Научная статья на тему 'Предпосылки развития технического вуза как национального исследовательского университета'

Предпосылки развития технического вуза как национального исследовательского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ / ПРИЗНАКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / PRECONDITIONS / FEATURES / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF TECHNICAL NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Василий Юрьевич

Обсуждается роль технических университетов как базы для развития национальных исследовательских университетов. Выделяются отличительные признаки исследовательского университета, рассматривается стратегия его развития, предпосылки становления технического национального исследовательского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Василий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions of the development of the technical university as the national research university

The role of the technical universities as base for development of the national research universities is discussed. Distinctive features of the research universities, the strategy of the development of Perm State Technical University, preconditions of formation of the national research university are considered.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития технического вуза как национального исследовательского университета»

В.Ю. ПЕТРОВ, профессор, ректор Пермский государственный технический университет

Предпосылки развития технического вуза как национального исследовательского университета

Обсуждается роль технических университетов как базы для развития национальных исследовательских университетов. Выделяются отличительные признаки исследовательского университета, рассматривается стратегия его развития, предпосылки становления технического национального исследовательского университета.

Ключевые слова: предпосылки, признаки, стратегия развития технического национального исследовательского университета.

В соответствии с задачами реорга- фессиональной деятельности. Кроме

низации системы высшего профессионального образования в стране формируется сеть национальных исследовательских университетов (НИУ), которые в перспективе должны стать мировыми лидерами в приоритетных областях науки, техники и технологий. Создание университетов международного уровня обусловлено масштабными проектами развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей российской экономики.

Важнейшим отличительным признаком исследовательского университета является его способность генерировать знания и обеспечивать трансфер результатов исследований и разработок в экономику, проводить фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук, масштабно осуществлять подготовку магистров, научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, реализовывать востребованные рынком труда программы подготовки и переподготовки научных, инженерных и управленческих кадров, характеризующиеся опережающим содержанием обучения по отношению к практике про-

того, для НИУ характерны высокая степень интеграции науки и образования, тесное взаимодействие с крупными корпорациями и компаниями, наличие «инновационного пояса» малых внедренческих предприятий, учрежденных с участием университета, и эффективной системы коммерциализации результатов исследований и разработок. Перед НИУ ставится цель добиться международного и национального признания успешности сво-

72

Высшее образование в России • № 5, 2010

ей научной и образовательной деятельности.

В соответствии с мировой практикой к основным индикаторам эффективности деятельности исследовательского университета могут быть отнесены следующие:

■ бюджет исследований и разработок, соизмеримый с образовательным бюджетом университета;

■ результаты исследований и разработок, соответствующие мировому уровню или превышающие его;

■ подготовка магистров, кандидатов и докторов наук, составляющих значительную долю в общем числе выпускников университета (как правило, не менее 25%).

Политика создания сети национальных исследовательских университетов в России является реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сферы науки и образования и логическим продолжением процесса, начало которому было положено конкурсом инновационных образовательных программ.

Программа развития Национального исследовательского университета «Пермский государственный технический университет» на 2009-2018 гг. основана на системных и масштабных преобразованиях и инфраструктурных изменениях в образовательной, научной и инновационной деятельности, достигнутых при выполнении инновационной образовательной программы в 2007-2008 гг.

Динамичная экономическая ситуация в мире и стране, новые вызовы и требования, выдвигаемые быстро-развивающейся экономикой и высокотехнологичными производствами, наполнили миссию Национального исследовательского университета «ПГТУ» новым содержанием. Вуз призван:

■ стать центром элитного инже-

нерного образования в России мирового класса;

■ готовить высококлассных инженеров мирового уровня для предприятий машиностроения, энергетики, металлургии, наноиндустрии, добычи и переработки нефти, газа и полезных ископаемых и для других наукоемких отраслей сферы материального производства;

■ совершенствовать свою деятельность на основе единства образовательного, научного и инновационного процессов и опережающего развития содержания обучения по отношению к практике профессиональной деятельности;

■ активно участвовать в формировании глобального образовательного и исследовательского пространства, способствовать успешной деятельности своих выпускников в конкурентной среде, повышая тем самым имидж российского инженера;

■ осуществлять подготовку специалистов нового поколения, формируя их прогрессивное мировоззрение, общечеловеческие и профессиональные компетенции, которые позволят им адаптироваться в социокультурную жизнь России и стран мирового сообщества.

