Культура
УДК 94 (477.75):[351.857+351.852.15:512.143]
Предметы религиозного культа и утварь караимских кенас из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника*
Дмитрий Прохоров
(Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского)
Аннотация. Предметы религиозного культа и утварь караимских кенас, входящие в состав караимской коллекции из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, являются важным компонентом для научной реконструкции истории прошлого коренных народов Крыма и сохранения их историко-культурного наследия. Среди наиболее ценных экспонатов коллекции следует назвать парохеты (алтарные завесы), которые использовались в богослужебной практике караимов; наиболее ранний из них датируется концом XVIII в. В коллекции имеются детали облачения священнослужителей, фрагменты алтарной преграды кенасы Чуфут-Кале, осветительные приборы и другие предметы, относящиеся к религиозному культу караимов.
* Работа выполнена в рамках Гос. задания Минобрнауки РФ № 2015/701-3 по теме «Этнокультурные процессы в Крыму в античности, средневековье и новое время».
Ключевые слова: Крым, караимы, Чуфут-Кале, Бахчисарай, кена-сы, предметы религиозного культа, историко-культурное наследие.
Различным аспектам изучения историко-культурного наследия караимов были посвящены публикации С.И. Исаковича и Р.С. Исакович [13, с. 29-34; 33, с. 1-15], П.Я. Чепуриной, Б.С. Ельяшевича [37, с. 40, 41, 44, 56, 57, 59, 60, 62, 63; 38, с. 181195], М. Мореловского [45, с. 37-87], О.Н. Алпашкиной [3; 5, с. 12-17], А.Ю. Полкановой, О.Н. Шульженко [27, с. 118-122], С.Н. Абдурамановой [1, с. 4-11], А. Загряцкайте [12, с. 204-221], Х. Янковского [43, с. 103-119] и др. История создания и формирования караимских музейных коллекций частично прослежена в работах У К. Мусаевой (Асановой) [21, с. 74-81; 22; 23, с. 41-48] и Л.И. Григорьевой [10, с. 86-88]. Отметим, что ранее уже предпринимались попытки опубликования материалов об экспонатах караимской коллекции Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (ГБУ РК БИКАМЗ) [26, с. 141-150; 18, 9-112; 20, с. 70; 42]. Однако некоторые из них были осуществлены без использования необходимых в подобных случаях методик и анализа; их авторам также не удалось избежать фактических неточностей в изложении материала [10, с. 86-88; 18, с. 18, 47, 49, 54, 57; 26, с. 141-150]. Отдельные аспекты, связанные с историей формирования караимской коллекции ГБУ РК БИКАМЗ, и ее состав были рассмотрены ранее автором настоящей статьи [28, с. 59; 29, с. 299-304; 30, с. 30-32; 31, с. 62, 63; 32, с. 343-349].
Следует сказать, что указанный раздел караимской коллекции ГБУ РК БИКАМЗ представлен, в основном, предметами религиозного культа и другим имуществом из молитвенных домов караимов - кенас Чуфут-Кале и Бахчисарая. Известно, что возведение караимских кенас Чуфут-Кале датируется, по разным сведениям, ХГУ-ХУП вв. (Большая кенаса) и концом XVIII в. (Малая кенаса) [11, с. 96, 97; 39, с. 28-43]. Как полагал Т.С. Леви-Бабович, постройку Большой кенасы Чуфут-Кале «по архитектурным соображениям можно отнести к концу XIV в.» [19, с. 29, 30]. Время же последней ее перестройки, возможно, относится к 1796 г.; существует предположение, что Малая кенаса Чуфут-Кале была возведена на остатках еще более древнего молитвен-
ного сооружения [16, с. 117, 40, с. 284, 285; 19, с. 30]. Однако точная датировка указанных объектов затруднена тем, что археологически они никогда не исследовались.
В трудах авторов XIX в. сохранились довольно детальные описания крымских караимских кенас. «Синагога в Дчу-фут-Кале хорошо сооружена. Украшения ее состоят в нескольких серебряных паникадилах, лампадах, коврах и Библии, хранимой в бархатном ковчеге с богатыми приборами», - отмечал в своем «Путешествии по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г.» П.И. Сумароков [34, с. 144]. Академик П.С. Паллас сообщил, что «около хорошего строения синагоги разведен маленький садик на время "праздника кущей"» [25, с. 81]. Ценные сведения о караимских молитвенных домах Чуфут-Кале приведены в очерке «Память о Чуфут-Кале» газзана местной общины Шеломо бен Авраама Бейма.
Нижеприведенный пассаж представляет собой одно из первых подробных описаний внутреннего устройства кенас, в котором упомянуты некоторые артефакты, вошедшие впоследствии в караимскую коллекцию ГБУ РК БИКАМЗ; к тому же текст составлен непосредственно караимским священнослужителем, проводившем в стенах кенасы богослужебные обряды, и поэтому имеет смысл воспроизвести данный отрывок полностью:
«В самом Чуфут-Кале находится с давних времен синагога, место служения караимов, называемая ими Кенаса, т.е., священное собрание, она разделена по подобию Соломонова храма на три части. Первая называется Гахал, т. е. Алтарь, где хранится Сефер Тора, т.е. книга Моисеева, писанная на пергамен<т>е и помещенная в ковчеге, обитым серебром, в нескольких экземплярах пожертвованных от почетных прихожан, в память потомству, коих имена должны быть на помине по субботам при чтении из оных Закон Божий с объяснением притом каждого жертвоприно-сителя в синагогу как деньгами, так и другими пожертвованиями для благословения их Главнослужащим. В этой части помещаются также три вызолоченные доски с молитвенными надписями в эмблемах трех миров, Ангелов, планет и животных, с начертанными фигурами Иова, т.е. имени Божия, семи свечей и жертвенника, а также два натуральных страусовых яйца, указующие служителям на то, что они должны во время молитвы стремиться
помыслами к Богу, подобно тому, как страус смотрит неподвижно на свои зародыши, пока они выйдут из скорлупы.
Вторая часть Шулхан, т.е. место трапезы, для прихожан, где должны молиться за Главнослужителем, одетым белою парчею (таллет) в знамение отлучения его от мира животных в мир Ангелов, мужчины дважды в день, по утрам и вечерам стоя на ногах, а иногда преклоняя колена, по указанию молитвенных книг; по стенам синагоги висят шитые золотом белые и золотые шелковые кисти, называемые чичит, кои должен каждый женатый надевать на плечи по утрам, во время служения, и читать, имея их перед глазами и памятуя в то время наставления Моисеевы велевшего Именем Божиим израильтянам, вышедшим из Египта, нашить каждому себе на платье подобные кисточки Божественных заповедей. Это облачение присылается в подарок во время венчания от невесты жениху, как символ крепости брачного союза, и в память скрижалей, данных Израилям от Бога на горе Синайской.
Третья часть Мошау зекеним, т.е. седалище стариков, где сидят дряхлые старцы на стульях, будучи не в состоянии стоять на коленях и на ногах во второй части храма. Тут же помещаются также носящие траур и те, кои чувствуют себя недостойными войти в храм; внутри синагоги висит много серебряных и медных лампад и семерных люстр, старых и новых, хранятся священные книги, писанные уже более 600 лет назад, там же, под Алтарем, найдена была рукопись книги пророков, писанная на пергаменте более чем за 1000 лет до наших дней.
Возле алтаря помешен на особом пьедестале Всемилостивейший дар Государыни Императрицы Александры Феодоровны, серебряная кружка, с объяснением на гранях пьедестала, по-русски и по-еврейски; кем принесен сей дар, тут же перечислены имена всех Августейших посетителей синагоги.
