Лихтер П. Л.
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЦИПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
12.3. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЦИПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Лихтер Павел Леонидович, кандидат юридических наук
Место работы: ФГБОУ ВПО «Пензенский Государственный Университет»
lixter@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования основных принципов и институтов конституционного права в учениях древнегреческих философов. Особое внимание уделяется анализу подходов Платона и Аристотеля к принципам законности, справедливости, гуманизма, равноправия граждан, демократизма, разделения властей, защиты прав и свобод гражданина. Автором обосновывается тезис о том, что идеи, зародившиеся в Древней Греции, не теряют теоретическую и практическую ценность в контексте взаимодействия государства, общества и человека.
Ключевые слова: Платон, Аристотель, теория конституционного права, принципы конституционного права, теория эйдосов Платона.
BACKGROUND OF THE CONSTITUTIONAL LAW'S PRINCIPLES IN THE PHILOSOPHY OF ANCIENT GREEK THINKERS
Likhter Pavel L., PhD at Law
Place of employment: Penza State University
lixter@mail.ru
Abstract: The article deals with the formation of the basic principles and institutions of constitutional law in the teachings of the ancient Greek philosophers. Particular attention is paid to the analysis of Plato's and Aristotle's approach to the principles of legality, fairness, humanism, equality of citizens, democracy, separation of powers, protection of rights and freedoms. The author proves the thesis that the idea originated in ancient Greece, do not lose the theoretical and practical value in the context of cooperation between the state, society and the individual.
Keywords: Plato, Aristotle, the theory of constitutional law, the principles of constitutional law, Plato's theory of Eidos.
Британский философ А.Н. Уайтхед не без оснований заметил, что вся послеплатоновская философия есть только цитирование Платона1. На самом деле, политико-правовые учения Древней Греции имеют фундаментальное значение для развития европейской цивилизации, в том числе, для современного понимания права, основ взаимодействия государства, общества и человека.
Первыми сторонниками преобразования государственного и общественного устройства на основе собственных философских теорий были Пифагор (580-500 гг. до н.э.), Гераклит (530-470 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) и другие досократики. Однако их учения известны нам фрагментарно, в пересказах более поздних философов.
Платон и Аристотель - первые древнегреческие мыслители, чьи труды дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью. Основной задачей статьи является обоснование актуальности для теории конституционного права некоторых концепций, разработанных философами более 2000 лет назад.
Одно из центральных мест в учении Платона и Аристотеля занимают базисные вопросы взаимодействия государства и общества. Обоснованные древнегреческими философами принципы равноправия граждан, справедливости, законности и гуманизма составляют ядро современного права, в том числе, основных конституционных прав человека.
Вопросы соотношения перечисленных принципов в
1 Whitehead A.N. The Organization of Thought Educational and Scientific. London: Williams & Norgate, 1917. [Electronic resource] // URL: https://archive.org/details/organisationofth00whit (дата обращения 27.11.2016).
концепциях древнегреческих философов требуют комплексного подхода и анализа в неразрывной взаимосвязи.
В «Законах» Платон выступает за потребительское равенство всех сословий: «...Что касается пищи и распределения доставляемых страной припасов, то правильным здесь было бы, конечно, осуществить порядок, близко напоминающий критский закон. Все эти припасы должны быть всеми разделены . и раз всех частей три, то часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества. Каждый из граждан получает две части и производит распределение припасов между рабами и свободнорожденными людьми: количество и качество распределяемого он определяет по своему желанию. Излишек надо распределить соответственно, приняв в расчет количество живых существ, пищу которым доставляет земля»2. Следует признать подобные мысли о положении рабов и иностранцев довольно радикальными и прогрессивными для эпохи античности.
Не меньший интерес вызывает рассмотрение древнегреческими философами отдельных аспектов прав женщин в полисе. Анализируя семейно-брачные отношения в диалогах «Пир», «Тимей», «Государство», «Законы», Платон фактически обосновал идею равноправия полов.
Сегодня в большинстве конституций мира записано,
2 Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1994. (Законы,
848 b). С. 302.
что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако в античную эпоху тезис о гендерном равенстве вызывал, прежде всего, неприятие и недоумение.
Платон признает, что в современном ему обществе роль женщин сводится к деторождению и ведению домашнего хозяйства. Однако данное положение, по его мнению, обусловлено неправильным воспитанием женщин и не соответствует их природным возможностям. В «Государстве», рассуждая о должной роли женщины в идеальном полисе, Платон приходит к выводу о том, что они не уступают мужчинам в гимнастике, мусическом искусстве, философии и даже военном деле . Именно для преодоления несправедливого положения женщин философ и предлагает один из самых спорных тезисов своего идеального государства: общность жен и детей4. За счет этого он планирует разрушить традиционный семейный уклад и открыть дорогу к разностороннему развитию «слабого пола».
