УДК 332.12
В.В. Лизунов, *В.В. Карпов
Омский научно-образовательный комплекс (ОНОК),
Омский институт (филиал) РГТЭУ,
Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО РАН,
Совет Омского Дома ученых, г. Омск
* Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Омск
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРОВ И СТРАТЕГИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Исторический анализ показывает, что в управлении хозяйством западных стран кластерная политика появилась в связи с процессами глобализации и информационнотехнологической революции, которая началась в 1970-х годах в США и привела к развитию информационных технологий и формированию глобальной информационной системы. Произошло радикальное изменение модели организации производства, получившей название «постфордизм», в противовес ранее господствовавшей модели организации массового производства, называемой «фордизм» [2].
Именно специфической чертой «постфордизма» и было распространение гибких форм взаимодействия фирм, связанных цепочкой формирования добавленной стоимости (сетевое предприятие), которое изучал Майкл Портер и для описания которого ввел в экономическую науку и политику понятие кластера. Подробно кластеры как эффективная форма развития социально-экономических систем были рассмотрены нами на предыдущей VII Международной конференции «Динамика систем, механизмов и машин» в 2009 году [5].
Предпосылки создания научно-производственных кластеров в Омской области рассматривались омскими специалистами, начиная с 1990-х годов. В 1995 году коллективом ав-
21
торов была разработана и утверждена постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 9 марта 1995 года № 124-п региональная программа развития медицинского приборостроения "Медприбор". Она была сформирована по результатам регионального совещания разработчиков, изготовителей и пользователей медицинской техники, проведенного в Экономическом комитете администрации области (отделом развития производительных сил, науки и экологии), на котором обсуждались имеющиеся в Омске научная и техническая база, ряд уникальных идей, изобретений и разработок, достижений клинической медицины, в том числе - эффективное использование биофизических методов воздействия различных энергий на ткани и органы человека. Программа была направлена на формирование научно-технической и инвестиционно-производственной системы, «основанной на творческой инициативе и предприимчивости в сочетании с государственным регулированием, как составной части инновационной экономики региона» [4].
Этот опыт был использован при создании регионального центра «Омск-инжиниринг» в рамках программы развития инжиниринговой сети (научно-технических нововведений) России, а также региональной программы создания нефтегазопромыслового оборудования, в дальнейшем реорганизованной в Межрегиональную программу «СибВПКнефтегаз», а затем
- «Сибирское машиностроение».
Основной особенностью этих программ является то, что они вовсе не являются целевыми программами в том смысле, который установлен Законом Омской области об областных целевых программах, то есть - перечнем мероприятий, согласованных по исполнителям, ресурсам и срокам выполнения. Они представляют собой научно-техническую и инвестиционно-производственную систему с системным оператором, управляющим деятельностью такой системы.
В 2000-2005 гг. в результате проведения в г. Омске транспортного форума «ТрансСиб-
вуз-2000» на базе Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) после выполнения ряда маркетинговых и научно-технических исследований общественными научными организациями совместно со специалистами Правительства Омской области была разработана Концепция Омской модели инновационно-индустриального стратегического развития Сибири на основе межгосударственного сотрудничества, шифр «Омский Локомотив» [1].
Основой Концепции является диверсификация предприятий Омского обороннопромышленного комплекса в интересах развития транспорта, аграрного машиностроения, ЖКХ и других отраслей. При формировании подпрограмм Концепции использовался, например, принцип модульного построения агрегатов и систем различного назначения, характерного для современного машиностроения мирового уровня, при котором обеспечивается круглогодичная эксплуатация в различных отраслях энергоплатформ с навесным сменным оборудованием, последовательная модернизация отдельных модулей с использованием инновационных технологий.
Концепция прошла федеральную экспертизу, в том числе в Госдуме, в Совете Федерации и Правительстве РФ, постоянно модернизировалась под различные инвестиционные источники, включая федеральные целевые программы. В 2005 году она победила в конкурсе Минэкономразвития России, на основании чего был создан «Омский региональный бизнес-инкубатор», открытый в октябре 2006 г.
