В.В. Шапкин
Высшая школа народных искусств (институт) Предпринимательские навыки и трудоустройство выпускников вузов
С переходом к рыночной экономике трудоустройство человека, в том числе выпускника учреждения профессионального образования, становится его личным делом. Государство посредством служб занятости лишь оказывает ему содействие в поиске работы. Если учесть, что процесс трудоустройства происходит в условиях безработицы, то понятно, что задача поиска работы существенно затрудняется. В этих условиях выпускники вузов и колледжей должны быть хорошо подготовлены к тому, как вести себя на рынке труда, знать, какими правами они обладают, как наниматься на работу и т.д. Мало того, какая-то доля молодых специалистов намерены организовать свое собственное дело, поэтому у них должны быть сформированы предпринимательские навыки, знание основ рыночной экономики.
Молодежь, к которой статистика относит население в возрасте от 16 до 24 лет, составляет солидную часть потенциальной рабочей силы - 35% экономически активного населения и 43 % экономически неактивного населения.Средний уровень безработицы среди молодежи в мире составляет 15%, в России этот показатель - 27%. Он в пять раз превышает уровень безработицы среди взрослого населения (5,1%). Таким образом, безработица среди молодежи - наиболее острая проблема сегодняшних социально-экономических реалий.
В контексте этой проблемы трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования занимает особое место. По данным Министерства образования и науки трудоустройство 25 % выпускников вузов в первый год после окончания учебного заведения не смогли устроиться на работу.
Для сравнения приведем показатели трудоустройства университетов Великобритании (2014г.)[4] .
Область знаний % трудоустройства
Медицина 95,7
Право 93,2
Биология 92,4
Архитектура, строительство 92,4
Агрономия 92,2
Математические науки 91,3
Инженерия и технологии 91,0
Физические науки 90,9
Экономика, бизнес, управление 90,6
Компьютерная техника 86,5
По итогам мониторинга вузов 2014 г. Министерством образования и науки России названы пять вузов, в которых трудоустройство выпускников составляет 100% - Московский физико-технический институт, Самарский государственный академический университет им. акад. Королева, Казанский государственный энергетический университет, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Брянская государственная сельскохозяйственная академия. За ними следуют пять вузов, которые показали трудоустройство на уровне 95% - Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Уральский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия, Ижевская
государственная медицинская академия, Казанская государственная консерватория им. Жиганова. Как видим, отраслевая направленность подготовки в указанных вузах самая различная. Отметим, что статистика учитывает то, что часть выпускников уходит в армию, а другая часть продолжает обучение по дневной форме. Статистика может одинаково свидетельствовать как о том, что выпускники конкретных вузов не востребованы на рынке труда, так и о неумении соискателей ориентироваться в базах данных имеющихся вакансий. Эксперты кадровых рынков утверждают, что недостатка предложений для молодых специалистов нет: даже в кризисные годы компаниям нужны новые сотрудники.
Данные о трудоустройстве выпускников пока не входят в перечень показателей мониторинга эффективности вузов. В 2014-2016гг. Минобрнауки России проводит эксперимент по мониторингу трудоустройства выпускников учреждения высшего образования, а с 2016 года Росстат начнет проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Это будет способствовать более точному прогнозу потребности экономики России в квалифицированных кадрах при распределении бюджетных мест по специальностям и направлениям, а также простимулирует работу вузов по повышению эффективности их деятельности. По словам директора департамента профобразования Минобрнауки России Татьяны Давыденко, с внедрением новых образовательных стандартов, разработанных с участием, в том числе, Российского союза промышленников и предпринимателей как одной из составляющих системы трудоустройства, образование должно стать ближе к реальным потребностям рынка[3].
Можно назвать ряд причин нетрудоустройства выпускников:
• несоответствие спроса и предложения на рынке труда;
• несбалансированность штатно-квалификационной структуры занятых (на 1 специалиста со средним профессиональным образованием приходится 6 специалистов с высшим образованием;
• несоответствие качественных характеристик образования характеру и
содержанию труда;
• завышенные требования выпускников и др.
