ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
И. В. ИВИНСКАЯ
В данной статье поставлена цель - установить взаимосвязь предпринимательской деятельности высших учебных заведений, финансируемых из федерального бюджета, с социально-экономическими показателями региона. Анализ показал, что для экономического развития региона вузам необходимо развивать предпринимательскую деятельность и совершенствовать ее виды в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность вуза, регион, рынок труда, рынок образовательных услуг.
Рубеж XX и XXI столетий для сферы образования России прошел под знаком кризиса и поиска путей выхода из него. В результате предпринятых реформ обозначилась основная тенденция развития сферы образования - переход к рыночным отношениям, что предполагает интенсивное формирование способов зарабатывания финансовых средств образовательными учреждениями, то есть развитие предпринимательской деятельности, необходимой, прежде всего, для обеспечения их выживания в рыночной среде.
Вузы в современной социодинамике не существуют сами по себе: конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность страны или региона в значительной степени определяется качеством трудовых ресурсов, т. е., в первую очередь, в профессиональном образовании.
При этом образование целесообразно рассматривать в двух аспектах:
- с одной стороны, текущий уровень образования населения характеризует наличие различных профилей и уровней трудовых ресурсов для работодателей и для потенциальных инвесторов, характеризующий готовность к удовлетворению спроса рынка труда на квалифицированные кадры;
- с другой стороны, масштабы и структура региональной системы образования определяют потенциальные возможности развития, соответствие динамике запроса экономики, конвертации потенциала в экономический рост и благосостояние граждан.
С точки зрения экономики, в широком смысле, - результативность функционирования систе-
мы образования выражается в экономическом росте, увеличении валового внутреннего продукта (ВВП) и повышении конкурентоспособности национальной экономики [9].
В России ситуация с вузовским предпринимательством значительно отличается от западной в худшую сторону. Предпринимательская деятельность для вузов США и Западной Европы является более традиционной, нежели для отечественных. Это связано как с позицией правительств иностранных государств, стимулирующих руководства вузов к занятиям предпринимательством, так и с более высоким общим уровнем экономического развития. С одной стороны, отказ от плановой экономики дал отечественным вузам значительную свободу в организации и ведении бизнеса, с другой же стороны, резкое сокращение бюджетного финансирования государственных вузов и отсутствие поддержки негосударственного высшего образования со стороны государства поставило вузы перед серьезнейшей проблемой нехватки финансовых средств и насущной необходимостью при отсутствии опыта ведения предпринимательской деятельности.
В настоящее время проблема предпринимательской деятельности отечественного вуза является одной из центральных проблем его выживания. Причем для завоевания вузом достойных конкурентных позиций эта деятельность не должна носить «разовый», хаотичный характер, но должна осуществляться системно, с расчетом достижения долговременных целей, так как предпринимательская деятельность является необходимым условием существования и развития вуза, а основной ее целью становится привлечение в
вуз финансовых средств. Проблема организации и ведения предпринимательской деятельности особенно остро стоит для высшей школы, поскольку, помимо собственно образовательного процесса, высшая школа должна обеспечивать и развитие научно-исследовательского потенциала и наукоемкого производства, что имеет государственную значимость при отсутствии гарантированного финансирования из федерального бюджета (предполагается, что российские вузы научно-исследовательскую деятельность осуществляют за счет грантов и участия в конкурсах).
Экономическая выгода, получаемая в процессе ведения коммерческой деятельности, по-
зволяет развивать исследовательскую деятельность и обеспечивать высокое качество учебного процесса, и, поскольку именно предоставление образовательных услуг является основной функцией вуза, оказание этих услуг на платной основе есть приоритетное направление в предпринимательской деятельности вуза. Однако лишь оказанием платных образовательных услуг в большинстве случаев достичь необходимого уровня рентабельности вузу удается не всегда. Основываясь на изучении потребностей в товарах и услугах вузов в начале 2000-х гг., авторы отражают предпринимательскую деятельность вуза в виде схемы [4]:
Рис. 1. Основные виды предпринимательской деятельности российского вуза
В ее центре расположены образовательные услуги, которые предопределяют появление целого ряда услуг, связанные с образовательной деятельностью. Однако маркетинговый подход не позволил исследователям выйти за рамки рынка и соответственно можно сказать, что почти любое высшее заведение Росси сегодня может предложить перечень коммерческих услуг помимо образовательных. Конечно же, образовательные услуги занимают лидирующее место и, тем не менее, выше предложенные услуги все больше интересуют население региона как потребителей.
