УДК 341.1:061.1 ес
Ян Гранат,
Генеральный консул Республики Польша в Харькове;
А. В. Новиков,
канд. юрид. наук, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ПОЛЬШИ В СОВЕТЕ ЕС:
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Председательство Польши в Совете Европейского Союза, вне всякого сомнения, является всеохватывающим экзаменом не только для этой страны, но и для всего Сообщества в целом.
Даже после вступления в силу Лиссабонского договора, который значительно сократил полномочия Совета, он остался одним из основных центров принятия решений в Евросоюзе, который представляет его страны и отвечает, вместе с Еврокомиссией и Европейским парламентом, за принятие общеобязательных законов[1, с. 3; 6, с. 4; 7, с. 34].
Процес подготовки к председательству, а также исполнение почётных обязанностей связаны с организацией многочисленных встреч - как формальных, посвящённых обсуждению текущих дел, так и неформальных, на которых решаются вопросы на перспективу [8, с. 13]. Эти встречи должны проводиться в Брюсселе, Люксембурге, а также в стране председательства [2, с. 4].
Польша со всей ответственностью готовилась к этой ответственной миссии. Во время польско-чешских консультаций, а также на специально созванной двусторонней конференции, организаторами которой стали польский и чешский институты международных дел, был изучен, в частности, опыт Чешской Республики, которая председательствовала в Совете ЕС до Польши [15, с. 7]. Исходя из своего опыта, чешская сторона советовала сделать особый акцент на значении человеческого фактора -соответственно подобранных и обученых кадров. Для потребностей председательства чешская сторона привлекла около 2000 чиновников, в том числе создав дополнительно около 300 новых должностей. Во время её шестимесячного председательства было организовано более 3000 различных мероприятий (конференций, встреч, концертов), в том числе 500 - в самой Чехии. Было подчёркнуто, что ключевой задачей во время подготовки к председательству является тщательное планирование, а также анализ тех факторов, которые могут повлиять на ход председательства страны, которой доверили эту высокую миссию. Поляки тщательно проанализировали этот опыт ближайших соседей, а также других стран членов Союза [9, с. 23].
Время польского председательства совпало с тяжёлыми проблемами, которые стали настоящим вызовом для граждан объединённой Европы. Мировой экономический кризис, больно ударивший по странам еврозоны, «арабская весна» , приведшая к мгновенной замене авторитарных режимов у южных соседей европейцев - это лишь некоторые из вызовов, на которые надо было реагировать. Следует заметить, что эфективность и последовательность консолидованной реакции на такие события зависят и от внутреннего состояния страны-председателя [4, с. 6]. Здесь на первый план выдвигается размер страны, её демографический и экономический потенциал, международная активность, географическое положение, вклад в копилку Союза, умение создавать коалиции, а также место данной страны в глобальной системе международных отношений внутри Европейского Союза [10, с. 18]. Настоящим внутриполитическим капиталом, которым по праву могла гордиться Польша, можно считать также абсолютно рекордный уровень поддержки населением страны её членства в ЕС - целых 83 %, а также лучшие в Союзе показатели роста ВВП, что особенно показательно во время кризиса [3, с. 9].
Оба эти фактора, кстати, повлияли на настороения поляков: исходя из социологических опросов, в отличии от большинства политиков, они считали, что Польша во время своего председательства может продемонстрировать соседям не столько экономический рост, сколько внутрипольские семейные ценности, характерные для католической страны, а также мобильность на рынке труда.
Все эти факторы учитывались Советом Министров РП, который принял амбициозную «Программу 6-месячного польского президентства в Совете Европейского Союза во второй половине 2011 года» [5, с. 17]. Главной задачей этой программы было выведение Евросоюза на путь быстрого экономического роста и укрепление политической системы общества. Чтобы достичь этой цели Польша сконцентрировалась на трёх приоритетах: «Европейская интеграция как источник роста», «Безопасная Европа -продукты питания, энергия, обороноспособность» и «Европа, пользующаяся открытостью».
