Научная статья на тему 'Предметно-методологические основы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации'

Предметно-методологические основы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАЩИТА ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абакумова Екатерина Борисовна

На этапе построения рыночной экономики в России приобретает особую актуальность изучение механизма реализации нормативных гарантий экономических прав и свобод граждан Российской Федерации. Предполагается, что в основе данного механизма должно находится оптимально сбалансированное сочетание публично обусловленной и частно-правовой методологий нормативного воздействия на регулируемые правоотношений, с учетом комплексной системной значимости обеспечиваемых явлений и процессов, как для частного экономического интереса, так и для экономики государства в целом (в случае с внешнеэкономической деятельностью и для экономики двух и более обязательственно связанных государств соответственно). Доктринальное начало проведенного исследования находится а трудах следующих авторов: С.В. Белых, В.И. Крусс, Г.Б. Мирзоев, И.Н. Плотниковой и др. Иные ученые исследовали экономические права и механизм обеспечения их реализации в сочетании с социальными гарантиями, в частности, Н. Варламова и И.Б. Михайловская. В работе обосновывается вывод, сделанный на основе комплексного теоретико-практического анализа экономических прав и свобод граждан Российской Федерации, что их достаточно полная и эффективная реализация должна осуществляться путем сочетания в методологии регулирования публично-правовых и частно-правовых начал, а также различного отраслевого инструментария, как государственно-правового (конституционного), так и отраслевого, межотраслевого. В целом, экономические права и свободы освещаются как сложная межотраслевая правовая категория, которая представлена как основополагающий элемент правового статуса личности и гражданина Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANTIVE-METHODOLOGICAL BASES OF LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

At the stage of construction of the market economy in Russia, gets specific actuality to study the mechanism of realization of legal guarantees of economical rights and freedoms of Russian Federation citizens. It is suggested that the base of that mechanism must have optimally balanced combination of publicly conditioned and private law methodologies of regulatory impact on regulated relations with considering complex systemic importance of provided events and processes, both for private economic interest and countries economic) in the case of foreign economic activity and for economy of two and more obligation related countries, respectively). Doctorian beginning of this study exists in works of this authors: S.V. Belyh, V.I. Kruss, G.B. Mirozev, I.N. Plotnikovoi and etc. Other scientists have studied economical rights and mechanism of providing its realization, combined with social guarantees, in particular, N. Varlamova and I.B. Mihailovskaya. In the presented analyze is substantiated the conclusion, made on base of complex of theoretical and practical analysis of economical rights and freedoms of citizens of Russian Federation, that their quite full and effective realization must be materialized through a combination of methodology of regulation public law and private law beginnings, and also different sectoral instrumentaries, both state-legal(constitutional) and sectoral, cross-sectoral. In general, economic rights and freedoms are shown as a complex cross-sectoral legal category, which is presented as fundamental element of legal status of personality and citizen of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Предметно-методологические основы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации»

Абакумова Е. Б.

ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.3. ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Абакумова Екатерина Борисовна, канд. юрид. наук. Должность: доцент кафедры, научный сотрудник. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса СИУ - филиала РАНХиГС, кафедра конституционного и административного права НВИ ВВ им. Генерала армии И.К. Яковлева МВД России, сектор правовых исследований социально-экономических отношений ИФПР СО РАН Место работы: Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Новосибирский военный институт внутренних войск им. Генерала армии И.К. Яковлева МВД России, Институт философии и права СО РАН.

[email protected]

Аннотация: На этапе построения рыночной экономики в России приобретает особую актуальность изучение механизма реализации нормативных гарантий экономических прав и свобод граждан Российской Федерации. Предполагается, что в основе данного механизма должно находится оптимально сбалансированное сочетание публично обусловленной и частно-правовой методологий нормативного воздействия на регулируемые правоотношений, с учетом комплексной системной значимости обеспечиваемых явлений и процессов, как для частного экономического интереса, так и для экономики государства в целом (в случае с внешнеэкономической деятельностью - и для экономики двух и более обязательственно связанных государств соответственно). Доктринальное начало проведенного исследования находится а трудах следующих авторов: C.B. Белых, В.И. Крусс, Г.Б. Мирзоев, И.Н. Плотниковой и др. Иные ученые исследовали экономические права и механизм обеспечения их реализации в сочетании с социальными гарантиями, в частности, Н. Варламова и И.Б. Михайловская. В работе обосновывается вывод, сделанный на основе комплексного теоретико-практического анализа экономических прав и свобод граждан Российской Федерации, что их достаточно полная и эффективная реализация должна осуществляться путем сочетания в методологии регулирования публично-правовых и частно-правовых начал, а также различного отраслевого инструментария, как государственно-правового (конституционного), так и отраслевого, межотраслевого. В целом, экономические права и свободы освещаются как сложная межотраслевая правовая категория, которая представлена как основополагающий элемент правового статуса личности и гражданина Российской Федерации. Ключевые слова: экономические права и свободы человека и гражданина, правовое обеспечение, правовые гарантии экономической, предпринимательской деятельности, субъект предпринимательской деятельности, защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственное регулирование предпринимательства.

