ниями имеет почти абсолютный характер (96%). Похоже, однако, что в сегодняшней России влияние социально -психологических составляющих выходит за обычные пределы. В социуме, где рушатся устоявшиеся общественные представления о должном, правильном, справедливом, это, по-видимому, и не бывает иначе. Значительная часть населения, теряющая привычный мир, чувствует себя потерянно и неустроенно независимо от того, какова его фактическая предметно-вещная обстановка и доходы. Еще большая часть общества ищет компенсацию в опоре на семью и ближайших друзей, в подсознательном завышении состояния своих семейных отношений и своего круга общения*. Тем эффективнее может стать в переходную эпоху внимание к социально-психологическим процессам, и тем большим ущербом может обернуться их игнорирование.
Зол КУПРИЯНОВА, Людмила ХАХУЛИНА Предпринимательская деятельность как основная и дополнительная работа**
Предпринимательская деятельность как основная работа. Условия занятия бизнесом могут быть в настоящее время различными. Прежде всего можно выделить индивидуально-трудовую деятельность (ИТД) и мелкое предпринимательство без использования наемного труда. Эти виды мелкого бизнеса бывает трудно разграничить, особенно когда они не регулируются специальными лицензиями, не оформлены юридически. Сами же субъекты этой экономической деятельности при опросе относят себя к числу предпринимателей или самозанятых. Проще обстоит дело с бизнесменами, владеющими предприятиями, на которых используется наемный труд. Обычно такие предприятия оформлены юридически, и статус предпринимателей бесспорен.
Особенности приватизации в России определили разницу в темпах развития предприятий различных типов. Безраздельное господство государственных предприятий уступило место многоукладному народномухозяйству. Наиболее быстро развивался частный сектор экономики (табл. 1).
Вместе с тем по числу занятых государственный сектор все еще лидирует. Это объясняется тем, что в частном секторе сосредоточены в основном мелкие и средние, а в государственном — крупные предприятия. В ходе приватизации образовался переходный сектор экономики, предприятия которого уже не являются государственными, но и не стали еще в полной мере частными. В этом секторе заняты около 10% опрошенных.
В частном секторе в январе 1998 г. было занято около 15% опрошенных. И лишь 3% опрошенных являлись в этот период предпринимателями и самозанятыми.
Мелкий бизнес слабо распространен в производственных отраслях экономики. Так, по данным июльского опроса 1997 г., лишь 10% занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательской деятельностью без привлечения наемного труда были заняты ремонтом и строительством зданий и сооружений, а 14% имели свои фермы. В то же время 36% из них были челноками, 23% торговали в ларьках и магазинах. Частным извозом занимались 3%, составлением компьютерных программ — 2%, изготовлением художественных произведений на продажу — 3%. Прочими видами бизнеса за-
* Ядов В. Структура и побудительные импульсы социальнотревожного сознания // Социологический журнал. 1997. № 3.
** Информационная база статьи — Объединенный мониторинг за 1996—1997 гг., опросы за январь и июль 1997 г. и январь 1998 г.
Таблица 1
Типы предприятий, на которых работают респонденты по основному месту работы (в % к числу опрошенных; июль)
Типы предприятий 1994г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. январь
Государственные 50 47 47 51 52
Государственные акционерные общества 22 25 21 21 22
Акционерные общества на базе совхозов, колхозов, потребительской кооперации 7 5 4 5 3
Негосударственные акционерные общества, предприятия, выкупленные коллективом, арендные предприятия 6 7 10 6 6
Частные, включая кооперативы и фермы 8 10 11 16 15
Частные, с участием иностранного капитала 0,5 0,3 0,3 1,2 0,3
| Другие типы 6 6 6 — 2
нимались незначительные по численности группы опрошенных.
Более всего распространены частные предприятия, использующие наемный труд, в бытовом обслуживании населения, — 50% опрошенных предпринимателей, имевших наемных работников, занимаются именно бытовым обслуживанием. Еще 35% таких бизнесменов заняты розничной и оптовой торговлей, 3% — автосервисом, 2% оказывают услуги связи. Производственной деятельностью заняты примерно 12% бизнесменов этой группы (8% строят и реконструируют здания и сооружения, 2% производят товары широкого потребления, 2% имеют типографии или издают книги).
Предпринимательской деятельностью занимаются в большей мере мужчины, чем женщины. Молодежи до 25 лет среди предпринимателей в 1,5 раза больше, чем среди наемных работников. Работников в наиболее работоспособном возрасте 25—40 лет среди предпринимателей в 1,4 раза больше, тогда как тех, кому за 40 лет — в 1,8 раза, а тех, кому за 55 лет, — в 5 раз меньше, чем среди наемных работников (табл. 2).
Более 1/2 всех работников имеют среднее или среднее специальное образование. Это характерно для всех типов занятости. Однако по числу наиболее образованных, имеющих высшее или незаконченное высшее образование, предприниматели впереди. У них эта группа в 1,4 многочисленнее, чем у наемных работников. При этом малообразованные встречаются среди предпринимателей в 1,2 раза реже, чем среди наемных работников. Ниже всех уровень образования в группе занимающихся ИТД. Здесь относительно меньше имеющих высшее образование и относительно больше малообразованных работников.
