Беликова Светлана Владимировна
Belikova Svetlana Vladimirovna Ростовский государственный строительный университет кафедра «Экономическая теория и предпринимательство» Rostov State University of Civil Engineering, Department of «Economic Theory and Entrepreneurship» Аспирант кафедры «Экономическая теория и предпринимательство» Post - graduate student of Department of «Economic Theory and Entrepreneurship» Аспирант кафедры «Экономическая теория и предпринимательство»
E-Mail: [email protected]
080005 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
Предпринимательская активность в ростовской области: оценка и факторы активизации
Entrepreneurial activity in the rostov region: assessment and factors enhancing
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы оценки и активизации
предпринимательской активности в Ростовской области как фактора экономического развития. В качестве основного инструмента оценки предпринимательской активности используется методика расчета интегрального показателя предпринимательской активности в регионе, исходя из официальных статистических показателей деятельности предприятий по различным видам деятельности. Весь анализ проводится в сравнение с другими регионами Южного федерального округа
The Abstract: The problems of evaluating and enhancing business activity in the Rostov region as a factor in economic development. The primary tool for assessing business activity uses the method of calculating the integral index of business activity in the region, based on official statistics of enterprises in various activities. The entire analysis is carried out in comparison with other regions of the Southern Federal District
Ключевые слова: Предпринимательская активность, интегральная оценка, сводные индексы, факторы активизации, Ростовская область.
Keywords: Entrepreneurial activity, integrated assessment, composite index, the factors activation, Rostov region.
***
Мезоэкономика в трансформационной рыночной системе представляет собой не столько географический ареал накопления и размещения экономических активов, сколько диффузионную социальную систему, концентрирующую в себе духовные, политические и экономические интересы различных субъектов. Одним их механизмов сублимирования и реализации разных групп экономических интересов является предпринимательская деятельность, которая служит особым инструментом повышения интенсивности экономического развития как региона, так и страны в целом.
В настоящее время существует большое количество определений понятий «предпринимательство» и «предпринимательская деятельность», раскрывающих различные стороны этого явления. Под предпринимательской деятельностью понимают активную
деятельность человека, осуществляемую на свой страх и риск с целью получения дохода [4]. А.Н. Асаул предпринимательство рассматривает как «реализацию особых способностей индивида, выражающуюся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода» [2]. Заметим, что и в одном, и в другом случае подчеркивается рисковый характер данного вида деятельности.
Воздействие предпринимательства на социально-экономическую систему региона осуществляется через функции — внешние проявления его свойств в соответствующей системе отношений.
К числу основных функций современного предпринимательства, способных оказывать влияние на качество структурных сдвигов в экономике региона, принято относить:
1) Осуществление финансового менеджмента, что предполагает максимизацию доходов при минимизации рисков с помощью формирования эффективной системы мобилизации и управления капиталом, его рационального размещения.
2) Управление кадрами и формирование новых рабочих мест.
3) Маркетинг, определяющий необходимость выявления и формирование новых
нужд потребителей.
4) Научно-исследовательскую деятельность, направленную на создание новых
технологий, совершенствование и обновление системы управления, разработку и выпуск новой продукции. Данная деятельность в большинстве своем способствует формированию инновационного потенциала региональной экономики.
5) Связи с общественностью, подразумевающие управление отношениями между
фирмой и общественными структурами (органами государственной власти, обществами потребителей, профсоюзами, средствами массовой информации).
Все эти функции в совокупности решают ряд социально-экономических проблем, связанных с безработицей и низким уровнем доходов (это дает возможность сформировать средний класс среди экономически активного населения), дают возможность организовать множество производств разной функциональной направленности, что автоматически приводит к формированию благоприятного экономического и инвестиционного климата хозяйственной системы регионального или национального уровня.
