- ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ -
DOI 10.25587/2587-5604-2023-3-84-89 УДК 1/14
Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова
Предшественники и теоретические предпосылки философии Канта. Онтологический и метафизический аспекты
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В 2024 г исполняется триста лет со дня рождения Канта, философа, с работ которого, как считают многие исследователи, началась современная философия. Однако выдающиеся достижения Канта, его «коперниканская революция», трансцендентальный метод возникли не на пустом месте. Революционные идеи Канта вобрали в себя опыт выдающихся представителей античности, средневековья и Нового времени. Определенное воздействие на формирование его философии оказали также политическая и социально-культурная обстановка в Европе XVIII столетия. Среди выдающихся философов доклассического периода следует отметить Платона, Аристотеля, Августина, Фому Аквинского. Среди представителей Нового времени следует назвать Гоббса, Локка, Ньютона, Декарта, Спинозу, Лейбница, Юма, Руссо. Некоторые из этих философов оказали влияние на его этическую философию, что выходит за пределы настоящей работы. Всю выше обозначенную проблематику целесообразно рассмотреть в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий, поскольку Кант поставил вопросы о границах чувственной сферы, рассудка, разума, человеческой свободы. Многие из них он разрешил или наметил подходы к их решению. Кант также претендовал на снятие противоречий между эмпиризмом и рационализмом -основными гносеологическими течениями Нового времени, но, как считают исследователи его творческого наследия, это ему не удалось. В начале своей философской деятельности Кант пытался найти предельные основания метафизики, ценность которой Кант подчеркивает постоянно. Он считал, что это необходимо для выяснения последних оснований реальности. Поиск предельных оснований Кант продолжил и в своей «критической философии» в эстетике, аналитике, диалектике. Он выявил границы рассудка, разума, свободы воли. Провел границу между «идеей Бога» - «идеалом чистого разума» и его действительными возможностями.
Ключевые слова: трансцендентальный, метафизика, гносеология, чувственное познание, рассудок, разум, эстетика, аналитика, диалектика, категории, антиномии, феномен, ноумен.
КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - д. филос. н., профессор кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет им. М. К. Аммосова.
E-mail: nnkozhev@mail.ru
KOZHEVNIKOV Nikolay Nikolaevich - Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Philosophy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. филос. н., доцент кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова.
E-mail: nnkozhev@mail.ru
DANILOVA Vera Sofronovna - Doctor of Philosophical Sciences (ontology and epistemology), Docent of Philosophy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova
precursors and theoretical background of Kant's philosophy: ontological and metaphysical aspects
M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The year 2024 will witness the 300th anniversary of Kant, the philosopher, whose works, according to many researchers, began modern philosophy. However, the outstanding achievements of Kant, his "Copernican revolution", the transcendental method did not appear from scratch. The revolutionary ideas of Kant absorbed the experience of outstanding representatives of antiquity, the Middle Ages, and the New Age. The political and socio-cultural situation in Europe in the 18th century also had a certain impact on the formation of his philosophy. Among the outstanding philosophers of the preclassical period, Plato, Aristotle, Augustine, Thomas Aquinas should be noted. Hobbes, Locke, Newton, Descartes, Spinoza, Leibniz, Hume, Rousseau should be mentioned among the representatives of the New Age. Some of these philosophers influenced his ethical philosophy, which is beyond the scope of this work. It is advisable to consider all the above problems in the context of the coordinate system of the world based on the limiting dynamic equilibria, since Kant raised questions about the boundaries of the sensory sphere, reason, reason, and human freedom. He resolved many of them or outlined approaches to their solution. Kant also claimed to remove the contradictions between empiricism and rationalism - the main epistemological currents of the New Age; however, according to the researchers of his creative heritage, he did not succeed. At the beginning of his philosophical activity, Kant tried to find the ultimate foundations of metaphysics, the value of which Kant constantly emphasizes. He believed that this was necessary in order to elucidate the final foundations of reality. Kant continued the search for ultimate foundations in his "critical philosophy" in aesthetics, analytics, and dialectics. He revealed the boundaries of reason, sense, and free will. He drew the line between the "idea of God" - the "ideal of pure reason" and its actual capabilities.
Keywords: transcendental, metaphysics, epistemology, sensory cognition, reason, mind, aesthetics, analytics, dialectics, categories, antinomies, phenomenon, noumenon.
