УДК 658.115.31:343.8
ПРЕДПРИЯТИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ НАДО ПОМОЧЬ
КУЗЬМИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения, Академия ФСИН России, Рязань, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В ведомственном подчинении федеральной службы исполнения наказаний России находится 36 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП ФСИН России), целью и предметом деятельности которых являются обеспечение и развитие материальной и социальной сферы Федеральной службы исполнения наказаний и пр. В целях реализации своих полномочий ФГУП ФСИН России могут оказывать спонсорскую и благотворительную помощь учреждениям уголовно-исполнительной системы. На основании Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минэкономразвития России, в течение 2016 г. будет разработано Положение о порядке формирования и использования фондов спонсорской поддержки и благотворительности. Однако разработка Положения не решает всех проблем, стоящих перед предприятиями, которые столкнутся с решением вопросов по определению размера отчислений от чистой прибыли при формировании фонда спонсорской поддержки и благотворительности, внесению изменений в Устав, его перерегистрации в общеустановленном порядке и т.д. Детальная проработка и реализация этих задач будут способствовать более эффективному взаимодействию ФГУП ФСИН России и учреждений уголовно-исполнительной системы. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; фонд спонсорской поддержки; фонд благотворительной помощи.
THE ENTERPRISES OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA SHOULD BE HELPED
IRINA A. KUZMINA
PhD (Economic, associate professor, associate professor of accounting, analysis, finance and taxation, Academy of FSIN of Russia, Ryazan, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
36 federal state unitary enterprises (Federal State Unitary Enterprise FSIN Rossii) which purpose and object of activity are providing and development of the material and social sphere of Federal Penitentiary Service and so forth are under departmental supervision of Federal Penitentiary Service of Russia. For realization of the powers of Federal State Unitary Enterprise FSIN Rossii can give sponsor's and charitable help to institutions of criminal and executive system. On the basis of the Methodical recommendations approved by the order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation during 2016 the Provision on an order of formation and use of funds of sponsorship and charity will be developed. However development of Situation doesn't solve all problems facing the enterprises which will face the solution of questions on determination of the amount of assignments from net profit when forming fund of sponsorship and charity, to modification of the Charter, his re-registration in a generally established order, etc. Detailed study and realization of these tasks will promote more effective interaction of Federal State Unitary Enterprise FSIN Rossii and institutions of criminal and executive system. Keywords: criminal and executive system; fund of sponsorship; fund of the charitable help.
В рамках реализации государственных программ Российской Федерации, учитывая конституционные гарантии граждан, национальные цели государства, законные и нормативно-правовые акты, для Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Правительством Российской Федерации в качестве приоритетных определены следующие цели:
• обеспечение эффективного исполнения уголовных наказаний;
• повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Данные цели реализуются учреждениями уголовно-исполнительной системы, в которых по состоянию на 1 февраля 2016 г. содержались 646 319 человек. Реализация полномочий учреждениями уголовно-исполнительной системы (УИС) осуществляется в соответствии с бюджетным финансированием на основании Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» по таким государственным программам Российской Федерации, как «Обеспечение правопорядка и противодействие преступности», «Юстиция», «Социальная поддержка граждан», «Развитие здравоохранения», «Развитие пенсионной системы».
Вместе с тем в условиях ограниченного финансирования особую значимость приобретают дополнительные источники денежных поступлений. Ежегодно увеличивается доля государственных и муниципальных заказов для территориальных органов ФСИН России (в 2014 г. — 131,1 млн руб., в 2013 г. — 112,1 млн руб.). Это позволило дополнительно трудоустроить 1,5 тыс. осужденных. Вывод осужденных на оплачиваемые работы составляет 40% от их среднесписочной численности, что на 3% выше уровня прошлого года.
Помимо учреждений, исполняющих уголовные наказания, в ведомственном подчинении ФСИН России находятся 36 федеральных государственных унитарных предприятий, учредителем которых является Федеральная служба исполнения наказаний. Направления деятельности таких предприятий различны; так, 16 предприятий — сельскохозяйственные, 12 — строительные, 1 — производственно-технический центр и 7 — занимаются прочими видами деятельности. Федеральные
государственные унитарные предприятия (ФГУП) созданы с целью обеспечения и развития материальной и социальной сферы ФСИН.
Целью и предметом деятельности таких предприятий являются обеспечение и развитие материальной и социальной сферы ФСИН, получение прибыли, осуществление деятельности по оптовым поставкам сельскохозяйственной, промышленной продукции и продуктов питания, медицинского оборудования, а также развитие строительной индустрии, строительство и ремонт объектов [1].
