Бюлл. Спец. астрофиз. обсерв., 2007, 60-61, 264-270
© Специальная астрофизическая обсерватория РАН, 2007
Представление студентов о проблеме внеземных цивилизаций
О. М. Теиякова
Московский государственный агроинженерный университет им. В.П.Горячкина
Статья посвящена исследованию репрезентации проблемы внеземных цивилизаций в сознании студентов (МГАУ им. В.П.Горячкина, факультет “Технический сервис в АПК”). На основании студенческих письменных творческих работ автор делает ряд выводов о мифологемах SETI в массовом сознании, а также о мифологизации общественного сознания посредством СМИ.
IDEA OF STUDENTS ABOUT THE PROBLEM OF THE EXTRATERRESTRIAL
CIVILIZATIONS, by O.M.Tenyakova . The students of the Moscow State Agrarian Engineering University (The faculty of Technical Service in the agriculture) informed of their options about a problem of the extraterristrial life and intelligence in the small creative works. In consequence an author made some conclusion about representation of this problem in mass consciousness (in particular about mythicization of mass consciousness with help the mass media).
На сегодняшний день существует тесная связь собственно философской проблемы внеземных цивилизаций с проблемами техники, экологии, культуры, искусства, мифологизации массового сознания и, в целом, с эпохой “неограниченной экспансии” человечества (по выражению И.С. Шкловского). Мировоззренческое значение данной проблемы можно наглядно продемонстрировать на материале небольшого социологического исследования. В качестве примера будет приведён анализ самостоятельных работ студентов МГАУ им. В.П.Горячкина (2-ой курс факультета “Технический сервис в агропромышленном комплексе”) и первокурсников Института экономических преобразований и управления рынком. 150-ти студентам было предложено изложить свои мысли по проблеме внеземных цивилизаций в форме творческой работы — небольшого сочинения. В качестве плана предлагались следующие “наводящие” вопросы:
1. Существуют ли, на Ваш взгляд, внеземные цивилизации или внеземной разум?
2. Можно ли (и каким образом) установить контакт с внеземными цивилизациями?
3. Изменилось бы сознание людей, если бы были открыты какие-либо формы внеземного разума?
Прежде всего хотелось бы привести спектр наиболее распространённых ответов на каждый из этих вопросов.
Первый вопрос.
— Внеземные цивилизации несомненно существуют, возможно, они даже находятся среди нас, постоянно наблюдают за нами, изучают нас.
— Да, об этом свидетельствует множество фактов, например, НЛО или египетские пирамиды, до сих пор остающиеся загадкой для человечества.
— Возможно, где-то во Вселенной существует планета, имеющая благоприятные условия для развития живых организмов, и эти организмы имеют разум, даже находятся на более высокой стадии развития по сравнению с человеком; Земля не может быть единственной обитаемой планетой.
— Их существование так же вероятно, как и возникновение разума на Земле.
— Внеземной разум — это Бог.
— Внеземные цивилизации возможны, так как множество явлений, происходящих в жизни, непонятны.
— Учёные, хотя и говорят о возможности существования внеземного разума, пока не располагают фактами
— Нет, нам навязывают эту мысль СМИ; на других планетах не обнаружены даже какие-либо следы внеземных цивилизации; если бы они были, это давно было бы доказано.
Второй вопрос.
— Контакт с внеземными цивилизациями может и должен быть установлен; контакт неизбежен!
— Некоторые люди уже входили в визуальный
контакт с внеземными цивилизациями.
— Установить связь с внеземными цивилизациями было бы очень интересно, с каждым годом люди пытаются достичь этого, возможно, в скором будущем мы сможем установить связь.
— Контакт смогут установить лет через 30-40, когда наша техника будет на грани фантастики.
— Это практически неосуществимо по желанию одной стороны (людей, например); контакт может состояться, но если только вторая сторона искала бы возможность контакта.
— С ними удалось бы связаться лишь в том случае, если бы они были хоть немного сходны по разуму с человеком.
— Сами люди не знают, чего бы они хотели от данного контакта; многие просто не представляют себе, каким образом он мог бы произойти.
— Нет, поскольку люди не могут наладить контакт даже друг с другом.
Третий вопрос.
— Несомненно, это будет иметь мировое, планетарное значение, прогресс.
— Да, ведь людям откроются новые технологии и разгадки многих тайн вселенной.
— Появилось бы стремление к обмену знаниями с другими цивилизациями; люди станут по-другому определять своё положение в привычном мире, — не только сознание, но и жизнь людей кардинально изменится.