После проведения экспертизы Концепции в Федеральном Агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и посещения г. Омска в ноябре 2006 года руководством РосОЭЗ, было сделано предложение Омскому региону стать пилотной территорией по созданию Промышленно-инновационного парка как базы для создания Омской особой экономической зоны в виде системы отраслевых кластеров, на основе наличия в регионе
22
крупного многоотраслевого инженерного и промышленного потенциала, достигнутых результатов в темпах строительства жилья, выгодного географического положения для формирования мультимодальных транспортных коридоров, а также центров инновационного обучения и трансфера технологий [1, 4].
При научном руководстве д.э.н. В.В. Карпова были защищены кандидатские диссертации С.В. Евсеенко (2004 г.) и Л.Р. Хайрулиной (2006 г.). С.В. Евсеенко был предложен кластерный подход к формированию отраслевой промышленной политики, увязывающий интересы машиностроительного комплекса с социально-экономическим развитием территории средствами взаимосвязанных и взаимообусловленных концепций, программ развития и планов действий
В работах Л.Р. Хайрулиной рассматривались комплексные подходы к формированию региональных кластеров химической и нефтехимической промышленности, проведен анализ состояния химической и нефтехимической промышленности России, анализ конкурентоспособности потенциального кластера химической и нефтехимической промышленности Омской области, на основе чего выявлены общие черты и потенциал исследуемых предприятий, разработаны методические подходы к формированию кластеров химической и нефтехимической промышленности [4, 5].
Экспертами неоднократно отмечалось, что в Омской области исторически сложились крупные территориальные производственные машиностроительный и нефтехимический, а также пищевой и перерабатывающий комплексы, имеющие отдельные признаки кластеров.
В утвержденной Губернатором области в 2006 г. «Стратегии социальноэкономического развития Омской области до 2020 года» определены следующие конкурентные преимущества Омской области [7]:
значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный; наличие развитого обрабатывающего производства: химического и нефтехимического комплекса, нефтепереработки, производства пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроения, лесопереработки;
выгодное географическое положение; развитая транспортная система;
промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области; развитый научно-образовательный комплекс; наукоемкие технологии производства; современная бизнес- и производственная инфраструктура; значительный потенциал развития малого предпринимательства;
эффективное внешнеэкономическое сотрудничество, значительный объем внешнеторгового оборота.
При этом ограничивающими факторами являются:
значительный износ основных фондов в секторах экономики и инфраструктуре; высокая затратность экономики вследствие суровых климатических условий, низкой производительности труда, высоких материало- и энергоемкости продукции, тарифов естественных монополий;
зависимость энергосистемы Омской области от поставок угля из Республики Казахстан;
перевод экономикообразующих организаций Омской области на процессинг; зависимость доходной части областного бюджета от платежей основного налогоплательщика - открытого акционерного общества "Сибнефть";
"старение" кадров в отраслях материального производства; сокращение численности населения Омской области;
23
обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области;
наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций.
В «Стратегии Омской области 2020» также определены перспективные возможности развития Омской области:
усиление позиций секторов - "точек роста" экономики Омской области; возможность развития (восстановления) отдельных производств, благодаря уже имеющимся "точкам роста";
организация особой экономической зоны на территории Омской области; создание новых высокотехнологичных производств, промышленных кластеров; развитие потенциала сельского хозяйства;
рост инвестиционной привлекательности Омской области, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу;
формирование целостной инновационной системы Омской области; развитие малого бизнеса в сфере инноваций, услуг, жилищно-коммунального хозяйства;
развитие транспортной системы: создание мультимодального транспортного узла; вовлечение в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов Омской области;
обеспечение комфортности проживания и высокого качества жизни населения Омской области;
обеспечение экономики Омской области высококвалифицированными кадрами.
При этом в «Стратегии 2020» сформирован образ будущего Омской области в 2020 году:
Омская область - динамично развивающийся субъект Российской Федерации с диверсифицированной экономикой, как по видам хозяйственной деятельности, так и по территориальному размещению;
в Омской области созданы новые высокотехнологичные производственные комплексы,
значительно возросла доля инновационной продукции, повысилась конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и мировом рынках;
качество жизни населения Омской области характеризуется высоким уровнем доходов, потребления товаров и услуг, комфортностью проживания, развитой системой социального обеспечения, ростом рождаемости, увеличением средней продолжительности жизни.
