ББК 60.522
Н.И. Таиров
Предприниматели и татарский театр (вторая половина XIX - начало ХХ в.)
Ключевые слова: татарские предприниматели Поволжья и Приуралья, татарский театр, фабричный театр, артисты, меценатство, спектакль, пьеса. Key words: tatar entrepreneus of Volga and Urals region, tatar theater, factory theater, actors, maecenas (sponsor), play, performance.
Во второй половине XIX - начале ХХ в. татарские предприниматели уделяли большое внимание искусству, в частности театральному. Это проявлялось в различных аспектах.
Татарские купцы и промышленники посещали театры в различных городах России, в первую очередь в губернских центрах. Известные меценаты Акчури-ны, Дебердиевы и некоторые другие фабриканты и купцы смотрели спектакли столичных (московских и санкт-петербургских) театров. Этот интерес удовлетворялся как специально, целенаправленно в процессе посещения Санкт-Петербурга и Москвы, так и в ходе практически ежегодных поездок на юг России для отдыха или лечения. Интересные воспоминания старших об этом донесли до нас потомки купцов и промышленников. Во время спектаклей и антрактов представители татарских купеческих родов выделялись национальной одеждой, непривычной для московской и санкт-петербургской публики.
Подобные посещения столичных театров становились более частыми в связи с приобретениями частных домов на рубеже XIX-XX вв. известным меценатом Х.Т. Акчуриным в Москве и фабрикантом сукна Де-бердиевым - в Санкт-Петербурге.
Татарские предприниматели сыграли важную роль в возникновении и становлении национального театра. Приказчики, конторщики, доверенные лица торгово-промышленных предприятий сыграли значительную роль в возникновении и становлении национального театра. Необходимо согласиться с мнением известного исследователя истории театра И. Иляловой об особой роли приказчиков, конторщиков в создании татарского театра. Они были в то время «просвещенной частью населения, идущей вслед за интеллигенцией - писателями, врачами» [1, с. 27]. Владельцы мыловаренных заводов в Пензе братья Кулахметовы, а также их земляк, предприниматель Ибрагим Баишев, были страстными любителями театра. В частности, об этом писал известный русский журналист В.Л. Гиляровский, называя братьев своими знакомыми по театру [2, с. 178].
Во время гастролей В. Гиляровского с группой московских артистов в 80-х гг. в Пензу и проведения
одного из бенефисов братья Кулахметовы (мыловары и парфюмеры) пригласили его в свой загородный дом на обед, где угостили, в частности, пельменями. Одновременно братья купили билеты на представление - две ложи бельэтажа. Ибрагим Баишев приобрел билет в первый ряд. Всего на приобретение билетов татарские любители театра потратили 50 руб. Об этой меценатской поддержке Кулахметовых и Баишева В. Гиляровский позднее написал с восторгом [2, с. 178179]. Гафур Кулахметов также сыграл большую роль в развитии татарского театра и драматургии. Он был автором нескольких драматических произведений, в том числе «Ике фикер» («Две мысли» 1906 г.), «Яшь гомер» («Молодая жизнь» 1907 г.). Его брат Габдель-ман в первом десятилетии ХХ в. вместе с Сагитом Рамиевым оказал поддержку функционированию татарского театра в Астрахани.
Предприниматели были знакомы с известными татарскими театральными деятелями и писателями, имевшими прямое отношение к становлению национального театра. Габдулла Тукай и Фатих Амирхан гостили у Акчуриных соответственно в 1909 и 1913 гг. Гаяз Исхаки бывал в московском доме Хасана Ак-чурина. Среди предпринимателей были авторы и переводчики драматических произведений. Мухаметша Акчурин в начале 90-х гг. XIX в. перевел на татарский язык бессмертную комедию Н.В. Гоголя «Женитьба». Этот перевод стал своеобразным подарком Исмаилу Гаспринскому и Зухре Акчуриной-Гаспринской на десятилетний юбилей общетюркской газеты «Тардже-ман» («Переводчик») [3]. Дочь известного чистопольского ишана и предпринимателя Мухаммед-Закира Камалова (одновременно невестка Акчуриных) Шам-синисса Камалова-Акчурина перевела на татарский язык одноактную пьесу И.Н. Потапенко «Букет». В 1910 г. в Казани она была издана X. Абузяровым отдельной книгой под названием «Букет» («Чячяк») и отпечатана в типографии братьев Каримовых. Представитель казанских купцов Апанаевых, Мухаммад-вали Апанаев, написал пьесу «Сююмбике».
