Научная статья на тему 'Предпосылки и факторы формирования в Российской Федерации правовых основ банковских операций с драгоценными металлами'

Предпосылки и факторы формирования в Российской Федерации правовых основ банковских операций с драгоценными металлами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
550
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ / ОБЕЗЛИЧЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ СЧЕТА / БИРЖИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF BANKING ACTIVITIES / PRECIOUS METALS / BANKING OPERATIONS WITH PRECIOUS METALS / METAL ACCOUNTS / EXCHANGE OF PRECIOUS METALS AND PRECIOUS STONES / IMPERSONAL METALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масалов Александр Александрович

В статье рассмотрен генезис правовых основ операций, осуществляемых банками России с использованием драгоценных металлов, описаны правовые нормы, регламентирующие наиболее распространенные в практике операции и услуги банков, предоставляемые клиентам с использованием драгоценных металлов, в физических и обезличенных металлах, металлических счетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions and factors of forming in the Russian Federation legal framework of banking operations with precious metals

The article describes the genesis of the legal foundations of operations carried out by banks of Russia with the use of precious metals, describes the legal rules governing the most common in practice transactions and banking services provided to clients with the use of precious metals in physical and unallocated metals, metallic accounts.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и факторы формирования в Российской Федерации правовых основ банковских операций с драгоценными металлами»

Масалов Александр Александрович

аспирант кафедры экономики и финансов Северо-Кавказского гуманитарно-технического института

(e-mail: [email protected])

Предпосылки и факторы формирования

в Российской Федерации правовых основ банковских операций с драгоценными металлами

В статье рассмотрен генезис правовых основ операций, осуществляемых банками России с использованием драгоценных металлов, описаны правовые нормы, регламентирующие наиболее распространенные в практике операции и услуги банков, предоставляемые клиентам с использованием драгоценных металлов, в физических и обезличенных металлах, металлических счетах.

Ключевые слова: законодательство Российской Федерации в сфере банковской деятельности, драгоценные металлы, банковские операции с драгоценными металлами, обезличенные металлы, металлические счета, биржи драгоценных металлов и драгоценных камней.

A.A. Masalov, Post-graduate of a Chair of Economics and Finances of the North Caucasus Humanitarian Technical Institute; e-mail: [email protected]

Preconditions and factors of forming in the Russian Federation legal framework of banking operations with precious metals

The article describes the genesis of the legal foundations of operations carried out by banks of Russia with the use of precious metals, describes the legal rules governing the most common in practice transactions and banking services provided to clients with the use of precious metals in physical and unallocated metals, metallic accounts.

Key words: legislation of the Russian Federation in the field of banking activities, precious metals, banking operations with precious metals, impersonal metals, metal accounts, exchange of precious metals and precious stones.

В связи с переходом экономики России в 1990-х гг. на принципы рыночного регулирования получила развитие сеть коммерческих банков, являющихся неотъемлемой частью современной экономики и оказывавших сильное влияние на все сферы общественной жизни, вследствие чего потребовалось формирование принципиально новой для Российской Федерации законодательной базы банковской деятельности [1]. Ее предпосылки и факторы государство создает согласно ст. 71 Конституции РФ, в которой указано, что в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения и др. [2].

В условиях глобального экономического кризиса и спада доверия к мировым валютам большое влияние на финансово-экономическую систему страны и международную экономику оказывают драгоценные металлы. Согласно Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ к драгоценным металлам отнесены золото, серебро, платина, металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий) в любом виде, за исключением ювелирных и бытовых изделий, лома из них [3]. Драгоценные металлы являются высоколиквидным финансово-экономическим ресурсом и важным инструментом денежно-кредитной политики, поэтому государство уделяет особое внимание регламентированию банковских операций с драгоценными металлами. В законодательстве России в сфере банковской деятельности выделяются федеральные законы, указы Президента РФ,

205

постановления Правительства РФ, нормативные документы соответствующих министерств и ведомств РФ, а также инструктивные и директивные документы Центрального банка РФ (Банка России) и корпоративные нормы коммерческих банков. В этой правовой системе доминируют государственно-правовые акты.

