Научная статья на тему 'Предложения по оптимизации распределения рисков между участниками проекта создания инновационно-образовательного центра космических услуг'

Предложения по оптимизации распределения рисков между участниками проекта создания инновационно-образовательного центра космических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / RISK MANAGEMENT / RISK ALLOCATION / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиганов Александр Нилович, Кошелевский Иван Сергеевич

Предлагается использовать схему распределения ответственности между участниками проекта создания инновационно-образовательного центра космических услуг, позволяющую делегировать риски наиболее квалифицированным участникам проекта. Инновационно-образовательные центры космических услуг (далее - ИО ЦКУ) создаются с целью подготовки специалистов в области использования результатов космической деятельности (далее - РКД), повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, использующих РКД в своей профессиональной управленческой деятельности. Создание и функционирование ИО ЦКУ преследует цель повышения эффективности использования национальной инфраструктуры использования РКД на основе центров космических услуг различного уровня (федерального, регионального, муниципального, отраслевого, университетского, школьного). Создание ИО ЦКУ производится в рамках проектной деятельности. В рамках данной статьи была определена задача распределения ответственности и описания принципов взаимодействия участников проекта. Правильный подход при распределении обязанностей участников проекта приведет к снижению проектных рисков Разработанные предложения по оптимизации распределения рисков между участниками проекта создания ИО ЦКУ строятся на принципах государственно-частного партнёрства. На основе этих принципов была сформирована схема взаимодействия участников проекта и предложена таблица распределения рисков. При взаимодействии участников проекта предлагается использование метода «водопад», на основании этого метода предложена схема взаимодействия организации разработчика с вузом при создании ИО ЦКУ. Разработанные предложения позволяют организовать взаимодействие участников проекта, снизить трудоемкость управления рисками и определить ответственных и их роли в рамках реализации проекта; что в свою очередь снижает издержки связанные с разработкой проекта и управлением рисками, уменьшает вероятность реализации проектных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жиганов Александр Нилович, Кошелевский Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suggestions for optimizing the allocation of risk between the parties to the project to create innovative and educational center space services

It is proposed to use the scheme of allocation of responsibilities between the project of creating innovative educational center space services, allowing risks to delegate most qualified participants of the project. Innovation and educational centers for space services (hereinafter the IR CMC) created to train specialists in the use of space activities (hereinafter RCD), training of state and municipal employees using RKD in their professional management. Establishment and functioning of the EUT CMC aims to improve the efficiency of the use of national infrastructure use RKD based centers for space services at various levels (federal, regional, municipal, industry, university, school). Creating AI CMC produced in the project activity. In this article the problem was defined allocation of responsibility and describe the principles of interaction between the project participants. The correct approach to the allocation of responsibilities of the project participants will reduce project risks Develop proposals for optimizing the allocation of risk between the parties to the project to create AI CMC based on the principles of public-private partnership. On the basis of these principles was established pattern of interaction of participants of the project and proposed risk allocation table. In the interaction of participants in the project proposes the use of the method of "waterfall", on the basis of the method proposed scheme of interaction with the university organization of the developer when creating AI CMC. Developed proposals allow you to organize the interaction of project participants, reduce the complexity of risk management and ownership and their role in the implementation of the project; which in turn reduces the costs associated with the development of the project and risk management, reduces the probability of project risks.

Текст научной работы на тему «Предложения по оптимизации распределения рисков между участниками проекта создания инновационно-образовательного центра космических услуг»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/ 148TVN 115.pdf DOI: 10.15862/148TVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/148TVN115)

УДК 338.27

Жиганов Александр Нилович

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

ОАО «Научно-производственная корпорация «РЕКОД»

Россия, Москва1 Доктор технических наук, профессор E-mail: [email protected]

Кошелевский Иван Сергеевич

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики»

Россия, Москва Аспирант E-mail: [email protected]

Предложения по оптимизации распределения рисков между участниками проекта создания инновационно-образовательного центра космических услуг

1 141221, Московская обл., Пушкинский район, поселок Черкизово, ул. Главная, 99

Аннотация. Предлагается использовать схему распределения ответственности между участниками проекта создания инновационно-образовательного центра космических услуг, позволяющую делегировать риски наиболее квалифицированным участникам проекта.