Несомненно, что 2024 год станет «годом Канта», что отразится на работе многих философов мира, повлияет на тематику конгрессов, круглых столов и других мероприятий. В нашей республике также готовится проведение конференций, соответствующих публикаций. Обсуждение творческого наследия Канта в контексте современных реалий необходимо начинать с его предшественников и теоретических предпосылок, где в свою очередь следует начинать с онтологических и метафизических аспектов.
В целом как мыслитель Кант сформировался «лейбнице-вольфианской» философии и метафизики Нового времени, берущей свое начало в философии Декарта. Кант долгое время читал лекции и работал как исследователь в русле этих концепций, но постепенно стал отдаляться от этих взглядов, все глубже их переосмысливая с точки зрения наук о природе (ньютоновской физики). Это привело Канта к убеждению, что философское истолкование природы на основе современного ему научного естествознания не ведет к идеям о существовании Бога, сотворившего весь этот мир.
Истоки и влияние философов Нового времени на Канта
Кант всегда испытывал тягу к естественным наукам, которые оказали решающее влияние на его формирование как философа. Это видно через вклад Ньютона, обусловленный серьезным увлечением Кантом, его механикой и всей механистической философией, включая идеи Декарта. В этот докритический период им написаны «Всеобщая естественная история и теория неба», «О причинах землетрясений» «Новые замечания для пояснения теория ветров» [1]. В 80-х и 90-х гг. XVIII столетия им написаны «Метафизические начала естествознания», «Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических
начал естествознания к физике [2]. В этот период Кант разработал теорию происхождения Солнечной системы. Уточненная и переформулированная Лапласом, она получила широкое признание в XIX столетии как небулярная гипотеза Канта-Лапласа. Он также доказал замедление суточного вращения Земли в результате приливов-отливов.
Есть определенное сходство в истолковании представлений о пространстве и времени у Ньютона и Канта, поскольку оба они считают их абсолютными константами, без которых невозможны фундаментальные суждения математического естествознания. Однако различия в трактовке этих понятий гораздо глубже. По Ньютону, и пространство, и время - чувственные атрибуты Бога, у Канта - это атрибуты чувств человека, являемые ему посредством его трансцендентального «Я». Общим у этих двух мыслителей является и то, что классическую (ньютоновскую) механику они пытались дополнить божественным присутствием.
Здесь следует также отметить влияние Х. Вольфа, который считал, что философия должна обладать определенностью. Если она наука, то все её следствия должны выводиться из первоначальных и достоверных принципов. Это поставило перед Кантом вопрос о трансцендентальных основаниях разума или об его автономности. Философия Вольфа была впоследствии объявлена догматической, но в ХУШ столетии она была достаточно прогрессивной, по крайней мере, своими попытками систематизации имеющегося знания. Эти ориентации на классификационные и систематизационные ориентиры перекликаются с одним из фундаментальных правил Декарта.
Гоббс утверждал, что материя существует вечно, «не создается и не уничтожается», а движение, понимаемое им как чисто механическое, присуще ей самой. Кант использовал идею Гоббса о том, что пространство, движение, покой - это формы восприятия тела, а не их свойства. Гоббс впервые последовательно обосновал мысль о возможности познания только созданных человеческим разумом предметов [3]. На этой основе Кант осуществил свой «коперниковский переворот». Помимо идей Гоббса при этом он также использовал концепции «тождества мышления и бытия» Спинозы [4] и «гармонию монад» Лейбница [5].
Влияние Лейбница на философию Канта проявляется в попытках использовать его методологию для развития ньютоновской физики («Физическая монадология» и другие работы). Кант предлагал заменить духовную монаду на физическую. По его мнению, под его воздействием локальное пространство этой монады взаимодействуют с другими монадами, формируют уже непосредственное пространство. Математика с её основанием, геометрией, и эксперимент, возникший в Новое время, нуждаются в поддержке метафизикой, что также соответствует взглядам Лейбница. Кант даже вступил в полемику с Вольтером, высмеявшим концепцию Лейбница о нашем мире как лучшем из всех возможных после землетрясения в Лиссабоне. Согласно Канту, эта трагедия может быть целесообразна с точки зрения целого, которое недоступно нашему пониманию.