При формировании правовых основ банковских операций законодатели учитывают международные принципы и традиции рынка драгоценных металлов, согласно которым для эффективного использования драгметаллов в экономике необходимо выполнять следующие условия:

предоставлять юридическим и физическим лицам права на свободное участие в операциях с драгметаллами на внутреннем и мировом рынках;

сформировать систему бирж и банков, предоставляющих клиентам разнообразные услуги с использованием драгоценных металлов, для свободного формирования цены на драгметаллы и предложения на них;

организовать государственное лицензирование деятельности участников рынка и государственный пробирный надзор за качеством драгметаллов.

Политико-правовые предпосылки организации в Российской Федерации рынка драгоценных металлов в начале 1990-х гг. создавали Указ Президента России «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. № 214 [4] и постановление Правительства РФ «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением» от 4 января 1992 г. № 10 [5]. В указанном постановлении Правительства РФ ставился вопрос о создании биржи драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 определял принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства, а также гарантировал гражданам и юридическим лицам возможность иметь в собственности валютные ценности [6]. Но фактически сохранялась государственная монополия на закупку и реализацию добытых на территории России драгметаллов. Факторы,

препятствовавшие становлению российского рынка драгметаллов, преодолевались Указом Президента РФ «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации» от 16 декабря 1993 г. № 2148, который регулировал процесс создания бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, предоставлял коммерческим банкам права на совершение сделок с драгметаллами [7]. Согласно этому указу Комитет РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням в 1993-1994 гг. выдавал из Госфонда России Центральному банку РФ (Банку России) для реализации уполномоченным банкам 15 т золота, 10 т платины и 1000 т серебра, что обеспечивало натуральными ресурсами российский рынок драгоценных металлов. С тех пор коммерческие банки России осуществляют операции с драгметаллами на внутреннем и международных рынках. Основными маркетмейкерами российского рынка драгметаллов являлись 10 банков: Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк, банк «Уралсиб», Росбанк, Банк Москвы, Уральский банк реконструкции и развития, Номос-Банк, Барс-Банк, Экспобанк. Бесспорное лидерство в таком секторе банковской деятельности принадлежит Сбербанку, что обусловлено наиболее развитой сетью его филиалов, предоставляющих клиентам многочисленные услуги на розничном и корпоративном сегментах рынка драгметаллов. Объемы ресурсов, активов и пассивов Сбербанка в драгметаллах превышают аналогичные показатели других банков в три раза. Российские банки сотрудничают с мировыми центрами торговли драгметаллами. В настоящее время действуют более 50 мировых центров торговли золотом, в том числе 11 - в Западной Европе, 14 - в Азии, 14 - в Америке, 8 - в Африке. Среди них лидирует Лондонский рынок «спот», являющийся наличным рынком с поставкой товара на второй банковский день после заключения сделки [8, с. 401].

Единый порядок определения цен на драгметаллы в России регламентирован указанием Банка России «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы» от 28 мая 2003 г. № 1283-У, согласно которому учетные цены на драгоценные металлы рассчитываются исходя из действующих на момент расчета цен, зафиксированных на Лондонской бирже при стандартных процедурах установления цен рынка, уменьшенных на дисконт, равный среднему значению расходов на их поставку на международный рынок. Так, при определении цены золота Банк России принимает в расчет вечернюю цену одной тройской унции золота на торгах Лондонской биржи

206

в предшествующий день, т.к. из-за различия временных поясов информация об утреннем фиксинге «спот» поступает в Москву во второй половине рабочего дня и ее использование для определения котировок в России неприемлемо.

Становление российского рынка драгметаллов связано с организацией специализированной биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также с развитием банковских операций и услуг по физическому перемещению слитковых драгоценных металлов, их учету, хранению и реализации. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756 утверждено Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации [9], определившее порядок банковских операций со слитковым золотом и монетами, а во исполнение Указа Президента России от 5 сентября 1995 г. № 899 начат выпуск государственных облигаций, обеспеченных золотом, и разрешен их свободный обмен на драгоценные металлы [10].

Согласно Положению Банка России «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций» Банк России определяет лимиты открытой позиции операций с драгметаллами, а также котировки цен на них, покупает у банков драгметаллы по заранее установленным ценам [11].

Банки используют драгметаллы для получения прибыли от спекулятивных операций и предоставляемых клиентам услуг по покупке-продаже драгметаллов за свой счет и за счет клиентов по договорам комиссии и поручения; купле-продаже драгметаллов с их поставкой в физической форме или с отражением на счетах; спекулятивные сделки (опционы, фьючерсы, свопы).