Женщины не смеют входить туда, где молятся мужчины, для них устроено особое помещение на хорах за решеткой, сквозь которую они могут видеть все, но сами остаются невидимыми. Рядом с синагогой, направо от нее, построен другой молитвенный дом, называемый Бетха Кодеш, т.е. священный дом. Там служили во время большого стечения народа, не помещавшегося в одной синагоге, в оном же собиралось общество для совещаний своих по духовным предметам, по поводу исполнения религиозных обрядов,
исправления и наказания виновных поучительными словами и покаянием. Где нет Бетхакодеш, там заменяет его Азарра, т.е. подворье синагоги, или училище при оной» [7, с. 39-45].
Со значительной долей вероятности можно утверждать, что упомянутые в вышеприведенном отрывке плиты (изготовленные из мраморовидного известняка), на которых были вырезаны имена августейших монархов и членов их семей, посетивших Чуфут-Кале, были установлены в Большой (Соборной) кенасе «пещерного города» [32, с. 344, 345]. Что касается серебряной кружки (по другим сведениям, серебряной игольницы тонкой работы с выгравированной на ней памятной надписью: «Бахчисарайскому караимскому обществу»), которую супруга российского императора Николая I Александра Федоровна летом 1842 г. в знак особого благоволения караимам прислала в дар общине Чу-фут-Кале, то она хранилась у бахчисарайской общины вплоть до 1910 г., после чего, вместе с другими ценными предметами, была похищена злоумышленниками и переплавлена [35, с. 126, 127].
Помимо упоминания в очерке Шеломо Бейма, сведения о страусовых яйцах на шнурах, служивших символом молитвенного сосредоточения, фигурируют и в записках путешественников, побывавших в кенасе Чуфут-Кале в XIX в. Такая традиция, как полагают некоторые исследователи [17, с. 155, 156], была специфична только для караимской общины Чуфут-Кале. Вполне допустимо, что она связана с культурным влиянием мусульман; сообщения ряда авторов XIX в. (А. Кошляков, Э. Дейнард) о том, что они видели в Большой кенасе Чуфут-Кале страусовые яйца (висевшие в алтарной части между светильниками), могут быть объяснены тем, что это были лишь декоративные изображения (модели) яиц. Так, например, сегодня в фондах Крымского республиканского учреждения «Центральный музей Тавриды» хранится деревянная модель страусового яйца (КП-14034, Инв-197) высотой 22 см, диаметром 11,5 см; вполне возможно, что этот предмет входил в состав имущества кенасы Чуфут-Кале [27, с. 119]. По сообщению Н.В. Ка-шовской, в ритуальной караимской коллекции Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург) также имеется деревянная модель страусового яйца, поступившая туда в 1932 г. из Симферопольского Центрального Антирелигиозного музея Крым-
ской АССР вместе с 9 другими предметами караимского религиозно-культового назначения [15, с. 37].
В 30-х гг. XX в., в связи с проводимым в стране антирелигиозным политическим курсом, договоры об аренде культовых зданий со всеми религиозными общинами крымских караимов были расторгнуты, а движимое имущество кенас изъято и вывезено на склады административного управления; изделия из драгметаллов переданы народному комиссариату финансов, остальное же имущество поступило в фонды музеев Крыма [8, с. 378]. Так, например, многие предметы религиозного культа, утварь, книги, мебель из караимских кенас Чуфут-Кале, Симферополя, Ялты, Бахчисарая и Евпатории были направлены в коллекцию Бахчисарайского музея, о чем были сделаны соответствующие записи в инвентарных книгах середины 1920-х гг. Краевед П.Я. Чепурина сообщала, что ковры и парохеты (алтарные завесы) из кенас Чу-фут-Кале были переданы в музеи Евпатории и Бахчисарая [36, с. 103-108; 37, с. 57-60]; детали облачения караимского священнослужителя (чинит1 - нашивки на молитовный шарф талит) поступили из Центрального музея Тавриды в 1920-х гг. [6, с. 39].
Во время Великой Отечественной войны часть имущества кенасы по-прежнему оставалась на своем месте (в частности, несколько ковров и люстры, о чем свидетельствует фото из немецкого пропагандистского журнала «Signal» за февраль-март 1942 г.) [41, s. 21], и была изъята лишь в послевоенное время. Помимо всего прочего некоторые предметы, относящиеся к истории, культуре, этнографии и религии караимов, поступившие в музей, долгое время не были поставлены на учет ни в его основной, ни в научно-вспомогательный фонды; впоследствии ковры и металлические люстры из кенасы Чуфут-Кале использовались в служебных помещениях музея и также не были внесены в коллекционную опись. В ряде случаев определить источник происхождения многих вещей
1 «Цицит» - ритуальные кисти («кисти видения») на талит, молитвенное облачение в виде прямоугольного покрывала или шарфа, символизировавшего подчинение воле Бога, назывались у караимов «чичит». Изготовлялся такой шарф из шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой ткани белого цвета с несколькими вытканными голубыми, синими, черно-синими или черными полосами.
не представляется возможным. Зачастую в документации ГБУ РК БИКАМЗ даты поступления предметов не совпадают с фактическими; отсутствуют и акты приема-передачи. В большинстве случаев имеется только указание: «из довоенных поступлений».
В числе предметов из караимской коллекции, утраченных в период немецко-фашисткой оккупации Крыма, в числе прочих, числится и шелковый алтарный парохет малинового цвета, вышитый техникой «маклама», с использованием нитей серебряного цвета, с узорами в виде ваз с цветами (КП № 2625; утрачен) [24, с. 9]. Судя по фотонегативу с изображением караимской выставки музея, сделанному в 1930-х гг. (КП № 4291/885; рис. 1), среди ныне отсутствующих экспонатов ранее числились также: чичит с двумя нашивками и четырьмя кисточками, две нашивки с четырьмя кисточками, два покрывала на аналой, три сумочки для книг, три подсвечника. Помимо предметов, похищенных во время Великой Отечественной войны, часть коллекции была утрачена и в послевоенные годы; судя по документам, в 1950-1990-е гг. из музея было изъято более 1200 предметов (в том числе, и из караимской коллекции) [3; 4, с. 5].
Рис. 1. Интерьер караимской комнаты музея. Фотонегатив. Бахчисарай, 1927-1936 гг.; Стекло; Ы3 х Ь18; ГБУ РК БИКАМЗ, КП № 4291/885.
После принятия закона «О вывозе, ввозе и возврате культурных ценностей» от 21 сентября 1999 г. и последующего создания Государственной службы контроля Украины за перемещением культурных ценностей через государственную границу от 20 июня 2000 г., сотрудниками заповедника была инициирована деятельность по возвращению утраченных музейных предметов. В 2007 г. из Львовского музея истории религии были возвращены рукописные и старопечатные книги, хранившиеся там с 1975 г. А в 2008 г. из Венского музея этнологии руководству Бахчисарайского заповедника поступило предложение ознакомиться с коллекцией экспонатов, которые были предположительно атрибутированы как крымские. После определения специалистами и подтверждения их крымского происхождения 18 декабря 2009 г. официально было передано 68 предметов этнографического характера. Среди экспонатов крымскотатарской этнографической коллекции были идентифицированы и несколько культовых предметов крымских караимов (например, нашивки на чичит, покрывало на аналой, сумочка для молитвенника, кисет) [1, с. 10; 4, с. 5]. 21 января 2010 г. в Музее истории и культуры крымских татар состоялась торжественная презентация возвращенной коллекции.
Одним из характерных элементов декоративного оформления караимской кенасы, представленных ныне в коллекции ГБУ РК БИКАМЗ, является фиал2, ранее украшавший гехал (алтарь) в Большой (Соборной) кенасе Чуфут-Кале (НВ № 10171; рис. 2). Фиал, который сам является частью одним из двух парных наверший гехала, располагавшихся по левую и правую сторону от центрального алтарного навершия (расположение фиалов в гехале Большой (Соборной) кенасе Чуфут-Кале хорошо просматривается на одной из фотографий из альбома Ю. Панютина (НВ № 10773; рис. 3), выполнен в форме полукруга, по периметру обрамленного стилизованными остроугольными листьями, который покоится на прямоугольном основании. Изготовлен он из дерева и украшен искусной резьбой, красками и позолотой. Внутри периметра полукруга
2 Фиал (от греч. РЫа1е - чаша, кубок) - в архитектуре декоративное венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета. В данном случае фиал является навершием гехала (алтаря) в караимской кенасе.