Зачастую работодатели отказывают в приёме на работу претендентам в связи с отсутствием у них опыта в конкретной сфере деятельности. Выпускники, которые сумели «предъявить» себя за время работы в период студенчества, как правило, востребуются теми же работодателями уже в качестве дипломированных специалистов.
За последние 10 лет предложение на рынке труда специалистов с высшим и средним профессиональным образованием значительно выросло. Сегодня по данным социологических опросов из общего числа специалистов с дипломом об окончании учреждения профессионального образования работают по полученной в вузе/колледже специальности половина выпускников, одна четверть - сменили специальность после некоторого опыта работы или вообще не работали по специальности, указанной в дипломе. Этот факт нельзя однозначно трактовать как негативный. Без готовности молодых людей к смене специальности (рабочего места) на индивидуальном уровне в условиях, когда система образования не может гибко реагировать на запросы рынка труда, реформы в сфере экономики оказались бы обречены на провал.
Но, чтобы высокая готовность молодежи к смене характера деятельности была реализована, нужна развернутая масштабная система дополнительного профессионального образования - курсы повышения квалификации.специальные профессиональные тренинги на регулярной основе, программы профессиональной переподготовки, курсы профессиональной подготовки и др. Вместе с тем проведенный Высшей школой экономики анализ (опрос населения в возрасте 2564 года) показывает, что в дополнительном образовании в течение последних 12 месяцев участвовало 8,0% от числа опрошенных, в то время как в других странах Европы этот показатель значительно выше: Швейцария - 53,3%, Швеция - 48,0%,
Финляндия - 41,3%, Великобритания -34,4%, Франция - 20,1% [1, 142]. При этом основной формой дополнительного образования у россиян были курсы повышения квалификации (57% от общего числа участвующих в дополнительном образовании или 4,6% от числа опрошенных), которые не предполагают смены профессии. Число обучающихся на профессиональных курсах для получения новой профессии составило соответственно 20% и 1,6%. При этом 18% респондентов сами оплачивали такие курсы, за каждого второго оплату производил работодатель.
Имеются различные подходы к проблеме трудоустройства выпускников
вузов:
• Проблема трудоустройства - проблема самих выпускников,т.е. решать ее они должны сами;
• Переход на контрактную подготовку студентов, зачисленных на бюджетные места, с обязательством со стороны государства их трудоустройства, а со стороны выпускника - не менее трех лет работы по месту распределения;
• Изменение масштаба и структуры системы профессионального образования, обеспечивая определенный дефицит специалистов на рынке труда, а не их избыток.
Очевидно, что вузам предстоит большая работа в связи с необходимостью практического применения новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, к организации процесса трудоустройства. Это и построение системы профессиональной ориентации и психологической поддержки будущих выпускников, это и решение задач по совершенствованию социального управления и методик осуществления социального контроля в процессе подготовки эффективных выпускников, способных найти себя на рынке труда. С учетом того, что требования работодателей к выпускникам вузов становятся выше и разнообразнее, предстоит усилить практическую составляющую
профессиональной подготовки, а также ориентировать студентов на обучение по программам дополнительного профессионального образования с целью
расширения квалификационных возможностей выпускников, повышения качества их подготовки [2].
В части оказания поддержки выпускникам в трудоустройстве важны и такие апробированные методы работы, как:
- установление партнерских и договорных отношений с предприятиями и организациями по проведению практики студентов с дальнейшей перспективой их трудоустройства;
- содействие в организации стажировок студентов в период обучения с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
- участие вуза в проведении мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников (выставки, ярмарки вакансий, конференции и семинары по проблемам трудоустройства молодёжи и др.);
- организация информационного обеспечения (посредством специальных разделов на сайте вуза, оформления стендов).
