рефлексию, но к сожалению, обнаруживается, что педагогический опыт после десяти лет отрицательно влияет на рефлексивную деятельность. Значит, в деятельности по рефлексированию, молодые учителя и учителя с многолетним стажем испытывают трудности.
Литература
1. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. 303 с.
Предпосылки исследования профессиональной рефлексии студентов - будущих учителей начальных классов Султаналиева Ш. К.
Султаналиева Шайыркул Карыпбековна /Sultanalieva Shaiyrkul Karypbekovna - старший
преподаватель, кафедра педагогики и технологии обучения, Нарынский государственный университет имени С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются предпосылки исследования профессиональной педагогической рефлексии студентов - будущих учителей начальных классов. Проводится экскурс истории изучения рефлексии в системе науки. Особое внимание уделяется формированию рефлексии у студентов в процессе обучения.
Abstract: this article discusses the research background of professional pedagogical reflection of students - future teachers of initial classes. There are guided tours exploring the history of reflection on the system of science. Particular attention is paid to the formation of reflection among students in the learning process.
Ключевые слова: рефлексия, студент - будущий педагог, профессиональная рефлексия, рефлексивная деятельность, педагогическая рефлексия. Keywords: reflection, the student - the future teacher, professional reflection, reflective activity, pedagogical reflection.
В последнее время в психолого-педагогических исследованиях возрастает интерес к профессиональной рефлексии в педагогической деятельности преподавателей общеобразовательных школ, в том числе и учителей начальных классов. Эта актуальная проблема современной педагогики активно изучалась в Российской Федерации, результаты исследований опубликовывались, и это создало весьма благоприятные предпосылки для проведения исследований в данном направлении. Например, Б. З. Вульфов, Н. И. Гуткина, Г. И. Давыдова, Г. П. Звенигородская, А. В. Карпов, В. В. Пономарева, Е. Н. Ткач, Т. Ф. Ушева, Г. П. Щедровицкий и многие другие ученые в своих трудах исследовали различные аспекты рефлексии, рефлексивной деятельности. Однако корни этого понятия уходят в древние, глубинные слои философской мысли человечества.
В философской литературе интересующему нас понятию дается следующее определение: «РЕФЛЕКСИЯ - понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека» [2, с. 445]. Таким образом, рефлексия охватывает внутренний мир человека, его деятельность по
самопознанию, она содействует интеллектуально-духовному развитию личности. Поэтому свой интерес к этому явлению выражали многие светлые умы человечества в течение многих веков, и своими размышлениями, умозаключениями по поводу рефлексии постепенно создавали благоприятную почву для исследования психолого-педагогической природы профессиональной рефлексивной деятельности человека, особенно учителей всех ступеней системы образования.
В древности, к проблеме рефлексии обращались Сократ, Платон, Аристотель, Плотин и др. Сократ считал самопознание наиболее важной задачей человека, Платон отмечал важность самопознания как знание самого себя, а Аристотель полагал, что разум мыслит самого себя. В средние века, Августин, Иоанн Скотт Эриугена, Фома Аквинский и др. раскрывали различные свойства рефлексии. Августин называл наиболее достоверным знанием знание человека о собственном бытии и сознании, Эриугена считал созерцание высшим актом творения, а Фома Аквинский отмечал необходимость рефлексии над собственными мыслительными действиями. Так сформировался фундамент для дальнейших научных поисков по проблемам рефлексивной деятельности личности.
В Новое время углублялись человеческие знания по различным аспектам рефлексии. Это стало возможным благодаря теоретическим размышлениям таких видных философов, как Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и др. По мнению Канта, рефлексия связана с исследованием основ познавательной способности человека. Он различает логическую и трансцендентальную рефлексию. А Гегель рассматривает рефлексию как движущую силу развития духа личности. Он считает рефлексию способом взаимного отображения и единения противоположностей. Таким образом, философы Нового времени обратили особое внимание на позитивную роль рефлексии.
Если обратиться к последующим представителям философской мысли, то можно наблюдать уникальность их размышлений по поводу рефлексии. Так, Гуссерль придает рефлексии универсальную методологическую функцию. По его выражению, рефлексия - это «общая рубрика для всех тех актов, в коих становится очевидно схватываемым и анализируемым поток переживания со всем многообразно встречающемся в нем» [1, с. 164]. А по Хайдеггеру, «Субъектность, предмет и рефлексия взаимосвязаны...» [4, с. 184].
