УДК 338.48-44(1-22), 338.48-53:63
Л.Ш. ПАШАЕВ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлен анализ основных тенденций развития агротуристской деятельности как в Россия, так и за рубежом. Автор дает понятие агротуристской деятельности, обосновывает концепции, благодаря которым данного рода деятельность может осуществляться.
Ключевые слова: туризм сельских территорий, агротуризм, аграрный туризм, сельский туризм, агротуристская деятельность.
The article presents the analysis of the main trends in the development of round table activities both in Russia and abroad. The author gives the concept of agrotourism activity explains the concept, thanks to which this kind of activity can be carried out.
Keywords: the tourism of rural areas, agro-tourism, agricultural tourism, rural tourism, tourism market, recreational resources, agrotourism activity.
Под агротуристской деятельностью нами понимается деятельность отдельных предпринимателей и юридических лиц, ведущих сельское хозяйство, принимающих и обслуживающих туристов в гостевых домах и аналогичных средствах размещения, продвигающих свой продукт на региональные и мировые рынки и использующих местные рекреационные ресурсы для получения прибыли и удовлетворения запросов потребителей.
Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что все тенденции, которые на сегодняшний день присутствуют в процессе осуществления агротурист-ской деятельности, тесно связаны с наличием или действием определенных факторов и ресурсов, за счет которых процессы и явления, сопровождающие рассматриваемую деятельность, складываются в тенденцию. Причем речь идет не только о факторах производства, но и о действиях потребителей и регуляторов рынка агротуристских услуг.
Таким образом, одной из главных в агротуристской деятельности является природоориентированная тенденция, свидетельствующая о прямой зависимости уровня развития агротуристского предприятия от количества и качества имеющихся природных ресурсов.
Другой важной тенденцией в агротуристской деятельности является диверсифицирующая тенденция, которая основывается на межотраслевом сочетании туризма и сельского хозяйства в едином агропромышленном комплексе (АТК). Становление и развитие АТК на сегодняшний день достигает мировых масштабов, и с учетом накопленного технико-технологического потенциала,
© Пашаев Л.Ш., 2017
указанная тенденция повлияла на создание индустрии агротуризма, включающую, как уже существующие производственные мощности и нематериальные активы сельскохозяйственной отрасли и туризма, так и вновь создаваемые специализированные агротуристские предприятия (гостевые дома, агроусадьбы, экокомплексы и др.), а также уникальные агротуристские услуги, аналогов которых нет в иных отраслях народного хозяйства.
Еще одной тенденцией, характерной для агротуристской деятельности является историческая тенденция. Указанная тенденция говорит о том, что стремительный рост и развитие агротуристской деятельности в настоящее время наблюдается в тех регионах мира, где исторически была создана так называемая база агротуристского комплекса, включающая: приверженность части населения к традиционному укладу жизни, наличие благоприятных природных условий и ресурсов, создание и совершенствование на этой основе производственных и технологических активов. Другими словами, историческая тенденция указывает на развитие агротуристской деятельности именно на тех территориях, где традиционно осуществлялась схожая или смежная деятельность человека, а также развивалась ресурсная база для осуществления подобной деятельности.
Политическая тенденция как инструмент вмешательства в экономику со стороны регулятора национальной хозяйственной системы, отражает результаты влияния использования государством административного, экономического, организационно-правового и иных методов управления агротуристской деятельностью. Включение агротуризма в список приоритетных направлений развития народного хозяйства рядом стран, свидетельствует о значимости агроту-ристской деятельности в решении макроэкономических задач национальных экономик (Республика Беларусь).
С политической тесно связана, и геополитическая тенденция в агротуристской деятельности. Отличительной особенностью последней является эффект влияния интересов не только внутригосударственных политических сил на развитие агротуризма, но и деятельности внешних геополитических оппонентов, которые ведут борьбу за передел рынков, в том числе и рынков агротур-продукции.
Ценообразующая тенденция отражает уникальность и самобытность агротуристской деятельности. Здесь идет речь о том, что предприятия агротуризма в своем большинстве прибегают к так называемому «агротуристскому рычагу», в основе которого заложен механизм снижения цены реализации агротур-пакета, за счет низкой стоимости услуг питания туристов []. Указанное снижение базируется на уменьшении транзакционных издержек в деятельности предприятий агротуризма.