Однако предложенный Н. А. Платоновой рисунок можно назвать неполным, так как отсутствует такой элемент как исследовательская деятельность или развитие науки. В современных условиях имеются возможности для реализации творческого научного потенциала в различных формах.
Традиционная форма организации и финансирования научной деятельности - хоздоговор-
ная - во многом обеспечивается уровнем развития сложившихся научных школ. В последние годы объемы средств, получаемые высшими учебными заведениями от этого вида предпринимательской деятельности постоянно увеличиваются, так, например, за 14 лет существования ФГБОУ ВПО «Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина» этот показатель возрос с 400 тыс. руб. до более чем 52 млн руб. в год. Среднегодовой объем финансирования НИР за 5 лет является аккредитационным показателем, в университете он превышен почти в 3,5. Перспективы развития любого университета зависят, в первую очередь, от научного потенциала работающих в нем преподавателей, от государственного и общественного признания существующих в нем научных школ и результатов их исследований [2].
Так, более полно предпринимательскую деятельность вуза можно представить в следующем виде (рис. 2):
Образовательная деятельность (платные образовательные и дополнительные образовательные услуги, репетиторство, обучение и стажировка иностранных граждан, проведение специальных курсов) Научная деятельность (ведение и продажа научно-исследовательских, проектных конструкторских, вычислительных работ; операции в области обмена лицензиями)
Предпринимательская деятельность
Просветительская деятельность (лекции, семинары, круглые столы) Иные (издательская деятельность, реализация книжно-журнальной продукции, организация сервисных, рекламных и других услуг, услуги гостиниц и общежитий, услуги досуга и туризма, услуги общественного питания, физкультуры и спорта)
Рис. 2. Основные направления предпринимательской деятельности вуза
Из приведенной таблицы можно увидеть, что вуз, реализуя одну из видов деятельности, выполняет следующие функции в жизнедеятельности региона:
- воспроизводство человеческого капитала
- предоставление обществу образовательных услуг, направленных непосредственно на обслуживание человека и свободное его развитие (учебные дисциплины обладают воспитательным потенциалом, если преподаются на высоком уровне, а преподаватель является высокопрофессиональным специалистом);
- подготовку высококвалифицированных кадров - элиты общества как одного из решающих факторов развития системы образования в целом, а также обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса региона;
- формирование рынка труда - создаваемые в вузе новые знания оказывают прямое воздействие на рынок труда, заставляя переоценивать значение тех или иных профессиональных навыков, изменяя количественные и качественные требования к трудовым ресурсам;
- стабилизацию социальных отношений -вуз выступает активным участником социальных взаимодействий с заинтересованными сторонами и множеством представителей социальной среды региона присутствия. Это осуществляется посредством создания экспертно-консультационных советов и ассоциаций (например, Российский союз ректоров), подготовки аналитической информации для законодателей, разработки предложений об изменении или принятии федеральных и региональных законов, реализации социальных программ, информирования общественности о своих успехах и проблемах (социальная отчетность) [3].
Высшее образовательное учреждение стремится не только дать качественное образование своим потребителям, но и нацелено улучшить экономическую обстановку в регионе, регулируя ситуацию на рынке труда, так как для небольших регионов России зачастую вузы выполняют роль системообразующего центра, являясь чуть ли не единственным крупным государственным «предприятием». Во-первых, развивая предпринимательскую деятельность, вуз создает рабочие места не только профессорско-преподавательскому составу (за счет студентов-договорников, целевиков), но предлагая услуги в области физкультуры и спорта, туризма, услуги общежитий и гостиниц, досуга, общественного питания высшее учебное заведение создает рабочие места для различных категорий работников (учебновспомогательный, административно-управлен-
ческий и младший обслуживающий персонал), тем самым стабилизируя обстановку на рынке труда (отметим что ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина при контингенте студентов за 2005 г. 10 044 человек имеет только 145 безработных выпускников в 2005 г. [10], в 2008 г. число безработных студентов уменьшилось почти на половину и составило 82 чел., а 2010 г. только 14 чел.), так как студенты являются потенциальными работниками завтра.
