УДК 327
ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ
Степанова В. С., Панченко О.Л.
Aleksandra.bolshova@mail.ru
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация: Южная Корея всегда привлекала российских туристов, но в последние годы ее популярность возросла в несколько раз. Помимо видимых причин, по которым туристы решают отправиться в путешествие по стране (экзотичность, всесезонность, памятники, входящие в список культурного наследия ЮНЕСКО, хорошо развитый медицинский туризм, проведение MICE мероприятий, популяризация «Корейской волны» и т.п.), Южную Корея создала все условия для того, чтобы увеличить поток туристов из России. Это введение безвизового режима, увеличение авиарейсов между странами, возврат гостиничного налога, развитая инфраструктура и обеспечение безопасности. Правительство Кореи использует все ресурсы для улучшения имиджа своей страны за рубежом.
Ключевые слова: Южная Корея, туризм, медицинский туризм, бизнес-туризм, НОТК, ЮНЕСКО.
Введение
Южная Корея обладает огромным потенциалом для развития международного туризма в своей стране. Толчком для этого стало развитие массового внутреннего туризма. Государство финансово поддерживает и помогает в развитии всех видов туризма, они имеют четкое позиционирование, которое обеспечивает высокую конкурентно способность туристской индустрии на мировом рынке. Ежегодно правительство Кореи тратит большие средства из бюджета на развитие туротрасли в несколько раз больше, чем другие страны. И специально для российских туристов были разработаны особые условия нахождения в стране, которые помогают россиянам чувствовать себя комфортно и побуждают на путешествия по территории Южной Кореи.
Обзор литературы
Изучению предпосылкам и условиям развития международного туризма в Южной Корее посвящен ряд работ современных авторов. Данный вопрос разобран в работах А.Н. Ланькова [3], Л. Чэна (Cheng) [6], Х. Ынкёна (Eunkyoung) [10]. Отдельные аспекты рассмотрены в работах Е.В. Аигиной [1], Р. Кима (Kim) [8].
Методы исследования
В статье использован теоретический анализ источников, анализ данных статистики, обзорный анализ информационных ресурсов. Применены методы исторического и сравнительного анализа. Ведущим методом выступил кросс-культурный анализ.
Результаты исследования
Южная Корея всегда привлекала туристов своей экзотичностью, уникальностью и комфортом и с каждым годом причин для ее посещения становится все больше. Южная Корея - живописная страна с богатой природой и интересной историей, она становится все более и более популярной среди российских туристов. Это место, в котором современная технологичная эра повсюду соседствует с памятниками древности, тщательно оберегаемыми государством.
Несмотря на свои столь небольшие размеры, на территории Кореи по состоянию на июнь 2018 года в Списке объектов Всемирного наследия
ЮНЕСКО значатся 13 наименований, из которых 12 - объекты культурного и 1 - объект природного наследия. Любителям памятников и достопримечательностей есть на что посмотреть: королевские дворцы, крепости, пагоды, древние буддийские монастыри, скульптурные памятники, многочисленные музеи, фольклорные деревни и археологические достопримечательности. А бережно охраняемая живописная природа придают стране особое очарование.
Посетить страну можно в любое время, несмотря на ярко выраженную сезонность и четкое разделение на времена года. Зима сухая, с чистым голубым небом и легким морозом. Отлично подойдет для любителей зимних видов спорта, в Корее находится 13 горнолыжных курорта мирового уровня. Хоть лето и бывает знойным и дождливым, это никак не помешает путешественникам насладиться пляжным отдыхом, так как Корея находится на одной широте с популярными курортами Турции, Греции и Испании, и загорать здесь летом на песчаных пляжах - одно удовольствие. Побережье на востоке страны соперничает с островами за звание лучшего пляжного направления. Знаменитый остров Чеджу славится своей туристической инфраструктурой и множеством развлечений на любой вкус. Тем, кто предпочитает укрытые от взглядов места, следует обратить внимание на юго-западное побережье (провинции Чолла-Намдо) Желтого моря.
Осень и весна являются самыми приятными для посещения страны. Погода в Южной Корее с сентября по ноябрь не холодная и не жаркая, идеально подходит для отдыха на природе. Многочисленные спортивные мероприятия в Южной Корее проводятся именно осенью. В это самое время местные жители отправляются отдыхать в горы, где открываются прекрасные виды желтеющих и краснеющих кленов, все вокруг окрашивается в золотисто-желтый и оранжево-красный цвет. По живописности с осенью в Южной Корее может посоперничать разве что весна. И если осенью Южная Корея окрашена в красно-желтые цвета, то весной она - розовая. Региональные фестивали и праздники в совокупности с цветением многочисленных вишневых деревьев создает ощущение пребывания в сказке, среди тысячи розовых лепестков, которые покрывают все вокруг.