Рис. 3. Внутренний вид
Большой (Соборной) кенасы Чуфут-Кале (фото Ю. Панютина; до 1950 г.). ГБУ РК БИКАМЗ, НВ № 10773.
Рис. 12. Центральный стержень бронзовой люстры из Большой (Соборной) кенасы Чуфут-Кале (ныне в коллекции отсутствует).
фиала, замкнутого в рамке, вырезана орнаментальная композиция в виде переплетенных ветвей с цветами и плодами, очевидно, символизирующая творения Всевышнего, находившиеся в райском саду. Фон композиции закрашен красной краской, а резные ветви, листья и цветы покрыты золочением. Центр ее занимает овал с резной рамкой, внутри которого на синем фоне позолотой выполнено стилизованное изображение меноры3. Внутри прямоугольного основания фиала, внизу, имеется надпись на иврите, также сделанная позолотой на синем фоне: «Шема Йисраэль Адонай Эло-гейну, Адонай эхад» («Слушай Израиль, Господь - Бог наш, Господь - один»). К сожалению, в этой надписи сохранились только слова «Слушай Израиль», другая ее часть была утрачена. В верхней, полукруглой части фиала, под стилизованными остроугольными листьями также имеется надпись дугой, выполненная, как и первая, позолотой на синем фоне. Данная надпись сильно повреждена и полностью читается лишь одно слово «чаддыким», т.е., «праведники» (перевод В.А. Ельяшевича).
Большинство имеющихся сегодня в коллекции ГБУ РК БИКАМЗ парохетов ранее составляли имущество кенас Бахчисарая и Чуфут-Кале. Вообще в иудейских общинах приношение в дар парохета кенасе или синагоге было актом особого благочестия. Как правило, парохет посвящали кому-нибудь из умерших родственников, о чем сообщалось и в надписи на нем. В верхней части этих литургических текстильных изделий, в соответствии с традицией, существовавшей также у евреев-раввинистов, расположены горизонтальные вставки из цветной ткани - ламбрекены (каппореты), на которых вышиты каллиграфическим шрифтом торжественные надписи на иврите. Они выполнены шитьем (техниками каснак и маклама) и вливаются в общую композицию, приобретая при этом характер деталей орнамента. Последний, в свою очередь, имеет вид растительного узора, перемежающегося графическими линиями и фигурами (в часть таких геометрических фигур вписаны симметрично повторяющиеся детали расти-
3 Менора - золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Ветхого Завета, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.
тельного орнамента). Рисунок на парохетах вполне традиционен для такого вида культовых артефактов и представлен такими сюжетами, как: бутоны роз, гвоздик, мальвы (отдельные цветы и букеты в стилизованных вазах), плоды растений (вероятнее всего, миндаля или бадема)4, виноградная лоза (символ плодородия). Что касается характерного в целом для образцов орнаментального искусства караимов сюжета - стилизованного изображения древа жизни, Эч-Хайим, или Байтерек, корнями удерживающего землю, а короной подпирающего небо - то он имеет не только декоративное, но и глубокое символическое значение [2, с. 9; 9, с. 312]. В отдельных композициях орнаментальных вышивок на парохетах (центральных, угловых, а также расположенных по периметру ткани) имеются изображения кипарисов (символ вечности, траура и печали), плодов граната (символ жизни и мудрости), гроздей фиников, колосьев (символизирующих плодородие), а также пальметты.
Что касается сочетания в декоре орнамента и текстуальной части, то близкие аналогии можно найти в т.н. «мавританском» стиле мудехар, в котором строки стихов из Псалмов чередуются с декоративными растительными виньетками5. Материал, из которых изготовлены парохеты - атлас, домотканый холст, шелковые цветные, серебряные и золоченые нити, канитель, бахрома. В соответствии с классификацией П.Я. Чепуриной, насыщенность орнаментальной композиции на парохетах (КП №№ 63/59, 205/116, 206/117, 260/167) и покрывалах на аналой кенасы (КП №№ 1734/574, 395/286), одноосные композиции, двусторонняя и чередующаяся симметричность рисунка на них, аппликационное шитье, обработка ткани золотыми, серебряными и шелковыми нитями, канителью и бахромой позволяют датировать изготовле-
4 Бадем - один из наиболее распространенных сортов крымского раносозре-вающего тонкокорого сорта лесного ореха, с длинными, несколько сплющенными плодами. Помимо этого, «badem» в переводе с турецкого языка означает «миндаль», который является символом супружеского счастья.
5 Следует заметить, что здания большинства караимских кенас, построенных в XIX - начале XX вв. на территории Российской империи, отличались ярко выраженным эклектизмом, и сочетали в себе мавританский, византийский и готический стили. Типичным примером такого эклектизма являются здания кенас в Симферополе, Киеве, Евпатории.
ние этих предметов концом XVIII - серединой XIX вв. (аналоги таких парохетов в 1930-х гг. были экспонированы в караимском отделе Евпаторийского музея) [37, с. 57]. В сочетании с желтым, зеленым, синим, малиновым цветом атласных вставок ткани, положенной на более плотную основу (как правило, это сукно серого цвета), вышеприведенные характеристики дают основание предполагать, что парохеты имеют не только крымское, но и турецкое, а также ближневосточное происхождение [37, с. 58-60]. Следует также отметить, что парохеты в караимских кенасах было принято менять по особенно торжественным дням, по праздникам и субботам.
Орнаментальные сюжеты на нашивках чичита, а также сумочки для молитвенника или ТаНаХа в целом повторяют растительно-геометрические мотивы парохетов, но, в отличие от алтарных завес, нашивки изготовлены из бархатной ткани, вышиты вручную золотой и серебряной нитями, канителью и пайетками. Один из экземпляров коллекции, возвращенный в 2009 г. из Австрии, представляет собой нашивки на молитовный шарф, сшитые между собой - он состоит из 6 пар нашивок, при этом каждая - из 2-х половинок; одной нашивки, разрезанной на 4 части, и 2-х подвязок для чулок, разрезанных пополам - «чорап-бав», или «калын-бав», которые являются вышитыми подвязками на носки или чулки, как правило, входившими в состав приданого невесты (КП № 11110/Т1040; рис. 4). Очевидно, что объединение нашивок в единую композицию произошло позднее, кроме того на тыльной стороне имеется бирка с надписью: «Московского купца Алексея Петровича Болотнова в золотокружевном ряду в Москве». Покрывала на аналой кенасы выполнены из атласной ткани, вышиты вручную нитями различной фактуры и цвета.
