ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
УДК 721.021.23
Ю.К. Осипов
Сибирский государственный индустриальный университет
ПРЕДМЕТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ МАКЕТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-АРХИТЕКТОРА
Архитектурная графика в учебной работе в вузе преследует воспитательные задачи. Через графику студент познает композиционнохудожественные закономерности архитектуры, ее стилевые особенности, графические средства, художественные и технические способы и приемы изображения, изобразительные материалы. Графика является одним из критериев развития и оценки творческих способностей студента.
В связи с этим в учебной практике проектирования необходимо развивать культуру архитектурной графики, вкус к разнообразным композиционно-графическим приемам изображения и материалам.
Разработка архитектурного чертежа основана как на научных (чертеж), так и на художественных (рисунок) методах изображения. Метод графических изображений - не единственный, имеются еще методы макетирования и моделирования. Как правило, все эти методы участвуют совместно в творческом процессе проектирования, степень же участия в них определяется стадиями проектирования. Если на начальной стадии проектирования рисунок служит основным методом изображения, то на последующих он используется в качестве дополнительного средства при выполнении сложных криволинейных форм, орнаментов, антуража и пр.
Совместное использование двух способов изображения - рисунка и чертежа - является также специфической особенностью архитектурной графики, когда достоинства рисунка (наглядность и художественная выразительность) сочетаются в проекте с научным построением ортогональных проекций, перспективы и аксонометрии. Другой особенностью архитектурного чертежа является условность изображения, делающая его более простым и в то же время понятным, например, совмещение на одном листе плана, фасада, разреза (иногда и перспективных изображений), вынос отдельных элементов чертежа (деталей), совмещение разных масштабов, совмещение различных средств изображения (линии, тона, светотени,
цвета) и изобразительных материалов (тушь, акварель, гуашь).
Восприятие объемно-пространственной композиции проектируемых зданий и сооружений на чертеже существенно отличается от восприятия построенного объекта. Устранение такого недостатка достигается путем внедрения в практику учебного проектирования, предметного моделирования или макетирования, что имеет большое образовательное значение в силу преимуществ этого метода перед традиционными.
Студент-архитектор лишь постепенно учится преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в графическом изображении, при макетировании это происходит быстрее.
Посредством макета мысли автора, его творческий замысел получают наглядное выражение в материальном исполнении.
Макетирование как метод разработки проекта в современной практике приобрел большое значение; к нему обращаются на всех стадиях архитектурного проектирования, и макет все чаще заменяет перспективные изображения. Роль макетирования еще велика потому, что макет дает возможность проверки архитектурной композиции с разных сторон и при различном освещении, он приближает проектируемый объект к реальному восприятию его в натуре. Фотографирование макетов и совмещение полученных фотографий на одном листе с графическими изображениями стало в современной архитектурной графике одним из способов выполнения чертежей, предназначенных для подачи на просмотр, для выставок и для передачи строительству.
Исторически использование макетов для практических целей строительства в нашей стране имеет давние традиции. Еще в Древней Руси при строительстве храмов широко применялись макеты, что подтверждается изображениями на фресках древних новгородских храмов XII века. При строительстве сложных и значительных зданий и сооружений на Руси также пользовались их макетами (так называемыми «образцами»), которые в то время слу-
-92 -
Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 1 (11), 2015
жили источником передачи информации строителям о замысле зодчего.
Архитектурные макеты имеют иную природу, чем натурный объект, они имитируют лишь ряд свойств оригинала и потому качественно от него отличаются, они отображают пространственные особенности объекта в определенном масштабе. Макетирование стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи, оно проводится исходя из основных целей:
1 ~ содействовать творческому поиску и наглядной проверке объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов (в этом случае оно носит характер рабочего макетирования);
2 ~ служить для лабораторных проверок и экспериментального изучения определенных закономерностей - для проверок конструктивной структуры, воспроизведения на макетах изучаемых явлений (здесь макеты сближаются с аналоговыми моделями);
3 ~ служить иллюстрацией и контрольной проверкой конечного результата проектирования - композиции объекта (в этом случае макет носит характер чистового макета).
В методическом отношении наибольшее значение имеет рабочее макетирование с целью поиска композиционного решения и для лабораторных испытаний.
