Научная статья на тему 'Предрейсовый контроль функционального состояния организма пилотов и водителей транспортных средств с помощью компьютерной статокинезиометрии'

Предрейсовый контроль функционального состояния организма пилотов и водителей транспортных средств с помощью компьютерной статокинезиометрии Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
166
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предрейсовый контроль функционального состояния организма пилотов и водителей транспортных средств с помощью компьютерной статокинезиометрии»

УДК 612.76

ПРЕДРЕЙСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПИЛОТОВ И ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ СТАТОКИНЕЗИОМЕТРИИ

В.И. Усачев, Я.З. Гринберг, Г.А. Переяслов, С.С. Слива, И.В. Кондратьев

Военно-медицинская академия, Россия, 194175, г. Санкт-Петербург, ул. Клиническая, 5,тел. (812) 248-33-42. E-mail: [email protected].

ЗАО ОКБ "Ритм", Россия, 347900, г. Таганрог, ул. Петровская, 99, тел. (86344) 2-32-55. E-mail: [email protected].

ТРТУ, Россия, 347928, г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44, тел. (86344) 232-55, E-mail: [email protected]

Поддержание равновесия человеком в вертикальной позе является динамическим феноменом, сопровождающимся непрерывным движением тела. Устойчивость в данном случае зависит, в основном, от взаимодействия вестибулярной, зрительной и проприоцептивной афферентных систем, функционального состояния центральной нервной системы и эфферентной двигательной мышечной системы. Биомеханические параметры поддержания вертикальной позы отражают как генетически детерминированное качество функции равновесия каждого человека, так и изменения его уровня под влиянием различных факторов внешней среды.

Исходя из вышесказанного, представляется возможным установить как индивидуальные свойства системы поддержания равновесия тела человека, так и изменения их под воздействием утомления, при различных заболеваниях, после употребления алкоголя или наркотиков. Перспективность данного направления заключается в возможности интегральной оценки функционального состояния организма человека, не прибегая к тестированию нескольких систем (кровообращения, дыхания и т.д.). Как отмечал в свое время И.М. Сеченов, биомеханические показатели позы и движения человека являются самыми “отзывчивыми” на изменение системных связей во внутренней и внешней среде организма.

С целью решения этой задачи разработано программное обеспечение компьютерного стабилоанализатора КСК-4, выпускаемого ЗАО ОКБ “Ритм” (г. Таганрог, Россия), предназначенное для предрейсового контроля функционального состояния организма пилотов и водителей транспортных средств. Программа StabTest NT для оценки функционального состояния человека составлена по новой технологии обработки стабилографического сигнала (NT), позволяющей четко определить отклонение рассчитываемых параметров от нормы при изменении состояния человека. Переход к анализу векторов скоростей и ускорений позволил существенно продвинуться в интегральной оценке функционального состояния организма человека. Получены обнадеживающие устойчивые результаты при обследовании трех групп пилотов сверхмалой авиации и технического персонала на этапе их обучения и аттестации в Центре подготовки при НКТБ "Кристалл" (г.С.-Петербург), а также при предрейсовом контроле водителей трамваев трамвайного парка №3 (г. С.-Петербург).

По результатам проведенных исследований программа StabTest NT была дополнена блоком индивидуальной корректировки функционального состояния человека, позволяющей более адекватно решить задачу допуска к рейсу.

Отличительными качествами предлагаемой методики являются максимальная комфортность для обследуемого и небольшое количество времени, затрачиваемое на регистрацию данных (1 мин.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.