УДК 316.7
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ МОЛОДЕЖИ О РОЛИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ЗНАЧЕНИИ КОСМОНАВТИКИ
О.А. Лыткина
Управление образования г. Калуги e-mail: [email protected]
Отношение калужан к великому земляку всегда было неоднозначным. Современники вспоминают его как трудолюбивого, внимательного человека. До последних дней К.Э. Циолковский старался поддерживать свое физическое состояние: совершал пешие и велосипедные прогулки, плавал, а зимой любил кататься на коньках. В 2012 - 2014 годах нами было проведено пилотное исследование отношения молодежи к творчеству и личности К.Э. Циолковского. Нами было опрошено около 300 калужан в возрасте 16 - 20 лет. Вопросы имели отношение к личности ученого и его творчеству. Некоторые результаты проведенных исследований представлены ниже.
Ключевые слова: Калуга, Циолковский, творчество, здоровье, социологический опрос.
XIX век в философской жизни России наступал вместе с именем А.И. Радищева. Его деятельность активно способствовала пробуждению русской философии как философии самобытной, формирующейся и развивающейся на проблеме историософической, на понимании самобытности России, ее исторических судеб, ее будущего.
Еще с эпохи Московского царства, а может быть и ранее в духовной жизни Руси присутствовало ощущение особенности России и русского народа, дух мессианства и богоизбранности. XIX и XX века обострили и усилили эти настроения. Общим выводом практически всех философов этого времени был вывод о том, что слава России лежит в будущем, она как бы исподволь готовит себя к этой судьбе, способной изменить образ жизни и дух всего человечества. По всей видимости впервые эта идея была изложена П.Я. Чаадаевым в письме к Екатерине Дмитриевне Панковой.
Русский космизм, по мере его становления и развития становится все более и более космополитичным. В то же время, его отличительной чертой всегда была явно выраженная активная гражданская позиция, говорящая о необходимости социальных и антропологических изменений в целях совершенствования общества и человека. Существует объективная необходимость изменения социального уклада, его реорганизации и совершенствования. Это должно стать главной, важнейшей задачей для человечества и для каждого члена общества. Именно на это направляется вся философская система взглядов К.Э. Циолковского: достижение социально справедливого, рационально устроенного общества, где счастливы все его члены, все части этого общества. Таким образом, главной идеей здесь является утверждение мыслителя о том, что целью деятельности всего общества и каждого его члена должно стать стремление, разумное желание сделать счастливым весь космос, каждую его часть. Это значит, что не должно быть страданий и жестокости. С этим надо бороться и тогда счастье, как отсутствие всего негативного станет реальностью. В «Конспекте космической философии» К.Э. Циолковский писал о том, что счастьем
является, так же свобода (в том числе и свобода от страданий) и материальная обеспеченность. Это является источником общественного устройства людей, источником их законов, их поведения. В конечном же итоге это может привести и приведет к постепенному стиранию границ, а, в дальнейшем, и к появлению единого человечества с единым обще - планетарным демократическим правительством. К.Э. Циолковский предельно космополитичен в своих взглядах. Тем не менее, он следует в русле русской традиции, которая определяла особое место России и российскому гению, как интеллектуальному и духовному двигателю в цивилизационном прогрессе человечества.
В идеях русских философов этого времени сформировался не подробный, но в то же время, основной портрет русского с его гражданской позицией как человека-патриота. Человека, который готов пожертвовать собой ради России, всего человечества, человека, который свободен как в своих мыслях, так и в своих действиях. Человека, ищущего лучшее в России прошлого и воплощавшего свои идеи в России настоящего и будущего.
В 2016 г. мы отмечаем 55-летие начала эры пилотируемой космонавтики, начавшейся эпохальным полетом Ю.А. Гагарина. Феномен современной космонавтики и научно-технический прогресс развиваются в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. При этом, по нашему мнению, огромное, определяющее влияние на них оказали труды русских космистов. Философское наследие русского космизма, и К.Э. Циолковского, как его классического представителя, разнообразно по содержанию и глубине разработанности общей проблематики и отдельных вопросов. Ему присущи глубокие прозрения, часто опережающие свое время, например, в создании философской и мировоззренческой базы для разработки теоретических основ космонавтики и ее практического развития. К.Э. Циолковского глубоко интересовали проблемы духовного развития человечества. В частности, близкой и важной темой для него стала проблема определения места христианства и религии вообще в развитии человеческого общества и культуры. Проблема поиска социального и антропологического идеала так же актуальна и значима в его творчестве1.