Основными видами деятельности таких предприятий являются:
• выращивание зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей открытого грунта, технических культур и создание семенного фонда;
• производство мясных, рыбных, овощных консервов, консервация овощей, квашеной капусты, выпуск сгущенного и питьевого молока, творога, сливочного масла;
• выращивание и реализация племенного скота мясной породы;
• производство муки, макаронных, колбасных изделий, масла подсолнечного, маргарина и молочной продукции;
• оптовая торговля для удовлетворения потребностей исправительных учреждений продуктами питания и непродовольственными товарами, а также обеспечения товарами магазинов, расположенных на территории исправительных учреждений;
• выпуск индивидуальных суточных рационов питания, комплектов туалетных принадлежностей (гигиенических комплектов), производство киселя витаминизированного, чая для осужденных;
• оказание услуг по хранению и транспортировке товарно-материальных ценностей;
• розничная торговля через сеть магазинов, расположенных в исправительных учреждениях;
• строительство, текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений УИС.
ФГУП ФСИН России в рамках осуществления своей основной деятельности оказывает безвозмездную помощь учреждениям, исполняющим уголовные наказания. В рамках исполнения п. 1 поручения Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № ИШ-П13-5231 Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России разработал Методические рекомендации по разработке положения о порядке формирования
и использования фондов спонсорской поддержки и благотворительности, утвержденные распоряжением Минэкономразвития России от 22.12.2015 г. № 400Р-АУ. Методические рекомендации направлены на обеспечение единого методологического подхода и оказание содействия при разработке и утверждении внутреннего документа федеральных государственных унитарных предприятий, определяющего порядок формирования и направления использования фондов спонсорской поддержки и благотворительности.
В соответствии с Методическими рекомендациями разработку Положения следует осуществлять по направлениям деятельности, связанным с деятельностью по благотворительности и спонсорской поддержке раздельно. При этом возможна разработка и утверждение двух Положений, отдельно по каждому из указанных направлений деятельности, либо утверждение единого Положения с разграничением процедур спонсорской поддержки и благотворительности и формированием раздельной системы учета по указанным направлениям деятельности. Таким образом, при принятии решения формирования фондов спонсорской поддержки и благотворительности ФГУП ФСИН России должно четко разграничить эти два понятия.
Понятие благотворительности дано в ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [2]. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, безвозмездному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
При этом цели благотворительной деятельности перечислены в ст. 2 Закона № 135-ФЗ, и список этот является закрытым. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).
На основании п. 9 ст. 3 Федерального закона 38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 (в ред. от 08.03.2015) [3] спонсор — это лицо, обеспечивающее предоставление или предоставляющее средства для организации и проведения спортивного,
культурного и иного мероприятия, создания и трансляции теле- или радиопередачи либо создания или использования иного результата творческой деятельности. Закон не запрещает того, чтобы спонсорская помощь оказывалась на безвозмездной основе, т.е. без встречных обязательств. Спонсорская помощь может оказываться на безвозмездной основе только для проведения определенных мероприятий, определенных в п. 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ.
Однако безвозмездная помощь является благотворительной не всегда, а лишь в том случае, если она оказывается некоммерческой организации или физическому лицу в целях, определенных п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ. Если же получателями спонсорской помощи являются коммерческие организации, политические партии, движения и пр., то спонсорская помощь не будет являться благотворительной (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ). Таким образом, при оказании безвозмездной помощи учреждениям, исполняющим уголовные наказания, со стороны ФГУП ФСИН России имеет место безвозмездное спонсорство или благотворительность.
Кроме того, при разработке Положения следует принимать во внимание структуру и форму системы организационно-распорядительной документации предприятия. Для деятельности ФГУП ФСИН России данный документ предлагается назвать «Положение по формированию и использованию фонда спонсорской поддержки и благотворительности ФГУП ФСИН России».
Данное Положение должно содержать следующие разделы.
Раздел I. Общие положения. Раздел включает термины и определения, используемые в Положении, а также цели и задачи Положения.
Раздел II. Виды спонсорской поддержки и благотворительности. Раздел содержит основы, способы и критерии определения приоритетных направлений и целей спонсорской поддержки и благотворительной помощи. В качестве способа определения может быть определено изучение актуальности вопроса, для решения которого предполагается осуществление спонсорской поддержки. В том числе могут быть определены материалы, подлежащие изучению для определения актуальности (государственные программы, поручения и указания со стороны ФСИН России).