Макетирование предполагает исполнение рабочих макетов на всех этапах проектирования и наряду с графическим эскизированием становится творческим методом разработки вариантов решений.
Рабочее макетирование вызывает активное поведение студента, оно связано с мыслительным «обмериванием» макета, отысканием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и, что особенно важно, соотношений внутреннего и внешнего пространства.
Макетирование развивает способность зрительно воспринимать и оценивать решение, делает замысел наглядным. В рабочем макете студент, фиксируя свою мысль, имеет возможность проанализировать ее.
В зависимости от программы-задания макетирование приобретает различный характер. При градостроительном макетировании раскрывается пространственный замысел застройки, ее связь с окружающим. Градостроительные макеты исполняются при проектировании поселка, города, жилого комплекса и
сопутствуют темам дипломного проектирования.
Макетирование объекта в конкретной природной или градостроительной среде раскрывает связи архитектуры и ландшафта и воспитывает у студента понимание отдельного здания как компонента более сложно организованной системы.
Разработка в макетах отдельных объектов (объемно-пространственное макетирование курсовых проектов) способствует поиску внешнего архитектурного образа объекта и воспитывает у студента трехмерное представление о сооружении.
Макетирование интерьера применяется при проектировании квартир и особенно успешно - зрелищных зданий. Макеты поэтажных сечений на уровне зрительных залов помогают понять диалектику внутреннего и внешнего; та или иная поверхность, как мембрана, одновременно строит внутреннее пространство и отделяет его от пространства внешнего.
При проектировании жилых объектов из объемных элементов, когда в графическом изображении трудно представить себе возможность вариантных комбинаций, макетирование как средство компоновки объекта часто приводит к хорошим творческим результатам.
Макетирование в учебном процессе применяется с целью лабораторных проверок влияния инсоляции, естественного освещения и акустики на формообразование сооружения, помещения, зала. В этом случае применяется также макетирование фрагментов, например для выбора солнцезащитных устройств, что сближает обучение с научным исследованием.
Макет в малых масштабах имеет и свои недостатки: он воспринимается преимущест-
венно сверху, с «птичьего полета», а не с реальных точек зрения. Этот недостаток снижается при исполнении макетов в крупных масштабах и в натурных материалах.
Метод рабочего макетирования способствует активному освоению темы, делает сам процесс разнообразным и интересным. С макетированием связано использование возможностей фотофиксации как предварительных, так и окончательных вариантов с целью раскрытия замысла автора с наиболее характерных и убедительных направлений.
Эффективность применения объемного макетирования может быть достигнута путем:
- улучшения качества проектных решений (при ликвидации ошибок, связанных с взаимоувязкой различных частей проекта и др.), сокращения объема проектной документации и сроков ее разработки;
-93 -
Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 1 (11), 2015
- сокращения расходов, связанных с эксплуатацией запроектированных и построенных зданий и сооружений;
- совершенствования самого процесса макетирования;
- улучшения качества подготовки архитектурно-строительных кадров.
На кафедре архитектуры СибГИУ занятия со студентами по изучению макетного метода рекомендуется проводить по следующему примерному плану, который включает:
- цель и задачи архитектурного макетирования как необходимого элемента творческого процесса в работе архитектора;
- роль и значение архитектурного макета на различных этапах развития архитектуры;
- виды макетных работ, отличительные особенности на различных этапах проектирования;
- градостроительное макетирование;
- макетирование жилых и общественных зданий; макетирование интерьера;
- макетирование промышленных сооружений;
- масштаб и его влияние на выбор материала и детализацию элементов макета;
- необходимые материалы, инструмент и оборудование при изготовлении макетов;
- технология изготовления макетов различного назначения.
Выводы. Архитектурная модель - макет здания или сооружения - наиболее доходчиво и полно раскрывает свойства и закономерности организации пространства и архитектурных форм, способствует развитию образного и объемно-пространственного мышления как у проектировщиков, так и у студентов вузов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Чавчанидзе В, Г е л ь м а н О. Моделирование в науке и технике. - М.: Знание, 1966. - 480 с.
2. Матехина О.В., Осипов Ю.К., С ё-м и н А.П. Архитектурные формы, детали, графика, термины. Учебное пособие. - Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2005. - 166 с.
© 2015 г. Ю.К. Осипов Поступила 3 февраля 2015 г.
-94 -