Отношение калужан к великому земляку всегда было неоднозначным. Современники вспоминают его как трудолюбивого, внимательного человека. До последних дней К.Э. Циолковский старался поддерживать свое физическое состояние: совершал пешие и велосипедные прогулки, плавал, а зимой любил кататься на коньках. Многие из знающих его людей, вспоминают ученного, как интересного собеседника, указывая на то, что, особенно к старости он стал словоохотлив2. К.Э. Циолковский старался преподавательскую работу отделять от исследовательской деятельности. Возможно, это и стало причиной возникновения разного отношения к К.Э. Циолковскому со стороны калужан.
Его ученики и ученицы с восторгом вспоминают занятия, которые он проводил в гимназии и епархиальном училище: «Звонок возвещает начало урока. Ученицы притихли. Они любят своего учителя, ценят его искреннее, заботливое отношение. В кабинете физики, еще недавно полуразрушенном и заброшенном, все ожило. Науки, считавшаяся удивительно скучной, оказалась неожиданно интересной. Со свистом вырывается пар заставляя работать небольшую паровую машину. Колпак, из-под
1 Лыткин В.В., К.Э. Циолковский и духовные искания русской интеллигенции на рубеже 19-20 вв. К.Э. Циолковский и современность. Материалы ХЬУ Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Калуга: Издательство «Эйдос», 2010. С. 46 - 54.
2 Блинков С. Циолковский: творец и личность. Наука и религия, № 11-12, 1988.
которого откачан воздух, невозможно оторвать от стола. Над учительским столом взлетает воздушный шарик, и желающие могут подержать его за ниточку. Да, на уроках физики есть на что посмотреть, над чем задуматься»3. Он вообще любил иллюстрировать свои рассказы различными опытами, что делало уроки интересными и увлекательными. И не удивительно. Что многие его ученики впоследствии сами стали преподавателями.
В тоже самое время многие его высказывания, как ученного, современниками воспринимались скептически, и зачастую всерьез не воспринимались. Возможно это объяснялось тем, что с людьми Циолковский сходился с трудом. Был очень строг в выборе знакомств. Обычно ценил лишь тех людей, которые признавали его талант4. Не случайно его часто «называли фантазером, чудаком и человеком, якобы не признающим авторитета ученых». а кое-кто утверждал, что самоучке и человеку без высшего образования просто не понять своих ошибок и несбыточности идей. При этом некоторые говорили об этом высокомерно, утверждая, что такой человек не способен вести сложные расчеты и изобретать что-либо большое5.
Гораздо больше, чем проект дирижабля или посещение иных планет, о чем мечтал и говорил К.Э. Циолковский, калужан интересовало, полетит ли с колокольни дьячок Александр Сергеевич Кедров. По забавному стечению обстоятельств он жил прямо напротив квартиры Циолковского, в ограде Георгиевской церкви. Еще задолго до приезда Константина Эдуардовича в Калугу (1892 г.) Кедров начал мастерить свою механическую птицу. И в глазах калужских обывателей и наивный мечтатель
дьячок Кедров и учитель Циолковский принадлежали к одной и той же породе
6
неисправимых чудаков .
Изменяться отношение калужан к Циолковскому - исследователю стало после того, когда в 1896 году правительство Северо - Американских Соединенных Штатов объявило конкурс на создание летательной машины, годной для перевозки людей, а в 1897 году эти машины появились в небе над Америкой. А затем в "Калужском вестнике" появилась огромная статья "О нашем пророке", в которой другой калужский ученый Голубицкий, защищая К.Э. Циолковского писал: «Пройдут годы, лишения создадут чахотку, от которой умрет Циолковский, и за смертью его пройдут, быть может, сотни лет, кто знает, покуда опять народится самоотверженный изобретатель, который своими работами приблизит тот момент, когда люди будут мчаться по воздушному океану, как теперь они несутся по земной поверхности»7. В конце статьи автор обращался к ученым страны с просьбой не критиковать, помогать Циолковскому в его исследованиях. И действительно, вскоре многое повернулось к лучшему: калужская интеллигенция перестала воспринимать Циолковского как странного оригинала. Передовые люди Калуги поняли, что имеют дело с серьезным ученым, отлично знающим, во имя чего он живет и работает.
