Научная статья на тему 'Представление о ценностях в учении В. Франкла'

Представление о ценностях в учении В. Франкла Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6712
677
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТОР ФРАНКЛ / ЦЕННОСТИ / ЛОГОТЕРАПИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ДИМЕНЗИОНАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ / VALUES / LOGOTHERAPY / EXISTENTIAL ANALYSIS / DIMENSIONAL ONTOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ревушкина Марина Борисовна

Рассматриваются представления о ценностях в теории логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла в контексте современной аксиологической парадигмы. Актуализируется проблема понимания категории ценности в -учении Франкла и предлагаются ракурсы её понимания в контексте неклассической онтологии. Рассматривается эвристичностъ этих представлений для решения проблем современности, проявляющихся на уровне личности как экзистенциальный вакуум, ноогенный невроз и потеря цельности смысловой организации, определяются возможности и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of values in Viktor Frankl''s logoterapy

The article is devoted to the analysis of representations about values in the founder of the theory of existential analysis and logotherapy by V. Frankl. Identify the features of axiological views thinker, allows the analysis of its position on the following questions: what is the value, the ontological status of values, a way of knowing their man, the classification values. Proves the value and the heuristic potential of this approach for the present, when traditional values are gone, and the main feature of the global world instability. Apart from that, the applicability of Frankl''s approach to the nature values.

Текст научной работы на тему «Представление о ценностях в учении В. Франкла»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2015. № 2 (30)

УДК 740

DOI 10.17223/1998863Х/30/16

М.Б. Ревушкина ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ В УЧЕНИИ В. ФРАНКЛА

Рассматриваются представления о ценностях в теории логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла в контексте современной аксиологической парадигмы. Актуализируется проблема понимания категории ценности в -учении Франкла и предлагаются ракурсы её понимания в контексте неклассической онтологии. Рассматривается эвристичностъ этих представлений для решения проблем современности, проявляющихся на уровне личности как экзистенциальный вакуум, ноогенный невроз и потеря цельности смысловой организации, определяются возможности и перспективы.

Ключевые слова: Виктор Франкл, ценности, логотерапия, экзистенциальный анализ, димензиональная онтология.

Ценностная проблематика в том или ином виде всегда присутствовала в философии и других областях социогуманитарного знания, получая новые интерпретации в разные исторические периоды. Социокультурный контекст современности: глобализация и господство «цинического разума»1. И хотя на фоне постмодернистского релятивизма в моду вошли рассуждения о равноценности истины и лжи, ирония и скептицизм. Но, и принимая во внимание такие реалии современности, как отказ от универсальных норм, сосуществование различных религий, мировоззрений, теорий и культур, разрушение традиционных ценностей, вовсе не обязательно относиться к ней «постмодернистски». Сам постмодернизм можно рассматривать как разрушение изжившего себя классического типа западной рациональности. Для предотвращения мировых кризисов и катастроф требуются общечеловеческие ценности.

Хотя ценностная проблематика существенна в наше время, и сам анализ её актуальности может стать темой отдельного исследования, в аксиологии отсутствует общепринятая теория ценностей, а присутствуют конкурирующие концепции. Такая ситуация получает разную оценку в исследовательской литературе: одни считают её кризисом аксиологии, другие объясняют её, исходя из природы ценностей. Н.С. Рыбаков считает, что существующие в нашей философской литературе многообразные и даже противоположные представления о ценности прогнозировал ещё Н.О. Лос-ский на основании того, что ценности всепроникающи по своей природе [2]. Другой известный исследователь, В.К. Шохин, выражает иную позицию, он пишет: «Фундаментальная аксиология, в отличие от множества разновидностей «прикладных», переживает глубокий кризис» [3. С. 11]. По его мнению, отсутствие общей теории ценностей приводит к возникновению «при-

1 Описан Петером Слотердайком в его известной книге «Критика цинического разума» [1].

кладных» аксиологий, которые создаются в отдельных региональных областях, для решения конкретных проблем. К таким «прикладным» аксио-логиям можно отнести и теорию ценностей Виктора Франкла. Представление о ценностях является важной составляющей созданной им теории экзистенциального анализа и логотерапии, или третьей Венской школы психотерапии.

