Научная статья на тему 'Предпринимательская деятельность декабристов в сибирской ссылке: теоретический и практический аспекты'

Предпринимательская деятельность декабристов в сибирской ссылке: теоретический и практический аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
902
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКАБРИСТЫ / СИБИРЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / DECEMBRISTS / SIBERIA / BUSINESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бойко Владимир Петрович

Рассматриваются проблемы истории движения декабристов в России. На основе программных положений делается вывод о буржуазном характере их теорий по переустройству общества, и пример хозяйственной деятельности декабристов в Сибири подтверждает это.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of Decembrist movement history in Russia. Bourgeois character of their theories about society reorganization on the basis of program theses is concluded and the example of economic activities of Decembrists in Siberia confirms it.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская деятельность декабристов в сибирской ссылке: теоретический и практический аспекты»

2009 История №3(7)

УДК 930.25:947.073.1(571.16)

В.П. Бойко

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕКАБРИСТОВ В СИБИРСКОЙ ССЫЛКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Рассматриваются проблемы истории движения декабристов в России. На основе программных положений делается вывод о буржуазном характере их теорий по переустройству общества, и пример хозяйственной деятельности декабристов в Сибири подтверждает это.

Ключевые слова: декабристы, Сибирь, предпринимательство.

Одной из поставленных декабристами целей были экономические реформы, которые предполагалось осуществить при благоприятных обстоятельствах. По проекту П.И. Пестеля, изложенному в знаменитой «Русской правде», Россия объявлялась единой и неделимой республикой с однопалатным парламентом (Народным вече). Избирательным правом наделялись все граждане, достигшие 18 лет. Крепостное право отменялось, сословия ликвидировались. Провозглашались принципы буржуазных свобод, отказ от сословной иерархии и предполагалось покровительство отечественному производителю. В третьей главе «О сословиях в России обретающих» говорится: «Распределение народа на сословия, занимающиеся исключительно земледелием, изделиями и торговлею, совершенно отвергнуто политическою экономиею, доказавшею неоспоримым образом, что каждый человек должен иметь полную и совершенную свободу заниматься тою отраслью промышленности, от которой наиболее ожидает для себя выгоды и прибыли, лишь бы честен был и к законам исполнителен» [1. Т. 1. С. 50].

В качестве основы административного деления территории России Пестель избрал достаточно оригинальный принцип. Страна делилась на 10 областей по 5 округов в каждой. Сибирь должна была составить одну область с главным городом Иркутском. В ее составе были Тобольский округ с присоединенными частями Пермской и Уфимской губерний (Челябинский и Троицкий уезды), Томский, Иркутский, Якутский и Камчатский округа. Для безопасности юго-восточных границ предполагалось присоединить к России часть Монголии, чтобы все течение Амура находилось в русских владениях. Для развития Сибирского региона Пестель предлагал активнее развивать здесь земледелие, в частности больше выращивать овощей, особенно картофеля. Многие декабристы, находясь на поселении в Сибири, в огородничестве преуспели. Жаль, что среди них не было сына бывшего сибирского генерал-губернатора И.Б. Пестеля, причисленного бароном В.И. Штейнгелем и последующими исследователями к числу «сибирских сатрапов», нанесших краю наибольший вред. П.И. Пестель, в отличие от своего отца, наоборот, в своих программах переустройства страны проявлял заботу о коренных народах Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки и предлагал ряд мер по «смягчению суровых нравов» и введению здесь просвещения и образования.

Проект «Конституции» Н.М. Муравьева предусматривал в России, как известно, конституционную монархию, которую ограничивал двухпалатный представительный орган, избираемый на основе имущественного ценза. Особо в проекте оговаривалась отмена крепостного права: «Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным». Эта поэтическая цитата хорошо известна, но в контексте 13 статьи третьей главы она звучит, на наш взгляд, более убедительно: «Крепостное состояние и рабство отменяются; раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны». Далее составитель «Конституции» провозглашает буржуазные принципы хозяйствования: «Существующие ныне гильдии и цехи в купечестве, ремеслах уничтожаются. Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который покажется ему выгоднейшим: земледелием, скотоводством. охотою, рыбной ловлею, рукоделиями, заводами, торговлею (выделено автором. - В.Б.) и так далее. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистого серебра (25 рублей серебром), поступает в суд присяжных. Всякое уголовное дело производится с присяжными ... Заключенный, если он не обвинен по уголовному делу, немедленно освобождается, если найдется за него порука» и т.д. [2. Т. 1. С. 87]. Кодекс предпринимателя, начертанный смелой рукой талантливого законодателя, был готов для реализации.

