УДК 37
АБДУРАЗАКОВ Магомед Мусаевич
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования» г. Москва, Карачаево-Черкесский государственный университет» им. У.Д. Алиева, г.Карачаевск, Россия
ЦВЕТКОВА Ольга Николаевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Россия
МИРОНОВА Ирина Васильевна
Финансовый университет при Правительстве Р оссийской Федерации г. Москва, Россия
mironova i [email protected]
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
В эпоху информатизации, когда понятия информатики становятся общенаучными концепциями, методы и средства информатики - интегрирующими компонентами междисциплинарных знаний, то, очевидно, необходимо рассмотреть проблему представления информационного образовательного пространства (ИОП) в образовательном киберпространстве через базовые измерения, образующие эту среду. Киберпространство - продукт и средство информатизации, обеспечивающие оптимальное взаимодействие с электронным виртуальным миром; его абстрактное представление с упорядоченным множеством измерений, позволяющих моделирование и алгоритмизацию пути в любом возможном направлении. Это реляционная модель виртуального мира, признаки которой рассматриваются как измерения с расширяющимися множествами значений.
В этом аспекте в статье исследуются проблемы представления образовательной сферы в формирующейся в настоящее время киберпространстве; проблемы ме-диаобразования, Smart-образования, медиакомпетености и медиакультуры субъектов образования. Предлагаются описание образовательного киберпространства и характеристика взаимодействия с ним субъектов образования в контексте модальной логики.
Ключевые слова: информационная образовательная среда, медиасреда, медиаобразование, медиакультура, культура знаний, киберпространство виртуальный мир, формирование медиакомпетенции.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 -167-172
Magomed M. ABDURAZAKOV
Institute of Contents and Training Methods Russian Academy of Education Karachaevo-Circassian State University Karachaevsk, Russia [email protected]
Olga N. TSVETKOVA
Russian Government Financial University Moscow, Russia [email protected]
Irina V. MIRONOVA
Russian Government Financial University Moscow, Russia mironova i [email protected]
PRESENTATION OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL CYBERSPACE
In the information age, where computer science concepts become general scientific concepts, methods and tools of informatics - components integrating interdisciplinary knowledge, then, obviously, it is necessary to consider the problem of representation of the information educational environment in the educational cyberspace through the basic measurements that make up this environment. Cyberspace is a product and means of informatization that provide optimal interaction with electronic virtual world; its abstract representation with an ordered set of dimensions allowing modeling and algorithmization of ways in any possible direction. This is a virtual world relation model, the signs of which are considered as dimensions along with expanding value sets. In this aspect, the article explores the problem of representation in the educational sphere is currently emerging in cyberspace; problems of media education, smart-education, media-competence, media culture, and education entities. A description of the educational characteristics of cyberspace and interact with the subjects of education in the context of modal logic.
Keywords: information educational environment, media environment, media education, media culture, culture of knowledge, cyberspace of virtual world, formation of media-competence
Пространственное представление сферы образования является информационным как часть информационного пространства социально-информационной среды общества; его можно охарактеризовать через базовые «измерения», среди которых для нашего исследования представляют интерес следующие:
1. Прежде всего, это субъекты образования (носители, распространители и получатели образовательной информации), образующие базовое «измерение» информационно-образовательного пространства.
2. Второе «измерение» образуют средства обучения, информационно-образовательные, электронные ресурсы (ИОР и ЭОР), ресурсы медиасреды.
3. Третье «измерение» - электронные технологии и средства коммуникации. Каждое из этих «измерений» имеет свое представление во множестве постоянных и переменных «измерений», имеющих самостоятельную значимость [3].
Вместе с тем не менее важным «измерением» данного пространства является наука образования - педагогика, дидактика.
