Бизнес в законе
4'2010
2.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Игольникова Валентина Александровна Место работы: юридический сектор Министерство экономики Республики Хакасия, Российская Федерация, Республика Хакасия, город Абакан, специалист 1 категории
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье исследуются проблемы формирования социального государства в Советской России, дается краткий анализ социального законодательства вышеуказанного периода и результат его применения, связь с современным социальным государством, что делает тему статьи актуальной и в сегодняшнее время.
Ключевые слова социальное государство, благотворительность, социальная политика, марксизм - ленинизм, система социального обеспечения, гражданская война, социальное страхование, декреты, патернализм
PRECONDITIONS OF FORMATION OF THE SOCIAL STATE IN RUSSIA 1917-1920
Igolnikova Valentina Aleksandrovna
Place of employment: legal sector of the Ministry of Economics, Republic Khakassia, the Russian Federation, Abakan, the expert of 1 category
Contacts of the author. [email protected]
Annotation. Article describes process of origin of the social state in the Old Russian state, shows initial sources of the social right, the basic forms and directions of its development.
Keywords: the social state, charity, social policy, marxism-leninism, social security system, civil war, social insurance, decrees, the paternalism
В настоящее время в области изучения теории и практики социального государства написано огромное множество научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, однако ни в одном исследовании обстоятельно не был рассмотрен вопрос о том, в какой исторический период развития российской государственности стали зарождаться отдельные предпосылки социального государства, какие причины послужили для их формирования.
Несмотря на общность цивилизационного пути с другими странами Россия имеет свой исторический опыт становления социальной государственности, свою политическую историю и путь экономического развития, которые определяют особенности современной социальной политики. Как известно, социальное государство может возникнуть лишь на определенном этапе экономического развития, для чего ему и нужны определенные условия и предпосылки.
По нашему мнению, в России предпосылки социального государства появились еще в IX веке, когда с формированием государственности и принятием в 988 году на Руси христианства, основным направлением социальной помощи стала княжеская благотворитель-
ность1. Интересной особенностью было то, что княжеская благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного устройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: в ней в большей степени нуждался нище-любец, чем сам нищий. Так относились к ней и князья, многие из которых восхвалялись летописцами за их нищелюбие.
Одной из первичных форм благотворительности в древние времена было общественное призрение. Несмотря на то, что в современном русском языке слово «призрение» не употребляется, история становления и развития системы социальной государственности в России начинается именно с общественного призрения.
Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья были склонны ставить благотворительность под покровительство церкви, то есть духовенству.
Так, князь Владимир Святой под влиянием православного учения в 966 году издал Устав (закон), в котором общественное призрение поручил попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур2. Кроме того, князь Владимир учредил училища для детей «знатных», «среднего состояния» и «убогих» людей, создал «богадельни», учредил народные праздники, заботясь при этом, прежде всего, о «прокормлении» «убогих», сирот, вдов и вдовцов3. Есть косвенные свидетельства тому, что при Владимире Святом были учреждены первые на Руси больницы4.
Со временем эта деятельность постепенно стала постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер.
При сыне князя Владимира, Ярославе Мудром, роль церкви в государственной системе упрочилась. Об этом свидетельствует, прежде всего, монументальное церковное строительство: именно в этот период возводятся величественные Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал возникновению первых русских монастырей, библиотек и школ.
Заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных.
Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы их и т.п. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов.
Необходимо отметить, что никогда впоследствии, в течение все остальной части нашей истории, на дела благотворения на уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти.5 В этот период общественная помощь ради собственного духовного совершенствования не преследовала целей общественного благоустройства.
1 Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2004, С. 129.
2 Там же. С. 129.
3 Там же. С. 129-130.
4 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: М.: Маркетинг, 2001. С. 29.
5 Там же. С. 33.
Игольникова В.А.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦ. ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Одним из первых писаных русских законов, включающим в себя подобие социальной программы была «Русская Правда». Не смотря на то, что «Русская Правда» закрепляла социальное неравенство, всесторонне защищала интересы господствующего класса, утверждала неполноправие женщин, как в имущественной, так и в частной сфере, в целом «Русская Правда» отражает начало процесса оформления законодательства от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.
