юношей и девушек накапливают деньги «от случая к случаю», хотя среди юношей высок процент накапливающих деньги постоянно. За время обучения в вузе число студентов, постоянно накапливающих деньги, возрастает. Источниками накопления для юношей в основном являются самостоятельные заработки, а для девушек - помощь родственников и знакомых.
В отношении потребительского поведения удалось установить следующее: студенты предпочитают тратить деньги, которые дают родители, на покупку вещей, на развлечения, на подарки. Такие статьи расходов характерны для студентов всех курсов.
Исследование производственного поведения показало, что по мнению юношей и девушек, накоплению богатства способствует частное предпринимательство, операции с ценными бумагами, постоянный добросовестный труд. Субъективные оценки значимости частного предпринимательства и операций с ценными бумагами как способов накопления богатства снижаются по мере профес-
сионализации, в то время как значимость такого показателя, как «постоянный добросовестный труд», возрастает. Полученные результаты свидетельствуют о том, что от курса к курсу к студентам приходит осознание того, что только систематический добросовестный труд, а он может быть связан не только с предпринимательской деятельностью, способен привести человека к материальному достатку.
Окончательное отношение юношей и девушек к предпринимательской деятельности либо как к честному, законному бизнесу, либо как к извлечению прибыли любыми путями и методами, не определено.
Мы полагаем, что результаты нашего исследования добавят некоторые штрихи в изучение региональных проблем экономической социализации студентов.
Список литературы
1. Диттмар Х. Экономические представления у подростков // Иностранная психология. 1997. № 9.
2. Журавлёв А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 480 с.
3. Карнышев А. Д. Личность и экономическая социализация // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы седьмой науч.-практ. конф. для круглого стола IV Байкальского экономического форума / под общ. ред. д-ра психол. н., проф. А. Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 409 с.
4. Терехова Т. А., Евдокимова А. С. Динамика составляющих экономической социализации студентов в процессе профессионализации в вузе // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: материалы десятой юбилейной междунар. науч.-практ. конф. 24-26 ноября 2010 г. Ч. II. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 294 с.
5. Хащенко В. А., Шибанова Е. С. Представления о богатом и бедном человеке в различных социально-экономических условиях жизни: региональный аспект // Проблемы экономической психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: ИП РАН, 2004. Т. 2. С. 501-527.
6. КаЮт, G. To Spend or to Save? / G. Katona. Psychological economics. New York: Elsevier, 1975.
Р. 229-239.
Рукопись поступила в редакцию 10.08.2011