Следует отметить мнение некоторых исследователей о том, что на самом деле Платон не разделял идею равноправия полов и рассматривал ее в своих работах из-за «внешнего влияния времени и моды»5. С подобными суждениями сложно согласиться - не тот калибр мыслителя, чтобы поддаться влиянию моды. В то же время, нельзя не заметить определенную противоречивость многих вопросов философии Платона. Например, в диалоге «Федр» мыслитель говорит о мире эйдосов как об особом пространстве, а в диалоге «Парменид» критикует концепцию двух миров (идей и вещей). Такое же сложное отношение мы видим к вопросу равноправия мужчин и женщин. Вот почему Платона одинаково часто называют и крайним сторонником дискриминации женщин, и основателем феминизма. Правда представители обоих идейных лагерей отбрасывают часть платоновских текстов в надежде построения цельной философской конструкции. Однако нельзя свести характеристику Платона к некоему однозначному принципу, одной и неподвижной идее, не учитывая всей огромной сложности материала, связанного с его именем.
Мы можем предположить насколько невероятным для современников Платона казалась его идея о равенстве полов, высказанная в «Государстве». Но в диалоге «Пир» мыслитель идет еще дальше и описывает превосходство некоторых женщин над мужчинами даже в вопросах философии. Главное действующее лицо «Пира» - Сократ - в ходе застольной дискуссии о боге Эроте пересказывает присутствующим концепцию мантинеянки Диотимы о «философии любви», которую мыслитель считает безупречной. По мнению ряда ученых, прототипом Диотимы является вторая жена Перикла - Аспасия, чьим интеллектом и остроумием был крайне впечатлен Платон6.
Описывая вопросы отношения полов, Платон вскрывает социальные корни неправильного положения женщин в эллинистическом обществе, а также настаивает на необходимости изменить подход к их воспитанию и образованию, чтобы искусственно сформированная асимметрия уступила место полноценному
3 Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М., 1994. (Государство, 454е) С. 228.
4 Там же. (Государство, 464b). С. 240.
5 Windelband Wilhelm. A History of Philosophy. Wipf and Stock Publishers. 2003.
6 Wider Kathleen. Women Philosophers in the Ancient Greek World: Donning the Mantle // Hypatia 1986. 1 (1). P. 21-62.
развитию всех членов общества, а не только его мужской половины.
Платон был одним из первых, кто доказал неразрывную связь идей справедливости, законности и общественных интересов людей. В диалоге «Законы» Платон отмечает, что в государстве, где право существует в интересах нескольких человек, нельзя собственно говорить о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и «...то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя»7. Развивая мысль о необходимости формирования правильной формы государства на основании закона, философ пишет следующее: «Не ради нового словца назвал я сейчас правителей служителями законов: я действительно убежден, что спасение государства зависит от этого больше, чем от чего-то иного. В противном случае государство гибнет... Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»8.
Все формы государственного устройства современной ему эпохи Платона относил к неидеальным, так как в них присутствует существенный разрыв между богатыми и бедными, причем последние страдают, в том числе, из-за законов, предусматривающих несправедливые наказания.
По мнению Бертрана Рассела, слово «справедливость», как оно еще употребляется до сих пор в праве, более подходит к концепции Платона, чем слово «справедливость», используемое в политических спе-куляциях9. Мы не найдем у Платона и Аристотеля мысли об ассоциации справедливости и равенства. «Справедливость» в том смысле, в каком она является почти синонимом «права» (когда мы, например, говорим о суде), касается главным образом права собственности, которое не имеет непосредственного отношения к равенству10.
Аристотель продолжает исследование вопросов справедливости и относит ее к ключевым понятиям, без которых невозможно представить существования гражданина и общества в целом. Справедливость, зафиксированная в праве и утвердившаяся в нравственном сознании, выступает в качестве лучшей гарантии защиты человека как от произвола других людей, так и от превышения полномочий со стороны государственных органов11.
Аристотель сближает понятия политической справедливости и права. Вне политического (морального) общения свободных граждан полиса права для него не существует. Только правопорядок, основанный на справедливости, способен изменить отношение людей к законам, исходящим от государства, и обеспечить достижение такого состояния общества, при котором наилучшим способом обеспечивается защита прав и интересов человека, а также условия для его полно-
7 Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1994. (Законы, 715 с). С. 167.
8 Там же. (Законы, 715 d). С. 167.
9 Russell Bertrand. A History of Western Philosophy and Its Connection with Political and Social Circumstances from the Earliest Times to the Present Day [Electronic resource] // URL: https://en.wikiquote.org/wiki/A_History_of_Western_Philosophy (дата обращения 20.08.2016).
Наймушина Л.П. Влияние справедливости на законодательство в истории политико-правовой мысли // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 4. С. 23-27.
11 Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в
курс теории государства и права. М., 1997. С. 197.
