Научная статья на тему 'Предпосылки становления трансграничного сотрудничества Дальнего Востока России'

Предпосылки становления трансграничного сотрудничества Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / ГРАНИЦА / ПОЛИТИКОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / TRANSBOUNDARY COOPERATION / RUSSIAN FAR EAST / STATE BORDERLINE / THE POLITICAL AND TERRITORIAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зыков Александр Александрович

Рассмотрен политико-территориальный процесс развития пограничного взаимодействия, предшествующий становлению трансграничного сотрудничества, описываются отечественные особенности структурирования системы государственного управления и восприятия дальневосточной границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions of establishment of transboundary cooperation of the Russian Far East

The article considers the political and territorial development process of border interaction, which was prior to the establishment of transboundary cooperation. Domestic features of structuring the system of state control and perception of the Russian Far East borderline are described.

Текст научной работы на тему «Предпосылки становления трансграничного сотрудничества Дальнего Востока России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 14 (343). Политические науки. Востоковедение. Вып. 15. С. 21-26.

А. А. Зыков

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Рассмотрен политико-территориальный процесс развития пограничного взаимодействия, предшествующий становлению трансграничного сотрудничества, описываются отечественные особенности структурирования системы государственного управления и восприятия дальневосточной границы.

Ключевые слова: трансграничное сотрудничество; Дальний Восток России; граница; политико-территориальный процесс.

Появление такого формата отношений, как трансграничное сотрудничество, было обусловлено вступлением мира в новый период радикальных преобразований в последней трети XX в., ознаменовавших завершение эпохи «модерна».

В западной специальной литературе это отразилось сменой акцентов в исследовании границы, суверенитета и сопутствующих явлений. В результате установления на продолжительный период системы отношений, удерживающей мир от глобальных конфликтов, акцент исследований сместился от проблем конфликтов к актуализации коммерческих и административных интересов пограничных областей Европы, Северной Америки, а впоследствии и других частей света.

Среди исследователей следует выделить О. Мартинеса, который разработал классификацию уровней эволюции приграничного сотрудничества от пограничного режима к образованию трансграничного региона1.

Автор концепции «региона-государства» К. Омаэ пришел к выводу об устаревании посреднической роли государств (национальных правительств) в международных экономических отношениях. По его мнению, регион решает локальные проблемы путем использования глобальных ресурсов и связан с другими регионами в большей степени, чем со своей страной2. Р. Скалапино называет такие образования «естественными экономическими территориями», получившими распространение также в Северо-Восточной Азии3.

Правомерным ответом на глобальные трансформации системы политического управления в центре и регионах в конце XX в. явилась разработанная Гэри Марксом теория многоуровневого управления, согласно которой прямые

контакты субнациональных властей с учреждениями Европейского Союза стали оптимальным примером распределения полномочий, демонстрирующим действие принципа соответствия уровня власти масштабу выполняемых задач4.

Несмотря на стандартизацию многих социальных процессов под воздействием глобализации, прямолинейный перенос категориально-аналитического аппарата западной науки на опыт других регионов эвристически неоправдан. Колоссальное значение для понимания становление конкретных институтов трансграничного сотрудничества имеют исторический опыт и региональные особенности взаимодействующих сторон. Освоение модели успешного опыта разных аспектов политикоэкономического развития в местных условиях неизбежно деформируется, в результате создаются вторичные и третичные формы.

Приобщение России в 1990-е гг. к формату трансграничного сотрудничества происходило одновременно с осмыслением зарубежного опыта. Однако исследование непосредственно рассматриваемого феномена не получило широкого распространения, в отечественной историографии посвященной трансграничному сотрудничеству следует выделить диссертационные работы К. Г. Березовского5, Д. Г. Емченко6 и Г. О. Ярового7, статьи следующих авторов: Л. Е. Бляхера8, Ю. В. Косова9, В. М. Кузьмина10, Р. Ф. Туровского11, М. Ю. Шинковского12 и другие. При этом сопутствующим транс-граничности явлениям (освоению отдаленных территорий, границе, территориальному размежеванию, взаимодействию соседних народов, миграции, международным коммуникациям, локальным геополитическим процессам, транзитной инфраструктуре и т. п.) посвящен широкий круг научных работ13.