Инновационно-образовательные центры космических услуг (далее - ИО ЦКУ) создаются с целью подготовки специалистов в области использования результатов космической деятельности (далее - РКД), повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, использующих РКД в своей профессиональной управленческой деятельности. Создание и функционирование ИО ЦКУ преследует цель повышения эффективности использования национальной инфраструктуры использования РКД на основе центров космических услуг различного уровня (федерального, регионального, муниципального, отраслевого, университетского, школьного).

Создание ИО ЦКУ производится в рамках проектной деятельности. В рамках данной статьи была определена задача распределения ответственности и описания принципов взаимодействия участников проекта. Правильный подход при распределении обязанностей участников проекта приведет к снижению проектных рисков

Разработанные предложения по оптимизации распределения рисков между участниками проекта создания ИО ЦКУ строятся на принципах государственно-частного партнёрства. На основе этих принципов была сформирована схема взаимодействия участников проекта и предложена таблица распределения рисков. При взаимодействии участников проекта предлагается использование метода «водопад», на основании этого метода предложена схема взаимодействия организации разработчика с вузом при создании ИО ЦКУ.

Разработанные предложения позволяют организовать взаимодействие участников проекта, снизить трудоемкость управления рисками и определить ответственных и их роли в рамках реализации проекта; что в свою очередь снижает издержки связанные с разработкой проекта и управлением рисками, уменьшает вероятность реализации проектных рисков.

Ключевые слова: управление рисками; распределение рисков; экономическая эффективность.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Жиганов А.Н., Кошелевский И.С. Предложения по оптимизации распределения рисков между участниками проекта создания инновационно-образовательного центра космических услуг // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/148TVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/148ГУШ15

Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса имеют давнюю историю и всегда находились в центре пристального внимания любого государства. В последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. Это связано с тем, что усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Развитие мировой экономики и рост общественных потребностей делают, очевидно, недостаточными возможности только государственного финансирования.

Одним из инструментов наращивания темпов развертывания инновационно-образовательных центров космических услуг (далее - ИО ЦКУ) является привлечение частного капитала. В общемировой практике наблюдается тенденция реализации проектов путем консолидации усилий нескольких организаций иногда с различными формами собственности [6]. Участниками реализации подобных проектов могут выступать федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти (далее - государство), высшие учебные заведения (далее - вуз), компании с государственным участием, финансовые компании и коммерческие организации.

Создание ИО ЦКУ - это комплексная информационная технология, для успешной реализации которой необходимо серьёзное планирование, в рамках которого должно быть решено большое количество вопросов. Отсутствие качественной методики управления проектами создания ИО ЦКУ может стать одной из причин снижения эффективности его применения [4].

В таком случае ключевую роль занимают вопросы взаимодействия участников проекта. Ключевой задачей для снижения проектных рисков является четкое распределение обязанностей по проекту между участниками. Правильный подход при распределении рисков позволит привлечь к проектам ресурсы частных инвесторов, повысить эффективность их реализации за счет использования частной предпринимательской инициативы, привлечь специалистов в различных сферах, что приведет к уменьшению времени адаптации проекта к меняющимся условиям, ускорению принятия решений по проекту, введению новых технических и технологических решений. Главным принципом при подобном распределении работ по проекту является передача рисков той стороне, которая наилучшим образом может ими управлять [4].

Инвестор может привлекать средства при помощи различных механизмов в число которых входит использование заемных средств, полученных от коммерческих или государственных банков [1]. Возврат денежных средств осуществляется за счет денежного потока, гарантируемого государством в процессе функционирования проекта [2]. Владельцем всех материальных и нематериальных активов, полученных в ходе реализации проекта становится вуз. Организацией работ по созданию ИО ЦКУ занимается организация разработчик. Схема взаимодействия всех сторон участников проекта представлена на рисунке 1.

Платежи

Пользователи

Услуги

Платежи

Государство

-Услуги

Инвестор

т

-Бизнес-план

Финансирование проекта

Кредит

Возврат кредитов

1

Банки

Организация разработчик

Программный к 4-

продукт ИО ЦКУ

г

Техническая и - методическая

поддержка Персонал

Требования по программам обучения

Заказ на подготовку специалистов и на выполнение НИОКР

План обучения

Оборудование и проведения НИОКР

вуз

т т и

Обучение сотрудников вуза

Финансирование проекта

Рисунок 1. Структурно-функциональная схема взаимодействия сторон участников проекта создания ИО ЦКУ

Данная схема описывает взаимодействие всех возможных участников проекта, но каждый подобный проект может обладать своими уникальными чертами. В некоторых случаях роль инвестора может взять на себя организация разработчик, вуз или государство. При этом данная сторона проекта берет на себя ответственность по реализации инвестиционных рисков.

