Научная статья на тему 'Предпринимательская среда и налоговая политика в 2012 году: перспективы и ожидания'

Предпринимательская среда и налоговая политика в 2012 году: перспективы и ожидания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГ / ENTERPRISE ENVIRONMENT / TAX POLICY / TAX SYSTEM / TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворожбит Яна Александровна, Ворожбит Ольга Юрьевна

Одним из центральных вопросов экономической науки является формирование благоприятной предпринимательской среды. Особую значимость в современных условиях обретает проблема влияния налоговой политики на развитие предпринимательства. В данной статье рассмотрены перспективы изменения налогового поля в 2012 году, исследованы и обобщены наиболее существенные перемены в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The business environment and tax policy in 2012: prospects and expectations

One of the central questions of economics is to create a favorable business environment. Of particular significance in the present conditions becomes a problem of influence of tax policy for business development. This article examines the prospects for change in the tax field in 2012, studied and summarized the most significant changes in this area.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская среда и налоговая политика в 2012 году: перспективы и ожидания»

УДК 336.22

Ворожбит Яна Александровна, Ворожбит Ольга Юрьевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Предпринимательская среда и налоговая политика в 2012 году: перспективы и ожидания

Одним из центральных вопросов экономической науки является формирование благоприятной предпринимательской среды. Особую значимость в современных условиях обретает проблема влияния налоговой политики на развитие предпринимательства. В данной статье рассмотрены перспективы изменения налогового поля в 2012 году, исследованы и обобщены наиболее существенные перемены в данной области.

Ключевые слова и словосочетания: предпринимательская среда, налоговая политика, налоговая система, налог.

Развитие предпринимательства является основой экономического роста. Хозяйствующие субъекты, осуществляя предпринимательскую деятельность, вступают во взаимоотношения друг с другом, властными структурами, кредитными учреждениями и др. В результате формируется предпринимательская среда, имеющая определенную структуру. Авторы придерживаются позиции, согласно которой предпринимательская среда - это совокупность условий, определяющих функционирование предпринимательских структур в определенной сфере. Условия функционирования могут существенно отличаться для предприятий, осуществляющих свою деятельность, например, в сфере производства и в сфере торговли. При этом в предпринимательской среде можно выделить общие условия и факторы для нескольких сфер и специфические, оказывающие воздействие на конкретную сферу. Одним из главных факторов, оказывающих влияние на формирование благоприятной предпринимательской среды, считается налоговая политика государства.

Налоговая политика - это часть экономической политики, включающая комплекс мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на решение стратегических целей и задач. Налоговая политика является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налоговая система государства - это совокупность взимаемых налогов, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В странах с рыночной экономикой налоговая система рассматривается как основа финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Правильно построенная налоговая система обеспечивает сбалансированность бюджетной системы, развитие предпринимательства, оказывает существенное влияние на эффективное функционирование всего народного хозяйства. Через налоги перераспределяется до половины всего общественного продукта, произведенного не только непосредственно на территории государств, но и корпорациями этих стран за рубежом.

История налогообложения - неотъемлемая часть истории государства. Современная налоговая система создана в результате экономических реформ, проводимых в нашей стране в 90-х годах прошлого столетия. Новая Россия пришла на смену СССР. Произошла смена формаций. В этой связи новая налоговая система не явилась логическим продолжением старой, она возникла в результате крушения существовавших принципов, норм и правил. Основы современной налоговой системы были заложены в конце 1991 г. 27 декабря 1991 г. был принят Закон РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который действовал до 1 января 2005 года.

Действующая налоговая система включает три группы налогов и сборов:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

Кроме того, налоговая система включает 4 специальных налоговых режима.

Развитие налоговой системы Российской Федерации продолжается с учетом тенденций экономического развития нашего государства, а также глобальных вызовов и угроз.

Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый период до 2013 - 2014 гг. определяют изменения, вносимые в законодательство о налогах и сборах, по следующим направлениям:

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.

3. Акцизное налогообложение.

4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями.

5. Налог на прибыль организаций.

6. Налогообложение природных ресурсов.

7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

8. Введение налога на недвижимость.

9. Налоговое администрирование [2].

В 2010 году было произведено увеличение ставок акцизов на период 2011 - 2013 годов. В соответствии с принятыми решениями наиболее существенно возросли ставки на нефтепродукты, а также на табачную продукцию.

НК РФ предусмотрены ставки акцизов с ежегодной индексацией на период до 2013 года. Налоговой политикой на 2012 год и плановым периодом 2013 - 2014 гг. определено, что повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. При этом предлагаемые ставки существенно выше установленных, а в 2012 году предусмотрено повышение ставок два раза в год.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ установлены ставки акциза, которые существенно должны быть повышены в соответствии с налоговой политикой.

1) Согласно НК РФ на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов за 1 литр безводного этилового спирта установлены ставки (в 2011 году - 231 руб.):

с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно - 254 рублей; с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 280 рублей.

В соответствии с положениями налоговой политики ставки будут меняться следующим образом:

с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 254 рубля; с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 300 рублей; с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 400 рублей; с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 500 рублей.

2) Согласно НК РФ на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно за 1 литр безводного этилового спирта

с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно - 230 рублей; с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 245 рублей.

В соответствии с положениями налоговой политики ставки будут меняться следующим образом:

с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 230 рублей;

с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 270 рублей; с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 320 рублей; с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 400 рублей [1].