Оценивая свой социально-профессиональный статус, наемные работники редко ошибаются, поскольку обычно этот статус вполне ясен. Другое дело индивидуалы и предприниматели. Достаточно обратить внимание на данные табл. 3, чтобы убедиться, что мало кто из индивидуалов может назвать себя руководителем по месту основной работы. По большей части они считают себя квалифицированными исполнителями (рабочими или специалистами). А вот у предпринимателей к числу руководителей себя отнесли уже 49%. Вместе с тем нашлись предприниматели по основному месту работы, которые отно-
ица. 1 |ы по ноль)
?98 г.
HMpt>
52
22
3
_6
15
опро-
ия, иск насе-[евших обслу-ничной иотус-ы при-рекон-товары издают
отся в аки до tie, чем е рабо-[имате-[ет — в це, чем
вреднее it типов >анных, разова-ta в 1,4 >и этом «ателей I, Низке 'Я ИТД. разова-аботни-
статус, обычно уалы и на дан-дивиду-Iг основ-I квали-специа-гководи-сь предав отно-
Социально-демографические характеристики опрошенных работников (в % к числу опрошенных; Объединен-
ный мониторинг 1996—1997 гг.)
Социальные группы Наемные работники Занимаю- Предпри-щиеся ИТД 1 ниматели
Поп: мужчины 50 65 64
женщины 50 35 36
Возраст: до 24 лет 13 17 20
25-40 лет 42 54 58
41—55 лет 35 26 20
старше 55 лет 10 3 2
Образование: высшее и незаконченное высшее 19 16 26
среднее и среднее специальное 56 59 54
ниже среднего 25 25 20
сят себя не к руководителям своих предприятий, а к совершенно другим категориям персонала (табл. 3).
Таблица 3
Оценка опрошенными работниками своего социальнопрофессионального статуса (в % к числу опрошенных; Объединенный мониторинг 1996—1997 гг.)
Социально-профессиональный статус Наемные работники Занимающиеся ИТД Предпри- ниматели
Руководители 7 12 49
Специалисты 26 23 13
Служащие 17 10 8
Квалифицированные рабочие 38 49 22
Неквалифицированные рабочие 12 6 ' 8
Привлекательность занятия самостоятельным бизнесом определяется в первую очередь возможностями резкого повышения дохода в семье.
Данные мониторинга показывают, что надежды на высокие доходы вполне могут быть реализованы. По уровню фактического среднедушевого дохода в последние два года индивидуалы и особенно предприниматели далеко опережают наемных работников (табл. 4).
Таблица 4
Уровень среднедушевого дохода и социальный статус работника (в % к числу опрошенных; Объединенный
мониторинг 1996—1997гг.)
Уровень среднедушевого дохода в семье Наемные работники Занимающиеся ИТД Предпри- ниматели
Низкий 20 17 11
Высокий 55 37 32
Средний 25 46 57
Если у наемных работников более 1/2 респондентов имеют средний уровень доходов, то у предпринимателей такая же доля относится к высокодоходной группе. Доля опрошенных с самым низким доходом наиболее велика у
наемных работников и минимальна у предпринимателей. В полном соответствии с этими данными находятся и показатели обеспеченности дорогим имуществом долговременного пользования (табл. 5).
Таблица 5
Состав имущества работников с разным социальным статусом (число имеющих данный вид имущества в % к числу опрошенных работников в группе; Объединен-
ный мониторинг 1996—1997 гг.)
Виды имущества Наемные работники Занимающиеся ИТД Предпри- ниматели
Цветной телевизор 84 86 90
Фотоаппарат 36 47 48
Радио, часы 11 16 17
Миксер 35 46 53
Электродрель 35 48 45
Стереорадиосистема 28 45 44
Отдельный морозильник 11 19 20
Микроволновая печь 5 11 18
Видеомагнитофон 30 46 60
Видеокамера 2 5 12
Персональный компьютер 4 5 12
Фортепиано 7 7 11
Автомобиль 24 44 56
Загородный дом 12 • 15 12
Дача, дом на садовом участке 62 58 62
Пылесос 73 73 79
Проигрыватель компактдисков 5 11 15
Нет ничего из перечисленного 3 3 4
В табл. 5 обращает на себя внимание то, что обеспеченность всеми видами имущества, кроме загородных домов и дач, у предпринимателей и индивидуалов выше, чем у наемных работников. Причем можно заметить значительно большее, чем у наемных работников, распространение в семьях индивидуалов и особенно предпринимателей дорогих предметов, таких, как, например, стереорадиосистемы, видеокамеры, фортепиано, отдельные морозильники, проигрыватели компактдисков, видеомагнитофоны.
Свыше 50% предпринимателей владеют автомобилями (сравним с наемными работниками, у которых автомобиль имеют лишь 24%). Персональные компьютеры есть лишь у 4% наемных работников, мало их и у индивидуалов — у 5%, зато среди предпринимателей ими владеют 12%. Можно предполагать, что автомобиль и персональный компьютер все чаще нужны предпринимателям не просто как показатель их статуса или предмет инвестиций, а как "орудие и средство производства".