Наиболее критичные экономические риски возникают в связи с возможностью увеличения суммы основных затрат по проекту и уменьшения суммы выручки [3]. При этом стоит учитывать, что в отличие от рисков уменьшения суммы выручки, которые больше подвержены влиянию внешних факторов, увеличение сумм основных затрат по проекту в большей степени зависит от внутренних факторов, в связи с чем поддаются прогнозированию и зависят от качества проработки проекта.

Основными факторами увеличения сумм основных затрат по проекту является недостаточная проработка требований и плана работ по проекту; изменение требований; недооценка стоимости проектных работ; неправильный выбор поставщика.

Увеличение сумм основных затрат при реализации проектов создания ИО ЦКУ происходит из-за того, что с одной стороны степень энтропии (неопределенности) реализации проекта уменьшается на каждой последующей его стадии с другой стороны, стоимость исправления ошибок планирования увеличивается [4]. В связи с этим важным аспектом управления проектом является восприятие его как последовательного непрерывного процесса, направленного на достижение сформированных и четко определённых целей и задач, при условии постоянной конкретизации и уточнений необходимых работ.

Качественная проработка проекта, включающая формулирование требований, план работ по проекту, оценку стоимости проектных работ, анализ влияния рисков на проект, возможна при правильном взаимодействии организации разработчика и вуза. Организация

разработчик определяет основные принципы выполнения работ, оказывает консультационные услуги при создании центров и аккумулирует данные о ходе реализуемых проектов.

Согласно общемировым практикам предлагается использовать следующий принцип взаимодействия организации разработчика с вузом, в котором создается ИО ЦКУ. Организация разработчик представляет все необходимые данные для реализации проекта создания ИО ЦКУ, обучает персонал вуза и представляет программный продукт. Создание ИО ЦКУ производится силами специалистов вуза на его территории. В процессе создания ИО ЦКУ организация разработчик контролирует ход проекта, и предоставляет консультационные услуги по управлению проектом и его рисками. По результатам каждого этапа развёртывания ИО ЦКУ вуз представляет отчет, о ходе проекта содержащий в себе данные об отклонениях от запланированных показателей с указанием причин. Схема взаимодействия организации разработчика с вузом при создании ИО ЦКУ представлена ниже на рисунке 2.

План обучения и проведения

продукт

Рисунок 2. Структурно-функциональная схема организации работ по созданию ИО ЦКУ

Успешное взаимодействие вуза и организации разработчика должно строиться на основании использования метода "водопад", который подразумевает, что должны быть сформированы следующие принципы: внесение изменений в объем проекта производится, в крайнем случае, так как является дорогостоящим; на каждом этапе должно быть сформировано понимание и представление о ходе и результатах работ; должно быть налажено взаимодействие всех участвующих в проекте; должна быть сформирована организационная структура с описанием полномочий и ответственности.

На основании метода «водопад» организация разработчик отслеживает ход выполнения работ по проекту, реализацию рисков проекта, отклонение от запланированных показателей сроков и стоимости проекта и дает рекомендации по изменению принципов управления проектом. Ключевым моментом в реализации инновационного проекта, такого как создание ИО ЦКУ, является объединение усилий двух сторон: вуза, обладающего детальным

представлением о принципах своей работы, целях и задачах при реализации проекта, и организации разработчика, обладающего богатым опытом проектных работ, методикой и технологией создания подобных центров, основной задачей которого является построение эффективной системы управления проектом и его рисками.

В связи со всем вышесказанным для каждого проекта создания ИО ЦКУ требуется разработка детальной матрицы рисков и управления ими. В общем случае можно привести следующий пример распределения ответственности по проекту, который описывает основные принципы распределения проектных рисков между участниками (таблица 1).