Развивая предпринимательскую деятельность, вуз принимает на работу не только специалистов с высшим образованием, но работников, не имеющих профессионального образования, т. е. обслуживающий персонал (уборщицы, дежурные, сторожа и т. д.). Так, например, в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» функциони-
рует, начиная с 2006 г., Экологический научнообразовательный центр, где проводят научноисследовательские работы не только профессорско-преподавательский состав, но привлечен прочий персонал - уборщики, сторожа, рабочие, ветеринар, медицинская сестра, а также фитнес-центр «Атлетико» и дворец спорта «Антей», где занятия и секции ведут инструкторы, многие из которых бывшие выпускники Института физической культуры и спорта. Другими словами, развивая свою деятельность в условиях рыночной экономики, университеты подтверждают механизм А. Смита «невидимая рука рынка» - в экономике свободного рынка отдельные производители, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой рынка и их действия поневоле обеспечивают осуществление интересов других людей и общества в целом [6]. То есть стремясь улучшить финансовую сторону своего учреждения, стабилизируют обстановку на рынке труда, занимая вакантные места инфраструктуры вуза.
Практическая реализация предпринимательской деятельности в современных условиях является неотъемлемым элементом функционирования каждого высшего учебного заведения.
При выполнении государственного заказа на подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета, вузам необходимо учитывать потребности и особенности регионального и территориального рынков труда, которые предъявляют свои жесткие и часто противоречивые требования к молодым специалистам. Вузам необходимо готовить высококвалифицированные кадры и для крупных федеральных государственных унитарных предприятий, и для малых и средних предприятий различных форм собственности, доля которых в потреблении выпускников постоянно растет. При этом, учитывая нестабильность и неопределенность формирования рынка труда на посткризисном этапе развития экономики, вузам необходимо заботиться о трудоустройстве выпускников, усилении их социальной защищенности, возможности быстрой адаптации в соответствии с требованиями работодателей. В конечном счете, от этого зависит конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.
У многопрофильных вузов, ведущих подготовку специалистов для нескольких отраслей промышленности и расположенных в крупных промышленных центрах, выбор промышленных предприятий - стратегических партнеров должен базироваться на основных (приоритетных для
вуза) единых научно-образовательных направлениях.
Важное значение для эффективного трудоустройства выпускников играет территориальный анализ потребностей рынка труда. По сути, речь идет о специализированном кадастре потребностей рынка труда, структурированном по годам и территориям. Это позволяет вузам и работодателям вести продуманную территориальную политику при работе с абитуриентами, используя возможности целевой подготовки по договорам с местной и региональной администрациями.
Рынок труда полностью абсорбирует быстро увеличивающееся предложение рабочей силы с высшим профессиональны образованием. Начиная с 2000 г., общий уровень безработицы сократился на 4,7 процентного пункта (с 13,2 до 8,6 %) [7], при этом уровень безработицы среди лиц со средним профессиональным образованием уменьшился на
4.7 % (с 11,4 до 6,7 %), среди лиц с высшим образованием - на 3,0 % (с 7,0 до 4,0 %) [8]. Иными словами, возросшее предложение труда со стороны лиц со средним и высшим профессиональным образованием не привело к росту безработицы в этих образовательных группах, и было полностью поглощено рынком. Рынок приспосабливается к возросшему предложению квалифицированной рабочей силы еще одним способом, а именно, путем уменьшения дифференциации оплаты труда.
Одним из ведущих направлений внебюджетной деятельности является предоставление образовательных услуг (студенты-договорники и студенты-целевики). Студенты-целевики - это не только получение дополнительного целевого финансирования вуза за счет областного и местного бюджетов, но и стабилизация положения на рынке труда, так как выпускники после окончания университетов уже «забронировали» рабочие места.
Анализируя статистические данные, отметим, что это направление взаимодействия регион-вуз, начиная с 2003 г., развивается, что подтверждают данные по Российской Федерации. Так по Центральному федеральному округу доля обучающихся по целевой системе в 2003 г. составила
4.8 % от всех студентов, обучающихся на платной основе, в 2005-2007 гг. - 5,3 % [12].
В рамках государственной политики в сфере высшего образования, начиная с 1993 г., проводится масштабное квотирование целевых мест в ведущих государственных вузах Российской Федерации для абитуриентов из регионов.
