Научная статья на тему 'Предпринимательство: теория и российские особенности'

Предпринимательство: теория и российские особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3102
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БИЗНЕС-СЛОЙ И СРЕДНИЙ КЛАСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагиров Казиахмед Тагирович

В данной статье затрагивается вопрос о теоретико-методологическом подходе к исследованию феномена предпринимательства. Обосновывается идея о том, что предпринимательство следует рассматривать не только как хозяйственную деятельность по извлечению прибыли, но и как деятельность, обусловленную институциональной средой, социально-управленческой деятельностью. Акцентируется внимание на вопросе о взаимосвязи предпринимательства, бизнеса и менеджмента. Автор приходит к выводу, что институциональный подход позволяет интерпретировать предпринимательство в более реалистичном ключе, чем это принято в экономическом анализе. Отмечается, что изучение институциональной среды формирования и развития предпринимательского слоя весьма существенно, поскольку субъекты малого предпринимательства служат базой развития «среднего» класса в обществе. Раскрывается тезис о том, что российский опыт малого или среднего предпринимательства демонстрирует явный отход от строгих теоретических принципов и интерпретаций феномена предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство: теория и российские особенности»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____

УДК 330.117

Тагиров Казиахмед Тагирович

канд. экон. наук, доцент филиала ДГУ

г. Дербент, РФ E-mail: [email protected]

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ТЕОРИЯ И РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация

В данной статье затрагивается вопрос о теоретико-методологическом подходе к исследованию феномена предпринимательства. Обосновывается идея о том, что предпринимательство следует рассматривать не только как хозяйственную деятельность по извлечению прибыли, но и как деятельность, обусловленную институциональной средой, социально-управленческой деятельностью. Акцентируется внимание на вопросе о взаимосвязи предпринимательства, бизнеса и менеджмента. Автор приходит к выводу, что институциональный подход позволяет интерпретировать предпринимательство в более реалистичном ключе, чем это принято в экономическом анализе. Отмечается, что изучение институциональной среды формирования и развития предпринимательского слоя весьма существенно, поскольку субъекты малого предпринимательства служат базой развития «среднего» класса в обществе. Раскрывается тезис о том, что российский опыт малого или среднего предпринимательства демонстрирует явный отход от строгих теоретических принципов и интерпретаций феномена предпринимательства.

Ключевые слова

Предпринимательство; бизнес; институциональная среда предпринимательства; российский опыт предпринимательства; бизнес-слой и средний класс.

В настоящее время существует множество различных трактовок предпринимательства, так как различные исследователи делают акцент на различных аспектах этого явления. Это знак того, что проблемы предпринимательства активно обсуждаются в рамках разных наук.

Как известно из экономической теории и практики, предприниматель есть субъект, комбинирующий экономические ресурсы с целью их оптимального использования и получения прибыли в условиях экономической неопределенности и в процессе самостоятельного принятия решений в ходе ведения бизнеса, а также несущий ответственность за результаты хозяйствования. Кроме того, предприниматель, как правило, пытается вводить в хозяйственную практику новые технологии производства продукции, комбинирования экономических ресурсов, управления и организации дела, то есть выступать в роли новатора.

Перечисленные характеристики отражают преимущественно экономические аспекты предпринимательской деятельности. Однако предпринимательство может рассматриваться и как деятельность социально-управленческого характера. В этой связи укажем на следующие моменты.

Во-первых, предпринимательство традиционно связывается с хозяйственной деятельностью, целью которой является получение прибыли. Однако, как полагают известные исследователи, предпринимательские структуры стремятся к максимизации прибыли не исключительно из эгоистических побуждений. В современном обществе вместо смитовского экономического человека с его крайним эгоизмом и индивидуализмом действует человек коммуникабельный, твердо осознающий, что его предпринимательский успех во многом зависит от успеха партнеров и экономики в целом. Иными словами, зачастую структуру мотивов предпринимательской деятельности задают сложившиеся институты и обуславливаемые ими социальные практики. Выступая в качестве ограничителей, институты не только упорядочивают предпринимательскую деятельность, но и побуждают предпринимателей трансформировать их [1, с.23-29].

Во-вторых, предпринимательская деятельность обусловлена не столько экономическими факторами, сколько институциональной средой, в которой осуществляется. Поэтому с институциональной точки зрения предпринимательство — это не столько комбинация экономических ресурсов, сколько создание порядков оценивания, заключения контрактов и институционализации выгод, которые могут быть получены от взаимодействия с внешней социальной средой.

117

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________

В-третьих, предпринимательство, будучи связано с извлечением выгоды, по своему содержанию является управленческой деятельностью в большей мере, чем хозяйственной. С этой точки зрения «предпринимательство — это управление, направленное на приобретательство и преодоление связанных с ним рисков» [2, с.47].