— Безусловно, сознание людей изменится, так как человек сможет мыслить о более возвышенном, о безграничности существования.
— Люди стали бы сознательнее относиться к окружающим их вещам, так как почувствовали бы себя не единственными во Вселенной и несли бы большую ответственность за свои действия.
— Это зависело бы от характера контакта (ведь он может быть различным).
— Если и откроют какой-либо внеземной разум, то, скорее всего, он поработит нас или мы его.
— У такого контакта могут быть и свои отрицательные стороны (например, в случае непонимания, война или что-то страшное).
— Изменить сознание всех людей сразу невозможно, потому что не все готовы верить во что-то иное, не все согласятся изменить своё мышление, образ жизни.
— Ничего бы не изменилось, потому что в наше время разум забит другим.
В целом, данное исследование позволило выявить полный спектр мнений по проблеме внеземных цивилизаций — от восторженной уверенности до скептицизма и категорического отрицания, а также довольно высокую степень заинтересованности в этом вопросе. Несмотря на то, что проблема БЕТ! не является насущной, и на данный мо-
мент разговор о внеземном разуме считается беспредметным, многие студенты высказывались за научный поиск: “Возможно, кто-то не верит в существование внеземных цивилизаций или боится верить, но я считаю, что верить надо, — для того, чтобы был стимул изучать мир в дальнейшем”. Около 80% всех опрошенных студентов верят в существование внеземных форм жизни и сознания, что отражает современные научные взгляды на эту проблему.
Большинство опрошенных студентов затронуло в своих работах всего несколько тем, что позволило выделить основные мировоззренческие аспекты этой проблемы.
1. Актуальность проблемы внеземных цивилизаций
Во многих работах прозвучала мысль о том, что каждый человек подсознательно верит в существование внеземных цивилизаций или, по крайней мере, задумывается о происходящем во Вселенной. Если исходить из теории вероятности и логических рассуждений, то смело можно предположить, что где-то в глубинах Вселенной, на необъятных просторах космоса, должны существовать и другие формы разума, отличные от нас, но так же ищущие встречи: “Ведь не может быть, чтобы на столь большом просторе существовали только мы. А для чего было сформировано такое бесчисленное множество звёзд и планет над нашими головами?..”
Необходимо отметить, что почти всеми студентами была затронута проблема эволюции Вселенной и человечества. Большинство имеет довольно чёткое представление об особенностях развития мегамира. Однако в их работах зачастую были отражены фрагментарно усвоенные научные гипотезы о “параллельных вселенных”: “Где-то во Вселенной есть планета, на которой повторено всё, что есть на Земле (т.е. копия нашей жизни, только там я могу быть кем-то более эрудированным и способным)”. Помимо этого, в некоторых минисочинениях явно прослеживались отголоски современных научных теорий о микро- и макросимметрии: “Наша Солнечная система, да и многие другие, похожи на атомы, галактики — это молекулы, а Вселенная, возможно, — какой-то предмет”. Также, проявляя разумный критицизм, студенты полагают, что дальше пределов Солнечной системы ничего подробно не исследовано, однако “в таком огромном пространстве есть место не только для “нас”, но и для более разумных цивилизации”.
Следующим важным аспектом были проблемы происхождения жизни и сознания, эволюции чело-
вечества. Около 90% всех опрошенных студентов (т.е. даже больше, чем убеждённых в существовании внеземных цивилизаций) считают, что появление человечества было закономерным и вполне возможно существование такой планеты, условия на которой совпали с нашими. Во Вселенной происходит множество процессов и реакций, которые вполне могут привести к появлению высокоорганизованных структур. При этом студенты предполагают, что представители внеземной цивилизации могут кардинально отличаться от нас анатомическим строением, напрямую зависящим от среды обитания, или представлять собой “скопления мыслящей энергии”. По поводу возможного контакта с внеземной цивилизацией в некоторых работах высказываются довольно оптимистические мнения: “Они не обязательно должны быть гуманоидами. Возможно, обыкновенные камни — тоже разумные существа. Вселенная огромна и хранит в себе много различных видов разума. Призраки, духи (как называют их люди), возможно, тоже внеземные формы жизни, только они не имеют плоти и пытаются войти в контакт с нами с помощью более понятных нам образов”. Подавляющее большинство студентов полагает, что открытие внеземных цивилизаций будет настоящей научной революцией, напрямую влияющей на сознание людей.