Сегодня среди предметов религиозного культа и утвари в фондах ГБУ РК БИКАМЗ хранятся шесть парохетов (т.н. гехал-ортусу) и их фрагментов, три из которых поступили в музей из бахчисарайской кенасы; легенда остальных не установлена. В орнаментальной композиции парохета КП № 205/116 (рис. 5) вышита посвятительная надпись на иврите: «Пожертвовала в память о почтенном учителе нашем, рабби Элише, молодом, благонравном, благословенна память праведника, сыне почтенного учителя нашего, рава, господина и учителя нашего Шемуэля, ученого, гевира,
достославного, князя верного, благословенна память праведника. В году "придет и МИР, почнут В ПОКОЕ НА ложах своих, те кто ходит прямо"» (Исайя 57:1)6. Числовые обозначения на иврите имеют буквенное написание, поэтому слова, участвующие в формировании даты, записанной хроностихом, выделены большими буквами. Таким образом, становится известной дата изготовления парохета - 1796 г. В посвятительной надписи на парохете КП № 206/117 (рис. 6, 7) сообщается, что «Этот парохет дали обет пожертвовать следующие товарищи при жизни их в воспоминание имени Господа. Это: Давид сын Биньямина Аги, Йаков сын Симхи Аги, Йичхак сын Давида Бейма, рабби Давид Болек, Моше Габбай Шапшал, Шемуэль сын Йефетовича, рабби Йичхак Кабак-чи, Эльягу сын Азарьевича, Йегуда сын Нагаму Леви, Давид сын Моше Кара. И сыновья их исполнили обет отцов после их смерти на торжество открытия бет-кнесета в Бахчисарае в месяц кис-лев в (5)631 году. Благословенно имя Господа!». Таким образом, данный экземпляр датируется 1871 г. и синхронизируется по времени с открытием нового здания кенасы в Бахчисарае (оно было возведено в соответствии с планом, утвержденным Строительным отделением Таврического губернского правления 12 июля 1868 г.).
Надпись на парохете № КП 220/130 (рис. 8, 9) гласит: «Пожертвовал почтенный учитель наш, рабби Мордехай, образованный, сын рабби Моше Габбая, гевира, предводителя и почтенного человека, и жена его Эстер, праведная, дочь учителя и рабби Йегуды Габбая, гевира, душа его в саду Эден, в гехал Господа святой общине Бахчисарая, да хранит ее Господь, в се-дер...» (дата неразборчива). А в надписи на парохете КП № 394/285 (рис. 10) сказано, что «этот парохет пожертвовали почтенный господин габбай Йаков, сын старца Моше Шалом-акая, гевира, и праведная жена его, почтенная госпожа Биче, дочь почтенного господина Чадока Эгиза, гевира, душа его в саду Эден, в святую общину Бахчисарая, да хранит ее Господь, в се-дер «Шемини». Имя его и имя отца его пробудятся ото сна. По
6 Все переводы посвятительных надписей на парохетах из коллекции ГБУ РК БИКАМЗ осуществил младший научный сотрудник Крымского центра этнокультурных исследований (г. Симферополь) В.А. Ельяшевич, за что автор выражает ему свою глубокую признательность.
Рис. 2. Фиал (навершие гехала (алтаря) из Большой (Соборной) кенасы Чуфут-Кале). Дерево, резьба, позолота, цветные краски. ГБУ РК БИКАМЗ, НВ № 10171.
Рис. 4. Нашивки на чичит (6 пар нашивок возврат из Австрии, 2009 г.). h53 х b53,6. ГБУ РК БИКАМЗ, КП № 11110/Т1040.
Рис. 5. Парохет. Атлас, шелк, домотканый холст, цветная шелковая нить, серебряная канитель, бахрома, вышивка
ручная, на подкладке. Ы17 х Ь70. Из имущества Бахчисарайской кенасы (1796 г.). ГБУ РК БИКАМЗ, КП № 205/116.
Рис. 6. Парохет. Атлас, серебряная и позолоченная нити, вышивка ручная, подкладка спорота. h190 х b120. Из имущества Бахчисарайской кенасы (1871 г.). ГБУ РК БИКАМЗ, КП № 206/117.
Рис. 7. Фрагмент верхней горизонтальной части парохета с посвятительной надписью. ГБУ РК БИКАМЗ, КП № 206/117.
Рис. 8. Парохет. Атлас, домотканый холст, серебряная и позолоченная нити, 4 медных кольца, вышивка ручная, на подкладке. h166 х b174. Из имущества Бахчисарайской кенасы (д/н). ГБУ РК БИКАМЗ, КП № 220/130.
Рис. 9. Фрагмент верхней горизонтальной части парохета с посвятительной надписью. ГБУ РК БИКАМЗ, КП № 220/130.
Рис. 10. Парохета фрагмент. Шелк, позолоченная нить, вышивка ручная, без подкладки. h18 х b134. Из имущества Бахчисарайской кенасы (1846 г.). ГБУ РК БИКАМЗ, КП № 394/285.
Рис. 13. Составная бронзовая люстра из Большой (Соборной) кенасы Чуфут-Кале. Медь, латунь, бронза, ковка, чеканка (1823 г.). ГБУ РК БИКАМЗ.
НВ № 11706.
Рис. 11. Парохет. Сукно, шелк, коленкор, серебряная и шелковая нити, вышивка ручная, на желтой подкладке (сукно). h180 х b130. Из имущества Бахчисарайской кенасы (д/н). ГБУ РК БИКАМЗ, КП № 63/59.
Рис. 14. Фрагмент центрального стержня люстры с надписью на иврите. Медь, латунь, бронза, ковка, чеканка.
ГБУ РК БИКАМЗ, НВ № 11706.
малому исчислению (5)606» (1846 г.). На подкладке алтарной завесы КП № 63/59 (рис. 11) имеется надпись на караимском языке, в которой сообщается, что его передали в дар кенасе «Йаков, сын почтенного рабби Моше, и его жена Биче Шалом-акай, большой и маленький7. В седер «Шемини», то есть на Песах».
В богослужебной практике караимскими священнослужителями в кенасах использовались ритуальные светильники. Что касается деталей осветительных приборов (люстр и ритуальных светильников) из кенас Чуфут-Кале и Бахчисарая, по состоянию на 2014 г., в коллекционной описи ГБУ РК БИКАМЗ числилось несколько таких предметов. Например, сохранились инвентарные карточки, где на фотографиях зафиксированы детали бронзовых люстр из караимской кенасы Чуфут-Кале, а также приведено их подробное описание. К сожалению, при сверке описи некоторые детали этих коллекционных предметов не обнаружены - это касается 2-х центральных сборных стержней бронзовых люстр (судя по имеющемуся фото, на одном из них была выполнена надпись на иврите; рис. 12). На другом из двух сохранившихся стержней бронзовых люстр (НВ № 11706; рис. 13, 14) также имеется надпись акростихом на иврите, что позволяет установить не только ее принадлежность кенасе Чуфут-Кале, но и вероятную дату - 1823 г.: «Этот храмовый светильник пожертвовал в святую общину Кырк-Йера почтенный учитель наш рав Авраам Рофэ Иерусалимский, образованный, который приобрел ее для того, чтобы вспоминали его имя. Потому что нет у него сына, и чтобы зажигал шамаш свечи этого светильника в новомесячья и в праздничные дни. Сегодня в день шестой, в седьмой день месяца адара в год «БЛАЖЕННЫ те, кто хранит правосудие и творит справедливость ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ» по малому счислению» (рис. 13, 14; атрибуция В.А. Ельяшевича, 2013 г.). Стержень второй люстры -бронзовый, кованный, без надписей. Помимо всего прочего, в коллекции имеются также несколько медных кованных подсвечников со следами чеканки (т.н. «служебная» свеча - шамаш) из Соборной (Большой) кенасы Чуфут-Кале (КП №№ 3117/245, 3118/246,
7 Вероятно, подразумевался большой парохет, закрывавший арон га-кодеш, и парохет (или же покрывало) меньшего размера, которым накрывался сверху духан (аналой).
3119/247, 3120/248). На основании тулова одного из подсвечников (КП № 3117/245) имеется гравировка стилизованных листа и цветков лотоса, что в совокупности с изображениями виноградной лозы, пальметт, Древа жизни на парохетах может символизировать отголоски воспоминаний караимов о земле предков. На другом подсвечнике (КП № 3119/247) свечкодержатель выполнен также в форме цветка. Присутствует в коллекции и фонарь из металлических кованных полос, т.н. шамдан (НВ № 11736; ранее висел, судя по сохранившемуся фотонегативу, над входом в Соборную кенасу Чуфут-Кале; КП № 5076/114).