Никита Муравьев занимал среди декабристов умеренные и вместе с тем реалистичные позиции. В связи с этим его проект был связан как с неосуществленными проектами Александра I, так и с реализованной в Сибири реформой 1822 г. М.М. Сперанского. Если по результатам последней Западная Сибирь делилась на две губернии (Тобольскую и Томскую) и Омскую область, а Восточная Сибирь имела в своем составе Енисейскую и Иркутскую губернии и Якутскую область, то у Муравьева Сибирь составляли две державы - Обийская с населением в 450 тыс. чел. и Ленская с 250 тыс. чел. Согласно предложенному в «Конституции» принципу представительства (по 1 члену палаты представителей от 50 тыс. чел.), Обийская держава посылала 10 представителей, а Ленская - всего 5, что при общей численности палаты представителей в 450 чел. составляло ничтожную долю в 3 %. Огромная, пестрая по этническому составу Сибирь, обладая несметными богатствами, могла по этому проекту иметь совершенно незаметное представительство. Оказавшись в Сибири на каторге и ссылке, декабристы изменили свое отношение к краю. В их предполагаемых реформах Сибирь должна была войти в состав Российского государства на федеральных началах. Этот край был, по мнению некоторых декабристов, достоин лучшей участи. За образец бралось государственное устройство Северо-Американских штатов с достаточной долей самостоятельности отдельных штатов в принятии решений и их автономности в своих правах на самоопределение.

Выдающийся советский историк Н.М. Дружинин в своей монографии «Декабрист Никита Муравьев», написанной в конце 20 - начале 30-х гг. XIX в., детально рассмотрел не только этапы формирования мировоззрения

декабриста, периоды его деятельности, но и на основе семейного архива воспроизвел хозяйственную составляющую его жизни. Оказывается, в сибирской ссылке Н.М. Муравьев свел тесное знакомство и сотрудничество с иркутским банкиром Медведниковым, крупнейшим золотопромышленником Кузнецовым и другими дельцами, занимался кредитованием, полеводством и огородничеством, торговлей и разными промыслами, о которых говорил в своей Конституции, выделяя их курсивом (см. выше). В летние месяцы братья Никита и Александр Муравьевы «превращались в энергичных агрономов», проводили много времени на своих, расчищенных руками наемных рабочих, полях, в хлебных овинах, амбарах и мельницах. Вероятно, сказывалась расположенность потомственных помещиков Муравьевых к занятиям земледелием, которым раньше мешала военная служба и жизнь в Петербурге. Оказавшись вблизи Иркутска, крупнейшего торгового центра между Китаем и Москвой, они проявили интерес к другим сферам предпринимательства. Сначала они давали деньги в ссуду («распределяли в частные руки»), получая законные 8 % годовой прибыли. Развивая свой бизнес, устроили мельницу, которая, в отличие от местных мельниц, должна была работать и зимой, проникли в выгодное для тех мест рыболовство. Байкальский омуль был одним из основных продуктов питания местного населения и стал ходовым товаром. Только в 1842 г. Муравьевы вложили в это предприятие 20 тыс. руб. и получили 7 тыс. руб. прибыли (35 %). Еще более прибыльной считалась торговля хлебом, дававшая до 40 % прибыли, но она уже считалась спекуляцией, так как закупка шла в урожайные годы по низким ценам, а продажа производилась в неурожайные годы по высоким ценам. Стремились Муравьевы, как и другие декабристы, в золотопромышленность, где, по словам А. Муравьева, «вчерашние бедняки быстро превращались в миллионеров» [3. С. 212]. Их проекты оказались неосуществленными, так как правительство не выдавало им промысловые свидетельства и не разрешало удаляться от места приписки даже на несколько верст. В противном случае в Сибири бы получили широкую известность крупные или не очень крупные богачи из ссыльных декабристов. Сомнений в этом у исследователей данной проблемы нет.