В эпоху информатизации, когда понятия информатики становятся общенаучными концепциями, методы и средства информатики - интегрирующими компонентами междисциплинарных знаний, очевидно, необходимо рассмотреть проблему представления информационного образовательного пространства (ИОП) в образовательном киберпространстве через базовые измерения, образующие эту среду. Заметим, при этом методология образования становится информационной, педагогические системы реализуются в педагогических технологиях, самостоятельными целями образования. Следовательно, предметами педагогики становятся информационная культура личности, включающая ее культуру информационной безопасности, медиакомпе-тентность и медиакультура [3].
Другой структурой информационного образовательного пространства является представление информационно-образовательной среды (ИОС), поскольку ИОС уже получила широкое освещение в педагогической среде. Но из-за формата статьи мы ограничимся лишь следующей ее характеристикой: ИОС - представление образовательной среды в информационной форме, ее образ в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образования. Основная цель ИОС - обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу.
Под влиянием всеобщей телекоммуникации происходит расширение ИОС за счет ме-диасреды общества, содержащей оцифрованные объекты его социокультуры (медиаобъекты) и поддерживаемой медиасредствами и медиатехнологиями. Адаптированные и специализированные медиаресурсы составляют образовательную медиасреду.
Информационная компетентность субъекта дополняется его медиакомпетенцией, информационная культура - медиакультурой. Образование переходит в новую форму, состояние медиаобразования, целью которого является формирование медиакомпетенции и медиакуль-туры субъектов и образование с опорой на них и ресурсы МИО [2; 3]. Следовательно, медиа-компетенция и медиакультура субъектов выступают и как продукт, и как интеллектуальные средства образования. Они также необходимы для самообразования и саморазвития личности [1].
С развитием информатизации, глобализации, телекоммуникации все большее значение в жизни общества имеет электронно-коммуникационный виртуальный мир (ЭКВМ), который в силу своей производной глобальности упорядочивается, систематизируется, преобразуется в многомерное пространство, киберпространство. Это пространство интеллектуально, и интеллект его основан на исходном (естественном) интеллекте человека и искусственном интеллекте формальных систем. Очевидно, что оно должно иметь также преемственность в культуре, информационной культуре.
Киберпространство - это продукт и средство информационного общества, информатизации, ИТ-индустрии, обеспечивающие эффективное и рациональное взаимодействие с электронным виртуальным миром и в виртуальном мире. Это абстрактное представление электронного виртуального мира, ЭКВМ, с переменным, но всегда упорядоченным множеством измерений, что позволяет осуществлять моделирование и алгоритмизацию пути в любом возможном направлении.
Киберпространство - это реляционная модель ЭКВМ, признаки которой рассматриваются как измерения с открытыми (расширяющимися) множествами значений. Поскольку каждый признак этой модели может быть представлен в качестве упорядоченной последовательности других признаков (подпризнаков), киберпространство является иерархическим, а каждое его измерение может быть развернутым в киберподпространство.
Медиасреда общества является частью ЭКВМ, следовательно, она имеет представление в киберпространстве. Это информация (пространство информации) и различные медийные средства. Обращаясь к медиасреде, мы попадаем в огромный медиамир - медийное киберпространство с неограниченным множеством измерений и их «количественных» значений.
Медиасреда фактически включает в себя все информационные ресурсы массового назначения и открытого доступа, которые представлены на медианосителях и могут быть доставлены пользователю с помощью медиасредств. Все они имеют социокультурное и познавательное назначение. В соответствии с целями и педагогическими технологиями образования медиасреда общества получает представление в медиаобразовательной среде.
Человек в своем взаимодействии с киберпространством удовлетворяет свои информационные (медийные) потребности, создает производную информацию, осуществляет информационно-медийный обмен. Дело совсем не в том, что субъекты создают физически новые миры, расширяя киберпространство. Это также имеет место, но не обязательно. Человек как бы занимает, «присваивает» часть киберпространства, временно или постоянно «прописывая» себя в
нем. Информация и, соответственно, каждый элемент киберпространства, «считываемые» человеком, становятся его владением, которыми физически он имеет возможность пользоваться по своему усмотрению. Другое дело, что существуют этические и нравственные нормы, положения авторского и другого информационного права, культура пользования, ссылок и т.д. К этому следует добавить требования личной безопасности и безопасности информации, безопасности среды. Поэтому для эффективного, безопасного и правомерного взаимодействия человека с киберпространством ему необходимы не только знания и умения, но и культура познания, культура отношений с киберпространством, медиакультура.