В связи с этим возникает вопрос о взаимосвязи предпринимательства и бизнеса. Полагаем, предпринимательство следует рассматривать как деятельность по организации и институциональному оформлению процесса извлечения выгоды, тогда как бизнес представляет собой собственно осуществление указанного процесса в его структурированной, алгоритмизированной части [3, с. 293]. Другими словами, предпринимательство является инициированием бизнеса как упорядоченной, поставленной на поток деятельности по извлечению выгоды. Такой подход к разграничению предпринимательства и бизнеса позволяет объяснить факт существования нескольких или даже «многих бизнесов» в рамках одной фирмы или у одного предпринимателя. Модель «один предприниматель — много бизнесов» весьма характерна для современной России [2, с.116]. В российской практике нет четкого разделения предпринимательства и бизнеса. Здесь всякая деятельность по организации собственного дела называется предпринимательством.

Ясно, что предпринимательство и бизнес, как виды экономической деятельности объединены достижением одной цели — реализации интереса в различных его вариантах. Но вместе с тем они решают разные задачи. Бизнес связан с обеспечением собственно процесса производства товара или услуги, рентабельностью, эффективностью, сбытом, то есть, направлен на решение вопросов оптимизации и устойчивого функционирования фирмы или другого субъекта хозяйствования с точки зрения его внутренней среды. Иными словами, это экономический деятельностный процесс, осуществляемый сформировавшимися фирмами, каких в экономике становится все больше, и которые уже заняли свою нишу в экономике. Принципиальное отличие предпринимательства состоит в том, что оно ориентировано на внешнюю среду и может рассматриваться как деятельность по осуществлению взаимодействий с внешней средой фирмы. Эта деятельность по своему содержанию является институциональным управлением, поскольку реализуется посредством норм (их установления и следования им), контрактации с внешней средой, оценок и интерпретаций, смыслов, идеологий и т.д. Иными словами, это экономический деятельностный процесс, «рождающий» бизнес. Возможно, он может так и не сформироваться и не привести к «рождению» бизнеса.

Различия между предпринимательством и бизнесом наиболее четко прослеживается в функциях предпринимательства. Рисковая и инновационная функции характерны только для предпринимательства, в то время как мобилизационная и организаторская функции, служат проявлению, как предпринимательства, так и бизнеса.

Таким образом, институциональный подход позволяет интерпретировать сущность предпринимательства в несколько ином ключе, чем это принято в экономическом анализе. Скажем, сам процесс инициирования и организации бизнеса в микроэкономике связывается с поиском пустующей рыночной ниши и попыткой занять эту нишу. При этом успешная деятельность связана с максимизацией отдачи от оптимального использования факторов производства и, в лучшем случае, с внедрением инноваций. К тому же в традиционном понимании предпринимательская деятельность рассматривается как связанная с риском.

Особенности развития предпринимательства в России продемонстрировали его роль не только в экономических, но и в социальных преобразованиях. Эта роль оценивается исследователями неоднозначно. С одной стороны, с предпринимательством связывались ожидания экономического роста, роста благосостояния, появления делового сословия, модернизирующего и укрепляющего основы социальноэкономической системы страны. С другой стороны, следует признать, что эти ожидания оправдались лишь отчасти. Более того, развитие предпринимательства и формирование бизнес-сообщества в России сопровождалось рядом негативных явлений, характеризуемых как проявления противоправного поведения (социальной аномии).

Многие исследователи и специалисты отмечают, что главной причиной специфического образа российского предпринимательства и его участия в управлении общественными отношениями является институциональная среда становления и развития отечественного предпринимательства, в особенности, малого предпринимательства.

118

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

Предпринимательство как социальный слой формируется из людей, занимающихся соответствующей деятельностью, и в определенном смысле персонализирует предпринимательство как субъект управления. Поэтому весьма существенно изучение институциональной среды формирования и развития предпринимательского слоя (бизнес-слоя). При этом внимание должно быть направлено на доминирующие в данной среде нормы, оценки, интерпретации, стереотипы, обуславливающие социальное поведение слоя предпринимателей и их взаимодействие с внешней социальной средой.

Развивающееся сегодня в России некое подобие бизнес-слоя, официально называемого «малым бизнесом», лишь в незначительной степени соответствует характеристикам созидательного элемента системы предпринимательства, не говоря об элементе социально-экономической системы в целом.

Для российской экономики социально-экономическое значение субъектов малого предпринимательства весьма весомо: они должны служить базой развития «среднего» класса, который, должен выступить гарантом стабильности в обществе. Средний класс должен стать опорой для власти в решении экономических и социальных вопросов общества. Однако в действительности этого может не происходить, если отношения между предпринимателями и органами управления и контроля изначально носят «полулегитимный» характер. В российской практике это выражается, в частности, в том, что многие легальные бизнес-структуры, как в центре (мегаполисах), так и на периферии (регионах), аффилированы с бюджетом, получают заказы, льготы, дотации, гранты, преференции благодаря чиновникам, которые находятся в доле. Такие отношения означают только одно: между предпринимателями и чиновниками соответствующих органов созданы «теневые» соглашения по поводу, например, ресурсов, земельных участков, объектов недвижимости, производственных площадей и т. д.

