Теория и методика обучения и воспитания
109
проводится воспитателем под руководством логопеда. Им же даются рекомендации по организации воспитательских занятий, применению речевых заданий и упражнений, словарного материала, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики отмечаемых речевых затруднений в овладении навыками связной монологической речи. Воспитателем проводится подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда. На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной монологической речи.
Работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает:
- коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи;
- целенаправленное развитие фразовой речи;
- навыков речевого общения;
- обучение рассказыванию.
Итак, суммируя вышеизложенное, можно отметить, что успех коррекционного обучения детей с ОНР во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется логопедом на занятиях, в содержание которых входит формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Кроме того, проводится работа по формированию звуковой культуры речи.
Список литературы:
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: «Просвещение», 1998.
3. Еремина В.Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами // Дефектология. - 2002. - № 5.
ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ (ГРАФИКЕ)
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлен ответ на первый вопрос по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.
110
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
вуза выпускного курса, получающих специальность учителя технологии по учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену нами были опубликованы ранее [1]. На основе классических учебно-методических пособий [2-3 и др.] в докладе раскрыта сущность понятия «Методика обучения черчению», даны задачи, стоящие перед методикой обучения черчению как отраслью педагогической науки, ведётся речь о вопросах, рассматриваемых общей и частной методикой черчения, рассмотрены основные исторические этапы развития обучения учащихся черчению. В конце статьи приведены контрольные вопросы для студентов.
Ключевые слова методика, обучение, черчение, задачи методики обучения черчению как отрасли педагогической науки, общая и частная методика черчения, начало систематического обучения черчению в эпоху Петра I в горнозаводских школах, обучение школьников черчению в современных условиях.
1. Задачи и сущность предмета «Методика обучения черчению».
Общая и частная методика черчения
«Методика» (от древнегреческого «методос») - «путь исследования», «способ познания».
Задачи методики обучения черчению:
1. Определение конкретных целей изучения черчения, его познавательного и воспитательного значения как учебного предмета.
2. Определение содержания и структуры обучения.
3. Разработка наиболее рациональных методов, средств и форм обучения, обеспечивающих прочное усвоение учащимися знаний, умений и навыков.
4. Исследование процесса усвоения знаний учащимися.
Следовательно, методика обучения черчению - это область педагогической науки, определяющая задачи, содержание и методы обучения черчению школьников, изучающая рациональные приёмы выполнения графических работ, разрабатывающая формы и средства эффективной организации учебного процесса исходя из целей и задач образования, воспитания и развития учащихся в процессе изучения черчению.
Методика черчения делится на общую методику и частную.
Общая методика рассматривает теоретические основы курса: цели и задачи изучения черчения в школе; содержание и структуру курса; разработку методов и организационных форм обучения; отбор, разработку и исследование методических средств обучения; выявление межпредметных связей черчения; определение понятий и др.
В частной методике рассматриваются содержание и последовательность изучения тем программы, пути формирования понятий, рекомендации по
Теория и методика обучения и воспитания
111
применению средств обучения, содержание графических и практических работ и т.п.
2. Эволюция графического образования в России: зарождение методики черчения как самостоятельной области педагогической науки; начало систематического обучения черчению в эпоху Петра I в горнозаводских школах; состояние графической подготовки в разные последующие годы и на современном этапе
Методика обучения черчению оформилась как самостоятельная область педагогической науки сравнительно недавно. Становлению методики обучения черчению большое влияние оказала работа «Методика преподавания черчения в средней школе» С.И. Дембинского и В.И. Кузьменко, изданная в 1965 году [21], а в 1966 году был опубликован фундаментальный труд «Основы методики обучения черчению» под редакцией А.Д. Ботвинникова.
Большой вклад в развитие методики обучения черчению внесли В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок, И.С. Вышнепольский, Ю.Ф. Катханова, М.Н. Макарова, Н.О. Севастопольский, Н.С. Николаев, Н.Н. Анисимов, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов и многие другие учёные-методисты, учителя-практики и преподаватели вузов.