Для оценки предпринимательской деятельности и интенсивности выполнения ее функций, на наш взгляд, следует применять экономический показатель «предпринимательская активность». Предпринимательская активность есть отражение интенсивности протекания этого процесса в конкретном регионе. Показатель предпринимательской активности в регионе представляет собой обособленный условный индикатор, позволяющий диагностировать сложившуюся предпринимательскую инициативу в заданных экономических, социальных и институционально-правовых условиях.
Для выявления тенденций развития предпринимательства в Южном регионев рамках данной работы предлагается оценка предпринимательской активности Ростовской области в сравнении с другими регионами Южного федерального округа за 2011 г. в связи с отставанием публикации официальных данных Федеральной службы государственной статистики на два года.
В основу анализа предпринимательской активности региона положена методика, разработанная сотрудниками Южно-Уральского государственного университета. Данная методика основана на расчете интегрального показателя предпринимательской активности в регионе, исходя из официальных статистических показателей деятельности производственных предприятий по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам и
производству и распределению электроэнергии, газа и воды.
На наш взгляд в условиях трансформации национальной экономики и становления постиндустриального профиля региональной экономики как экономической целостности, такая выборка показателей, ориентированная только на материальную сферу производства, является недостаточной и не отражает в полной мере интенсивность предпринимательской деятельности на территории при структурных, демографических и потребительских изменениях. Нематериальный сектор становится важной составляющей структуры региона, так как рост объёмов услуг связан с ростом качества жизни населения, инновационным развитием и опережающим предложением разнообразных видов услуг потребителям, что создает особое пространство для предпринимательства.
Кроме этого, регионы Южного федерального округа в рамках национальной специализации позиционируются как территории с развитым сельскохозяйственным комплексом, чем нельзя пренебречь при исследовании предпринимательской активности в рамках этих территорий. Поэтому, на наш взгляд, базой для целостного анализа предпринимательской активности регионов ЮФО и Ростовской области, в частности, должна стать оценка показателей следующих направлений: производственного,
сельскохозяйственного, строительного секторов и сферы услуг.
Исчисляемый интегральный индекс предпринимательской активности имеет строгую иерархию и в авторской интерпретации состоит из элементов, представленных на рисунке.
Рис. Концептуальная схема интегрального индекса предпринимательской активности в регионе1
При этом сводный индекс формируется путем обработки первичных статистических данных по следующей формуле:
1РАсв = !Г=1а,х/РЛ, (1)
где /РАсе - сводный индекс предпринимательской активности;
а^ - вес 1-го фактора, определяемый по формуле 1/п, так как все используемые первичные данные имеют одинаковую достоверность; п - общее число влияющих факторов.
Разработана и составлена автором
Первичные показатели формируются из официальных статистических данных Росстата и представляют собой следующую выборку:
1. Показатели деятельности производственных предприятий:
• Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и
услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых»;
• Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и
услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства»;
• Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и
услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».
2. Показатели деятельности сельскохозяйственных и лесообрабатывающих
предприятий:
• Производство сельскохозяйственной продукции;
• Производство необработанной древесины.
3. Показатели деятельности предприятий в сфере услуг:
• Объем транспортных услуг;
• Объем услуг связи;
• Объем коммунальных услуг.
4. Показатель деятельности строительных предприятий представлен объемом
работ, выполненных по виду деятельности «Строительство».
При этом используется не абсолютная величина каждого первичного показателя, а его отношение к численности населения.
В связи с вышесказанным интегральный показатель предпринимательской активности региона будет складываться из четырех сводных индексов, характеризующих показатели активности в сельском и лесном хозяйстве, строительстве, производстве и секторе услуг:
/РАпа = а1Х /РАпроиз + а2х /РАс/х + а3 х /РАу^ + а4 х /РАстр (2),
где /РАпА-интегральный индекс предпринимательской активности в регионе;
/РАпроиз, /РАс/х, /РАуслуги, /РАстр - сводные индексы предпринимательской активности в производственном, строительном, сельскохозяйственном и лесном секторах и сфере услуг;
аь - вес 1-го фактора.
В нашем случае удельные веса каждого фактора представляют собой величину вклада соответствующей отрасли в объем ВРП в целом по Южному Федеральному округу, формируемого этими отраслями.