2. Мифологизация сознания при помощи литературы, киноискусства и СМИ
Сами студенты не всегда понимают, что СМИ не только так или иначе формируют их представления о внеземном разуме, но, зачастую, навязывают их: “Судя по всему, внеземные цивилизации чем-то должны напоминать форму нашего существования, значительно опережать человечество в своём научном развитии, но по образу жизни очень сильно походить на нас, т.е. они живут в домах, создают семьи, работают и т.п.”; “Я представляю их в виде зелёненьких существ с яйцевидной формой головы, тремя пальцами”; “... придерживаюсь сложившихся стереотипов о внешности инопланетян. Это маленькие человечки с зелёными телами, большими ушами и длинными пальцами, умеющие читать мысли и обладающие даром предвиденья”.
Вероятно, под воздействием фильма М. Гибсона “Знаки” сформировались такие мысли: “.. .“Они” несомненно находятся где-то среди нас, постоянно наблюдают за нами, изучают нас, нашу культуру, менталитет, бытие”. Попадаются в работах и совсем комичные замечания: “Если судить по фильмам, то наша цивилизация не так хорошо
развита, как инопланетная”. Влияние киноискусства прослеживается и в том, как студенты представляют себе потенциальных “братьев по разуму”. В большинстве случаев им приписывается гумано-идная форма и сходные с человеческими устремления: “Ещё не скоро наступит или вообще не наступит то время, когда пришельцы будут свободно гулять по нашим улицам и пить вместе с нами кофе за одним столом”; “Постепенно внеземной разум подготавливает нас к прямому контакту. Это проявляется в том, что всё чаще в небе появляются НЛО. Этим они, наверное, пытаются не вызвать в дальнейшем у людей шок при виде их”.
Помимо изменения человеческого восприятия, по мнению студентов, “они” ждут, пока уровень нашего технологического развития будет значительно выше, чем сейчас (человек будет готов к встрече с внеземными цивилизациями), и только тогда вступят с нами в контакт. В любом случае, внеземным цивилизациям приписывается несравнимо большее техническое могущество и, зачастую, агрессивность (как следствие проекции на внеземные цивилизации человеческих действий и желаний): “Земля станет рабом внеземных цивилизаций, так как, исходя из их превосходства, наше технологическое отставание приведёт нас к полной зависимости от их технологий”.
Однако миф о “добрых инопланетянах” и внеземном разуме как источнике блага достаточно сильно закреплён в сознании (вспомним фильмы “Близкие контакты третьего рода”, “Контакт” и др.), поэтому многие студенты с некоторыми оговорками выступают в защиту внеземных цивилизаций: “Мы — народ очень жестокий (конечно же, не все, но большая часть), поэтому, если мы хоть когда-нибудь установим контакт с внеземными цивилизациями, то, я боюсь, что они нас не смогут понять”.
Многие студенты видят во внеземных цивилизациях некий утопический социальный идеал: “В таком огромном пространстве есть место не только для “нас”, но и для более разумных цивилизаций”. Некоторые убеждены в том, что над землянами идёт какой-то межпланетный эксперимент, в рамках которого людей изучают на жизнепри-годность, т.е. способность выжить под действием природных катаклизмов, а также в борьбе между собой.
Вызывает интерес, с одной стороны, доверие студентов к СМИ и, в то же время, их убеждённость в засекреченности информации о контакте. Часто встречаются мнения о том, что политикам и учёным уже удалось если и не установить контакт, то, по крайней мере, обнаружить существование “инопланетян”. Однако подобные разработки не оглашают общественности, так как “иначе
могут начаться необратимые реакции в обществе”: “Правительство, даже если у него имеются конкретные доказательства внеземных цивилизаций, не придаёт этому огласки... Человек знает то, что ему позволяют знать”. Мотивируют же подобное утаивание информации потенциальными негативными изменениями в общественном сознании, паникой и угрозой войны. Ещё одной причиной возможного утаивания информации, по мнению студентов, можно назвать создание различных сект, где люди легко поддаются влиянию мыслей о действии других цивилизаций на человечество.
Лишь немногие из опрошенных признали, что не могут судить о внеземных формах жизни, поскольку им не хватает знаний об этом.