Для того чтобы выявить особенности аксиологических взглядов автора логотерапии, проанализируем его позицию по классическим для аксиологии вопросам: что такое ценность, онтологический статус ценности, способ познания их человеком, классификация ценностей. Ответы на них приводят к существованию разных точек зрения, подробное описание которых сделано в соответствующей исследовательской литературе.

Основной вопрос аксиологии «что такое ценности» в теории логотерапии и экзистенциального анализа Виктора Франкла тесно связан с вопросом о смысле жизни. Он считает, что универсального смысла жизни не существует, всё, чем располагает человек, - это лишь тот уникальный смысл, который он может отыскать в каждой неповторимой и конкретной ситуации. Учитывая то обстоятельство, что среди всех индивидуальных ситуаций есть и такие, в которых можно найти кое-что общее, Франкл делает вывод, что «есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество» [4. С. 288].

Ценности имеют двойственный онтологический статус: они и субъективны и объективны. Франкл считает, что бытие смыслов объективно, но усматривается индивидом неповторимым, уникальным образом. С одной стороны, ценности ограничены прошлым и будущим, т.е. связаны с исторической традицией, с другой, они вневременны и формальны по отношению к историческому материалу. С одной стороны, он пишет, что источником ценностей являются: мир десяти тысяч уникальных ситуаций и совесть человека как «смысловой орган», способный отыскать уникальный нравственный смысл в каждой ситуации. С другой стороны, он доказывает, что ценности и смыслы не субъективны, не являются простым выражением самости индивида. Поскольку ценности - это те же кристаллизовавшиеся смыслы, а уникальный смысл ситуации открывается через уникальную трансценденцию, направленную к Логосу, следовательно, трансцендентным источником ценностей является Логос2. Это противоречие проясняется Франклом в его концепции димензиональной онтологии (от лат. Шшешю - измерение). Он пишет: «Человек живет в трех измерениях: соматическом, психическом

1 Понятие «Логос» имеет несколько значений: «Логос прежде всего означает смысл» [6. С. 129]. «В дополнение к значению "смысл" "логос" означает совокупность человечности человеческого бытия и значения "быть человеком!"» [6. С. 229]. «Психотерапия, которая не только признает духовную сторону человека, но и фактически начинается с нее, может быть обозначена термином логоте-рапия. В данной связи логос будет означать "духовный" и, кроме того, "смысл"» [5. С. 5].

и духовном. Духовное измерение не может быть игнорируемым, так как именно оно делает нас людьми» [5. С. 5]. Взаимодействие этих измерений объясняется на основе идеи многомерности, разработанной в геометрии как математический прием. Он подчеркивает: «Как видите, я говорю об измерениях, а не о традиционных слоях бытия, потому что, по моему мнению, именно димензиональная онтология предлагает единственно возможный путь разрешения старой психофизической проблемы человека, который не нарушает его целостности и единства. Это означает, что мы больше не говорим о физическом, психическом и духовных слоях, чтобы не отделять их друг от друга. Но если мы попытаемся понять тело, душу и разум как разные измерения одного и того же бытия, его целостность нисколько не пострадает. Такая интерпретация бытия через призму измерений не дает нам воспринимать целостный феномен как нечто, составленное из множества элементов» [6. С. 131]. При этом Франкл подчеркивает, что «в контексте логотерапии понятие "духовный" не имеет первично религиозной коннотации, но относится к специфически человеческой сфере духа» [7. С. 189]. Для того, чтобы избежать религиозных значений, которые есть у понятия духовный, и подчеркнуть, что имеется в виду именно человеческое измерение, было введено понятие «ноэтический» для обозначения этого измерения. Духовное в человеке Франкл рассматривает «как высшее человеческое измерение в противопоставлении к его психофизиологии» [8. С. 101]. Высший уровень, по мысли Франкла, не носит оценочного оттенка, а означает лишь то, что этот уровень более содержательный и более объемный и включает в себя низшие уровни, а данные, полученные на разных уровнях, не отменяются, а объединяются.