Среди россиян популярными направлениями в Южную Корею являются медицинский, культурно-познавательный и бизнес-туризм.
Медицинский туризм в достаточной степени развит во всем мире, однако в Южной Корее, он не имеет такой мощной государственной поддержки ни в одной стране. На сегодня наиболее приоритетными считаются пять направлений: пластическая хирургия, традиционная восточная медицина, диагностика (за несколько часов, не выходя за пределы госпиталя, можно сдать до 90 анализов и получить результаты в этот же день), дерматовенерология и стоматология. Основной имидж медицинскому туризму обеспечивает не высококачественное оборудование и инфраструктура, а высокий уровень компетенции и профессионализма больничного персонала, надежность системы здравоохранения и невысокая цена услуг.
Страна является лидером в проведении MICE мероприятий. MICE - это мероприятия, которые направлены на обучение, развитие, мотивацию персонала, партнеров и клиентов компании, а также на представление компании, ее философии, ценностей и возможностей для внешнего и внутреннего потребителя. В 2011 году MICE-туризм был официально включен правительством Кореи в ТОП-17 движущих факторов государственного развития. Для России
Казанский вестник молодых ученых
это особенно актуально, так как многие корейские компании представлены у нас. Многие сотрудники ездят в командировки, а также проводят конференции в корейских бизнес-центрах.
Растет интерес россиян и к корейской национальной кухне. Она притягивает тем, что с одной стороны блюда этой страны могут заинтересовать, а с другой - даже шокировать. Многообразие специй, употребление сырых морепродуктов, непривычно огромное количество закусок, салатов и солений -далеко не полный список вещей, характеризующих корейские рецепты. Корейская кухня привлекает внимание пользой и низкой калорийностью своих блюд, что укрепляет здоровье. Кроме того, блюда разнообразные, могут удовлетворить любой вкус.
И, конечно же, главное событие последних лет - увеличившаяся популярность «Корейской волны» в России. Многие люди, смотря корейские сериалы и шоу, слушая музыку, пользуясь корейской продукцией, начинают интересоваться и самой страной, ее культурой, историей, бытом. Желание отправиться путешествовать в Южную Корею есть 100% последователей «Корейской волны». Увидеть все те дворцы и храмы, что показывают в любимом сериале, пройтись по той самой известной улице в Сеуле, где снимались многие видеоклипы, попробовать мясо именно в том ресторане, что так горячо любит кумир. И, несомненно, побывать на концертах любимых исполнителей, что всем своим видом дают понять - это шоу пропустить нельзя.
Правительство Кореи проводит грамотную политику продвижения своей страны за рубежом. Используя фильмы, музыку, косметику, литературу, моду, медицину, кулинарию и многое другое как способ трансляции своей культуры, задействуя звезд в рекламе, оно использует все ресурсы средств массовой информации, в особенности социальные сети и интернет.
Вопросами развития туризма в стране на национальном уровне занимается Министерство культуры, спорта и туризма Республики Корея. Государство инвестирует в развитие туризма в 10 раз больше средств из расчета на душу населения по сравнению с Россией. Расширение географии и объема поездок граждан за рубеж, привлечение в страну иностранных туристов рассматривается корейским правительством как важное звено в процессе дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество и является одним из приоритетных направлений его деятельности.
В 1962 году была основана Национальная Организация Туризма Кореи для рекламы и промоутирования Кореи в других странах, а также для привлечения в страну как можно большего количества путешественников. НОТК имеет 32 филиала в разных странах мира и делает все возможное, для того чтобы придать Корее имидж «лучшего места для туризма и отдыха». НОТК разрабатывает и осуществляет общую стратегию развития туризма. Организация ведет статистику поездок южнокорейских граждан за рубеж, статистику посещения страны иностранными туристами, занимается строительством туристических инфраструктурных объектов и маршрутов, работает с частными турагентами - иностранными и отечественными компаниями.
Министерство культуры, спорта и туризма Республики Корея, Национальная Организация Туризма Кореи, Корейская Ассоциация Туристических Агентств, Ассоциации туроператоров Кореи делают все возможное для создания всех условий для увеличения туристского потока в свою страну.