Что касается владения загородными домами и дачами, то здесь одинаковость распространенности этих видов имущества обманчива. Дело, очевидно, не в количестве таких домов, а в их качестве, стоимости и т.д. Можно предполагать, что по этому показателю предприниматели также будут обгонять другие группы занятых. Отчасти это подтверждается ответами на вопрос о направлении расходов в случае получения крупной суммы денег. В этой гипотетической ситуации лишь 4% предпринимате-
лей купили бы садовый домик или дачу (у наемных работников таких 6%), а 42% приобрели бы собственный дом или квартиру (у наемных работников таких в 1,3 раза меньше). Вообще, судя по данным табл. 6, потребительские ориентации самозанятых, предпринимателей и наемных работников значительно различаются.
Таблица 6
Если бы в Вашем распоряжении оказалась крупная сумма денег, то как бы Вы скорее всего ее использовали? (В % к числу ответивших на вопрос в группе.)
Варианты ответов Наемные работники Занимающиеся ИТД Предпри- ниматели
На текущие нужды 36 25 16
На покупку дорогих вещей 12 13 8
На покупку квартиры, собственного дома 32 34 42
На образование 10 15 6
На лечение 15 8 4
На отдых, развлечения, путешествия 9 4 15
На собственное дело, покупку акций 4 30 22
На покупку земли, дачи, садового домика 6 3 4
На покупку автомобиля 16 22 12
На другое 3 9 1
Не стал бы тратить, сберег бы на будущее 5 0,4 4
Затрудняюсь с ответом 5 3 10
Прежде всего отметим, что наибольшее число тех, кто в первую очередь потратил бы деньги на накопившиеся насущные текущие нужды, у наемных работников, а наименьшее — у предпринимателей. Очевидно, предприниматели в общем имеют возможность жить достаточно обес-
печенно, не накапливая текущих нужд. Хватает им имеющихся средств и для образования, и для лечения. Этой группе занятых для этого не нужны какие-то специальные, дополнительные доходы. Относительно меньше среди предпринимателей тех, кто стал бы тратить деньги на приобретение автомобиля, что понятно, учитывая их высокую обеспеченность собственным автотранспортом. Дорогие вещи они могут также приобретать чаще других на свои обычные доходы и не нуждаются в дополнительных денежных поступлениях для этого. Три позиции гипотетических расходов выделяют предпринимателей на фоне других групп — приобретение престижного, высококачественного жилья, дорогой отдых и путешествия и капитализация доходов (вложения в собственное дело или в акции). Индивидуалы по потребительским предпочтениям отличаются некоторыми особенностями. Так, уровень и качество их жизни ниже, чем у предпринимателей, поэтому свалившиеся на них крупные суммы денег они бы в большем числе случаев, чем предприниматели, тратили на текущие нужды, на покупку дорогих вещей, на образование и лечение, на покупку автомобиля. И что особенно интересно, у них намерение вложить деньги в дело, в акции встречается в 1,4 раза чаще, чем у самих предпринимателей. Речь идет, вероятно, о приобретении индивидуалами настоящей экономической самостоятельности и о переходе в статус полноценных предпринимателей, что, как показано выше, ведет и к значительно более высокому качеству жизни.
Предпринимательство как дополнительная работа. Как показывают данные мониторинга социально-трудовой сферы, многие работники занимаются предпринимательством или имеют самостоятельную экономическую активность в качестве дополнительной занятости, совмещая ее с основной (по оценке самого работника) работой.
Доля работников, имеющих дополнительную работу, в течение многих лет испытывает лишь небольшие колебания и не превышает 20% (рис. 1).
В основном дополнительная работа — это работа по найму, причем 28%, имевших такую работу в июле 1997 г. были наняты по контрактам, трудовым соглашениям, договорам подряда и т.п., а 43% — по устной договоренности.
1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Рис. 1. Доля работников, имеющих дополнительную работу (в % к числу работающих)
ею-той іль-ьше ц>ги : их том. ггих ель-ги-I на мсо-ия и или єни* веиь поэ-бы в тили эбра-іенно ло, в
(ПрИ-
[ИВИ-
сти и ; что, жому
кбота.
рудо-
пша-
*скую
овме-ботой, оту, в шеба-
>та по 1997 г. [М, до-ІВОСТИ.
»г.
Таблица 7
Структура занятых основной и дополнительной работой (в % к числу занятых на данной работе)
Группы занятых Основная работа Дополнительная работа
Владельцы частных предприятий 1 24
' ' Занятые ИТД 5 2
Наемные работники государственных и частных предприятий 94 68
I Другие 6
| Всего 100 100
Таблица 8
Наличие дополнительной работы у разных групп занятых (в % к числу ответивших в группе)_____________
Наличие дополнительной работы Наемные работники Занимающиеся ИТД Предпри- 1 ниматели |
Была 18 16 22 1
регулярная 5 4 9 1
случайные приработки 13 12 13 I
Не было 82 84 78 1
Таблица 9
Число предпринимателей, имеющих дополнительную работу, и размер предприятий (в % к числу ответивших в группе)
| Наличие дополнитель-| ной работы Малый бизнес Средний бизнес
Число работников на предприятии (человек)
до 20 21-50 51-200 свыше 200
1 Была 20 26 29 16
| регулярная 7 13 4 -
1 случайные | приработки 13 13 25 16
] Не было 80 74 71 84
Около 25% имевших дополнительную работу были на ней предпринимателями: 2% — с оформлением патента на ИТД, 2% — с регистрацией своего бизнеса в качестве юридического лица, и 21% занимались предпринимательской
деятельностью без оформления лицензий и патентов и регистрации в качестве юридического лица.