Для совершения всех разрешенных законодательством операций с драгметаллами банк должен получить лицензию от Банка России в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. [1], письмом Банка России «О порядке выдачи лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами» от 3 декабря 1996 г. № 367 [12] и Инструкцией Банка России «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 2 апреля 2010 г. №135-и [13].

Биржевые сделки проводятся с реальными драгметаллами и с ценными бумагами, обеспеченными драгметаллами, в четырех видах операций: торговля драгметаллами и ценными бумагами, хеджирование, фьючерсные контракты.

В Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предоставляющие юридическим и физическим лицам услуги по совершению сделок по обращению стандартных и мерных слитков аффинированных драгметаллов, необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку, а также обработанных сертифицированных драгоценных камней; самородков драгметаллов; изделий из драгметаллов и драгоценных камней, за исключением ювелирных и бытовых изделий; полуфабрикатов, содержащих драгметаллы; монет, изготовленных из драгоценных металлов.

Операции с драгметаллами на бирже регламентирует Правительство РФ на основании Закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1994 г. № 41-ФЗ [3], Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 [14], а с 1 января 2014 г. эти отношения будут регулировать нормы Федерального закона «О регулировании деятельности по проведению организованных торгов» от 21 ноября 2011 г. № 327-ФЗ [15].

Порядок импорта-экспорта золота определен Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и камней, которое утверждено Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742. Оно устанавливает, что юридические и физические лица могут ввозить драгметаллы на территорию России без ограничений, а вывоз осуществлять на основании лицензий, выдаваемых Минэкономразвития РФ; недропользователи и производители экспортируют драгметаллы после выполнения договора их поставки в Госфонд РФ [16].

В России сложились некоторые особенности лицензирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Так, банк может получать разные разрешительные документы на осуществление операций с драгметаллами. Первый из них - дополнение к валютной лицензии «Разрешение на совершение операций с драгоценными металлами», которое Банк России выдавал по согласованию с Минфином РФ с 20 мая 1994 г. С учетом изменений российского законодательства Банк России обновляет порядок лицензирования операций с драгметаллами, согласно которому имеющий устойчивое финансовое положение банк может указанное Разрешение заменить на лицензию.

Для получения лицензии коммерческий банк, функционирующий не менее года, должен обратиться в Банк России с заявкой на получение лицензии на операции в иностранной валюте и представить необходимые документы.

207

Рассмотрев заявку коммерческого банка, Банк России принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

Выдаваемые Банком России лицензии имеют несколько видов: разовые (разрешают конкретные операции в иностранной валюте); внутренние (дают право открывать счета в иностранной валюте и корреспондентские счета для резидентов российских банков в России); расширенные, предоставляющие коммерческим банкам право открывать корреспондентские счета в иностранной валюте с ограниченным числом зарубежных банков и обслуживать нерезидентов; генеральные, предоставляющие банкам право совершать все банковские операции в иностранной валюте на территории России и за ее пределами. Банк может открывать неограниченное количество корреспондентских счетов.

Банк, получивший лицензию на совершение операций в иностранной валюте, именуется уполномоченным банком и выполняет функции агента валютного контроля за валютными операциями своих клиентов.

Имеющие лицензию банки могут проводить следующие операции:

привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты заемщикам;

осуществлять расчеты по поручению клиентов банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;

открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов;

финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств и за счет собственных средств банка;

выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними;

выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие их исполнение в денежной форме;

приобретать права требования по поставке товаров и инкассировать их (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);

покупать у российских и иностранных клиентов и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;

покупать и продавать в России и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них;

привлекать и размещать драгметаллы во вклады, осуществлять иные операции с ценностями согласно международной банковской практике;

привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные трастовые операции);

оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;

производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.

Все перечисленные операции производятся в рублях и в иностранной валюте при наличии генеральной лицензии. Действующий банк получает лицензию на привлечение во вклады и размещение драгметаллов при наличии или одновременно с лицензией на операции в рублях и иностранной валюте.

Новая кредитная организация может получить лицензию на операции с драгметаллами одновременно с лицензией на осуществление операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц). В этом случае банк предоставляет в территориальное учреждение Банка России документы, предусмотренные Инструкцией Банка России № 135-И [13] и письмом № 367 [12].

Банк готовит специалистов для операций с драгметаллами, а единоличный исполнительный орган банка (управляющий) несет персональную ответственность за их соответствие квалификационным требованиям.