Основной целью данной статьи является выделение предпосылок и условий, предшествующих становлению трансграничного формата сотрудничества Дальнего Востока России.

Мотивы и предпосылки политической системы оказываются чётко привязанными к историческим реалиям времени, смена которых приведёт к трансформации отношений государства к границе, изменению структуры организации приграничного сотрудничества и управления окраинными территориями14. С момента заключения Вестфальского договора в 1648 г. стержневой формой политической общественной организации (эпохи «модерна») является нация-государство. Благодаря своим возможностям именно государство смогло обеспечить достаточно высокую степень централизации управления и культурной унификации населения в пределах собственной территории. С развитием государственности происходит более жесткое разделение политического пространства на международную и внутринациональную сферу деятельности, предполагающее наличие высокого уровня национальной самодостаточности контактирующих общественных систем (включающего становление внутреннего рынка, политико-правовое и социокультурное развитие страны). В результате некоторые авторы, например, В. С. Мартьянов, обоснованно приходят к выводу, что сама противоположность внутреннего и международного вытекала из проекта «модерн»15.

Самодостаточность предполагает и более жесткое обособление от соседних государств. Как следствие в результате борьбы за территории и взаимного признания суверенитета противостоящих сторон сформировалась «линейная» модель государственной границы, разделяющая народы. Из важнейших признаков «линейной границы» А. А. Киреев выделил: четкую территориальную делимитацию и демаркацию сфер действия государственных суверенитетов; полный и тщательно регламентированный государственный контроль над линией границы; доминирование внутренних отношений в смежных обществах над их трансграничными связями; восприятие пограничных рубежей как постоянных16. Подобное восприятие границы способствует выдвижению на первый план ее военно-политического назначения, отодвигая на задние ряды иные жизненно необходимые функции17.

Однако, по справедливому замечанию профессора К. Калхуна, в 1648 г. даже в Европе

нации-государства едва ли стали преобладающей формой общественного устройства. Они ясно определились и начали доминировать в Европе и Америках в XIX в., другие части мира встретили расцвет национализма в XX столетии18. В плане становления государственности Россия не отставала от ведущих европейских государств, и в XVII в. активно шли процессы централизации управления и определения пределов распространения российской суверенитета. Устанавливались новые правила взаимодействия с иностранцами, в первую очередь с коммерсантами. После установления мирных отношений с ближайшими западными соседями (Швецией и Речью Посполитою) в 1667 г. под редакцией главы Посольского приказа

А. Л. Ордин-Нащокина был составлен Новоторговый устав, который определил основные направления внешнеторговой политики русского государства. Устав должен был создать условия для развития экспорта, ограничения импорта и умножения государственной казны, т. е. носил яркие черты протекционизма.

Россия в силу географического положения, численности населения приграничных территорий и национальной специфики развития социальных отношений имеет собственные уникальные особенности установления государственной границы и трансграничных отношений. Если, с одной стороны, на западных границах Россия испытывала жесткое противодействие со стороны соседей, оспаривающих обширные русские территории, то, с другой стороны, после покорения осколка золотоордынской империи - Сибирского ханства - российское государство, продвигаясь на восток продолжительный период времени, не встречало даже признаков присутствия другого государства на новых территориях. Дальневосточные исследователи отмечают такой курьез: «...русские первоначально даже не подозревали, что, занимая земли вдоль Амура, они совершают аннексии в одном из самых активных структурных элементов Па-цифического пространства - континентальном секторе Северной периферии Азиатского региона, который является одним из главных эпицентров формирования автохтонной территориально-политической агрессивности»19.

С продвижением русских за о. Байкал произошло взаимоналожение территориальных суверенитетов соседних государств, Россия вторглась в сферу геополитических интересов Цинской Империи Китая. У китайского руководства на момент появления русских у бере-

гов Амура чёткого видения контуров своего территориального пространства в Приамурье ещё не сложилось. И даже после заключения Нерченского договора 1689 г., получив край с довольно развитой по тем временам инфраструктурой, правительство Китая проводило политику создания из Приамурья буферной территории20.