Франкл формулирует два закона димензиональной онтологии, по которым осуществляются взаимоотношения между измерениями. Первый: «Один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отражается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу» [4. С. 49]. В качестве примера он приводит стакан, проекциями которого из трехмерного пространства на горизонтальную и вертикальную двумерные плоскости в одном случае является круг, а в другом - прямоугольник. Ещё более важным Франкл считает то, что стакан - открытый сосуд, в то время как обе его проекции, и круг, и прямоугольник, - замкнутые фигуры.

Второй закон: «Различные предметы, спроецированные из их измерения не в разные, а в одно и то же низшее по отношению к нему измерение, отображаются в своих проекциях так, что проекции оказываются не противоречивыми, но многозначными» [4. С. 49]. Например, тень в виде круга могут отбрасывать цилиндр, конус и шар, нельзя определить на основании тени, какая фигура её отбрасывает. Эти законы, по мнению Франкла, объясняют, почему очевидная закрытость человека на биологическом и психологическом уровнях, на которых он отражается как закрытая система биологических рефлексов и психологических реакций, совместима с открытостью на ноэтическом, более высоком уровне. Поскольку ценности и смыслы находятся в высшем, по отношению к биологическому и психологическому, измерении, то и законы, действующие на этих уровнях, не применимы на но-

этическом (духовном) уровне. «Это третье, духовное, измерение имеет прямое отношение к полноте человеческого бытия во всей его "целостности", но не только как особое измерение, а как раз такое, которое (хотя и не оно одно) собственно и является размерностью человеческого бытия, поскольку только тогда, когда человек конституирует себя в подобных (духовных) действиях, он, так сказать, выходит из сомато-психической плоскости и поднимается в духовное измерение» [8. С. 25].

Человек способен дистанцироваться от биологического и психологического измерений, открыть духовную сферу, ноэтическое измерение смыслов и ценностей. «Духовный подъем над психофизической ограниченностью может быть также назван экзистенциальным актом. Посредством этого акта человек открывает ноологическое измерение бытия и вступает в него; более того, он создает это измерение как свое собственное» [6. С. 131]. Поскольку ценности - это кристаллизовавшиеся смыслы, то экзистенциальным актом является открытие уникального смысла уникальной ситуации. Тем органом, который способен обнаруживать уникальные смыслы, в каждой уникальной ситуации, в теории логотерапии является совесть. Франкл пишет: «Совесть можно определить как интуитивную возможность человека находить смысл ситуации. Поскольку этот смысл — нечто уникальное, он не подпадает под общий закон, и такая интуитивная способность, как совесть, является единственным средством схватывать смысловые гештальты» [6. С. 270]. Совесть позволяет выбрать наиболее ценное действие в жизненной ситуации, в то время как разум выбирает более эффективное. Кроме того что совесть интуитивна, она также и креативна. И это её качество проявляется в способности обнаруживать уникальные смыслы уникальных ситуаций, которые противоречат принятым ценностям. «Уникальный смысл сегодня - это всеобщая ценность завтра. Так возникают религии и эволюционируют ценности», -пишетФранкл [6. С. 270].

Следуя его идеям, ценности, принятые в культуре, - это только проекции ценностей. Любая вещь физического или психологического плана ценна не сама по себе, а как источник переживания ценности. Франкл пишет, что сущность духовного - соприсутствие. «Духовная данность "соприсутствует" иной данности» [4. С. 93]. Таким образом ценности в теории экзистенциального анализа и психотерапии также всепроникающи по своей природе, как и в концепции Н.О. Лосского. Благодаря природе ценностей, способности духовного к соприсутствию значение ценностей будет выявляться во всех сферах - в этической, эстетической, религиозной, социальной, познавательной и т.д. Но ценности на психологическом и на биологическом уровне -только проекции. Поскольку духовное, или ноэтическое, измерение является высшим, то на низшие уровни, биологический и психологический, ценности могут только проецироваться. По законам димензиональной онтологии эти проекции могут быть противоречивыми и многозначными. Этим объясняется существование разнообразных эмпирических ценностей. Такое свойство ценностей отмечали многие авторы: на психологическом и физическом уровне они только отражаются, вплоть до искажения. «Нравственные, эстетические, экономические, политические и прочие ценности существуют

только как проявление ценностного сознания вообще. Но ценности на этих уровняхмогуттрансформироваться донеузнаваемости» [9. С. 105].

