Научная статья на тему 'Предпринимательская энергия в управлении проектами развития организаций'

Предпринимательская энергия в управлении проектами развития организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
успех проекта / модель / предпринимательская энергия / контекст / развитие организаций

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С Д. Бушуев, Д А. Бушуев, В Б. Рогозина

работе рассматривается управление успехом проектов и программ на основе предпринимательской энергии, на конкретном примере исследуется влияние на успешность проекта окружения организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская энергия в управлении проектами развития организаций»

Бушуев Сергiй Дмитрович Доктор технiчних наук за спещальностями 05.13.06 - iнформацiйнi технологи управлiння. Професор за кафедрою автоматизованих

систем управлшня. Заслужений дiяч науки i технiки Укра'ни. Лауреат державно'' премп Укра'ни в галузi науки i технiки. Засновник i президент Украшсько! асощацп управлiння проектами. Академы укра'Гнсько! академп наук та шших. Завiдувач кафедри управлiння проектами Ки'вського нацiонального унiверситету будiвництва i арх^ектури (м. Ки'в)

Перша публiкацiя з управлiння проектами:

Бушуев С.Д. Алгоритмы управления строительством / С.Д. Бушуев, В.С. Михайлов // Буфвельник. - К., 1980.- 247с.

Найбшьш вагомi публшацп з управлiння проектами:

1. Bushuyev Sergey D., Wagner Reinhard F. IPMA Delta and IPMA Organisational Competence Baseline (OCB): New approaches in the field of project management maturity, International Journal of Managing Projects in Business, Vol. 7, 2014 Iss: 2, pp.302 - 310

2. Бушуев С.Д. Креативные технологии в управлении проектами и программами. / С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева, И.А Бабаев и др. - К:. Саммит книга, 2010, -768с.

3. Бушуев С.Д. Управление проектами: Основы профессиональных знаний и система оценки компетентности проектных менеджеров / С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева (National Competence Baseline, NCB UA Version 3.0) К.: 1Р1Д1УМ, 2010, -208с.

4. Бушуев С.Д. Развитие систем знаний и технологий управления проектами.//Управление проектами. М.: Издательский дом Гребенникова, 2005.-№2(2). - С.25-32.

5. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С. Методология управления проектами как универсальная модель знаний // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб. наук. пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В. Даля, 2003. - №3, с. 5-12.

6. Азаров Н.Я., Ярошенко Ф.А., Бушуев С.Д. Инновационные механизмы управления программами развития. - «Саммит книга», 2011.-528 с.

7. Ярошенко Ф.А., Бушуев С.Д., Танака Х. Руководство инновационными проектами и программами на основе системы знаний Р2М: Монография- К.: «Саммит-Книга», 2012. - 272 с.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

С.Д. Бушуев, Д.А. Бушуев, В.Б. Рогозина

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭНЕРГИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

В работе рассматривается управление успехом проектов и программ на основе предпринимательской энергии, на конкретном примере исследуется влияние на успешность проекта окружения организации. Рис. 6, Табл. 10, ист. 7.

Ключевые слова: успех проекта, модель, предпринимательская энергия, контекст, развитие организаций.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Успех проектов и программ развития зависит от двух групп факторов — компетентности организации в управлении проектами и программами и предпринимательской энергии, которая формируется руководством организации и инициатором проекта и поддерживает движение к успешному его завершению. Успех проектов как управленческая категория несет в себе противоречия из-за различных взглядов заинтересованных сторон [1, 6]. При этом ключевые заинтересованные стороны имеют собственный уровень компетентности в управлении проектами и нередко диаметрально противоположные взгляды на успех проектов и произведенных по их результатам продуктов.

