Алыева Афига Алы гызы
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О БУДУЩЕМ В РОМАНЕ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА "ТАВРО КАССАНДРЫ"
В статье анализируются предсказания о будущем человеческого общества в связи с предупреждениями, посланными людям из космоса Филофеем в романе Ч. Айтматова "Тавро Кассандры". Этот роман, так же как и роман "Плаха", содержит предупреждения о катастрофах, надвигающихся на мир в ближайшем будущем. Если люди не внемлют этим предупреждениям, то человеческое общество ожидают большие беды. Писатель через своего героя Филофея доводит до внимания людей и проблемы, и пути их решения. Достаточно того, чтобы его поняли. Мир и человечество еще можно спасти. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-371.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 3. C. 10-13. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
10
^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 3
10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 808
В статье анализируются предсказания о будущем человеческого общества в связи с предупреждениями, посланными людям из космоса Филофеем в романе Ч. Айтматова «Тавро Кассандры». Этот роман, так же как и роман «Плаха», содержит предупреждения о катастрофах, надвигающихся на мир в ближайшем будущем. Если люди не внемлют этим предупреждениям, то человеческое общество ожидают большие беды. Писатель через своего героя Филофея доводит до внимания людей и проблемы, и пути их решения. Достаточно того, чтобы его поняли. Мир и человечество еще можно спасти.
Ключевые слова и фразы: эмбрион; иксрод; Филофей; человечество; будущее; космос.
Алыева Афига Алы гызы
Сумгаитский государственный университет, Азербайджан [email protected]
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О БУДУЩЕМ В РОМАНЕ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА «ТАВРО КАССАНДРЫ»
Чингиза Айтматова всегда волновала тема будущего. Взяв свое начало в романе «И дольше века длится день» и продолжившись в романе «Плаха», эта тема достигает наивысшей точки своего развития в написанном автором в 1997 году романе «Тавро Кассандры». В этом романе мы также видим своеобразие айтматов-ского стиля и языка. В «Тавро Кассандры», как и в «Плахе», есть предупреждения о надвигающихся на мир катастрофах. Ч. Айтматов, как и его героиня Кассандра, видит ожидающие мир будущие трагические события, предупреждает о них и страдает от того, что его не слышат. Он призывает людей задуматься.
А. Мамедов пишет: «Масштабы художественного выражения сути проблемы и идеи расширяются от произведения к произведению. В "Белом пароходе" масштаб проблемы еще локальный, в "Плахе" он уже расширен, а в "Тавро Кассандры" он уже носит общечеловеческий характер» [4, с. 170] (перевод автора статьи - А. А.).
Если в предыдущих своих произведениях («Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря») Чингиз Айтматов анализирует жизнь человека с философских позиций ее взаимосвязи с древней историей, дастана-ми и легендами народа, то в «Тавро Кассандры» он пытается найти ответ на интересующие его вопросы, используя для этого большие возможности, предоставленные сегодня научно-технической революцией. Какие опасности подстерегают общество, где нарушаются вечные законы природы, где все естественное подменяется искусственным. Размышляя над всем этим невозможно не переживать за будущее. Рассматривая проблемы науки о генетике с философской, психологической и этической точки зрения, автор доказывает, что эта проблема касается всех людей.
Теория Филофея об эмбрионе Кассандры - трагедия для всего человечества. Филофей не ограничивается созданием теории, он реализует ее на практике.
В какой бы системе ни жил человек, он всегда должен оставаться самым совершенным созданием. Не наводить подозрений на человека как на единственное существо, обладающее высшим интеллектом, - это одна из главных проблем нашего времени. Разве все двуногие люди? Смогут ли все родившиеся дети стать человеком? Письмо Филофея, напечатанное в американской газете «Трибюн», повергло всех людей в шок. Зачем отцу и матери отрекаться от своего будущего ребенка? Что ждет человечество, если эмбрионы Кассандры распространятся по всему миру. Что будет, если атомное оружие попадет в руки диктатора, готового уничтожить мир?
Ч. Айтматов в своем творчестве часто обращается к мифам, легендам, событиям прошлого. Он использует мифологию не только своего родного тюркского народа, но и других народов. Академик А. А. Акматалиев, друг и первый читатель многих произведений Ч. Айтматова, пишет: «У него появляется желание изучать не только кыргызский фольклор, но фольклор тюркоязычных народов - узбеков, казахов, туркмен, каракалпаков, а также нивхов и, вообще, всего мира» [1, с. 49].