THE SUBSTANTIVE-METHODOLOGICAL BASES OF LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abakumova Ekaterina B., Candidate of jurisprudence. Position: associate professor of sub department. The research assistant of the sub department of juridical research in social and economic relationship of the juridical and philosophy Institute in Siberian department of Russian Academy of Sciences. Division: civil law and trial sub department of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federationor (RANEPA), the sub department of the department of constitutional right and administrative law

Work place: Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after general of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

[email protected]

Annotation: At the stage of construction of the market economy in Russia, gets specific actuality to study the mechanism of realization of legal guarantees of economical rights and freedoms of Russian Federation citizens. It is suggested that the base of that mechanism must have optimally balanced combination of publicly conditioned and private law methodologies of regulatory impact on regulated relations with considering complex systemic importance of provided events and processes, both for private economic interest and countries economic) in the case of foreign economic activity - and for economy of two and more obligation related countries, respectively). Doctorian beginning of this study exists in works of this authors: S.V. Belyh, V.I. Kruss, G.B. Mirozev, I.N. Plotnikovoi and etc. Other scientists have studied economical rights and mechanism of providing its realization, combined with social guarantees, in particular, N. Varlamova and I.B. Mihailovskaya. In the presented analyze is substantiated the conclusion, made on base of complex of theoretical and practical analysis of economical rights and freedoms of citizens of Russian Federation, that their quite full and effective realization must be materialized through a combination of methodology of regulation public law and private law beginnings, and also different sectoral instrumentaries, both state-legal(constitutional) and sectoral, cross-sectoral. In general, economic rights and freedoms are shown as a complex cross-sectoral legal category, which is presented as fundamental element of legal status of personality and citizen of Russian Federation.

Keywords: economic rights and freedoms of man and citizen, legal support, legal guarantees for economic, business activities, subject of business, protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs, government regulation of business.

Круг общественных отношений сфере предпринимательской деятельности, а также связанных с ними отношений некоммерческого (организационного и регулирующего) характера, урегулированных нормами предпринимательского права, составляет предмет данной отрасли права.

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

Опорной группой отношений в предпринимательском праве являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. Эту группу отношений можно поименовать предпринимательскими отношениями. Рассматриваемые общественные отношения складываются между юридически равными, самостоятельными хозяйствующими субъектами, между которыми устанавливаются, существуют, изменяются, прекращаются рыночные отношения различного типа и направленности, обличенные в различные экономико-хозяйственные формы. Обозначенный вид предпринимательских отношений можно назвать «горизонтальными предпринимательскими отношениями», при этом обозначив, что они имеют, в большей степени, имущественный, товарно-денежный характер, непосредственно направлены на извлечение прибыли; а права и обязанности сторон таких отношений, как правило, возникают из договора.

Вторая группа отношений включает различные некоммерческие отношения так же «горизонтального» типа, в больше степени, организационно-имущественного характера, которые создают условия для предпринимательства и являются его неотъемлемой частью. Эта группа отношений весьма неоднородна и включает все некоммерческие отношения субъектов предпринимательской деятельности, возникающие с другими экономическими субъектами (например, с фондовой, товарной биржей, по посредническим, представительским обязательства и т.д.).

Рассмотренные группы имущественных и неимущественных предпринимательских отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, которые возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, - выступают предметом гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК РФ) [1]. Следовательно, отношения с участием предпринимателей, регулируемые гражданским правом, подчинены особому общедозволительному началу («можно все, что не запрещено»).

Третью группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательской деятельности, которые в свою очередь делятся на две подгруппы:

1. Отношения по государственному регулированию предпринимательства, возникающие между уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями, в процессе государственного регулирования предпринимательства в целях уравновешивания частных, государственных и общественных интересов. Данные отношения организованы и осуществляются по «вертикальному» принципу и обеспечиваются публично-правовыми методами регулирования, которые устанавливают:

- требования к субъектам предпринимательства;

- правила осуществления предпринимательской деятельности;

- правовую ответственность за несоблюдение установленных правил.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 2 ГК РФ) [1]. Такого рода отношения имеют разрешительное начало регулирования («можно только то, что разрешено»).

2. Отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования предпринимательской деятельности. Данная

группа отношений формируется в процессе делегирования государством части своих функций по регулированию и контролю отдельных видов предпринимательской деятельности саморегулируемым организациям (СРО) [4, ст. 6076]. Институт саморегулирования позволяет снизить административное давление на бизнес, обеспечивает более гибкую и эффективную форму контроля за участниками рынка. При этом необходимо учитывать, что учреждение государством института СРО является своего рода симбиозом действующего механизма особого государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности и добровольного предпринимательского объединения с целью сообщенного обеспечения должного содержания и показателей осуществления данных отдельных видов предпринимательства, что служит как обеспечению публичных интересов - защиты государства и общества, так и частных целей обеспечения качественных и иных необходимых показателей в отдельной сфере рыночной экономики.

К предметной составляющей предпринимательского права можно отнести и четвертую группу отношений - внутрихозяйственные отношения, которые складываются в рамках одного хозяйствующего субъекта и регулируются локальными актами юридического лица (например, учредительными документами). Данные предпринимательские отношения также могут возникать между относительно обособленными структурными подразделениями предпринимательских структур, обеспечивать внутрихозяйственные связи по решению производственных, имущественных и организационно-управленческих вопросов, в том числе касающихся создания, реорганизации и ликвидации организации. В последнем названном случае рассматриваемая группа отношений, приближается, до степени смещения, к категории корпоративные отношения хозяйствующих субъектов и их участников.

Таким образом, по предметной составляющей, предпринимательское право является комплексной отраслью права, основанной на органичном сочетании частноправовых и публично-правовых начал. Именно поэтому при регулировании общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, применяется и комплексная методология, которой присущи следующие структурные элементы

1. Диспозитивная методологическая составляющая (метод автономных решений и метод согласований). Данная методология регулирования характерна для правового обеспечения «горизонтальных» (равноправных) отношений, входящих в предмет предпринимательского права с помощью диспозитивных норм. Метод согласований предполагает, что правоотношения субъектов предпринимательской деятельности (корреспондирующие права и обязанности участников) устанавливаются по взаимной договоренности между ними (договоренность, при этом, может иметь различную форму закрепления и исполнения). Метод автономных решений определяет производственно-хозяйственную и имущественную автономность субъекта предпринимательства, означающую право самостоятельно определять свою экономическую и производственную политику, а также обязательство нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

2. Императивный метод (метод обязательных предписаний) применяется для регулирования «вертикальных» отношений, входящих в предмет предпринимательского права, и характеризует публично-правовой аспект предприниматель-

Абакумова Е. Б.

ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ских отношений и связанных с ними государственно-правовых отношений. В общем смысле, обязательные предписания предполагают подчинение субъекта предпринимательства существующему правопорядку. Этот метод характерен для всего комплекса государственного регулирования предпринимательской деятельности (налогового, антимонопольного, таможенного, технического и др.). Эту же методологическую основу имеет нормативное закрепление и практическое применение различного рода и целей запретов, ограничивающих действия хозяйствующих субъектов (например, запреты на действия, причиняющие вред окружающей среде устанавливает Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г.) [3, ст. 2874 (0)].

3. Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношений предлагает другой стороне не рекомендательной (в ряде случаев - договорной) основе определенный вариант поведения в тех или иных случаях, который может быть принят или отвергнут (например, Кодекс корпоративного управления, разработанный Банком России не носит обязательного характера, но рекомендован к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам) [6]. Применение данного регулятивного метода демонстрирует нам тесное переплетение частных и публичных средств и инструментов правового регулирования: частноправовое средство приобретает отчасти публично-правовой характер, будучи санкционированным государством в лице его органов.