Предпринимательская энергия различных заинтересованных сторон, движущая проект, отражает эти противоречия, которые учитываются руководством организации в процессах управления проектами. Предпринимательская энергия зависит от имеющегося в организации и у ключевых заинтересованных сторон предпринимательского потенциала. В современной науке существует множество определений термина «предпринимательский потенциал», но по сути это совокупность ориентации на достижение успеха, личной и коллективной ответственности, свободы самовыражения и творчества [4]. Предпринимательский потенциал — это социально детерминированная совокупность возможностей и способностей для организации и осуществления предпринимательской деятельности его носителями. Чаще всего предпринимательский потенциал характеризуется как способность к созданию хозяйственных инноваций, форма реализации ролевой функции, экономическое творчество, способность к риску, креативность, как ведущая способность предпринимателя, его индивидуально-психологические особенности, как управленческие способности, самостоятельность в выборе и принятии решений, умение реагировать на изменения экономической и общественной ситуации [5]. Трансформируя эти определения и свойства в категории управления проектами, отметим, что предпринимательский потенциал определяет технологическую зрелость или организационную компетентность в управлении проектами, программами и портфелями проектов [1].

Как уже упоминалось, в практике управления проектами вместо термина «предпринимательская энергия» часто применяют термин «предпринимательский потенциал», который, по сути, сужает его понимание и применение. Предпринимательская энергия формируется и воспроизводится через систему внешних и внутренних источников. Набор источников предпринимательской энергии можно математически моделировать с помощью некоторого множества, наделенного дополнительными математическими структурами (метрикой, топологией и т.п.). Это наиболее общий подход.

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

Системная модель проектов развития при общем подходе к применению предпринимательской энергии будет включать в себя абсолютно разнородные понятия, такие как отражающие источники энергии, ее передатчики, усилители, трансформаторы и т.п. и пользователи (проекты и программы). Проблема исследований формулируется как управление проектами развития организаций на основе формирования и воспроизведения предпринимательской энергии заинтересованных сторон в рамках операционной и проектной деятельности организации с целью построения эффективных механизмов ее развития.

1. Компетентностный подход к управлению предпринимательской энергией проектов развития

Сегодня на практике часто применяются термины «энергия перемен» или «энергия преобразований». В этом случае интуитивно используется аналогия с физикой, а энергия определяется как скалярная физическая величина — общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Под термином «предпринимательская энергия» мы будем понимать видимую активность и невидимые действия руководства проекта и других ключевых заинтересованных сторон с использованием основных ресурсов, включая знания, креативные технологии и лидерство, которые обеспечивают движение проекта.

Наличие полярных взглядов на существование и влияние предпринимательской энергии на успешное внедрение программ развития вызвано различиями в понимании того, что такое предпринимательская энергия в управлении проектами и программами. Рассмотрим гипотезу о единстве предпринимательской энергии для обеспечения устойчивого сбалансированного развития организации на основе выбранной стратегии.

Важную роль для развития имеет внутренний и внешний контекст организации. Под контекстом будем понимать поведение окружения и систему контекстуальных компетенций команды проекта [2], которая связывает деятельность по управлению проектами и операционную деятельность организации, направленную на выпуск продукции или оказание услуг. В процессе развития контекстуальных компетенций по управлению проектами и программами формируется динамическое окружение, которое подпитывает проекты развития и операционной деятельности организации. Проблема исследований формулируется как определение взаимосвязей предпринимательской энергии, ментального пространства и динамического окружения операционной и проектной деятельности организации с целью построения эффективных механизмов развития ее компетентности и конкурентоспособности.

Исследуя новый класс энергии — предпринимательскую энергию — в организационных системах, как правило, концентрируются на психологии заинтересованных сторон, технических аспектах деятельности и реализации проектов развития, инвестиционной составляющей и экономике производства. Создание предпринимательского потенциала, формирование и воспроизведение предпринимательской энергии базируется на пошаговой модели реализации проектов и программ развития.

Гипотеза для модели, рассматриваемой ниже, такова: предпринимательский потенциал проекта формируется на прединвестиционной фазе проектов в процессе создания команды проекта и определения ключевых заинтересованных сторон.