Медиакультура понимается как культура информационной деятельности и взаимодействия в медиасреде, культура потребления и восприятия медиаинформации. Применительно к медиасреде это культура создания медиасредств и медиаобъектов, организации медиаресур-сов, поиска и потребления медиаинформации. Это выражение свободы субъекта по выбору медиасредств и медиадбъектов, маршрутов движения по медиасреде и использованию ее ресурсов на основании необходимости, отражаемой в его свойствах как личности. Применительно к самой медиасреде медиакультура - это выражение необходимости ее киберпростран-ственного представления.
Следовательно, взаимодействие с киберпространством развивает знание и культуру человека, в то время как культура и знание человека оптимизируют это взаимодействие. Для системы познания это означает, что киберпространство, рассматриваемое в контексте модальной логики, позволяет:
• осуществлять личностное развитие субъектов образования в гармоничном сочетании знаний и культуры, «разума и чувства»;
• оценивать (исследовать) состояние развития субъекта, уровень его «разума и чувства»;
• повышать эффективность и безопасность взаимодействия с киберпространством в аспекте достижения целей познания.
ЭКВМ имеет свои особенности, отличные, допустим, от математического мира (полностью умозрительного). Электронный мир - образ реального мира, своеобразная модель, отражающая его свойства и изменяемая вместе с ним. В качестве производного образа он не может быть полностью самостоятельным, но он давно уже живет по своим законам (писаным и неписаным).
Реальный мир огромен, и не все в нем доступно и достижимо. В электронном мире с его сетевыми связями все физически доступно, он полностью обозреваем. Но в том его и опасность: если человек начинает себя чувствовать в нем лучше и более комфортно, чем в реальном мире, значит, он не смог адаптироваться в реальном мире или есть психологические отклонения - он стал пленником виртуального мира. В большей мере эта опасность грозит формирующимся духовно-интеллектуальным системам - молодому поколению, учащимся. Однако, к сожалению, не только. Когда, например, культура медиасреды, киберпространства сводится в учебнике по информатике к этике (вернее, к этикету) в Интернете, то есть о чем задуматься.
Человек, уходя в виртуальный мир, начинает «обживаться» в нем, благоустраиваться, изменяя его по своему усмотрению и выстраивая свое подпространство в нем. И это, в общем-то, проще, чем изменить реальный мир. Однако при этом он не всегда осознает, что любая модель имеет обратные связи, влияя на исходный объект. Или, что еще хуже, он сознательно совершает свои не благие деяния, но это уже следствие отсутствия культуры, личной информационной культуры. В любом случае, как только в виртуальном мире происходят негативные изменения, они тут же проявляются, воспроизводятся в реальном мире. Поэтому «уход» человека в виртуальный мир опасен и для него самого, и для общества.
Кроме того, все большую значимость приобретает следующее обстоятельство, обусловленное глобальностью виртуального мира и его растущим влиянием на реальность. Логика человека многообразна, любое его действие обусловлено личными знаниями, субъективными, психологическими, социокультурными, прагматическими и другими предпосылками. Вступают в «спор» необходимость и возможности, интересы и обязанности и т.д. Виртуальный мир проще: тут бинарная логика - поэтому он и доступнее, и в нем более комфортно. Но опять же, по законам обратной связи бинарная логика воспроизводится в реальном мире, пока на уровне «пленников» и «нарушителей» виртуального мира. Но это очень опасное явление.
