Научная статья на тему 'Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (на примере бюджета Иркутской области)'

Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (на примере бюджета Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / FINANCIAL SUPPORT / SUBSIDIES / BUDGET ALLOCATIONS / INTER-BUDGET TRANSFERS / SMALL BUSINESS DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокурова Марина Михайловна

Рассмотрены вопросы предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Проанализированы формы финансовой поддержки в соответствии с федеральным законодательством, а также механизмы ее реализации на уровне субъектов Российской Федерации. Рассмотрены объемы финансирования программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за 2008-2010 гг. из бюджета Иркутской области, а также проанализированы основные направления оказания финансовой поддержки таким субъектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винокурова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES (BY THE EXAMPLE OF IRKUTSK REGION BUDGET)

The article deals with problems of financial support of small and medium-sized businesses, and analyzes, in particular, forms of financial support according to the Federal legislation, as well as mechanisms of its realization in constituents of the Russian Federation. Reviews the amount of finance provided by Irkutsk regional budget in the context of small and medium-sized business support program in 2008-2010. Analyzes the main directions of providing this kind of financial support.

Текст научной работы на тему «Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (на примере бюджета Иркутской области)»

О

УДК 332.1 (571.53) ББК 65.04

М.М. Винокурова

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассмотрены вопросы предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Проанализированы формы финансовой поддержки в соответствии с федеральным законодательством, а также механизмы ее реализации на уровне субъектов Российской Федерации. Рассмотрены объемы финансирования программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за 2008-2010 гг. из бюджета Иркутской области, а также проанализированы основные направления оказания финансовой поддержки таким субъектам.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, финансовая поддержка, субсидии, бюджетные ассигнования, межбюджетные трансферты, программа развития малого и среднего предпринимательства.

M.M. Vinokurova

os!

i?

с э gS;

в Т ? =

FINANCIAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES (BY THE EXAMPLE OF IRKUTSK REGION BUDGET)

The article deals with problems of financial support of small and medium-sized businesses, and analyzes, in particular, forms of financial support according to the Federal legislation, as well as mechanisms of its realization in constituents of the Russian Federation. Reviews the amount of finance provided by Irkutsk regional budget in the context of small and medium-sized business support program in 2008-2010. Analyzes the main directions of providing this kind of financial support.

Keywords: small and medium-sized businesses, state support of small and medium-sized business, financial support, subsidies, budget allocations, inter-budget transfers, small business development program.

Развитие малого предпринимательства — это одна из приоритетных задач для государства, так как повышение количества малых предприятий в стране ведет к выравниванию макроэконо-

© М.М. Винокурова, 2010

О

-О!

мической ситуации, увеличению ВВП, повышению уровня жизни населения и снижению социальной напряженности. Для реализации данной задачи государство должно оказывать малому предпринимательству соответствующую поддержку. В настоящий момент государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту «МСП») оказывается в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [3] (далее по тексту» «Закон о развитии МСП»).

В соответствии со ст. 16 Закона о развитии МСП формами государственной поддержки субъектов МСП названы финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также иные виды поддержки.

Рассмотрим оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, составляющим инфраструктуру поддержки таких субъектов, предусмотренной ст. 17 Закона о развитии МСП. Финансовая поддержка МСП осуществляется путем предоставления им:

- субсидий;

- бюджетных инвестиций;

- государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП.

Основной формой предоставления финансовой поддержки МСП является выделение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодека Российской Федерации (далее «БК РФ») [1] субсидии могут рассматриваться бюджетные ассигнования, предоставляемые юридическим лицам, а также как бюджетные ассигнования на межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в другой. В процессе реализации государственной и муниципальной поддержки субъектов МСП субсидии выделяются юридическим лицам только из региональных и местных бюджетов, из федерального же бюджета субсидии могут быть предоставлены в качестве межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, можно сделать вывод: напрямую программы поддержки финансируются только из региональных и местных бюджетов, т.е. бюджетные ассигнования на субсидии юридическим лицам (субъектам МСП) не могут быть предусмотрены в федеральном бюджете.