Потребительская тенденция отличается тем, что в ее основе заложен фактор спроса на туристские услуги. Сегодня выделяется новый сегмент потребителей туруслуг, который имеет свои особенности. Новый клиент российской туриндустрии - средний класс постиндустриального общества. Это человек, живущий в жестком временном графике, мобильный, информированный, но значительную часть своего времени ограниченный «нездоровым» урбанистиче-
ским пространством и условиями современного города. В его установках превалирует ориентация на «экологичность» во всем: месте проживания, питании, досуге, а также индивидуальный стиль время препровождения, автономность.
Специфика образа жизни клиента и его новая психологическая ориентация требуют нового подхода к организации отдыха и досуга, то есть для турин-дустрии - новой концепции и нового наполнения турпродукта. Происходит переход от модели SSS («Sea - Sun - Sand» - «Море - Солнце - Пляж») к модели LLL («Lore - Landscape - Leisure» - «Знания - Ландшафт - Досуг») [2]. В зарубежных странах (например, Болгарии, Испании) уже давно поняли и оценили преимущества новой тенденции спроса на туруслуги.
Таким образом, для удобства исследования, сгруппируем все указанные выше тенденции (Рисунок).
Исследование основных тенденций развития агротуристской деятельности
В первую группу определим те тенденции, которые сложились в результате активизации непосредственных субъектов агротуристской деятельности -организаций агротуристского комплекса, формирующих и оказывающих агро-туруслуги, а также производящих и реализующих агротурпродукцию. К данной группе следует отнести: природоориентированную, диверсифицирующую, историческую и ценообразующую тенденции.
Во вторую группу включим те тенденции, которые сформировались как результат деятельности потребителей и регуляторов агротуристского рынка. К данной группе следует отнести: политическую, геополитическую и потребительскую тенденции.
Сгруппировав основные тенденции развития агротуристской деятельности, следует перейти к их детальному исследованию и анализу. Количественный
рост гостиничных цепей, их слияние и объединение создают ошибочное мнение о снижении многообразия предложения и отдыха. Однако на практике наблюдается обратная тенденция: распространение цепей (из-за некоторой стандартизирован-ности обслуживания) не может удовлетворить всех разнообразных требований туристов, что и готовит почву для развития малых независимых гостиниц, делающих ставку на уникальность и неповторимость. Именно такие гостиницы специалисты считали прототипами гостиниц XXI века: комфортабельные, построенные в сельском стиле и предлагающие услуги за умеренную цену, имеющие все необходимое для работы и отдыха, без ресторана (предусматривается, что ресторан находится рядом), где клиенты могут получить изысканное персонифицированное обслуживание. Именно уникальность малой гостиницы является основным инструментом рыночной политики [5].
Как показывает практика, малые гостиницы в своем большинстве - это независимые гостиницы, находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании обладателя, получающего прибыль от такой собственности. Наличие договорных обязательств с другими компаниями в вопросах управления и использовании чужого знака обслуживания не влечет за собой изменения статуса предприятия как независимого по отношению к другим субъектам рыночных отношений. За последние несколько лет малые гостиницы стали лидером специализированных программ и маркетинговых исследований. Остановимся на категорийности отелей.
На сегодняшний день не существует строго определенных международных или национальных норм, классифицирующих средства размещения по их объему. На практике принято деление гостиниц на четыре большие категории: малые гостиницы (до 150 номеров), средние (от 151 до 300 номеров), крупные (от 301 до 600 номеров) и гостиницы-гиганты (свыше 600 номеров). Надо заметить, что в зависимости от страны цифры в скобках могут существенно различаться. Европа с ее тесными границами и скромными размерами являет разительный контраст с гигантоманией США, где никого не удивят гостиницы на несколько тысяч номеров, теснящиеся на побережье Майами, во Флориде или в Лас-Вегасе [6].
Европейская малая гостиница имеет, как правило, не более 50 номеров, в то время как ее американский аналог на 150 номеров тоже считается совсем небольшим заведением. В этом отношении Россия находится ближе к Европе, хотя и переболела гигантоманией в ярко выраженной форме. Сейчас в Москве и Московской области малой считается гостиница вместимостью от 10 до 100 номеров (средство размещения, не имеющее 10 номеров, гостиницей не считается). В общей массе функционирующих на сегодняшний день отелей малые занимают очень скромное место: в России на их долю приходится чуть более 4%. Массовый туризм, диктовавший правила игры в сфере гостинично-туристских услуг, оставил множество «родимых пятен», и однотипность гостиничного продукта - одно из них. В связи с чем интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса резко возрос. Определяется он изменениями в поведении основных потребителей гостиничных услуг, которыми, как известно, являются туристы. Малые гостиницы легче адаптируются к каждому клиенту, создают атмосферу «дома вдали от дома», что не исключает привнесения в быт гостей национального колорита.