Раздел III. Порядок и источники формирования Фонда спонсорской поддержки
благотворительности. Размеры и условия использования фонда. В разделе определяются порядок и источники формирования фонда. Например, определение размера фонда на будущий период относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится такое предприятие, т.е. ФСИН России.
Раздел IV. Порядок утверждения и внесения изменений в Положение. Утверждение Положения рекомендуется отнести к компетенции ФСИН России.
Раздел V. Информационное обеспечение.
Раздел может содержать указание на возможные способы информирования о деятельности ФГУП ФСИН России по спонсорской поддержке и благотворительности. Например, регулярное обсуждение результатов соответствующей деятельности предприятия в рамках совещания при директоре ФСИН России не реже одного раза в год, подробное раскрытие соответствующей информации в годовом отчете ФГУП ФСИН России с размещением на официальном сайте предприятия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет такого отчета, фотоматериалов о реализованных проектах по спонсорской поддержке, информации о получателях средств Фондов.
Раздел VI. Контроль в области использования средств фонда. Указанные функции возлагаются на федеральную службу исполнения наказаний. В качестве механизма контроля использованя средств фонда в разделе целесообразно предусмотреть повторное (периодическое) посещение получателей средств фонда.
Разработка Положения по формированию и использованию фонда спонсорской поддержки и благотворительности ФГУП ФСИН России потребует внесения изменений в Устав таких предприятий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [4] ФГУП ФСИН России за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Как правило, размер резервного фонда составляет порядка 3-5% от чистой прибыли. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия [5]. Кроме этого, унитарное предприятие за счет чистой прибыли может создавать
иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Таким образом, формирование фонда спонсорской поддержки и благотворительности ФГУП ФСИН России должно быть прописано в его уставе, а следовательно, необходима перерегистрация предприятия. Одновременно с этим встает вопрос об определении размера отчислений в данный фонд.
Собственником имущества ФГУП ФСИН России выступает государство и в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Размер отчислений определяется Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 № 228 (ред. от 17.04.2014) «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» и должен составлять не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Данные средства перечисляются в доход федерального бюджета и не остаются в ведении ФСИН России. В связи с тем что ФГУП ФСИН России созданы с целью обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, размер фонда спонсорской поддержки и благотворительности должен быть согласован со ФСИН России и составлять не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль и после формирования резервного фонда.
Особое внимание следует уделить вопросам налогообложения благотворительности и безвозмездного спонсорства. Расходы в виде благотворительности путем передачи имущества или целевых средств некоммерческим организациям в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не участвуют [п. 16 и 34 ст. 270 Налогового кодекса РФ (НК РФ)], поскольку целью таких операций не является получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, для спонсора и благотворительная, и безвозмездная спонсорская помощь налогооблагаемую прибыль не уменьшает.
На основании подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по безвозмездной передаче товаров (за исключением подакцизных), выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав в целях благотворительной деятельности НДС не облагаются, если помощь оказывается на цели, определенные в ст. 2 Закона № 135-ФЗ. К тому же необходимо оформить документы, подтверждающие благотворительность. Таким образом, для подтверждения благотворительности требуется:
• подтвердить благотворительный характер мероприятия;
• представить подтверждающие документы.
Документами, подтверждающими благотворительность, являются:
• договор на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках оказания благотворительной деятельности;
• копии документов, подтверждающих постановку на учет переданного имущества или денежных средств у получателя помощи;
• акты или аналогичные документы, свидетельствующие о целевом использовании товаров, работ, услуг, полученных в качестве благотворительности [6].
При этом нужно иметь в виду, что в случае оказания безвозмездной спонсорской помощи, не являющейся благотворительностью, реализация товаров для данных целей облагается НДС (ст. 146 НК РФ). Если же передаются денежные средства, то такие расходы НДС не облагаются (подп. 1 п. 3 ст. 39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н [7]. Согласно п. 11 ПБУ 10/99 перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на проведение спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий являются прочими расходами. В бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Кроме того, в соответствии с п. 4.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н [8], затраты,
возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи, исключаются из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство.