При этом в Китае утверждают, что Нерчин-ский договор - это единственный в истории равноправный договор о пограничном размежевании с Россией. А российская сторона считает договор, положивший начало разграничения между странами в Приамурье и определивший их дипломатические и торговые отношения, насильственным, так как он был подписан в обстановке военной угрозы для русской делегации со стороны превосходящих сил маньчжуров. Профессор Ю. М. Галенович, ссылаясь на мнение британских специалистов по международному праву, считает, что Нер-чинское соглашение по форме являлось не «договором», а вообще мандатом китайского императора, который всех королей в мире считал своими подданными или вассалами21.

Похожая ситуация сложилась на пограничном участке русско-японской границы, который в XVШ-XIX вв. на начальном периоде формирования представлял собой «район-границу» с обширными территориями незаселенных земель. Между владениями России - Курилами (до о. Кунашир) - и Японией лежал обширный и не принадлежащий в то время Японии остров Хоккайдо22. Во многом такое обстоятельство объясняется спецификой национального восприятие внешних границ. С XVII и вплоть до XX в. Япония, претендуя на новые территории, руководствовалась заимствованным ею из Китая «принципом освоения территорий посредством торгового обмена». Считалось, что получение товара в Японии представителями верхушки айнов в порядке торгового обмена зависело от расположения к ним японских властей и таким образом якобы представляло собой форму вассальной зависимости23.

В оригинале этот принцип выглядел следующим образом, еще в VIII-III вв. до н. э. император Китая провозглашался правителем всей Поднебесной, куда включалось не только китайское государство, но и все земли далеких некитайских народов - «варваров». Исходя из этого, правители Поднебесной в течение долгого времени не придавали значения установлению рубежей своего государства24, более

того, не делалось различий между пограничной провинцией, вассальной территорией и независимым государством (или его жителем), вступившем в торговые или дипломатические отношения с Китаем. Сам факт появления посольства автоматически объявлялся изначальным признанием вассальной зависимости от

25

китайского императора25.

В результате сложилась особая модель государственного контроля над рубежами страны, получившая название в современной науке ‘широкая граница’. Эта модель характеризуется недостаточной юридической и институциональной обеспеченностью пограничного режима. К основным признакам ‘широкой’ границы относятся: периодическая подвижность, связанная с волнообразным, пульсирующим характером государственной экспансии и представлением о временности каждого из достигнутых в ходе неё рубежей; зональная форма, обусловленная неделимитированностью пределов государственного суверенитета; военно-политическая регуляция потоков через границу при низкой актуальности иных регулятивных задач и неразвитости соответствующих механизмов государственного контроля26.

Общей предпосылкой описанного состояния российско-китайской границы была глубокая периферийность приграничных территорий в общественных системах Китая и особенно России, объективная оторванность этих районов от демографических, социальноэкономических и социокультурных ядер обеих империй. Связь между центром и приграничьем, так же как и существование самой границы в этих условиях, поддерживались почти исключительно «сверху», т. е. на уровне военно-политических отношений27. К тому же у региональных органов власти практически отсутствовали возможности по систематическому поддержанию пограничного контроля.

Подобный подход к внешним границам действовал еще в XIX в. и создал неразбериху в принадлежности некоторых незаселенных и слабоосвоенных территорий. В частности, вопрос о принадлежности Сахалина рассматривался российским руководством как часть проблемы разграничения с Цинской империей, как часть «амурского вопроса», а не как проблема российско-японских отношений28. И Китай, и Япония считали остров своей территорией, не имея четкого представления о его географических данных, что впоследствии сыграло на руку России.

В 40-50-е гг. XIX в., в связи с изменением геополитической обстановки, актуализировалось дальневосточное направление российской политики. Англия, Франция, США и некоторые другие западные державы развернули активную экспансионистскую деятельность в Восточной Азии29, что естественным образом вызвало серьезные опасения правительства России за безопасность владений на Дальнем Востоке. Условия разграничения по Нерчин-скому договору не отвечали международноправовым стандартам нового времени, следовательно, остро встал вопрос о необходимости окончательного пограничного размежевания с соседними азиатскими государствами и обеспечению системной организации управления окраинными территориями.