Лихтер П. Л.
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЦИПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ценного развития.
Отсюда и возникает аристотелева концепция естественного права. Того права, которое выше писанного закона, того права, «.которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его»12. Если для Платона идея естественного права привязана к земным вещам, а не к миру божественных идей (и, следовательно, обречена на латентную деградацию), то Аристотель во многом реабилитирует проблематику естественного права. При этом, по мнению Стагирита, всякая конституция должна быть «золотой серединой» между конститутивными нормами, создающими нечто новое из ничего, и деклараторными нормами, придающим конституционный статус уже устоявшимся социальным отношениям.
К сожалению, Аристотель подробно не перечисляет предписания естественного права, но указывает, что к ним, помимо прочих, относятся вопросы частной собственности, семьи, войны прогрессивных и варварских цивилизаций.
Стагирит выделяет две формы осуществления справедливости: выравнивающую и распределяющую. Первый вид справедливости предполагает эквивалентность обмена, воздаяние равным за равное без учета индивидуальных особенностей действующих субъектов. Распределяющая справедливость учитывает характеристики субъектов, в результате чего один может получить больше, чем другой 3
По нашему мнению, уместно сопоставить выравнивающую справедливость с принципом правового государства (например, все предприниматели в Российской Федерации равны в части свободы предпринимательства, несмотря на наличие или отсутствие у них российского гражданства), а распределяющую справедливость можно было бы сопоставить с принципом социального государства (например, меры социальной поддержки, предусмотренные для малого бизнеса, не предоставляются крупному бизнесу, с одной стороны, и простым обывателям, с другой).
При этом необходимо отметить, что на практике выравнивающая справедливость не исключает распределяющую. Так, зарплата доцента вуза не должна быть меньше, чем зарплата учителя начальной школы. Здесь, с одной стороны, «финансовый» статус доцента вуза подтягивается вверх до аналогичного статуса учителя начальной школы (принцип равенства и, соответственно, принцип правового государства). С другой стороны, уже в контексте социального государства ставится вопрос о том, что не должно быть перекоса (обусловленной распределяющей справедливостью) в пользу учителей школ и в ущерб доцентов вузов.
Перечисляя грани драгоценного вклада древнегреческих философов в теорию государства и права, необходимо отметить, что немецкий юрист Рем еще в конце XIX века обосновал формирование идеи о разделении властей в работах Аристотеля. В.С. Абаш-мадзе уточнил, что «.учение о разделении государственной власти так же старо, как и само государство и право. Начиная с античной эпохи... учение о разделении государственной власти развивается постепен-
12 Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1976-1983 (Никомахова этика, 1134 Ь). С. 159.
13 Сабанин С.Н. Справедливость освобождения от уголовного наказания. Екатеринбург. Уральская государственная юридическая академия совместно с Екатеринбургской высшей школой МВД РФ, 1993. С. 6.
но и лишь в эпоху абсолютизма становится господствующим». В подтверждение своего вывода В.В. Абашмадзе ссылался на Ш. Монтескье, который изучение истории учения о разделении государственной власти «начинает с античной эпохи»14.
В.С. Нерсесянц не соглашается с тем, что привычная нам идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную сформулирована в Древней Греции, но указывает на то, что «.платоновское представление о преимуществах смешанного правления присутствует в учении Монтескье о разделении властей, в частности, при обосновании требования равновесия различных властей...»15
Разрешая научный спор о том, содержалась ли в учениях древнегреческих мыслителей идея о разделении властей, следует помнить, что Платон является последовательным противником тирании. Мысли ученого о её разоблачении являются одними из самых ярких и убедительных мест не только в «Государстве», но, может быть, и во всей мировой литературе за прошедшую историю человечества.
Формат статьи не позволяет подробно рассмотреть все конституционно-правовые принципы и институты, формирование которых заложено в учениях Платона и Аристотеля, однако к ним с уверенностью можно отнести отдельные аспекты формирования гражданского общества16, принципа ограничения срока полномочий государственных чиновников17, всеобщего референ-дума18, запрета государственным служащим заниматься коммерцией, принимать подарки за свою служ-
г- 19
бу и др.
Как мы видим, идеи, зародившиеся в Древней Греции, не теряют теоретическую и практическую ценность и в настоящее время, особенно в части функционирования органов исполнительной власти.
Особое внимание нам бы хотелось обратить на те аспекты учений Платона и Аристотеля, которые вплетены в контекст теории прав человека. По нашему мнению, именно данная конвергенция наиболее слабо изучена современными учеными.
Эмпирической базой при этом будут являться как положения действующих конституций, так и основные международно-правовые акты, закрепляющие правовой статус личности. Например, анализ Хартии Европейского союза об основных правах 2007 года20 показывает, что в ней происходит объединение прав-ценностей и прав-принципов, без разделения их в соответствии с традиционными классификациями на группы, в неразрывной связи с ответственностью и обязанностями.