Пример. На складе ФГУП ФСИН России хранится товар (спортивная одежда) стоимостью 50 000 руб., который по решению директора безвозмездно передается исправительной колонии для организации соревнований среди лиц, отбывающих уголовные наказания. При приобретении данного товара организацией был принят к вычету НДС в сумме 9 000 руб. Бухгалтерская и налоговая оценки товаров идентичны. Льготы по уплате налога на прибыль не установлены. В бухгалтерском учете благотворителя будут составлены следующие бухгалтерские записи:
Дебет 91-2 — Кредит 41 — 50 000 руб. — переданы в рамках благотворительной помощи товары (одежда),
Дебет 91-2 — Кредит 68-НДС — 9 000 руб. — восстановлена сумма «входного» НДС, ранее принятого к вычету, относящаяся к безвозмездно переданным товарам,
Дебет 99 — Кредит 68-НПР — 11 800 руб. [(50 000 + 9 000) руб. х 20%]) — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости переданных товаров и суммы НДС.
В заключение следует отметить, что в 2016 г. ФГУП ФСИН России, реализуя распоряжение Минэкономразвития России от 22.12.2015 г. № 400Р-АУ, столкнутся с решением целого ряда задач, а именно:
• разработкой «Положения по формированию и использованию фонда спонсорской поддержки и благотворительности ФГУП ФСИН России»;
• определением размера отчислений от чистой прибыли при формировании фонда спонсорской поддержки и благотворительности;
• внесением изменений в Устав и его перерегистрацией в общеустановленном порядке;
• внесением дополнений в учетную политику предприятия, по методике отражения в бухгалтерском и налоговом учете формирования и использования средств фонда спонсорской поддержки и благотворительности.
Реализация данных задач будет способствовать более эффективному взаимодействию ФГУП ФСИН России и учреждений УИС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьмина И. А. Фонды унитарных предприятий: порядок формирования и учет операций // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 751-754.
2. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3.
3. «О рекламе»: Федеральный закон 38-Ф3 от 13.03.2006 (в ред. от 08.03.2015).
4. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015).
5. Кузьмина И. А. Порядок формирования и отражения в учете резервного и добавочного фондов федеральных государственных унитарных предприятий федеральной службы исполнения наказаний России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 10. С. 9-14.
6. Анищенко А. Спонсорство, благотворительность или безвозмездная помощь? // Бухгалтерское приложение. 2014. № 24 (9540). Новая бухгалтерия. 2014. № 07.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н
REFERENCES
1. Kuzmina I. A. Funds of the unitary enterprises: order of formation and accounting of operations [Fondy unitarnyh predprijatij: porjadok formirovanija i uchet operacij]. Economy and business -Jekonomika i predprinimatel'stvo, 2014, no. 9, pp. 751-754.
2. "About charity and the charitable organizations": Federal law of 11.08.1995 No. 135-FZ.
3. "About advertizing": The federal law 38-FZ of 13.03.2006 (in an edition from 3/8/2015).
4. "About the state and municipal unitary enterprises": The federal law from 11/14/2002 No. 161-FZ (an edition from 11/23/2015).
5. Kuzmina I. A. An order of formation and reflection in the accounting of reserve and additional funds of the federal state unitary enterprises of Federal Penitentiary Service of Russia//Accounting in the budgetary and non-profit organizations. 2014. No. 10. Page 9-14.
6. Anishchenko A. Sponsorship, charity or free aid? //"The accounting appendix" No. 24 (9540) 2014, "New accounts department" No. 07 2014
7. The accounting regulation "Expenses of the Organization" of PBU 10/99, is approved by the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 5/6/1999 No. 33n.
8. Accounting regulation "Accounting of Calculations for Income Tax" of PBU 18/02, утв. The order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 11/19/2002 No. 114n.
Щ КНИЖНАЯ ПОЛКА
ФИНАНСОВЫЙ М13ЙЯ0ЖННАЯ ДКАдамШ! ЩИТ ""Н ИМЕНИДА НЕНОВА ££
РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ И БОЛГАРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Развитие бухгалтерского учета в России и Болгарии в условиях глобализации экономики: монография/ редколл.: В.Г. Гетьман, М.Д. Михайлов, У.Ю. Блинова, Л.Н. Герасимова, Е.Н. Домбровская; авт. вступ. ст. М.А. Эскиндаров. М.: Финансовый университет, 2015. 300 c.
ISBN 978-5-7942-1292-1
Монография посвящена вопросам развития бухгалтерского учета и выработке мероприятий по решению учетных проблем в условиях глобализации экономики.
Издание представляет интерес для ученых, аспирантов и студентов, интересующихся результатами и перспективами исследований в области современного бухгалтерского учета.