Таким образом, интегральный показатель предпринимательской активности региона можно определить по формуле:
/РАпа = 36,2 Х /РАпроиз + 20,5 Х /РАс/х + 22,3 Х /РАуслуги + 21,0х /РАстр3)
В качестве примера расчета первичного показателя рассмотрим показатель предпринимательской активности по добыче полезных ископаемых. Он может быть определен как соотношение показателей объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности: «Добыча по-
лезных ископаемых» и численность населения соответствующего региона. Аналогично проводятся расчеты и по оставшимся элементам и для каждой группы первичных показателей.
Рассчитанные описанным выше способом первичные показатели позволяют рассчитать сводный индекс предпринимательской активности для каждого из исследуемых секторов (табл. 1).
Таблица 1
Сводный индекс предпринимательской активности в регионах ЮФО в
производственном секторе2
Регион 1-РАдобыча ТРА ^*эл., газ,аода ТРАобраб ТРА ^произ
Южный федеральный округ 7,91 18,77 96,08 40,51
Республика Адыгея 2,05 3,83 46,77 17,37
Республика Калмыкия 5,94 7,51 4,08 5,78
Краснодарский край 3,47 18,67 73,03 31,41
Астраханская область 31,79 15,38 47,16 31,12
Волгоградская область 15,12 21,01 170,16 68,08
Ростовская область 4,08 20,65 102,52 41,99
По данным таблицы 1 можно сделать выводы, что лидирующими территориями по уровню предпринимательской активности среди регионов Южного федерального округа в сфере производства являются Волгоградская область (68,08) и Ростовская область (41,99), чьи показатели превышают средние по округу. Краснодарский край, несмотря на наличие Олимпийской стройки, уступает лидерам.
Исходя из значения сводного индекса предпринимательской активности в сельскохозяйственном и лесном секторе, Республика Калмыкия занимает лидирующие позиции (табл. 2). Это можно объяснить высокой значимостью данной отрасли в экономике региона, так в структуре ВРП Республики Калмыкия сельское и лесное хозяйство составляет 26,4% от его общего объема. Ростовская область по данному значению индекса занимает только 3 место, уступая Краснодарскому краю на 5,17 единиц, при этом уровень предпринимательской активности по данному виду деятельности в области ниже, чем по округу в целом.
Таблица 2
Сводный индекс предпринимательской активности в регионах ЮФО в
3
сельскохозяйственном и лесном секторе
Регион ТРАс/х продукция ТРА ^древесина ТРАс/х
Южный федеральный округ 36,84 0,03 18,44
Республика Адыгея 27,85 0,11 13,98
Республика Калмыкия 48,34 0,00 24,17
Краснодарский край 45,28 0,06 22,67
Астраханская область 20,62 0,01 10,31
Волгоградская область 29,33 0,02 14,68
Ростовская область 34,99 0,01 17,50
2 Составлено автором на основе предлагаемых расчетов
3Составлено автором на основе предлагаемых расчетов
Таблица 3
Сводный индекс предпринимательской активности в регионах ЮФО в сфере услуг4
Регион ТРА хх ^транспорт ТРА ^связь ТРА XX ^коммун. услуги ТРА ^услуги
Южный федеральный округ 5,48 5,96 7,72 6,32
Республика Адыгея 1,10 3,93 5,69 3,54
Республика Калмыкия 0,98 4,11 3,88 2,96
Краснодарский край 6,72 6,55 8,41 7,15
Астраханская область 2,89 6,01 6,82 5,19
Волгоградская область 7,97 5,80 6,46 6,68
Ростовская область 3,80 5,64 8,31 5,86
Из таблицы 3 можно увидеть, что Ростовская область является одним из лидеров по показателю предпринимательской активности сектора услуг, уступая только Краснодарскому краю и Волгоградской области. При этом доля данного вида деятельности в структуре ВРП региона составляет 10, 9%. Лидерство Краснодарского края по значению данного сводного индекса легко объяснить актуальными инфраструктурными изменениями и развитой сферой туризма.