На сегодняшний день существует пять вариантов учебно-методических комплектов (УМК), состоящих из учебных программ, учебников, рабочих тетрадей, задачников, пособий для учителей, авторами которых являются [4, 5]:
1. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С., Гервер В.А., Селиверстов М.М., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.И. (руководитель авторского коллектива - Ботвинников А.Д.) [4];
2. Степаковой В.В., Анисимовой Л.Н., Гордеенко Н.А., Курцаевой Л.В., Шершевской А.И., Гервером В.А., Катхановой Ю.Ф., Миначевой Р.М., Виноградовым В.Н., Василенко Е.А., Альхименком А.А., Якуниным В.И., Са-мовольновой Л.Е. (рук. авт. колл. - Степакова В.В.) [4];
3. Павлова А.А., Симоненко В.Д., Корзинова Е.И., Жуков С.В. (рук. авт. колл. - Павлова А.А.) [5];
4. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А., Дрягина В.Б., Преображенская И.Ю. (рук. авт. колл. - Преображенская Н.Г.) [5];
5. Ройтман И.А., Владимиров Я.В. (рук. авт. колл. - Ройтман И.А.) [5].
Систематическим обучением черчению в России стали заниматься в эпоху Петра 1 в горнозаводских школах. В 1721 году в Екатеринбурге (Свердловске) была открыта первая такая школа. В этих школах черчение считалось одним из основных предметов. Обучающиеся вычерчивали детали машин, планы цехов. Школы выпускали квалифицированных мастеров. Например, такую школу закончили И.И. Ползунов - известный механик и изобретатель, К.Д. Фролов - знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках.
112
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
В открывшихся гимназиях в Петербурге (1725 г.), Москве (1755 г.), Казани (1758 г.) черчение изучалось в курсе геометрии. Учащиеся вычерчивали плоские фигуры, развертки, изготовляли модели многогранников. А на уроках географии выполняли планы и карты с соблюдением масштабов. Полученные графические знания и умения применялись при вычерчивании планов оборонительных укреплений. Обучение базировалось на методах механического заучивания и копирования чертежей.
В 1828 году объединили черчение и рисование, стали обучать по одной программе. Этот год считается годом введения преподавания черчения в средней школе. Учащиеся на уроках объединённых предметов получали отрывочные и несущественные знания по черчению. Общие задачи получения рисунка поглощали самостоятельные задачи черчения. В основном в гимназиях занимались копированием изображений с образцов с помощью линейки и циркуля.
С 1871 года рисованию (следовательно, и черчению) обучали только желающих учащихся после занятий по основным предметам, так как эта дисциплина была отнесена к числу необязательных учебных дисциплин. Позже черчение из гимназий было вовсе исключено.
В 1872 году были открыты реальные училища. В них рисование дополняло черчение. Однако черчение оставалось прикладным предметом. Преподавал геометрическое черчение учитель математики. Начертательную геометрию изучали как один из разделов математики.
После Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) в единых трудовых школах в программы были включены основные части курса черчения: геометрическое, проекционное, техническое, аксонометрическое проектирование и техническое рисование. Но самостоятельного значения черчение в учебных планах тех лет не имело. Разделы черчения были распределены по разделам других предметов. Например, геометрические построения и ортогональное проецирование были включены в программы по математике; техническое черчение - в программы по труду и физике; наглядные изображения выполнялись на занятиях изобразительного искусства.
В 1932 году черчению придали статус самостоятельного предмета, имеющего четыре основных раздела: «Геометрическое черчение», «Проекционное черчение», «Черчение в аксонометрии», «Черчение с натуры».
1934 год - год издания В.О. Гордоном первого учебника по черчению «Основы технического черчения».
В эти годы обучение черчению соответствовало требованиям политехнической подготовки учащихся.
С 1935/36 гг. учебные планы предусматривают обучение черчению с 6-го по 10-й класс. Это повлекло за собой существенные изменения в содержании и методах обучения. Произошёл возврат к дореволюционным традициям. Учащиеся выполняли многочисленные геометрические построения, развивая свои умения и навыки в технике черчения.