Бинарная логика хороша для ИТ-сферы в аспекте прагматичности, однозначности. Однако электронный виртуальный мир - это социокультурная сфера, ее электронная проекция. Здесь бинарной логики не только не достаточно, она опасна. Часто показываются негативные последствия нашествия роботов (киборгов) на наш мир. Однако происходит не менее опасное явление - роботизация сознания самого человека. Поэтому логикой ЭКВМ должна становиться модальная логика - более адекватная модель логики человека.
В последнее время на проблему технологизации виртуального мира, киберпространства, а вместе с ним мышления человека обращается все большее внимание: «ученые пришли к выводу, что информационное поле Интернет оказывает существенное влияние на ценностно-смысловую сферу личности». В частности, В.А. Плешаков [5] говорит о необходимости сопровождения «киберсоциализации» личности и формировании ее киберкультуры. Рассмотрение этой проблемы через призму модальной логики и, соответственно, модально-логического представления киберпространства поможет лучше понять ее сущность и, следовательно, найти ее эффективное решение.
В киберпространстве, как в социокультурной среде, знание должно предстать в «разноцветной» окраске, адекватной его разнообразным перипетиям. То есть культура знаний человека должна соответствовать культуре киберпространства. Следовательно, культура знаний, являясь самостоятельной по форме, содержанию и значению, является в то же время частью общей культуры человека, развитием и продолжением его информационной культуры.
В определенной степени (на прагматическом уровне) формализация знания полезна: ведет к точности оценок, упорядоченности и т.д. Однако общая технологизация мышления лишает его природной естественности, влечет прямолинейность и категоричность оценок.
Взаимодействие с ресурсами киберпространства. Возможности и необходимости киберпространства не проявляются автоматически, а реализуются активной системой, а невозможности среды могут быть преодолены, если они имеют внутреннюю системную необходимость и при соответствующей активности.
Каждому элементу взаимодействия субъекта с киберпространством соответствует конъюнкция нескольких логических выражений (предикативных формул) модальной логики:
• Выражение внутреннего состояния и оценки системы, в которой происходит это взаимодействие - f.
• Выражение состояния и оценки внешней среды (социокультурной, научно-образовательной, деятельностной). Сюда же мы конъюнктивно включаем личное восприятие субъектом оценки среды, выражение его мировоззрения, культуры, нравственности, необходимые субъекту в данном взаимодействии. То есть это конъюнкция двух логических оценок: 5=50 ЕМ
Ввиду неравновесности среды и во избежание категоричности оценок мы исключаем из шкалы возможных оценок 1 и 0. То есть возможны оценки «Необходимость», «Возможность» и их логические отрицания.
Таким образом, каждому типу взаимодействия субъекта познания, информационной деятельности с киберпространством соответствует своя логическая формула его оценки в модальной логике: w=fлsoлsl.
Взаимодействие с электронно-образовательными ресурсами в сфере общего образования. Это специализированные ресурсы открытого доступа, выполненные в соответствии с государственным стандартом и сосредоточенные на электронных носителях или сетевых порталах, в Интернет. Кроме того, они являются достаточно качественными (потому и рекомендуемыми), удовлетворяют требованиям и условиям общества, социокультурной среды. То есть относительно внутренних свойств системы взаимодействие с ними (как познавательными средствами) необходимо - 1=«Необходимо», а относительно условий внешней среды взаимодействие с ними как объектами социокультуры, медиасреды возможно - во=«Возможно». Более того, во можно считать необходимостью, поскольку эти ресурсы носят обязательный или рекомендательный характер.
В этом взаимодействии имеют значение также необходимый уровень мотивации, познавательные интересы субъектов. Но их наличие предполагается. Следовательно, этот тип взаимодействия по отношению к субъекту можно оценить как логически необходимый (с учетом личностного фактора), э1=«Необходимо», и, соответственно, общую его оценку w как «Необходимо». Поэтому расширение медиапознавательной среды за счет внедрения, адаптации ресурсов общей медиасреды и упорядоченного распределения их в специализированных порталах Интернет является оптимальным и наиболее перспективным.