3. Отождествление внеземных цивилизаций и аномальных явлений в мифологизированном сознании
Исходя из письменных работ и устных опросов студентов на семинарах, можно сказать, что в массовом сознании закреплено отождествление внеземных цивилизаций, НЛО и аномальных явлений в целом. Многие связывают внеземные цивилизации с домовыми, “призраками”, ясновидением и т.п.: “Есть люди-феномены, имеющие разные способности. .. у одних — способность предвидеть будущее, другие плачут алмазами, третьи обладают рентгеновским зрением”; “Есть множество предметов, которые созданы не на нашей планете. Например, кусочек стекла, которому более 9000 лет, кусок металла неизвестного происхождения, обработанный странным способом... ”.
Помимо собственно аномальных явлений, не без влияния СМИ, с внеземными цивилизациями связывают постройку египетских пирамид, Стоунхенджа, гибель Атлантиды и т.п. В связи с этим, хотелось бы привести следующую цитату: “На Земле, кроме нашей, существуют другие цивилизации, невидимые нам. Они, в свою очередь, тоже не видят нас”.
4. Последствия потенциального контакта
4.1. Позитивные
Многие студенты уверены, что открытие внеземных цивилизаций окажет существенное, даже колоссальное влияние на наш мир, но только в том случае, если открыты будут не “бактерии или грибы в 1000000 световых лет от Земли”, а разумные существа в пределах реальной досягаемости. Живя в своём замкнутом, оторванном от других цивилизаций мире, возможно, человечество многого не
знает, и если “они откроют нам глаза на непонятные вещи и явления”, совершится коренная ломка сознания человека, частичное или полное изменение мировоззрения: “Мы стремились бы поступать, как они, стремились бы познать эти новые, открытые для нас формы. Нам ведь всё интересно, у нас так разум устроен”. Некоторые полагают, что появилась бы какая-нибудь другая вера, предметы поклонения: “Сознание людей изменится, особенно это касается религиозных тем (если окажется, что мы “плод в их огороде”)”.
Большинство студентов довольно скептически оценивает возможность нравственного изменения, однако считает, что в материальном плане (влияющем, однако, и на духовность) цивилизация только выиграет: появятся новые цели в науке и новые направления в искусстве, культуре и т.д.: “Жизнь бы изменилась, я думаю, жить было бы интересней!”
В некоторых работах отразилось представление о внеземных цивилизациях как источнике импульса для глобального развития человечества: “Люди изменят своё мнение о мире, о других, о себе самих. Возможно даже, что, установив контакт с внеземными цивилизациями, люди начнут самосовершенствоваться, начнут искать в себе какие-то недостатки, развиваться. Это будет очень полезно, т.к. на данном этапе человечество замерло, происходит регресс общества. Силы для внутреннего развития черпать уже неоткуда”.
4.2. Негативные
Неизвестность всегда пугает людей. Никто не знает, что после потенциального контакта произойдёт и к каким последствиям приведёт, поэтому студенты пишут: “Я бы не хотел даже в страшном сне увидеть и тем более пообщаться с представителями внеземной цивилизации. Зачем мне это?! В жизни и без этого хватает проблем”.
Многие полагают, что представителей внеземной цивилизации, если они есть, надо опасаться, поскольку может возникнуть проблема угрозы из космоса. Опираясь на просмотренные фильмы, некоторые стоят перед дилеммой: будет ли “пришествие инопланетян” мирным или станет носить завоевательский характер. Однако чаще высказывается сомнение в моральной готовности людей к контакту: “Наше поколение очень жестокое, всё это доведёт человечество до войны с инопланетянами”; “Человек существо хищное, захотел бы завладеть ими и подчинить их себе”. При этом зачастую выражается надежда на мирный исход событий: “Очень хочется, чтобы, если бы был установлен контакт, не возникло войны между цивилизациями из-за того, кто умнее и сильнее в этом мире”.
Нужно отметить, что, тем не менее, большинство студентов настроены оптимистично: “Я считаю, что верить в существование внеземных цивилизаций надо, — для того, чтобы был стимул изучать мир в дальнейшем”; “Безусловно, сознание людей изменится, так как человек сможет мыслить о более возвышенном, о безграничности существования, т.к. внеземной разум разбивает все границы реальности”.
5. Утилитаризм
Во многих работах отразилась утилитарная установка на получение материальной выгоды от возможного контакта: “А если они будут поставлять нам новейшие инопланетянские технологии (телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники) хорошего качества, то мы будем их любить. Такая уж человеческая натура!”
