Научная статья на тему 'Предпосылки формирования социального государства в России 1917-1920'

Предпосылки формирования социального государства в России 1917-1920 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3576
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МАРКСИЗМ ЛЕНИНИЗМ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ДЕКРЕТЫ / ПАТЕРНАЛИЗМ / THE SOCIAL STATE / CHARITY / SOCIAL POLICY / MARXISM-LENINISM / SOCIAL SECURITY SYSTEM / CIVIL WAR / SOCIAL INSURANCE / DECREES / THE PATERNALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игольникова Валентина Александровна

В статье исследуются проблемы формирования социального государства в Советской России, дается краткий анализ социального законодательства вышеуказанного периода и результат его применения, связь с современным социальным государством, что делает тему статьи актуальной и в сегодняшнее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS OF FORMATION OF THE SOCIAL STATE IN RUSSIA 1917-19201legal sector the Ministry of Economics Republic Khakassia the Russian Federation Abakan the expert of 1 category

Article describes process of origin of the social state in the Old Russian state, shows initial sources of the social right, the basic forms and directions of its development.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования социального государства в России 1917-1920»

Бизнес в законе

4'2010

2.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Игольникова Валентина Александровна Место работы: юридический сектор Министерство экономики Республики Хакасия, Российская Федерация, Республика Хакасия, город Абакан, специалист 1 категории

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В статье исследуются проблемы формирования социального государства в Советской России, дается краткий анализ социального законодательства вышеуказанного периода и результат его применения, связь с современным социальным государством, что делает тему статьи актуальной и в сегодняшнее время.

Ключевые слова социальное государство, благотворительность, социальная политика, марксизм - ленинизм, система социального обеспечения, гражданская война, социальное страхование, декреты, патернализм

PRECONDITIONS OF FORMATION OF THE SOCIAL STATE IN RUSSIA 1917-1920

Igolnikova Valentina Aleksandrovna

Place of employment: legal sector of the Ministry of Economics, Republic Khakassia, the Russian Federation, Abakan, the expert of 1 category

Contacts of the author. [email protected]

Annotation. Article describes process of origin of the social state in the Old Russian state, shows initial sources of the social right, the basic forms and directions of its development.

Keywords: the social state, charity, social policy, marxism-leninism, social security system, civil war, social insurance, decrees, the paternalism

В настоящее время в области изучения теории и практики социального государства написано огромное множество научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, однако ни в одном исследовании обстоятельно не был рассмотрен вопрос о том, в какой исторический период развития российской государственности стали зарождаться отдельные предпосылки социального государства, какие причины послужили для их формирования.

Несмотря на общность цивилизационного пути с другими странами Россия имеет свой исторический опыт становления социальной государственности, свою политическую историю и путь экономического развития, которые определяют особенности современной социальной политики. Как известно, социальное государство может возникнуть лишь на определенном этапе экономического развития, для чего ему и нужны определенные условия и предпосылки.

По нашему мнению, в России предпосылки социального государства появились еще в IX веке, когда с формированием государственности и принятием в 988 году на Руси христианства, основным направлением социальной помощи стала княжеская благотворитель-

ность1. Интересной особенностью было то, что княжеская благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного устройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: в ней в большей степени нуждался нище-любец, чем сам нищий. Так относились к ней и князья, многие из которых восхвалялись летописцами за их нищелюбие.

Одной из первичных форм благотворительности в древние времена было общественное призрение. Несмотря на то, что в современном русском языке слово «призрение» не употребляется, история становления и развития системы социальной государственности в России начинается именно с общественного призрения.

Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья были склонны ставить благотворительность под покровительство церкви, то есть духовенству.

Так, князь Владимир Святой под влиянием православного учения в 966 году издал Устав (закон), в котором общественное призрение поручил попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур2. Кроме того, князь Владимир учредил училища для детей «знатных», «среднего состояния» и «убогих» людей, создал «богадельни», учредил народные праздники, заботясь при этом, прежде всего, о «прокормлении» «убогих», сирот, вдов и вдовцов3. Есть косвенные свидетельства тому, что при Владимире Святом были учреждены первые на Руси больницы4.

Со временем эта деятельность постепенно стала постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер.

При сыне князя Владимира, Ярославе Мудром, роль церкви в государственной системе упрочилась. Об этом свидетельствует, прежде всего, монументальное церковное строительство: именно в этот период возводятся величественные Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал возникновению первых русских монастырей, библиотек и школ.

Заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных.

Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы их и т.п. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов.

Необходимо отметить, что никогда впоследствии, в течение все остальной части нашей истории, на дела благотворения на уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти.5 В этот период общественная помощь ради собственного духовного совершенствования не преследовала целей общественного благоустройства.