Наряду с мифологией встречаются у Ч. Айтматова и образы, взятые из христианской религии, например Авдий и Филофей. Эти образы, по сути, ничем не отличаются от образов Едигея, Танабая, Оргона, Арсена и т.д. Для автора не существует религиозных различий в желании довести до читателя свои мысли. Некоторые критики отрицательно отзывались и укоряли автора за сцену диалога Иисуса и Понтия Пилата в романе «Плаха». Однако сам автор неоднократно отмечал в своих интервью, что показом этой сцены он не имел мысли что-то сказать о христианской религии, а лишь хотел дать образ человека, способного на самопожертвование ради своей идеи. А в романе «Тавро Кассандры» Филофей адресует письмо, написанное им из космоса,
Папе Римскому. Филофей был православным, а Папа Римский - религиозный глава католической церкви. И в этом случае автор не ставит религиозных и идеологических различий для того, чтобы выразить свои мысли. Религии созданы для того, чтобы совершенствовать человека, а не для того чтобы разъединять их. Ведь говорят, что все люди - дети Адама и Евы. Значит, все люди - родственники и имеют одни корни. Ч. Айтматов доказывает эту мысль в своих произведениях. «Все пророки и все священные книги представляют и пропагандируют в первую очередь одну великую идею - идею Бога» [5, с. 318] (перевод автора статьи - А. А.).
Папа Римский - один из известнейших в мире людей, и поэтому неслучайно, что письмо адресовано именно ему. Филофей неоднократно указывает на это в своем письме: «Побудило меня обратиться к Вашей равноапостольной особе не только то, что Вы наместник Иисуса Христа, преемник св. Петра, что Вы обладаете в силу этого мировым авторитетом, это само собой, но и то, что Ваша личность интегрирует в себе нравственные убеждения и духовные ценности огромного числа людей, населяющих Землю. И, обращаясь к Вам, я обращаюсь ко всем современникам своим, и кто знает, возможно, и к потомкам нашим» [3].
Число эмбрионов Кассандры растет в мире с каждым днем. Известно, что это чревато последствиями. Однако во всех религиях уничтожить зародыш в чреве матери и посягнуть на жизнь человека считается большим грехом. Отказ зародышей родиться на свет не следует воспринимать как пропаганду абортов. Этот протест должен разбудить общество и заставить сделать серьезные шаги в деле исправления ошибок. Надо решить укоренившиеся проблемы, очистить общество от недостатков. К сожалению, толпа неправильно восприняла все это. Филофей, разочаровавшись от происходящего, и сам признает, что для такого признания, наверное, еще слишком рано. Однако и ждать было уже невозможно. Люди оказались на краю пропасти, судный день приблизился. Что делать? Ответ на этот вопрос дает сам Филофей. Что изменилось в обществе со времени создания «Плахи» до «Тавро Кассандры»? Ничего! Наоборот, число зверств и трагедий еще больше увеличилось. И это вызывает сожаление.
Никто - ни Филофей, ни другие люди - не имеет права выступать против роста количества людей. Так же как и рождение людей не должно быть связано с научными исследованиями и зависеть от воли Филофея. Здесь мы сталкиваемся со странным парадоксом. В свое время Филофей ради научного исследования, ради распространения идеологии создал иксрод, не задумываясь о будущем, которое ожидает общество. А будучи в космосе, он открывает сигналы эмбриона Кассандры и посылает на землю сообщения, связанные с ожидающими общество в будущем катастрофами. Филофей и сам удивляется этому. В своем признании он говорит, что за время своего проживания на земле он даже представить себе не мог, что придет такое время, когда он будет выступать с таким заявлением. Значит, для этого необходимо было, прежде всего, отдалиться от этого «грязного общества»? Большую роль в раскрытии этой истины сыграла Руна. Кто знает, если бы Филофей не полетел в космос, а продолжал бы свои научные исследования, оставшись на земле, смог бы он сделать такие заявления? Скорей всего, нет!