Теория и методика обучения и воспитания
113
В 1947/48 учебном году весь курс черчения был разделён на две части: 7-й и 8-10 классы. В 7 классе учащиеся выполняли геометрические построения, знакомились со способами изображения предметов на плоскости, а в 810 классах изучали геометрическое и проекционное черчение с элементами начертательной геометрии.
В 1958 году Верховным Советом СССР был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитием системы народного образования в Советском Союзе. С этого года в основу курса черчения было положено изучение методов изображения пространственных форм на плоскости, правил и условностей, применяемых при выполнении технических чертежей, а также наиболее распространённых видов соединений деталей.
В конце 1960 года начали перестраивать содержание и методы школьного образования. Разработанная программа предусматривала изучение черчения в 6-8 классах. По ней должны были начать обучение с 1972/73 учебного года. Но не начали. И черчение до 1980-1981 учебного года изучалось в 7-8 классах (в 7 классе - 1 час, в 8 классе - 2 часа в неделю). В некоторых школах в эти годы учащихся обучали черчению в 7-9 классах. При этом на изучение предмета выделялось по 34 ч в год, по 1 часу в неделю в каждом классе.
В это время в школьную практику были введены три факультативных курса: «Элементы начертательной геометрии», «Машиностроительное черчение», «Строительное и топографическое черчение», каждый из них рассчитан на 70 часов в году в 9-10 классах. В 1979 году под редакцией В.Н. Виноградова было выпущено пособие для учителя «Методика факультативных занятий в школе» [22].
С 1980/81 учебного года времени на изучение черчения в 7-8 классах начали выделять только 68 часов, по 34 часа в каждом классе. Из программы изъяты темы «Обозначение шероховатостей поверхностей», «Изображение зубчатых колёс и передач», «Изображения на топографических чертежах», «Схемы» и др.
В связи с реформой школы в 1986-87 учебном году учащихся стали обучать черчению годом раньше - с 6 класса (с 7 класса по новой структуре). В связи с этим была пересмотрена программа и подготовлен новый учебник черчения с целью облегчения восприятия материала, с учётом возрастных особенностей школьников. Были сняты наиболее сложные темы. Например, по новой программе учащиеся не изучали тему «Сложные разрезы». Разработаны новые типы заданий, развивающие творческие способности учащихся.
В дальнейшем был разработан ряд программ по черчению. Некоторые из них получили признание и используются в общеобразовательной школе.
Так, в 1988 году была издана программа по черчению для учащихся 8-11 классов для углублённого теоретического и практического изучения курса [15]. Программой на изучение трёх разделов предмета предусматривалось использование времени в объеме 374 часов:
114
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
1. Основы черчения - 8 класс, 3 часа в неделю, 102 часа в год.
2. Чертежи в машиностроении - 9 и 10 классы, по 2 часа в неделю в каждом классе, всего 136 часов в год.
3. Чертежи в архитектуре и строительстве - 11 класс, 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В 1990 году издательством «Просвещение» издана программа по курсу «Техническая графика и основы дизайна» для 8-9 классов, предложенная Ю.Ф. Катхановой [16]. Этот курс был дополнен типовой программой для школ (классов) с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла для 9-10 классов, опубликованной в том же году [17].
Традиционное название учебной дисциплины «Черчение» Ю.Ф. Катха-нова изменила на техническую графику. Как последователь научных идей
А.Д. Ботвинникова, Ю.Ф. Катханова обращает внимание на то, что содержание, формы и методы обучения курсу «Черчение» в школе за последнее время вплотную подошли к реализации такой направленности работы школьников, при которой интенсивно развиваются: умение оперировать образами предметов и изображений; способности к широким обобщениям графического материала, к динамическим преобразованиям, к комбинированию и переосмыслению заданной графической информации.
Название же курса «Черчение» вызывает ассоциации несколько другой направленности обучения. Эти ассоциации связаны, главным образом, с термином «чертить», т.е. умением владеть только техникой выполнения чертежа. Это приводит к ограниченности понимания сущности общей графической подготовки школьников и мешает ее кардинальному изменению.