В Сибири родился другой выдающийся теоретик и практик буржуазного переустройства общества - Г.С. Батеньков. Сибирь представлялась ему наиболее подходящим краем для проверки задуманных преобразований еще до вступления в тайное общество. В практической сфере, благодаря своему влиянию на Сперанского, Батенькову удалось помочь назначению на пост енисейского губернатора А.П. Степанова, человека либеральных убеждений. Впоследствии Степанов, не покидая губернаторского кресла, стал известным писателем, историком и краеведом, помогал следовавшим через Красноярск декабристам, был редким исключением из российских губернаторов благодаря своей честности и просвещенности. Долгие годы, проведенные Батень-ковым в каземате, наложили определенный отпечаток на его преобразовательские планы. Человеческий фактор в решении проблем управления отошел у него на второй план. Свои надежды на улучшение жизни в Сибири он связывает с новыми законами. В своем проекте «Заметки по административ-

ным вопросам» Батеньков писал: «Закон есть умный вывод из оснований всей народной жизни, выраженный в нравах и обычаях». Впрочем, и умные законодатели не могли, по мнению Батенькова, изменить положение, поскольку укрощали зло, а добро творить необходимо из нравственных побуждений. В этом проявлялись его прежние масонские убеждения.

Как и другие декабристы, Батеньков видел, что порядок и производство дел в присутственных местах, произвол, взятки и притеснение народа зависели в Сибири, как и во всей России, от личности администратора, прежде всего губернатора. «Законы еще не вошли в основание народной жизни», -писал он в своем сочинении. Интересны рассуждения Батенькова о природе управления, высказанные им в 1855 г. Е.И. Якушкину, сыну декабриста И.Д. Якушкина: «Возьмите, например, наше управление: оно все основано на обмане, но ежели человек придет к познанию бога, тогда обман будет невозможен. Никому уже нельзя будет сказать: я поставлен над вами от бога; всякий скажет, что это вздор и что бог никого ни над кем не ставил». В таком тезисе видятся уже не революционные убеждения Батенькова и других декабристов в пользе радикальных преобразований, но традиционные для России мысли о необходимости самоусовершенствования, нравственного очищения от суетных и греховных помыслов и дел. Юношеские порывы изменить все и сразу сменяются убеждением, что эволюционные преобразования во всех сферах необходимы и неизбежны. Таковы, например, его высказывания тогда же, в 1855 г., о Крымской войне: «Чем бы ни кончилась война, она должна принести нам пользу: переворот у нас и везде неизбежен».

Необходимость изменений созрела у Г.С. Батенькова еще в начале XIX в., когда он писал о замкнутой жизни города Томска и его жителей, которые редко шли на внедрение нового в свою жизнь в силу «погруженности в староверство». По его справедливому мнению, «огромные капиталы скапливались в руках отдельных людей, но, в конце концов, из одного источника - казны, так как дел других не было» [5. С. 191]. Батенькову были ясны отрицательные стороны системы казенных откупов и монополий, обязательной сдачи добытого на приисках золота и коррумпированной связи сибирских воротил Поповых, Асташева, Горохова и других с чиновниками, что было легко сделать бывшим чиновникам, прекрасно знавшим особенности сибирской службы в прошлом и настоящем. Оказавшись в Сибири во второй раз после 25-летнего перерыва, Батеньков сам предавался разного рода занятиям, которые смело можно отнести к предпринимательству. Вел довольно обширное личное хозяйство, проектировал на заказ здания и сооружения, руководил их строительством и другими важными делами. Батеньков соединял в себе многие черты типичного декабриста: был профессиональным военным и глубоко религиозным человеком, проявлял интерес к философии, прежде всего западной, и был истинным патриотом России и Сибири, обнаружилась в нем и тяга к негосударственным (масонство и предпринимательство) и противогосударственным (участие в тайных обществах) занятиям.