1 Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2004, С. 129.

2 Там же. С. 129.

3 Там же. С. 129-130.

4 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: М.: Маркетинг, 2001. С. 29.

5 Там же. С. 33.

Игольникова В.А.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦ. ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Одним из первых писаных русских законов, включающим в себя подобие социальной программы была «Русская Правда». Не смотря на то, что «Русская Правда» закрепляла социальное неравенство, всесторонне защищала интересы господствующего класса, утверждала неполноправие женщин, как в имущественной, так и в частной сфере, в целом «Русская Правда» отражает начало процесса оформления законодательства от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

В целом, особенность правового положения личности в древнерусском обществе состояла в том, что отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием у него собственности. Человек, лишенный собственности, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

В дальнейшем, вследствие стремительного роста нищенства по причине появления все большего количества «притворных нищих» и «ленивых прошак» государство и церковь стали с ним бороться: в законодательстве, а также в церковных уставах XVI-XVII веков стали появляться статьи, определявшие порядок «разбора» (классификации) нищих по нуждам: действительно нуждавшиеся в призрении и лечении подлежали отправке в монастырские богадельные заведения, а не желавшие работать тунеядцы подвергались различным наказаниям.6

Довольно активно развивавшаяся в Киевской Руси практика общественного призрения была прервана татаро-монгольским нашествием. И хотя в этот период удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, в новых исторических условиях на первый план выдвигается Русская православная Церковь, ставшая единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей - убогих, престарелых и нищих.

В итоге по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали определяться два взаимно дополняющих друг друга направления: первое - продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительство «убогих», престарелых, сирот; второе - усиление масштабов общественного призрения при поощрении благотворительной деятельности церкви.8

Благотворительность, всемерно поддерживаемая церковью, укреплялась и развивалась в России на протяжении веков, приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяло им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих, прежде всего убогих, больных и сирот, а также не имеющих приюта9. Так зародилась еще одна форма помощи нуждающимся - частная благотворительность.

Усложнение социальных проблем в стране способствовало осознанию необходимости новых способов борьбы с нищенством, показывало ограниченность и недостаточность лишь частной благотворительности и сложившихся форм церковного призрения.

В царствование Ивана IV Грозного идея развитой государственной системы общественного призрения по-

6 Буянова М.О., Гусов К.Н. Указ. соч. С. 130.

7 Там же. С. 131 .

8 Там же. С. 132.

9 Там же. С. 132.

лучила практическую реализацию: в указе «О милостыне» ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить питанием и одеждой.1

Собранный Иваном Грозным Стоглавый Собор 1551 г. констатировал попечение о бедных делом общества, которое в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует им. Для большинства нуждающихся он рекомендует закрытое призрение в богадельнях, впервые для этого различает разнообразные категории нищенствующих и для каждой из них устанавливает особые меры.

Уже в разделении способов призрения отрицается первичная форма благотворительности — безразбор-чивая раздача милостыни и намечается уже некоторая система борьбы с нищенством. Такие взгляды, по сравнению с теми, по которым милостыня раздавалась всем нищим без различия, представляют уже значительный шаг вперед, так как в них отражается не одно только стремление благотворителя душу свою спасти праведным делом, но и принести общественную пользу, посодействовать улучшению общежития в государстве.

Описывая в целом период княжеского правления, важно отметить, что к первичным предпосылкам социального государства в России относятся появление системы общественного призрения, создание различного рода учреждений для попечения бедных и других нуждающихся, появление стремления к индивидуализации или адресности социальной помощи, к рациональному подходу к формам и методам социальной работы и к предупреждению обнищания людей, возникновение первых источников права, регулирующих деятельность государства в социальной сфере.

Несмотря на то, что основной причиной появления предпосылок социального государства стало принятие Русью христианского вероучения, в целом на протяжении всего описанного автором периода обязанности государства по социальному обеспечению ограничивались лишь задачей поддержания общественного порядка.

Список литературы

1. Наумова Е.Н. Социальное государство в России: проблемы теории и практики: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. Владимир, 2006. С. 30-31.

2. Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2004, С. 129.

3. Торлопов В.А.Социальное государство в России: Анализ социально-политических аспектов: Дисс...д-ра социол.наук. М.: РГБ,2002. С. 172.

4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Маркетинг, 2001. С.284.

5. Сересова У.И. Социальное развитие как детерминанта регионального политического процесса: на материалах Приволжского федерального округа: Дисс. кандидата политических наук. Казань, 2004. С. 71.

6. Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина: дис. канд. юрид. наук. - Челябинск, 2006. С. 99.

7. Леонов И.В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования: автореферат дис. кандидата юридических наук. Москва, 2006. С. 153.

10 Там же. С. 132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.