Среди предметов, внесенных в каталог, имеются и детали большой бронзовой люстры из кенасы Чуфут-Кале (они хорошо видны на фотографии Ю. Панютина; НВ № 10773; рис. 3). Помимо этого в описи также числится люстра на 14 свечей (конец XIX в., хрусталь, стекло, бронзовое литье), в соответствии с примечанием, «из имущества бывшего дворца в Чуфут-Кале»8 (акт поступления 1980 г.; КП № 3052). Люстра эта была впоследствии реставрирована и в настоящее время используется для нужд музея.
Таким образом, рассмотренная в статье часть караимской коллекции из фондов ГБУ РК БИКАМЗ представлена предметами религиозного культа и утварью караимских кенас, ранее составлявших имущество молитвенных домов Чуфут-Кале, Бахчисарая и, возможно, Евпатории. Среди экспонатов следует указать на парохеты (алтарные завесы), которые использовались в богослужебной практике караимов; наиболее ранний из них датируется концом XVIII в. В коллекции имеются детали облачения священнослужителей и другие предметы, относящиеся к религиозному культу караимов (нашивки на чичит, сумочка для молитвенника, покрывало на аналой). Техника изготовления этих предметов свидетельствует об их местном, крымском, а также о турецком происхождении.
8 В 1897 г. на Чуфут-Кале, на средства, собранные среди членов караимских общин разных городов, был простроен т.н. «Дом караимских обществ», предназначенный для приема высоких гостей - в первую очередь, представителей царской семьи. В 1930-е гг. он был разобран до основания, однако фундамент этого здания сохранился.
В богослужебной практике караимскими священнослужителями в кенасах использовались ритуальные и декоративные светильники. В фондах ГБУ РК БИКАМЗ хранится несколько подобных экземпляров, причем на одном из них (он представляет собой центральную часть бронзовой люстры из кенасы Чуфут-Кале) имеется посвятительная надпись на иврите. И парохеты, и светильники являются артефактами, переданными благочестивыми прихожанами в дар караимским кенасам. Орнаментальные украшения парохетов и светильников имеют не только декоративное, но и глубокое символическое значение, и основываются на сюжетах из книг Ветхого Завета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдураманова С.Н. К вопросу о возврате культурных ценностей Бахчисарайскому историко-культурному заповеднику Венским этнографическим музеем // Этнография Крыма XIX-XXI вв. и современные этнокультурные процессы. Вып. 3. Симферополь, 2012. С. 4-11.
2. Акав Е. Символика растительного орнамента в традиционном искусстве крымских караимов // V науковi читання пам'яп У. Бода-ншського: тези доповвдей та повщомлень мiжнародноl науково! конференцп (Бахчисарай, 23-27 жовтня 2013 р.). Омферополь: Анпква, 2013. С. 9.
3. Алпашкина О.Н. Возвращение культурных ценностей // Этнокультурный центр Кале. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kale.at.ua/news/vozvrashhenie_kulturnykh_cennostej/2010-02-01-9
4. Алпашкина О. Возвращение домой экспонатов. Трудная работа по возврату культурных ценностей в Бахчисарайский музей продолжается // Къырым. 2010. 13 января. (№ 1): Къырымкъарайлар. 2010. № 1 (63). С. 5.
5. Алпашкина О.Н. Просветительская, охранная деятельность и этнографические исследования Бахчисарайского музея в первые десятилетия советской власти // Этнография Крыма XIX-XXI вв. и современные этнокультурные процессы. Вып. 3. Симферополь, 2012. С. 12-18.
6. Алпашкина О.Н. Предметы караимской культуры и быта в фондах Бахчисарайского заповедника // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию создания национально-культурного караимского общества 14-16 сентября 2011 г. Мелитополь, 2012. С. 39-40.
7. Бейм С. Память о Чуфут-Кале. Одесса, 1862. 82 с.
8. Белый О.Б. Документы из истории караимской общины г. Бахчисарая начала XX в. // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Симферополь, 2001. Вып. 2. С. 376-397.
9. Гладилова (Ормели) Г. Язык символов крымских караимов // Karaj kiunlari. Dziedzictwo narodu karaimskiego we wspolczesnej Europie / pod red. M. Abkowicz i H. Jankowskiego; przy wspolpracy I. Jaroszynskiej. Wroclaw: Bitik, 2004. С. 308-315.
10. Григорьева Л.И. Деятельность караимского общества Крыма по изучению и сохранению этнической культуры (20-е годы ХХ ст.) // Культура народов Причерноморья. 2008. № 143. С. 86-88.
11. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-Кале. Симферополь: Таврия, 1993. 128 с.
12. Загряцкайте А. Наследие караимского народа в экспозиции и фондах караимского музея в Тракае // Dziedzictwo narodu karaimskiego we wspolczesnej Europie / pod red. M. Abkowicz i H. Jankowskiego; przy wspolpracy I. Jaroszynskiej. Wroclaw: Bitik, 2004. С. 204-221.
13. [Исакович С.И.] Описание выставки крымского горного клуба: Два слова о караимах по поводу караимской комнаты г-жи Р.С. Исакович // Записки крымского горного клуба. Одесса: тип-лит. А.Ф. Соколовского, 1895. № 7-8. С. 29-34.
14. К этнографии караимства // Караимская жизнь. М., 1911. Кн. 1011, март-апрель. С. 29-32.
15. Кашовская Н.В. Становление караимской ономастики // V науковi читання пам'ят У. Боданшського: тези доповщей та повщом-лень мiжнародноï науково'' конференци (Бахчисарай, 23-27 жовтня 2013 р.). амферополь: Антква, 2013. С. 37.
16. Кизилов М.Б. К истории караимской общины Мангупа // Вестник Еврейского университета. 2002. № 7 (25). С. 113-122.
17. Кизилов М. Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен и до наших дней. Симферополь: Доля, 2011. 336 с.
18. Крымские караимы. Материалы по истории и культуре в Бахчисарайском заповеднике: каталог / Сост. А.Ю. Полканова, О.Н. Алпаш-кина. Симферополь, 2013. 114 с.
19. Леви-Бабович Т.С. Три странички. Севастополь, 1926. 44 с.
20. Тищенко-Монастирська О.О. Мовш особливосп кара'мсько'' меджуми з фондiв Бахчисарайського юторико-культурного заповедника // V науковi читання пам'яп У. Боданшського: тези доповщей та повщомлень мiжнародноï науково'' конференцп (Бахчисарай, 23-27 жовтня 2013 р.). Омферополь: Антшва, 2013. С. 70.
21. Мусаева У.К. Из истории изучения этнографии народов Крыма в 20-х - 30-х годах XX века в Евпатории // Культура народов Причерноморья. 2002. № 39. С. 74-81.
22. Мусаева У.К. Подвижники крымской этнографии, 1921-1941: Историографические очерки. Симферополь, 2004. 214 с.
23..Мусаева У.К. Плюсы и минусы «национальной музейной политики»: краеведческий музей в Евпатории (20-30-е годы ХХ века) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 3. С. 41-48.
24. Опись экспонатов Бахчисарайского дворца-музея, расхищенных во время оккупации // Питання повернення втрачених культурних щнностей пам'яток кримськотатарсько! ютори та культури: додатковий матерiал до науково-практ. конф. Симферополь-Бахчисарай, 2005. 24 с.
25. Паллас П.С. Путешествие в Крым в 1793 и 1794 году // ЗООИД. Одесса, 1881. Т. XII. С. 62-208.
26. Полканова А.Ю. Крымскокараимские этнографические и религиозные предметы в фондах БГИКЗ // Сборник докладов научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня открытия Бахчисарайского музея. Симферополь: Доля, 2007. С. 141-150.
27. Полканова А.Ю., Шульженко О.Н. Материалы по крымским караимам (карайлар) в Центральном музее Тавриды // Этнография Крыма XIX-XXI вв. и современные этнокультурные процессы. Вып. 3. Симферополь, 2012. С. 118-122.
