Научная статья на тему 'Предпринимательство и духовно-нравственная культура России'

Предпринимательство и духовно-нравственная культура России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
356
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукаш Александр Викторович

В статье рассматривается взаимосвязь духовно-нравственной культуры и предпринимательства в России. Автором проанализирован определённый массив христианских источников по аналогии с методологическими принципами исследования хозяйственной этики мировых религий М. Вебера. Новизна статьи состоит в обосновании современного предпринимательства как носителя традиции православной этики, глубоко укоренённой в духовно-нравственной культуре России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство и духовно-нравственная культура России»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

%

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

338. 22: 330. 161. 1(470) Д. В. ЛУКАШ

Омский государственный аграрный университет

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ДУХОВНОНРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

В статье рассматривается взаимосвязь духовно-нравственной культуры и предпринимательства в России. Автором проанализирован определённый массив христианских источников по аналогии с методологическими принципами исследования хозяйственной этики мировых религий М. Вебера. Новизна статьи состоит в обосновании современного предпринимательства как носителя традиции православной этики, глубоко укоренённой в духовно-нравственной культуре России.

Актуальность обращения российских авторов к проблемам социально-трудовых отношений на основе этики православия в последние годы обусловлена рядом следующих обстоятельств. Процесс трансформации хозяйственно-экономической системы страны, начавшейся с середины 80-х годов XX века, привёл к изменениям в социальном устройстве общества, вызвал трансформацию общих ценностных ориентиров населения. Хозяйственная этика общества также испытала на себе следствия данной трансформации. Мотивации труда, выбор профессии и перспективы профессиональной деятельности человека в советской экономической системе были обусловлены планированием, включая государственный заказ на специалистов; доступностью общего и профессионального образования; гарантиями на рабочее место по специальности; относительным социально-экономическим равенством граждан. Трансформация названных оснований социальнотрудовых отношений в сторону "свободного труда" оказалась разновекторной, дезорганизующей вплоть до полной свободы "от труда". Предложенные идеологами реформ "общечеловеческие ценности" в социальной практике приобрели ценностные ориента-

ции в предельно широком диапазоне, включая и полный отказ от нравственных ценностей в пользу денег, вещей и удовольствий — основных ценностей "потребительского общества".

Таким образом, трансформация системы ценностей привела к деформации социально-трудовых отношений, включая мотивации труда, обусловленные общекультурной и социально-нравственной, в том числе религиозной атмосферой общества и семьи, в которой происходит формирование человека. Неустойчивость религиозного состояния России в 90-годы обусловлена утратой, забвением религиозной культуры по историческим обстоятельствам ХХ века. Это привело к тому, что в качестве альтернативных моделей социалистической трудовой этики реформируемому российскому обществу было предложено множество моделей религиозно-нравственных оснований нового типа трудовых отношений, самым идейно подготовленным из которых был протестантизм.

Одна из причин актуализации протестантской хозяйственной этики состоит в том, что протестантизм оценивает прибыль и капитал - ключевые понятия в предложенной России рыночной модели - как экономические и моральные ценности, характеризующие

достоинство человека, его самоценность, его «богоизбранность». М. Вебер, показав связь рыночного капитализма с религиозной нравственностью протестантизма, отмечал, что существующие в протестантизме догматы о предопределении и о спасении верой и делами открывают широкую перспективу для экономической практики человека, так как деловые успехи свидетельствуют о богоизбранности человека при наличии у него веры в Христа.

М. Вебер критически оценивал с точки зрения этики успеха возможности православия. Представление о том, что в православии не могут быть прямо представлены образы и ценности хозяйственной жизни, в том числе предпринимательской деятельности, получило широкое распространение в философско-историческом дискурсе. М.Вебер и его последователи считают, что православие, как и некоторые другие религии, носит созерцательный характер, без обращения должного внимания на практическую, повседневную деятельность в миру: "Хозяйство и мирская деятельность признаётся здесь незначительной" [3, с.230]. Такая трактовка сначала была воспринята российским обществом, во многом, как уже сказано, утратившим в XX в. религиозную культуру.