Субъекты познавательной сферы развивают личные знания, усваивают правила и формы информационного взаимодействия, социально-правовые аспекты информации, информационных ресурсов, то есть происходит формирование личной информационной культуры. Субъект выстраивает личное киберпространство, «прописываясь» в ячейках существующего познавательного киберпространства. Следовательно, упорядоченность и организованность этого киберпространства, а также его личностного отражения наследуются.
Взаимодействие с электронными ресурсами образовательного применения. Этот тип взаимодействия необходим в самообразовании, реализации индивидуальной познавательной программы (образовательной траектории), в подготовке проектов, в повышении квалификации. Как ресурсы по форме и содержанию, они и физически, и логически возможны в терминах модальной логики. Это объекты медиасреды. Опасность этого взаимодействия в том, что эти объекты могут быть ресурсами только по форме, но не по содержанию. Однако субъекты этого взаимодействия обладают достаточной мотивацией, целеустремленностью, информационной культурой, культурой познания, сформированными в сфере образования и воспитания - без этого оно мало эффективно. Следовательно, sl=«Необходимо». Поэтому общая оценка этого взаимодействия - «Возможно».
У субъектов самообразования имеется общая познавательная цель, но не всегда имеется цель конкретного взаимодействия - есть лишь проблема, цель определяется в ходе самого взаимодействия. Однако, ввиду целеустремленности и мотивации, есть логическая модель поиска информации. Информация, не соответствующая ей, не интересует данного субъекта, то есть им осуществляется фильтрация информации, ресурсов. Развивается его информационная культура, культура информационной безопасности, критическое отношение к информации. Субъект становится носителем и источником информационной культуры.
Данное взаимодействие с медиасредой сопровождается производной информацией, производными ресурсами, то есть реализация возможности влечет расширение медиасреды личного образования, в то время как само оно влечет расширение возможностей медиасреды, ее последующих состояний. Субъект не только «обживается» в познавательном киберпространстве, но и достраивает его в соответствии с целями своего самообразования. В этих процессах субъекту часто приходится решать логические задачи типа «Необходимо» «Невозможно», «Возможно»и«Случайно». Необходима культура киберпространства в контексте модальной логики. Необходимы знания, чтобы по возможности устранять логическую невозможность, культура познания, развиваемые в ходе этого взаимодействия.
Один из тезисов модальной логики гласит, что необходимость логического выражения означает утверждение о его истинности «во всех возможных мирах». По отношению к кибер-пространству это надо понимать как истинность в любом его подпространстве, в том числе в личном, но не в любом их состоянии (это была бы статичная формальная система). Каждое такое подпространство, большое и малое, общее и личное, является открытой развивающейся системой (в этом его особенность). Поэтому для любых исходных элементов (под квантором общности) в логическом выражении существуют необходимые элементы (под квантором существования) в существующем или в будущем состоянии этого подпространства. Это значит, что эти необходимые элементы берутся из общего киберпространства и «прописываются» в локальном, либо создаются самим субъектом локального киберпространства, составляя расширение и его, и общего киберпространства.
Культура знания предполагает наличие и личностное «присвоение» метазнания в его модально-логическом выражении. Поскольку метазнания вместе со знаниями составляют предмет мышления, то они не только являются его материалом, средством и результатом, но и характеризуют его качественный уровень. Предметом изучения становится не только знание о чем-либо, но и само знание как целостный объект и как абстрактное понятие. То есть это уровень системологии, когда знания о конкретных системах являются частным случаем знаний о системах как явлениях и понятиях. Следовательно, личное метазнание само является элементом личной культуры знания, информационной культуры, культуры киберпространства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Коротенков Ю.Г. Понятие и проблемы медиаинформатизации образования // Информатика и образование. - № 4. - 2012.
2. Коротенков Ю.Г. Smart-общество и Smart-образование. Materials of the Х International scientific and practical conference «Trends of modern science I 2014», Sheffield, S Yorkshire, England, 2014.
