5. Карпенко Л.И., Шарилова Е.Е. Статистическая оценка и анализ возрастной структуры населения при исследовании процесса демографического старения // Вопросы статистики. 2008. № 5.
6. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. № 3.
7. Медков В.М. Демография. М.: ИНФРА-М, 2004.
8. Россет Э. Процесс старения населения. М., 1968.
9. Русановский В.А., Блинова Т.В., Былина С.Г. Причины смертности сельского населения: региональный аспект // Вестник СГСЭУ. 2013. № 4 (48).
10. Саградов А.А. Экономическая демография. М.: ИНФРА-М, 2005.
11. Сови А. Общая теория населения: в 2 т. М., 1977. Т. 2.
12. Andersson B. Scandinavian Evidence on Growth and Age Structure // Working Paper Series 1998.
13. Lenehan A.J. The Macroeconomic Effect of the Postwar Baby Boom: Evidence from Australia // Journal of Macroeconomics. 1996. № 18.
14. McMillan H.M., Baesel J.B. The Macroeconomic Impact of the Baby Boom Generation // Journal of Macroeconomics. 1990. № 12.
15. United Nation. The Ageing of Populations and its Economic and Social Implications. New York, 1965.
16. Weil. D. The Economics of Population Aging // Handbook of Population and Family Economics. Amsterdam and New York: Elsevier, 1997.
Наталья Юрьевна Сорокина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
В статье определены фундаментальные предпосылки формирования результативного механизма управления устойчивым социально-экономическим развитием региона. Целью работы явилась конкретизация условий, определяющих возможности достижения устойчивого долгосрочного развития региональных систем. Анализ современной российской практики государственного управления на региональном уровне позволил определить следующие основные элементы механизма управления устойчивым развитием региона: создание в регионе условий для воспроизводства социально-экономического потенциала; активное использование системного подхода к управлению региональным потенциалом; ориентация органов управления на долгосрочные цели регионального развития; нацеленность на формирование собственных механизмов обеспечения устойчивого развития конкретного региона; определение адекватного целям развития критерия результативности регионального управления; внедрение мониторинга управления устойчивым развитием региона как основы выработки своевременного и адекватного управляющего воздействия. Создание вышеперечисленных предпосылок будет способствовать устойчивому развитию региональных социально-экономических систем и росту на этой основе качества жизни населения.
Ключевые слова: механизм управления устойчивым развитием региона, социально-экономический потенциал региона, качество жизни населения.
N.Yu. Sorokina
PRECONDITIONS FOR DEVELOPING A MECHANISM FOR MANAGING REGIONAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT
The paper identifies the fundamental prerequisites for developing an effective mechanism for managing sustainable socio-economic development of the region. The study aims to single out the conditions for achieving long-term sustainable development of regional systems. Analysis of the current Russian government practices at the regional level helps identify the following key elements of the mechanism of regional sustainable development management: creating necessary conditions for the reproduction of social and economic potential; active implementation of a systematic approach to the management of regional potential; local government focus on long-term goals of regional development; willingness to create their own mechanisms to ensure sustainable development of the region; defining an adequate criterion of regional governance efficiency; introduction of monitoring of sustainable development management of the region as the fundamental condition for timely and appropriate management. The author stresses that fulfillment of all the above prerequisites will help ensure sustainable development of regional socio-economic systems and growing quality of life.
Keywords: mechanism for managing sustainable development in the region, regional socio-economic potential, quality of life.
УДК 338.24:352
Изучение предпосылок, определяющих условия формирования и особенности реализации механизма управления устойчивым развитием региона, является актуальной научно-практической проблемой современной региональной экономики. Ее исследованию посвящены труды В.С. Селина, С.В. Барышникова, А.Я. Мо-ничева, Е.Д. Игнатьевой, О.С. Мариева, А.Е. Ширма-новой, С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко, И.В. Скопиной, О.В. Скопина, М.А. Кувшинова и других российских исследователей. Решение данной проблемы позволит выявить и исследовать причины, обусловливающие специфические особенности формирования и реализации механизма управления устойчивым развитием конкретной территории, что будет способствовать повышению результативности управления социально-экономическими процессами на региональном уровне.
