ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 336.221
ВА- Анищенко ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ФАКТОРОВ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И УНИФИКАЦИИ РАСЧЕТА СТАВКИ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПО ДЕЙСТВУЮЩИМ МЕСТОРОЖДЕНИЯМ НЕФТИ И ГАЗА
Аннотация. Автором проведен анализ мер налогового стимулирования разработки разных типов месторождений углеводородного сыьръя. Дана оценка предложениям по увеличению факторов дифференциации налогообложения добыши углеводородов. Вы1явлены1 проблемы1 современного режима налогообложения добыти углеводородов. Предложены1 способы1 унификации расчета налога на добыту полезныгх ископаемые для всех видов углеводородного сыгръя. Обоснована необходимостъ увеличения коэффициентов-дефляторов для обеспечения инвестиционной привлекателъности разработки новы1х проектов в отрасли. Проанализировано потенциалъное влияние предлагаемых изменений на развитие нефтегазовой отрасли.
Ключевые слова: налогообложение, добыта углеводородного сыьръя, налог на добыту полезныгх ископаемые, дифференцированное налогообложение, нефтегазовая отраслъ, ме-ры1 налогового стимулирования.
Vasrny Amschenik) THE SUGGESTIONS FOR IMPROVEMENT OF THE
DIFFERENTIATION FACTORS OF UNIFICATION AND CALCULATION OF RATES APPLICABLE TO MET OIL AND GAS FIELDS
Annotation. The author performed the analysis of fiscal mechanisms which stimulate the development of different types of hydrocarbon deposits. The proposals to increase tax differentiation factors of hydrocarbon production were analyzed and assessed. The problems of modern hydrocarbons taxation are identified. The ways to harmonize calculation of severance tax for all types of hydrocarbons are proposed. The necessity of increasing the deflator coefficient for the investment attractiveness of the development of new projects in the industry is pointed out. The impact of the proposed changes on the development of oil and gas industry is analyzed. Keywords: taxation, production of hydrocarbons, tax on mineral extraction, differential taxation, oil and gas, tax incentive measures.
Создать равные условия разработки различных месторождений углеводородного сырья возможно при помощи дифференцированного налогообложения, которое учитывает особенности (географические, горно-геологические, экономические) добычи на каждом конкретном месторождении углеводородного сырья. Анализ мировой практики стран, в которых осуществляется добыча углеводородного сырья, показывает, что дифференцированное налогообложение при добыче нефти и газа имеет взаимовыгодный характер как для государства, так и для нефтегазовых компаний, стимулируя разработку сложных месторождений углеводородного сырья, разработка которых без определенных налоговых льгот в виде дифференцированного налогообложения не представляется возможной [3; 6].
Сформировавшиеся в настоящий момент в мировой практике подходы к формированию дифференцированных систем налогообложения добычи углеводородного сырья можно разделить на две группы: производственные подходы и экономические подходы. Производственные подходы основы -
© Анищенко В. А., 2015
ваются на горно-геологических характеристиках запасов, производственных параметрах, технических и технологических показателях освоения и разработки месторождений. Производственные подходы к дифференциации ставок роялти также можно разделить на обусловленные природными факторами (месторасположением месторождения (на суше или на шельфе), глубиной скважины, глубиной дна (континентальный шельф), качеством нефти (вязкость, сернистость), географией (район с развитой инфраструктурой)) и обусловленные факторами разработки (годовым уровнем добычи, накопленным уровнем добычи, стадией разработки, дебитом нефтяных скважин, применяемыми методами и технологиями добычи). В рамках производственного подхода дифференциация осуществляется при помощи:
— установления скидок от базовой ставки;
— формирования скользящих шкал;
— установления формулы в зависимости от различных факторов.
Экономические подходы основываются на финансово-экономических показателях деятельности нефтегазовых компаний. В рамках экономических подходов дифференцированное налогообложение осуществляется при помощи специального налога, ставка которого изменяется в зависимости от уровня рентабельности (налог на сверхприбыль в Норвегии) или соотношения накопленного дохода и накопленных расходов (налог на дополнительный доход в Казахстане). Экономический подход к формированию гибкой системы изъятия рентных доходов нашел распространение в странах, осваивающих нефтегазовые ресурсы Северного моря [5].