Статус национального исследовательского университета предъявляет особые требования к международной деятельности ПГТУ, предполагая совместную работу с университетами Европы, США и Китая по программам академической мобильности для студентов и преподавателей, научные стажировки аспирантов, молодых ученых и научных работников, проведение симпозиумов и конференций, издание научных монографий и журналов, учебников и учебных пособий, выполнение научных проектов при поддержке зарубежных и международных фондов и программ.

Примерами успешного междуна-

родного сотрудничества являются учебный центр «ДаймлерКрайслер -ПГТУ», Инновационный центр Microsoft в Пермском крае на базе ПГТУ, Центр технической компетенции «AMD - ПГТУ» корпорации Advanced Micro Devices, Учебный центр Академии Cisco и другие подразделения университета, созданные совместно с крупнейшими зарубежными компаниями и корпорациями.

Образовательные программы «Двойной диплом» реализуются нами совместно с Техническим университетом Вены, Горной академией Фрайберга, Университетом прикладных наук Анхальта, Католическим университетом Левена, Политехническим университетом Шеньчженя и другими вузами.

В ПГТУ осуществляется целевая подготовка специалистов по соглашению с правительством Ирака и договору с предприятием «Нефтехим-Бур-гос », ведется обучение студентов и аспирантов из Алжира, Сирии, Китая, Нигерии и других стран, а также из стран СНГ.

За последние три года университет участвовал в реализации шести проектов по программе Tempus. Так, в результате выполнения проекта CD JEP-23164 на основе передового европейского опыта в ПГТУ создана магистратура по направлению «Экологический менеджмент и аудит», по окончании которой студенты получают дипломы ПГТУ и Свободного университета Амстердама.

Качество учебного процесса обеспечивают 1250 преподавателей, средний возраст которых составляет 48 лет. Среди них 80 лауреатов государственных премий в области образования, науки и техники, 2 академика и 4 члена-корреспондента Российской академии наук, 250 профессоров, докторов наук, более 700 доцентов, кандидатов наук. За последние годы штатный преподавательский состав значительно попол-

нился молодыми преподавателями в возрасте до 35 лет; их количество на сегодняшний день составляет 384 человека (в том числе 77 кандидатов наук).

Профильные выпускающие кафедры возглавляются известными и авторитетными в России и за рубежом учеными, в том числе с мировыми именами. Например, генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», профессор, доктор технических наук А.А. Иноземцев заведует кафедрой «Авиационные двигатели и энергоустановки»; генеральный конструктор ОАО «Научно-производственное объединение "Искра"», член-корреспондент РАН М.И. Соколовский - кафедрой «Ракетно-космическая техника и энергетические установки»; научный руководитель Научного центра порошкового материаловедения ПГТУ академик РАН В.Н. Анциферов возглавляет кафедру «Порошковое материаловедение и наноматери-алы»; директор Института механики сплошных сред Уральского отделения РАН академик РАН В.П. Матвеенко -кафедру «Мехатроника».

За последние три года существенно обновлена материально-техническая база: на сумму более 700 млн. рублей приобретено уникальное научное оборудование, в том числе сканирующие электронные микроскопы, стенды, установки и приборы для исследования структуры и свойств материалов, комплексы испытательного оборудования, высокопроизводительный вычислительный кластер и т.д. Обновление основных средств в 2008 г. составило 17% к их остаточной стоимости.

Информационное обеспечение образовательной и научной деятельности поддерживается не только объемом и структурой книгокомплектования и подписки (более 20 млн. рублей в год), но и доступом к разнообразным российским и зарубежным электронным ресурсам, обеспечиваемым научной

74

Высшее образование в России • № S, 2010

библиотекой университета. Активно используется доступ к зарубежным научным информационным ресурсам, в том числе к научным журналам и книгам издательства Elsevier.

В ПГТУ созданы и апробированы организационные структуры и новые эффективные механизмы управления деятельностью вуза, направленные на повышение динамичности и чувствительности обратных связей в системных взаимодействиях, на увеличение самостоятельности и ответственности структурных подразделений за счет делегирования полномочий и передачи ресурсов на их уровень, а также демократизации и открытости.

