Е.Н. Белова
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЕТЕВОЙ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: организации системы дополнительного профессионального образования, сетевая самообучающаяся организация дополнительного профессионального образования, предпосылки создания, этапы.
Аннотация: Описываются предпосылки создания сетевой самообучающейся организации системы дополнительного профессионального образования с 1859 года по настоящее время, выявленные в результате проведенного историко-педагогического и теоретического анализов. Выявлены и охарактеризованы пять этапов, в течение которых развиваются интеграционные процессы, сетевые взаимодействия и дистанционные образовательные технологии; создаются сетевые, обучающиеся и самообучающиеся организации; постепенно формируется современная система дополнительного профессионального образования, происходят социально-культурные, социально-экономические, политические и общепедагогические преобразования в России и за рубежом, способствующие появлению предпосылок для создания новой, более эффективной организации системы дополнительного профессионального образования - сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования.
Для создания сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования (ДПО), характеризуемой нами как интеграционное образование взаимодействующих субъектов тройной сети [3-5], необходимо обосновать соответствующие предпосылки. Такого рода организации обеспечивают условия для развития ключевой управленческой компетентности ее работников посредством непрерывного корпоративного образования и самообразования в особом - мотивационно-ценностном сетевом профессионально-развивающем образовательном пространстве [5], которое способствует положительному синергетическому эффекту и повышению результативности организации. Структура сетевой самообучающейся организации ДПО в форме эвристической модели тройной сети включает центральное управляющее ядро и три круга сети, интегрирующие различных субъектов - представителей организаций-партнеров, юридических и физических лиц, объединенных общей целью [4, 5].
Проведенный историко-педагогический анализ позволил рассматривать процесс появления предпосылок становления сетевых самообучающихся организаций ДПО как этапный. Этапизация в теории профессионального образования является достаточно традиционным подходом к рассмотрению различных процессов. Отечественные ученые (В.В. Бородачев, Е.В. Колосов, Н.А. Морозова, Т.Г. Мухина, Л.Ю. Солдунова и др.) выделяют определенные этапы развития целостной и многоуровневой системы ДПО [б], что позволяет проследить особенности ее становления на фоне экономических, политических, социально-культурных и общепедагогических условий развития профессионального образования в России. Вместе с тем, предпосылки создания сетевой самообучающейся организации ДПО ранее не рассматривались. Нами определено пять основных этапов их проявления на основе историко-педагогического анализа формирования предпосылок становления сетевой самообучающейся организации ДПО, сопряженных с социально-культурными, социально-экономическими, политическими и общепедагогическими преобразованиями, происходящими не только в России, но и за рубежом.
I этап - 1859-1916 годы - этап формирования компонентов системы ДПО, создания самостоятельных учреждений дополнительного образования для взрослых, а также дополнений к обучению в училищах, профессиональных училищах, университетах. 21 мая 1885 года в Петербурге открылся первый в мире институт для усовершенствования врачей -Клинический институт Великой княгини Елены Павловны; а осенью 1906 года открываются первые народные университеты сначала в Москве, а затем в Петербурге, Баку, Воронеже, Казани, Ростове и других городах [7]. Первой крупной работой, которую можно отнести к теории внешкольного, дополнительного образования, является книга народнического писателя А.С. Пругавина «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области
пепягогический журнал спшнортостпнп м i(*a). soi7
просвещения и воспитания», вышедшая в Санкт-Петербурге в 1890 году, состоящая из отдельных очерков о воскресных школах, народных чтениях, библиотеках, читальнях, книжных складах. В этот период были открыты 16 народных университетов, под которыми понимались просветительно-учебные учреждения для взрослых, где читались систематически подобранные лекции для всех желающих [8]; и свыше 2000 кооперативных кружков и обществ, способствовавших управлению и самоуправлению образованием взрослых; создаются воскресные школы, часть которых затем преобразуются в государственные училища; комитеты грамотности и т. д.
II этап - 1917-1966 годы - период начала формирования системы ДПО Российской Федерации и создания резерва управленческих кадров. В первые годы Советской власти основными задачами стали ликвидация неграмотности и коренная перестройка всей системы народного образования. Значительную роль в ликвидации неграмотности и подготовки специалистов для промышленности и сельского хозяйства играет внешкольное образование взрослых. С 1919 года при высших учебных заведениях организуются рабочие факультеты (рабфаки), обеспечивающие возможность поступления в университет рабочим, не имевшим необходимой подготовки; открываются институты усовершенствования учителей, врачей, институты повышения квалификации инженерно-технических работников при ряде наркоматов. Так, в 1925 году в Москве созданы первые курсы директоров предприятий, в августе 1935 года создан Красноярский институт повышения квалификации кадров народного образования и др.