Наиболее сильное воздействие на развитие онтологических и метафизических взглядов Канта оказал Юм [6]. В работах «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма» и «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин» [7] Кант обосновал различие между традиционной логикой и логикой реальной действительности. Первая из них не отражает бытия, сосредоточившись на формальных особенностях рассуждений и доказательств. Исходя из этих работ, Кант попытался соединить эмпиризм и рационализм. Эмпиризм он сводил вслед за Юмом в значительной степени к привычке, считая её одним из принципов природы. Свидетельствуя о познании, привычка тем не менее с ним несоизмерима. Рационализм согласно, например, Лейбницу считает знание аналитическим, покоящимся на априорных рассудочных идеях.
Взгляд на предпосылки кантианской философии в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий
Взгляд на процессы самоорганизации мира с точки зрения его системы координат на основе предельных динамических равновесий позволяет объяснить многие процессы из самых разных миров (от физически материального до исторически-духовного) [8]. Вследствие этого, авторов интересуют все идеи и концепции, так или иначе связанные с этой проблемой. На протяжении всего своего творчества Кант был озабочен проблемой границ: чувств, рассудка, разума, свободы воли. «И действительно, в своей философии Кант попытался очертить границы свободной воли человека рядом с объективной закономерностью природы» [9]. Можно сказать, что к большинству встававшим перед ним проблемам, он подходил с такой точки зрения. В так называемый докритический период Кант, как он неоднократно подчеркивал, «влюбился в метафизику». Несмотря на это, Кант испытал много разочарований, развивая соответствующие идеи Платона и Аристотеля, но наконец он определил метафизику как науку о «пределах человеческого разума», что стало отправной точкой для философии его критического периода.
Центральное место в философии Канта занимает учение о «чистом разуме» и о его границах. Этим проблемам посвящена кантовская гносеология, которую позднее он назвал трансцендентальной логикой. Крайне важно отметить, что Кант назвал свою философию не учением, доктриной или системой, как это сделал позднее Гегель, а критикой, т.е. чем-то негативным, отрицающим все возможные иллюзии.
Рассмотрим границы, которые выявил Кант своей философской системой для трех способностей человека: воображение, рассудок и разум. Так, в качестве границ чувственной сферы он определил пространство и время как элементы интуитивной рефлексивности. Дело в том, что разум Канта делится на две части - пассивную и активную. Пространственные и временные отношения воспринимаются только пассивной частью, которая не выходит за границы интуиции. Другая часть разума является активной и связана с интеллектом. В чувственной сфере Канта интересует не содержание информации в этой сфере, а формы (время и пространство), в которых она представлена. Именно эти две чистые формы являются принципами априорного знания, а как метафизические понятия объективной реальности постичь их нельзя, потому что пространство есть пустота, а время - бесконечность. Это одно из основных положений кантовской трансцендентальной эстетики.
Рассудок связан не столько с процессом познания, сколько с представлением об исследуемом объекте. Классификации, упорядочение исследовательского материала и тем более двенадцать категорий определяют границы рассудка. Кант ограничивает рассудок сознанием. Чтобы осознать эти границы, рассудку необходима помощь разума, опирающегося на три идеи, связанные с душой, космосом и Богом, что является одним из основных положений кантовской трансцендентальной диалектики. Эти идеи следует рассматривать как постоянные идеалы при формировании чувственной сферы и рассудка. Кант опроверг все доказательства существования Бога. Он утверждал, что подобные предположения находятся вне человеческого опыта и таким образом вне границ познания человека.
Еще одной важной границей является Ноумен (вещь-в-себе), недоступной для сознания рассудка. Рассудку доступны феномены, а для ноуменов ему необходим посредник, которым является разум. Это граничное понятие Канта вызвало особенно яростные споры его коллег и последователей. Большинство философов были принципиально не согласны с этой концепцией, мешающей, по их мнению, процессу познания. На самом деле это понятие фундировано в самой природе, как в онтологической, так и в гносеологической проблематике.
Заключение
Влияние философов Нового времени (предшественников Канта) оказало значительное влияние на развитие его философии. Однако величие Канта заключается в переосмыслении их идей на новом уровне и создание совершенно оригинальной философский системы, которую он в отличие от предшественников и последователей называл «Критиками». Уже одно это название выдвигает на первый план идею границ.