Кроме того, малые отели, как правило, применяют более гибкую систему скидок и обходятся клиенту дешевле, чем большие гостиницы аналогичного класса. Все это позволяет этим формам гостиничного бизнеса занять прочное положение на рынке разных стран, в том числе и в России. Таким образом, появление малых гостиниц - ответ на возникший у туристов спрос на малые формы и домашний уют.
Однако, имея небольшую вместимость, гостиница, соответственно, имеет невысокие объемы продаж. Кроме того, в структуре оборота такой гостиницы существенно возрастает доля переменных издержек, поскольку при существующем объеме закупок ей трудно добиваться оптимальных цен на моющие средства, на услуги прачечной и т.д. Большие трудности возникают у малых гостиниц в кадровой сфере, работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным», чтобы отель оставался рентабельным.
Таким образом, малой гостинице трудно увеличивать эффективность, применяя метод сокращения расходов. С другой стороны, под давлением конкуренции она не может увеличивать цену на проживание. Для сокращения переменных расходов малая гостиница имеет только один путь - объединение с себе подобными с тем, чтобы осуществлять оптовые закупки по приемлемым ценам, проводить совместные рекламные компании, маркетинговые исследования и использовать другие пути по сокращению расходной части бюджета. Для этого малые гостиницы, функционирующие в одном кластере (регионе) должны объединяться в современную корпорацию (холдинг) и вести политику трансфертных цен, экономящей постоянные издержки и дающей гарантированный размер прибыли.
В настоящее время малый гостиничный бизнес преимущественно развивается в форме эко-агротуризма: сельские гостиницы, отели расположенные в сельской местности и малых исторических городах, гостевые дома, турдеревни и т.д. Наибольшее распространение эко-агротуризм получил в западной и Восточной Европе.
В Германии, например, отдых в малой гостинице носит название «Отдых на сене». Это отдых в крестьянских усадьбах, в замках, на винодельнях и т.п. Каждый такой крестьянский двор имеет свою «звёздность» в классификации отелей, имеет собственную специализацию по видам отдыха. Конечно, этот отдых более тихий, так как проходит на природе, а не в городском шуме, но не более спокойный. Хотя, это дело вкуса. Рыбалка на озере или сбор грибов и ягод вполне позволят вам уединиться от всего мира.
Болгария становится все популярнее не только на Западе, но и в странах СНГ. Проживание, питание и обслуживание туристов обеспечивает сельская семья. Сегодня 70% населенных пунктов Болгарии - это сельские поселения, в которых проживает 60% населения. Использование для размещения экотури-стов уже имеющихся сельских туристских комплексов, а также частного жилого фонда, использование естественных оздоровительных факторов, аттрактивных ландшафтов, привлекательных историко-архитектурных объектов, какими богата область[5].
"В Греции есть все" - гласит известное выражение. К малому гостиничному бизнесу на селе это относится в полной мере, тем более что климатиче-
ские условия и знаменитое греческое гостеприимство этому только способствуют.
Главная изюминка греческой фермы (по крайней мере, для туристов северных широт) - огромное количество фруктовых деревьев. Апельсины, мандарины, абрикосовые деревья, киви. Если гости захотят приобщиться к греческой деревенской жизни, то именно за этими деревьями им придется ухаживать. Но, на самом деле, здесь есть и множество других способов хорошо провести время: катание на лошадях, прогулки по старым горным тропам, исследование пещер, катание на горных велосипедах [6].