Татарские купцы и фабриканты заботились о повышении культурного уровня и организации отдыха своих рабочих и служащих. В Гурьевке Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне г. Барыш Ульяновской области) Хасан, Якуб, Абдулла и Хамза Ти-мербулатовичи Акчурины в 10-х гг. ХХ в. содержали большой клуб, где можно было поиграть в бильярд, шашки, шахматы, домино, посмотреть кино. Здесь же
история
находилась богатая библиотека. При клубе функционировали драматические коллективы (как татарский, так и русский). Они ставили спектакли и проводили литературно-музыкальные вечера. Членами объединения являлись рабочие, служащие школ и некоторые члены семьи хозяев.
В спектаклях были заняты представители гурьев-ской молодежи: учитель Ахмет Алимбеков, его сестры Амина и Азиза, слесарь, позднее связист Шамиль Усманов, служащий фабричной конторы Сулейман Агишев, его сестра Марьям, сын управляющего фабрикой Юсуп Мангушев, братья Халиловы и Ка-дермятовы. Некоторые эпизодические детские роли играли юные сестры Мяргуб и Сягадат Дебердиевы. Впоследствии они стали актрисами и выступали на сценах татарских театров Казани и других городов Поволжья.
Акчуриных в драматическом коллективе представляли: самый младший сын Тимербулата - Хамза; сыновья Хасана Тимербулатовича - Гумер и Махмуд. На наш взгляд, душой коллектива был Хамза. С одной стороны, это, несомненно, показывает увлеченность юных Акчуриных театром. С другой стороны, можно сказать, что участие хозяев в творческой деятельности коллектива было вызвано желанием продемонстрировать классовую близость.
В стенах клуба работал и русский драматический кружок. Его руководителем и душой стал Н.В. Райский (Н.В. Кожевников), в прошлом актер Симбирского драматического театра. Накануне Первой мировой войны он из-за болезни оставил профессиональную сцену и приехал в Гурьевку. Н.В. Райский служил в конторе товарищества Тимербулата Акчурина, а все свободное время отдавал самодеятельному театру. Вскоре он становится своим человеком и в татарском коллективе. Высококвалифицированная помощь вчерашнего актера во многом помогла поднять творческое мастерство участников как русского, так и татарского кружков.
Участие Шамиля Усманова в творческом коллективе также представляет особый интерес. Будущий татарский писатель, видимо, впервые именно здесь близко познакомился с театром, пусть и самодеятельным. Скорее всего, в Гурьевке у него зародилась любовь к театру, к драматическим произведениям.
Деятельность творческого коллектива и театра была высоко оценена на I съезде рабочих депутатов 26 суконных фабрик Самарской, Саратовской, Симбирской, Пензенской и Тамбовской губерний. Форум, работавший 24 июня 1917 г. в Гурьевке, в помещении фабричного театра, объявил об учреждении профсоюза текстильщиков Поволжского района. Съезд отметил, что из 26 фабрик культурно-просветительная работа ведется только в трех. Были отмечены успехи гурьевского фабричного театра [4, с. 73-74].
В рассматриваемые годы культурно-
просветительская деятельность среди рабочих акчуринских фабрик способствовала становлению своеобразных театральных (сценических) традиций, которые успешно были продолжены и в советское время. Бессменным руководителем Гурьевского фабричного театра был Ахмет Абдрашитов. Впоследствии он стал актером казанских театров.
Известен факт поддержки Хасаном Акчуриным татарского театра в период его становления начинающей певицы Фатимы Мухтаровой (Ихсановой). Она стала известной оперной певицей рубежа Х1Х-ХХ вв. Возможен факт выступления Ф. Мухтаровой перед Акчуриными, другими предпринимателями и их рабочими. Во всяком случае, в некоторых источниках упоминаются ее выступления, концерты в рабочих бараках.
Из рядов татарских предпринимателей, их приказчиков вышли известные профессиональные и самодеятельные артисты Б. Тарханов, С. Булатов, Дебердиевы, Тенишевы, Кулахметовы и др.
Знакомство и тесное сотрудничество с татарскими артистами, труппой «Сайяр» («Передвижник») для некоторых служащих предприятий принадлежавших татарским купцам (конторщикам, приказчикам и доверенным, иногда и самим предпринимателям) прокладывали дорогу в профессиональное искусство. Ярким свидетельством тому может служить жизнь и творчество известного татарского артиста Габдурах-мана Мангушева, который служил конторщиком в суконном складе Акчуриных в Уфе. Здесь же служил и его отец, Мухаметкарим Асфендиарович Мангушев - один из доверенных лиц приказчиков Акчуриных. Он был представителем рода татарских мурз Мангу-шевых*.