Обучение студентов-целевиков ведется на основе договоров с потенциальными работодателями. Так, одним из важнейших направлений деятельности Саратовского государственного медицинского университета является целевая подготовка медицинских специалистов для Саратовской, Тамбовской и Пензенской областей -основная причина этому - острая нехватка врачей в регионе, подтверждением чему являются целевые договора на подготовку данных специалистов. В настоящее время на лечебном факультете проходят обучение по целевым направлениям 598 чел., что составляет 42 % от числа обучающихся на факультете. За последние пять лет число целевиков на факультете увеличилось почти на 10 %. В последние годы проводится подготовка врачей для республик Тыва и Ингушетия, Байконура. В 2004 г. заключены договоры и проведен целевой прием абитуриентов из Липецкой и Брянской областей. Расширяется не только география регионов, для которых идет подготовка, но и увеличивается процент студен-тов-целевиков. На лечебный факультет, как на самый крупный, приходится основная нагрузка по этой подготовке. По итогам распределения 2008/09 г. из 103 выпускников целевого набора доехали к месту работы 76 чел. (73 %), в том числе в ЛПУ Саратовской, Пензенской и Тамбовской областей - 89, 79 и 68 % соответственно 26 % этих выпускников распределились в ординатуру на целевые места своих регионов [5].
В результате нехватки врачей в Тамбовской области ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» открыл в 2007 г. отделение «Лечебное дело», где ежегодно заключаются целевые договора с Администрацией Тамбовской области (в 2008 г. на общую сумму 4,5 млн руб.).
Помимо Медицинского института, в ТГУ имени Г. Р. Державина обучаются студенты-целевики в Институте права и Академии экономики и управления.
К числу партнеров на региональном уровне относятся администрация Тамбовской области, администрации городов и районов области, учреждения высшего профессионального образования города и области, Тамбовское региональное отделение Вольного экономического общества России, Тамбовское региональное отделение общероссийской организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», учреждения культуры и здравоохранения, спортивные организации, представители производственной сферы и бизнеса, средства массовой информации [12].
Таблица 1
Студенты-целевики, обучающиеся в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»
Название/годы 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11
Медицинский институт 10 20 30 40
Институт права 10 12 15 15
АЭиУ 15 20 20 30
Из таблицы 1 можно увидеть, что в Медицинском институте число целевиков постоянно увеличивается. Это еще раз доказывает, что в Тамбовской области наблюдается дисбаланс между спросом и предложением на врачей. В условиях модернизации медицинского образования и системы общественного здравоохранения целевой заказ вузу на подготовку специалистов - практически единственный реально работающий механизм подготовки медицинских кадров для сельской местности и проблемных социальноэкономических регионов. Организации, направляющие целевиков, усиливают дисбаланс регионального рынка труда, так как такие специальности, как «юрист» и «экономист» на территории региона в избытке.
Тем не менее, этот шаг совместного действия открыл вузам новые возможности для прорыва на рынок с его объективными законами равновесия спроса и предложения.
Сегодня с достаточным основанием можно говорить о том, что рынок образовательных услуг в российских регионах сложился. Подтверждением тому служит довольно чуткое реагирование большинства вузов на появление или изменение спроса, благодаря чему им удается удерживаться в числе «современных» вузов. Так, характеризуя ситуацию на рынке образовательных услуг Черноземья можно выделить следующие факторы:
- сохранение популярности практически всех специальностей современного рынка труда (управленцы - 17 %, финансисты - 12 %, специалисты по рекламе, маркетингу, РЯ - 11 %, бухгалтеры - 10 %, инженерно-технические специалисты - 9 % и т. д.);
- подготовка специалистов, востребованных на рынке труда, в вузах (20 % ведут подготовку по специальности «менеджмент», 18 % - имеют специальность «связи с общественностью», 11 % -«маркетинг» и т. д. [11];
- ценовая ситуация ярко иллюстрирует зависимость стоимости обучения от потребительского интереса (средняя стоимость обучения по состоянию с 2008 по 2010 г. по специальности «менеджмент» составляет за год 40 000 руб.,
по специальности «связи с общественностью» -45 000 руб., по специальности «маркетинг» -45 000 руб. [1]. На сегодняшний день можно говорить о незначительном нарушении баланса между спросом и предложением на рынке образовательных услуг и рынке труда на специалистов в области менеджмента, о переизбытке специалистов по связям с общественностью и о дефиците специалистов по маркетингу.