Следствием контакта, по мнению студентов, должен стать обмен опытом, информацией, новой “как для тех, так и для других”. Люди могут открыть в себе новые способности, новые возможности для развития. Студенты полагают, что внесение новых технологий, принципиально новых знаний, предметов искусства коренным образом изменит сознание людей. Другой вопрос: нужно ли это? С одной стороны, самобытность развития человечества будет нарушена. Но с другой — человечество обретёт новые знания, станет сразу на несколько уровней выше в своём развитии. Человечеству это нужно как продолжение его эволюционного пути. Если же наша цивилизация замкнётся в рамках Земли, то она рано или поздно погибнет от “внутренних разногласий”.
6. Скептицизм
Некоторым студентам (нужно отметить, меньшинству, менее четверти опрошенных) присуще скептическое отношение к возможному существованию внеземных цивилизаций в той или иной степени. Опровержением существования внеземных ЦИВИлизаций, по их мнению, может служить вечная тяга людей вплетать “мистические нотки” в необъяснимые явления. В подобных работах прозвучала мысль о том, что внеземные цивилизации подобны пантеону богов в Древней Греции. Этим понятием современный человек пытается дать объяснение таким вещам, к примеру, как появление в небе НЛО. Деятельность богов объясняла людям в древности непонятные для них явления: дождь, грозу, землетрясение и др. Люди не могут дать некоторым явлениям логическое или научное объяснение и пытаются заменить его чем-то “выдуманным” или мифом. В некоторых работах подоб-
ный скептицизм проявляется в довольно категоричной форме: “Я считаю внеземной разум ВЫМЫСлом для подчинения слабоумной толпы”.
Студенты пишут и о невозможности контакта с другими цивилизациями на некоем ментальном уровне, т.к. за много лет существования нашей цивилизации мы привыкли к своим жизненным принципам, идеалам, а если и существуют другие цивилизации — они также “привыкли к своему образу ЖИЗНИ, своему строю”. Помимо этого, с точки зрения опрошенных “скептиков”, усилиями *4оди ниц людей” сегодня невозможно доказать истинность существования внеземных цивилизаций.
7. Реакция на бездуховность и кризис современной цивилизации
В 70% работ студенты, подводя итог своим размышлениям, соотнесли потенциальное существование внеземных цивилизаций с глобальными проблемами современности и деструктивностью человечества. Почти во всех этих работах говорится об экологии и проблеме сохранения мира, причём студенты напрямую связывают угрозы современной цивилизации с изменениями в духовной сфере: “В “Тайной доктрине” Блаватской говорится о том, что до людей существовали другие расы, и все они погибли из-за глобальных катаклизмов, вызванных отсутствием нравственности и морали, и современный человек идёт к тому же, а спасти может только духовное развитие. Но сейчас мы живём в то время, когда прежде всего материальные блага, про душу все забыли... “... человечество
поставило себя слишком высоко над всеми живыми существами, возомнило себя Богом, творящим судьбы всех остальных”. В связи с этим, узнав, что люди не одни во Вселенной, возможно, они задумаются о сохранности планеты, станут по-другому определять своё положение в привычном мире.
Многие студенты связывают возможное изменение сознания людей с тем, что на данный момент, когда существование внеземного разума не открыто или не признано официально, человечество считает себя единственным “правителем мира”. Люди чудовищно относятся к окружающей среде, загрязняя её так, что появилась угроза глобальной экологической катастрофы. Поэтому, “узнав, что люди не одни во Вселенной, может быть, они задумаются о сохранности своей планеты, хотя бы для того, чтобы существовать полноценно, развивать знания и общение с другими цивилизациями, а, возможно, и объединиться с ними. Хотя это уже на грани фантастики. Люди настолько привыкли быть единственными, что их созна-нив и самолюбие, даже эгоизм, не позволят вой-
ти в жизнь утверждениям о существовании другой цивилизации”. Ещё одна цитата: “Пока мы не перестанем считать себя уникальными и выделять себя из остальной природы, нам лучше не знать о других более разумных цивилизациях”.
В целом, можно сказать, что письменные работы студентов по такой сложной комплексной междисциплинарной проблеме были довольно аргументированы и обоснованы, и даже позволили выявить некоторые зачатки философского мышления у студентов: “Всех интересует существование внеземных цивилизаций... Но, с другой стороны, ведь жить в мире, где всё открыто, всё разгадано — неинтересно”; “Это совсем не “зелёные человечки” и “летающие тарелочки”, а сложный, не поддающийся объяснению разум, цивилизация, которая намного дальше ушла в своём развитии изначально... ”; “Рано или поздно внеземной разум даст о себе знать более реально, чем это было до сих пор, и человечество наконец поймёт, какую нишу оно занимает в бытии!”; “Не сознание людей должно измениться, когда произойдёт контакт, а контакт произойдёт, когда наше сознание изменится!”