Под общей формулировкой приоритетов содержится абсолютная конкретика. Так, первый приоритет на практике означает стремление Польши к развитию внутреннего рынка ЕС, что должно привести к ожидаемому росту экономики стран Союза. Польша считает, что сделав определённые выводы из уроков кризиса, которые заставили европейцев создавать такие механизмы, как Европейский Механизм Стабилизации, Европа должна перейти к следующему этапу, отрабатывая новую модель экономического роста, которая гарантировала бы благополучие гражданам Союза в ближайшие десятилетия. При этом, если
Европа хочет остаться конкурентной на глобальном уровне, она ни в коем случае не должна сосредотачиваться лишь на ограничении дефицита бюджета и наведении порядка в общественных финансах. Нужны дополнительные, долговременные мероприятия.
Первым шагом, который уже был сделан, стала предложенная поляками дискуссия о новом, многолетнем бюджете Союза. Польша хочет, чтобы он стал бюджетом развития, инвестиционным, который служил бы реализации стратегии «Европа 2020». Для этого политика сплочённости должна стать определяющей политикой ЕС, пользу от которой должны ощутить все его члены. Существенной должна стать и реформа сельскохозяйственной политики ЕС, которая должна гарантировать модернизацию сельского хозяйства, а значит его конкурентоспособность. Всё это должно служить окончанию строительства единого рынка Европы с тем, чтобы можно было использовать его потенциал в полном объёме.
С точки зрения Польши в пределах Союза давно созрела проблема унификации электронных услуг. Для этого следует убрать барьеры, которые делают невозможными трансграничные трансакции online, а также добиться снижения платы за роуминг. Целых 60 % трансакций on-line на сегодняшний день не могут состояться из-за юридических препятствий, возникающих вследствие различий в правовых системах членов Союза. Революционным является предложение Польши создать с этой целью 28-й, межнациональный, обязательный для всех членов ЕС закон, который урегулирует эту проблему и облегчит жизнь и бизнес почти полумиллиарду жителей Евросоюза.
В рамках реформы внутреннего рынка Польша хотела бы помочь малым и средним фирмам, которые создают около 60 % ВВП стран Евросоюза, генерируя при этом 70 % рабочих мест. Речь идёт об облегчении для них доступа к дешёвым кредитам, создании фонда высокого риска, помощи малым и средним фирмам на рынках третьих стран. Абсолютно конкретным и уместным является предложение Польши, касающееся завершения работ по созданию общеевропейского патента, что значительно облегчит ведение бизнеса для европейских предпринимателей.
«Безопасная Европа» в глазах поляков - понятие многоплановое. Во-первых, по мнению нынешнего председательствующего в Совете ЕС, имеется ввиду усиление макроэкономической безопасности через общее укрепление руководства экономикой Союза. Речь идёт как об усилении контроля над финансовыми рынками, так и об разработке антикризисных мер, которые обеспечили бы стабильный экономический рост в Европе.
Следующим, логическим шагом укрепления «Безопасной Европы» должно стать создание основ внутренней энергетической политики ЕС, которая учитывала бы как интересы производителей энергии, стран-транзитёров, так и её потребителей.
Отдельно выделяется безопасность внешних границ ЕС, чему и дальше должна служить такая организация, как Frontex (Европейское агентство по координации оперативного сотрудничества на внешних границах стран-членов Европейского Союза). Речь идёт о том, чтобы Frontex активнее помогал странам-членам Союза во время кризисных ситуаций, таких, например, как события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
К мерам безопасности следует, по мнению Польши, отнести постоянное укрепление обороспособности ЕС и его постоянный диалог с НАТО.
Для Украины самым близким по духу является третий приоритет, предложенный Польшей во время своего председательства в Совете Европейского Союза, - «Европа, которая пользуется открытостью». Страна-председатель Совета ЕС выступает за дальнейшее расширение Союза, развитие сотрудничества с соседними странами.