Взгляд на предпосылки кантианской философии, осуществленный нами в контексте представлений о системе координат мира на основе предельных динамических равновесий [10]. Это важно, поскольку Кант пытался установить границы чувственной сферы, рассудка, разума, морали, бога. Это в значительной степени характеризует предпосылки системы координат мира и определяет основные тенденции её формирования. Кроме того, переосмысление наследия своих предшественников позволило ему выявить все связанное с такими границами в их творчестве.
Кант - самый крупный исследователь границ познания в различных его сферах, но его подход ограничивается гносеологией. Развиваемые авторами представления о системе координат на основе предельных динамических равновесий его вещей относятся к области онтологии, где процессы познания являются лишь одним из типов взаимодействий, относящихся к исторически-духовному миру. В то же время развиваемый нами подход может быть использован и в других мирах (физически-материальном, органически-живом, душевном).
Л и т е р а т у р а
1. Кант, И. Философия в шести томах / Под общей ред. В.Ф. Асмуса и др. - Т. 1. - Москва : Мысль, 1963. - 543 с.
2. Кант, И. Философия в шести томах / Под общей ред. В.Ф. Асмуса и др. - Т. 6. - Москва : Мысль, 1966. - 744 с.
3. Гоббс, Т. Антология мировой философии в 4 тт. Т. 2. - Москва : Мысль, 1970. - С. 307-348.
4. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза. - Минск : Харвест ; Москва : АСТ, 2001. - 336 с.
5. Лейбниц, Г. Сочинения в 4 т. Т. 1 / Г. Лейбниц. - Москва : Мысль, 1982. - 636 с.
6. Юм, Д. Трактат о человеческой природе в 2 тт. Книга первая / Д. Юм. - Москва : Канон, 1995.
- 400 с.
7. Кант, И. Сочинения 1747-1777 гг. В двух томах / Под общей ред. Б.Ю. Сливкера. Т. II — Москва : Государственное социально-экономическое издательство, 1940. - 528 с.
8. Кожевников, Н.Н. Основные понятия философии в контексте системы координат на основе предельных динамических равновесий детерминистического хаоса / Н. Н. Кожевников. - Якутск : ИД СВФУ, 2020. - 160 с.
9. Философия Канта и современность / Под общей ред. Т.И. Ойзермана. - Москва : Мысль, 1974.
- 470 с.
10. Кожевников, Н.Н. Самоорганизация мира с точки зрения системы координат на основе предельных динамических равновесий его вещей / Н. Н. Кожевников. - Якутск : ИД СВФУ, 2022. - 160 с.
R e f e r e n c e s
1. Kant, I. Filosofija v shesti tomah / Pod obshhej red. V.F. Asmusa i dr. - T. 1. - Moskva : Mysl', 1963.
- 543 s.
2. Kant, I. Filosofija v shesti tomah / Pod obshhej red. V.F. Asmusa i dr. - T. 6. - Moskva : Mysl', 1966.
- 744 s.
3. Gobbs, T. Antologija mirovoj filosofii v 4 tt. T. 2. - Moskva : Mysl', 1970. - S. 307-348.
4. Spinoza, B. Jetika / B. Spinoza. - Minsk : Harvest ; Moskva : AST, 2001. - 336 s.
5. Lejbnic, G. Sochinenija v 4 t. T. 1 / G. Lejbnic. - Moskva : Mysl', 1982. - 636 s.
6. Jum, D. Traktat o chelovecheskoj prirode v 2 tt. Kniga pervaja / D. Jum. - Moskva : Kanon, 1995. -400 s.
7. Kant, I. Sochinenija 1747-1777 gg. V dvuh tomah / Pod obshhej red. B.Ju. Slivkera. T. II — Moskva : Gosudarstvennoe social'no-jekonomicheskoe izdatel'stvo, 1940. - 528 s.
8. Kozhevnikov, N.N. Osnovnye ponjatija filosofii v kontekste sistemy koordinat na osnove predel'nyh dinamicheskih ravnovesij deterministicheskogo haosa / N. N. Kozhevnikov. - Jakutsk : ID SVFU, 2020. -160 s.
9. Filosofija Kanta i sovremennost' / Pod obshhej red. T.I. Ojzermana. - Moskva : Mysl', 1974. - 470 s.
10. Kozhevnikov, N.N. Samoorganizacija mira s tochki zrenija sistemy koordinat na osnove predel'nyh dinamicheskih ravnovesij ego veshhej / N. N. Kozhevnikov. - Jakutsk : ID SVFU, 2022. - 160 s.