Во исполнение Федерального Закона «О развитии» принимаются региональные законы, посвященные развитию и поддержке субъектов МСП. Эти законы необходимы для определения конкретных задач, стоящих перед субъектами федерации по развитию МСП.

©

Предоставление финансовой поддержки субъектам МСП подробно рассмотрено лишь в одном региональном законе [2]. В большинстве субъектов федерации используется иной подход к регулированию отдельных видов финансовой поддержки: издание подзаконных актов по этим вопросам.

Наибольшее число подзаконных актов посвящено вопросам предоставления субсидий субъектам МСП. При этом предоставление субсидий можно сгруппировать по нескольким направлениям:

1. Субсидии на реализацию региональных программ поддержки и развития МСП в целом.

2. Субсидии субъектам МСП, занимающимся особыми видами деятельности.

3. Субсидии муниципальным образованиям, предоставляемые на конкурсной основе для осуществления поддержки субъектов МСП.

4. Субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам, а также лизинговых платежей, уплачиваемых субъектами МСП.

5. Субсидии на создание специальных фондов: гарантийных, лизинговых, фондов поддержки субъектов МСП.

Теперь проанализируем, как предоставляются субсидии из бюджета Иркутской области на финансирование программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Иркутской области действует «Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства» [9], в соответствии с которым субсидии, в частности, предоставляются на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, по уплате лизинговых платежей на создание собственного бизнеса (реализацию бизнес-плана), реализацию проектов в сфере производства промышленных товаров, товаров народного потребления и ремесленничества и т.д.

Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 21 декабря 2005 г. № 17/22-ЗС принята областная государственная целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области» на 2006-2010 гг. [4] Основной целью данной программы является повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области. Не анализируя конкретных задач, ставящихся данной программой и методов их реализации, служащих достижению основной цели, перейдем непосредственно к ее финансированию. В частности, в 2008 г. на реализацию программы планировалось выделить 54 675 тыс. р. из областного бюджета.

О

-О!

В областном бюджете на 2008 г., принятом Постановлением губернатора Иркутской области [6] при распределении бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в разделе национальная экономика, подразделе другие вопросы в области национальной экономики по целевой статье региональные целевые программы была запланирована программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2006-2010 гг. При этом общая сумма бюджетных ассигнований, выделяемых на данную программу составляла 54 675 тыс. р. Данная целевая статья была распространена двумя видами расходов: субсидии юридическим лицам 48 165 тыс. р., и выполнение функций государственными органами 6 510 тыс. р. Распорядителем по данной целевой статье в ведомственной структуре расходов областного бюджета было определено Управление делами администрации Иркутской области.

Поскольку в Иркутской области сложилась беспрецедентная ситуация, в которой бюджет области был принят Постановлением губернатора, так как Законодательное собрание Иркутское области не одобрило проект, внесенный Администрацией Иркутской области, то и срок действия данного Постановления оказался недолгим: после отставки губернатора в апреле 2008 г. Законодательное собрание приняло Закон Иркутской области «Об областном бюджете Иркутской области на 2008 год» [5] в мае того же года. Соответственно, параметры нового Закона о бюджете существенно изменились.

Однако, по программе развития малого и среднего предпринимательства бюджетные ассигнования, запланированные в Постановлении губернатора «О бюджете» остались прежними, в размере 54 675 тыс. р. Но в последней редакции этого закона от запланированной суммы остались только 671 тыс. р., при этом все эти деньги были направлены на выполнение функций государственными органами: т.е. теми органами, которые занимаются реализацией данной программы. Субсидий юридическим лицам, т.е. непосредственно субъектам МСП, не было предоставлено ни рубля. Зато появилась отдельная целевая статья «Малое и среднее предпринимательство», не связанная с выполнением программы развития МСП, по которой на 2008 г. было запланировано 3 750 тыс. р., из них субсидий юридическим лицам 1 750 тыс. р., а на выполнение функций государственными органами 1 950 тыс. р. Таким образом, объем финансирования по Программе развития МСП был сокращен на 54 млн (с 54 675 тыс. р.), а вне Программы субсидий до субъектов МСП дошло только на сумму 1 750 тыс. р., остальные 2 421 тыс. р. были направлены на выполнение функций государственными ор-