Деятельность Батенькова в Томске была активна и разнообразна: построил винному откупщику Степану Сосулину дачу в 4 верстах от Томска, разместив рядом с ней образцовые заводы (мыловаренный, свечной, коже-

венный), деревянную церковь, оранжереи, оригинальный грот, горы для катания на санях и другие причудливые сооружения. Получив за свои труды участок земли на Степановке, выстроил там себе дом по передовой даже для нашего времени технологии: набитые на каркас плахи и между ними соломенные маты. Отсюда произошло название этой дачи Батенькова - «Соломенный хутор» [5. С. 49-50].

По своему мировоззрению томский декабрист был сугубым идеалистом и решающее значение придавал образованию, успехам разума, передовым идеям, справедливо считая их главным двигателем исторического прогресса. Надежды Батенькова на подъем производительных сил Сибири в связи с золотой лихорадкой не оправдались. Лихоимство и взяточничество процветали, нищета рабочих и поселенцев не иссякала. Однако был выход из тупика -введение частной собственности на землю для тех, кто на ней работает, развитие фермерских хозяйств с применением наемного труда, улучшение водных и сухопутных путей сообщения, требование предоставить Сибири автономию. Такие принципы благоустройства края сделали бы честь современному политику, но где они, люди, радеющие за процветание своей большой и малой родины. Литература по истории его жизни, философскому и литературному творчеству обширна, и интерес к этой теме с годами не иссякает. Об этом свидетельствует изданная в 2007 г. книга В. Д. Юшковского «Батеньков в Томске», тепло встреченная читающей публикой.

Видное место среди декабристов занимал Владимир Федосеевич Раевский, который, как и Г авриил Степанович Батеньков, провел свою юность в кадетском корпусе, где они были друзьями и мечтали о переустройстве русской жизни, а офицерскую молодость - на полях сражений Отечественной войны 1812 г. и в заграничных походах. Оба они принадлежали к умеренному крылу движения декабристов, долгое время провели в тюремных казематах, где стали искренно верующими людьми. Оказавшись в Сибири, много делали для ее развития, сами занимались предпринимательством. История жизни В.Ф. Раевского отражена в известных произведениях П. Щеголева, Ф. Кудрявцева, Н. Эйдельмана и других авторов. Остановимся на интересующих нас аспектах его биографии - его предпринимательстве в разных отраслях сибирского хозяйства. Раевский прибыл в Сибирь в 1828 г. и был «водворен» в с. Олонках близ Иркутска. Здесь он вскоре женился на крестьянке (бурятке) Евдокии Середкиной, покоренный ее любовью к нему (есть на этот счет его замечательные стихотворения), научил ее грамоте, пристрастил к чтению. В семье было 8 детей: 5 сыновей и 3 дочери, старший из них стал казачьим полковником, имевшим шашку «За храбрость» при усмирении польского мятежа.

В.Ф. Раевский сразу же стал заниматься предпринимательством - взял подряд на перевозку вина от винокуренного завода до мест продажи и хранения. Получал за это жалованье 3 тыс. руб. в год ассигнациями и до 2 тыс. руб. «награждения», хотя сам водку принципиально не пил. На свои средства купил мельницу, дом в Иркутске, купил 30 десятин земли, построил для семьи красивую усадьбу в Олонках, с парком и аллеей, огородами и парниками, где выращивал дыни и арбузы, а огурцы у него были на столе на

месяц раньше, чем у крестьян. Как отмечал известный путешественник и бытописатель С.В. Максимов, это мастерство было передано местному населению и они сделали из него доходный промысел [6. С. 263]. Круг коммерческих интересов Раевского был достаточно широк: занимался хлебопашеством, покупкой и продажей хлеба, его переработкой. Некоторое время занимался наймом рабочих на золотые прииски (до 2 тыс. чел.) и получал за это до 3 тыс. сер. в год. Кроме этого, в течение 12 лет он был доверенным откупщиков, получая до 2,5 тыс. руб. сер. ежегодно. Однако, как писал В.Ф. Раевский своим сестрам в 1868 г., на него неожиданно обрушились несчастья. Главными из них он признает то, что казна удержала у него залог в 3 тыс. руб. сер. за невыполнение взятых по контракту условий; подвергся нападению разбойников и был ими сильно поранен; сын проиграл в карты 1200 руб. и пришлось за него заплатить долг чести. В довершение ко всему, сам Владимир Федосеевич попал в огонь по неосторожности, и ему пришлось долгое время лежать в неподвижности [7. С. 231].