Г. Мангушев занимался доставкой, хранением и реализацией суконных товаров. В этой сфере он, безусловно, мог добиться успехов. В успешном выполнении своих обязанностей ему помогал солидный опыт, полученный у отцов и предков, которые издавна и постоянно занимались суконным производством. Одновременно Мангушев вместе с окружающими молодыми людьми увлекся театром, литературой, т.е. приобщался к культуре и искусству. Он получил образование в учебном заведении Акчуриных и прекрасно владел русским языком. Габдурахман, проживая в Уфе, приобщился к театру, полюбил его и стал активно сотрудничать с местной творческой татарской молодежью. В частности, он с 1908 г. играл в любительских спектаклях, и довольно удачно. В судьбе юного конторщика важную роль сыграла встреча с труппой «Сайяр» и его руководителем Габдуллой Кариевым.
* В середине и во второй половине Х1Х в. Мангушевы активно занимались предпринимательством, в частности, были арендаторами суконных фабрик в Симбирской губернии. Позднее представители их рода служили приказчиками, заведующими на суконных фабриках, в первую очередь Акчуриных.
Один из основателей татарского театра увидел в Мангушеве будущего актера и пригласил его в труппу. В ней Г. Мангушев был загружен творческими и организаторскими делами. Зная русский язык он вел всю деловую переписку труппы с местными властями, заинтересованными организациями и отдельными лицами. Здесь очень пригодился накопленный опыт и навыки конторского работника. Но все же главным его занятием в творческом коллективе была актерская работа. Роль Садык-бая в пьесе «Хозяин и приказчик» Г. Богданова стала первой творческой работой в легендарной труппе. Мангушев впервые гастролировал в составе труппы в Петропавловск в мае 1910 г.
В составе труппы он воплотил на сцене образы Галеева в драме «Неравные» Ф. Амирхана, Фатхрах-мана в пьесе Г. Камала «Распутство» и Хабибрахмана в пьесе Г. Камала «Первый театр», Суфи в «Первых цветах» К. Тинчурина, Хаджи Мурата и Халила в драме Н. Везирова «Мусибате Фахрутдин» («Горе Фахретдина»). Интерес Мангушева к театру был так серьезен, что он стал даже писать драматические произведения. Первым таким произведением стала пьеса «Яшь килен» («Молодая невеста»). Эта одноактная пьеса была написана еще в 1909 г. Другими пьесами Мангушева стали комедии «Искатели счастья» и «Мухарир» («Редактор») (1913 г.). Видимо, большая загруженность в труппе «Сайяр» не позволила ему продолжить это творчество. Его многоплановая творческая деятельность актера была прервана войной. Г. Мангушев был призван в армию и воевал на фронте. Получив ранение, он в 1916 г. лечился в одном из госпиталей Оренбурга. Здесь он продолжил свой дальнейший актерский путь, связав его с труппой «Ширкат» («Товарищество»). В этом коллективе он исполнял основные роли в спектаклях «Банкрот» Г. Камала, «Неравные» Ф. Амирхана [5, л. 1-3]. На наш взгляд, Мангушев мог оказать положительное влияние на деятельность самодеятельного театрального коллектива на Гурьевской фабрике Акчуриных.
Сыном симбирского купца Шихабутдина Гаф-фарова являлся легендарный татарский актер Бари Тарханов. Его отец в начале ХХ в. имел двухэтажный каменный дом на Лосевой улице Симбирска, который оценивался в 1300 руб. Гаффаровы были тесно связаны с другими семьями национальных предпринимателей города [6, л. 167-168.]. Большое влияние на молодого Бари оказал приезд в Симбирск первой татарской труппы, когда ею (летом 1907 г.) была поставлена комедия А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье» в несколько измененном переводе И. Кудашева-Ашказарского под названием «Свет и тьма». На следующий год труппой «Сайяр» под руководством Г. Кариева был поставлен спектакль Я. Вали «Стыд, или Слезы». События пьесы развертывались в Симбирской губернии, поэтому постановка вызвала повышенный интерес местного населения. В спекта-
кле Б. Тарханов сыграл роль мальчика Миннлевали [7, с. 331].
В рассматриваемое время начинается увлечение симбирской молодежи театром, которое завершалось постановками в учебных заведениях. В 1909 г. в городе был организован театральный кружок татарской молодежи, усилиями которого в 1910-1911 гг. были поставлены спектакли. Данный процесс стимулировался практически ежегодными гастролями татарских творческих коллективов и отдельных артистов в Симбирск: в 1909 г. - приезд баритона Камиля Мутыги, в 1912 г. - «Сайяра» (постановка «Ачлык кушты» («Голод заставил») и в 1913 г. - труппы под руководством В. Муртазина-Иманского. Наконец, после приезда в город труппы «Нур» («Луч») в 1914 г. Б. Тарханов вошел в ее состав и уехал с гастролями в Оренбург.