Иногда взгляды студентов на поставленную проблему отличались своеобразием и были оптимистическими по отношению к внеземному разуму в сочетании с пессимизмом относительно современного человечества: “... Зелёные человечки с большими головами — это стандарт, стереотип, который пытаются вбить в голову. Внеземные существа могут выглядеть абсолютно так же, как человек. Только они умнее, честнее, искреннее. Они не разрушают. Они создают. Создают красоту, что-то прекрасное и удивительное, так же, как Творец создавал небо или звёзды... Не надо уж очень далеко летать за внеземным разумом, в какие-нибудь глубины галактики. Его можно найти прямо на этой планете. На Земле. Художники, поэты, учёные, скульпторы или писатели... Люди искусства, люди, несущие этому серому миру красоту, блаженство от созерцания их творений. Они создают, а не разрушают. Они наглядно показывают другим, что такое прекрасное. Они мыслят по-другому, иначе, не так, как все... Это — внеземной разум чистой воды.”
В большинстве случаев опрошенные студенты демонстрировали немного наивные, но оптимистичные установки. По мнению студентов, из контакта с внеземными цивилизациями люди вынесут для себя много нового, осознают свои поступки, возможно, и смысл жизни, — всё это положительно повлияет на общественное сознание. Потенциальный контакт пойдёт на пользу “и тем, и другим”, т.к. с его помощью все сделают для себя какие-то важные выводы: “Если бы были открыты
какие-либо формы внеземного разума, то сознание наше изменилось бы, возможно, мы стали бы задумываться о своих поступках и вообще задали вопрос: “А для чего мы живём и ради чего?”... ”
Однако не обошлось и без курьёзов, которые, впрочем, говорят о серьёзных пробелах в образовании. Приведу несколько подобных цитат:
- Я думаю, что наша вселенная одна из тысяч вселенных в галактике. То, что происходит в нашем мире, мы можем узнать по телевидению, из газет. А то, что происходит в других вселенных, нам пока не известно (простым людям).
- Я придерживаюсь сложившихся стереотипов о внешности инопланетян. Это маленькие человечки с зелёными телами, большими ушами и длинными пальцами, умеющие читать мысли и обладающие даром предвиденья. Многие мечтают о встрече с ними, но я бы не советовал с ними встречаться. Мало ли о чём они думают своими большими зелёными головами... - Я представляю их в виде зелёненького существа с яйцевидной формой головы, тремя пальцами. Это в принципе очень забавно — завести себе такого друга, зелёненького, они наверное могут медитировать, т.к. из космоса. Глядишь, и мы чего-нибудь начали бы делать.
- Они бы летали к нам, мы бы летали к ним, делились умом и сообразительностью.
- В принципе форма у них разная: одни прозрачные, другие невидимые, хотя это одно и то же, другие видимые.
- Я придерживаюсь мнения “ветхого завета” и многих астрологов, которые тоже считают, что есть ещё одна живая цивилизация — Земля 2.
- Если взять в пример святых и Господа Бога, то могу сказать, что они на самом деле существуют и этому есть вещественные доказательства.
- Сознание людей конечно изменилось бы. Потому что в это время у человека помутился разум. Я во всём придерживаюсь религиозных сказаний, повторять пересказ бессмысленно.
- Если бы я был открыт, то, мне кажется, что ничего бы не изменилось, всё осталось бы на своих местах.
- Внеземным разумом можно называть не только людей, отличающихся от нас в умственном развитии, но и людей, способных совершать неземные поступки.
- Жизнь — это распад белка.
- Наша Солнечная система одна из самых новых.
- Если верить учёным (всё-таки умные люди), то внеземные цивилизации существуют.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Зачастую о проблеме БЕТ! можно услышать: нужно ли вообще этим заниматься, не лучше ли направить ресурсы и усилия на более земные проблемы?
Астрономия и астрофизика должны решать только практические задачи — те, что могут принести максимальную пользу обществу (такие идеи звучали, кстати, в уже упоминавшемся фильме “Контакт”), а философии не нужно вторгаться в сферу естественных наук. И всё же: не хлебом единым
жив человек, и пока современная наука предлагает для философского осмысления мировоззренческие вопросы, они не должны оставаться без внимания. Именно в этом и заключаются объяснительноинформационная, эвристическая и интегрирующая функции философии.