Сложившуюся ситуацию на рынке труда в целом можно назвать стабильной. Профессии: экономист, менеджер, юрист, программист, маркетолог являются межотраслевыми. Специалисты этих профессий заняты во всех отраслях экономики, в бизнесе, на производстве, в государственных структурах и потребность в них действительно высока. К числу положительных тенденций качественного оздоровления рынка труда следует отнести предпочтение со стороны работодателей соискателям с профильным образованием, хотя обязательными остаются опыт работы и знание иностранных языков.
Если обратиться к спросу на специалистов по маркетингу, то можно констатировать значительное влияние на него географического фактора и фактора развитости региональной производственно-экономической инфраструктуры, которая особенно развита в регионах с высокой производственной и финансовой концентрацией. Это Центральный, Северо-Западный и Приволжский регионы. Наибольший спрос на специалистов по маркетингу представляют предприятия и организации Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга. Что касается таких регионов, как Сибирь и Дальний Восток, то здесь потребность в специалистах по этому направлению, хотя и имеет тенденцию к медленному росту, остается незначительной. Так, в Петербурге и Москве спрос на специалистов в области маркетинга является очень высоким. Здесь ежемесячно появляется 40-50 и более новых вакансий, связанных с маркетингом (маркетолог, директор по маркетингу, начальник отдела маркетинга, исследователь рынка и т. д.).
Особенность сегодняшней экономической ситуации в том, что восстановление промышленного и образовательного потенциалов России и обновление образования могут и должны решать совместно, при объединении возможностей, потенциала и ресурсов сфер экономики и вузов региона. По пути возобновления утерянного взаимодействия сделал первый шаг ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», выбрав в качестве средства
восстановление сети своих стратегических партнеров, договор стратегического партнерства с предприятиями профильных отраслей. Двусторонние договорные отношения предусматривают: целевую составляющую подготовки студентов, реализуемую совместно сотрудниками вуза и предприятия; создание базы для проведения технологической практики студентов и дипломников; создание в вузе новых и переоснащение имеющихся учебно-научных лабораторий; организацию совместных структур для координации сотрудничества.
В настоящее время происходящие кризисные явления в мировой экономике отразились на трудоустройстве граждан России. В этих условиях особенно незащищенными оказались выпускники высших учебных заведений. Неблагоприятной ситуацией для молодых специалистов, но благоприятной для основного работающего населения, можно считать изменение возрастных границ работодателей - 56 % из них хотят видеть сотрудников своей организации человека 25-35 лет, 22 % - 35-40 лет и 12 % - старше 40 лет. Если при действии плановой экономики система обязательного распределения молодых специалистов выполняла данную функцию и гарантировала трудоустройство выпускников, но давала свободы выбора, то в настоящее время возник некий «вакуум ответственности».
Прежняя система обучения и распределения молодых специалистов была не способна оперативно реагировать на колебания спроса и предложения на рынке труда. Государство, которое раньше занималось трудоустройством выпускников, сейчас не в состоянии полностью взять на себя данную обязанность. В функции городских служб занятости не входит трудоустройство выпускников до тех пор, пока они не приобретут статус безработных. Нельзя так же однозначно утверждать, что данную функцию в состоянии выполнить вуз. Скорее можно говорить о том, что вуз берет на себя значительную часть ответственности за трудоустройство выпускников, прикладывая усилия к тому, чтобы качество их подготовки соответствовало потребностям рынка труда. Выпускники высших учебных заведений в целом выступают в качестве наиболее мобильной части населения, характеризующейся относительно более высокой скоростью адаптации к требованиям рынка.
В результате возникает противоречие: государство и вуз занимаются трудоустройством выпускников, но при этом они решают данную задачу независимо друг от друга, и, как следствие,
безработица среди молодых специалистов постоянно повышается.
Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что невостребованность выпускников ведет к отрицательным последствиям: сокращению интеллектуального потенциала страны; снижению профессионального уровня выпускников, не получивших работу по специальности непосредственно после окончания вуза; повышению напряженности в обществе за счет ухода нетрудоустроенных одаренных выпускников в теневой бизнес или криминальные структуры: снижению эффективности капитальных вложений в высшую школу, что вызывает периодические попытки сократить ее финансирование.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо:
- постоянно проводить мониторинг соответствия качества подготовки специалистов требованиям рынка труда (однако и здесь может возникнуть проблема, так как для качественной подготовки студентов необходимо высококвалифицированная рабочая сила, т. е. ППС, а, как известно, многие выпускники не стремятся остаться в вузе для дальнейшего обучения, так как работники образования сталкиваются с рядом проблем: низкая заработная плата преподавателей - 56 % занятых в сфере образования, слабая социальная защищенность преподавателей, изношенность оборудования, которая не позволяет в полной мере подготовить специалистов;
- поддерживать партнерские отношения с работодателями;
- организовать стажировку и практику студентов на предприятиях;
- постоянно проводить мониторинг рынка труда и образовательных услуг.
Практически перед любым высшим учебным заведением России стоит сегодня острейшая проблема: как приблизить характер обучения студентов к требованиям современной жизни, как подготовить их сразу после учебы в вузе получить хорошую работу по специальности, суметь включиться в серьезную практическую работу.
Основой достижения соглашения между рынком труда и рынком образовательных услуг, основным стимулом формирования партнерских отношений является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов.
Подводя итоги, отметим, что в результате перехода к рыночным отношениям произошли изменения в структуре высшего образования. Сегодня в финансировании высших учебных заведений выделяют два равноправных вида: бюджет-
ное финансирование (средства самого государства) и предпринимательская деятельность (средства самого вуза). В условиях рыночных отношений высшие учебные заведения вынуждены развивать свою предпринимательскую деятельность для дальнейшего существования, поэтому помимо традиционных образовательных услуг, вузы сегодня предлагают и другие виды предпринимательской деятельности: услуги общественного питания, торговля, услуги досуга, услуги туризма, услуги физической культуры и спорта, а также услуги общежитий и гостиниц, но отметим, что предпринимательская деятельность только развивается, и завтра могут появиться новые виды услуг. Развитие предпринимательства в вузе неразрывно связано с социальной и экономической ситуацией самого региона, где одна зависит от другой. Во-первых, экономическая составляющая этого вопроса заключается в развитии предпринимательской деятельности, от которой зависит состояние регионального рынка труда, а рынок труда от качества предлагаемых услуг. Во-вторых, с социальной точки зрения отметим, что развитие экономической составляющей (а именно предпринимательской деятельности) приводит к возможности формирования спроса и предложения на рынке труда, т. е. от финансового состояния потребителей (студенты и работодатели), а также предлагая новые виды услуг, вуз сокращает дисбаланс на рынке труда, формируя рабочие места для различных категорий (ППС, УВП, ЛУП и МОП).
Литература
1. Бизнес-словарь. URL: http://www.businessvoc.ru
2. Научный потенциал - залог успешного развития вуза. URL: www.tsutmb.ru
3. Ниязова М. В. Функции вуза как социально ответственного института // Проблемы современной экономики. № 2 (26). URL: http://www.m-economy.ru
4. Платонова Н. Л., Христофорова И. В. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5.
5. Проблемы трансформации ВУЗА в высшее учебное заведение инновационного типа. URL: http:// www.e-v-r.ru.
6. Райзберг Б. Л., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 1999.
7. Российский статистический сборник. 2009.
8. Статистика российского образования. URL: www.stat.edu.ru
9. Федеральная программа развития образования: Проблемы и тенденции развития образования в РФ. URL: http://www.stat.edu.ru
10. Юрьев В. М., Чванова М. С. Инновационный потенциал классического университета как один из факторов развития региона: методология исследования // Вестник Тамбовского государственного университета. Тамбов, 2007. № 8 (52). С. 12.
11. Юрьев В. М. Какие реформы нужны образованию // Державинский вестник. 2010. № 8-9. окт.-нояб. С. 1.
12. Юрьев В. М., Чванова М. С. Теоретические основы подготовки специалистов наукоемких специальностей: становление университета как центра инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского государствееного университета. 2007. № 10 (54). С. 12.
* * *
ENTERPRISE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL AS THE FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION
I. V. Ivinskaya
The purpose of this article is to establish interrelation of enterprise activity of the higher educational institutions financed from the federal budget, with region social and economic indexes. The analysis has shown that for economic development of region it is necessary for high schools to develop enterprise activity and to improve its kinds in the conditions of market economy.
Key words: enterprise activity of high school, region, labor market, market of educational services.