www.volsu.ru
УДК 342.7 ББК 67.400.3
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТРАСЛИ «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Азиз Мусоевич Диноршоев
Доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного права, Таджикский национальный университет [email protected]
просп. Рудаки, 17, 734025 г. Душанбе, Республика Таджикистан
Аннотация. Права человека, как одно из основных достижений человечества, обеспечивают независимость личности, охраняют его от произвола государственной власти. Будучи столь значимыми, они закреплены в конституциях и международных документах. С принятием Конституции Республики Таджикистан в 1994 г. были законодательно закреплены многие ранее не существовавшие права и свободы, что привело к формированию новой сферы правовых отношений и, как следствие, принятию нормативных актов, регулирующих данные отношения. Данный фактор послужил формированию самостоятельной отрасли в системе законодательства Республики Таджикистан.
В данной статье на примере законодательства Республики Таджикистан автор анализирует содержание и структуру законодательства в области прав человека, кроме того, он указывает, что в Таджикистане созданы все предпосылки для формирования самостоятельной отрасли права.
Ключевые слова: конституция, международно-правовые акты, законодательство, нормативный акт, права человека.
Права человека являются одним из основных завоеваний современной цивилизации. Посредством прав и свобод обеспечивается относительная обособленность человека от общества и государства. Имея различную природу происхождения (естественную, позитивную и т. д.), на данный момент права человека нуждаются в правовом закреплении,
о которое осуществляется в конституции, меж-
<м
г дународно-правовых документах, а также
отраслевом законодательстве. « Как отмечает Р.Б. Головкин, в современен ных условиях происходит расширение сферы о правового обеспечения прав и свобод чело-^ века. Признаются новые, производные от ос© новных права и связанные с ними отношения.
Параллельно происходит более детальная регламентация уже существующих прав и свобод [3, с. 313].
В Республике Таджикистан с приобретением независимости произошли кардинальные изменения в системе законодательства. За последние годы было принято большое количество нормативных правовых актов, которые в той или иной степени затрагивают права и свободы человека. Данный процесс в Таджикистане имеет ряд особенностей.
Во-первых, принятая в 1994 г. Конституция Республики Таджикистан установила новый каталог прав и свобод человека, многие из которых до этого не существовали в конституционной практике страны. Тем са-
мым Конституция заложила базу для формирования новых отношений в сфере прав человека, которые нуждались в правовой регламентации. На основе конституционного каталога прав и свобод человека стали формироваться производные права и свободы, которые получили свое закрепление в отраслевом законодательстве.
Во-вторых, Таджикистаном подписано и ратифицировано большинство международно-правовых актов по правам человека, в которых установлены определенные стандарты, включение которых в действующее законодательство является необходимым условием в рамках взятых на себя международных обязательств.
В-третьих, в Таджикистане законодательное закрепление получили все составные элементы прав и свобод человека (гарантии, ограничения, механизмы защиты), которые в своей совокупности образуют правовой статус человека и гражданина. Будучи в общем порядке закрепленными в Конституции, указанные элементы правового статуса для многих прав и свобод человека раскрываются в отдельных нормативных актах. Все указанные факторы наглядно свидетельствуют о том, что в государстве сформировалась самостоятельная отрасль в системе законодательства страны, а именно в области прав человека.
Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права [12, с. 327].
Как отмечает С.В. Поленина, понятие «система законодательства» во многом обусловлено тем, какие элементы входят в эту систему. В юридической науке по этому вопросу сложились две позиции. Первая относит к элементам системы законодательства только нормативные акты. Другая наряду с нормативными актами в систему законодательства включает также статьи закона и нормативные предписания [7, с. 23]. Далее С.В. Поленина пишет: «Являясь элементом системы законодательства, нормативный акт вступает во взаимодействие с другими актами как нечто целое, тогда как в структурах, существование которых обусловлено различием правовой природы нормативных предписаний,
образующих нормативный акт, нормативный акт взаимодействует с другими актами и как целое, и в своих составных частях» [7, с. 27].