По существу, можно утверждать, что в предпринимательском праве многие изначально частноправовые средства трансформируются в частно-публичные правовые методы регулятивного обеспечения. Уместно отметить, что, например, отнесение таких правовых средств регулирования предпринимательских отношений, как, например, договор, исключительно к инструментам частного права не отвечает реалиям современного обеспечения отношений в сфере предпринимательства. Публично-правовое воздействие на предпринимательские договорные отношения при их осуществлении видно на сегодняшний день достаточно ясно. В качестве иллюстрационного подтверждения сказанного можно отметить, что ряд соглашений при осуществлении предпринимательской деятельности строится в соответствии с «типовыми договорами», утверждаемыми на основе обязательных требований законодательства по отношению к определенному виду деятельности или государственными органами непосредственно. Кроме того, государство может оказывать влияние не только в целом на договор в той или иной сфере предпринимательской деятельности, но и на отдельные его условия, в частности на условие о цене договора. Так, например, Глава 12 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. устанавливает порядок согласования и регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также определяет порядок установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок [2, ст. 1815].

Существуют и иные примеры из сферы правового регулирования предпринимательской деятельности, свидетельствующих о тесном переплетении частных и публичных средств регулирования (реклама, банкротство, аудит и т.д.). Однако, видится, что широкое проникновение публично-правовой методологии регулирования предпринимательской деятельности в,

по сути, частноправовые отношения нельзя рассматривать как чрезмерное государственное вмешательство в частный бизнес. Указанный фактор лишь дополнительно подчеркивает необходимость сочетания этих средств, без чего невозможно эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность на современном этапе развития экономики [7, с. 991].

Рассмотренные в первой части работы тезисы дают нам теоретическую основу для анализа, уже в практической плоскости, методологических основ оценки эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности в России.

Правовое регулирование - это форма легитимного воздействия на общественные отношения, осуществляемого при помощи особой системы правовых средств и методов, закрепленных законодательно и предопределенных сложившимися обычными установлениями и доктринальными подходами. Следствием правового регулирования предпринимательства является изменение регулируемых общественных отношений, причем как качественное, так и количественное. Показатели данных изменений могут быть различны в зависимости от сферы отношений и объектов, по поводу которых отношения складываются в их динамике; однако всегда правовое регулирующее воздействие направлено на установление прав и обязанностей субъектов, их реализацию. Представляется, что именно в этом и есть обеспечительное качество регулирующего воздействия в праве в целом (в предпринимательском праве в частности).

Как любой процесс, методологический механизм правового регулирования предпринимательской деятельности имеет свои стадии:

1. Стадия регламентации предпринимательских отношений -на данной стадии формируются и законодательно закрепляются нормы права, устанавливающие модели предпринимательских правоотношений, а также императивно определяющие законодательные требования к необходимому поведению субъектов; имеются ввиду как отношения, складывающиеся «по горизонтали» - между равностатусными и взаимно независимыми субъектами предпринимательской деятельности, так и отношения «по вертикали» между частными предпринимателями и органами государственной власти, прежде всего, исполнительной, между которыми присутствует связь «власти и подчинения»;

2. Стадия правового воздействия - на этой стадии участники предпринимательских правоотношений приобретают субъективные права и обязанности; нормы права при этом классифицируются на общие и специальные, которые формируются и в последствии применяются к отдельным субъектам права и их группам, чем обеспечивается механизм реализации норм права в динамике;

3. Стадия реализации прав и обязанностей - на данной стадии общие и специальные предписания правовых норм, установленные для различных категорий субъектов права, воплощаются собственно в их субъективном поведении - т.е. субъективной стороне предпринимательских правоотношений. Реализация прав и обязанностей субъекта - это результат, заключающийся в цели правового регулирования предпринимательской деятельности.

Данные стадии и составляют механизм правового регулирования предпринимательской деятельности; таким образом можно сказать, что механизм правового регулирования - это внутренняя организация данного процесса.

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

Бандориным А.Е. под механизмом правового регулирования предпринимательской деятельности предлагается понимать «динамичную модель, сочетающую в себе упорядоченный набор частноправовых и публично-правовых средств, при помощи которых обеспечивается целенаправленное правовое воздействие на предпринимательские отношения» [5, с. 7].

Обоснованным и логичным представляется вывод о том, что третья стадия механизма правового регулирования может показать свою эффективность только при условии должной реализации первых двух стадий, то есть при следующих условиях:

- наличие законодательно закрепленных норм, обеспечивающих реализацию различных составляющих правового статуса субъекта предпринимательской деятельности, начиная от этапа приобретения данного статуса - легитимации (государственной регистрации, лицензирования) и заканчивая участием предпринимателя в вещных, обязательственных и иных правоотношениях - то есть адекватное, должно юридически обеспечивающее отражение существующих в обществе и экономике процессов в действующих нормах права;

- существование нормативно обеспеченного и практически реализуемого механизма осуществления, закрепленных в законодательстве прав и обязанностей предпринимателей; организационная, материально-финансовая и пр. способность органов исполнительной власти обеспечить предпринимателям возможность свободно осуществлять свою деятельность, пользуясь всеми закрепленными обще гражданскими, а также специальными предпринимательскими правами и исполняя обязанности в пределах, установленных правом.