С целью массовой переподготовки рабочих-практиков с 30-х годов создается сеть курсов и школ, увеличивается объем практических занятий до 40-50 % от всего времени обучения. Образование взрослых осуществляется на основе индивидуально-бригадного обучения непосредственно на производстве; повышение квалификации руководящих работников и специалистов различных отраслей народного хозяйства проводится, как правило, без отрыва от работы; срок обучения в институтах, на факультетах и курсах составляет обычно от двух до шести месяцев (с отрывом от работы - один - три месяца). Учебные заведения повышения квалификации, в том числе 11 промакадемий, стали действовать во многих отраслях хозяйства, открывались высшие экономические курсы и факультеты повышения квалификации при вузах. Регулярное повышение квалификации постепенно распространялось на многочисленные категории работников. Наряду с создаваемыми в вузах рабфаками, число которых к 40-м годам выросло до 1025 [10], формируются новые формы образования взрослых: школы крестьянской молодежи, школы рабочей молодежи, школы фабрично-заводского обучения. Важнейшей тенденцией данного периода является трансформация старых народных университетов в учреждения базового и дополнительного образования взрослых, которые с 50-х годов становятся центрами переподготовки и повышения квалификации для преподавателей фундаментальных дисциплин и общественных наук вузов страны.
Условия военного времени требовали непрерывной подготовки не только рабочих кадров, но и высококвалифицированных специалистов и руководителей во всех сферах промышленности, медицины и, конечно, ускоренной подготовки офицерского состава армии. Решение этих задач осуществлялось увеличением набора в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения, созданием краткосрочных курсов усовершенствования и переподготовки офицерского и медицинского состава.
Одним из ведущих принципов образования взрослых стала опора на самообразование как основу культурного развития и саморазвития личности, осуществляемое в тесном взаимодействии с учебными учреждениями, библиотеками, народными домами, клубными учреждениями, курсами, кружками самообразования, музеями, клубами и т. д.
III этап - 1967-1990 годы - этап массового создания отраслевых, межотраслевых институтов, факультетов повышения квалификации и переподготовки высококвалифицированных кадров без отрыва от производства, осознания проблемы непрерывного образования, развития интегративных процессов в экономике и различных сферах общественной жизни, появления в мировой экономике сетевых организаций. Период с 1967-го по 1990-е годы характеризуется, прежде всего, сменой политического руководства, он вошел в историю страны вначале как «эпоха развитого социализма», а затем как «период застоя». Впервые проблема разработки системы профессионального образования стала носить комплексный характер: в научных исследованиях, наряду с педагогами, принимали участие психологи, философы, экономисты, социологи и другие ученые.
Развитие системы ДПО связано с дальнейшей разработкой педагогической концепции непрерывного образования. Впервые, концептуально оформленная, эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 году известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. В 1972 году на заседании ЮНЕСКО слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему: «Учиться, чтобы быть». Основным принципом образовательных реформ и центральной идеей непрерывного образования во всех странах с 1975 года становится развитие человека как личности, субъекта профессиональной деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
В 1967 году созданы первые институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов по отраслям, общее руководство которыми было возложено на Министерство высшего и среднего специального образования СССР [2]. Регулярное повышение квалификации постепенно распространялось на многочисленные категории работников, имеющих среднее, среднее специальное и высшее образование. В конце 60-х годов ХХ века открываются новые факультеты повышения квалификации и переподготовки при ведущих вузах страны, укрепляется материальная база вузов.
Значимость развития ДПО в высшей школе подчеркивается Положением о высших учебных заведениях СССР (1969 год), где среди основных задач деятельности вузов определены повышение квалификации преподавательского состава высших и средних специальных учебных заведений, а также повышение квалификации специалистов с высшим образованием. Законодательство СССР о труде утверждает бесплатное повышение квалификации и переподготовку кадров, которые осуществляются в институтах усовершенствования учителей, институтах повышения квалификации, на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации при передовых предприятиях, в научно-исследовательских учреждениях, а также в других учреждениях и организациях. С 1977 года руководящие работники и специалисты народного хозяйства были обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в шесть лет.