©

ганами. Естественно, что ни о какой финансовой поддержке МСП в регионе не могло быть и речи, если запланированные 54 млн на эти цели были сокращены в конце года, о чем был принят отдельный областной закон о внесении поправок в закон о бюджете. Соответственно и субсидии, которые должны были поступить в областной бюджет из федерального бюджета на софинансирование программы развития МСП, тоже не поступили, потому что программа не была профинансирована из регионального бюджета.

Такая ситуация вызывает сомнения в действенности и реальности принимаемых программ развития МСП на региональном уровне, по крайней мере, в Иркутской области. Возникает вопрос, зачем принимать нереальные программы, если средств на их исполнение нет в региональном бюджете, а из федерального бюджета они не поступят, пока область не изыщет средств на их исполнение хотя бы в размере 20%? Также неясно, зачем финансировать деятельность органов областной государственной власти, которые должны заниматься поддержкой МСП, если в действительности такая поддержка им не оказывается? По нашему мнению, необходимо принимать реальные, т.е. возможные к исполнению за счет средств субъекта Программы развития МСП и исполнять их в полной мере, при этом средства должны доходить в первую очередь до адресатов поддержки, а не направляться только на финансирование органов государственной власти, осуществляющих такую поддержку. В противном случае, все запланированные мероприятия теряют смысл, так как проводиться они будут только для отчета соответствующего органа государственной власти о реализации им установленных в сфере развития МСП полномочий, а не с целью развития и помощи малому бизнесу.

В Законе Иркутской области «Об областном бюджете на 2009 год» от 17 декабря 2008 г. № 132-ОЗ [7] на реализацию областной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» запланировано 39 612 тыс. р., при этом субсидий юридическим лицам 39 052 тыс. р., а на выполнение государственными органами своих функций только 560 тыс. р. Также имеется целевая статья субсидии на поддержку МСП, из которых субсидий юридическим лицам 1 795 тыс. р., а остальные 1 233 тыс. р. на выполнение государственными органами своих функций. Следует отметить положительную динамику по сравнению с предыдущим годом и в плане объемов финансирования Программы развития МСП, и в плане структуры видов расходов: очевидно перераспределение средств в пользу субсидий юридическим лицам. Однако следует отметить, что такой рост финансирования программы вызван на 80% субсидией из федерального бюд-

О

жета, собственных же средств из бюджета Иркутской области на осуществление это задачи планируется только 20% — 8 326 тыс. В Законе Иркутской области «Об областном бюджете на 2010 год» от 18 декабря 2009 г. № 100/66-оз [8] на развитие МСП запланирована точно такая же, как и в 2009 г. сумма: 39 612 тыс. р.

Предоставление финансовой поддержки МСП за счет средств областного бюджета является единственной формой непосредственной помощи малому бизнесу, так как из федерального бюджета такая поддержка напрямую не оказывается. Основной формой финансовой поддержки МСП является предоставление субсидий на различные цели. Объем таких субсидий устанавливается в законе о бюджете субъекта на очередной финансовый год, при этом в бюджетной практике Иркутской области закрепилось использование двух видов расходов по анализируемой целевой статье: субсидии юридическим лицам (непосредственно субъектам МСП) и средства на выполнение государственными органами функций по развитию МСП. К сожалению, не всегда средства, запланированные на поддержку малого бизнеса, доводились до адресатов такой поддержки, будучи сокращенными в течении финансового года. Однако, как показывает практика последних лет, финансовая поддержка МСП оказывается в соответствии с запланированными объемами средств на эти цели, что, по нашему мнению, непременно приведет росту числа малых и средних предприятий в Иркутской области.