2. Модели динамического окружения организации

Рассмотрим архитектуру систем управления проектами и программами развития на основе предпринимательской энергии (рис. 1).

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

Рис. 1. Архитектура моделей динамического окружения организации и модели предпринимательской энергии

Архитектура включает две группы моделей — модели динамического окружения организации и модели формирования и воспроизводства предпринимательской энергии. Взаимодействие моделей осуществляется на основе мультипликаторов М, которые выполняют функции катализаторов (М > 1) и ингибиторов (М < 1) проектов и программ развития.

Повышение уровня предпринимательской энергии как составная часть организационной культуры позволяет быстро и эффективно решать большинство проблем проектов и программ развития. Кроме того, высокий уровень предпринимательской энергии в организации позволяет избежать большого количества новых проблем (они просто не возникнут), избыток же может привести к ее разрушению за счет большого количества изменений и повышенного уровня креативного потенциала руководства организации.

Организации живут и работают в динамическом окружении, которое влияет на их деятельность. Это послужило основным фактором создания концентрической модели окружения, которая учитывает все воздействия, от глобального контекста до внутренней среды организации (рис. 2).

В рамках концентрической модели авторами предлагаются три модели, которые оценивают влияние окружения на проекты и программы организационного развития. Влияние определяется через систему мультипликаторов, стимулирующих или тормозящих воспроизводство предпринимательской энергии для внедрения проектов и программ.

Первая модель относится к классу матричных (рис. 4). Вертикальное измерение матрицы составляют все элементы, приведенные на рис. 2.

Горизонтальное измерение составляют группы элементов - глобальный контекст, контекст страны, контекст отрасли и контекст организации. Каждый из элементов матрицы оценивается нечеткими параметрами функции принадлежности ^ в пределах [-1, 1]. Пример графика принадлежности приведен на рис. 3. На основе такого графика проводится фазификация согласованных, нечетких оценок экспертов.

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

Рис. 2. Концентрическая модель динамического окружения организации

Для каждой ячейки матрицы автором разработаны вопросы, которые определяют проблемы или вызовы относительно влияния элементов модели на успех проекта. На основе анализа их интегрального воздействия определяется оценка влияний на успех проекта.

Рис. 3. График функции принадлежности для оценки модели

Вторая модель формируется на основе трех цепей по направлениям -экономическое, технологическое и социальное. Оценки по факторам экономического, технического и социального влияния усредняются и учитывается мультипликатор влияния окружения. В данном примере он составляет 1,2. В дальнейшем эти оценки интегрируются в одно значение мультипликатора (табл. 1).

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

В третьей, аддитивной, модели значение мультипликатора «Влияние окружения на предпринимательскую энергию проектов и программ развития» рассчитывается как средневзвешенная оценка (табл. 2). При этом во внимание принимается дисперсия всех трех оценок мультипликаторов по разным моделям. Когда дисперсия превышает допустимую границу, проводится консенсус-оценка по всем моделям, и процесс определения значения мультипликатора влияния повторяется.

По итогам расчета обобщенный мультипликатор равен 1,2, дисперсия результата — 0,03.

Контекст Глобальный контекст Контекст страны Контекст отрасли Контекст организации Оценка влияния

Глобальный контекст Экономический 1 -0,5 0,7 0 0

Технологический 1 0 0,7 0

Социальный 1 -0,5 0,6 0

Контекст страны Экономический -0,25 1 0,8 0,2 0,2

Технологический 0,25 1 0,7 0,3

Социальный 0,4 1 0,6 0,1

Контекст отрасли Экономический 0,25 0,8 1 0,3 0,38

Технологический 0,5 0,7 1 0,25

Социальный 0,25 0,1 1 0,6

Контекст организации Экономический 0,8 0,7 0,7 1 0,27

Технологический 0,7 0,7 0,7 1

Социальный 0,5 0,6 0,6 1

Мультипл икатор 1,21

Рис. 4. Матричная модель оценки влияния на формирование и воспроизводства предпринимательской энергии