Амурская экспедиция Г. И. Невельского 1849-1855 гг. установила отсутствие каких-либо признаков китайского присутствия на обширной территории Приамурья и Приморья. Это обстоятельство, а также нечеткость (некон-кретность) пограничного размежевания 1689 г. «по каменным горам» к северу от Амура, стали основанием для пересмотра участка границы. Неразграниченность нижнего течения Амура и Приморья послужили для России формальной юридической основой для освоения этих тер-риторий30. В результате подписания Айгунь-ского договора (1858 г.), заключенного в полном соответствии с международным правом, завершилось территориальное размежевание между Россией и Китаем, каждая сторона получила то, на что имела реальное право. Российско-китайская граница на Дальнем Востоке приобретает в целом современные очертания.

Начался активный процесс освоения ново-приобретенных территорий. Пореформенное время ознаменовалось интенсивным развитием капиталистических отношений, стимулированных правительством, это отразилось и на политике привлечения инициативных людей на восточные окраинные территории. Как следствие произошло активное проникновение иностранных предпринимателей на русский Дальний Восток после открытия здесь в 1856 г. зоны свободной торговли (порто-франко), просуществовавшей до 1913 г.31 Одним из пунктов Пекинского договора (1960 г.) разрешалась свободная и беспошлинная меновая торговля подданных России и Китая на протяжении всей пограничной линии. Основываясь на этом положении, в 1862 г. представители двух государств подписали «Правила для сухопутной

торговли», которые устанавливали беспошлинный порядок приграничной торговли на расстоянии 50-ти верст по обе стороны российско-китайской границы32. Экономические и культурные контакты с соседней страной не встречали каких-либо серьезных препятствий, потому что таможенного надзора и таможенных учреждений не было (ближайшая таможня находилась в Иркутске). Контроль за движением товаров отчасти осуществлялся военно-полицейскими институтами33.

В условиях активизации во второй половине XIX в. экспансионистских настроений европейских держав договорное закрепление дальневосточной границы не гарантировало сохранение новоприобретенных территорий за Россией, тем более в отсутствии возможности быстрой переброски войск и людей из европейской части страны. Требовалось форсированное инфраструктурное и хозяйственное освоение уязвимого региона. Ситуацию изменило строительство Транссибирской магистрали (1891-1902 гг.), Китайской Восточной (КВЖД) и Южно-Маньчжурской дороги (ЮМЖД), которые сыграли роль системообразующего фактора в экономике и хозяйстве тех территорий, по которым они проходили34. Значение этих магистралей вышло далеко за пределы собственно транспортных функций, потому что, получив такую «несущую конструкцию», страна перестала распадаться на европейскую и азиатскую половины, и по мере развития российского Дальнего Востока новоприобретен-ное единство усиливалось35.

Впервые структура организации приграничного сотрудничества и управления окраинными территориями была построена в формате, близком к трансграничному сотрудничеству, что определяется интеграцией российской и китайской политической систем. Так, согласно контракту (русско-китайского секретного договора от 3 июня 1896 г.), в полосе отчуждения дороги действовали российские законы и институты власти. Китайским подданным нахождение под двойной юрисдикцией в полосе отчуждения было выгодно, поскольку правосудие Цинской империи сильно отставало от международных стандартов своего времени36. Еще согласно Айгуньскому и Пекинскому договорам подданным Цинской империи, оказавшимся после разграничения на территории России, гарантировались неприкосновенность проживания и хозяйственной деятельности, свобода передвижения и переселения в регион.

В условиях нехватки рабочих рук для хозяйственного освоения дальневосточных земель российское правительство не только мирилось с присутствием китайцев и корейцев, но и поощряло их приток в Приморье. После поражения России в Русско-японской войне отношение к миграции из азиатских стран приобрело негативный характер. Обозначились тенденции роста национализма в государственной политике на Дальнем Востоке в начале ХХ в., которые выразились в ряде мероприятий по ограничению деятельности иностранцев в регионе. Но их эффективность была небольшой, поскольку действующая в рамках империи законодательная система противоречила региональной практике. Регулярная миграция китайцев и корейцев происходила в условиях открытости границ.