Таблица 4
Сводный индекс предпринимательской активности в регионах ЮФО по виду
деятельности «Строительство»5
Регион ТР Аобъем строит. работ ТР Астр
Южный федеральный округ 40,41 40,41
Республика Адыгея 20,88 20,88
Республика Калмыкия 10,08 10,08
Краснодарский край 75,59 75,59
Астраханская область 17,95 17,95
Волгоградская область 18,46 18,46
Ростовская область 19,57 19,57
Результаты исчисления сводного индекса по данному виду деятельности, представленные в таблице 4, оказались предсказуемыми. Краснодарский край является бесспорным лидером среди регионов ЮФО (75,59), здесь же можно отметить и Республику Адыгея (20,88), что объясняется подготовкой к Олимпийским играм в 2014 г. и, как следствие, реализацию крупных инфраструктурных проектов. Ростовская область имеет третий показатель, в немногом (на 1,31 ед.) уступая Республике Адыгея. В качестве прогноза можно отметить, что после окончания Олимпиады и активизации подготовки к Чемпионату мира -2018, Ростовская область выйдет в лидеры по уровню предпринимательской активности в секторе строительства.
Полученные значения индексов по четырем видам экономической деятельности позволяют произвести расчет интегрального показателя предпринимательской активности (табл.5).
Исходя из данных таблицы 5, можно сделать выводы, что лидирующими регионами по
4Составлено автором на основе предлагаемых расчетов
5Составлено автором на основе предлагаемых расчетов
уровню предпринимательской активности в Южном федеральном округе являются Краснодарский край (33,51) и Волгоградская область (32,94), чьи показатели превышают средние по округу. Предпринимательскую активность в Ростовской области можно оценить как умеренно-интенсивную, так как она оказалась ниже, чем значение по ЮФО. Самое низкое значение показала Республика Калмыкия - 9,92 ед.
Таблица 5
Интегральный индекс предпринимательской активности в регионах ЮФО6
Регион 1Р Апроиз 1РАс/х ГР Ауслуги ГРАстр ГРАпа
Южный федеральный округ 40,51 18,44 6,32 40,41 28,33
Республика Адыгея 17,37 13,98 3,54 20,88 14,35
Республика Калмыкия 5,78 24,17 2,96 10,08 9,92
Краснодарский край 31,41 22,67 7,15 75,59 33,51
Астраханская область 31,12 10,31 5,19 17,95 18,28
Волгоградская область 68,08 14,68 6,68 18,46 32,94
Ростовская область 41,99 17,50 5,86 19,57 24,19
Наши расчеты подтверждаются следующей статистикой: в Ростовской области наблюдается низкий уровень численности населения, вовлеченных в создание и управление новыми фирмами. Так, лишь каждый 3 - й экономически активный житель Ростовской области (2,6 %) по итогам 2012 г. является предпринимателем. Причинами непопулярности предпринимательской деятельности в Ростовской области и, как следствие, сдерживающими факторами развития следует признать неэффективность механизмов стимулирования предпринимателей и негативную оценку населением возможностей для бизнес-старта, что приводит к повышению уровня предпринимательского риска. Только 13% граждан по всей России считают условия для ведения бизнеса в регионе благоприятными. [6]
Известно, что факторами содействия старту и развитию деятельности субъектов предпринимательства являются инфраструктура поддержки бизнеса, государственная поддержка в форме субсидирования и программы кредитования банковскими структурами, так как основные проблемы, с которыми сталкивается бизнес - это отсутствие или недостаточность финансовых и имущественных ресурсов на создание или развитие деятельности.
Инфраструктура поддержки и развития предпринимательства на Дону включает в себя законодательную базу регулирования предпринимательства и специализированные организации.