Все это случилось тогда, когда Раевскому было за семьдесят, и он постоянно подчеркивал свой молодцеватый вид, отсутствие седины и здоровые зубы, в отличие от своих сверстников, сделавших успешную карьеру и ставших генералами и видными сановниками, но дряхлыми стариками по сравнению с ним. Однако старость и нездоровье настигли и его, и через четыре года он умер в Сибири, в ставших родными Олонках, оставив по себе светлую и добрую память. Раевский по образу мыслей и характеру деятельности стоял особняком даже в кругах ссыльных декабристов. Одной из причин этого стало то, что он не прошел вместе с ними каторгу, не стал доверительно сообщать царю о тайном заговоре и заговорщиках, причастных к нему, прослыв нераскаявшимся и не примирившимся с правительством деятелем. По словам известного в России врача и мемуариста Н.А. Белоголового, Раевский заслужил репутацию «человека весьма умного, образованного и острого, но озлобленного и ядовитого» [8. С. 57]. Тем не менее слава «первого декабриста», человека безупречной чести, талантливого поэта, творчеством которого восторгался Пушкин, - все это создало В.Ф. Раевскому славу замечательного героя своей эпохи.

Остановимся еще на одном аспекте прошлого Сибири, который декабристы едва ли не первыми заметили, но развернули его в серьезный тезис развития края именно они. Речь идет о сопоставлении Сибири с бурно развивающимися Северо-Американскими Соединенными Штатами. Талантливый штабной работник, выпускник знаменитой Школы колонновожатых, которому прочили выдающуюся роль в полководческом искусстве, - Н.В. Басаргин, в своих замечательных, едва ли не лучших среди декабристов записках, говорит об этом так: «Чем дальше мы подвигались в Сибири, тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее, даже и образованнее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими. Впоследствии мне не раз случалось слышать от тех, которые посещали Соединенные Штаты и жили там, что сибиряки имеют много сходства с американцами в своих нравах, привычках и даже образе жизни.

Как страна ссылки, Сибирь снисходительно принимала всех без разбора» [9. С. 99-100].

Сравнение Сибири с Америкой довольно часто встречается в воспоминаниях и письмах А. Розена, В. Штейнгеля, С. Волконского, И. Пущина и некоторых других видных декабристов. Известны слова И.И. Пущина из письма к своему лицейскому учителю, а потом и директору Царскосельского лицея Энгельгардту: «Она (Сибирь. - В.Б.) могла бы также отделиться от метрополии и ни в чем бы не нуждалась - богата всеми дарами царства природы. Измените только постановления, и все пойдет улучшаться» [10. С. 196]. Хорошего мнения И.И. Пущин и о сибиряках, особенно о некоторых купцах. Как пишет он в другом письме к Е.А. Энгельгардту, в Ялуторовске, где дружно проживало пять его товарищей-декабристов, есть «одна семья, с которой часто видаюсь, это семья купца Балакшина. Очень добрый и смышленый человек, приятно с ним потолковать и приятно видеть готовность его на всякую услугу. Он исполняет наши поручения, выписывает нам книги и журналы, которые иначе бы доходили до нас через Тобольск. Все это он делает с каким-то радушием и приязнью» [10. С. 195]. Не чужды им были и предпринимательские проекты. Например, И.И. Пущин всерьез обсуждал возможность заняться со своим родственником золотопромышленностью, и только советы друзей, которые не могли представить его в этой роли, заставили отказаться от этого проекта.