Однако приоритет духовных ценностей в православии не отрицает земную деятельность, в том числе и предпринимательскую. Необходимо отметить, что действительно в русской церковной жизни нет какой-то особой отдельной православной этики для предпринимательства. Так же, как нет в ней и отдельных этических правил для учёного или военного. Православие не сегментирует поведение человека в зависимости от его социально-экономических функций, так как независимо от рода деятельности человека он должен в первую очередь всегда оставаться по личностной нравственности христианином. "Нельзя быть христианином только в храме или в собственном доме, а за их дверями жить другой жизнью и руководствоваться иными, чем христианские, принципами" [1, с.10]. Поэтому любая деятельность человека в миру оценивается с позиции православия в первую очередь по её нравственному и духовному содержанию. Спасение души стоит в центре любой деятельности православного человека. Православная этика хозяйствования по существу всю проблематику труда переносит в сферу нравственного сознания — совести, утверждая труд средством нравственного спасения человека [5, с.176]. Не является исключением и предпринимательская деятельность как один из видов хозяйственно-трудовой деятельности, православные основания которой веками формировались социокультурной спецификой России. "Обращаясь к богослужебной литературе, возводя на свои деньги храмы, уходя в монастыри, богатейшие представители купечества и средние по имущественному положению торговцы искали душевного успокоения, искупая молитвой свои земные грехи" [6, с.381].

Предельный синтез телесного и духовного труда выработало монашество. Оно передало обществу идеальный образец духовно и нравственно осмысленного труда. С самого начала истории русского монашества особое место занимал в нем труд - как в виде тяжелых телесных работ, так и в форме духовного (молитвенного) труда, а также интеллектуальной деятельности и социального служения миру.

Духовное влияние монастырей на все сферы жизни общества было бесспорным, поэтому труд занимает одно из центральных мест и в культуре всех сословий от крестьянства до дворянства, включая российское предпринимательство. В предпринима-

тельской среде к труду относились как к части жизни, без которой она не имела смысла. "Домострой" до сих пор учит человека находиться в постоянной работе, независимо от его материального положения, социального статуса и состояния здоровья. В большинстве своём сюжеты древнерусской литературы о купцах ("Повести о купце", "Повести о купце Григории" и т.д.) носят нравоучительный характер и призваны формировать художественный собирательный образ добродетельного коммерсанта.

Труд в христианской этике рассматривается как исполнение прямого долга человека перед Богом и людьми. Василий Великий учит, что телесная, физическая жизнь человека не может быть обеспечена никаким способом, кроме труда. Он утверждает, что труд — единственное достойное средство существования человека. Кроме этого, труд рассматривается как необходимое средство достижения гармонии человека с внешним миром, такого телесного и духовного состояния, в котором преобладают бесстрастность, скромность, отказ от личных, корыстных интересов. По святоотеческому учению, нет такой страсти, которая не искоренялась трудом. Достижение успеха в хозяйственной деятельности православие рассматривает как результат духовной и нравственной чистоты человека. Физический труд должен всегда сопровождаться молитвой. Добиться успеха в какой-либо области, в том числе предпринимательской, посредством только рациональной, мирской деятельности с точки зрения православия невозможно. Поэтому православный человек должен быть разборчивым в выборе сферы деятельности, и некоторых видов деятельности лучше избегать, уклоняться от них. "Как не всякий труд полезен, так не всякая праздность порочна. Злые и беззаконные те труды, которые ради беззаконных дел подьемлются.... Как сии и прочие сим подобные труды не похвальны, но порочны, так от сих упразднение есть достохвальное" [9, с.173]. Здесь особое место занимает дифференциация труда на честный и бесчестный. Честный труд — тот, который не сопряжён с грехом, утратой спасительного смысла жизни человека, бесчестный труд — тот, который соединён с грехом и ведёт человека к смерти души, погибели для вечной жизни. Именно эту христианскую истину раскрыл Н.В. Гоголь в образах героев повести "Мёртвые души". Важность имеет не то, какие трудовые функции выполняет человек, а то, какие цели он перед собой ставит. "Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей, и признаёт его необходимым компонентом полноценной жизни общества" [8, с.36].

Предпринимательство, несмотря на то что оно не осуждалось церковью, в то же время было в сознании общества опасно тем, что человек, чрезмерно увлечённый "эффективностью" мирской работы, легко отдалялся от внутренней работы по моральной осмысленности своей предприимчивости. Материальный успех, равно как и социальный, не должен порабощать в христианской традиции бессмертную душу, человек должен оставаться свободным от сребролюбия, тщеславия, гордости, и он может быть таковым, ибо свободен по природе своей, так как создан по образу и подобию Божьему. Идея гармонического сочетания внутреннего, духовного делания и внешней деятельности, принцип главенства внутреннего над внешним способствуют тому, что целеполагания всех видов деятельности должны идти от внутреннего, а не от внешнего побуждения человека, которое определяет степень его совершенства. Здесь внешние

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

параметры, такие, как социальное положение, размеры имущества, внешний вид или престижность профессии, отступают на второй план.