В 1990 году Ю.Ф. Катханова определяет название учебной дисциплины «Техническая графика и основы дизайна» как альтернативное черчению, где художественное конструирование интегрируется с графической деятельностью школьников. Именно такая интеграция позволила автору, наряду с графической подготовкой, приобщить школьников к элементам художественного конструирования. В итоге, более грамотно подойти и к самой графической деятельности, основными задачами которой явились:
- повышение общей графической культуры школьников за счет обучения чтению и выполнению различных видов графической информации;
- ознакомление их с основными методами художественного конструирования, с вопросами эстетизации мира вещей, организации предметной среды, приобщение к проектировочной деятельности, позволяющей более грамотно подходить к эстетике бытовой среды, рабочей зоны, зоны отдыха и др.;
- всестороннее развитие образного мышления и пространственных представлений, имеющих большое значение в художественно-конструкторском творчестве и др.
Теория и методика обучения и воспитания
115
Важное место в содержании учебного материала отведено ознакомлению школьников с видами проектной графики, современными способами организации труда художника-конструктора, роли ЭВМ в создании чертежной и другой технической документации. Общие понятия о форме объектов даются на основе выявления основных ее признаков, формообразующих и эргономических факторов, учитываемых при конструировании этих объектов. Форма рассматривается в зависимости от назначения, величины, размеров, положений в пространстве, органичности и целостности.
В 1993 году для экспериментальной проверки была предложена программа по графике для общеобразовательных и технических школ, лицеев и гимназий (авторы: Н.Г. Бобовский, А.А. Павлова, Г.В. Рубина, В.Д. Симоненко). Учитывая, что «Графика» является разделом предметной области «Технология», в 1996 году А.А. Павловой и В.Д. Симоненко программа по графике была опубликована в качестве одного из разделов в программах по технологии (трудовому обучению) средних общеобразовательных учреждений (1-11 классы) [11-13]. Программа по графике авторов А.А. Павловой и
В.Д. Симоненко состоит из двух частей: базовой и вариативной. Базовая часть программы предназначена для общей графической подготовки учащихся 8-9 классов. По вариативной части программы учащиеся 9, 10, 11 классов могут углубить свои знания и умения по компьютерной (машинной) графике или графическому дизайну. Программа предполагает выполнение учащимися творческих проектов по графике.
В 1995 году Министерством образования РФ предложен сборник программ для 7-9 классов, состоящий из двух программ:
1. Черчение, 7-9 классы (под ред. В.В Степановой) [8, с. 22-34];
2. Черчение, 8-9 классы (под ред. Ю.П. Шевелёва) [8, с. 61-71].
Первая из них предусматривает расширение предметной области, то
есть графического отображения информации о трёхмерных объектах, созданных человеком, а вторая - разработана на основе программы авторов А.Д. Ботвинникова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, М.М. Селиверстова и рекомендованной в 1993 году Главным управлением развития общего среднего образования Минобразования России. Программа под редакцией Ю.П. Шевелёва предлагает ознакомить школьников как инструментом выполнения чертёжных работ, с правилами построения компьютерного чертежа.
В 1996 году разработана программа общеобразовательных школ «Черчение с элементами компьютерной графики, 7-9 классы» (авторы: В.В. Степако-ва, Л.Н. Анисимова, Т.И. Демидова, И.И. Васильев, Н.Б. Шумов) [8, с. 34-51].
Она предполагает изучение пользовательского пакета AutoCAD десятой версии, применяемого в различных областях народного хозяйства при проектировании изделий и выполнении конструкторской документации.
В 1998 году согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённому приказом Минобразования России от 9.02.1998 г. № 322 время на изучение черчения в школе умень-
116
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
шили вдвое. В результате на эти цели программа под редакцией В.И. Якунина предусматривала всего 34 часа в 9-м классе, по одному часу в неделю [6-7; 8, с. 13-22; 9]. Однако в ряде школ обучали черчению, как и прежде, по программе под редакцией В.А. Гервера [8, с. 51-60; 10] в течение двух лет за счёт времени, заложенного в региональном и школьном компоненте учебного плана.