В России понимание смысла предпринимательства специфично как в центре, так и на периферии. Дело в том, что российское законодательство зафиксировало понимание коммерции и торговли как практических форм выражения предпринимательства. Стоит индивиду зарегистрироваться в органах управления и встать на учет в налоговой службе, как он автоматически вступает в ряды субъектов «малого предпринимательства» или «малого бизнеса».

Таким образом, анализ российского опыта малого или среднего предпринимательства показывает явный отход от строгих теоретических принципов и интерпретаций феномена предпринимательства.

По сути, российская практика малого предпринимательства - это преимущественно организация коммерции, торговли.

Раз так, то могут ли ее участники считаться субъектами в полном смысле слова? Свойственны ли им качества предпринимателя или бизнесмена?

Не всякий коммерсант может считаться предпринимателем. Хотя бизнесменом он может быть хорошим. Это можно сказать, например, о владельцах парикмахерской или булочной, если они не будут видеть «дальше своего носа».

Если сегодня пытаться вносить существенные изменения в развитие бизнес-слоя, то это, конечно, может привести к проблемам, как для субъектов малого предпринимательства, так и для общества в целом. Проблемы могут возникнуть, прежде всего, по внутренним причинам (способность или неспособность ломать личные стереотипы; склад личности конкретного индивида и др.). Так что, благие намерения ученых и специалистов-практиков направить развитие предпринимательства в цивилизованное русло, не могут гарантировать положительного эффекта.

Ясно одно: процессами формирования и развития малого предпринимательства как системы нужно управлять.

1. Не бросать на произвол судьбы субъектов бизнеса, а обеспечивать им поддержку, определяя одновременно при этом приоритетные бизнес - направления. Инертность в действиях политической власти пагубно влияет на экономическую практику. Она приводит: во-первых, к слепому копированию региональными субъектами бизнеса всего того, что считается в центре модным и дает быстрый доход; во -вторых, к исчезновению доминанты экономической системы, т.е. наиболее важного бизнес-направления для региона.

2. Необходима консолидация усилий государства и бизнеса, а не «взаимопроникновение». (Ситуация когда чиновники в «доле», а бизнесмены «во власти»).

119

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____

Изучение опыта зарубежного менеджмента (американского, германского, скандинавского, а также азиатских «чудотворцев») приводит к весьма важному выводу: существует четкое соблюдение условий концессионных соглашений, заключаемых между частным бизнесом и муниципальными органами власти (как формы государственно-частного партнерства).

На региональные и муниципальные администрации сегодня возложен очень большой объем задач, с решением которых они просто не справляются. Они, конечно, могут сказать, что не хватает ни сил, ни средств, ни времени.

Отчего так происходит? Почему, в зарубежных странах эти вопросы решаются быстрее и эффективнее, и штат раздувать не приходится, а государственная политика и государственное управление достаточно сильны? За счет чего это происходит? Прежде всего, за счет того, что там очень эффективно распределены полномочия. То, что может решать администрация, решает она. То, что может решать сообщество, предприятия, ВУЗы, НИИ, или общественные организации, решают они самостоятельно, в пределах своей компетенции. Это современный цивилизованный подход к делу. Подход, исключающий вульгарность и «топорность».

И все-таки, успехов на рассматриваемом фронте, как в регионе, так и в стране в целом невозможно ожидать, если не произойдет переход от «ковбойского ведения бизнеса» к общественному ведению бизнеса, переход к заинтересованности в общественных интересах, а не только концентрации на своих частных.

Есть ли надежда, что как-то можно обеспечить эту метаморфозу? Если да, то, какими способами? Экономическими? Административными? Вопрос остается еще открытым как для научных исследований, так и для законотворческой деятельности.

Список использованной литературы:

1. Окулов Е.В. Роль предпринимательства в системе социального управления: институциональный анализ. // УрАГС. ЧиновникЪ № 404 (32). 2008. С. 23-29.

2. Кириллов Л. Г., Емельянова Т. Э. Конструируем управление / Челябинск, 2004. С. 47.

3. Глущенко Е.В. Основы предпринимательства. - М.: Вестник, 1996. С. 293.

4. Кондратьев В.А., Привалов В.Л. Семь нот менеджмента. М., 2001. С. 116.

© К.Т.Тагиров, 2015

УДК 339.9

Харитонова Марина Николаевна

канд. экон. наук, доцент СамГУПС, г. Самара, РФ Е-mail: [email protected]

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

В РЕГИОНАХ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются методы исследования условий, определяющих характер инвестиционной активности субъектов РФ. Для формирования эффективной региональной инвестиционной политики необходимо знать, от каких факторов зависит динамика инвестиционных ресурсов в регионе, какие региональные условия оказывают влияние на принятие решения об инвестировании в конкретный регион.

Ключевые слова

Инвестиции, инвестиционный потенциал региона, инвестиционный риск, уровень социальноэкономического развития региона, стратегия, эффективность.

Проблема повышения инвестиционной привлекательности регионов является в настоящий момент одной из самых актуальных для всех без исключения субъектов РФ. Именно инвестиционной деятельности

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.