В свете российской практики с учетом сформировавшейся системы налогообложения добычи углеводородного сырья наиболее обоснованным представляется механизм дифференциации налогообложения, который заключается в предоставлении дополнительных скидок к базовой ставки налога [1; 2; 4]. Действующая система налогообложения положительно зарекомендовала себя с точки зрения фискальной функции, и ее кардинальное реформирование может привести к потерям бюджета. С учетом изложенного главной задачей реформирования в части увеличения факторов дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является создание благоприятного инвестиционного климата для продления срока разработки «старых» месторождений и разработки новых месторождений, расположенных в труднодоступных регионах. По причине затратности разработки указанных месторождений государству необходимо применять более льготную систему налогообложения.
Действующая налоговая система позволила обеспечить высокие и стабильные поступления доходов в бюджет. Таким образом, при реформировании действующей системы налогообложения добычи углеводородного сырья необходимо сохранить текущий уровень фискальных поступлений при налогообложении тех месторождений, где добыча растет и стабилизировалась.
Современная система налогообложения осуществляет дифференциацию НДПИ при помощи:
— коэффициентов-дефляторов к базовой ставке НДПИ;
— обнуления ставки НДПИ на определенный период и по достижению определенного объема добычи;
— предоставления налоговых вычетов;
— различных адвалорных ставок НДПИ для морских месторождений (на основании территориального признака).
Мы полагаем, что ограничение системы дифференциации НДПИ путем введения налоговых каникул, нулевой ставки сводит к нулю дифференциацию месторождений по горно-геологическим условиям разработки. Рассмотрим возможность совершенствования существующих способов дифференциации месторождений углеводородного сырья.
Совершенствование текущей формулы расчета НДПИ. Коэффициент, характеризующий динамику цен на углеводородное сырье. При расчете коэффициента, учитывающего динамику миро-
Вестник Университета № 1, 2015
вых цен на нефть, следует сообразовываться не только с мировыми ценами на углеводородное сырье, но также и с внутренними ценами, поскольку реализация нефти на экспорт составляет только около 50 % оборота, а природного газа - 30 %. Применение повышающего коэффициента только на основании мировых цен на нефть не отражает реальных рыночных механизмов ценообразования углеводородного сырья в России. Поскольку внутренние цены на углеводородное сырье ниже мировых цен на нефть, в формулу расчета внутренних цен на нефть необходимо включить размер экспортной пошлины. Для получения информации о внутренних ценах на нефть и природный газ возможно использовать справочные цены на углеводородное сырье по данным информационно-ценовых агентств.
Коэффициент, характеризующий динамику инфляции. В настоящий момент базовая ставка НДПИ по нефти (а ранее и по природному газу и газовому конденсату) ежегодно увеличивается. При этом ранее утвержденные базовые ставки на будущие периоды также могут изменяться. Таким образом, процесс установления ставок не является прозрачным и понятным для инвесторов. Ввиду того, что для освоения месторождения требуется несколько лет, непредсказуемость налогового законодательства носит негативный характер для инвестора, не позволяя определить размер рентабельности, а также показатель внутренней доходности по проекту. Базовую ставку по НДПИ возможно закрепить в виде фиксированной, неизменной, величины и ежегодно индексировать ее на уровень инфляции.
Введение дополнительных коэффициентов-дефляторов. Коэффициент, характеризующий начальную стадию разработки месторождения. Альтернативой налоговым каникулам может стать введение понижающего коэффициента к ставке НДПИ, применяемого при разработке новых месторождений определенных регионов и континентального шельфа в течение всего периода их разработки. С целью формирования единого системного подхода к налогообложению добычи углеводородного сырья целесообразно отказаться от налоговых льгот в виде налоговых каникул и заменить их новым понижающим коэффициентом, учитывающим географическое расположение. При введении нового коэффициента-дефлятора необходимо учитывать недостатки действующего механизма налоговых льгот, предоставляемых по территориальному признаку.
Необходимый размер льготы по НДПИ не одинаков для различных категорий месторождений, что в рамках принятой в настоящее время схемы налоговых каникул не учитывается (льгота по НДПИ не дифференцируется по категориям месторождений, а устанавливается в целом по региону, ее размер определяется на основе средних характеристик нефтяных месторождений соответствующего региона). Механизм налоговых каникул, таким образом, является достаточно несовершенным: для всех месторождений определенного региона применяется единый усредненный подход, который не учитывает фактических значительных различий в характеристиках конкретных месторождений данного региона. В связи с этим доходность разработки наиболее эффективных месторождений при таком подходе оказывается избыточно высокой, тогда как наиболее высокозатратные месторождения могут остаться неразработанными. Поэтому коэффициент, стимулирующий разработку новых месторождений, должен учитывать и другие факторы дифференциации - горно-геологические факторы, размер месторождения.