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

Таблица 1

Модель цепей влияния на формирование и восстановление предпринимательской

энергии

Уровни контекста Виды Оценки по видам элементов

Глобальный контекст Экономический -0,5

Технологический 1

Социальный -0,5

Контекст страны Экономический -0,25

Технологический 0,25

Социальный 0,4

Контекст отрасли Экономический 0,25

Технологический 0,5

Социальный 0,25

Контекст организации Экономический -0,17

Технологический 0,33

Социальный 0,05

Мультипликатор 1,22

Таблица 2

Пример аддитивной модели влияния на формирование и воспроизводство предпринимательской энергии

Уровни контекста Виды Цепи оценок Результат Вес оценок

Глобальный контекст Технологический -0,25

Социальный 0,75 0,00 0,1

Мультипликатор -0,50

Контекст страны Технологический -0,25

Социальный 0,50 0,22 0,3

Мультипликатор 0,40

Контекст отрасли Технологический 0,50

Социальный 0,50 0,42 0,6

Мультипликатор 0,25

Контекст организации Технологический -0,25

Социальный 0,75 0,33 1

Мультипликатор 0,50

Мультипликатор 1,16

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

В табл. 2. для примера выделено социальное измерение, по которому построена оценка предпринимательской энергии.

Для моделирования влияния предпринимательской энергии автор использует жизненный цикл проектов, которой включает три фазы: подготовка, реализация и внедрение проекта [6]. Безусловно, модель позволяет исследовать проекты с более сложными жизненными циклами. На первой фазе (при подготовке) формируется начальная предпринимательская энергия, на других — воспроизводимая предпринимательская энергия (рис. 5).

Рис. 5. Пошаговая схема формирования и воспроизводства предпринимательской энергии

Источники предпринимательской энергии зависят от организации и конкретного проекта или программы. Оценка ее влияния на успех проекта имеет решающее значение в процессе моделирования потенциальной и воспроизводимой предпринимательской энергии. Для объективности такой оценки к ней должны быть привлечены эксперты и применены методы квалиметрии [7].

В табл. 3-11 приведен пример оценки предпринимательской энергии проекта развития компании «Ландгут Украина». Пример демонстрирует, что на предынвестиционной фазе проект имел минимальный запас устойчивости по начальной предпринимательской энергии (рис. 6). При продвижении проекта по фазам реализации уровень воспроизводимой предпринимательской энергии был недостаточен, что подтверждает падение всех индикаторов проекта организационного развития до предельного уровня. Предельный уровень в относительных единицах имеет значение 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Прединвестиционная фаза: модель формирования предпринимательской энергии

№ Источник и вид предпринимательской энергии Удельный вес Время события Влияние на успех

1 Внешние финансовые инвестиции 0,3 01.01.2013 2

2 Внутренние финансовые инвестиции 0,2 01.01.2013 1

3 Креативные технологии и открытые инновации 0,3 01.11.2013 0,5

4 Лидерство 0,2 01.11.2013 2

Потенциальная предпринимательская энергия 1,35 — —

Потенциальная предпринимательская энергия с учетом катализаторов и ингибиторов инноваций 1,16 — —

Потенциальная предпринимательская энергия с учетом мультипликатора влияния окружения 1,39 — —

На фазе реализации проекта ключевую роль сыграло формирование возобновляемой энергии с учетом мультипликатора равное 1,23 (табл.6). Это

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

позволяет сделать вывод об успехе программы развития компании «Ландгут Украина».