Следует подчеркнуть, что Польша уже в начале своего председательства делала всё возможное, чобы не потерять авторитет в глазах своих восточных соседей. Среди сотен мероприятий, заланированных для них председательствующей страной,- встречи самого высокого уровня: на уровне президентов в Варшаве, конференция в Познани, бизнес-форум в Сопоте, конференция глав таможенных служб в Кракове. Ещё несколько важных встреч должно пройти уже под конец польского председательства. Среди них -форум гражданского общества, который планируется провести в Познани, и встреча министров иностранных дел стран-участников программы Восточного партнёрства, которая состоится в декабре в Брюсселе.
Ещё недавно Польша сама была Востоком для Евросоюза, ценой сверхусилий создавая демократическое общество и рыночную экономику. Нынче Республика Польша является одновременно представителем Восточной Европы в Евросоюзе и Евросоюза в Восточной Европе. Именно из этого факта исходит идея Восточного партнёрства, которую пропогандирует Польша. Во время своего председательства Польша старается делать всё, чтобы в формате партнёрства продолжался динамичный процесс расширения партнёрских договоров между странами, ими охваченными, и Европейским Союзом. Речь идёт, прежде всего, о создании полноценной, расширенной зоны свободной торговли и упрощении визового режима. Наибольшие надежды при этом возлагаются на перелом в отношениях с самой большой страной Восточного партнёрства -Украиной, что, по мнению Польши, имело бы историческое значение [13, с. 2].
Польша, как нынешний Президент Совета Европейского Союза, поддерживает стремление украинской стороны к сотрудничеству с Евросоюзом, признаёт европейские устремления Украины. Обе наши страны, как ближайшие соседи, развивают между собой стратегическое партнёрство. Ему служат, в
частности, дорожная карта двустороннего сотрудничества между Украиной и Польшей на 2011-2013 гг. Этот важный документ, подписанный весной 2011 г., предусматривает сотрудничество обеих стран в сфере евроинтеграции, а также в рамках подготовки к футбольному первенству Европы Евро-2012. Президент Польши, её премьер-министр, министр иностранных дел неоднократно выславливали поддержку Украины на её пути к европейскому сообществу. Одновременно динамика демократических преобразований внутри Украины, необходимых структурных реформ невозможны без усилий со стороны украинского общества и власти.
Выполнение поставленных амбициозных целей, заявленных председательствующей в Европейском Союзе страной, происходит в тяжёлых глобальных условиях. Мировая экономика, а вместе с ней и Европейский Союз, продолжают бороться с последствиями экономического кризиса. Вторая волна кризиса приближается к порогу каждой из национальных экономик. Польша, которая возглавила Евросоюз в этот нелёгкий период, старается вдохновить каждого жителя объединённой Европы на ещё большие интеграционные усилия. Именно из рук польского премьера Дональда Туска его хорватский коллега получил проект Аксесионного Трактата. Хорватия, таким образом, присоединится к Евросоюзу 1 июля 2013 г. На заседании Совета ECOFIN (неформального совета Евросоюза по экономическим и финансовым вопросам), участниками которого стали министры финансов и председатели национальных банков, был принят пакет из шести документов, предложенных председательствующей страной. Это позволит укрепить позицию Европейской комиссии в деле мониторинга бюджетной дисциплины в странах-членах Союза, предоставив ей возможность прибегать к санкциям по отношению к государствам, которые допустили высокий дефицит национальных бюджетов и государственные долги.
Польша прилагает очень много усилий, стремясь разработать приемлемую для всех концепцию энергетической политики в Евросоюзе. В конце сентября состоялся форум Восточного партнёрства в Варшаве, на котором его участники подтвердили стремление сторон к подписанию партнёрских соглашений с Украиной, Молдовой и Грузией, что должно произойти ещё до окончания польского председательства [14, с. 7].