Уполномоченные банки могут осуществлять операции по купле-продаже драгметаллов, мерных слитков и монет из них, экспортировать из Российской Федерации аффинированное золото и серебро, совершать другие сделки.

Письмо Банка России от 29 сентября 1997 г. № 524 устанавливает порядок получения кредитными организациями лицензии либо разрешения Банка России на совершение операций купли-продажи монет из драгметаллов [17].

Получение лицензий или разрешений Банка России необходимо банкам для совершения сделок купли-продажи мерных слитков драгметаллов. Так, порядок лицензирования экспорта аффинированного золота и серебра определен Указом Президента РФ «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра» от 23 июля 1997 г. № 767 [18]. Банки, не имеющие лицензий, совершают с драгметаллами только залоговые операции, а предметы залога реализуют через уполномоченные банки.

Согласно Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» юридические лица, совершающие операции с драгметаллами, ставятся на учет в государственной инспекции пробирного надзора [3].

208

Банк России осуществляет контроль за деятельностью банков по следующим направлениям их работы с драгоценными металлами:

соблюдение порядка регулирования открытой позиции, установленного Банком России для рублевой оценки драгметаллов, используемых в сделках;

операции с драгметаллами с применением обезличенных металлических счетов при наличии лимита открытой позиции по операциям с драгметаллами;

выполнение установленного порядка приема, хранения и выдачи драгметаллов, единых правил ведения бухгалтерского учета операций с ними, порядка переоценки счетов учета драгметаллов, форм отчетности, порядка и сроков ее представления, иных нормативов совершения операций с драгметаллами.

Коммерческий банк, уполномоченный Банком России на совершение операций с драгметаллами, получает статус уполномоченного банка.

К банку, нарушившему установленные требования, Банк России применяет меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: отзывает лицензии (разрешения) на операции с драгметаллами [19]. Кроме того, лицензия банка аннулируется в случаях обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдавалась лицензия; предоставления банком недостоверных отчетных данных; нарушений банком требований антимонопольного законодательства России; признания банка не-

1. О банках и банковской деятельности: фе-дер. закон от 2 дек. 1990 г. № 395-I. URL: http:// www.zakonprost.ru/zakony/o-bankah.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 2009. 21 янв. Федер. вып. № 4831.

3. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: закон РФ от 26 марта 1994 г. № 41-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base= LAW;n=132238.

4. О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР: указ Президента РФ от 15 нояб. 1991 г. № 214 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1613.

5. О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением: постановление Правительства РФ от

платежеспособным. Отзыву лицензии должны предшествовать предупредительные меры, обеспечивающие устранение указанных нарушений.

Таким образом, операции банков и других кредитных организаций в России регламентированы федеральным законодательством и нормативными документами Банка России. При наличии лицензии на совершение операций с драгоценными металлами банкам предоставлено право привлекать драгметаллы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках; предоставлять и получать займы в драгметаллах либо под их залог; осуществлять различные виды сделок как за свой счет, так и за счет клиента; проводить экспортно-импортные операции.

Независимо от наличия лицензии на совершение операций с драгоценными металлами банки вправе принимать драгоценные металлы в качестве обеспечения обязательств юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), предоставлять им услуги хранения и транспортировки драгметаллов.

Банки, нарушающие установленный государством порядок проведения операций с драгметаллами, лишаются лицензии, а за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов, их незаконный оборот предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 181, 191, 192 Уголовного кодекса РФ.

1. About banks and banking activity: fed. law of Dec. 2, 1990 № 395-I. URL: http://www. zakonprost.ru/zakony/o-bankah.

2. Constitution of the Russian Federation: adopted by the popular vote on Dec. 12, 1993 // Rus. newsp. 2009. Jan. 21. Fed. iss. № 4831.

3. About Precious Metals and Precious Stones: law of the Russian Federation of March 26, 1994 № 41-FL. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req= doc;base=LA W;n=132238.

4. About the production and use of precious metals and diamonds in the RSFSR: decree of the President of the Russian Federation of Nov. 15, 1991 № 214 //Bull. of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. № 47. Art. 1613.

5. About the production and use of precious metals and diamonds in Russia and the strengthening of state control over their production and consumption: decree of the Government of the Russian Federation of Jan. 4, 1992 № 10 //

209

4 янв. 1992 г. №10 // Собр. законодательства РФ. 1997. № 27. Ст. 3232.