Соответственно, структуры основной и вторичной занятости имеют существенные различия (табл. 7)
Дополнительная занятость относительно чаще привлекает тех, кто на основной работе является предпринимателем, причем эта работа у них чаще, чем у других, носит регулярный характер (табл. 8).
Интересно отметить, что число прирабатывающих помимо основной работы у бизнесменов, владеющих предприятиями разной величины, различно (табл. 9).
В числе имеющих дополнительную работу мужчин несколько больше, чем женщин (57 и 43% соответственно). Основная масса прирабатывающих (44%) находится в возрасте 25 — 40 лет. Еще 26% — лица 40 — 55 лет. У молодежи до 24 лет имеют приработки 18%, а у пожилых работников, переваливших рубеж 55 лет, — 12%.
Дополнительно к основной работе подрабатывали 23% квалифицированных и 4% неквалифицированных рабочих, 18% специалистов, 10% служащих и 6% руководителей.
Способы дополнительного заработка сложились и их структура сохраняется в последние три-четыре года с несущественными изменениями (табл. 10). Главные виды дополнительной работы по числу прибегающих к ним — услуги, совместительство, торговля.
За средними показателями скрываются большие различия в стратегии вторичной занятости у наемных работников, индивидуалов и предпринимателей (табл. 11).
Если многие из наемных работников подрабатывают в рамках своей профессиональной деятельности (42% имеющих дополнительную работу наемных работников), а также оказывают населению услуги разного рода (29%), то у индивидуалов профессиональная деятельность привлекает 28% имеющих дополнительную работу, услуги оказывают 17% из них, 14% производят товары на продажу (это больше, чем в других группах занятых), 12% оказывают брокерские и посреднические услуги.
Большая специфика присуща для дополнительной занятости предпринимателей. Чаще всего это, как и у наемных работников, — профессиональная деятельность (52% предпринимателей по второй занятости назвали именно этот способ подработки), 14% занимаются брокерством и посредническими услугами, 12% торгуют. По существу, эти виды работы привлекают наиболее многочисленные группы работников, прочие оказались гораздо менее привлекательными. Мужчины чаще, чем женщины, подрабатывают брокерскими и посредническими услугами (среди брокеров — 88% мужчин и 12% женщин),
Таблица 10
Виды дополнительной занятости (в % к числу работников, имевших дополнительную работу)
Виды 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Апрель Май Ноябрь Март Сентябрь Июль
Совместительство 25 23 14 12 19 21
Профессиональная деятельность по контракту, заказу 6 6 5 7 9 13
Услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, персональные услуги 27 30 31 26 31 24
Уличная торговля привозными товарами 11 13 20 15 10 14
Свой магазин, кафе, киоск 1 6 1 1 1 1
Производство потребительских товаров на продажу 3 6 4 7 2 6
Репетиторство, частные уроки 3 5 2 6 4 2
Брокерство, посредническая деятельность 4 2 3 2 2 5
Другое 9 2 11 13 13 8
Затрудняюсь с ответом 11 7 9 11 9 10
Таблица 11
Виды дополнительной работы у разных групп занятых (в % к числу имевших дополнительную работу в данной группе)
Виды Наемные работники Занимающиеся ИТД Предпри- ниматели
Совместительство 32 10 37
Профессиональная деятельность по контракту, заказу 10 18 15
Услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, персональные услуги 29 17 6
Уличная торговля 7 6 12
Свой магазин, кафе, киоск 1
Производство потребительских товаров на продажу 2 14 7
Репетиторство, частные уроки 3 5
Брокерство, посредническая деятельность 3 12 14
Другое 10 25 5
Затрудняюсь с ответом 8 - 4
оказывают различные услуги (ремонт, строительство, автосервис и т.п. соответственно 78 и 22%); мужчины чаще, чем женщины, имеют свои магазины, кафе, киоски (64 и 36%, соответственно). Зато женщин больше в уличной торговле (61 против 39% мужчин), среди репетиторов (64%), при оказании частных услуг (65%).
Владельцами своих торговых точек являются в основном молодые (их 65% среди тех, кто подрабатывает таким способом). У брокеров преобладают лица в возрасте 25— 40 лет (61%), производство товаров на продажу одинаково распространено во всех возрастных группах, кроме молодежи.
Совместительство на своем предприятии характерно чаще всего для работников со средним образованием, а на другом — с высшим; 63% занимающихся в качестве дополнительной работы профессиональной деятельностью имеют высшее образование, а производством товаров на продажу заняты в основном лица с невысоким образованием — 46% из них имеют среднее образование, а 39% — даже ниже среднего. 17% уличных торговцев имеют высшее образование, а 62% — среднее. 50% оказывающих бытовые услуги имеют среднее образование, а еще примерно 40% — ниже среднего (табл. 12).
Совместителями на своем предприятии являются чаще других квалифицированные рабочие, специалисты и служащие, а на других — специалисты и руководители предприятий. Профессиональной деятельностью подрабатывают в основном также руководители предприятий и специалисты. Высока доля специалистов среди дающих уроки, производящих товары на продажу, брокеров. Квалифицированные рабочие подрабатывают и как совместители, и уличной торговлей, и оказанием услуг населению. Среди владельцев торговых точек и в уличной торговле много неквалифицированных рабочих.