3. Abdurazakov M.M., Korotenkov Yu.G., Muhidinov M.G.. Educational space representation in cyberspace // SHS Web of Conferences, Том 29 (2016). 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / S.V. Ivanova and E.V. Nikulchev (Eds.). [Электронный ресурс] - URL: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/ contents/contents.html. Published online: 03 August 2016. DOI: http://dx.doi.org/10.1051 /shsconf/20162901001
4. Ожогина Е.М. Возможности применения информационно-коммуникативных технологий в качестве средства формирования cмысложизненных ориентаций старшеклассников. Современные информационные технологии в ИТ-образовании. - М.: МГУ, 2012.
5. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография. - М.: Homo Cyberus, 2011.
REFERENCES
1. Korotenko Y.G. Concept and issues mediainformatizatsii Education. [Ponyatie i problemy mediainformatizatsii obra-zovaniya]. Informatics and Education. No 4. 2012.
2. Korotenko Y.G. Smart-society and Smart-education. [Smart-obshhestvo i Smart-obrazovanie]. 2014, Sheffield, S Yorkshire, England. I Materials of the x international scientific and practical conference «Trends of modern science I 2014», Sheffield, S Yorkshire, England. 2014.
3. Abdurazakov M.M., Korotenkov Yu.G., Muhidinov M.G.. Educational space representation in cyberspace. SHS Web of Conferences, Volume 29 (2016). 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016. S.V. Ivanova and E.V. Nikulchev (Eds.). Available at: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/ contents / contents.html. Published online: 03 August 2016. DOI: http://dx.doi.org/10.1051 /shsconf/20162901001
4. Ozhogina E.M. Possible applications of information and communication technologies as a tool for the formation of life orientations of senior pupils. [Vozmozhnosti primeneniya informatsionno-kommunikativnykh tekhnologij v kachestve sredstva formirovaniya Smyslozhiznennykh orientatsij starsheklassnikov]. Modern information technologies in IT education. Moscow: Moscow State University. 2012.
5. Pleshakov V.A. The theory of human kibersotsializatsii: monograph. [Teoriya kibersotsializatsii cheloveka: monografiya]. Moscow: Homo Cyberus. 2011.
Информация об авторе
Абдуразаков Магомед Мусаевич, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник центра теории и методики обучения математике и информатике ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва, профессор кафедры математики и методики ее преподавания ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, Россия abdu raza kov@i nbox. ru
Цветкова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Бизнес-информатика» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» г. Москва, Россия [email protected]
Миронова Ирина Васильевна, доцент, кандидат физико-математических наук, доцент департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» г. Москва, Россия mironovai [email protected]
Получена: 15.11.2016
Для цитирования статьи: Абдуразаков М. М., Цветкова О. Н., Миронова И. В., Представление информационно-образовательной среды в образовательном киберпространстве. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -6/1-167-172. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1 -167172.
Information about the author
Magomed M. Abdurazakov, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Laboratory of Didactics of Informatics, Institute of Contents and Training Methods, Russian Academy of Education, Moscow, Professor, Department of Mathematics and Pedagogical Methods, Karachaevo-Circassian State University amed after U. D. Aliev,
Karachaevsk, Russia [email protected]
Olga N. Tsvetkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Business Informatics, Russian Government Financial University,
Moscow, Russia [email protected]
Irina V. Mironova, Candidate of Physical-Mathematical Sciences, Associate Professor, Department of Analysis, Decision Making and Financial Technology, Russian Government Financial University, Moscow, Russia mironova i [email protected]
Received: 15.11.2016
For article citation: Abdurazakov M.M., Tsvet-kova O. N., Mironova I.V., Predstavlenie infor-macionno-obrazovatel'noj sredy v obra-zovatel'nom kiberprostranstve. [Presentation of information and educational environment in the educational cyberspace]. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-167-172.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1-167172. (in Russian)