28. Прохоров Д.А. Караимская книжная коллекция БИКЗ: доктри-нальная и религиозная литература // V науковi читання пам'яп У. Боданшського: тези доповедей та поведомлень мiжнародно! науково! конференцп (Бахчисарай, 23-27 жовтня 2013 р.). Омферополь: АнпквА, 2013. С. 59.
29. Прохоров Д.А. Етнографiчна спадщина кримських кара1шв у фондах Бахчисарайського юторико-культурного заповедника // Овер-щина в ютори Укра!ни. Збiрник наукових праць. Ки!в-Глухiв; Центр пам'яткознавства НАН Украши, 2014. Вип. 7. С. 299-304.
30. Прохоров Д.А. Каноническая религиозная литература караимов в фондах Бахчисарайского историко-культурного заповедника // Великая схизма. Религии мира до и после разделения церквей. Тезисы докладов и сообщений XVI Международной конференции по истории религии и религиоведению (Севастополь, 26-31 мая 2014 г.). Севастополь: Херсонес Таврический, 2014. С. 30-32.
31. Прохоров Д.А. Зразки релтйно! лггератури каршшв у фондах Бахчисарайського юторико-культурного заповедника // XVIII Сходо-знавч1 читання А. Кримського. Тези доповедей мiжнародно! науково!
конференци (17-18 жовтня 2014 р.). К.: 1нститут сходознавства iм. А.Ю. Кримського, 2014. С. 62-63.
32. Прохоров Д.А. Памятные плиты кенасы Чуфут-Кале из фондов Бахчисарайского историко-культурного заповедника // Боспор киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Актуальные проблемы хронологии. Тезисы докладов международной конференции XV Боспорские чтения (19-23 мая 2014 г.). Керчь, 2014. С. 343349.
33. С.И. [Исакович С.И.] Два слова о караимах по поводу караимской комнаты г-жи Р.С. Исакович / Выставка Крымского горного клуба. Одесса: Тип. В. Кирхнера, 1893. 15 с.
34. Сумароков П.[И.] Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г. М., 1800. 238 с.
35. Хроника текущей жизни. Общие известия. Ограбление кенаса в Бахчисарае (В симфер.[опольском] окружном суде) // Караимская жизнь. М., 1911. Кн. 5-6, октябрь-ноябрь. С. 126-127.
36. Чепурина П.Я. Татарская вышивка // Искусство. 1935. № 2. С. 103-108.
37. Чепурина П.Я. Орнаментальное шитье Крыма. М.-Л.: Всесоюзное кооперативное объединенное издательство, 1938. 63 с.
38. Чепурина П.Я., Ельяшевич Б.С. Караимские брачные договоры «шетары» // ИТОИАЭ. Симферополь, 1927. Т. 1. С. 181-195.
39. Шапира Д. Евреи в Северном Причерноморье от древности до раннего Средневековья // История еврейского народа в России: от древности до раннего Нового времени. Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2009. С. 13-43.
40. Шапира Д. «Песнь о Мангупе» 1793 года: неизвестный источник по истории караимов Крыма // Вестник Еврейского университета. 2002. № 7 (25). С. 283-294.
41. Abenteuer im Labyrinth des Jaila // Signal. 1942. № 5, März-Heft. S. 19-21.
42. Ahtajewa G. Medzuma Elijahu Kyldzy z Bachczyseraju [The Medzhuma of Elijah Kyldzhy from Bakhchisaray] // Awazymyz. 2007. № 2. Available at: http://www.awazymyz.karaimi.org/ru/item/208-medzuma-elijahu-kyldzy-z-bachczyseraju
43. Jankowski H. The contents of Katyk's mejuma / Тюркская и смежная лексикология и лексикография. Сборник к 70-летию Кенесбая Мусаева. М., 2004. С. 103-119.
44. Karaims Ethnographical Exhibition (From the official booklet of the museum) // Caraimica: Quarterly Review / International Institute of the Cri-
mean Karaites. Слиппери-Рок, США - Симферополь, Украина, 2010. Вып. XV. С. 10-14.
45. Morelowski M. Tkaniny Ludowe Karaimskie a sprava pochodzenia Karaimow krymskih i polskich // Mysl karaimska Wilno, 1934. Zeszyt 10. S. 37-87.
Сведения об авторе: Дмитрий Анатольевич Прохоров - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, (295007, просп. Вернадского, 4, Симферополь, Крым, Российская Федерация); prohorov1da@yandex.ru
Religious objects and utensils of Karaite kenasas from
the collection of Bakhchysarai historical, cultural
and archaeological museum-reserve
Dmitriy Prokhorov
(V.I. Vernadsky Crimean Federal University)
Abstract. Religious items and utensils of Karaite kenasa belonging to the Karaite collection of funds of Bakhchisarai historical, cultural and archaeological museum-reserve, are the important components for the scientific reconstruction of the history of the last indigenous people of the Crimea and the protection of their historical and cultural heritage. Among the most valuable pieces in the collection there should be named Paroches (altar curtains), used in the liturgical practice of the Karaites; the earliest one of which dates back to the end of the 18th century. In the collection there are details of clergy vestments, altar's fragments of the kenasa Chufut-Kale, lighting fixtures and other objects belonging to the religious cult of the Karaites.
Keywords: Crimea, Karaites, Chufut-Kale, Bakhchisarai, kenasa, religious items, historic and cultural heritage.
REFERENCES
1. Abduramanova S.N. K voprosu o vozvrate kul'turnykh tsennostey Bakhchisarayskomu istoriko-kul'turnomu zapovedniku Venskim etnogra-
ficheskim muzeem [On the question of the return of cultural property to Bakhchisarai Historical and Cultural Reserve Vienna ethnographic museum]. Etnografiya Kryma XIX—XXI vv. i sovremennye etnokul'turnye protsessy [Ethnography of the Crimea XIX-XXI centuries and modern ethno-cultural processes]. Ed. by M.A. Aradzhioni, L.A. Naumenko. Vol. 3. Simferopol, 2012, p. 4-11.
2. Akav E. Simvolika rastitel'nogo ornamenta v traditsionnom iskusstve krymskikh karaimov [The symbolism of floral ornament in traditional art of the Crimean Karaites]. V naukovi chitannya pam'yati U. Bodanins'kogo: tezi dopovidey ta povidomlen' mizhnarodnoi naukovoi konferentsii (Bakhchisaray, 23-27/10/2013) [V Scientific Readings devoted to the memory of U. Bodanynsky: abstracts and reports of international scientific conference]. Simferopol, Antikva, 2013, p. 9.
3. Alpashkina O.N. Vozvrashchenie kul'turnykh tsennostey [The returning of Cultural Property]. Etnokul'turnyy tsentr Kale [Ethno-cultural center of Chufut-Kale]. Available at: http://kale.at.ua/news/vozvrashhenie_ kulturnykh_cennostej
4. Alpashkina O. Vozvrashchenie domoy eksponatov. Trudnaya rabota po vozvratu kul'turnykh tsennostey v Bakhchisarayskiy muzey prodolzhaetsya [Homecoming of exhibits. Hard work on the return of cultural property in Bakhchisarai Museum continues]. K"yrym [Crimea], 2010.13.01 (no. 1): K"yrymk"araylar [Crimean Karaims], 2010, no. 1 (63), p. 5.
5. Alpashkina O.N. Prosvetitel'skaya, okhrannaya deyatel'nost' i etnograficheskie issledovaniya Bakhchisarayskogo muzeya v pervye desyatiletiya sovetskoy vlasti [Educational, security activities and ethnographic research of the Bakhchisarai museum in the first decades of the Soviet power]. Etnografiya Kryma XIX-XXI vv. i sovremennye etnokul'turnye protsessy [Ethnography of the Crimea 19-21th centuries and modern ethno-cultural processes]. Ed. by M.A. Aradzhioni, L.A. Naumenko. Vol. 3. Simferopol, 2012, p. 12-18.