На театральном поле Симбирска Б. Тарханов активно и плодотворно работал и в 1916-1917 гг. Он, в частности, объединил самодеятельные театральные силы города. Подвижники театра регулярно один раз в две недели показывали зрителям новые спектакли и проводили литературно-музыкальные вечера. В 1917 г. Б. Тарханов создал в Симбирске труппу «Ирек» («Свобода»), в 1918 г. переименованную в «Кызыл йолдуз» («Красная звезда») [8, с. 223-224.]. Эта творческая труппа под руководством Б. Тарханова плодотворно функционировала и в последующие годы. Во время Гражданской войны Б. Тархановым была создана специальная труппа, которая выступала перед рабочими бывших акчуринских фабрик и красноармейцами (большая часть которых были рабочими предприятий татарских промышленников) [9, л. 1-2]. Данные факты позволяют нам говорить о том, что рабочие и служащие татарских предпринимателей были приобщены к театру. С начала 20-х гг. ХХ в. Б. Тарханов играл на сцене театра им. Г. Камала, где им великолепно были сыграны роли: Камали («Старик Камали» Фатхи Бур-наша), Мисзбах («Без ветрил» Карима Тинчурина), Исмагил («Галиябану» Мирхайдара Файзи) и др.
Из семьи симбирского предпринимателя и приказчика Садретдина Булатова вышел и татарский актер и режиссер Сеит Булатов [10, л. 183об.-184]. В 1916 г. Сеит Булатов участвовал вместе с Бари Тархановым, Халитом Алиевым, Фатхи Бурнашем, Салахом Абдрашитовым, Марьям Рахматуллиной в деятельности творческого коллектива «Тан» («Заря») в Симбирске. Была осуществлена постановка спектаклей: «Безнен шэхяр серляре» («Тайны нашего города») Г. Камала, «Элмансур» («Альмансур») Г. Гейне и др. По свидетельству С. Булатова, участникам кружка «Тан» («Заря») предоставлялась возможность собираться в подвале дома Булатовых, расположенном на улице Лосевой [11, с. 150-151; 12, с. 1; 13, с. 225-226]. Из семьи старотимошкинских рабочих фабрики Акчу-риных вышла известная артистка Асия Масаутова, игравшая на сцене театра им. Г. Камала в советское
история
время. Необходимо сказать, что авторы и составители книги «Татарский театр (1906-1926)», изданной в Казани в 1926 г., писали о роли крупных татарских промышленников и купцов Хусаиновых, Акчуриных, Рамеевых, Яушевых, Агишевых, Дебердиевых и других в создании татарского театра [8, с. 76-77].
Таким образом, можно утверждать, что татарские купцы и промышленники проявляли большой интерес и внимание к театру. Это проявлялось в посещении ими в первую очередь спектаклей столичных и провинциальных театров. Передовые фабриканты
и купцы оказывали конкретную помощь развитию татарского театра и его артистам. Из рядов татарских промышленников и купцов вышли как артисты профессиональных и самодеятельных театров, так и авторы драматических произведений.
Акчурины при своей Гурьевской фабрике создали и содержали самодеятельный театр (татарский и русский), который стал заметным явлением в культурной жизни Поволжья и Приуралья. Их примеру следовали и другие татарские предприниматели.
Библиографический список
1. Илялова, И.И. Театр им. Камала: Очерки истории / И.И. Илялова. - Казань, 1986,
2. Гиляровский, В.А. Собр. соч. : в 4 т. М., 1999.
- Т. 1.
3. Тарджеман (Переводчик). - 1893. - 10 сент.
4. Таиров, Н. Акчурины / Н. Таиров. - Казань, 2002.
5. Хранилище отдела текстологии Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан. - Ф. 185. - Оп. 1. - Д. 90.
6. Государственный архив Ульяновской области. -Ф. 137. - Оп. 35. - Д. 234.
7. Махмутов Х. Дооктябрьский татарский театр. (На тат. языке) / Х. Махмутов, И. Илялова, Б. Гиззат.
- Казань, 1988.
8. Татарский театр (1906-1926). 2-е изд., доп. (На тат. языке). - Казань, 2003.
9. Хранилище отдела текстологии ИЯЛИ АН Республики Татарстан. - Ф. 185. - Оп. 1. - Д. 56.
10. Государственный архив Ульяновской области. - Ф. 137. - Оп. 35. - Д. 234.
11. Шарафиев, Ф. Жизнь, посвященная искусству (На тат. яз.) / Ф. Шарафиев // Казан утлары («Огни Казани»). - 1967. - №8.
12. Воспоминания С. Булатова от мая 1968 г. (Хранится в архиве автора).
13. Арсланов, М.Г. Татарское режиссерское искусство (1906-1941) / М.Г. Арсланов. - Казань, 1992.