В результате российско-корейских переговоров в 2014 году было принято решение о взаимной отмене виз для путешественников. Согласно доку-
197
менту, безвизовый режим вводится для краткосрочных поездок граждан обеих стран по обычным загранпаспортам на срок до 60 дней. При этом максимальный срок пребывания без визы устанавливается в 90 дней в течение полугода. Вместе с тем, отмена виз не будет касаться граждан, которые приезжают в РФ или Южную Корею для работы или учебы.
Главное, что нужно знать: самый удобный способ оказаться в Корее — это долететь самолетом. По воздуху быстрее всего и наименее проблематично. Всего в Южной Корее 21 аэропорт, 7 из которых являются международными. Остальные принимают только внутренние рейсы. Российские граждане, летящие из своей страны, как правило, приземляются в аэропорте Инчхон.
За последние два года количество прямых авиарейсов, курсирующих между странами, увеличилось на 29%, и представитель южнокорейской туро-трасли заверила, что все они пользуются хорошим спросом. На данный момент рейсы выполняют Аэрофлот, S7 Airlines, Korean Airlines, Turkish Airlines, Asiana и «новичок» Jeju Air.
В 2017 году корейская авиакомпания Jeju Air запустила регулярный рейс, соединяющий Владивосток и Сеул.
Сегодня существуют следующие ежедневные направления без пересадок: Москва / Санкт-Петербург / Владивосток / Хабаровск / Южно-Сахалинск - Сеул / Пусан. Рейсы из других городов России выполняются с одной или двумя пересадками с периодичностью от одного раза в неделю до пяти.
В дальнейшем также будут проводиться переговоры об увеличении количества прямых и пересадочных рейсов из других городов, которые будут связывать Россию и Южную Корею. Так, 29 сентября 2018 года Президент Татарстана Рустам Минниханов обсудил с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Корея в России У Юн Гыном возможность открытия прямого авиасообщения, по его мнению, летающие в Европу корейские авиакомпании могли бы совершать промежуточную посадку в Казани. «Думаю, это было бы удобно многим корейцам, прибывающим в Россию, и россиянам, планирующим поездку в Корею», - подчеркнул он.
Путешествуя по стране, у туристов теперь есть возможность вернуть 10% от стоимости, которая была затрачена на проживание в отеле. Возврат гостиничного налога применяется к иностранным туристам, которые останавливаются в сертифицированных отелях в Корее менее, чем на 30 дней. Возврат налога возможен в отеле или в центрах возврата налогов, расположенных в черте города, в том числе в аэропортах или морских портах. Чтобы иметь право на возврат налога, оплата должна быть произведена непосредственно в отеле, даже если бронирование было сделано через веб-сайт бронирования отелей или в туристическом агентстве. Список сертифицированных отелей, предоставляющих услугу возврата налога за отель, можно посмотреть на официальном сайте НОТК. На 3 апреля 2019 года данную услугу предоставляют 113 отелей по всей стране.
Помимо отелей и гостиниц в Южной Корее предусмотрены и другие места для проживания туристов, от дешевых капсульных хостелов, ванрумов , кошивонов до самых дорогих отелей мирового уровня, от «место для ночлега» до самых интересных и экзотических вариантов. Например, корейские бани чимчильбан. Здесь, за достаточно небольшую сумму можно будет не просто остаться на ночь. Посетителя выдают полотенце, одежду, ключи от шкафчика в раздевалке и электронный браслет с чипом, являющийся своего рода карточкой
Казанский вестник молодых ученых
для оплаты дополнительных услуг. Изначально это место не только для ночлега, это баня, которая предлагает соответствующий набор услуг (сауны и бани, бассейны, соляные и минеральные комнаты и т.п.), а также некоторые виды развлечений (показ фильмов, магазины, кафе, караоке).
Для того чтобы разнообразить свой отдых, можно остановиться на несколько дней в храме по программе Temple Stay, как обычный послушник. Несмотря на то, что это весьма облегченный вариант, проживая в храме, нужно будет соблюдать буддистские ритуалы, молитвы, медитации и участие в религиозном богослужении.
Для того, чтобы поближе познакомиться с повседневной жизнью корейцев есть хорошая программа Korea Stay, которая предполагает проживание в доме обычной корейской семьи. Путешественники сами могут договориться с принимающей семьей об условиях проживания.
Хорошо развитая инфраструктура страны дает возможность туристам легче адаптироваться и ориентироваться на местности. Все названия улиц, названия станций метрополитена, транспортные развязки автобусов и междугородних поездов дублируются на английском (а в некоторых местах на китайском и японском языках). Многие рестораны, кафе и магазины работают круглосуточно, поэтому проблем с тем, чтобы найти место для перекуса не будет, меню там предлагается на нескольких языках, в том числе встречается и на русском. Музеи периодически проводят акции, делая бесплатный вход для туристов.