Таким образом, система законодательства имеет сложную структуру и складывается в результате издания правовых норм, закрепленных в официальных актах и их систематизации.
Понятие «система законодательства» трактуется в узком и широком смысле. Так,
A.Р. Нематов отмечает, что систему законодательства Республики Таджикистан составляют нормативные правовые акты во главе с Конституцией и законами, регламентирующими в большинстве случаев однородные общественные отношения, принадлежащие соответствующим отраслям права [6, с. 43]. Как видно из данного определения, в него не включены подзаконные акты органов исполнительной власти и местных органов государственной власти, акты органов конституционного контроля и международно-правовые акты. В широком смысле в понятие «система законодательства» входят все указанные нами правовые акты. Данный вывод базируется на содержании ст. 7 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 26 марта 2009 года.
Этой же позиции придерживается и
B.Н. Хропанюк, который отмечает, что система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление [13, с. 294-304].
А.В. Мицкевич, рассматривая вопросы становления и развития современной системы законодательства указывает, что оно строится на основе ряда принципов, к числу которых относит, во-первых, строительство системы законодательства на основе традиционных принципов и форм упорядочения нормативных правовых актов, издаваемых законодательными и высшими исполнительными органами государственной власти, во-вторых, закрепление в Конституции общечеловеческих принципов и идеалов современного демок-
ратического общества и государства, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека и иными международно-правовыми актами в области прав человека, обязывает использовать опыт современных развитых стран и международного сообщества в формировании новой системы законодательства и, в-третьих, использовать исторический опыт в деле кодификации и систематизации законодательства в той мере, в какой этот опыт способствует становлению нового строя и интересам граждан [10, с. 339-341].
Будучи в целом солидарны с высказанной точкой зрения, нам хотелось бы отметить, что при формировании национальной системы законодательства в первую очередь необходимо учитывать национальные особенности и традиции, которые сложились в конкретном государстве. К сожалению, не всегда передовой опыт развитых стран может быть реализован в другой стране в силу различных причин. Так, в Республике Таджикистан в 2007 г. принят Кодекс об административных процедурах, разработанный на основе передового мирового опыта. Целью данного кодекса является обеспечение соблюдения административными органами верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества, государства и юридических лиц. В нем определяется порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления производства об административных процедурах в суде, взаимодействия административных органов. Однако при разработке и принятии кодекса не был учтен тот фактор, что в Таджикистане на тот период не была подготовлена база для перехода на современную систему административной юстиции, в результате чего данный кодекс почти не применяется в правоприменительной деятельности. В результате все больше ученых и специалистов в Таджикистане склоняются к мнению о его отмене.
Таким образом, говоря о системе законодательства в сфере прав человека, необходимо отметить, что его следует трактовать в широком смысле. В него входят Конституция Республики Таджикистан, признанные нормы международного права, конституционные и текущие законы, подзаконные акты высших
органов исполнительной власти и местных органов государственной власти, а также акты органов конституционного контроля.
В юридической науке общепризнанным является выделение следующих структурных элементов системы законодательства: горизонтальное (отраслевое), вертикальное, комплексное и федеративное (в федеративных государствах) [11, с. 490-498].
Не вдаваясь в дискуссию относительно структурных элементов системы законодательства, хотелось бы затронуть одну важную проблему. Горизонтальное строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основании этого критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права. Тем самым возникает вопрос: если существует система законодательства по правам человека, существует ли отрасль права под названием «права человека»?