Франкл считает, что обращение к феноменологическому методу позволяет выявить, как обычные люди в повседневной жизни переживают смыслы и ценности. «Логотерапевт - не моралист и не интеллектуал. Его работа основывается на эмпирическом, т.е. феноменологическом анализе, а феноменологический анализ процессов переживания ценностей простым человеком с улицы показывает, что человек может найти смысл жизни в создании творческого продукта, или совершении дела, или в переживании добра, истины и красоты, в переживании природы и культуры; или - последнее по порядку, но не по значению - во встрече с другим уникальным человеком, с самой его уникальностью, иными словами - в любви. Однако наиболее благороден и возвышен смысл жизни для тех людей, кто, будучи лишен возможности найти смысл в деле, творении или любви, посредством самого отношения к своему тяжелому положению, которое они выбирают, поднимаются над ним и перерастают собственные пределы» [4. С. 299]. В соответствии с собственным пониманием природы ценностей Франкл предлагает специфический способ классификации видов ценностей. Три группы: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения - отражают «три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни. Первый - это то, что он дает миру в своих творениях; второй - это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий - это та позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу» [4. С. 300]. Порядок, в котором перечисляются ценности, является не случайным: приоритетными являются ценности творчества. Они реализуются в продуктивных творческих действиях, том личном, индивидуальном, неповторимом, что вносит человек в любую деятельность сверх того образца поведения, который уже предложен и одобрен обществом. Ценности переживания реализуются в чувствительности к явлениям окружающего мира: «Наивысший смысл каждого момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия ... высота горной гряды определяется не высотой какой-нибудь долины, а величиной высочайшей вершины. Так же и жизненные пики определяют осмысленность всей жизни, и единичное событие может задним числом наполнить смыслом предшествующее существование» [4. С. 173]. Он подчеркивает ещё один важный для понимания природы ценностей момент: «Ни в творчестве, ни в переживаниях нельзя довольствоваться достигнутым, каждый день, каждый час требуют от нас новых свершений» [4. С. 244]. Ценности отношения проявляются в той позиции, которую занимает человек относительно факторов, ограничивающих его жизнь: боль, вина и смерть. Ценностям отношения отводится более высокое положение, чем ценностям творчества и переживания. Объяснить это можно тем, что благодаря им человек достигает понимания себя как экзистенциального существования в самоценности. Но осуществить их можно только если обстоятельства, в которых оказался человек, он не в состоянии изменить, и у него нет возможности осуществить ценности творчества и переживания.

Иерархический порядок ценностей определяется моральными и этическими традициями и стандартами общества и переживается вместе с самой ценностью. Принять или отвергнуть его, как и саму ценность, человек волен решать сам. Исходя из понимания природы ценностей в теории логотерапии и экзистенциального анализа, становится понятно, почему Франкл не стремится перечислить все возможные варианты проекций ценностей на уровень ниже ноэтического (которые могут быть разнообразными, многозначными и даже противоречивыми), хотя и настаивает на объективности ценностей. Он эксплицирует сам принцип (кристаллизации смыслов, общих для определенных сообществ, и положения человека в целом), на котором могут быть построены системы ценностей разных культур, обществ, групп. На уровнях физическом и психологическом система ценностей может иметь много вариантов.