6. Alpashkina O.N. Predmety karaimskoy kul'tury i byta v fondakh Bakhchisarayskogo zapovednika [Objects of Karaites culture and life in the funds of Bakhchisarai museum]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 20-letiyu sozdaniya natsio-nal'no-kul'turnogo karaimskogo obshchestva 14-16.09.2011 [Proceedings of the International Scientific-Practical Conference]. Melitopol, 2012, p. 39-40.
7. Beym S. Pamyat' o Chufut-Kale [Memories of Chufut-Kale]. Odessa, 1862. 82 p.
8. Belyy O.B. Dokumenty iz istorii karaimskoy obshchiny g. Bakhchisaraya nachala XX v. [Documents from the history of the Karaite community of Bakhchisarai beginning from the XXth century].
Bakhchisarayskiy istoriko-arkheologicheskiy sbornik [Bakhchisarai Historical and Archaeological Digest]. Simferopol, 2001, vol. 2, p. 376-397.
9. Gladilova (Ormeli) G. Yazyk simvolov krymskikh karaimov [The language of symbols of the Crimean Karaites]. Karaj kiunlari. Dziedzictwo narodu karaimskiego we wspolczesnej Europie [The legacy of the Karaites in Europe today]. Ed. by M. Abkowicz i H. Jankowskiego; przy wspolpracy I. Jaroszynskiej. Wroclaw, Bitik, 2004, p. 308-315.
10. Grigor'eva L.I. Deyatel'nost' karaimskogo obshchestva Kryma po izucheniyu i sokhraneniyu etnicheskoy kul'tury (20-e gody XX st.) [Activities of the Karaite community of the Crimea on the study and preservation of ethnic culture (20 years of the XX century)]. Kul'tura narodov Prichernomor'ya [Culture of the people of the Black Sea Coast], 2008, no. 143, p. 86-88.
11. Gertsen A.G., Mogarichev Yu.M. Krepost' dragotsennostey. Kyrk-Or. Chufut-Kale [Fortress jewelry. Kirk-Or. Chufut-Kale]. Simferopol, Tavriya, 1993. 128 p.
12. Zagryatskayte A. Nasledie karaimskogo naroda v ekspozitsii i fondakh karaimskogo muzeya v Trakae [Heritage Karaite people in the exposition and funds of Karaite Museum in Trakai]. Karaj kiunlari. Dziedzictwo narodu karaimskiego we wspolczesnej Europie [The legacy of the Karaites in Europe today]. Ed. by M. Abkovich, G. Yankovskiy. Wroclaw, Bitik, 2004, p. 204-221.
13. [Isakovich S.I.] Opisanie vystavki krymskogo gornogo kluba: Dva slova o karaimakh po povodu karaimskoy komnaty g-zhi R.S. Isakovich [Description of the Crimean mountain club: Two words about the Karaites on the Karaite room by R.S. Isakovich]. Zapiski krymskogo gornogo kluba [Notes of the Crimean Mountain Cub]. Odessa, tipo-litografiya A.F. Sokolovskogo, 1895, no. 7-8, p. 29-34.
14. K etnografii karaimstva [To the Ethnography of Karaims]. Karaimskaya zhizn' [Karaites Life]. Moscow, 1911, vol. 10-11, March-April, p. 29-32.
15. Kashovskaya N.V. Stanovlenie karaimskoy onomastiki [Coming into being of Karaite onomastics]. V naukovi chitannya pam'yati U. Boda-nins'kogo: tezi dopovidey ta povidomlen' mizhnarodnoï naukovoï konferentsiï (Bakhchisaray, 23-27/10/2013 r.) [V Scientific Readings to the memory of U. Bodanynsky: abstracts and reports of international scientific conference]. Simferopol, Antikva, 2013, p. 37.
16. Kizilov M.B. K istorii karaimskoy obshchiny Mangupa [On the history of the Karaite community Mangupa]. Vestnik Evreyskogo universiteta [Bulletin of the Hebrew University], 2002, no. 7 (25), p. 113-122.
17. Kizilov M. Krymskaya ludeya: Ocherki istorii evreev, khazar, karaimov i krymchakov v Krymu s antichnykh vremen i do nashikh dney [Crimean Jew: Essays on the History of the Jews, Khazars, Karaites and Krymchaks in the Crimea since ancient times to the present day]. Simferopol, Dolya, 2011. 336 p.
18. Krymskie karaimy. Materialy po istorii i kul'ture v Bakhchi-sarayskom zapovednike: katalog [The Crimean Karaites. Materials on the history and culture in the Bakhchisarai Reserve: catalog]. Comp. by A.Yu. Polkanova, O.N. Alpashkina. Simferopol, 2013. 114 p.
19. Levi-Babovich T.S. Tri stranichki [Three pages]. Sevastopol, 1926.
44 p.
20. Tishchenko-Monastirs'ka O.O. Movni osoblivosti karaims'koi medzhumi z fondiv Bakhchisarays'kogo istoriko-kul'turnogo zapovidnika [Karaim language features of medzhumy's from the funds of Bakhchisaray Historical and Cultural Reserve]. V naukovi chitannya pam'yati U. Boda-nins'kogo: tezi dopovidey ta povidomlen' mizhnarodnoi naukovoi konferentsii (Bakhchisaray, 23-27/10/2013 r.) [V Scientific Readings to the memory of U. Bodanynsky: abstracts and reports of international scientific conference]. Simferopol, Antikva, 2013, p. 70.
21. Musaeva U.K. Iz istorii izucheniya etnografii narodov Kryma v 20-kh - 30-kh godakh XX veka v Evpatorii [From the history of studying the ethnography of the peoples of the Crimea in the 20's - 30th years of 20th century in Eupatoria]. Kul'tura narodov Prichernomor'ya [Culture of the people of the Black Sea Coast], 2002, no. 39, p. 74-81.
22. Musaeva U.K. Podvizhniki krymskoy etnografii, 1921-1941: Istoriograficheskie ocherki [Devotees of the Crimean ethnography, 19211941: Historiographical Essays]. Ed. by A.A. Nepomnyashcy. Simferopol, 2004. 214 p.
23. Musaeva U.K. Plyusy i minusy «natsional'noy muzeynoy politiki»: kraevedcheskiy muzey v Evpatorii (20-30-e gody XX veka) [Pros and cons of "national museum policy": Regional Museum in Eupatoria (20-30's years of 20 century)]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki» [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. The series "Historical Sciences"], 2014, no. 3, p. 41-48.
24. Opis' eksponatov Bakhchisarayskogo dvortsa-muzeya, raskhi-shchennykh vo vremya okkupatsii [Inventory items of Bakhchisaray Palace Museum, looted during the occupation]. Pitannya povernennya vtrachenikh kul'turnikh tsinnostey pam 'yatok krims'kotatars'koi istorii ta kul'turi: dodatkoviy material do naukovo-prakticheskoy konferentsii [The return of lost cultural values of the Crimean Tatar monuments of history and culture:
additional material for scientific and practical. Conference]. Simferopol-Bakhchisaray, 2005. 24 p.
25. Pallas P.S. Puteshestvie v Krym v 1793 i 1794 godu [Journey to the Crimea in 1793 and 1794]. ZOOID [Notes of the Odessa Society of History and Antiquities]. Odessa, 1881, vol. XII, p. 62-208.
26. Polkanova A.Yu. Krymskokaraimskie etnograficheskie i religioz-nye predmety v fondakh BGIKZ [Crimean Karaite ethnographic and religious subjects in the funds of the Bakhchisaray Historical and Cultural Reserve]. Sbornik dokladov nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvya-shchennoy 90-letiyu so dnya otkrytiya Bakhchisarayskogo muzeya [Proceedings of the scientific-practical conference, dedicated to the 90th anniversary of the opening of the museum in Bakhchisaray]. Simferopol, Dolya, 2007, p. 141-150.