В 2000 году был составлен и издан сборник программ по черчению (составители В.В. Степанова и Л.Е. Самовольнова) [8]. В него вошли вышеназванные варианты программ:
1. Черчение, 9 класс (отв. ред. В.И. Якунин)1 [8, с. 13-22];
2. Черчение, 7-9 классы (под ред. В.В. Степаковой) [8, с. 22-34];
3. Черчение с элементами компьютерной графики, 7-9 классы (под ред. В.В. Степаковой) [8, с. 34-51];
4. Черчение, 7-8 классы (отв. ред. В.А. Гервер)2 [8, с. 51-60];
5. Черчение, 8-9 классы (под. ред. Ю.П. Шевелева) [8, с. 61-71].
В 2003 году Н.Г. Преображенской предложена программа, которая рассчитана на один год обучения [14]. Содержит учебный материал, обеспечивающий два уровня знаний: базовый (обязательный для основной школы) и повышенный - для учащихся, готовящихся к получению специального и профессионального высшего инженерного образования.
Все упомянутые выше программы способствуют расширению образовательного пространства предмета. Каждая из них имеет свои особенности и даёт учителю право выбора.
В рамках федерального образовательного стандарта (ФОС) от 2004 года с 2005/06-2006/07 учебных годов было запланировано внедрение новых примерных программ в массовую школьную практику. В связи с этим в журнале «Школа и производство» № 6 за 2004 год была опубликована примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» [18, с. 54-73]. В неё также включена программа по черчению и графике [18, с. 59, 70-71, 73]. Но обучение учащихся этому предмету предлагается осуществлять в 9 классе за счёт учебного времени в объёме 32-34 часов из часов компонента образовательного учреждения или национально-регионального компонента Базисного учебного плана [18, с. 59, 70-71, 73; 19; 20]. Следует помнить, черчение в ФОС - 2004 представлено как раздел учебного предмета «Технология». Данная программа по черчению функционирует по настоящее время.
Контрольные вопросы:
1. Что следует понимать под словом «методика»? Дайте определение методике обучения черчению как области педагогической науки. Какие задачи решает эта наука?
1 Является в настоящее время самой распространенной и используемой в средних общеобразовательных учреждениях.
2 То же самое.
Теория и методика обучения и воспитания
117
2. Чем отличается частная методика черчения от общей методики? В чём заключается их сходство?
3. Когда оформилась методика обучения черчению как самостоятельная область педагогической науки? Назовите имена ведущих учё-ных-методистов, внёсших большой вклад в развитие этой науки.
4. Какие эволюционные процессы в области обучения учащихся черчению наблюдались в России за период, начиная с эпохи Петра I до Великой Октябрьской социалистической революции?
5. Расскажите об особенностях развития графической подготовки учащихся в советское время за период с 1917 г. до 1947 г.
6. Как осуществлялось обучение учащихся черчению с 1947 г. до 1960 г.?
7. В каких классах обучали учащихся черчению, начиная с конца 1960 г. по 1980-1981 уч. г. и сколько времени выделялось для этих целей? Что предполагалось сделать в эти годы и не было сделано?
8. Какие изменения внесены в курс черчения в 1980-1981 и 19861987 уч. гг.?
9. Расскажите об особенностях программы по черчению, изданной в 1988 году для обучения учащихся 8-11 классов.
10. Охарактеризуйте программы по технической графике и основам дизайна, разработанные Ю.Ф. Катхановой в 1990 году для учащихся 8-9 и 9-10 классов.
11. Какое количество времени было заложено в Базисный план общеобразовательных учреждений от 1998 года на изучение черчения?
12. Чьи программы вошли в сборник программ по черчению 2000 года издания, составителями которого являются В.В. Степанова и Л.Е. Самовольною. Дайте краткую характеристику каждой программы.
13. В чём заключается особенность программы по графике, изданной А.А. Павловой и В.Д. Симоненко в 1996 и 2005 гг.? Расскажите о программе, предложенной Н.Г. Преображенской в 2003 году?