В юридической литературе по данному вопросу не существует единого мнения. Так, среди ученых общепризнанным фактом признается то, что «права человека» являются самостоятельной юридической наукой. Такой позиции придерживаются Е.А. Лукашева [8], А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына [2], Е.В. Гулин [4], Ю.С. Бадальянц [1]. В Таджикистане данной позиции придерживаются А.Г. Холиков, Б.А. Сафаров, Д.С. Сафаров [9]. Однако существуют и другие точки зрения. Так, Р.Ш. Сатывалдыев считает, что вопросы теории прав человека являются составной частью общей теории государства и права [11]. А.И. Имомов указывает, что, будучи закрепленными в Конституции, права человека формируют конституционно-правовой статус человека и гражданина и тем самым являются неотъемлемым институтом конституционного права [12].
Изучив изложенные точки зрения, мы считаем, что права человека являются самостоятельной комплексной наукой, изучающей основы взаимоотношения личности и государства. Она имеет тесную взаимосвязь с такими юридическими отраслями, как теория государства и права, конституционное право, административное право, международное пра-
во, уголовное право и процесс и ряд других. Помимо этого права человека тесно переплетаются с такими гуманитарными науками, как философия, логика, социология, культурология, религиоведение, в которых в различных контекстах изучаются вопросы свободы, равенства, сущности человеческого бытия. Также наука «права человека» связана с политологией в контексте взаимоотношения человека с государством.
Мы можем выделить ряд факторов, свидетельствующих о том, что права человека в Таджикистане являются самостоятельной наукой. Во-первых, это богатейшее историческое наследие, которое заложило основу для формирования современного понимания прав человека. Эти идеи сформировали самобытную культуру прав человека в Таджикистане, базирующуюся на традициях и обычаях таджикского народа. Во-вторых, Таджикистан, будучи частью мирового сообщества, не остался в стороне от общемировых тенденций в вопросе прав и свобод человека. Республика Таджикистан присоединилась к большинству международных документов по правам человека и стремится реализовать общечеловеческие ценности в своем законодательстве. В-третьих, в Таджикистане действия руководства страны направлены на утверждение прав человека в качестве основы деятельности органов государственной власти. В этом русле в республике принят ряд государственных программ, в частности судебно-правовая реформа, по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин, по образованию в сфере прав человека, которые направлены на реализацию закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, отвечая на поставленный выше вопрос относительно признания «прав человека» самостоятельной отраслью права, хотелось бы отметить, что в Таджикистане созданы все предпосылки для формирования самостоятельной комплексной отрасли права. Будучи признанной в качестве самостоятельной науки, обладая самостоятельным законодательством, имея свои предмет и методы регулирования, «права человека» в скором будущем могут быть признаны как самостоятельная комплексная отрасль права.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бадальянц, Ю. С. Права человека / Ю. С. Ба-дальянц. - Рязань : Поверенный, 2006. - 519 с.
2. Головистикова, А. Н. Права человека / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. - М. : Экс-мо, 2006. - 448 с.
3. Головкин, Р. Б. Кодификация прав человека как одно из средств обеспечения их реализации / Р. Б. Головкин // Кодификация законодательства: теория, практика, техника : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Ниж. Новгород, 25-26 сент. 2008 г. / под ред. В. М. Баранова, Д. Г. Краснова. - Н. Новгород : Изд-во Нижегородской академии МВД России, 2009. - С. 313-321.
4. Гулин, Е. В. Права человека / Е. В. Гулин. -М. : Риор : Инфра-М, 2013. - 176 с.
5. Имомов, А. И. Конституционное право Республики Таджикистан / А. И. Имомов. - 3-е изд. -Душанбе : ЭР-граф, 2012. - 496 с. - На тадж. яз.
6. Нематов, А. Р. Кодификация законодательства Республики Таджикистан / А. Р. Нематов. - М. : Спутник +, 2008. - 122 с.
7. Поленина, С. В. Теоретические проблемы системы советского законодательства / С. В. Поле-нина. - М. : Наука, 1979. - 205 с.
8. Права человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. - М. : Норма, 2009. - 560 с.
9. Права человека / под ред. А. Г. Холикова,
A. М. Диноршоева. - Душанбе, 2009. - 780 с.
10. Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. - М. : Норма, 2004. -813 с.