Такое понимание ценностей тесно связано с пониманием человека в экзистенциальной традиции: человек не вещь, не предмет среди других, его сущность ускользает от объективирующего взгляда науки. Е.В. Борисов пишет: «Этим обусловлено терминологическое различение понятий "вот-бытие" и "человек": в эмпирических науках человек рассматривается как наличное сущее, бытие которого представляет собой не акт, но факт. Очевидно, что и в экзистенциальной аналитике под титулом "вот-бытие" подразумевается человек, - но лишь постольку, поскольку он существует актуально» [10]. Бытие человека - это только возможность. Человеческим в теории экзистенциального анализа Франкла является ноэтическое измерение. Усмотрение уникального смысла уникальной ситуации становится той основой, которая конституирует бытие человека, в качестве человека. «Онтоло-гизируется» сам процесс открытия смысла. Феноменология может описать только процесс движения от возможности смысла к определенности смысла в уникальной ситуации. Выявление трёх путей, которые дают возможность найти смыслы в каждой конкретной ситуации, становится основой для классификации ценностей, которая как нельзя лучше отражает природу ценностей. Таким образом ценность существует не как определенность, а как активное становление, изначально неопределенное, динамичное и историчное: «Во времена, когда десять заповедей, по-видимому, теряют свою безусловную значимость, человек должен научиться прислушиваться к 10 000 заповедей, которые возникают в 10 000 уникальных ситуаций, из которых состоит его жизнь, и в том, что касается этих заповедей, он может полагаться только на свою совесть. Живая и чуткая совесть - это единственное, что дает человеку возможность сопротивляться эффектам экзистенциального ваку-ума - конформизму и тоталитаризму» [6. С. 271]. Традиционная культура целостного характера, с системой взаимосвязанных ценностей, норм и убеждений, являющихся регуляторами поведения человека, ушла в прошлое. Франкл констатирует, что обесценивание традиционных ценностей неизбежно: «Всеобщие ценности идут на убыль. Вот почему все большее число людей охватывается чувством бесцельности и пустоты или тем, что я называю экзистенциальным вакуумом. Однако даже если все всеобщие ценности исчезнут, жизнь все равно останется осмысленной, поскольку уникальные смыслы останутся нетронутыми и после потери традиций» [6. С. 271].

Принимая во внимание всё вышесказанное, можно констатировать следующее. Франкл понимает под ценностями много раз пережитые и повторяющиеся в истории человечества уникальные смыслы. Они могут быть как функционирующими ценностями отдельной группы, так и общечеловеческими. Отсутствие общности смыслов - причина обесценивания ценностей и кризиса. Ценности и смыслы находятся в особом измерении - ноэтическом и поэтому имеют возможность разных проявлений на уровне психофизического. Они выходят и выводят за пределы наличной данности. Надиндивиду-альность позволяет им быть высшим критерием для ориентации в мире и опорой для личностного самоопределения, к которому можно только приближаться, но нельзя им обладать. Идея уникальности, свойственная современности и культуре постмодерна, в теории логотерапии и экзистенциального анализа не ведет к анархии и релятивизму, не ведет к отрицанию социально-деятельностной природы ценностей и их основной функции -быть социально значимыми ориентирами человеческой деятельности и поведения. «Ныне мы живем в эру разрушающихся и исчезающих традиций. Поэтому вместо того, чтобы новые ценности создавались посредствам обнаружения уникальных смыслов, происходит обратное. Универсальные ценности приходят в упадок. Поэтому все большее число людей охватываются чувством бесцельности и пустоты...» [4. С. 295], - писал В. Франкл о событиях XX века, это высказывание вполне применимо и сейчас, в XXI веке.

В своей теории Франкл обосновывает присутствие ценностей в неустойчивом мире, обращаясь к экзистенциальной онтологии. Он не отказывается от трансцендентальной основы (онтологии) мира, но рассматривает её с другого ракурса, обосновывая возможность уникальных смыслов. Универсальные закономерности и принципы существования ценностей раскрываются им в неклассической философской парадигме, что позволяет ему решить проблемы, остающиеся неразрешимыми в классической. Таким образом, ценностью оказывается определенный способ осмысления жизнедеятельности, который можно назвать процессом освобождения от конкретных ценностных модификаций. Любая принятая ценность проходит проверку совестью, которая осуществляется в уникальной ситуации. Переживание смысла ситуации дает человеку ощущение реальности, возможность «чувствовать себя живым». Из уникальных смыслов складывается аутентичное подлинное существование человека, не равное биологическому существованию. Его нельзя достигнуть раз и навсегда, нельзя получить как вещь, оно является процессом освобождения от любых модификаций. Поэтому абсолютная ценность - это сам процесс открытия смысла. А сам смысл меняется от человека к человеку, от ситуации к ситуации. Это обстоятельство - необходимость находить уникальный смысл в каждой новой ситуации - является общечеловеческим. Перенос значимости с определенной ценности на процесс её открытия (на акты становления ценностей) позволяет объяснить возникновение новых ценностей и разрушение традиционных, существование альтернативных ценностей. Упорядочивающее пространство ценностей держится на общих принципах, которые лежат в основе индивидуальной оценки в уникальной ситуации «здесь и сейчас». Ценности предшествуют бытию и «оживают» благодаря личной свободе.