Дополнительная работа занимает у работников в среднем около 15—17 час. в неделю. За четыре года наблюдений эта продолжительность скорее сократилась, чем увеличилась (рис. 2).
По данным за июль 1997 г., мужчины тратили на подработку в среднем 18 час. в неделю, а женщины — 16 час. Наибольшая продолжительность дополнительного рабочего времени у тех, кому 40—55 лет (20 час. в неделю). У молодежи до 25 лет этот показатель равен 18 час., а улиц в возрасте 25—40 лети старше 55 лет — 16час. Уровень образования почти не связан с продолжительностью рабочей недели на второй работе.
Дольше всех заняты дополнительной работой работающие на основной работе в кредитно-финансовой сфере (20 час.), в торговле и бытовом обслуживании (18 час.). Меньше, чем у других, дополнительная рабочая неделя у работников федеральных органов управления (5 час.). В остальных отраслях этот показатель близок к среднему.
Самая большая дополнительная трудовая нагрузка у неквалифицированных рабочих города (28 час.) и села
Таблица 12
Распределение респондентов, имеющих разные вцды дополнительной занятости в зависимости от их демографических характеристик (в %к числу ответивших; Объединенный мониторинг 1996—1997 гг.)
Социальные группы Совместительство на своем предприятии Совместительство на другом предприятии Професси- ональная деятельность Произ- водство товаров Свой магазин, киоск, кафе Брокерство, посредни- чество Уличная торговля Услуги населению Уроки Частные услуги
Пол: мужчины 49 48 61 56 64 88 39 78 36 35
женщины 51 52 39 44 36 12 61 22 64 65
Возраст: до 24 лет 12 8 17 6 65 14 22 10 22 18
25-40лет 50 52 45 33 17 61 52 50 49 34
41-55 лет 31 32 30 32 18 24 20 28 16 28
старше 55 лет 7 8 8 29 1 6 13 13 19
Образование: высшее 21 41 63 15 26 31 17 7 60 13
среднее 59 48 28 46 37 55 62 51 37 51
ниже среднего 19 11 9 39 37 14 21 42 3 36
ыс-
бы-
[ер-
«ес-
ле-
Х»р-
«д-
|Де-
гве-
3
|Д-
|час.
|бо-
,).У
»шн
«нь
ра-
(бо-
вой
нии
160-
ав-
*ель
|са у *ла
12
м-
!=
тл г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
Рис. 2. Продолжительность дополнительной работы (часы в неделю)
С чем связано Ваше намерение иметь дополнительную работу, приработки? (В % к числу работающих, имеющих приработки.)
Таблица 13
Мотивы 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Январь Июль Март Март Сентябрь Июль
Увеличение дохода 58 82 92 82 85 83
Обзаведение нужными знакомствами, связями 5 4 6 6 3 4
Желание иметь стабильное рабочее место 7 5 5 5 8 3
Желание иметь более интересную работу, более полно реализовать свои способности 7 6 8 8 7 8
Желание занять свободное время 3 3 6 6 4 4
(32 час.), самая маленькая — у руководителей предприятий (10 час.), руководителей подразделений (13 час.) и военных (13 час.). Продолжительность работы у остальных групп работников примерно на среднем уровне. Интересно отметить, что относительно большая продолжительность дополнительной рабочей недели у предпринимателей, зарегистрировавших свое предприятие в качестве юридического лица (23 час.). Меньше всего времени затрачивают на дополнительную работу брокеры, репетиторы и оказывающие частные услуги (примерно по 10 час. в неделю). Около 14 час. на дополнительную работу уходит у тех, кто занимается своей профессиональной деятельностью, а также у тех, кто производит товары на продажу. Примерно 21—22 час. тратят на подработку совмещающие основную работу с дополнительной не на своем предприятии, оказывающие строительные и ремонтные услуги населению и уличные торговцы. Дольше всего продолжается дополнительная рабочая неделя у владельцев собственных магазинов, кафе, киосков (28 час.).
Мотивация дополнительной работы. Для подавляюще^ большинства опрошенных главным мотивом, побуждающим к работе, является стремление увеличить свои доходы. Этот мотив в течение последних трех лет преоб-адает среди других (табл. 13).
Из прочих мотивов выделяется стремление иметь на дополнительном месте работы интересное занятие, даю-дее возможность более полной, чем на основной работе, ализации своих способностей (8% назвали этот мотив). Остальные мотивы названы 3—4%опрошенных, имевших риработки.
Следует подчеркнуть, что получение дополнительного дохода как мотив приработков характерно не только для наемных работников и индивидуалов, но и для предпринимателей (табл. 14).
Судя по ответам респондентов, самый богатый спектр мотивов дополнительной занятости у предпринимателей.