В православном богословии труд является средством для усмирения тела. "Труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, даёт христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним" [2, Мф. 5. 16; Иак. 2. 17].

Прибыль в православной хозяйственной этике не рассматривается как самоцель для предпринимателя и как смысл жизнедеятельности человека вообще. "Богатство обязывает" заботиться об обездоленных, несчастных и бессильных. "Экономическая деятельность приобретает высший смысл, когда забота о себе перестаёт быть главной, когда она уступает место служению людям" [1, с.10]. Поэтому предприниматель досоветского периода рассматривал свою деятельность не как источник получения прибыли, а как своего рода возложенную на него Богом задачу своими способностями служить обществу и людям. "Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" [2, Еф. 4. 28]. В целях предпринимательской деятельности православная этика переносит акцент в сферу внутреннего мира человека, центром которого является совесть как форма нравственного сознания человека. "Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны" [8, с.35]. В православной этике качество жизни, в отличие от протестантизма, определяется не материальным измерением, но ощущением полноты жизни и осознанием её смысла. Иисус Христос предупреждает: "Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" [2, Лк. 12. 15]. Отказ от страстей в стремлении к славе, к богатству, власти и соответствующая скромность — важнейшие особенности православной трудовой этики. В связи с этим в хозяйственной православной этике утверждается необходимость равномерного труда, требующего концентрации воли и нравственной осмысленности. Такого рода хозяйственная деятельность оказывается социально продуктивной и даёт столь необходимое каждому человеку чувство душевного равновесия. В то же время перемена сфер и видов деятельности, в том числе и для предпринимателей, рассматривается здесь как одно из важнейших условий для творческого развития человека. "Человек не постоянно работающий механизм. Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития" [8, с.36].

Взаимоотношения внутри предпринимательской среды в современной России особенно требуют опоры на христианские ценности. Один из главных принципов, которым должен был руководствоваться прежний "благочестивый предприниматель", заключался в честной конкурентной борьбе: "Нельзя в конкурентной борьбе употреблять ложь и оскорбление, эксплуатировать порок и инстинкты"[8, с.37]. И если допустима деловая конкуренция, то в личном труде христианство призывает избавляться от конкуренции в виде межличностного соперничества. Преподобный авва Исаия даже советует научиться смирению в труде, которое предполагает скромность в отношении того, кто работает рядом. "Если ты исправляешь вместе какое-нибудь дело и кто-либо из вас по малодушию испортит нечто, не упрекайте его в этом, а показывайте веселый вид; если работаешь с немощным братом, не усиливайся с намерением сделать больше, чем он" [7, с.20].

В отношении своих работников современный предприниматель особенно должен руководствоваться христианской этикой. Так, отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, своего работника, но и грехом перед Богом. Церковь призывает к справедливому отношению к плодам человеческой деятельности. "Кто, посадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое" [1 Кор.9.7,10]. "Горе тому, кто. заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его" [2, Иер.22.13]. В связи с этим Русская православная церковь, оценивая современное состояние хозяйственно-трудовой деятельности России, акцентирует внимание на том, что "философия современного предпринимательства подчас имеет черты, противостоящие христианскому учению о человеке. Это культ потребительства, "социального дарвинизма", признания власти денег над трудом и личностью" [1, с.8]. Церковь обращает внимание на необходимость наполнения предпринимательской деятельности иным, подлинно христианским смыслом, где не деньги или товар, а человек, состоящий из тела, души и духа, будет целью служения.

Православие требует и от предпринимателя и от простого труженика сознательного отказа от гордыни, в частности от горделивого "социального конструирования".

Таким образом, в православии этика труда, не представляя собой какого-либо определенного кодекса законов о труде или свода предписаний, вместе с тем даёт общие принципы и ориентиры, призванные по-христиански осмыслить и облагородить человеческий труд, обратив его на служение высшим целям.

Исследования в области социологии религии М. Вебера имели целью проследить те сложные и извилистые пути, следуя которым постепенная "рационализация религиозной жизни" привела к вытеснению духовности и замене её рациональной систематизацией отношений человека к божественному. Такого вытеснения духовности в православии мы не находим, здесь хозяйственная деятельность включает всю целостность христианских, нравственных законов. В советский период отечественной истории религиозная культура была утрачена. Россия пережила искушение: "Обольщение деловым успехом и материальными благами ведёт к мнимому торжеству рассудка, удаляет человека от творца, вызывает стремление обустроить жизнь без Бога" [1, с.9]. Результаты социально-экономического развития России последних пятнадцати лет отечественной науке предстоит осмыслить не только в философско-историческом аспекте, но и дать им достоверную, математически выраженную, статистическую оценку. Сегодня всё наше общество, оказавшись в тяжёлом кризисе, нуждается в возрождении традиции православной хозяйственной этики и в её актуализации в новых исторических условиях.