Ученым советом университета разработаны и приняты целевые программы: «Научно-педагогические кадры», «Поддержка ведущих научныхшкол», «Повышение квалификации персонала», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки, техники и технологий», «Развитие информационной среды и информационно-коммуникационных технологий» и другие - с финансированием мероприятий этих программ из внебюджетных средств вуза.

В университете внедрена внутриву-зовская система менеджмента качества на базе модели, предложенной Министерством образования и науки РФ. В марте 2009 г. проведен внешний аудит соответствия системы качества ПГТУ требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008 фирмой TUV SUD Management Service GmbH (Германия).

Мониторинг трудоустройства и профессионального роста выпускников проводится Межвузовским центром трудоустройства и содействия занятости и выпускающими кафедрами университета с целью получения объективной информации о выпускниках университета, об оценке работодателями качества подготовки специалистов по конкретным специальностям и

направлениям. Центр призван оказывать информационное содействие абитуриентам и помощь в адаптации выпускникам, давать рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении повышения конкурентоспособности и профессиональной успешности выпускников на рынке труда.

Факультеты и выпускающие кафедры университета осуществляют послевузовское сопровождение профессиональной карьеры выпускников, участвуют в составах комиссий по аттестации молодых специалистов на предприятиях-партнерах.

Пермский государственный технический университет занимает лидирующие позиции в рейтингах, составленных по результатам опросов работодателей о качестве выпускников вузов. Так, журнал «Деньги» издательского дома «Коммерсантъ» (№ 12, 2006) опубликовал рейтинг вузов по результатам опроса 300 крупнейших по капитализации российских компаний. При распределении мест в рейтинге «в первую очередь учитывалось количество компаний, назвавших соответствующий вуз среди наиболее авторитетных учебных заведений, выпускников которых они хотели бы видеть своими сотрудниками». Среди 100 ведущих вузов России, упомянутых в рейтинге, Пермский государственный технический университет занял общее 13-е место, опередив многие известные вузы, и оказался на 4-м месте среди 63 региональных вузов России (за исключением вузов Москвы и Санкт-Петербурга).

Этот факт подтверждается независимыми данными опроса работодателей (крупнейших российских компаний и предприятий), проведенного журналом «Прямые инвестиции» (№ 5, 2005). Из 284 вузов России, названных по результатам опроса 148 работодателей, в рейтинге «Самые престижные

вузы России», составленном по числу голосов, отданных работодателями за позицию «всегда готовы брать выпускников», ПГТУ занял 7-е место среди всех вузов России и 1-е место среди региональных вузов (за исключением вузов Москвы).

Свидетельством международного и национального признания успешности деятельности университета являются многочисленные медали и дипломы международных и российских форумов, выставок и ярмарок (зарубежные научно-технические выставки в Лондоне, Ганновере, Брюсселе, Пекине, Сеуле, Тель-Авиве, Падуе, Эдинбурге и др., II Международная выставка и конгресс «Перспективные технологии XXI века», VII Международный форум «Высокие технологии XXI века», Первый международный форум по нанотехно-логиям, Международные салоны промышленной собственности «Архимед», Московские международные салоны инноваций и инвестиций, ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям - российский капитал» и др.).

В университете действуют научные школы академиков РАН В.Н. Анциферова («Химия, новые материалы и химические технологии», приоритетное направление «Индустрия наносис-тем и материалов», НШ-1498.2008.3) и В.П. Матвеенко («Деформационные процессы в материалах с учетом фазовых, релаксационных переходов, диффузионных, структурных,

PETROV V. PRECONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE TECHNICAL UNIVERSITY AS THE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

The role of the technical universities as base for development of the national research universities is discussed. Distinctive features of the research universities, the strategy of the development of Perm State Technical University, preconditions of formation of the national research university are considered.

Keywords: preconditions, features, strategy of development of technical national research university.

масштабных и электромагнитных явлений», приоритетное направление «Транспортные, авиационные и космические системы», НШ-3717.2008.1), являющиеся победителями российского конкурса ведущих научных школ и получающие государственную поддержку.

Таким образом, Пермский государственный технический университет, обладая современной инфраструктурой образовательной и научной деятельности, инновационной системой формирования профессиональных компетенций выпускников, характеризуется высокой степенью взаимодействия с научными и производственными структурами и выполнением на мировом уровне фундаментальных и прикладных исследований и разработок в приоритетных областях науки, техники и технологий, имеет предпосылки для устойчивого развития в качестве национального исследовательского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.