Правовую основу развития предпринимательской деятельности в Ростовской области составляют следующие группы нормативных документов:
1. Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 гг., основными задачами которой являются:
• повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении условий жизни населения Ростовской области;
• обеспечение взаимодействия бизнеса и областных органов государственной власти посредством развития государственно-частного партнерства,
6Составлено автором на основе предлагаемых расчетов
привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;
• наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;
• увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение их инвестиционной активности;
• увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты российской бюджетной системы [8].
2. Нормативно-правовые акты областного уровня, регламентирующие вопросы предпринимательской деятельности и оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:
2.1 Областные законы:
• № 20-ЗС от 13 мая 2008 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»;
• № 186-ЗС от 2 ноября 2001 г. «О некоторых вопросах налогообложения»;
• № 151-ЗС от 1 октября 2004 г. «Об инвестициях в Ростовской области»;
• № 106-ЗС от 4 октября 2000 г. «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области».
2.2 Областные программы:
• Областная долгосрочная целевая программа « Молодежь Ростовской области (2011-2014 годы)» (утверждена постановлением от 25.08.2010 № 148);
• Областная долгосрочная целевая программа развития туризма в Ростовской области на 2011-2016 годы (утверждена постановлением от 16.09.2010 № 187);
• Областная долгосрочная целевая программа « Защита прав потребителей в Ростовской области » на 2011-2014 годы (утверждена постановлением от
12.08.2010 № 113);
• « Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы » (утверждена постановлением от 26.12.2008 № 604);
• Областная долгосрочная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2011-2014 годы (утверждена постановлением от 09.09.2010 № 173).
3. Постановления Правительства Ростовской области [9].
Основными специализированными организациями являются:
1. Информационно-консультационные пункты, действующие в Ростовской области, в рамках реализации пилотного проекта по оказанию консультационной поддержки - 57 ед.
2. Фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития - 13 ед.
3. Кредитные кооперативы - 38 ед.
4. Агентства поддержки малого и среднего бизнеса - 2 ед.
5. Информационно - консалтинговые центры - 19 ед.
6. Бизнес-инкубаторы - 7 ед.
7. Лизинговые компании - 15 ед.
8. Общественные объединения предпринимателей - 59 ед.
9. Ростовский центр субконтрактации - 1 ед.
10. Органы по сертификации на территории Ростовской области - 19 ед.
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
11. Технопарки и инновационно-технологические центры - 5 ед.
Так, например, по итогам 2012 года в бизнес-инкубаторах на площади 3 905,4 кв.м. размещено на условиях аренды и субаренды и осуществляют свою деятельность 92 субъекта малого предпринимательства, что на 15 % больше показателя 2011 года. В 2012 г. общий портфель займов в фондах поддержки малого и среднего предпринимательства местного развития составил 368 571,3 тыс. руб., зарегистрировано 387 договоров, заключенных на общую сумму 238 962,4 тыс. руб. [5].
Хотя в регионе существует соответствующее нормативное обеспечение и достаточно развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, в частности малого и среднего, совокупность мер, реализуемых органами власти региона в целях поддержки бизнеса, оценивается субъектами предпринимательства как неудовлетворительные.
На наш взгляд, одним из необходимых инструментов активизации предпринимательской инициативы является механизм субсидирования бизнеса со стороны органов государственной власти. В таблице 6 представлены основные направления финансовой поддержки предпринимателей со стороны властных структур.
По данным этой таблицы можно сказать, что в течение 2012 г. в Ростовской области поддержку со стороны органов государственной власти по выделенным нами направлениям субсидирования получили лишь 1 % субъектов предпринимательства. Кроме этого,
установленные критерии отбора отсеивают значительную часть микропредприятий, не давая им возможности претендовать на поддержку со стороны государства. Так, на субсидирование процентных ставок по кредитам и займам могут претендовать только юридические лица со среднесписочной численностью работников равной 50 и более человек, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таблица 6
Основные программы субсидирования представителей предпринимательства в
Ростовской области
Вид субсидии Критерии отбора получателей субсидии Размер субсидии Количество,по лучивших поддержку в 2012, ед.
Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам (займам) -Юридические лица со среднесписочной численностью работников равной 50 и более человек, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства. не более 10 млн. руб. на 1 заемщика 73
Субсидии начинающим предпринимателям - субъект малого предпринимательства, срок предпринимательской деятельности которого со дня государственной регистрации не превышает 12 месяцев. 70 % от фактических затрат, но не более 200 тыс. рублей. 479
Субсидии в целях возмещения части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов -рост средней заработной платы по сравнению с годом, предшествующим году получения субсидии; - расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области в году получения субсидии выше суммы субсидии. не более 100 тыс. рублей на 1 субъекта МСП 27
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части стоимости присоединения и/или подключения к сетям -рост средней заработной платы работников по сравнению с годом, предшествующим получению субсидии; -расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области за текущий год выше суммы субсидии. не более 250 тыс. рублей на 1 субъекта МСП 9
Итого получили поддержку 588
Всего субъектов МСП 55104
Таким образом, причиной сдерживания предпринимательской активности в Ростовской области в сложившихся условиях служит неразвитость механизма субсидирования представителей бизнеса.
В программах банковского кредитования предпринимательства участвуют различные банки регионального и федерального значения. Так, участниками Областной долгосрочной
’Составлено автором по материалам Официального портала Правительства Ростовской области 10
целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы являются 30 банков, среди которых Юго-Западный банк Сбербанка России, ОАО КБ «Центр-инвест», Ростовский филиал Банка «Возрождение» (ОАО), ФКБ «Петрокоммерц»в г. Ростове-на-Дону, Ростовский РФ, ОАО «Россельхозбанк». Предлагаемые кредитные продукты многообразны по условиям предоставления заемных ресурсов, но в среднем срок кредитования составляет от 1 до 60 месяцев, а значение процентной ставки варьируется от 12 до 23 % в зависимости от уровня обеспечения и сроков кредитования, что является достаточно высокой платой за пользование кредитом.
Таким образом, с одной стороны, Ростовская область является положительным примером региона, где создана многоуровневая система поддержки предпринимателей с нормативным и функциональным обеспечением, но, с другой - ее механизм на данный момент не способен в полной мере стать драйвером активизации предпринимательской деятельности в регионе. Дальнейшее развитие и совершенствование системы поддержки и регулирования предпринимательства позволит повысить экономический потенциал области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агейкина М.С. Анализ форм взаимодействия форм взаимодействия крупного и малого бизнеса // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1 (41)
2. Асаул А.Н., Морозов И.Е., Пасяда Н.И., Фролов В.И. Стратегическое планирование развития строительной организации / Под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: СПбГАСУ., 2009. - 163 с.
3. Войнова С.И., Савельева И. П. Оценка предпринимательской активности: сущность и виды экономической деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1
4. Гончарова Е.Б., Карташов Б. А., Гаврилов А. Е. Возможности формирования инновационной системы России // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 5. - С. 124126
5. Деятельность бизнес-инкубаторов в Ростовской области за 2012 год // Малый и средний бизнес Дона Портал среднего и малого предпринимательства - URL: http://mbdon.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=1981&Itemid=128
6. Зыкова Т. Россияне не хотят заниматься бизнесом // Российская газета - URL:
http:// www.rg.ru/2013/01/17/predptinimatelstvo-site.html
7. Мохначева Е.С. Активизация деловой активности в региональной системе предпринимательства в условиях модернизационно-инновационных преобразований // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3
8. Областная долгосрочная развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 - 2014 годы Постановление АРО от
20.06.2011 № 393
9. Официальный портал Правительства Ростовской области. - URL:
http://www.donland.ru
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.
11. Татьянкина А. А., Шиндина Т. А. Оценка инновационной инфраструктуры как основы развития предпринимательской экономики // Вестник ЮУрГУ. - 2011.- № 41. - С. 6572
Рецензент: Овсянникова Ирина Петровна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика, учет и анализ» ФГБОУ ВПО РГУПС.