Таблица 14
Мотивы дополнительной занятости у разных групп занятых (в % к числу, имевших дополнительную работу)
I Мотивы Наемные работники Занимающиеся ИТД Предпри- ниматели
| Не хватает доходов от [ основного занятия 85 80 82
Желание заработать на крупную покупку или крупные расходы 3 12
Желание завести нужные связи, знакомства 6 8 14
Желание получить стабильное рабочее место 3 8
Желание иметь более интересную работу, более полно реализовать свои способности 8 9
Желание занять свободное время 3 8 1
Другое 3 9 —
| Затруднились с ответом 4 11 -
Основные мотивы дополнительной занятости у работников разных групп (в % к числу ответивших; Объединенный мониторинг 1996—1997 гг.)
Группы работников на основной работе Не хватает доходов от основной работы Желание заработать на крупную покупку Желание завести знакомства и связи Желание получить стабильное рабочее место Желание иметь интересную работу Желание занять свое свободное время
1 Руководители предприятий гг . . 92 1 5 4 18 1
Руководители структурных подразделений 79 5 7 4 16 0,3
Специалисты 84 3 4 6 13 5
Служащие 86 2 8 2 10 5
Квалифицированные рабочие:
городов 88 4 5 2 2 3
сел 89 - - - 2 -
Неквалифицированные рабочие:
городов 77 6 - - 7 1
сел 100 17 - - - -
Очевидно, имея ведущим мотивом желание заработать деньги, они преследуют при этом множественные цели, чаще всего связанные с бизнесом: обзаведение знакомствами и связями, желание присмотреться к разным рабочим местам, в том числе, может быть, присмотреть рабочее место с более интересным, чем основное занятие, содержанием труда. Относительно более высокий уровень жизни позволяет предпринимателям использовать дополнительную работу в таких целях чаще, чем другим людям.
Женщины в большей мере, чем мужчины, идут на подработку из-за нехватки в семье денег (84 и 81% соответственно), а желание заработать на крупную покупку встречается в качестве мотива дополнительной занятости несколько чаще у мужчин, чем у женщин (3,4 и 2,9%). Самая большая доля назвавших мотивом дополнительной работы нехватку доходов от основной работы у тех, кому за 55 (87%), а самая маленькая — у молодежи до 24 лет (79%). Рассчитывают заработать на крупные покупки чаще всего лица 40—55 лет. К интересной работе и стабильности рабочего места стремятся молодые, а занять свое свободное время работой хотят самые молодые и самые пожилые. Респонденты могли назвать несколько мотивов дополнительной занятости. Ответы содержатся в табл. 15.
Исключительно из-за денег подрабатывают, прежде всего, самые низкооплачиваемые и самые высокооплачиваемые работники. На интересную работу надеются наиболее образованные — руководители и специалисты, а желание заработать на крупную покупку часто встречалось у неквалифицированных рабочих.
Социальное самочувствие и самозанятость. Перспективы развития частного бизнеса в стране во многом зависят от экономических условий, которые созданы для его развития. Методами, которыми пользуются центры изучения общественного мнения, едва ли можно выяснить комплексную картину этих условий. Однако некоторые индикаторы, используемые в Мониторинге социально-трудовой сферы, могут служить косвенными характеристиками в этом отношении.
Прежде всего — общие установки относительно глобальных экономических условий (табл. 16).
Таким образом, самозанятые высказали явное предпочтение рыночной системе. Более конкретно эти предпочтения были высказаны при ответе на вопрос о правомерности принадлежности частным лицам предприятий и земельных участков (табл. 17).
Таблица 16
Какая экономическая система кажется Вам наиболее
правильной? (В % к числу ответивших; янва рь 1997 г.)
Варианты ответов Самоза- нятые Наемные I работники 1
Та, которая основана на государственном планировании и распределении 15 33
Та, в основе которой лежат частная собственность и рыночные отношения 62 29 1
Не знаю 23 38 1
Таблица 17
Число респондентов, положительно относящихся к собственности частных лиц на предприятия и земельные участки (в % к числу ответивших; январь 1997 г.)
I Объект частной собственности Самоза- нятые 1 Наемные работники
I Небольшие предприятия, кафе, магазины 94 77
| Крупные заводы и фабрики 32 14
! Небольшие участки земли 87 78
| Крупные земельные участки 37 1 20
Легко заметить, что самозанятые, в отличие от наемных работников, гораздо шире смотрят на то, что частные лица будут владеть в России крупной недвижимостью и землей, положительно относясь к развитию рыночных отношений.
Процесс перехода от плановой экономики к рыночной далеко не завершен. Идут дискуссии о необходимости прохождения того, что называется "экономическими реформами", о степени их обратимости. В какой мере самозанятые осознают себя сторонниками или противниками следующих этапов реформ? Ответы на прямой вопрос приведены в табл. 18.
Таблица 18
Как Вы считаете, рыночные реформы сейчас нужно продолжать или их следует прекратить? ______(В % к числу ответивших; январь 1997 г.)
■ Варианты ответов Самозанятые Наемные работники
| Нужно продолжать 52 36
| Следует прекратить | 22 21
| Не знаю | 26 43
Отметим, что число сторонников прекращения реформ одинаково и среди наемных работников, и среди самозанятых, однако за продолжение реформ у самозанятых голосуют в 1,4 раза больше, чем у наемных работников. Довольно велика доля "сбитых с толку", особенно у наемных работников, — 43% не имеют четкого представления о желательных перспективах реформ.