Тавро Кассандры - это предупреждение, идущее от Бога, чтобы мы пересмотрели свои ценности и проанализировали свои поступки. Каждый должен сделать определенный вывод согласно своему уровню мышления и своим нравственным принципам. Бог остановил нас на краю пропасти. Он прислал знамение с эмбрионом Кассандры. Филофей только хочет стать на этом пути помощником, подсказывая людям, как им этого добиться: «Только искоренение бед и пороков каждым человеком, начиная с себя, и всеми вместе, всем родом людским, может обновить перспективу жизни. Утопия? Опять утопия?! Нет, это не очередная утопия. Это стезя выживания духа живого, иного пути нет...» [Там же].
Против теории Филофея были организованы репортажи, митинги. Американцы называли его агентом русских, китайцы - врагом социализма, а остальные - демоном космоса. Только футуролог Роберт Борк смог разглядеть в теории Филофея истину. Он обнаружил скрытую связь между свободно живущими в океане китами и научными исследованиями, проводимыми в космосе. Почему ночью весь косяк китов выбросился на берег? И не только киты. Сова, живущая долгие годы в стенах Кремля, также почувствовала, что мир ожидает какая-то катастрофа.
Проблема превращения человека в мангурта в романе «Тавро Кассандры» звучит в более широком понимании, художественно отражая нравственное и духовное падение.
Иксрод, изобретенный Филофеем, также был поколением мангуртов, потому что как только эти дети рождались, они отнимались у матери и передавались государству. Государство же использовало их в своих целях и по своему желанию. Женщины, рождавшие на свет поколение иксрод, были женщины-заключенные. Об этом иксроде сотрудник ЦК Конюханов говорит: «.. .для нас иксрод - новый тип человека. И, по нашим прогнозам, именно иксроду предстоит перевернуть старый мир во избавление от него трудящихся классов! Вот в этом вся соль. Именно он, иксрод, может стать со временем главнодействующей фигурой в историческом процессе!» [Там же].
Иксрод - люди без корней, хладнокровные, не знающие милости, жестокие, живущие только ради достижения своей цели. Партии же были нужны именно такие люди.
Руна - женщина, арестованная за то, что выступала против ученых, вмешивающихся в дела Бога и присваивающих себе его роль творца - создателя, высказала свой протест. Тем самым она пробудила совесть Филофея (до полета в космос он был Андреем Крыльцовым), не задумывающегося над последствиями своего открытия. Все самое важное в романе начинается именно после этого. Филофей, не думавший, чем может обернуться его изобретение для людей, вдруг как бы прозревает.
Кто же такая Руна? Еще в свою первую встречу с Руной Филофей понял, что Руна не обычная заключенная: «У нее было интеллигентное лицо. А собой совсем не дурна, на воле наверняка была еще лучше, была,
12
^ЭЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 3
наверное, красавицей. Но вот смотрит как-то не так, как следовало бы в ее положении. Карие глаза за стеклами очков выражали лишь сдерживаемое любопытство» [Там же]. Она одна из тех, кто хочет открыть людям истину: «Будут ли люди размножаться, как велено природой и Богом, или по наущению дьявола возникла эта проблема?... я знала, на что иду. И добилась своего. Я считала это своим долгом. И выполнила его, как могла. Может быть, этот разговор что-то пробудит в вас, заставит задуматься. Вот и все» [Там же].
Непродолжительная встреча и беседа с Руной так сильно повлияла на Андрея Крыльцова (Филофея), что он думает о ней всю ночь: «Я терзался той ночью и все никак не мог успокоиться. Смутила меня эта зечка Руна, застигла врасплох - ведь никто из окружающих в нашем деле не сомневался, или мне так казалось?» [Там же].
Андрей признается, что как бы открыл себя в эту ночь заново: «Что же произошло со мной? Раньше я не мог понять, что такое Всемилость, и только теперь вдруг почувствовал: если я тот, кто в угаре самодовольства, манипулируя зародышами, отпихивает самого Бога, то не является ли зечка Руна как бы посланницей, выразительницей Его Великодушия и Снисхождения?.. Нет ли в этом пробы на Добро во мне?!» [Там же].
Та ночь была переломной в жизни Андрея. Он с нетерпением ждал наступления утра и новой встречи с Руной. Он хотел поблагодарить ее за то, что она пробудила его совесть и открыла ему глаза на происходящее. Он собирался просить у нее прощения за ее смелость и самоотверженность и даже предложить ей пожениться.
Андрей знал, что Руна еще долго будет находиться в заключении. Но если она скажет ему «да», он сделает все, чтобы быть всегда вместе с нею и уехать, куда она захочет. Тем самым он думал искупить свои прошлые грехи и начать новую чистую жизнь. Однако этого не произошло.