В целом, особенность правового положения личности в древнерусском обществе состояла в том, что отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием у него собственности. Человек, лишенный собственности, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.
В дальнейшем, вследствие стремительного роста нищенства по причине появления все большего количества «притворных нищих» и «ленивых прошак» государство и церковь стали с ним бороться: в законодательстве, а также в церковных уставах XVI-XVII веков стали появляться статьи, определявшие порядок «разбора» (классификации) нищих по нуждам: действительно нуждавшиеся в призрении и лечении подлежали отправке в монастырские богадельные заведения, а не желавшие работать тунеядцы подвергались различным наказаниям.6
Довольно активно развивавшаяся в Киевской Руси практика общественного призрения была прервана татаро-монгольским нашествием. И хотя в этот период удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, в новых исторических условиях на первый план выдвигается Русская православная Церковь, ставшая единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей - убогих, престарелых и нищих.
В итоге по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали определяться два взаимно дополняющих друг друга направления: первое - продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительство «убогих», престарелых, сирот; второе - усиление масштабов общественного призрения при поощрении благотворительной деятельности церкви.8
Благотворительность, всемерно поддерживаемая церковью, укреплялась и развивалась в России на протяжении веков, приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяло им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих, прежде всего убогих, больных и сирот, а также не имеющих приюта9. Так зародилась еще одна форма помощи нуждающимся - частная благотворительность.
Усложнение социальных проблем в стране способствовало осознанию необходимости новых способов борьбы с нищенством, показывало ограниченность и недостаточность лишь частной благотворительности и сложившихся форм церковного призрения.
В царствование Ивана IV Грозного идея развитой государственной системы общественного призрения по-
6 Буянова М.О., Гусов К.Н. Указ. соч. С. 130.
7 Там же. С. 131 .
8 Там же. С. 132.
9 Там же. С. 132.
лучила практическую реализацию: в указе «О милостыне» ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить питанием и одеждой.1
Собранный Иваном Грозным Стоглавый Собор 1551 г. констатировал попечение о бедных делом общества, которое в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует им. Для большинства нуждающихся он рекомендует закрытое призрение в богадельнях, впервые для этого различает разнообразные категории нищенствующих и для каждой из них устанавливает особые меры.
Уже в разделении способов призрения отрицается первичная форма благотворительности — безразбор-чивая раздача милостыни и намечается уже некоторая система борьбы с нищенством. Такие взгляды, по сравнению с теми, по которым милостыня раздавалась всем нищим без различия, представляют уже значительный шаг вперед, так как в них отражается не одно только стремление благотворителя душу свою спасти праведным делом, но и принести общественную пользу, посодействовать улучшению общежития в государстве.
Описывая в целом период княжеского правления, важно отметить, что к первичным предпосылкам социального государства в России относятся появление системы общественного призрения, создание различного рода учреждений для попечения бедных и других нуждающихся, появление стремления к индивидуализации или адресности социальной помощи, к рациональному подходу к формам и методам социальной работы и к предупреждению обнищания людей, возникновение первых источников права, регулирующих деятельность государства в социальной сфере.
Несмотря на то, что основной причиной появления предпосылок социального государства стало принятие Русью христианского вероучения, в целом на протяжении всего описанного автором периода обязанности государства по социальному обеспечению ограничивались лишь задачей поддержания общественного порядка.
Список литературы
1. Наумова Е.Н. Социальное государство в России: проблемы теории и практики: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. Владимир, 2006. С. 30-31.
2. Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2004, С. 129.
3. Торлопов В.А.Социальное государство в России: Анализ социально-политических аспектов: Дисс...д-ра социол.наук. М.: РГБ,2002. С. 172.
4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Маркетинг, 2001. С.284.
5. Сересова У.И. Социальное развитие как детерминанта регионального политического процесса: на материалах Приволжского федерального округа: Дисс. кандидата политических наук. Казань, 2004. С. 71.
6. Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина: дис. канд. юрид. наук. - Челябинск, 2006. С. 99.
7. Леонов И.В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования: автореферат дис. кандидата юридических наук. Москва, 2006. С. 153.
10 Там же. С. 132