Сын декабриста И.Д. Якушкина Евгений был в 1855-56 годах в Сибири, где встречался с друзьями своего отца и оставил об этом любопытные записки. В Ялуторовске он отметил вполне барский их образ жизни, когда ссыльные устраивали друг для друга званые обеды и ужины, допоздна играли в карты («разумеется, на деньги»), вели приятные и полезные друг для друга беседы, часто писали друг другу письма и т.д. Некоторые из них ходили на службу и занимались своими делами в меру своих сил и способностей. Вот как описывается поездка Е.И. Якушкина вместе с Басаргиным, Оболенским и Муравьевым за город, чтобы осмотреть купленную двумя первыми из них мельницу на Тоболе, верстах в 7 от Ялуторовска: «Управление принадлежит Басаргину, который не позволяет мешаться в это дело Оболенскому и хорошо делает, потому что тот непрестанно составляет самые неудобоисполнимые проекты, между которыми не последнее место занимает проект железной дороги от мельницы к Ялуторовску» [11. С. 38].

Главной причиной того, что декабристы, обремененные возрастом и болезнями, но остававшиеся сильными духом, вынуждены были окунуться в предпринимательство, нужно признать их постоянное безденежье. Об этом писал, мягко поучая своих младших соузников, как старший по возрасту и жизненному опыту С.Г. Волконский. Например, Пущину и Оболенскому он пенял: «У нас в кругу один вопль безденежья - кажется, и вы, как Евгений (Оболенский. - В.Б.) сказывал, брались за шубы и за часы для реализации -поэкономничайте, добрый друг, пора». Сам же князь Волконский благополучно сводил концы с концами, занимаясь хлебопашеством, имея даже «ба-рышок», который тратил на баловство и прихоти своих детей. Однако его прибыль была результатом кропотливого и постоянного труда, когда он вхо-

дил во все тонкости своего дела. Его часто можно было видеть в поле и на конюшне, на базаре и в трактире, где он, закусывая серым хлебом, оживленно беседовал с мужиками о видах на урожай и ценах на зерно. Иногда он появлялся в салоне своей жены, где собиралось светское общество Иркутска, нарушая покой и приличия своим видом и запахами скотного двора и конюшни, хотя, как известно, принадлежал по праву к высшей российской аристократии. Впрочем, как выяснила недавно О.И. Киянская, желание бравировать досталось С.Г. Волконскому и его братьям от отца, который, в свою очередь, любил подражать в этом А.В. Суворову [12].

С неожиданной стороны раскрылся в Сибири А.И. Якубович, сыгравший неоднозначно оцениваемую своими соратниками роль. Герой войны на Кавказе, несколько раз тяжело там раненный, оставивший по себе память забияки и бретера, подобного образу Долохова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, Якубович писал из Енисейской губернии письма вполне делового человека. Например, в письме от 11 декабря 1840 г. В.Л. Давыдову он пишет: «Ты знаешь уже через Мальвинского (отставного офицера, известного сибирского авантюриста и золотопромышленника. - В.Б ), что мне поручил откуп сделать закуп 31 тыс. пудов муки, менее месяца я все обработал; доставил более 7 тыс. [рублей] выгоды своим доверителям и сам получил следующую выгоду: мне за комиссию очистилось 2 тыс. 80 руб. - из них я уплатил Оболенскому 800 руб. и оставил себе на содержание по 75 руб. в месяц, сшил волчью шубу и обзавелся новой амуницией; но самое главное выиграл неограниченное доверие, следствием которого я теперь главный винокур Александровского завода, главный подвальный и поверенный откупа . » [13. Т. 1.

С. 186]. Сомнительная карьера для бывшего драгунского капитана Якубовича быть в Сибири главным подвальным (старшим кладовщиком), но в тех условиях нужно было не только выживать, но и постараться жить сообразно своим представлениям о качестве жизни. Жажда деятельности охватывала декабристов в Сибири и проявлялась в разных областях. В том же письме Якубович говорит об открытии им каменного угля и, «если будет пароходство, то ты, брат, узнаешь, как мы умеем уголь превращать в золото».