В 2012 - 2014 годах нами было проведено пилотное исследование отношения молодежи к творчеству К.Э. Циолковского. Нами было опрошено около 300 калужан в возрасте 16 - 20 лет. Вопросы имели отношение к личности ученого и его
Алексеева В.И. К.Э. Циолковский: "Я был страстным учителем" Оригинал статьи: http://www.ug.ru/98.32/t18.htm
4 Блинков С. Циолковский: творец и личность. Наука и религия, № 11-12, 1988.
Земблинов С.В. Сквозь рутину и косность.
http://www.tsiolkovsky.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=66&Itemid=22
6 Арлазоров М.С. Циолковский. Третье издание, переработанное и дополненное. М.: Молодая гвардия, 1967. 256 с.
7 Там же.
творчеству. Некоторые результаты проведенных исследований представлены ниже. знания о предмете исследования. Объективную информацию о нем следует отличать от различных искаженных представлений ("мифов"), которые наряду с достоверными званиями могут существовать в сознании опрашиваемого. Изучение такого рода "мифов" представляет собой важную и интересную научную задачу. В нашем исследовании было осуществлено проведение анкетного опроса и интервью.
Из всех вариантов опроса нами выбраны групповые письменные. Специфика опросных методов в том, что в них реализуется система вопрос-ответ, с последующей обработкой результатов. Анкетный опрос состоит из подготовительного, оперативного и результирующего этапа. Заполняются анкеты, маршрутные листы, отчеты о проведенном опросе. В нашем исследовании реализовано использование комбинированного опросника, предлагающего респонденту стандартизированные варианты ответов, и открытые вопросы. Вопросы с фиксированными наборами ответов имеют то преимущество, что в них ответы легко сопоставить и свести в таблицу, поскольку возможно лишь небольшое количество вариантов. С другой стороны, в связи с тем, что они не дают возможности зафиксировать оттенки мнений и не допускают вербального выражения этих мнений, информация, которую получают с их помощью, будет, вероятно, ограниченной.
По этой причине в анкету были включены и открытые вопросы, которые дают возможность респондентам выражать свои взгляды собственными словами, а не просто тыкать в заранее выбранные ответы. Такие варианты вопросов более гибкие, они дают более богатую информацию, чем стандартизированные. Исследователь может развить свои вопросы, чтобы глубже разобраться в том, что думает респондент. С другой стороны, отсутствие унификации означает, что ответы будет трудно сравнивать. Оптимальное время заполнения анкеты - 35 - 45 минут (25 - 30 вопросов). Для оценки качества анкеты проводилось пилотажное исследование (на микровыборке из 50 человек). В исследовании был использован раздаточный способ (когда заполнение анкеты происходит сразу после ее вручения).
Социологическое интервью - это наиболее глубокий метод сбора информации, предполагающий личную беседу. При этом методе был использован формализованный метод - беседа по жестко определенному опроснику. Здоровье -это состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, рекреационной и пр.) или же это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
Если поднять вопрос здоровья в России, то оно не является общественной и персональной ценностью. Россияне не склонны думать о здоровье, как о собственном ресурсе и капитале, не склонны заботиться о своём здоровье. Согласно опросам ВЦИОМ, проведённым в 2006 году, более трети россиян вообще не заботятся о своём здоровье, а среди тех, кто говорит о том, что заботится о нём - заботится о нём пассивно. Этот фактор, во многом, является ключевым для динамики смертности и заболеваемости.
Нами был проведен опрос молодежи методом анкетирования в КГУ им. Циолковского. Возраст опрашиваемых от 17 до 23 лет. Всего 260 человек. Для проведения опроса участникам была предложена одна и та же анкета.
По нашим данным получилось, что 53% учащихся не используют каждый год свой отпуск для восстановления здоровья, 51% редко или не интересуются вообще информацией о здоровье, 60% не соблюдают режим дня, 50% идут к врачу, только
тогда, когда самочувствие становиться плохим, 80% имеют увлечения, 49% считают, что самым лучшим способом расслабления являются физические нагрузки, 40% чувствуют облегчение после учебы, что все закончилось.