В Италии предлагают поселиться в колоритной мельнице или старинном монастыре. Можно выбрать средневековый замок или уютный хутор среди бесконечных виноградников. Тоскана, Умбрия, Пьемонт - к экологически чистым продуктам, потрясающему вину и жизнерадостной атмосфере прибавляется возможность невольного приобщения к местным культурным ценностям, которыми изобилует даже самый отдаленный уголок страны. Например, Поместье Fattoria degli Usignoli находится в 27 километрах от Флоренции. Классический деревенский интерьер, с каминами и деревянной мебелью. На территории Фат-тории до сих пор производят вино, граппу и оливковое масло или еще пример, оказываясь в Relais Gello Mattaccino , чувствуешь себя так, словно попал в XIII век. Графский замок в центре, церковь. Сейчас в "Лимонном доме" на территории поместья гостей угощают блюдами по старинным рецептам. В поместье производят свое оливковое масло, мед, джемы и кьянское мясо [1].
В мировой теории и практики существуют два подхода к концепции формирования моделей малого гостиничного бизнеса в природных комплексах. Первый подход исходит из того, что небольшие сельскохозяйственные предприятия - личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы - на свой страх и риск начинают заниматься предпринимательской деятельностью с туристским уклоном. В этом случае аграрный туризм развивается за счет собственных ресурсов этих предприятий без привлечения необходимых инвестиций извне. Второй подход предполагает комплексное развитие гостиничного бизнеса в природных комплексах. Сельский туризм рассматривается не как подсобное производство, а как основной бизнес, обеспечивающий максимальный набор рекреационных услуг, нацеленных на использование всех привлекательных для туристов аспектов сельской жизни. К числу таких аспектов можно отнести, например, наличие благоприятных экологических и эстетических условий, возможность приобщиться к сельскому образу жизни и его развлечениям (конные прогулки, сбор грибов и ягод, рыбалка и пр.), доступ к недорогим продуктам питания местного производства, знакомство с этнографическими особенностями и т.д. Средствами размещения на данном этапе выступают: туристские деревни, усадебные комплексы, эко-агротуристские центры.
В принципе, эти две концепции непротиворечивы, если рассматривать их как последовательные этапы одного и того же процесса. Во всяком случае, именно таким путем развивался аграрный туризм в странах Западной Европы. Первый этап - становление европейского аграрного туризма - длился примерно
20 лет и завершился в 1990-е годы. Изначальные мотивы, обусловленные политикой поддержки европейскими государствами локального эко-агротуризма, имели в основном социальный характер. Не случайно политика поддержки сельского туризма в Европе до сих пор ориентирована на экономически отсталые районы [3]. Как правило, основанием для такой политики являлись потеря рыночной конкурентоспособности местной аграрной продукции и необходимость реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности. Это неизбежно вело к сокращению числа, занятых в основном производстве и создавало проблему дефицита рабочих мест в сельской местности. В этой связи эко-агротуризм стал рассматриваться в качестве альтернативного вида экономической деятельности, способного поддержать доходы отсталых регионов.
Характерен в этом смысле опыт развития сельского отдыха и туризма в Италии. Эко-агротуризм как дополнение к сельскохозяйственной деятельности стал развиваться здесь в 1970-е годы. Первоначально предполагалось, что обслуживание туристов будет сочетаться с основной хозяйственной деятельностью фермеров, что позволит без больших инвестиций улучшить финансово-экономическое положение сельского населения. Эта разновидность эко-агротуризма 20-30-летней давности была доступна (по стоимости) для клиентов, но при этом уровень комфорта был практически спартанским. Как следствие, такой вид отдыха довольно долго не пользовался большой популярностью.
Ситуация начала меняться коренным образом примерно 10-15 лет назад, что, по всей вероятности, было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире возрос интерес к «экологическому» туризму, и эко-агротуризм удачно вписался в новую тенденцию: он обеспечивал не только отдых на природе и доступ к экологически чистым продуктам питания, но и воспроизведение настоящего сельского образа жизни. Во-вторых, в этот период стандартные потребительские предпочтения, как в самой Италии, так и в ряде других развитых европейских стран (прежде всего в Германии) достигли определенного уровня насыщения. В результате возник спрос на новые разновидности рекреационных услуг, выходящие за рамки традиционных видов «пляжного» туризма и городских экскурсионных программ.
Спрос такого рода постепенно изменил саму основу эко-агротуризма. Для многих сельских жителей туризм из побочного вида деятельности превратился в бизнес со всеми присущими ему атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и т.д. За счет крупных инвестиций кардинально преобразились объекты для размещения туристов. Так, современный эко-агротуризм в Италии - это не скромные, как раньше, комнаты на трех-четырех человек в сельских постройках, а прекрасно оборудованные ванными, бассейнами, теннисными кортами и т.д. гостевые дома на территории фермерских хозяйств. Очень часто для гостиничных нужд реконструируются усадьбы ХУ1-ХУШ в. или небольшие старые монастыри.