Библиографический список

1. Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси. Мир // Безопасность Евразии, 2004. № 4.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательский совет Русской православной церкви (Издательство Московской патриархии), 1995.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 2006.

4. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 2006.

5. Марцева Л.М. Труд в контексте российской цивилизации. Омск, 2002.

6. Перхавко В. Первые купцы российские. М.: ООО "ТИД -РС", 2004.

7. Преподобный авва Исаия. Духовно-нравственное слово. Сергиев Посад. М.: Отчий дом, 1994.

8. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствова-

нии // Безопасность Евразии, 2004. № 2.

9. Творения св. Тихона Задонского. М.: Правило веры, 1994.

ЛУКАШ Александр Викторович, соискатель кафедры отечественной истории и регионального развития.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.06.2007 г.

© Лукаш А.В.

УДК 008 О. А. ЖБИКОВСКАЯ

Омский государственный университет путей сообщения

СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ РУССКИХ И ФРАНЦУЗОВ________________________________

Статья посвящена понятию этнокультурных стереотипов. В теоретической части статьи к рассмотрению представлены этнические стереотипы и различные формы их реализации. Во второй части работы проведён анализ некоторых конкретных стереотипов поведения и восприятия друг друга в русской и французской культурах. На примере кросс-культурного анализа автор на конкретных примерах показывает, что этнические и культурные особенности людей, живущих в разных условиях, не могут быть оценены по одной шкале.

Каждый народ имеет свое устойчивое представление о других народах на уровне бытового мышления. Об англичанах принято говорить, что они чопорны, о немцах — что они аккуратны, о французах — что они влюбчивы и легкомысленны. Мы говорим «типичный француз», «типичный англичанин», имея в виду определенный набор этнических черт или характерных качеств, и подобная фраза понятна собеседнику и не требует дополнительных объяснений, т.к. она имеет под собой определенный национальный стереотип. К стереотипам можно отнести «немецкую аккуратность», «итальянскую экспрессивность», «французскую галантность», «русское гостеприимство» и т.д.

В культурологии этнокультурные стереотипы -обобщённое представление о поведении и манерах какого-то народа. Стереотипы относятся ко всему народу в целом, а также характеризуют любого его представителя, задают нормативный образ его личности. Стереотипы существуют как на уровне поведения, так и на уровне сознания. Используя стереотипы, иногда даже бессознательно, люди пытаются сравнить свою культуру с другой. Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще.

Таким образом, национальные стереотипы, являясь собирательными, условными образами, отражают этнические и культурные особенности народа, специфику национальной психологии и традиции. Само понятие «стереотип» спорно и иногда заменяется такими определениями, как «этнические предрассудки», «национальные образы» и т.п.

Откуда берутся эти стереотипы, почему они неодинаковы в разных странах? Формирование подобных устойчивых стереотипов связано с длительным историческим процессом межнационального и меж-

культурного общения народов друг с другом. В то же время эти стереотипы претерпевали значительную эволюцию под влиянием процесса взаимодействия наций, накопления опыта межнационального общения и других факторов. Этот сложный процесс узнавания народами друг друга не всегда совпадал с развитием межгосударственных отношений и явился одним из важных моментов современной цивилизации.

На формирование стереотипов определённым образом влияли и влияют нормы, законы ,а также вероисповедание, немаловажную роль играют общественные институты: семья, школа и т.д., и СМИ. Как мы видим, формирование стереотипов происходит различными путями, и стереотипы поведения в обществе достаточно точно отражают специфику сознания и образа жизни представителей определённой культуры.

Различия в стиле поведения и манерах нас забавляют, а иногда и шокируют. Мы улыбаемся эксцентричности иностранцев, испытывая чувство удовлетворения от собственной «нормальности» на фоне их «странности». С одной стороны, стереотипы служат источником предубеждений и предрассудков, когда люди воспринимают другие стереотипы поведения с позиций своей культуры и меряют всё «на свой аршин». С другой стороны, стереотипы помогают сформировать образ внешнего мира и своего собственного, способствуют сохранению традиционной системы ценностей и различных норм как по отношению к своей культуре, так и по отношению к другим культурам.

Многие этнические стереотипы, бытующие в современном человеческом сознании, корнями уходят в историю, являются результатом социальных и политических изменений в обществе. Понять причины и механизмы складывания стереотипов — значит облегчить понимание различными народами друг друга сейчас и в будущем.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.