Научная статья на тему 'Предоставление социального жилья в условиях постиндустриального общества'

Предоставление социального жилья в условиях постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
687
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА / МАЛОИМУЩИЕ ГРАЖДАНЕ / ПРИНЯТИЕ НА УЧЕТ / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / УЧЕТНАЯ НОРМА / НОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ / SOCIAL HIRING / NEEDY CITIZENS / ADOPTION ON THE ACCOUNTING / PREMISES / REGISTRATION RATE / RATE OF GRANTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко А. В., Озеров И. Н.

В статье рассматривается порядок предоставления жилого помещения малоимущим и лицам, имеющим специально предусмотренное действующим законодательством право на получение жилого помещения по договору социального найма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Granting of social habitation in the conditions of the postindustrial society

This work deals with the order of granting a premises to needy citizens and the persons having specially the right provided by the current legislation for reception of a premises under the agreement of social hiring.

Текст научной работы на тему «Предоставление социального жилья в условиях постиндустриального общества»

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

18. Muromtsev S. Definition and basic division of rights, 1879. P.195.

19. Qambarov. Voluntary, unpaid work in a foreign interese. T. I. 1879. P. 77.

20. Civil Law: Textbook. In 3t. V.1. - 6th ed., Rev. and ext. / ND Egorov, IV Eliseev [et al.] holes. Ed. AP Sergeev, JK Tolstoy. - M .: TC Welby Avenue, 2007. Р.19.

21. Belov VA. Civil law: The special part: the textbook. - M.: JSC “Center YurInfoR”, 2004.. P.439.

22. Babkin SA. Basic Principles of the organization of real estate turnover. - M.: JSC Center YurInfoR, 2001. Р. 75.

23. Sukhanov EA. Private law in the Russian legal system // State and law at the turn of the century: (All-Russian Conference) Civil Law. Civil process. - M., 2001. Р 7.

24. Pokrovskii IA. The main problems of civil rights. - M .: Statute, 1998. Р.7.

(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

GRANTING OF SOCIAL HABITATION IN THE CONDITIONS OF THE POSTINDUSTRIAL SOCIETY

УДК 365.6

А.В. МАКСИМЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]

и.н. озеров,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

e-mail: [email protected]

A.V. MAKSIMENKO,

candidate of Jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia)

I.N. OZEROV,

candidate of jurisprudence , the senior lecturer (the Belgorod Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia

Аннотация: в статье рассматривается порядок предоставления жилого помещения малоимущим и лицам, имеющим специально предусмотренное действующим законодательством право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Ключевые слова: договор социального найма, малоимущие граждане, принятие на учет, жилое помещение, учетная норма, норма предоставления.

Abstract: this work deals with the order of granting a premises to needy citizens and the persons having specially the right provided by the current legislation for reception of a premises under the agreement of social hiring.

Keywords: the social hiring, needy citizens, adoption on the accounting, a premises, registration rate, rate of granting.

В постиндустриальном обществе, в условиях происходящей смены экономической формации, удовлетворение потребности граждан Российской Федерации

в жилье имеет большое значение. Одним из способов решения жилищной проблемы и обеспечения граждан достойным жильем является предоставление жилого помещения

109

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

по договору социального найма.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются:

1) малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. При этом малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации[1], с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;

2) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение составляют так называемые внеочередники, т.е. отдельные категории граждан, являющиеся малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, для которых федеральное законодательство предусматривает внеочередное право предоставления жилого помещения по договору социального найма. В частности, вне очереди жилые помещения предоставляются:

• лицам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или ре-

конструкции не подлежат. При применении названного правила возможны два варианта развития социальных связей. В одних случаях для того, чтобы принять решение о необходимости внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, достаточно констатации факта непригодности жилого помещения для проживания. Например, если выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, то вряд ли уместно рассматривать вопрос о ремонте или реконструкции жилого помещения. Г ражданам, проживающим в таком жилом помещении, должно предоставляться другое жилье вне очереди (немедленно). Точно так же следует обеспечивать жилыми помещениями граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия разрушено, и т.д.

В других случаях, когда жилое помещение признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести его в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилья вне очереди не производится [7].

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям. Так, при администрации г. Белгорода для организации деятельности по рассмотрению вопросов по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, расположенных на территории г. Белгорода, образована городская межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу [7];

• гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на внеочередное получение жилой площади, утвержден Пос-

110

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

тановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» [2] (к ним относятся такие формы хронических заболеваний, как: активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; эпилепсия с частыми припадками и др.). Следует отметить, что Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н[4] утвержден новый перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, который вступит в силу со дня признания утратившим силу вышеназванного Постановления Правительства РФ.

Г ражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которое является законным основанием для последующего заключения договора социального найма в сроки, указанные в решении.

Жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства, граница предоставления четко определена в ЖК РФ - черта соответствующего населенного пункта. Общая площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения должна определяться, исходя из нормы предоставления на одного человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения. Термин «норма предоставления» использован в законодательстве вместо употреблявшихся в предшествующем жилищном законодательстве понятий «норма жилой площади», «социальная норма жилой площади». Так, в соответствии с Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31 марта 2005 г. № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде» [5] установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.

Жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в вышеназванном Постановлении Правительства РФ.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно отвечать требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» [3].

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Следует отметить, что в указанной норме законодатель не раскрывает, что же следует понимать под намеренным ухудшением жилищных условий, какие действия следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, каков порядок установления в действиях граждан, желающих встать на учет, факта намеренного ухудшения жилищных условий. В связи с чем необходимо внесение изменений в ст. 53 ЖК РФ относительно определения исчерпывающим образом перечня действий, квалифицируемых как намеренное ухудшение жилищных условий.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем [8].

В соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются

111

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Данная норма основана на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справед-

ливости и направлена на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, предоставление жилых помещений по договору социального найма в постиндустриальном обществе рассматривается как один из способов удовлетворения жилищной потребности тех граждан, которые не имеют возможности самостоятельно приобрести жилое помещение в собственность.

Литература

1. Закон Белгородской области от 12 октября 2006 г. № 65 (ред. от 06.11.2012) «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» // Белгородские известия. 2006. № 175-176.

2. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» // СЗ РФ. 2006. № 25. Ст. 2736.

3. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 08.04.2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 6. Ст. 702.

4. Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» // Российская газета. 2013. № 40.

5. Решение Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде» // Наш Белгород. 2005. № 16.

6. Постановление администрации города Белгорода от 09.06.2006 № 122 (ред. от 12.07.2013) «О создании городской межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» // Наш Белгород. 2006. № 28.

7. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / В.В. Андропов, Е.С. Гетман, Б.М. Гонгало и др. / под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2010.

8. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Кравцова ЕА. Российский Федерализм: проблемы соотношения и соответствия федеральных нормативных актов нормативным актам субъектов Российской Федерации // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы реформирования правовой системы Российской Федерации». Ч.1. - Белгород, 2002. С. 206-211.

10. Шалайкин Р.Н. Правовое положение учреждений в системе МВД РФ: дис. ... канд.юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2001.

References

1. The Law of the Belgorod region from October, 12th, 2006 № 65 (edit. from 06.11.2012) «About an order of acknowledgement of citizens needy for the purposes of registration them as needing in a premises and granting them a premises under contracts of social hiring» // The Belgorod news. 2006. № 175-176.

112

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

2. The Regulation of the Government of the Russian Federation from June, 16th, 2006 № 378 «About affirming the List of heavy forms of chronic diseases at which are impossible for joint living citizens in one apartment» // СA RF 2006. № 25. Item 2736.

3. The Regulation of the Government of the Russian Federation from 28.01.2006 № 47 (edit. from

08.04.2013) «About affirming the Statute of acknowledgement of a premises as a dwelling, a premises unsuitable for living and an apartment house as emergency and subject to pulling down or reconstruction» // The collection of the RF legislation. 2006. № 6. Item 702.

4. The Order of Ministry of Health of Russia from 29.11.2012 № 987n «About affirming the list of heavy forms of chronic diseases at which are impossible for joint living citizens in one apartment» // The Russian newspaper. 2013. № 40.

5. The Decision of the Belgorod city council of deputies from 31.03.2005 № 132 «About an establishment of registration rate and rate of granting a premises size under the agreement of social hiring in Belgorod City» // Our Belgorod. 2005. № 16.

6. The Resolution of the Belgorod City Administration from 09.06.2006 № 122 (edit. from

12.07.2013) «About the creation of the city interdepartmental commission concerning the acknowledgement of a premises as a dwelling, a premises unsuitable for living and an apartment house as emergency and subject to pulling down » // Our Belgorod. 2006. № 28.

7. The Item-by-item comment to the Housing code of the Russian Federation / V.V. Andropov, Е^. Getman, B.M. Gongalo, etc. // Under the editorship of P.V. Krasheninnikov. - М, 2010.

8. Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation from April, 19th, 2007 № 258-O-O «About the refusal in accepting to consideration of the complaint of the citizen Kuznetsov Alexander Vladimirovich on infringement of his constitutional rights by article 53 of the Housing code of the Russian Federation» // URF “ConsultantPlus”.

9. KravtsovaEA. Russian Federalism: problems of a ratio and conformity of federal normative acts to normative acts of the subjects of the Russian Federation // The Collection of materials of the international scientifically-practical conference «Actual problems of reforming law system of the Russian Federation». P.1. - Belgorod, 2002. P. 206-211.

10. Shalaykin R.N. The legal status of the institutions in the system of the Ministry of international Affairs. Diss. on competition of a scientific degree candidate of judicial science. - Sanct-Peterburg, 2001.

(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.