Указанный факт подчеркивает растущую универсальность и единство правового статуса человека и гражданина в современном мире и одновременно отражает принцип неделимости основных прав, свобод,
14 Абашмадзе В.В. Очерки по истории политических учений: в 2 ч. Ч. 2. Тбилиси, 1977. С. 509-510.
15 Нерсесянц В.С. Платон. М.:Норма, 2015. С. 98-99.
16 Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М., 1994. (Государство, 369 с). С. 130.
17 Там же. (Государство, 460 е). С. 236.
18 Там же. (Законы, 661 b). С. 111.
19 Там же. (Государство, 362 с). С.121.
20 Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01, принята в г. Страсбурге 12.12.2007) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система (дата обращения: 27.11.2016).
ответственности и обязанностей21. Все отчетливей прослеживается отказ от традиционного деления прав на «первостепенные», к которым ранее относили гражданские и политические права, и «второстепенные» - социально-экономические права.
Методы, предложенные в теории эйдосов Платона и политической философии Аристотеля, могут стать одними из наилучших ключей к пониманию принципиально новых подходов развития концепций прав человека в третьем тысячелетии. Указанные методы, помимо прочего, предполагают попытку более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью между отдельными индивидами, обществом в целом и государством.
Список литературы:
1. Russell Bertrand. A History of Western Philosophy and Its Connection with Political and Social Circumstances from the Earliest Times to the Present Day [Electronic resource] // URL:
https://en.wikiquote.org/wiki/A_History_of_Western_Philosop hy (дата обращения 20.08.2016).
2. Wider Kathleen. Women Philosophers in the Ancient Greek World: Donning the Mantle // Hypatia 1986. 1 (1).
3. Windelband Wilhelm. A History of Philosophy. Wipf and Stock Publishers. 2003. 760 p.
4. Whitehead A.N. The Organization of Thought Educational and Scientific. London: Williams & Norgate, 1917. [Electronic resource] // URL: https://archive.org/details/organisationofth00whit (дата обращения 27.11.2016).
5. Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01, принята в г. Страсбурге 12.12.2007) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система (дата обращения: 27.11.2016).
6. Абашмадзе В.В. Очерки по истории политических учений: в 2 ч. Тбилиси, 1977.
7. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. М., 19761983.
8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов (17-е издание, исп. и доп.). М.: Статут, 2013.
9. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
10. Наймушина Л.П. Влияние справедливости на законодательство в истории политико-правовой мысли // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010.№ 4. С. 23-27.
11. Нерсесянц В.С. Платон. М.:Норма, 2015.
12. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1994.
13. Сабанин С.Н. Справедливость освобождения от уголовного наказания. Екатеринбург. Уральская государственная юридическая академия совместно с Екатеринбургской высшей школой МВД РФ, 1993.
14. Хитрук Е.Б. «Женский вопрос» в философии Платона // Идеи и идеалы. 2016. № 2 (28). С. 40-52.
15. Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории государства и права. М., 1997
ОТЗЫВ
научного консультанта на статью кандидата юридических наук Лихтера Павла Леонидовича «Предпосылки принципов конституционного права в философии древнегреческих мыслителей»
В статье П.Л. Лихтера рассматриваются отдельные вопросы генезиса принципов конституционного права в учениях древнегреческих философов. Автор исходит из того, что учения Платона и Аристотеля о принципах справедливости, законности и равноправия граждан не утратили своей актуальности для современной теории конституционного права.
По тексту работы дается краткая характеристика философии древнегреческих философов. Проводится анализ того факта, что Платон был одним из первых, кто доказал неразрывную связь идей справедливости, законности и общественных интересов людей. Аристотель продолжает исследование ключевых политико-правовых вопросов и относит справедливость к ключевым понятиям, без которых невозможно представить существования гражданина и общества в целом.
Особое внимание автор уделяет тем аспектам учений Платона и Аристотеля, которые связаны с теорией прав человека. Следует отметить, что данной конвергенции посвящено недостаточно исследований современных ученых.
Свои мысли и выводы П.Л. Лихтер подкрепляет ссылками на тексты философов Древней Греции, нормативные источники и имеющуюся научную литературу по исследуемой теме. Статья оформлена в соответствии с требованиями и сопровождается аннотацией и ключевыми словами на русском и английском языках, а также списком использованных источников.
С учетом изложенного, статья П.Л. Лихтера «Предпосылки принципов конституционного права в философии древнегреческих мыслителей» может быть опубликована в одном из рецензируемых научных журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки России.
Заведующий кафедрой «Частное и публичное право» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор юридических наук, профессор
Синцов Глеб Владимирович
21 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов (17-е издание, исправленное и дополненное). М.: Статут, 2013. С. 39.