27. Polkanova A.Yu., Shul'zhenko O.N. Materialy po krymskim karaimam (karaylar) v Tsentral'nom muzee Tavridy [Materials on the Crimean Karaites (karaylar) in the Crimea of XIX-XXI centuries and modern eth-no-cultural processes]. Ed. by M.A. Aradzhioni, L.A. Naumenko, vol. 3. Simferopol, 2012, p. 118-122.
28. Prokhorov D.A. Karaimskaya knizhnaya kollektsiya BIKZ: doktrinal'naya i religioznaya literatura [Karaims book's collection of Bakhchisaray Historical and Cultural Reserve: doctrinal and religious literature]. V naukovi chitannya pam'yati U. Bodanins'kogo: tezi dopovidey ta povidomlen' mizhnarodnoï naukovoï konferentsiï (Bakhchisaray, 2327/10/2013 r.) [V Scientific Readings to the memory of U. Bodanynsky: abstracts and reports of international scientific conference]. Simferopol, Antikva, 2013, p. 59.
29. Prokhorov D.A. Etnografichna spadshchina krims'kikh karaïmiv u fondakh Bakhchisarays'kogo istoriko-kul'turnogo zapovidnika [The ethnographic heritage of the Crimean Karaites in funds of the Bakhchisaray Historical and Cultural Reserve]. Sivershchina v istoriï Ukraïni [Siverschyna in the history of Ukraine]. Kiïv-Glukhiv, Tsentr pam'yatkoznavstva NAN Ukraïni, 2014, vol. 7, p. 299-304.
30. Prokhorov D.A. Kanonicheskaya religioznaya literatura karaimov v fondakh Bakhchisarayskogo istoriko-kul'turnogo zapovednika [Canonical Religious literature karaymov in funds Bahchysarayskoho historical and cultural Reserve]. Velikaya skhizma. Religii mira do i posle razdeleniya tserkvey. Tezisy dokladov i soobshcheniy XVI Mezhdunarodnoy konferentsii po istorii religii i religiovedeniyu [The Great Schism. Religions of the world before and after division of the churches. Abstracts of messages of XVI international conference] (Sebastopol, 26-31.09.2014). Sevastopol, Khersones Tavricheskiy, 2014, p. 30-32.
31. Prokhorov D.A. Zrazki religiynoi' literaturi karai'miv u fondakh Bakhchisarays'kogo istoriko-kul'turnogo zapovidnika [Samples of Karaite religious literature in funds of the Bakhchisaray Historical and Cultural Reserve]. XVIII Skhodoznavchi chitannya A. Krims'kogo. Tezi dopovidey mizhnarodnoi naukovoi konferentsii (17-18 zhovtnya 2014 r.) [XVIII oriental reading by A. Krymskiy. Abstracts of the International Scientific Conference]. Kiev, Institut skhodoznavstva imeni A.Yu. Krims'kogo, 2014, p. 62-63.
32. Prokhorov D.A. Pamyatnye plity kenasy Chufut-Kale iz fondov Bakhchisarayskogo istoriko-kul'turnogo zapovednika [Commemorative plates of kenasa of Chufut-Kale from the funds of the Bakhchisaray Historical and Cultural Reserve]. Bospor kimmeriyskiy i varvarskiy mir v period antichnosti i srednevekov'ya. Aktual'nye problemy khronologii. Tezisy dokladov mezhdunarodnoy konferentsii XV Bosporskie chteniya (1923.09.2014) [The Cimmerian Bosporus and Barbarian World in the period of Antiquity and the Middle Ages. Actual problems of history. Abstracts of the XV International Conference Bosporus reading]. Ed. by V.N. Zin'ko, E.A. Zin'ko. Kertch, 2014, p. 343-349.
33. S.I. [Isakovich S.I.] Dva slova o karaimakh po povodu karaimskoy komnaty gospozhi R.S. Isakovich [Two words about the Karaites on the Karaite room of Mrs. R.S. Isakovic]. Vystavka Krymskogo gornogo kluba [Exhibition of the Crimean mountain club]. Odessa, Tipografiya V. Kirkhnera, 1893. 15 p.
34. Sumarokov P.[I.] Puteshestvie po vsemu Krymu i Bessarabii v 1799g. [Travel all over the Crimea and Bessarabia in 1799]. Moscow, 1800. 238 p.
35. Hronika tekushhej zhizni. Obshhie izvestija. Ograblenie kenasa v Bahchisarae [Chronicle of current life. General news. The Robbery kenasa in Bakhchisaray]. Karaimskaja zhizn' [Karaite's life]. Moscow, 1911, book 5-6, October'-November, p. 126-127.
36. Chepurina P.Ya. Tatarskaya vyshivka [Tatar's embroidery]. Iskusstvo [Art], 1935, no. 2, p. 103-108.
37. Chepurina P.Ya. Ornamental'noe shit'e Kryma [Ornamental embroidery of Crimea]. Moscow, Leningrad, Vsesoyuznoe kooperativnoe ob"edinennoe izdatel'stvo, 1938. 63 p.
38. Chepurina P.Ya., El'yashevich B.S. Karaimskie brachnye dogovory «shetary» [Karaite marriage contracts "Shetar"]. ITOIAE [News of the Tauride company of history, archeology and ethnography]. Simferopol, 1927, vol. 1, p. 181-195.
39. Shapira D. Evrei v Severnom Prichernomor'e ot drevnosti do rannego Srednevekov'ya [Jews in the northern Black Sea region from ancient times to the early Middle Ages]. Istoriya evreyskogo naroda v Rossii: ot
drevnosti do rannego Novogo vremeni [The history of the Jewish people in Russia: from antiquity to the early modern period]. Ed. by A. Kulik, vol. 1. Ierusalim, Gesharim. Moscow, Mosty kul'tury, 2009, p. 13-43.
40. Shapira D. "Pesn' o Mangupe" 1793 goda: neizvestnyy istochnik po istorii karaimov Kryma ["The Song of Mangup" 1793: unknown source on the history of the Crimean Karaites]. VestnikEvreyskogo universiteta [Bulletin of the Hebrew University], 2002, no. 7 (25), p. 283-294.
41. Abenteuer im Labyrinth des Jaila. Signal, 1942, no. 5, März-Heft, s. 19-21.
42. Ahtajewa G. Medzuma Elijahu Kyldzy z Bachczyseraju [The Medzhuma of Elijah Kyldzhy from Bakhchisaray]. Awazymyz, 2007, no. 2. Available at: http://www.awazymyz.karaimi.org/ru/item/208-medzuma-elijahu-kyldzy-z-bachczyseraju
43. Jankowski H. The contents of Katyk's mejuma. Tyurkskaya i smezhnaya leksikologiya i leksikografiya. Sbornik k 70-letiyu Kenesbaya Musaeva [Turkic lexicology and lexicography. Collection of the 70th anniversary of Kenesbai Musayev].Ed. by E.R. Tenishev, A.V. Dybo, R.A. Tadinov. Moscow, 2004, p. 103-119.
44. Karaims Ethnographical Exhibition (From the official booklet of the museum). Caraimica: Quarterly Review / International Institute of the Crimean Karaites. Slipperi-Rok, USA - Simferopol, Ukraine, 2010, vol. XV, p. 10-14.
45. Morelowski M. Tkaniny Ludowe Karaimskie a sprava pochodzenia Karaimow krymskih i polskich. Mysl karaimska [Karaim Thought]. Wilno, 1934. Zeszyt 10, s. 37-87.
About the author: Dmitry Anatolievitch Prokhorov - Cand. Sci. (History), Senior Researcher of the Scientific Research Center of History and Archeology of the Crimea, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (295007, Vernadsky avenue, 4, Simferopol, Crimea, Russian Federation); prohorov 1da@yandex. ru