Помимо идейных, философских причин и доводов в пользу или против экономических реформ все-таки главным при формировании отношения к ним выступают экономические, материальные последствия для данных, конкретных людей и их семей. Прежде всего это, конечно, изменения в результате реформ, позволившие получить возможности хорошо зарабатывать. В целом самозанятые более оптимистичны в оценках нынешних возможностей повысить заработки и доходы, чем наемные работники, однако экономические трудности заставляют и многих самозанятых давать низкую оценку современных возможностей заработков (табл. 19).
Таблица 19
Оценка респондентами нынешних возможностей увеличения доходов, заработков (в % к числу ответивших; январь 1997 г.)
Получили ли сейчас такие люди, как Вы, возможность увеличить свои доходы, заработки? Самозанятые Наемные работники
Да 24 7
| Скорее да, чем нет 31 17
| Скорее нет, чем да 15 28
1 Нет 21 43
| Затрудняюсь с ответом 9 5
В результате оценка материального положения семей самозанятых намного выше соответственных показателей у наемных работников (табл. 20).
Таблица 20
Оценка респондентами материального положения своих семей (в % к числу ответивших; январь 1997 г.)
Оценка материального положения Самозанятые Наемные работники
Очень хорошее - 0,5
Хорошее 17 3
Среднее 56 40
Плохое 17 42
Очень плохое 6 11
Затрудняюсь с ответом 4 3
В анкете, по которой проводятся опросы мониторинга, содержится вопрос — просьба к респондентам, "расположить" себя на шкале общественного положения, занимаемого сейчас и в перспективе на пять лет вперед. Шкала включает десять позиций: от 1 (самое высокое общественное положение) до 10 (самое низкое общественное положение). Понятно, что у всех групп занятых ответы сконцентрировались вокруг позиций 4, 5 и 6 — около средних показателей. Однако если разделить шкалу на две равные части: от 1 до 5 и от 6 до 10, получается любопытная картина (табл. 21).
Оценка респондентами своего общественного положения (в % к числу ответивших; январь 1997 г.)
Высота общественного положения Самозанятые Наемные работники
В настоящее время (январь 1997г.) Высокое (позиции 1—5 по шкале) 59 38
Низкое (позиции 6—10 по шкале) 41 62
Через 5 лет Высокое (позиции 1—5 по шкале) 66 42
Низкое (позиции 6—10 по шкале) 34 58
Из анализа данных табл. 21 можно сделать следующие выводы:
1) самозанятые оценивают свое общественное положение выше, чем наемные работники;
2) число тех, кто считает свое положение "высоким", у самозанятых превышает 1/2 общего числа опрошенных, у наемных работников — существенно ниже;
3) обе группы занятых прогнозируют повышение своего общественного положения в течение следующих пяти лет;
4) работники прогнозируют через пять лет сохранение такого же соотношения высокого и низкого положения в своей группе, что и сейчас.
Эти показатели вполне соотносятся с различиями в степени оптимизма при оценке этими же группами будущих перспектив (табл. 22).
Таблица 22
Если оценить в целом,
чувствуете ли Вы уверенность в завтрашнем дне?
(В % к числу ответивших; январь 1997 г.)
I Варианты ответов Самозанятые Наемные работники 1
! Да 16 5
I Скорее да, чем нет 28 14
1 Скорее нет, чем да 30 30
1 Нет 21 43
| Затрудняюсь с ответом 5 8 !
Более 40% самозанятых уверены в своем завтрашнем дне, несмотря на все трудности, которые они сейчас переживают. Может быть, поэтому ожидается, что они не только не бросят свои нынешние занятия, но и послужат примером для "новобранцев" в мире малого и среднего бизнеса.
По данным январского опроса 1998 г., большинство (80%) предпринимателей, использующих наемный труд, определенно намерены продолжать свои занятия бизнесом в ближайшие два-три года. Скорее всего занятия бизнесом не бросят еще 14% этих респондентов, 5% не имеют определенных планов. Никто из этой группы опрошенных не заявил, что занятия бизнесом они в ближайшие два-три года прекратят. В то же время 32% респондентов, занимающихся предпринимательской деятельностью как приработком к основной работе, готовы уйти с основной работы и заниматься только бизнесом, если этот бизнес будет успешным, 23% из них едва ли примут такое решение, более 33% респондентов этой группы не имеют определенного мнения по этому вопросу.
Зоя КУПРИЯНОВА
Трудовая мотивация российских работников
Структура трудовой мотивации. Известно, что начавшиеся в 1991—1992 гг. экономические преобразования в России вызвали серьезное ухудшение материального положения практически всего населения страны. В основе этого ухудшения лежали резкое падение производства, соответственно, заработков и либерализация цен на потребительские товары. В результате, как показали опросы ВЦИОМ, у 95% опрошенных доходы стали отставать от роста цен, причем у 65%* — значительно отставали. Отставание имело настолько фундаментальные причины, что не преодолено до сих пор. Так, по данным опроса, проведенного в январе 1998 г., на него указали 85% респондентов, причем 53% опрошенных считают это отставание значительным. Снижение доходов относительно их прежнего уровня усугубилось совершенно новыми явлениями. Во-первых, у значительной части работников регулярно задерживалась выплата заработанных денег. До конца 1997 г. лишь 1/з работников во всех опросах ВЦИОМ заявляли, что заработную плату им выплатили своевременно и полностью, у остальных она выплачивалась с задержками и неполностью. К тому же падение производства на многих отечественных предприятиях привело к применению массовых отпусков работников без оплаты (табл. 1).