Применение понижающих коэффициента к ставке НДПИ имеет ряд существенных преимуществ по сравнению со схемой налоговых каникул, в большей степени ориентировано на соблюдение интересов государства. Во-первых, уплата НДПИ при таком подходе осуществляется с самого начала добычи нефти, а не носит отложенный характер. При пересмотре в течение срока реализации проекта общей ставки НДПИ в сторону понижения (например, путем дальнейшего увеличения необлагаемого ценового минимума) снижение налоговых поступлений государству в целом за период реализации проекта при применении понижающего коэффициента будет относительно меньшим, чем при применении налоговых каникул, поскольку в первом случае в течение первых лет добычи налог уплачивается по «полной» ставке, во втором же случае снижение ставки может распространяться на все пла-
тежи по данному налогу (если пересмотр ставки произведен в период действия налоговых каникул). Во-вторых, такой подход не создает стимулов к форсированию добычи нефти в первые годы разработки месторождений с целью освобождения от налога максимального количества добытой нефти. Таким образом, он не оказывает искажающего влияния на поведение недропользователей, профиль добычи и уровень нефтеизвлечения.
Коэффициент, применяемый при добыче в Татарстане и Башкирии. Существующие в настоящее время налоговые вычеты по НДПИ для компании ОАО «НК «Татнефть» и ОАО «Башнефть» возможно заменить на соответствующий коэффициент-дефлятор, уменьшающий общую сумму НДПИ к уплате.
Коэффициенты, характеризующие добычу на континентальном шельфе России. Поскольку в будущем добыча углеводородного сырья будет осуществляться на континентальном шельфе, целесообразно ввести коэффициенты, характеризующие условия разработки морских месторождений, а именно коэффициенты, учитывающие глубину расположения месторождения, а также расстояние до суши (т.е. до транспортной инфраструктуры).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что введение дополнительных факторов дифференциации НДПИ выразится в установлении более совершенного механизма взимания дифференциальной горной ренты на стадии добычи нефти при помощи НДПИ, которое будет учитывать особенности разработки разных типов месторождений, а также стимулировать продолжение добычи на «старых» выработанных месторождениях. Предлагаемая нами концепция дифференциации не предусматривает увеличения базовой ставки НДПИ. В результате снижается налоговая нагрузка на нефтегазовые компании, которые осуществляют разработку более худших месторождений углеводородного сырья. Соответственно будет продолжена разработка на выработанных месторождениях, а также увеличена ресурсная база за счет трудноразрабатываемых месторождений. В отношении месторождений углеводородного сырья, добыча на которых сейчас находится на пике, налоговая нагрузка останется неизменной. Благодаря предложенным нами изменениям возможно сформировать режим налогообложения для всех видов углеводородного сырья, добываемого на разработанных месторождениях, учитывающий максимальное количество факторов дифференциации, характерных для добычи углеводородного сырья в России.
Библиографический список
1. Батурин Ю.Е. Методика дифференциации налога на добычу полезных ископаемых // Минеральные ресурсы России. - 2005. - № 1.
2. Добронравии Н.А. Нефть, газ, модернизация общества / Н.А. Добронравии; под общ. ред. Н.А. Добронра-вина, О. Маргания. - СПб.: Экономическая школа ГУ-ВШЭ, 2008.
3. Копыльцова Ю.В. Соглашения о разделе продукции в нефтедобывающей отрасли: мировая практика // Налоги и финансовое право. - 2007. - № 4.
4. Перчик А.И. Налогообложение нефтегазодобычи. Экономика. Право: учеб. пособ. / А.И. Перчик. - М.: Нестор Академик Паблишерз, 2004. - 458 с.
5. Петелин А.В. О развитии в России системы рентных платежей за пользование природными ресурсами // Все о налогах. - 2004. - № 8.
6. Jonston D. Petroleum Fiscal Systems and Production Sharing Contracts / D. Jonston. - Tulsa: PennWell Books, 1994. - С. 112.