Эти локальные успехи польской дипломатии являются одновременно успехами всего Евросоюза, который стремится таким образом преодолеть стагнацию, не допустить сомнений и потери надежды в обществе. И тут должен пригодиться опыт Польши, которая, приступив в 1989 г. к масштабным преобразованиям, настойчиво шла к цели. Поднимая собственную экономику, развивая демократию, Польша в то же время становилась для других ответственным и достойным уважения партнёром. Интегрируясь в западный мир, она одновременно заняла шестую ступеньку среди экономически самых развитых стран Евросоюза. Её пример вселяет надежду европейцам.
Список литературы: 1. Kaczynski P. M. Na czym polega przywodstwo w Unii Europejskiej? // Unia Europejska w Polsce, 2 marca 2009 r. - 3 с. 2. Tallberg J. Leadership and Negotiation in the European Union, Cambridge, 2006.- 4 с. 3. Barszcz J. Prezydencja w Radzie UE-aspekty prawne i instytucionalne. - Warszawa : Europejski Przegl^d S^dowy, 2010. N 7. - С. 8-10. 4. Biaszczuk-Zawiia M. Przewodnictwo Polski w Radzie Unii Europejskiej-przygotowania i priorytety.-Warszawa : Wspolnoty Europejskie, 2010. N 4.- 6 с. 5. Jesien L., Klatek R. Prezydencja grupowa UE:doswiadczenia z lat 2007-2009. - Warszawa: Polski Przegl^d Dyplomatyczny, 2010. t.10, № 3.- 17 с. 6. Decyzja Rady Europejskiej z dnia 1 grudnia 2009 r. W sprawie regulaminu wewn^trznego Rady Europejskiej(2009/882/UE).-Bruksela: Buletyn Rady UE,
2009. № 1.- 5 с. 7. Decyzja Rady Europejskiej z dnia 1 grudnia 2009 r. W sprawie sprawowania prezydencji Rady (2009/881/UE). - Bruksela: Buletyn Rady UE, 2009, N° 1-34 с. 8. Jaskulski A. Struktura i funkcje prezydenskie w Radzie Unii Europejskiej.-Poznan, 2009.- 13 с. 9. CzachorM, Tomaszyk J. Przewodnictwo panstwa w Radzie Unii Europejskiej-doswiadczenie partnerow, propozycje dla Polski. - Poznan. - 23 с. 10. Gromadzki G. Jaka Prezydencja? Uwagi po wejsciu w zycie traktatu lisbonskiego.- Warszawa : Analizy i Opinie, ISP, N 109, czerwiec
2010. -18 с. 11. SmykK. Prezydencja w Traktacie z Lisbony: glowne postanowiena i wnioski dla Polski. - Warszawa : Biuletyn Analiz UKIE, 2009, № 22. - 10 с. 12. Husak T., Jasinski F. Prezydencja w Unii Europejskiej. Perspektywa praktyczna.-Warszawa. Biuletyn Krajowej Szkoly Administracji Publicznej, № 6.- 9 с. 13. Kaluzynska M. Polska prezydencja w Unii Europejskiej. Jak pomyslnie zdac europejski egzamin godnosci?-Warszawa: Biuletyn Analiz UKIE, № 22, 2009. - 2 с. 14. Doswiadczenia prezydencji jako wyzwanie dla polskiej polityki. -Warszawa, - 7 с. 15. Fuksiewicz A., Lada A. Czeska prezydencja w Radzie Unii Europejskiej-spoirzenie z Polski. - Warszawa : port z badan Instytutu Spraw Publicznych, maj 2009. - 3с.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ПОЛЬШИ В СОВЕТЕ ЕС: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Гранат Я., Новиков А. В.
В статье анализируется опыт и достижения Республики Польша, как председателя Совета Европейского Союза.
Ключевые слова: Совет Европейского Союза, мировая экономика, стратегическое партнёрство.
CHAIRMANSHIP OF POLAND IN THE ^UN^L OF THE EUROPEAN UNION : THE CHALLENGE OF TIME Granat J., Nowikow A. V.
In this article they analyse the experience and achievements of Poland as the chairman of the Council of the European
Union.
Key words: the Council of the European Union, world economy, strategical partnership.
Поступила в редакцию 19.09.2011 г.