Таблица 1
Приходилось ли Вам за последние три месяца уходить в неоплачиваемые отпуска в связи с отсутствием работы на предприятии (в организации), и если да, то на
какой срок? (В % к числу ответивших на вопрос.)
Варианты ответов Апрель 1994 г Март 1995 г. Июль 1996 г Сентябрь 1997 г.
Нет 79 85 83 86
Да, сроком до недели 8 5 4 4
Да, сроком от недели до месяца 8 5 9 6
| Да, сроком более месяца 5 5 4 4
Вполне объяснима в связи с этими явлениями существенная перестройка иерархии мотивов трудовой деятельности, которая наблюдалась с самого раннего периода начавшихся экономических реформ.
До 1991 г. примерно 1/2 работающих, определяя место труда в своей жизни, указывали на понимание его важности, отдавая, однако, должное многим другим важным сторонам своей жизни, и лишь 1/4 респондентов в опросах тех лет заявляли, что работа для них — исключительно источник средств к существованию, но, начиная с 1991 г., значимость работы как источника материальных благ резко возрастает. Этот рост произошел в основном за счет снижения числа именно тех, кто высказывал мнение, что работа для них дело важное, но есть вещи и поважнее.
Перестройка системы мотивов труда** на рубеже 1990—1991 гг. была довольно резкой, можно сказать, имела взрывной характер. Сложившаяся новая ситуация остается практически неизменной и в качественном отношении, если не считать постоянно идущего роста главного
* Данные апрельского мониторинга 1994 г.
** В данном анализе используется шкала мотивов, разработанная в 70-е годы и использовавшаяся во многих международных исследованиях мотивации труда, проведенных в это время и позже — в 80-е годы. Все рассуждения не выходят за рамки этой шкалы.
инструментального мотива: работы в основном для заработка. Что же происходит с другими мотивами трудовой деятельности?
Наблюдения многих лет показывают, что среди работников неизменно присутствуют еще две антагонистические по отношению друг к другу группы: работники, для которых "работа важна и интересна сама по себе, независимо от оплаты", и те, для которых "работа — неприятная обязанность и кто, если б мог, не работал бы". Число работников этих групп относительно стабильно. Первых — 12—14% от общего числа опрошенных работников, вторых — 5—6%. Экономические катаклизмы последних семи лет практически не сказались на удельном весе тех и других. Вся перестройка иерархии трудовых мотивов шла в пределах двух других упомянутых выше мотивов (табл. 2).
Гипертрофированная численность работающих исключительно для заработка наблюдается почти во всех социально-демографических группах опрошенных. Исключение (при достаточно высокой доле этого мотива и у них) составляют работники силовых структур (доля этого мотива у них — 35%), специалисты с высшим образованием (47%) и руководители всех уровней — примерно 50%.
Зато заработок как главный мотив труда встречается у 75% неквалифицированных рабочих села, у 68% неквалифицированных работников города, у 76% городских квалифицированных рабочих.
Чаще, чем в среднем, этот мотив называли мужчины (в 1,2 раза чаще, чем женщины), работники частных предприятий (в 1,1 раза чаще, чем государственных), работники сельского хозяйства (в 1,1 раза чаще, чем в среднем все опрошенные). Среди тех работников, для кого этот трудовой мотив является главным, больше чем в среднем тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое, и тех, кто считает, что реформы следует прекратить. Носителями трудовой мотивации высшего уровня, считающими свою работу важной и интересной независимо от оплаты, являются чаще, чем другие, руководители предприятий (в 1,8 раза чаще, чем в среднем), специалисты (в 1,7 раза чаще, чем в среднем), работники силовых структур (в 1,4 раза чаще), работники общественных организаций, фондов и партий (в 1,8 раза чаще), местных органов управления (в 2,5 раза чаще), социальных отраслей (в 1,7 раза чаще). Таких работников относительно больше чем в среднем, среди имеющих хорошее материальное положение и считающих, что реформу следует продолжать.
Работают в силу непреодолимой необходимости, испытывая к своей работе отвращение, всего 6% (данные ноября 1997 г.). Однако у неквалифицированных городских рабочих таких 17%, у работников негосударственных акционерных обществ — 14, среди работников торговли и сферы обслуживания — 11%. Женщины упоминали этот мотив в 1,8 раза чаще, а работники старше 55 лет — в 2 раза чаще, чем в среднем. Интересно, что негативное отношение к своей работе связано с плохим настроением вообще. Среди тех, кто отметил, что испытывает в последнее время страх, тоску, 17% трудятся только в силу неприятной обязанности.
Трудовая мотивация складывается, конечно, не только под влиянием реальной экономической ситуации. Она испытывает большое влияние сложившихся в результате воспитания, образования и предшествующей нынешним временам трудовой карьеры представлений и установок. В результате у работника формируются устойчивые представления о том, какая должна быть трудовая карьера, что хорошо и что плохо при оценке успешности, удачности работы. В табл. 3 представлены ответы работников именно на такой вопрос.
Вопрос, ответы на который представлены в табл. 3, задавался в опросах ВЦИОМ 2 раза с интервалом в год. Этой