Развитие системы трансграничных отношений в период активной дальневосточной политики Российской империи (середины XIX - начала XX в.) в духе времени отличалось экспансионистским характером. В этот период Китай, оставаясь суверенным государством, понес большие политические потери после ряда военных поражений и заключения неравноправных договоров, он стал ареной столкновения империалистических интересов западных держав (объектом мировых политических процессов). Россия не осталась в стороне. Несмотря на толерантное отношение к правящей династии Китая, в правительственных кругах Петербурга имелось представление, что регион (Маньчжурия и т. п.) должен служить росту экономического могущества империи, и даже рассматривались возможности присоединения его к России.

Современное трансграничное сотрудничество строится на основе взаимоуважения суверенитета соседнего государства, с учетом интересов регионального сообщества и в целях социально-экономического развития взаимодействующих территорий. В данном случае маньчжурские проекты отвлекли финансовые и организационные ресурсы от развития приобретенных в середине XIX в. дальневосточных земель.

Посещение приграничных районов Китая с целями совершения купли-продажи, отдыха или развлечения оставалось обычным явлением быта населения российского Дальнего Востока вплоть до 20-30-х гг. XX в. Революция и советская власть поставили все подобные практики в нелегальное положение, а затем и вовсе с ними покончила.

Недолгий, но бурный период открытого взаимодействия продемонстрировал социально-экономическую предрасположенность Дальнего Востока России к азиатским соседям, неустойчивое развитие и слабое влияние региональных и наднациональных институтов. Открытие в конце XX в. Дальнего Востока России для международных контактов актуализировало эти особенности в новых условиях.

Примечания

1 Martinez, O. J. Border people. Life and society in the U.S. Mexico Borderland. Tuscon : Univ. of Arizona Press, 1994. 352 p.

2 Ohmae, K. The End of Nation-State : the Rise of Regional Economies. L., 1995. P. 5.

3 Scalapino, R. A. Northeast Asia today - an overview // Azja-Pacyfik. Rocznik. T. VII. Torun : Adam Marszarelk, 2005. Р. 163-178.

4 Marks, G. Structural policy and Multi-level governance in the EC // The State of the European Community : The Maastricht Debate and Beyond / ed. A. Cafurny, G. Rosentha. Boulder, 1993. P. 391-341.

5 Березовский, К. Г. Трансграничное взаимодействие в начале XXI века : политологический анализ : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. 27 с.

6 Емченко, Д. Г. Трансграничный регион как социокультурный феномен : дальневосточная модель : автореф. дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2011. 27 с.

7 Бляхер, Л. Е. Трансграничное сотрудничество : экономические выгоды и политические проблемы или интеграция несистемных сетей «Желто-россии» // Полит. наука. 2010. № 3. С. 14-28.

8 Косов, Ю. В. Трансграничное региональное сотрудничество : Северо-Запад России // Полит. исслед. 2003. № 5. С. 145-153.

9 Кузьмин, В. М. Приграничное и трансграничное сотрудничество Калининградской области в регионе Балтийского моря в новых геополитических условиях // Полит. наука. 2010. № 3. С.61-92.

10 Туровский, Р. Ф. Субнациональные регионы в глобальной политике (на примере России) // Полит. исслед. 2011. № 2. С. 99-117.

11 Шинковский, М. Ю. Трансграничное сотрудничество как рычаг развития Российского Дальнего Востока // Полит. исслед. 2004. № 5. С. 62-70.

12 Яровой, Г. О. Трансграничная региональная интеграция в Европе. Проблемы и перспекти-

вы развития «внешних» еврорегионов на примере еврорегиона «Карелия» : автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2006. 25 с.

13 С детальным обзором специальной литературы, посвященной дискурсу о трансграничных явлениях, можно ознакомиться в статье: Зыков, А. А. Трансграничность в современном политическом дискурсе / А. А. Зыков, М. Ю. Шинковский // Полит. наука. 2010. № 3. С. 61-92.