В середине 80-х годов ХХ века в СССР насчитывалось 356 институтов повышения квалификации и институтов усовершенствования, 188 их филиалов, 560 факультетов при вузах, 600 курсов при министерствах, ведомствах, организациях и учреждениях. Ежегодно в системе повышения квалификации обучалось около 3 млн. чел, в учебном процессе было занято 60 тыс. преподавателей, среди них 70 % - специалисты с учеными степенями и званиями. Однако в условиях экстенсивного развития производства, административно-командной экономики, номенклатурного подхода к подбору и расстановке кадров деятельность системы повышения квалификации была излишне формализована и не всегда эффективна [12]. Создается государственная система повышения квалификации, призванная обеспечивать трудящимся получение новых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы по специальности.
Весьма значимым в аспекте проблемы исследования является появление в мировой экономике интеграционных процессов и создание сетевых организационных структур. Проявляющаяся тенденция к интеграции разнообразных предприятий и организаций обуслав-
ливает необходимость коренных изменений не только в характере деятельности этих предприятий, но и в мышлении людей и развитии их компетентностей. Интеграция в сфере образования становится одной из важных проблем в педагогической теории и практике исследований ученых В.Н. Алексеева, Д.А. Артемьевой, Л.Б. Баряевой, М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, А.М. Гатаулина, И.Г. Еременко, С.И. Корнеева, В.Д. Семенова, В.А. Сластенина, Л.Д. Федорова, Н.К. Чапаева, А.Г. Шепило и др.
Первые работы Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, В. Катыкало, Д. Новикова, Б. Мильнера и других исследователей, посвященные сетевым структурам, появились во второй половине XX века и связаны с вопросами формирования за рубежом, а позже и в России, информационного общества или экономики, основанной на знаниях. По мнению многих ученых, в условиях глобальных изменяющихся рынков сетевая организационная структура управления становится более перспективной, позволяющей организациям постоянно заниматься разработкой товаров и услуг.
Таким образом, на III этапе происходит активное становление организаций системы ДПО, развиваются интеграционные процессы в экономике и образовании, создаются сетевые организации. В педагогике активно обсуждается понятие «дополнительное профессиональное образование», но вместе с тем, на законодательном уровне это понятие не введено. Период характеризуется: формированием принципа непрерывности образования посредством развития научного содержания, методологии, технологий и форм обучения; актуализацией проблем самообразования как неформального вида повышения квалификации и переподготовки; совершенствованием системы ДПО.
IV этап - 1991-2009 годы - характеризуется введением понятия «дополнительное профессиональное образование» на законодательном уровне; активным развитием ДПО в высшей школе, в том числе для обучающихся студентов; появлением наряду с государственными и негосударственных учреждений ДПО. Этот период знаменуется расширением сети и развитием конкуренции в сфере ДПО; активным развитием сетевого взаимодействия различных организаций и созданием научно-образовательных кластеров; появлением за рубежом обучающихся и самообучающихся организаций; принятием Меморандума непрерывного образования Европейского союза в марте 2000 г., вступлением России в Болонский процесс в сентябре 2003 года; началом внедрения дистанционных образовательных технологий в ДПО и активным развитием компьютерной грамотности населения.
В 1992 году принят Федеральный закон «Об образовании», в который внесена 26 статья «Дополнительное образование»; в 1995 году утверждено «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», действующее до принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году; которое определяет цель, задачи, структуру, управление, контроль, учет и отчетность, виды деятельности образовательного учреждения ДПО. Впервые определено, что образовательное учреждение повышения квалификации может быть не только государственным, но и негосударственным.
Расширяется сеть организаций ДПО: к 1994 году действовали 7 академий, 190 институтов повышения квалификации, межотраслевых региональных центров, высших школ управления, 108 институтов усовершенствования учителей и врачей, 297 факультетов при вузах, более 140 различных курсов и школ. В учебных заведениях занято 2 тыс. штатных преподавателей (в том числе доктора наук, профессора - 3 %, доценты - 67 %) и 27 тыс. преподавателей на условиях почасовой оплаты труда [7]. Вместе с тем, следует отметить наметившуюся тенденцию уменьшения бюджетной поддержки учреждений ДПО и сокращения государственной системы ДПО.
Переход России к рыночной экономике потребовал нового осмысления принципа целевой направленности повышения квалификации в контексте удовлетворения образова-
тельных потребностей. Этому способствовала государственная политика в области ДПО, принятие в 2000 году Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Меморандума непрерывного образования Европейского союза или Меморандума образования длиною в жизнь; принятие Россией Болонской декларации, изменение основных лозунгов образования с «Образование для жизни», «Образование на всю жизнь» на лозунги «Образование на протяжении всей жизни» и «Образование в течение жизни», или Lifelong Learning. Центральной идеей российского непрерывного образования становится развитие человека как личности, субъекта профессиональной деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
К предпосылкам становления сетевых самообучающихся организаций дополнительного профессионального образования следует отнести развитие сетевого взаимодействия и создание образовательных кластеров. С конца XX века особое внимание ученых (Е.С. Куценко, А.В. Леонтьев, А.А. Мигранян, Г.В. Мухаметзянова, М.Э. Портер, Н.Б. Пугачева, Е.И. Соколова, Т.В. Цихан, А.Р. Шайдуллина и др.) уделяется созданию инновационных образовательных и научно-образовательных кластеров, представляющих объединение различных образовательных организаций: высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, производственных предприятий посредством создания локальных зон с определенными преференциями, где все участники процесса инновационной деятельности находятся в постоянном взаимодействии.