14. Сохранило ли черчение статус самостоятельного предмета к 20062007 учебному году? Или оно приобрело к этому времени статус раздела учебного предмета «Технология»?
15. Предусматривается ли Базисным учебным планом РФ количество используемого учебного времени на изучение черчения в 2005/06 и 2006/07 учебных годах? Если нет, то, за счёт часов каких компонентов этого документа можно осуществлять графическую подготовку школьников?
Список литературы:
1. Михайлов Н.Г. Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза по учебной дисциплине
118
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
«Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. -№ 41. - С. 147-153.
2. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил. - С. 5-6, 12-15.
3. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с. - С. 7-13.
4. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» двух авторских групп: А.Д. Ботвинникова и В.В. Степаковой и их соавторов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 13. - С. 59-66.
5. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» трёх авторских групп: И.А. Ройтмана, А.А. Павловой, Н.Г. Преображенской и их соавторов // Проблемы и перспективы образования в России. - 2014. - № 31. -
С. 74-82.
6. Программа «Черчение (9-й класс)» // Школа и производство. - 1999. -№ 3. - С. 63-67.
7. Гервер В.А. О преподавании черчения в 9-м классе // Школа и производство. -1999. - № 4. - С. 84-85.
8. Программы общеобразовательных учреждений. Черчение: Сборник программ / сост. В.В. Степакова, Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. - 76 с.
9. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: программа под редакцией В.И. Якунина для годичной графической подготовки учащихся 9 класса // Наука и современность - 2014. - № 34. - С. 64-75.
10. Михайлов Н.Г. О двухгодичной графической подготовке школьников по программе А.Д. Ботвинникова и др. под редакцией В.А. Гервера // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2014. - № 4. - С. 52-65.
11. Павлова А.А., Симоненко В.Д. Графика // Экспериментальная программа: Технология (Трудовое обучение) 1-4; 5-11 классы; под ред. Ю.Л. Хо -тунцева, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1996. - 224 с. - С. 172-191.
12. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе: методич. пособие для учителя графики - учебного модуля образовательной области «Технорлогия» в средней общеобразовательной школе. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.: ил.
13. Павлова А.А., Симоненко В.Д. Графика // Технология (Трудовое обучение). 1-4; 5-11 классы / под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 240 с. - С. 181-203.
14. Черчение: Образовательная область «Технология». Программа для общеобразовательных учреждений: Основная школа / Н.Г. Преображенская. -М.: Вентана-Граф, 2003. - 32 с.
Теория и методика обучения и воспитания
119
15. Черчение: 8-11 классы: Программа средней общеобразовательной школы / Типовая программа для школ (классов) с углублённым теоретическим и практическим изучением черчения. - М.: Просвещение, 1988. - 16 с.
16. Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна. 8-9 классы: Программы средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990. - 13 с.
17. Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна. 9-10 классы: Программы средней общеобразовательной школы (Типовая программа для школ (классов) с углублением теоретическим и практическим изучением технической графики и основ дизайна). - М.: Просвещение, 1990. - 13 с.
18. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» // Школа и производство. - 2004. -№ 6. - С. 54-73.
19. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008. - 198 [10] с. - С. 20-21, 26-27, 39-53, 75, 95-97, 101, 112, 135-137, 141-142.
20. Михайлов Н.Г. Программа по черчению и графике, рекомендованная МО РФ в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами от 2004 года // Приоритетные научные направления. -2014. - № 14. - C. 65-71.
21. Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе: пособие для пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с.: ил.
22. Методика факультативных занятий по черчению в школе: пособие для учителя / под ред. В.Н. Виноградова. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.: черт.
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
© Опарина С.А.*
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся основных функций дидактических игр в обучении химии, указаны их классификация, требования и критерии, предъявляемые к их выбору, предложены варианты использования дидактических игр на разных этапах урока химии.
Ключевые слова дидактическая игра, формы игр, функции игр.
В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастаю-
* Доцент кафедры Биологии, географии и химии, кандидат педагогических наук.