14 Говорухин, Г. Э. Дальний Восток : история освоения и история утраты (социологический подход) / Г. Э. Говорухин, И. Ф. Ярулин // Вестн. Тихоокеан. гос. ун-та. 2009. № 1. С. 155.

15 Мартьянов, В. С. Политический проект Модерна. От мироэкономики к мирополитике : стратегия России в глобализирующемся мире. М. : РОССПЭН, 2010. С. 54.

16 См.: Киреев, А. А. Специфика дальневосточной границы России : теория и история // Ойкумена. 2009. № 2. С. 71-72.

17 Зыков, А. А. Трансграничное сотрудничество в политическом дискурсе // Политические процессы в России и в мире / отв. ред. К. П. Ко-карев. М. : РАПН : РОССПЭН, 2009. С. 41.

18 Калхун, К. Нации имеют значение. Культура, история и космическая мечта // Полит. наука. 2008. № 1. С. 196-197.

19 Шинковский, М. Ю. Геополитическое развитие Северной Пацифики (опыт системного анализа) : монография / М. Ю. Шинковский,

В. Г. Шведов, А. Б. Волынчук. Владивосток : Дальнаука, 2007. С. 144.

20 Шведов, В. Г. Историческая политическая география : обзор становления, теоретические основы, практика. Владивосток, 2006. С. 167168.

21 Галенович, Ю. М. История взаимоотношения России и Китая. Кн. Ш. М. : СПСЛ : Рус. панорама, 2011. С. 56.

22 Плотников, А. Ю. Русская дальневосточная граница в XVIII - первой половине XX века : двести пятьдесят лет движения России на Восток. М. : КомКнига, 2007. С. 48.

21 Черевко, К. Е. Россия на рубежах Японии, Китая и США (2-я половина XVII - начало XXI века) / отв. ред. О. А. Платонов. М. : Ин-т рус. цивилизации, 2010. С. 167.

22 Степанов, Е. Д. Политика начинается с границы : некоторые вопросы пограничной по-

литики КНР второй половины XX в. М. : ИДВ РАН, 2007. С. 28.

23 Воскресенский, А. Д. Китай и Россия в Евразии : историческая динамика политических взаимовлияний. М. : Муравей, 2004. С. 33-44.

24 Киреев, А. А. К вопросу о типологии азиатских границ России (I часть) // Ойкумена. 2012. № 4. С. 42.

25 Киреев, А. А. Специфика дальневосточной границы России : теория и история // Ойкумена. 2009. № 2. С. 73.

26 Анисимов, А. Л. Внешнеполитическая деятельность администрации Восточной Сибири на Дальнем Востоке (1847-1870 годы) : монография / А. Л. Анисимов, В. Л. Анисимов. Хабаровск : Хабар. погранич. ин-т ФСБ РФ, 2010.

С. 17.

27 Кульминация, которой стали Опиумные войны и заключения неравноправных договоров с Китаем.

28 Плотников, А. Ю. Русская дальневосточная граница... С. 102.

29 Коробченко, А. И. Паспортно-визовые правила и правовое положение иностранцев на Дальнем Востоке России в конце XIX - начале XX в. / А. И. Коробченко, В. В. Синиченко // Восток. Афроазиатские общества : история и современность. 2009. № 6. С. 52.

30 История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Кн. 1. Владивосток : Дальневост. книж. изд-во, 1987. С. 254.

31 Анисимов, А. Л. Внешнеполитическая деятельность. С. 44.

32 Молодяков, В. Э. Россия и Япония : рельсы гудят. Железнодорожный узел российско-японских отношений (1891-1945) : историческое исследование. М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2006. С. 67.

33 Шинковский, М. Ю. Трансграничное сотрудничество. С. 64.

34 Молодяков, В. Э. Россия и Япония. С. 141.

35 Международная интеграция регионов. М., 2007. С. 202.

36 Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI-XX вв. /

В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, К. И. Зубков, И. В. Побережников. М. : Наука, 2004. С. 113115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.