В российском образовательном менеджменте понятие «сетевое взаимодействие» стало употребляться в 90-х годов XX века. Для нашего исследования, с одной стороны, сетевое взаимодействие образовательных организаций выступает определенным интегратором их ресурсов с целью повышения эффективности деятельности этих организаций (взаимодействие для достижения общих целей по В.П. Третьяку), а, с другой стороны, как взаимодействие субъектов на основе обмена между субъектами собственными образовательными ресурсами (по А.И. Адамскому).
Основанием для возникновения и становления сетей, как правило, являются культурно-образовательные инициативы. В течение IV этапа различные образовательные и профессиональные сообществ объединяются в структурированные сети, что способствует развитию инновационных процессов в системе образования. Об этом свидетельствует реализация Федерального проекта «Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», в котором приняли участие 3000 школ, выбранных в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
IV этап ознаменовался появлением теории самообучающихся организаций, связанной с поиском моделей более конкурентоспособных организаций в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях. Основные аспекты концепции «самообучающейся организации», или «обучающейся организации», разработанные Питером Сенге, профессором MIT, представлены в книге «Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации», имевшей большой успех в 1990 году и принесшей ее автору большую популярность. Питер Сенге утверждает, что «обучающаяся организация - это место, где люди постоянно открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и действуют. Здесь же они учатся тому, как изменить эту реальность» [11].
Данный период характеризуется также проявлением интереса ряда отечественных ученых к управлению знаниями, информацией и развитием интеллектуального ресурса организаций (А.Л. Гапоненко, В.В. Ефимов, А.К. Зайцев, Б.З. Мильнер, Е.И. Пахомова, И.П. Пономарев, С.Р. Семушкина, Г.М. Сундукова и др.).
V этап - с 2010 года по настоящее время - характеризуется переходом Российской Федерации к экономике знаний; ослаблением государственного регулирования в сфере ДПО; дальнейшим расширением сети негосударственных организаций; активным примене-
нием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), электронного обучения и ростом конкуренции в сфере ДПО; растущим интересом российских ученых к проблемам создания самообучающихся организаций; и интенсификацией развития сетевого взаимодействия в сфере образования.
В связи с принятием в 2012 году Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закреплены понятия «образовательная организация», «дополнительная профессиональная программа», «сетевая форма реализации образовательных программ», «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии».
Вопросы поиска механизмов эффективного управления сетевым взаимодействием в процессе образовательной деятельности активно изучаются теоретиками и практиками образовательного менеджмента (А.И. Адамский, Е.Н. Белова, Л.А. Беляева, Н.С. Бугрова, Н.Н. Жуковицкая, Ю.А. Конаржевский, В.В. Обухов, Г.Н. Прозументова, Л.В. Путинцева, В.В. Маковеева, Е.Е. Сартакова, А.И. Таюрский, А.Г. Шепило и др.).
Согласно данным автоматизированной системы сбора и анализа информации о функционировании системы ДПО в Российской Федерации, созданной в 2011 году для решения задач по получению информации, объективно отражающей состояние данной системы, в 2011/2012 учебном году функционировали 1130 организаций ДПО, подведомственных Ми-нобрнауки Российской Федерации. В том числе 121 академия и институты ДПО, 333 организации ДПО в учреждениях среднего профессионального образования и 676 - в учреждениях высшего образования, включая 194 филиала (в качестве их структурных подразделений). При этом по сравнению с 2010 - 2011 учебным годом число организаций ДПО за год выросло на 251. Среди этих организаций представлены все 9 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университета и два университета, имеющих особый статус - МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ. В этих организациях по программам ДПО обучено 1,28 млн. человек [1].