Под предпосылками в научных исследованиях понимаются предварительные условия, исходные пункты какого-либо рассуждения, процесса, явления. Как правило, предпосылки управленческих процессов имеют конкретно-исторический, объективный характер; их формирование требует значительных затрат времени и ресурсов.
Предпосылки механизма управления устойчивым развитием территории в его современном виде начали формироваться в РФ в середине 90-х гг. ХХ века. Переход страны к новому (рыночному) типу экономической системы, сопровождавшийся кризисными тенденциями в экономике, обусловил сокращение потенциалов и ухудшение условий их реализации в подавляющем числе российских регионов. Падение накопленного потенциала, снижение эффективности его использования и уменьшение возможностей роста за счет внешних для региональной системы источников стали главными причинами, обусловившими неустойчивость территориальных систем, ухудшение условий жизнедеятельности населения России на рубеже ХХ - ХХ1 веков. Ориентация администрации региона на результативное управление социально-экономическим потенциалом является сегодня главным условием долгосрочного устойчивого развития территории.
Другая проблема заключается в том, что используемые подходы к управлению устойчивым развитием территорий отличаются недостаточной системностью: в частности, в них недооцениваются социальные и институциональные предпосылки, определяющие изменения в региональных социально-экономических системах.
В Конституции РФ (ст. 7) закреплено, что государство берет на себя ответственность за «достойную жизнь и свободное развитие человека» [1] независимо от места его проживания. При этом речь идет не только о доходах населения, но и о гарантиях безопасности, образования, охраны здоровья, обеспечения жильем, коммунально-бытовыми услугами и т.д. Таким образом, стратегической целью государственного управления на региональном уровне является обеспечение высокого стандарта качества жизни населения. Также важными долгосрочными целями, на достижение которых направлено региональное управление в России, определены экономический рост, полная занятость и социально-экономическая стабильность. Однако до сих пор в практике государственного управления на региональном уровне преобладают краткосрочные меры, которые в современ-
ных экономических условиях оказываются малоэффективными.
Провозглашенная на федеральном уровне политика поощрения самообеспечения территорий сделала особо актуальными механизмы регионального управления, обеспечивающие устойчивое долгосрочное развитие за счет внутренних источников, прежде всего наращивания и эффективного использования в региональной системе социально-экономического потенциала территории.
Исходя из вышесказанного, формирование результативного механизма управления устойчивым социально-экономическим развитием регионов предполагает наличие следующих условий и предпосылок.
1. Создание в регионе условий для воспроизводства не только экономического, но и социального потенциала. Регион как социально-экономическая система выступает носителем особых интересов субъектов региональной экономики - населения региона, государства в лице органов регионального управления, бизнес-сообщества, общественных объединений. Устойчивое региональное развитие должно осуществляться в направлении согласования интересов социума региона в целом и каждой из составляющих его социальных групп. В противном случае нарастание противоречий может привести к разрушению региональной социально-экономической системы. Залогом устойчивости регионального развития является сглаживание дифференциации населения на принципе распределительной справедливости, в соответствии с которым все социальные ценности должны распределяться поровну, за исключением случаев, когда их неравное распределение приводит к всеобщей выгоде [3, с. 54]. Социальное развитие, являясь важнейшей целью регионального управления, в значительной мере определяется ресурсными возможностями территории и уровнем ее экономического развития. Именно поэтому управление региональной экономикой должно быть нацелено на социальное развитие, подкрепленное экономическими возможностями региона.
2. Применение системного подхода к управлению социально-экономическим потенциалом региона. Сущность системного подхода заключается в раскрытии целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, в выявлении многообразных типов связей сложного объекта и сведении их в единую теоретическую картину [4]. Управление социально-экономическим потенциалом, с одной стороны, является элементом системы более высокого порядка - управления развитием региона в целом; с другой стороны, оно включает в себя подсистемы более низкого порядка, в которых осуществляется формирование его отдельных составляющих - природ-но-ресурсного, трудового, социального, производственного, финансового и других потенциалов. Изменения в любой из указанных систем, а также в приоритетах развития региона и страны в целом влияют на возможности реализации социально-экономического потенциала в региональной экономике. Соблюдение принципов целостности, структурности, иерархичности и других базовых системных принципов позволит наиболее полно учитывать политические, экономические, социальные и другие аспекты общественной жизни региона при принятии управленческих решений в системе регионального управления.