6. О валютном регулировании и валютном контроле: закон РФ от 9 окт. 1992 г. // Рос. газ. 1992. 4 нояб.

7. О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации: указ Президента РФ от 16 дек.

1993 г. № 2148. URL: http://docs.cntd.ru/ document/9029368.

8. Метод валютного кредитования и финансирование отношений /под ред. Л.Н. Красавиной. М., 1994.

9. Об утверждении положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня

1994 г. № 756 // Рос. газ. 1994. № 128.

10. О выпуске государственных облигаций, обеспеченных золотом: указ Президента РФ от 5 сент. 1995 г. № 899. URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=7687.

11. О введении в действие Положения «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами»: приказ Банка России от 1 нояб.1996 г. № 02-400. URL: http://www.оrion com.ru/nalogi/spsndoc/02-400.htm.

12. О порядке выдачи лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами: письмо Банка России от 3 дек. 1996 г. № 367 // Вестн. Банка России. 1996. № 67. 11 дек.

13. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций: инструкция Банка России от 2 апр. 2010 г. № 135-и. URL: http://base.garant.ru/590359.

14. О товарных биржах и биржевой торговле: закон РФ от 20 февр. 1992 г. № 2383-1. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW; n=149785.

15. О регулировании деятельности по проведению организованных торгов: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 327-ФЗ //Рос. газ. 2011. 26 нояб. Федер. вып. № 5642.

16. Об утверждении Положения о порядке ввоза в Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней: указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/12078860.

Coll. of legislation of the Russian Federation 1997. № 27. Art. 3232.

6. On Currency Regulation and Currency Control: law of the Russian Federation of Oct. 9, 1992 // Rus. newsp. 1992. Nov. 4.

7. About the development of the market of precious metals and precious stones in the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of Dec. 16, 1993 № 2148. URL: http:// docs.cntd.ru/document/9029368.0

8. Method of foreign currency lending and financing relations/ed. by L.N. Krasavina. M., 1994.

9. About approval by the provisions on transactions with precious metals in the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation of June 30, 1994 № 756 // Rus. newsp. 1994. № 128.

10. On the issue of state bonds backed by gold: decree of the President of the Russian Federation of Sept. 5, 1995 № 899. URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=7687.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. About introduction of the Regulation «About the commission of credit institutions in precious metals in the territory of the Russian Federation and the right to conduct banking operations with precious metals»: order of the Bank of Russia of Nov. 1, 1996 № 02-400. URL: http://www. 0rioncom.ru/nalogi/spsndoc/02-400.htm.

12. About the Procedure for issuance of a license to conduct operations with precious metals: letter of the Bank of Russia of Dec. 3, 1996 № 367 // Bull. of the Bank of Russia. 1996. № 67.

13. About the order of the Bank of Russia on the State Register of Credit Institutions and licenses to conduct banking transactions: instruction of the Bank of Russia of Apr. 2, 2010 №135-i. URL: http://base.garant.ru/590359.

14. About Commodity Exchanges and Exchange Trade: law of the Russian Federation of Febr. 20, 1992 № 2383-1. URL:http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=149785.

15. About regulation of activities by organized trade in: fed. law of Nov. 21, 2011 № 327-FL // Rus. newsp. 2011. Nov. 26. Fed. iss. № 5642.

16. On approval of the Regulations on the import into and export from the Russian Federation Russian precious metals and precious stones: decree of the President of the Russian Federation of June 21, 2001 № 742. URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/ 12078860.

17. About making credit institutions of purchase and sale of precious metal coins: letter of the Central Bank of the Russian Federation of Sept. 29, 1997 № 524. URL: http://www.businesspravo.ru/ Docum/DocumShow_Docum ID_ 53429.html.

210

17. О совершении кредитными организациями операций купли-продажи монет из драгоценных металлов: письмо Центрального банка РФ от 29 сент.1997 г. № 524. URL: http:// www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_ Docum ID_ 53429.html.

18. О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра: указ Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 767. URL: http:// www.referent.ru/1/23789.

19. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Рос. газ. 2002. 13 июля. Фе-дер. вып. № 2995.

18. About some measures to liberalize the export of Russian refined gold and silver: decree of the President of the Russian Federation of July 23, 1997 № 767. URL: http://www.referent.ru/1/.

19. About the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia ): fed. law of July 10, 2002 № 86-FL // Rus. newsp. 2002. July 13. Fed. iss. № 2995.

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.