Как и следовало ожидать, служба по откупам - производство и распродажа спирта и водки в масштабах губернии - не удовлетворяла честолюбивую и деятельную натуру Якубовича, и он ввязался в золотопромышленность, которая его и подвела. В письме от 18 октября 1841 г. он пишет, что вернулся с приисков и нашел свое хозяйство в полном разорении и, «чтобы исправить положение занял у золотопромышленника П.Е. Кузнецова 8 тыс. руб. и заготовил 3259 копен сена, доделал флигель (славную русскую избу на 30 человек). Конюшню крепкую с полом и яслями на 100 лошадей, два амбара, три зимовья для чернорабочих, кузницу с белой баней в одной связи, очистил тайгу с версту, нажег угля 60 коробов и вырубил к зиме дров 100 саженей». Такая энергия при осуществлении достаточно обширных планов была присуща многим декабристам, особенно тем, которые проживали в Енисейской губернии. Многие из них могли повторить слова А.И. Якубовича о том, что их «съедает демон деятельности и предприимчивости - голова полна проектов, да бодливой корове бог рогов не дает» [13. Т. 1. С. 187-188]. Охаракте-

ризовать результаты такой деятельности не позволяют объемы данной статьи, хотя некоторые сюжеты уже намечены в наших статьях и в монографии Т.А. Бочановой, посвященной научной и административно-хозяйственной деятельности декабристов в Западной Сибири [14].

По крайней мере, около 30 ссыльных декабристов оставили свои теоретические рассуждения и наблюдения о путях развития сибирской экономики. Многие их них на практике попытались реализовать свои проекты с различной степенью успешности. Но не это главное, самым выдающимся результатом пребывания декабристов в Сибири стал интеллектуальный и нравственный прорыв общественного сознания в сторону пробуждения творческих и производительных сил региона. Элита российского общества, оказавшись в условиях ссылки, оставила глубокий след в истории Сибири, помогла осознать свою значимость и право на собственный голос. По нашим наблюдениям, в трудах декабристов заложено оригинальное и глубокое понимание внутренней политики в отношениях центра и окраин, столицы и провинции. Сопоставляя различные точки зрения декабристов на эти проблемы, можно найти у них, например, истоки радикальных большевистских преобразований или высказанную впервые ими областническую позицию. Тема нуждается в дальнейшем изучении и должна принести пользу как в теоретическом плане, так и в практической деятельности по рационализации и улучшению сибирской жизни.

Литература

1. Пестель П.И. Русская Правда, или Заповедная государственная грамота Великого народа российского, служащая заветом для совершенствования государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления // Декабристы. Избранные сочинения в двух томах. М., 1987.

2. Проект Конституции Н. Муравьева // Декабристы. Избранные сочинения в двух томах. М., 1987.

3. Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев // Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. / Отв. ред. С.С. Дмитриев. М., 1985.

4. КарцовВ.Г. Декабрист Г.С. Батеньков / Отв. ред. М.В. Нечкина. Новосибирск, 1965.

5. Бородавкин А.П., Шатрова Г.П. Декабрист Г.С. Батеньков. Серия «Замечательные сибиряки». Томск, 1960.

6. Максимов С.В. Сибирь и ссылка. Ч. III. СПб., 1871.

7. Щеголев П.Е. Декабристы. Исторические этюды. 2-е изд. М.; Л., 1926.

8. БелоголовыйН.А. Воспоминания и другие статьи. М., 1897.

9. БасаргинН.В. Записки. Красноярск, 1985.

10. Декабрист И.И. Пущин. Записки о Пушкине и письма из Сибири. Ред. и биографич. очерк С.Я. Штрайха. М., 1925.

11. Письма Е.И. Якушкина к жене из Сибири. 1855 г. // Декабристы на поселении. Из архива Якушкиных. Записи прошлого. Воспоминания и письма / Под ред. С.В. Бахрушина и М. Цявловского. Л., 1926.

12. Киянская О.И. Декабрист Сергей Волконский // Отечественная история. 2004. № 6. С. 98-116.

13. Из архива декабриста Василия Львовича Давыдова. Неизданные письма. С коммент. Н.К. Пиксанова // Историк-марксист. 1926. М., 1926.

14. Бочанова Т.А. Декабристы в Западной Сибири: Научно-краеведческая и административно-хозяйственная деятельность. Новосибирск: ИД «Сова», 2007. С. 135-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.