Сегодня, когда место традиционных ценностей занимает массовое потребление и созданы инструменты для производства образов, создающих иллюзию ценностей, теория Франкла имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Его теория (в которой пересекаются онтология, аксиология, психология и медицина) отражает проблемы современного общества и дает ответы на вопросы, возникающие у человека. Актуализируется задача формирования развитой способности оценивания. Индивидуальная свобода самоидентификации в бесконечном выборе форм проявления ценностей дает возможность существования планетарной культуры с системой ценностей адекватной свободе и уникальности каждой личности. Это позволяет говорить об экзистенциальной направленности его учения и свойственном для этой традиции способе осмысления и актуальности экзистенциальной традиции.

Литература

1. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.

2. Рыбаков Н.С. Н.О. Лосский: онтологическая теория ценностей //Апология русской философии. Екатеринбург, 1997.

3. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006.

4. Франкл В. Человеке поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

5. Франкл В. Доктор и душа // Дельфия: My word. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=781 (дата обращения: 17.04.15).

6. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

7. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000.

8. Франкл В. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. СПб.: Речь, 2001.

9. КнигинА.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.

10. Борисов Е.В. Диалог как судьба. Co-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // История философии. М.: ИФ РАН, 1997. Вып. 1. С. 81-98.

Revushkina Marina B. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). DOI 10.17223/1998863X/30/16

THEORY OF VALUES IN VIKTOR FRANKLS LOGOTERAPY Keywords: values, logotherapy, existential analysis, dimensional ontology.

The article is devoted to the analysis of representations about values in the founder of the theory of existential analysis and logotherapy by V. Frankl. Identify the features of axiological views thinker, allows the analysis of its position on the following questions: what is the value, the ontological status of values, a way of knowing their man, the classification values. Proves the value and the heuristic potential of this approach for the present, when traditional values are gone, and the main feature of the global world - instability. Apart from that, the applicability of Frankl's approach to the nature values.

References

1. Sloterdijk, P. (2001) Kritika tsinicheskogo razuma [Critique of Cynical Reason]. Translated from English by A.V. Pertsev. Ekaterinburg: Urals State University.

2. Rybakov, N.S. (1997) N.O. Losskiy: ontologicheskaya teoriya tsennostey [N.O. Lossky: the onto-logical theory of values]. In: Apologiya russkoy filosofii [The Apology of Russian philosophy]. Ekaterinburg: Urals State University.

3. Shokhin, V.K. (2006) Filosofiya tsennostey i rannyaya aksiologicheskaya mysl' [Philosophy of values and early axiological thought]. Moscow: People's Friendship University of Russia.

4. Frankl, V. (1990) Chelovek vpoiskakh smysla [Man's Search for Meaning]. Translated from English and German by D.A. Leont'ev, M.P. Papush & E.V. Eydman. Moscow: Progress.

5. Frankl, V. Doktor i dusha [Doctor and Soul]. [Online] Available from: http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=781. (Accessed: 17th April 2015).

6. Frankl, V. (2000) Volya k smyslu [The will to meaning]. Translated from English by D. Gurieva & L. Suvorova. Moscow: EKSMO-PRESS.

7. Frankl, V. (2000) Osnovy logoterapii. Psikhoterapiya i religiya [Fundamentals of logotherapy. Psychotherapy and religion]. Translated from English and German by D.A. Leont'ev, M.P. Papush & E.V. Eydman. St. Petersburg: Rech'.

8. Frankl, V. (2001) Teoriya i terapiya nevrozov. Vvedenie v logoterapiyu i ekzistentsial'nyy analiz [Theory and therapy of neuroses. Introduction to logotherapy and existential analysis]. Translated from English. St. Petersburg: Rech'.

9. Knigin, A.N. (1999) Filosofskie problemy soznaniya [Philosophical problems of consciousness]. Tomsk: Tomsk State University.

10. Borisov, E.V. (1997) Dialog kak sud'ba. So-bytie s Drugim v ekzistentsial'noy analitike M. Khay-deggera [The dialogue as fate. Co-existence with others in existential analytics of M. Heidegger]. In: Istoriya filosofii [History of Philosophy]. Issue 1. Moscow: Institute of Philosophy RAS. pp. 81-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.