Итак, под методологически обусловленным механизмом правового регулирования предпринимательской деятельности предлагается понимать упорядоченную, динамичную модель государственного воздействия на общественные отношения, сочетающую в себе частноправовую и публично-правовую методологию регулятивного определения, при помощи которой обеспечивается реализация правового статуса субъектов предпринимательской деятельности и регулируется национальное предпринимательство в целом, как вид экономической деятельности в государстве.

У исследуемого механизма правового регулирования много элементов, таких как регистрационный, лицензионный (в целом - легитимирующие), налоговый, таможенные и т.д. Однако представляется, что эффективность реализации любого из них можно оценить по следующим основным критериям:

- достижение поставленной цели правового регулирования;

- сроки достижения цели правового регулирования и период времени от нормативного установления, властно-организационного воздействия до достижения результатов регулирования;

- количество правовых, организационных и финансовых средств, потраченных на достижение цели правового регулирования;

- соблюдение в процессе регулирования основополагающих принципов правового обеспечения предпринимательской деятельности, таких как, добросовестность, соразмерность и др.

Обще обязательным условием эффективности и правомерности всех стадий реализации механизма правового регулирования предпринимательской деятельности можно также считать отсутствие нарушений интересов третьих лиц в ходе преобразования норм обеспечения прав и обязанностей отдельных категорий субъектов предпринимательства (антимонопольное сдерживание, не допущение нарушения прав потребителей и т.д.).

В целом продолжение исследования методов и механизма правового регулирования предпринимательской деятельности позволяет раскрыть системные взаимосвязи между правовыми предписаниями государства (нормами права) и правовым (правомерным) поведением субъектов предпринимательства.

Ввиду двусторонней заинтересованности в установлении оптимального соотношения частноправовых и публично-правовых начал в сфере регулирования предпринимательской деятельности, как со стороны государства, так и со стороны предпринимательского сообщества - считаем, что данный процесс должен продолжаться с учетом показателей экономико-социальных преобразований в российском обществе, а также международной ситуации; при этом на первый план, как видится, должен выйти метод прогнозирования, подлежащий системному использованию при проектировании норм законодательства и их введении в действие.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994. № 51-ФЗ. Часть первая [ред. от 02.10.2016] // Рос. газ. -1994. - 8 декабря.

2. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. [ред. от 03.07.2016] // СЗ РФ. - 2010. - № 16.- ст. 1815.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. [ред. от 03.07.2016] // Российская газета. - 2002. - № 2874 (0).

4. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. [ред. от 03.07.2016] // СЗ РФ. - 2007. - № 49.-ст. 6076.

5. Бандорин, А.Е. Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности в России : вопросы теории и практики : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / А.Е. Бандорин. - Саратов, 2010. - 23 с. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/mekhanizm-pravovogo-regulirovaniya-predprinimatelskoi-deyatelnosti-v-rossii, доступ свободный (дата обращения: 05.10.2016). - Загл. с экрана.

6. Письмо Банка России «О Кодексе корпоративного управления» № 06-52/2463 от 10 апреля 2014 г. // Вестник Банка России. - № 40.2014, 18 апр.

7. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М., Изд-во Норма, 2016. - 991 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Е.Б. Абакумовой на тему «Предметно-методологические основы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье рассматривается специфика предметно-методологической составляющей основ правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. В рамках работы дается классификация общественных отношений, относящихся к предмету регулирования предпринимательского права и соответствующих норм публично-правовых и частноправовых дисциплин, в процессе чего определяется методологическая специфика правового обеспечения каждого вида соответствующих общественных, общественно значимых отношений.

Приведенные автором статьи теоретические выкладки представляют собой правоприменительную ценность, т.к. затрагивают, в частности, стадии методологического механизма правового регулирования

предпринимательской деятельности. В работе обосновывается логика авторского вывода о перечне критериев оценивания эффективности такой стадии механизма правового регулирования предпринимательской деятельности, как реализация субъективных прав и обязанностей предпринимателей.

Считаем, что рецензируемая статья заслуживает публикации в открытой печати.

Старший научный сотрудник

Отдела социальных и правовых исследований

Института философии и права СО РАН

Н.Ю.Чернусь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.