“О!

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. — 1998. — 12 авг.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 2 июля 2008 г. № 245-оз // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 2008. — 11 июля.

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. федер. закона от 2 авг. 2009 г. № 217-ФЗ) // СЗ РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4006.

4. Об областной государственной целевой программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области» на 20062010 гг.: постановление Законодательного собрания Иркутской области от 21 дек. 2005 № 17/22-ЗС // Ведомости ЗС Иркутской области. — 2006. — 18 янв.

5. Об областном бюджете Иркутской области на 2008 г.: закон Иркутской области от 21 мая 2008 г. № 17-ОЗ // Областная. — 2008. — 28 мая.

6. Об областном бюджете Иркутской области на 2008 г.: постановление губернатора Иркутской области от 31 дек. 2007 № 590-п // Областная. — 2007. — 31 дек.

О

7. Об областном бюджете на 2009 год: закон Иркутской области от

17 дек. 2008 г. № 132-03 // Областная. — 2008. — 19 дек.

8. Об областном бюджете на 2010 год: закон Иркутской области от

18 дек. 2009 г. № 100/66-оз // Областная. — 2009. — 21 дек.

9. Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Иркутской области от 4 дек. 2008 г. № 109-ПП // Областная. — 2008. —15 дек.

os!

І?

с э

go - ш в 3*

С Я

*5

■. о Ї

istil

Bibliography (transliterated)

1. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ // Rossiiskaya gazeta. — 1998. — 12 avg.

2. O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Novosibirskoi oblasti: Zakon Novosibirskoi oblasti ot 2 iyulya 2008 g. № 245-oz // Vedomosti Novosibirskogo oblastnogo Soveta deputatov. — 2008. — 11 iyulya.

3. O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 24 iyulya 2007 g. № 209- FZ (red. feder. zakona ot 2 avg. 2009 g. № 217-FZ) // SZ RF. — 2007. — № 31. — St. 4006.

4. Ob oblastnoi gosudarstvennoi tselevoi programme «Podderzhka i razvitie malogo predprinimatel’stva v Irkutskoi oblasti» na 2006-2010 gg.: postanovlenie Zakonodatel’nogo sobraniya Irkutskoi oblasti ot 21 dek. 2005 g. № 17/22-ZS // Vedomosti ZS Irkutskoi oblasti. — 2006. — 18 yanv.

5. Ob oblastnom byudzhete Irkutskoi oblasti na 2008 g.: zakon Irkutskoi oblasti ot 21 maya 2008 g. № 17-OZ // Oblastnaya. — 2008. — 28 maya.

6. Ob oblastnom byudzhete Irkutskoi oblasti na 2008 g.: postanovlenie gubernatora Irkutskoi oblasti ot 31 dek. 2007 № 590- p // Oblastnaya. — 2007. — 31 dek.

7. Ob oblastnom byudzhete na 2009 god: zakon Irkutskoi oblasti ot 17 dek.

2008 g. № 132-OZ // Oblastnaya. — 2008. — 19 dek.

8. Ob oblastnom byudzhete na 2010 god: zakon Irkutskoi oblasti ot 18 dek.

2009 g. № 100/66-oz // Oblastnaya. — 2009. — 21 dek.

9. Ob utverzhdenii Polozheniya o predostavlenii subsidii iz oblastnogo byudzheta v tselyakh vozmeshcheniya chasti zatrat v svyazi s realizatsiei meropriyatii, napravlennykh na podderzhku i razvitie malogo i srednego predprinimatel’stva: postanovlenie Pravitel’stva Irkutskoi oblasti ot 4 dek. 2008 g. № 109-PP // Oblastnaya. — 2008. — 15 dek.

Информация об авторе

Винокурова Марина Михайловна — преподаватель кафедры предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Author

Vinokurova Marina Mikhailovna — Lecturer, Chair of Business and Finance Law, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.