Во время переезда из тюрьмы в клинику по требованию Руны, заявившей, что плохо себя чувствует, машину по дороге останавливают. Заключенная под предлогом подышать свежим воздухом сходит с машины и решается бежать. Откуда ей было знать, зачем Андрей перевозит ее в клинику. Конвоиры вынуждены стрелять в убегавшую заключенную, отчего Руна и погибает. Весть о смерти Руны очень огорчает Андрея. Он оплакивает смерть женщины, которую видел всего один раз в жизни: «Я рыдал, сидя у себя в кабинете. Рыдал по женщине, которую видел только однажды. Я понимал, что без нее я несчастен на всю оставшуюся жизнь...» [Там же].
Эмбрион Кассандры выступает против войн, направленных на уничтожение человечества. Зачем с каждым днем растет производство оружия? На митинге, организованном против Филофея, были и работники Комплекса по производству оружия (КПО). Только у одной девочки в руках был плакат с надписью: «Если Кремль снова начнет гонку вооружений, я подожгу себя!». Но что это дало? Девушка действительно подожгла себя, и никто не пришел ей на помощь. Это ли истина?
Филофей отмечает, что скорей всего поторопился со своим заявлением. Сначала надо было добиться определенных изменений в сознании людей. Однако было уже слишком поздно. Шаг был сделан. Ждать было невозможно, потому что общество было на краю пропасти. Если мир на земле не восстановится, а люди не будут искренни друг с другом, то все погибнет. Но люди не хотят, чтобы ужасные тайны были раскрыты.
С этой же проблемой мы сталкивались и в романе «И дольше века длится день». Космонавты, отправившиеся в космос на исследования, сравнивают Землю с планетой Лесная Грудь: «Но что самое удивительное при этом - они не знают государства как такового, не знают оружия, не знают, что такое война. Мы затрудняемся сказать - возможно, в историческом прошлом были у них и войны, и государства, и деньги, и все сопутствующие тому категории общественных отношений, однако на данном этапе они не имеют представления о таких институтах насилия, как государство, и таких формах борьбы, как война. Если придется объяснять суть наших бесконечных на Земле войн, не покажется ли им это бессмысленным или, более того, варварским способом решения вопросов?» [2].
Космонавты считают, что жители Лесной Груди не хотят прилетать на Землю как незваные гости. Они ждут от землян приглашения. Пока на Земле идут войны и столкновения, их нельзя приглашать на Землю: «Готовы ли мы, земляне, к подобного рода межпланетным встречам, достаточно ли мы зрелы для этого как мыслящие существа? Сможем ли мы при нашей разобщенности и существующих противоречиях выступить в единстве нашем, как бы уполномочивая самих себя от имени всего человеческого рода, от имени всей Земли? <...> Нам горько и тяжело думать о таких вещах, находясь в запредельной космической дали, но мы земляне, и мы достаточно хорошо знаем нравы обитателей нашей планеты Земля» [Там же].
Филофей назвал отправленное в космос свое покаяние «О пережитом, с Тобой и После». И это было не случайно. В этом письме-покаянии он говорит о том, что он сделал, и о том, как он об этом жалеет. Полет Андрея в космос и его обоснование там совпадает по времени с эпохой перестройки. По его словам, в эпоху перестройки был положен конец созданию иксродов: «В годы перестройки удалось положить конец выведению иксродов. Был у Горбачева. И через полгода отправился в космос, на орбитальную станцию. Здесь я стал космическим монахом Филофеем. Со стороны может показаться чудачеством. Но для меня это отнюдь не чудачество» [3]. В этом письме Филофей искренне делится с людьми своими переживаниями о прошлом и будущем: «Мое прошлое не дает мне покоя, преследует меня - что станется с иксродами, с теми, что успели родиться и теперь подрастают?.. Покуда их происхождение остается тайной, об этом не знает никто. Вернее, знают немногие - мои бывшие коллеги. Можно представить, что они думают обо мне: вероотступник, кинулся в космос, сбежал... Но их отношение меня не трогает, то, что мы сделали, - непоправимо. Что станется с этими людьми, казенными от рождения? А ведь завтра они поймут, кто они такие. Чем они отплатят обществу? Не возникнет ли у иксродов со временем неодолимого желания - отомстить человечеству, покончить со всем светом к чертям собачьим?!» [Там же].