Таблица 4

Прединвестиционная фаза: катализаторы изменений

№ Название Влияние на энергию Срок действия Влияние на успех

1 Специальная функция элементов коммерциализации Позитивное 01.01.2013 0,1

2 Стимулы для новаторов Позитивное 01.01.2013 0,4

3 Распределение ценностей новаторов Отсутствует 01.11.2013 0

4 Метрики для оценки ценности изменений Отсутствует 01.11.2013 0

5 Интегрированная информация Отсутствует 01.01.2013 0

Всего — — 0,1

Таблица 5 Прединвестиционная фаза: ингибиторы изменений

№ Название Влияние на энергию Срок действия Влияние на успех

1 Вера в то, что инновация будет внедрена сама по себе Негативное 01.01.2013 -1

2 Объявление всем сотрудникам « думать за пределами границ» и вырабатывать креативные решения Отсутствует 01.01.2013 0

3 Передача инноваций исключительно в ведение технологов Отсутствует 01.11.2013 0

4 Создание политики развития, которая формирует преграды для идей Негативное 01.11.2013 -0,3

5 Передача инновационных идей юристам и бухгалтерам Негативное 01.01.2013 -0,7

6 Боязнь отказа от инноваций Отсутствует 01.01.2013 0

7 Появление нововведения тогда, когда в нем есть необходимость Негативное 01.11.2013 -0,6

8 Передача всех проблем новаторам Отсутствует 01.11.2013 0

9 Заинтересованность всех в том, чтобы дойти до сути идеи Отсутствует 01.01.2013 0

Всего — _ -0,29

Таблица 6

Фаза реализации: модель восстановления предпринимательской энергии

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

№ Источник и вид предпринимательской энергии Удельный вес Время события Влияние на успех

1 Внешние финансовые инвестиции 0,3 01.11.2013 1

2 Внутренние финансовые инвестиции 0,2 01.11.2013 1

3 Креативные технологии и открытые инновации 0,2 01.11.2013 1

4 Лидерство 0,3 01.11.2013 2

Потенциальная предпринимательская энергия 1,3 — —

Потенциальная предпринимательская энергия с учетом катализаторов и ингибиторов инноваций 1,02

Потенциальная предпринимательская энергия с учетом мультипликатора влияния окружения 1,23 — —

Таблица 7

Фаза реализации: катализаторы изменений

№ Название Влияние на энергию Срок действия Влияние на успех

1 Специальная функция элементов коммерциализации Отсутствует 01.01.2013 0

2 Стимулы для новаторов Позитивное 01.01.2013 0,4

3 Распределение ценностей новаторов Позитивное 01.01.2013 0,2

4 Метрики для оценки ценности изменений Позитивное 01.01.2013 0,4

5 Интегрированная информация Отсутствует 01.01.2013 0

Всего — — 0,2

Таблица 8 Фаза реализации: ингибиторы изменений

№ Название Влияние на энергию Срок действия Влияние на успех

1 Вера в то, что инновация будет внедрена сама по себе Негативное 01.01.2013 -1

2 Объявление всем сотрудникам « думать за пределами границ» и вырабатывать креативные решения Отсутствует 01.01.2013 0

3 Передача инноваций исключительно в ведение технологов Негативное 01.11.2013 -0,8

4 Создание политики развития, которая формирует преграды для идей Негативное 01.11.2013 -0,3

5 Передача инновационных идей юристам и бухгалтерам Негативное 01.01.2013 -0,7

6 Боязнь отказа от инноваций Отсутствует 01.01.2013 0

7 Появление нововведения тогда, когда в нем есть необходимость Негативное 01.01.2013 -0,6

8 Передача всех проблем новаторам Негативное 01.01.2013 -0,5

9 Заинтересованность всех в том, чтобы дойти до сути идеи Негативное 01.01.2013 -0,4

Всего — — -0,48

Таблица 9 Фаза внедрения: модель восстановления предпринимательской энергии

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

№ Источник и вид предпринимательской энергии Удельный вес Время события Влияние на успех