Для россиян в Южной Корее открыли специализированный центр. Он занимается популяризацией туристического направления, который связан с «Корейской волной». Уже более 60 стран вовлечено в корейскую волну и, поэтому Национальная организации туризма Кореи решила добавить в этот список и Россию, в связи с чем, и открывает K-Style Hub. Центр предоставляет информацию для удовлетворения всех туристических потребностей, от туристского инфоцентра, выставок и конгресс-хола до информации о медицинском туризме и Халлю. Центр также стремится предоставить информацию о корейской культуре и еде, а также приглашает принять участие в традиционных мероприятиях.
Южная Корея считается одной из самых безопасных стран мира. Можно спокойно оставлять без присмотра личные вещи на улицах, кафе и других заведениях, никто их не тронет. Дело в том, что в городе буквально на каждом шагу установлены камеры скрытого видео наблюдения и, конечно же, корейский менталитет просто не позволяет трогать чужие вещи. Гулять по мало оживленным улицам или кварталам города по ночам нужно осторожно в любом случае, но у местных жителей и в мыслях нет подходить к туристам близко без видимой необходимости.
Обсуждения и заключение
В заключении можно сказать, что задействовав все инструменты маркетинга на 100% - от ивент-маркетинга и скидок для туристов до всевозможных льгот для малого бизнеса, страна добилась увеличения тур потока из России в Южную Корею в последние годы.
Литература
1. Аигина Е.В. «Халлю-туризм («Корейская волна») как новое направление развития туризма в Республике Корея», Вестник РМАТ, № 1, с. 4-6, 2017.
2. Асмолов К.В. Современная ситуация и проблема феномена «Корейской волны». URL: http://makkawity.livejournal.com/819307.html (Дата обращения: 12.04.2019)
3. Ланьков А.Н. «Быть корейцем», Москва: АСТ, C. 344-348, 2006.
199
4. Национальная туристская организация Кореи. URL:http://kto.visitkorea.or.kr/eng.kto (Дата обращения: 19.03.2019).
5. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее.URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2012-12/05.shtml (Дата обращения: 01.04.2019).
6. Cheng L. «The Korea Brand: The Cultural Dimension of South Korea's Branding Project in 2008», SAIS U.S.-Korea Yearbook, № 1, рр. 74-86, 2008.
7. Joseph S. Nye. South Korea's Growing Soft Power. URL: http://www.projectsyndicate. org/commentary/south-korea-s-growingsoft-power (Дата обращения: 25.03.2019).
8. Kim R. «Searchers and Planners: South Korea's Two Approaches to Nation Branding», SAIS U.S.-Korea Yearbook, № 4, рр. 107-168, 2010.
9. Korea's Tourism Branding & Communication Strategy. URL: http://hofare.ru/index_90.php (Дата обращения: 15.04.2019).
10. Eunkyoung H., Woosung C. & Gabshin H., A Study on the Relationships Among Hallyu (Korean Wave), National Image, and Corporate Brand Equity., SAIS U.S.-Korea Yearbook, № 1, рр. 1-17, 2008.
PREREQUISITES AND CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM IN SOUTH KOREA
V. Stepanova, O. Panchenko
Aleksandra.bolshova@mail.ru
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract. South Korea has always attracted Russian tourists, but in recent years its popularity has increased several times. In addition to the obvious reasons why tourists decide to travel around the country (exotic, all-season, monuments included in the UNESCO World Heritage List, well-developed medical tourism, MICE events, popularization of the Korean Wave, etc.), South Korea created all the conditions in order to increase the flow of tourists from Russia to. This is the introduction of a visa-free regime, the increase in flights between countries, hotel tax refund, developed infrastructure and security. The Korean government uses all the resources to improve the image of their country abroad.
Keywords: South Korea, tourism, medical tourism, business tourism, KNTO, UNESCO.
Сведения об авторах
Степанова Валерия Сергеевна, магистрант, Институт международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. Aleksandra.bolshova@mail.ru
Панченко Ольга Львовна, канд. социол. наук, доц., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. kadri@bk.ru
Authors of the publication
Valeriya Stepanova, master student, Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia. Aleksandra.bolshova@mail.ru
Olga Panchenko, Cand. Sci. (sociol.), Assoc., Kazan Federal University, Kazan, Russia. kadri@bk.ru
Дата поступления 04.04.2019