Основными задачами социально-экономического развития Омской области до 2020 года в Стратегии определены:
совершенствование территориального размещения производительных сил, экономическое районирование, создание и укрепление "точек роста" экономики Омской области;
формирование положительного имиджа Омской области как региона, перспективного для инвестиционных вложений, с благоприятными условиями для ведения бизнеса;
формирование инновационной системы Омской области (увеличение выпуска инновационной продукции, повышение доли инновационно-активных организаций);
организация промышленно-производственной особой экономической зоны (развитие высокотехнологичных производств);
кластерное развитие ключевых секторов экономики (нефтехимический, машиностроительный, биотехнологический, агропромышленный, лесоперерабатывающий комплексы);
развитие малого бизнеса (создание инфраструктуры и условий для стимулирования предпринимательской активности);
24
расширение транспортной инфраструктуры (строительство крупных объектов транспортной инфраструктуры, создание мультимодального транспортного узла);
развитие внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества Омской области, реализация имеющегося потенциала в сфере межтерриториальной кооперации с учетом стратегических направлений развития Омской области и соседних.
Поскольку «Стратегия Омской области 2020» была разработана еще в 2006 году, то в настоящее время она требует значительной корректировки. В прошедшие годы вопросы инновационного развития региона и формирования кластеров в Омской области были рассмотрены на различных конференциях и круглых столах, опубликован ряд важных научных и практических материалов.
В 2010 г. нами подготовлена и опубликована коллективная монография «Кластеры и кластерные стратегии», в 2012 году вышло ее второе издание, исправленное и дополненное
[4].
С 2010 года крупным холдингом - группой кампаний «Титан» - в регионе стал развиваться мультикластерный проект ПАРК - «Промышленно-аграрные региональные кластеры». Оператором проекта на федеральном уровне стало Некоммерческое партнерство «Центр инноваций» (г. Москва), оператором проекта в Омской области - ЗАО «Группа компаний «Титан». Структура ПАРКа предусматривает объединение 4-х кластеров: агропромышленного, нефтехимического, кремниевого и лесопромышленного, которые тесно взаимосвязаны и обеспечивают друг друга необходимыми для работы сырьем и продукцией [6].
Библиографический список
1. Горбунов, П.И. Концепция «Омский Локомотив» и инновационное развитие региона / П.И. Горбунов В.В.Лизунов // Развитие регионального маркетинга: от формирования имиджа территории к росту экономического потенциала. Материалы межрегион. научно-практич. конф-ции (7 июня 2006 г.). - Омск: Правительство Омской области, 2006. - С. 156-164.
2. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана / М. Кастельс // М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
3. Лизунов, В.В. Кластерный подход в инновационном развитии регионов /
В.В. Лизунов // Мат-лы Всерос. научно-практич. конф-ции «Теоретико-методологические и практические аспекты организации и функционирования научно-образовательного кластера» (Секция 1. Управление инновационными процессами на основе кластерного подхода.). 27 марта 2012 г. - Казань: Казанский институт РГТЭУ, 2012.
№Ь -
http://kirgteu.com/nauchnaya_deyatelnost/kalendar_nauchnyh_meropriyatij/materialy_internetkonf егепсу / sekciya_4_klasternyj _podhod_v_mirovoj _e_konomike/lizunov_4/.
4. Лизунов, В.В. Кластеры и кластерные стратегии. Монография / В.В. Лизунов,
С.Е. Метелев, А.А. Соловьев. Издание 2-е исправл. и дополн. - Омск: Издатель ИП Скорня-кова Е.В., 2012. - 278 с.
5. Лизунов, В.В. Кластеры как эффективная форма развития социально-экономических систем / В.В. Лизунов, В.В. Карпов // Динамика систем, механизмов и машин: Материалы VII Междунар. научно-технич. конф-ции (10-12 ноября 2009 г.). - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - Кн.4. - 492 с. С. 39-56.
6. Проект ПАРК. ЦЯЬ - http://www.titan-omsk.ru/park_project.html.
7. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года. Указ
Губернатора Омской области от 13.02.2006 г. № 18 // Омская правда. - 17.02.2006. - № 12. ЦЯЬ
- http://www.omskportal.ru/default.asp7sid Favorites=1&sidObjectType=2&sid
ОЬ ectV alue=21741.