По результатам опроса респонденты были распределены на две группы. В первую попали те, кто стремится сохранить свое здоровье, во вторую - те, кто спокойно относится к его состоянию. В первую группу вошло 150 человек, во вторую - 110. После чего участникам эксперимента было предложено ответить на вопросы опросника.
1. К.Э. Циолковский -
а) Учитель одной из Калужских гимназий
б) Политический и общественный деятель
в) Ученый, один из основоположников ракетостроения
2. К.Э. Циолковский родился в
а) Калуге
б) Калужской области
в) Рязанской области
3. К.Э. Циолковский в свободное время конструировал
а) дирижабли
б) ракеты
в) крылья, на которых человек мог бы подняться в небо
4. Калужане относились к К.Э. Циолковскому
а) с уважением
б) как к безобидному чудаку
Подавляющее большинство опрошенных (75-80%) назвали К.Э. Циолковского великим ученым, основоположником ракетостроения, философом.
Местом рождения ученого 40% считают Рязанскую, а около 38% - калужскую область.
Половина респондентов считает, что К.Э. Циолковский конструировал ракеты и запускал их модели в небо, около 30% сообщило о создании дирижаблей, остальные опрошенные полагают, что ученый разрабатывал крылья, явно путая его с уже упомянутым дьяком Кедровым.
Около 60% опрошенных высказали мнение о том, что современники относились к К.Э. Циолковскому с уважением, которого он явно заслуживал, однако остальные уверены в том, что калужане относились к нему как к чудаку. Как не вспомнить высказывания некоторых современников К.Э. Циолковского: «Этот калужский абориген, выживший из ума человек, полуграмотный невежда, учитель арифметики у епархиалок, т. е. у поповских дочек (какая постыдная должность!), ничего не понимающий в науке, берется за решение неразрешимых задач, над которыми бились умы знаменитых профессоров... Позор городу, в котором живет человек, распространяющий никчемные фантазии по всей стране. Ведь он печатает за свой счет десятки брошюр толщиной в несколько страниц и рассылает их бесплатно во все концы России».
И печальные ощущения вызывает тот факт, что около 60% респондентов ни разу не посетили ни Дом-музей К.Э. Циолковского, ни Музей истории космонавтики. Калуга является уникальным местом, городом, где К.Э. Циолковский заложил теоретические основы современной космонавтики, создал свою «Космическую философию». Здесь находится и долгие годы успешно работает первый в мире музей истории космонавтики, Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Необходимо возвращать Калуге отчасти утерянный, но все еще очень актуальный и престижный брэнд: «Калуга - колыбель космонавтики».
Список литературы
1. Алексеева В.И. К.Э. Циолковский: "Я был страстным учителем" Оригинал статьи: http://www.ug.ru/98.32/t18.htm
2. Арлазоров М.С. Циолковский. - Третье издание, переработанное и дополненное. - М.: Молодая гвардия, 1967. - 256 с.
3. Блинков С. Циолковский: творец и личность. - Наука и религия, № 11-12, 1988.
4. Земблинов С.В. Сквозь рутину и косность.
http://www.tsiolkovsky.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=66&Itemid=22)
5. Космодемьянский А.А. К.Э. Циолковский. - М.: Просвящение, 1980. - 144 с.
6. Лыткин В.В., К.Э. Циолковский и духовные искания русской интеллигенции на рубеже 19-20 вв. К.Э. Циолковский и современность. Материалы ХЬУ Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. -Калуга: Издательство «Эйдос», 2010. - с. 46 - 54
7. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. К.Э. Циолковский. Грёзы о Земле и небе. - Тула: 1986.
REPRESENTATION OF THE KALUGAS YOUTH ABOUT THE ROLE OF K. E. TSIOLKOVSKY AND THE VALUE OF SPACE EXPLORATION
O.A. Lytkina
The Department of education of Kaluga e-mail: [email protected]
The ratio of residents to our great countryman has always been ambiguous. Contemporaries remember him as a hardworking, attentive man. Until the last days of K. E. Tsiolkovsky tried to maintain his physical condition, he made Hiking and Cycling, swimming, and in winter he loved to skate. In 2012-2014, we carried out a pilot study of young people's attitudes to work and personality K. E. Tsiolkovsky. We have interviewed nearly 300 residents aged 16 - 20 years. The questions had to do with the personality of the scientist and his work. Some research results are presented below.
Keywords: Kaluga, Kaluga, creativity, health, public opinion poll.