Обсуждая проблему трудоустройства выпускников, особо следует коснуться вузов художественного профиля. Специфика их труда, как правило, связана с созданием авторских декоративно-прикладных изделий и носит индивидуализированный характер. Работник ориентирован не на взаимодействие с производственным коллективом или технологическую оснащенность рабочего места, а на личную исполнительность, мастерство. Выпускникам таких вузов трудно рассчитывать на массовое предложение вакансий, так как этот сегмент рынка представлен, в основном, частным предпринимательством и мелкими бизнес-структурами, имеющими традиционную локально-географическую привязку, семейственную преемственность, исторические корни развития того или иного вида искусства народного промысла.
Высшая школа народных искусств (институт) является высшим учебным заведением, попадающим в этот сегмент вузов. Нами проводится исследование с целью выявления отношения самих студентов к проблеме их трудоустройства и
88
поиска формата работы с будущими выпускниками. Проведен опрос, в котором участвовало студентов головного вуза и филиалов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство», квалификация - бакалавр.
Результаты анкетирования.
Все опрошенные ответили, что задумываются о своем трудоустройстве после окончания вуза.
61 % респондентов предполагают, что у них возникнут проблемы с трудоустройством по полученной в вузе специальности.
Освоих намерениях по трудоустройству высказались 83% опрошенных: 22% предпочитают стать индивидуальным предпринимателем, столько же хотят работать на малом предприятии; 50% предпочитают работать на крупных государственных и акционерных предприятиях.
Определили как «достаточный» свой уровень экономических знаний 28%, как «недостаточный» - 30%. Остальные (42%) затруднились ответить.
Считают, что владеют знаниями основ предпринимательства 5% опрошенных, имеют некоторое представление о них - 67%, считают, что не владеют знаниями в этой области - 22%. Некоторым диссонансом с этим звучит их ответ на вопрос анкеты «Владеете ли Вы навыками предпринимательства? -ответили «Да»22% опрошенных.
Считают. что современный специалист должен хорошо ориентироваться в бизнес - среде 67% респондентов.
Готовность посещать факультативные занятия по основам предпринимательства выразили 61% при условии, что это не будет мешать основной учебной работе.
Обратим внимание, что у студентов филиалов института (а они расположены в городах традиционных народных искусств - Мстера, Палех, Холуй и др.) существенно ниже, чем у студентов, обучающихся в головном институте в
Петербурге, желание работать на крупном государственном или акционерном предприятии (5% против 50%) и заметно ниже самооценка владения основами предпринимательства (с учетом ответов «имею некоторое представление») 31% против 72%.
Таким образом, исследование показало необходимость разработки программы мероприятий по дополнительной подготовке выпускников к предпринимательской деятельности и трудоустройству.
С учетом этого нами поддержана инициатива студентов организовать работу студенческого клуба будущих предпринимателей «БИЗНЕС-ЛЕДИ». Научным руководителем клуба предложена тематика ежемесячных сессий, включающая 10 тем:
№ п/п Тема очередной сессии
1 Предпринимательство: профессионализм или врожденное качество?
2 Организационно-правовые формы предпринимательства в России
3 Труд и капитал - основные факторы производства
4 Какой статус лучше: генеральный директор или собственник предприятия?
5 Где надежнее работать: на реальном или финансовом рынке?
6 Как сделать изделия декоративно-прикладного искусства рыночным товаром?
7 В гостях у успешного предпринимателя
8 Проектируем собственное дело. У кого бизнес-план лучше?
9 Как вести себя на рынке труда, если Вы - не предприниматель
10 Формулируем заявку бизнес-инкубатору
В настоящее время идет работа по формированию актива студенческого клуба и поиск оптимальных форм его работы.
Список литературы:
1. Индикаторы образования. Статистический сборник. ВШЭ. -М., 2010: http: //www. hse. ru/text/image/47191131. html
2. Шедловская Е.Е. Трудоустройство выпускника вуза: проблемы и пути их решения //www.obr-econ.muh.ru
3. http://izvestia.ru/news/s70123
4. Трудоустройство выпускников британских вузов// http://www. studinter.ru/uk/tips301 .html