11. Сатывалдыев, Р. Ш. Теория государства и права / Р. Ш. Сатывалдыев. - Душанбе, 2014. - На тадж. яз.
12. Теория государства и права / под ред.
B. М. Корельского, В. Д. Перевалова. - М. : Инфра-М, 2002. - 616 с.
13. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. - М. : Омега-Л, 2008. - 384 с.
REFERENCES
1. Badalyants Yu.S. Prava cheloveka [Human Rights]. Ryazan, Poverennyy Publ., 2006. 519 p.
2. Golovistikova A.N., Grudtsyna L.Yu. Prava cheloveka [Human Rights]. Moscow, Eksmo Publ., 2006. 448 p.
3. Golovkin R.B. Kodifikatsiya prav cheloveka kak odno iz sredstv obespecheniya ikh realizatsii [The Codification of Human Rights as a Means of Ensuring Their Implementation]. Baranov VM., Krasnov D.G., eds.
Kodifikatsiya zakonodatelstva: teoriya, praktika, tekhnika: materialy Mezhdunar. nauch. -prakt. konf.,
Nizhniy Novgorod, 25-26 sentyabrya 2008 g. [Codification of the Legislation: Theory, Practice, Technology. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Nizhny Novgorod, September 25-26, 2008]. Nizhny Novgorod, Izd-vo Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii, 2009, pp. 313-321.
4. Gulin E.V. Prava cheloveka [Human Rights]. Moscow, Rior Publ.; Infra-M Publ., 2013. 176 p.
5. Imomov A.I. Konstitutsionnoepravo Respub-liki Tadzhikistan [Constitutional Law of the Republic of Tajikistan]. Dushanbe, ER-graf Publ., 2012. 496 p. (in Tadjik).
6. Nematov A.R. Kodifikatsiya zakonodatel-stva Respubliki Tadzhikistan [Codification of the Republic of Tajikistan Legislation]. Moscow, Sputnik + Publ., 2008. 122 p.
7. Polenina S.V. Teoreticheskie problemy sistemy sovetskogo zakonodatelstva [Theoretical
Problems of the Soviet Legal System]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 205 p.
8. Lukasheva E.A., ed. Prava cheloveka [Human Rights]. Moscow, Norma Publ., 2009. 560 p.
9. Kholikov A.G., Dinorshoev A.M., ed. Prava cheloveka [Human Rights]. Dushanbe, 2009. 780 p.
10. Nersesyants VS., ed. Problemyobshcheyteorii prava i gosudarstva [Problems of the General Theory ofLaw and State]. Moscow, Norma Publ., 2004. 813 p.
11. Satyvaldyev R.Sh. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Dushanbe, 2014. (in Tadjik).
12. Korelskiy V.M., Perevalov V.D., ed. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Infra-M Publ., 2002. 616 p.
13. Khropanyuk V.N. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Omega-L Publ., 2008. 384 p.
BACKGROUNDS OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF LEGISLATION AND BRANCH "HUMAN RIGHTS" IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Aziz Musoevich Dinorshoev
Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Constitutional Law, Tajik National University [email protected]
Prosp. Rudaki, 17, 734025 Dushanbe, Republic of Tajikistan
Abstract. Human rights as one of the major achievements of the humanity ensure the independence of an individual, protect them from the arbitrariness of the government. Being significant, they are established in the Constitutions and international documents. With the adoption of the Constitution of the Republic of Tajikistan in 1994 many rights and freedoms which did not exist previously were established. They led to the formation of a new sphere of legal relations, and as a consequence to the adoption of regulations governing these relations. This factor served as the formation of an independent branch in the legislative system of the Republic of Tajikistan. In this article, on the example of the legislation of the Republic of Tajikistan, the author analyzes the content and structure of legislation in the field of human rights. In addition, the author points out that in Tajikistan all the prerequisites for the formation of an independent branch of law were created.
Key words: constitution, international legal acts, legislation, normative act, human rights.