1 Внешние финансовые инвестиции 0,3 01.12.2013 1

2 Внутренние финансовые инвестиции 0,2 01.12.2013 1

3 Креативные технологии и открытые инновации 0,1 01.12.2013 0,5

4 Лидерство 0,4 01.12.2013 3

Потенциальная предпринимательская энергия 1,75

Потенциальная предпринимательская энергия с учетом катализаторов и ингибиторов инноваций 1,17

Потенциальная предпринимательская энергия с учетом мультипликатора влияния окружения 1,40

Таблица 1 Фаза внедрения: катализаторы изменений

№ Название Влияние на энергию Срок действия Влияние на успех

1 Специальная функция элементов коммерциализации Позитивное 01.12.2013 0,1

2 Стимулы для новаторов Позитивное 01.12.2013 0,2

3 Распределение ценностей новаторов Отсутствует 01.11.2013 0

4 Метрики для оценки ценности изменений Отсутствует 01.11.2013 0

5 Интегрированная информация Отсутствует 01.01.2013 0

Всего — — 0,06

Таблица 11

Фаза внедрения: ингибиторы изменений

№ Название Влияние на энергию Срок действия Влияние на успех

1 Вера в то, что инновация будет внедрена сама по себе Негативное 01.01.2013 -1

2 Объявление всем сотрудникам « думать за пределами границ» и вырабатывать креативные решения Негативное 01.01.2013 -0,8

3 Передача инноваций исключительно в ведение технологов Негативное 01.11.2013 -1

4 Создание политики развития, которая формирует преграды для идей Негативное 01.11.2013 -0,3

5 Передача инновационных идей юристам и бухгалтерам Негативное 01.01.2013 -0,7

6 Боязнь отказа от инноваций Отсутствует 01.01.2013 0

7 Появление нововведения тогда, когда в нем есть необходимость Негативное 01.11.2013 -1

8 Передача всех проблем новаторам Негативное 01.11.2013 -1

9 Заинтересованность всех в том, чтобы дойти до сути идеи Отсутствует 01.01.2013 0

Всего — — -0,64

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

Рис. 6. Пример модели формирования и воспроизводства предпринимательской энергии

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Предпринимательская энергия реализации проектов и программ, наряду с организационной компетентностью является ключевым фактором, влияющим на успех проектов и программ.

2. Предложенная концентрическая модель динамического окружения организации включает четыре уровня воздействия: глобальный контекст, контекст страны, контекст отрасли и контекст организации.

3. Разработанная модель динамического окружения проектов и программ развития организаций позволила авторам сформировать алгоритм и программные средства оценки влияния окружения на проекты и программы организационного развития.

4. Предложенная модель управления проектами развития на основе предпринимательской энергии использует закон сохранения энергии и аналогии с механическими системами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров М.Я., Ярошенко Ф.О., Бушуев С.Д. Инновационные механизмы управления программами развития. — Киев: Саммит-книга, 2011. — 564 с.

2. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С. Основы профессиональных знаний и система оценки компетенции проектных менеджеров. — Киев: 1Р1Д1УМ, 2010. — 225 с.

3. Бушуев С.Д., Харитонов Д.А., Рогозина В.Б. Векторная модель развития компетентности организаций в управлении проектами.— Киев: Управление развитием сложных систем. 2013., № 14. — С. 18-22.

4. Грачев М.В. Предприниматель в современной экономике // Общество и экономика. — 1993. — №4.

5. Журавлев П.В. Управление персоналом в предпринимательских организациях. — М.: Российская экономическая академия, 1998. - 286 с.

6. Ярошенко Ф.А., Бушуев С.Д., Танака Х. Управление инновационными проектами и программами на основе системы знаний Р2М: Монография. — СПб.: Наука и техника, 2013. — 304 с.

7. Ярошенко Ю.Ф., Ярошенко Р.Ф. Модели «движущие силы — сопротивление» в управлении проектами и программами. — Киев: Саммит-книга, 2010. — 160 с.

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 3(51), 6-17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.