Наш короткий и частичный экскурс истории проблемы показывает важность рефлексии в жизнедеятельности человека. Сегодня роль рефлексии возрастает в связи с глубокими изменениями в обществе. Рефлексия превратилась в одно из основных категорий системы наук. Она широко распространяет свое влияние на психолого-педагогические дисциплины в системе наук. В то же время она стала свойством личности, охватывающей его отношение к внешнему миру, себе, своим внутренним чувствам.
В нашей республике, к сожалению, не проводились и не проводятся научно-экспериментальные исследования по проблемам рефлексии и профессиональной рефлексивной деятельности. Поэтому мы сочли вполне допустимым проведение экспериментального исследования по формированию рефлексивной деятельности у студентов - будущих педагогов, обучающихся по системе бакалавриата. В наших предварительных опросах, направленных на выяснение наличия у студентов - будущих педагогов рефлексивных умений и навыков, было определено отсутствие у некоторых из них даже знаний о рефлексии и рефлексивной деятельности. Таким образом, стала ясной необходимость формирования в процессе обучения у студентов - будущих педагогов умений и навыков рефлексирования над своими действиями в учебном процессе.
Справедливости ради, надо отметить, что в августе-ноябре 2011 года доктор педагогических наук, профессор Т. М. Сияев через 1 канал телевидения Кыргызской Республики провел серию теле-тренингов по формированию и развитию профессиональной педагогической компетентности учителей. Эти теле-тренинги
49
охватывали следующие направления: рефлексия, стимул и мотив, эмоция и эмпатия, коммуникативная компетентность, креативность. Впоследствии, признавая важность формирования и развития у действующих и будущих педагогов способностей к профессиональной рефлексии и рефлексированию, он составил научно-популярный труд, посвященный различным аспектам рефлексии. В своем труде он дал весьма необходимую для всех педагогов информацию о теоретических основах рефлексии, об основании и развитии категории «рефлексия», о месте и роли категории «рефлексия», о видах и уровнях рефлексии, кроме этого, включил в этот труд тренинг по рефлексированию упражнения для всех возрастных групп, тесты для определения рефлексии [3]. Мы считаем, что этот труд также может служить предпосылкой для проведения научного исследования по профессиональной педагогической рефлексии.
Данное исследование ставит целью определение педагогических основ формирования рефлексивной деятельности студентов в процессе обучения. В соответствии с обозначенной целью, мы предполагаем решить следующие исследовательские задачи:
- проведение анализа подготовки учителей начальных классов по системе бакалавриата;
- определение состояния рефлексивной деятельности студентов - будущих учителей начальных классов;
- разработка модели формирования рефлексивной деятельности студентов -будущих педагогов;
- разработка дидактических средств, направленных к формированию рефлексивной деятельности студентов в процессе обучения;
- проведение педагогического эксперимента по формированию у студентов рефлексивной деятельности и научная интерпретация результатов проведенного научного эксперимента.
В проведении такого исследования нужно обратить особое внимание к следующим категориям: педагогической рефлексии, педагогической рефлексивной деятельности и рефлексии в педагогике. В педагогической рефлексии акцентируется внимание к педагогической деятельности, в связи с этим возникает необходимость различения педагогической рефлексии от социологической, философской и психологической рефлексии. Если исследуются особенности педагогической рефлексии, то сущность деятельности рассматривается через взаимодействие в педагогическом процессе. Таким образом, профессиональная педагогическая рефлексия педагога резко отличается от рефлексии учащегося или административного сотрудника.
В ходе исследования проводится анализ психолого-педагогической литературы и практических исследований, на основе этого мы можем определить рефлексию как важное профессиональное качество будущего педагога, можем выяснить виды деятельности, относящиеся к каждому аспекту рефлексии, определим педагогические условия формирования рефлексивной деятельности студентов - будущих педагогов.
Литература
1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии.
Т. 1. М.: ДИК, 1999. 311 с.
2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.III. М.: Мысль, 2010. 692 с.
3. Сияев Т. М. Ийгилик булагы. Б.: Из-Басма, 2016. 88 б.
4. ХайдеггерМ. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.