Таблица 1

Типичное распределение рисков проектов создания ИО ЦКУ

Участие в распределении рисков

Проектные риски Инвестор Государство вуз Организация разработчик

Риск подготовки ТЭО проекта; проектно-разрешительной и конкурсной документации *

Политические риски *

Риск достаточности собственных средств *

Риски строительства (превышение бюджета, нарушение сроков, пр.) * * *

Валютный риск на этапе строительства и эксплуатации *

Инфляционные риски на этапе строительства и эксплуатации *

Риск стоимости финансирования и рефинансирования *

Риск достаточности выручки на этапе эксплуатации * *

Риски эксплуатационных расходов * *

Риски качества предоставляемых услуг * *

Риски изменения стоимости проектных работ * *

Риски изменения объема проектных работ *

Предоставленная таблица показывает, что привлечение инвестора к участию в проекте приводит к распределению между сторонами проекта рисков и к снижению рисковой нагрузки по финансовым видам рисков у остальных участников проекта. При этом участие в подобных проектах для инвестора является привлекательным, поскольку государство в лице федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти берет на себя

обязательства по созданию денежного потока в процессе функционирования проекта. Это позволяет инвестору уменьшить проектные риски и передать часть ответственности за реализацию рисков более компетентным в данном вопросе участникам проекта. Так же стоит отметить, что ответственность за реализацию рисков создания ИО ЦКУ распределяется между вузом и организацией разработчиком. При таком распределении ответственность за изменение стоимости работ по проекту ложится на наиболее квалифицированных в данном вопросе участников, а инвестору лишь остается оценить финансовую устойчивость проекта.

Разработанные предложения позволяют организовать взаимодействие участников проекта, снизить трудоемкость управления рисками и определить ответственных и их роли в рамках реализации проекта; что в свою очередь снижает издержки связанные с разработкой проекта и управлением рисками, уменьшает вероятность реализации проектных рисков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.

2. Антоновский А. А. Финансирование проектов ГЧП в муниципальной инфраструктуре. Департамент финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал, 2011.

3. Йескомб Э. Р. Принципы проектного финансирования М.: Вершина, 2008.

4. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) — Четвертое издание. Project Management Institute, 2008.

5. Внешэкономбанк и проекты государственно-частного партнерства в России. Новые задачи и возможности в условиях экономического спада. Deloitte, 2009.

6. A guidebook on public-private partnership in infrastructure. Economic and social commission for asia and the pacific. UNESCAP, 2011.

Рецензент: Комаров Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор, член редколлегии журнала.

Zhiganov Alexander Nilovich

Russian State University of Tourism and Service «Scientific and Production Corporation» REKOD

Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Koshelevo Ivan Sergeyevich

Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science

Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Suggestions for optimizing the allocation of risk between the parties to the project to create innovative and educational

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

center space services

Abstract. It is proposed to use the scheme of allocation of responsibilities between the project of creating innovative educational center space services, allowing risks to delegate most qualified participants of the project.

Innovation and educational centers for space services (hereinafter - the IR CMC) created to train specialists in the use of space activities (hereinafter - RCD), training of state and municipal employees using RKD in their professional management. Establishment and functioning of the EUT CMC aims to improve the efficiency of the use of national infrastructure use RKD based centers for space services at various levels (federal, regional, municipal, industry, university, school).

Creating AI CMC produced in the project activity. In this article the problem was defined allocation of responsibility and describe the principles of interaction between the project participants. The correct approach to the allocation of responsibilities of the project participants will reduce project risks

Develop proposals for optimizing the allocation of risk between the parties to the project to create AI CMC based on the principles of public-private partnership. On the basis of these principles was established pattern of interaction of participants of the project and proposed risk allocation table. In the interaction of participants in the project proposes the use of the method of "waterfall", on the basis of the method proposed scheme of interaction with the university organization of the developer when creating AI CMC.

Developed proposals allow you to organize the interaction of project participants, reduce the complexity of risk management and ownership and their role in the implementation of the project; which in turn reduces the costs associated with the development of the project and risk management, reduces the probability of project risks.

Keywords: risk management; risk allocation; economic efficiency.

REFERENCES

1. Varnavskiy V.G., Klimenko A.V., Korolev V.A. et al. Public-private partnerships: theory and practice. M. Univ. State House. Univ - Higher School of Economics, 2010.

2. Antonovsky A. Financing of PPP projects in the municipal infrastructure. Department of Infrastructure Financing VTB Capital, 2011.

3. Yeskomb ER project financing M .: Top 2008.

4. Guide to the Management Body of Knowledge Project (Guide PMBOK) - Fourth Edition. Project Management Institute, 2008.

5. Vnesheconombank projects and public-private partnership in Russia. New challenges and opportunities in the economic downturn. Deloitte, 2009.

6. A guidebook on public-private partnership in infrastructure. Economic and social commission for asia and the pacific. UNESCAP, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.