Успех эко-агротуризма, который в ряде стран стал превращаться из вспомогательной подотрасли сельского хозяйства в самостоятельный и конкуренто-
способный сектор услуг, способствовал его целенаправленному развитию в некоторых государствах. В числе этих стран («второй волны») были признанные лидеры международного эко-агротуризма, в том числе Греция и Кипр.
Мировой опыт показывает, что и в России развитие сельского туризма может быть эффективным как с социальной, так и с экономической точки зрения. В то же время следует иметь в виду, что максимального эффекта можно добиться, если сельский туризм будет развиваться не спонтанно, а в рамках какой-либо программы федерального, межрегионального или регионального значения. В противном случае, локальные проекты в сфере сельского туризма в современных условиях недостатка финансовых ресурсов обречены на медленное и трудное самостоятельное развитие [4].
В современной России уже имеются примеры удачного ведения малого гостиничного бизнеса. Специализация всех объектов гостеприимства в природных комплексах России, на сегодняшний день сводится, в основном занятиям рыбалкой или охотой, русской бане. Кроме этого, на таком отдыхе предлагается традиционная русская кухня: мед, квасы, каши, борщи - это все из натуральных продуктов. При этом происходит практически полное погружение в сельскую жизнь.
В нашей стране развитие малого гостиничного бизнеса, особенно в природных комплексах находится на начальной стадии. Централизованной и упорядоченной системы бронирования домов или комнат в деревенской местности у нас еще не создано. Часто в Интернете можно встретить предложения ферме-ров-"одиночек", которые с обезоруживающей простотой рассказывают о том, что ждет туриста в их деревенском хозяйстве. Но есть и еще одна причина отставания России в этой области. С одной стороны, у подавляющего большинства российского населения есть пресловутые "шесть соток", поэтому каждые выходные какой-никакой эко-агротуризм нам обеспечен. Иностранцев же чаще всего отпугивает отсутствие приемлемой инфраструктуры. Московская, Ленинградская, Калининградская, Калужская область, Карелия, Алтай, Бурятия, Кранодарский край, Кубань - вот те районы, где туризм в сельскую местность постепенно набирает обороты.
Для перспективного развития малого гостиничного бизнеса необходимо провести стандартизацию и сертификацию услуг, разрабатывать единые региональные программы развития туризма (с учетом специфики гостиничного бизнеса) в природных комплексах, создавать систему специализированных кластеров в регионе, обеспечивающую условия максимальной инвестиционной привлекательности для ведения малого гостиничного бизнеса в природных комплексах.
Литература
1. Здоров А.Б. Устойчивое развитие аграрного туризма в России // Российский журнал устойчивого туризма. 2012. № 2. С. 13-20.
2. Здоров А.Б., Антонян А.Г. Агротуристский комплекс как путь реализации национальных программ экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 36. С. 88-91.
3. Здоров А.Б., Здоров М.А., Абряндина В.В. Проблемы и перспективы развития аграрного турима в России // ВНИИОПТУСХ «Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве». 2010. № 4 (5). С. 48-51.
4. Здоров А.Б., Здоров М.А. Прогнозирование формирования и развития сельских туристских комплексов // ВНИИОПТУСХ «Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве». 2010. № 4 (5). С. 48-51.
5. Здоров С.А. Концепция устойчивого развития малого гостиничного бизнеса в природных комплексах Московской области // Вестник национальной академии туризма. 2011. № 3 (19). С. 44-47.
6. Здоров А.Б., Здоров М.А., Здоров С. А. Структурные изменения аграрного сектора экономики России // ВНИИОПТУСХ «Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве». 2014. № 2 (19). С. 49-53.
7. Здоров С. А., Плотникова Н.К. Роль инвестиций в повышении эффективности использования рекреационных ресурсов в сельском гостиничном бизнесе и туризме // Научный вестник МГИИТ. 2014. № 4 (30). С. 39-49.
8. Здоров М.А., Абряндина В.В. Стратегический подход к разработке региональных программ развития туризма сельских территорий // Научный вестник МГИИТ. 2014. № 6 (32). С. 7-16.