В отношении других подакцизных товаров будут действовать ставки, установленные НК РФ.

Остановимся отдельно на акцизах на бензин. В 2011 году начало года было ознаменовано значительным ростом цен на топливо, что негативно было воспринято обществом и потребовало прямого вмешательства Президента РФ. Однако на конец года цены на топливо выросли примерно на 30 %.

В 2012 году акцизы на автомобильный бензин снова вырастут (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ акцизов в 2011 - 2013 гг., руб. за т.

Автомобильный бензин 2011 2012 2013

не соответствующий классу 3, 4, 5 5 995 7 725 9 511

класса 3 5 672 7 382 9 151

класса 4 и класса 5 5 143 6 822 8 560

Источник: Налоговый кодекс РФ [1].

Вырастут также акцизы на дизельное топливо и моторные масла.

В 2011 году акциз составлял в стоимости литра автомобильного бензина класса 4 - 5 примерно 3 руб. 75 коп., в 2012 году он составит 4 руб. 98 коп., а в 2013 году - 6 руб. 25 коп.

В части налога на доходы физических лиц планируются также изменения. Так, в соответствии с Налоговой политикой планируется отмена стандартного налогового вычета в размере 400 рублей, предоставляемого в настоящее время для всех налогоплательщиков до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысил 40 000 рублей. В Налоговый кодекс внесены изменения, отменившие минимальный стандартный налоговый вычет на работника, при этом стандартные налоговые вычеты 3 000 руб. и 500 руб. для отдельных категорий остались.

С целью решения проблем, связанных со сложившейся демографической ситуацией, в 2011 году реализованы планы по повышению стандартного налогового вычета на детей, в 2012 году предусмотрен следующий этап:

С 1 января по 31 декабря 2011 года включительно:

1 000 рублей - на первого ребенка;

1 000 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

С 1 января 2012 года:

1 400 рублей - на первого ребенка;

1 400 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

В соответствии с п. 17.2 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения доходы физических лиц, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций [1]. Освобождение применяется, только если реализуемые доли до продажи принадлежали налогоплательщику более пяти лет. Положения п. 17.2 ст. 217 НК РФ применяются в отношении долей в уставном капитале, приобретенных налогоплательщиками с 1 января 2011 г. Другими словами, не уплачивать налог можно только с 2016 года.

Налоговой политикой предусмотрено совершенствование специальных налоговых режимов. Одним из направлений являются отмена с 1 января 2014 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и введение в налоговую систему упрощенной системы налогообложения на основе патента.

В 2012 года в НК РФ планируется ввести в действие главу 26.5 «Патентная система налогообложения» части второй кодекса. В настоящее время патентная система действует, но не как отдельный специальный налоговый режим, а как разновидность упрощенной системы налогообложения.

С 1 января 2013 года предусмотрено из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, исключить:

- розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

- оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания [1].

Отмена ЕНВД существенно повлияет на малый бизнес, так как на патентную систему смогут перейти только индивидуальные предприниматели, а юридические лица должны будут выбрать иной налоговый режим.

Налоговой политикой предусмотрено уточнение размера доходов, дающих право перехода на упрощенную систему налогообложения. На сегодняшний день доход не должен превышать 60 млн руб. в год.

В наступающем году будет продолжена работа по введению налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на недвижимость планируется ввести не ранее 2013 года.

Для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, поэтому в 2012 году продолжаются работы по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

Официально налоговые ставки налога на недвижимость пока не названы Минфином России. По высказываниям, публикуемым в прессе, предполагается, что ставка составит не более 0,1% рыночной стоимости недвижимости.

Планируется, что на федеральном уровне будет зафиксирован максимальный размер, а за муниципалитетами останется право устанавливать более низкие ставки.

Планируется установление двух видов вычетов для плательщиков физических лиц: стандартных и социальных. Обсуждается вопрос установления вычета в размере 50 - 55 кв. м жилья и 10 - 15 соток земельных участков для инвалидов, участников Великой Отечественной войны, пенсионеров и др. льготных групп. Для остальных граждан будет предусмотрен налоговый вычет в пределах норм предоставления жилья, к примеру, по договорам социального найма (около 20 кв. м).

В соответствии с положениями Налоговой политики предусмотрено поэтапное введение налога на недвижимость, а именно введение налога в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

С 1 января 2010 года был отменен единый социальный налог, на смену которому введены отчисления в государственные внебюджетные фонды. В 2012 году отчисления во внебюджетные фонды находятся вне налоговой системы, но следует отметить, что они являются частью нагрузки на предпринимательские структуры, потому остановимся на основных изменениях, которые произойдут в отчислениях во внебюджетные фонды.

С 1 января 2011 года произошло значительное повышение отчислений в государственные внебюджетные фонды с 14 % для малого и среднего бизнеса и 26 % для других организаций до 34 %.

В соответствии с положениями Налоговой политики в качестве временной меры на период 2012 - 2013 гг. будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10%.

Подводя итог изложенному, следует признать, что налоговая политика на 2012 год и трехлетняя перспектива неоднозначно повлияют на формирование благоприятной предпринимательской среды. В этой связи предпринимателям следует активно участвовать в формировании Налоговой политики, объединяться в профессиональные сообщества и активно участвовать в обсуждении и корректировке её основных положений.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг. (одобрено Правительством РФ 07.07.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.