3. Высокая ориентация регионального управления на долгосрочные цели развития. Региональное управление призвано обеспечить устойчивость движения региона к его долгосрочным целям, важнейшей из которых является рост качества жизни населения, путем минимизации случайных отклонений от заданной траектории развития территории. Исходя из долгосрочного видения перспектив развития, для региональной системы должны быть установлены количественные характеристики начального и конечного состояния, а также параметры траектории ее движения к долгосрочным целям. Это предполагает описание механизма управления устойчивым развитием региона в конкретном параметрическом пространстве с использованием инструментов и приемов экономико-математического моделирования.
4. Обоснование критерия результативного управления устойчивым развитием региона. Основной предпосылкой устойчивого развития территории выступает оптимальное распределение и эффективное использование имеющихся ресурсов в отраслях и секторах региональной экономики, а также вовлечение в воспроизводственный процесс новых для региона видов экономических ресурсов. Критерием результативности механизма управления устойчивым развитием региона может выступать социально-экономический потенциал региона, направленность и динамика развития которого являются важнейшими показателями развития региональной системы. Усилия регионального управления должны быть сосредоточены прежде всего в тех областях, где результат определяется не силой воздействия, а согласованностью с внутренними свойствами и характеристиками региональной системы (механизм резонансных воздействий) [2]. В этой связи важной задачей, стоящей перед органами регионального управления, является выбор адекватных для конкретного региона механизмов устойчивого развития, позволяющих получить существенные позитивные изменения в региональном потенциале относительно малым управляющим воздействием.
5. Обеспечение непрерывного мониторинга управления устойчивым социально-экономическим развитием территории. Мониторинг является универсальным инструментом управления процессами, протекающими в экономике как страны в целом, так и ее
отдельных регионов. Конечной целью мониторинга управления устойчивым развитием региона является управление изменениями, отклонениями в развитии социально-экономических процессов в регионе путем своевременного информирования управляющих структур о возможности наступления неблагоприятных изменений, препятствующих устойчивому развитию территории. Это позволит установить, насколько адекватно требованиям устойчивого развития территории формируется и используется ее социально-экономический потенциал.
Таким образом, к числу фундаментальных предпосылок формирования результативного механизма управления устойчивым развитием региона могут быть отнесены следующие:
- создание в регионе условий для воспроизводства социально-экономического потенциала;
- активное применение системного подхода к управлению региональным потенциалом;
- высокая ориентация органов управления на долгосрочные цели регионального развития;
- нацеленность на формирование собственных механизмов обеспечения устойчивого развития конкретного региона;
- определение адекватного целям развития критерия результативности регионального управления, в качестве которого целесообразно использовать показатели динамики изменения социально-экономического потенциала территории;
- внедрение мониторинга управления устойчивым развитием региона как основы выработки своевременного и адекватного управляющего воздействия.
Формирование указанных предпосылок будет способствовать повышению результативности механизма управления устойчивым развитием региона, что отразиться на росте качества жизни населения территории, а также развитии ее социально-экономического потенциала.
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Изд-во «БЕК», 1996.
2. Пригожин И.Р. От существующему к возникающему: время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985.
3. РоулсДж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995.
4. СадовскийВ.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
фзар [email protected] Николай Сергеевич Шух,
аспирант кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.45:621 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ НА РЫНКЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Современный этап развития рынка машиностроения характеризуется значительным изменением механизмов функционирования предприятий этой отрасли. Значительную актуальность приобретает необходимость управления поведением рынка инноваций с целью создания системы адаптации к изменяющимся условиям. Без продуктовых инноваций невозможно эффективное функционирование предприятий машиностроительного комплекса, их экономический рост и конкурентоспособность. Инновационная деятельность и выведение на рынок нового товара с элементами продуктовых инноваций должны быть объединены в цепочку непрерывного процесса управления ин-