В настоящее время в России функционирует свыше 1500 образовательных организаций и структурных подразделений лицензированных организаций системы ДПО, включая учебные центры службы занятости, в которых ежегодно обучаются около 26 % населения в возрасте от 25 до 65 лет. При этом ведущую роль в развитии ДПО на протяжении последних лет взяли на себя государственные высшие учебные заведения, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО. Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в 2020 году прогнозируется увеличение доли трудоспособного населения, обучающегося в организациях ДПО, до 55 % [9], что в два раза превышает сегодняшние показатели. Обеспечение выполнения этих показателей требует интенсификации деятельности организаций ДПО и применения новых, более эффективных организационно-управленческих структур в этих организациях.
Проведенный анализ позволил выявить ряд тенденций развития организаций ДПО: повышение востребованности в эффективном и качественном ДПО, интенсивность развития организаций ДПО в высшей школе, нарастающая конкуренция в связи с активизацией создания различных негосударственных организаций, снижение государственного финансирования, интеграционные процессы в сфере образования, создание сетевых организаций и развитие сетевых форм реализации образовательных программ, ДОТ [3]. Выявлены и описаны основные проблемы: недостаточное удовлетворение потребностей трудоспособного населения в ДПО; отсутствие эффективной модели взаимодействия с работодателями; низкий уровень реализации программ с применением ДОТ; отсутствие механизмов и технологий эффективного образовательного менеджмента в системе ДПО, способствующих повышению результативности деятельности организаций этой системы в соответствии с современными вызовами; охарактеризованы некоторые перспективы их развития [3].
Фундаментом создания сетевой самообучающейся организации ДПО, которая, на наш взгляд, может стать более результативной и соответствующей современным вызовам, является обеспечение определенных управленческих и педагогических условий [4]. Среди таковых особое внимание уделяется образовательному менеджменту процесса создания сетевой самообучающейся организации ДПО; формированию ценностно-смысловой основы непрерывного развития ключевой управленческой компетентности ее работников; проектированию и созданию системы корпоративного непрерывного формального, неформального и информального образования; самообразования работников в процессе их индивидуального, группового и коллективного обучения [4] в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства.
Таким образом, проведенный историко-педагогический анализ позволил нам разработать этапизацию появления предпосылок, способствующих созданию условий для становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования. В течение пяти этапов (с 1859 года по настоящее время) постепенно формируется современная система ДПО; одним из ведущих принципов образования взрослых становится самообразование и саморазвитие личности; в мировой экономике создаются обучающиеся и самообучающиеся организации, сетевые организации, к проблемам которых начинают проявлять интерес как зарубежные, так и отечественные ученые; активно развиваются интеграционные процессы в образовании и сетевые взаимодействия; изучаются проблемы деятельности организаций ДПО, отвечающие современным требованиям государства и общества. Для разрешения основных выявленных проблем развития организаций системы ДПО, препятствующих повышению их результативности, и предлагается создание сетевой самообучающейся организации ДПО.
1. Абрамов, А.Г., Булакина, М.Б., Иванников, А.Д., Кривошеее, А.О., Шмелькова, Л.В. Система дополнительного профессионального образования РФ: ключевые статистические показатели по результатам автоматизированного сбора данных // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. -№ 1. - С. 133-144. URL : http://elibrary.ru/item.asp?id=21151377 (дата обращения : 15.11.2016).
2. Аниськина, Н.Н. Новые горизонты дополнительного профессионального образования // Высшее образование в России. - 2013. - №. 3. - С. 3-10.
3. Белова, Е.Н. Организации дополнительного профессионального образования: проблемы и перспективы развития // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. - № 4 (59). С. 45-50.
4. Белова, Е.Н. Условия становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2016. № 12. С. 68-74.
5. Белова, Е.Н. Факторы создания сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования высшей школы // Высшее образование сегодня. - 2015. № 2. - С. 77-82.
6. Морозова, Н.А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Морозова. - Москва, 2003. - 332 c.
7. Мухина, Т.Г., Копосов, Е.В., Бородачев, В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы : монография. - Н. Новгород : Изд-во ННГАСУ, 2013. - 289 с.
8. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики : в 4 т. Том I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, Н.П. Литвиновой. Книга 1. История развития образования взрослых в России / под ред. Е.П. Тонконогой. - Санкт-Петербург : ИОВ РАО, 2000. - 114 с.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.» URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349659&rdk=&backlink=1 (дата обращения : 27.10.2016).
10. Рабочие факультеты / гл. ред. А.М. Прохоров // Большая советская энциклопедия. - Москва : Сов. энциклопедия, 1976. - Т.21. - 597 с.
11. Сенге, П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / Питер Сенге ; пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татариновой. - Москва : ЗАО «Олимп - Бизнес», 2011. - 448 с.
12. Худоминский, П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.) / П.В. Худоминский. - Москва : Педагогика, 1986. - 182 с.