Предупреждения Филофея и его признания всех поразили. Но мало кто понял его. Если бы таких людей, как Роберт Борк, Антони Юнгер, было много, то мир можно было бы спасти.
Поголовное самоубийство китов, самоубийство совы - это протест природы. Если люди не понимают этого, то нарушается баланс между людьми и природой, а природа будет за это мстить: «Кровь и власть -вот тот гумус, на котором семена зла всходят вовеки... Зло сменяется злом, оставляя семена свои для следующего зла... [Там же].
Таким образом, события, происходящие в романе, отражают позицию автора и его переживания о будущем человечества. Человечество должно измениться, нравственные ценности должны быть пересмотрены, а наука должна, наконец, служить во благо людям. Людям необходимо вступить на путь гармоничного развития и созидания. Для этого на земле есть все условия, и есть люди, способные привести нас к миру. Надо только увидеть их и понять их помыслы.
Список литературы
1. Акматалиев А. А. Книга Чингиза Айтматова, не увидевшая свет // Айтматовские чтения - 2015: материалы Международной научно-практической конференции (11-12 декабря, Бишкек, Кыргызыстан). Бишкек: Турар, 2015. С. 44-49.
2. Айтматов Ч. И дольше века длится день [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.info/br/?b=956&p=22 (дата обращения: 14.07.2016).
3. Айтматов Ч. Тавро Кассандры [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/read/aytmatov_chingiz/tavro_kassandri.html #20480 (дата обращения: 14.07.2016).
4. Mammadov A. Aytmatov nssrinds mifoloji motiv model kimi. Man Manas ogluyam (tsrtib edsn: S.Ssrir). Baki: Elm vs tshsil ns^riyyati, 2009. 280 s.
5. Xalilov S. Msnsviyyat fslssfssi. Baki: Azsrbaycan Universiteti ns^riyyati, 2007. 520 s.
PROPHESY ABOUT THE FUTURE IN THE NOVEL BY CHYNGYZ AITMATOV "CASSANDRA'S BRAND"
Alyeva Afiga Aly gyzy
Sumqayit State University afiqe 75@mail. ru
The article analyzes predictions about the future of mankind in relation to Filofei's prophesy sent to the people from cosmic space in the novel by Chyngyz Aitmatov "Cassandra's Brand". This novel, along with the novel "The Scaffold", contains the warnings on the disasters endangering the world in the nearest future. If the people won't listen to these warnings the human society will be in great danger. The writer through his character Filofei discovers the problems and shows the ways to solve them. He only wants to be understood. The world and mankind still can be saved.
Key words and phrases: embryo; generation X; Filofei; mankind; future; cosmos.
УДК 10.01.03
В статье рассматривается проблема «точки зрения» в новелле Дж. Ш. Ле Фаню «Зеленый чай». Для повествования характерно пересечение различных планов точек зрения, что предполагает неоднозначное понимание конфликта, заявленного в новелле. Такое построение текста позволяет читателю увидеть мир произведения с различных позиций, а также способствует более глубокому проникновению во внутренний мир героев. Полная картина изображаемого складывается в результате дифференциации точек зрения.
Ключевые слова и фразы: английская новелла второй половины XIX века; нарротология; повествовательная структура; психологизм; точка зрения.
Амелина Елена Евгеньевна
Московский государственный педагогический университет lena_amelina@mail. ru
ПРОБЛЕМА «ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» В НОВЕЛЛЕ ДЖ. Ш. ЛЕ ФАНЮ «ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ»
«Точка зрения» является важнейшей повествовательной категорией. Генри Джеймс, впервые обратившийся к данному понятию в своих романах, определял «точку зрения» как отношение повествователя к рассказываемой истории [8]. Более подробное описание категория получает в работе Перси Лаббока «Искусство прозы» («The Craft of Fiction», 1921), в которой дается полное описание повествовательных форм, где главным критерием выступает понятие «точка зрения». В данной монографии исследователь выделяет два основных типа повествования: «монологическое» («панорамное»), где рассказ о событиях представлен с позиции всеведущего автора, и «сценическое» («драматическое»), в котором полная картина создается через показ совокупности разных точек зрения [9]. Другие названия для данных форм - «внутренняя» и «внешняя» точка зрения: повествователь может выступать как полноценный участник описываемых событий или же устраниться, придерживаясь позиции стороннего наблюдателя. Теория «точки зрения» получает свое