УДК 347.73
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫМИ ФОРМАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
© Екатерина Александровна КАПУСТИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра уголовного права и криминологии, e-mail: kapustochkaea@yandex.ru
Анализируются общественно-опасные деяния, совершаемые путем обмана и (или) злоупотребления доверием, исследуя примеры из современной судебно-следственной практики, мнения отечественных ученых. В публикации содержится ряд научно обоснованных предложений по квалификации преступных посягательств, совершаемых мошенниками с использованием сети Интернет (т. н. «Всемирная паутина»), рассматривается специфика данного вида компьютерного мошенничества. Практическая значимость предложений заключается в разработке методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию финансовых мошенничеств. Представленные выводы и предложения могут способствовать эффективному решению проблем обеспечения финансовой безопасности на разных уровнях функционирования экономической системы государства. Прежде всего, целенаправленные на разрешение проблем, взаимосвязанные с имеющимися вопросами, которые возникают на современном этапе борьбы с отечественной и транснациональной видами преступности.
Ключевые слова: мошенничество; хищения; приобретение права на чужое имущество путем обмана и (или) злоупотребления доверием; квалификация; Интернет; виды компьютерного мошенничества; организованная преступность; отечественная и транснациональная виды преступности.
Организованная преступность и ее деятельность, особенно в сфере экономики, несет в себе угрозу национальной безопасности России. Организованные преступники в своем стремлении к сверхдоходам и власти, способной обеспечить сохранение и приумножение таких доходов, не останавливаются ни перед чем, используя любые средства [1, с. 3].
До 2006 г. уголовная статистика продолжала фиксировать общий рост преступности в России. Так, если в 2005 г. преступность выросла на 22,8 % по сравнению с 2004 г., то в 2006 г., прирост числа зарегистрированных преступлений составил +8,5 %, (3554738 в 2005 г. против 3855373 преступлений в 2006 г.). Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в отчетном периоде особых изменений не претерпело, произошло небольшое их снижение на - 0,2 % (с 1076988 до 1074501 преступления). Статистический анализ состояния организованной преступности в 2010 г. показывает продолжающийся рост числа зарегистрированных преступлений, совершенных членами организованных групп либо преступных сообществ (преступных организаций). Прирост числа зарегистрированных преступлений, совершенных в составе орга-
низованных преступных формирований, за 2004-2009 гг. в среднем составлял 2 %. Так, в 2006 г. количество зарегистрированных преступлений, совершенных в составе организованной группы или преступного сообщества, по сравнению с 2005 г. выросло с 30078 до 30676. Интенсивность организованной преступности в 2006 г. по зарегистрированным преступлениям, совершенным организованной группой либо преступным сообществом, составила 21 преступление на 100 тыс. населения в возрасте от 14 лет [2, с. 20].
Современная экономическая преступность тесно связана с организованной преступностью, которая представляет собой сложную криминальную систему организованных преступных групп и преступных сообществ (организаций), осуществляющих свою высоко общественно опасную деятельность [3]. Проведенный антимафиозным ведомством страны анализ показывает, что под криминальным контролем крупных преступных формирований находится более двух тысяч объектов экономики. Примерно пятая-шестая часть из них - бюджетообразующие и градообразующие предприятия. В первую очередь организованную преступность при-
влекают регионы с развитой экономикой, транспортными узлами, мощной сырьевой базой. Поэтому наиболее сложная оперативная обстановка складывается в столичном регионе, на Дальнем Востоке, в Поволжье. Так, например, организованная преступность экономической направленности характеризуется следующими показателями: всеми правоохранительными органами выявлено 13976 преступлений, совершенных участниками ОГ или ПС (ПО) в составе организованной группы либо преступного сообщества, что выше аналогичного периода 2005 г., когда было выявлено 13432 преступления. Количество выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованной группой либо преступным сообществом, составило 13498, прирост (+13,2 %) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Их удельный вес, совершенных организованной группой либо преступным сообществом, возрос до 3,8 %. Наиболее значимое место в структуре выявленных преступлений экономической направленности, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ, в составе ОГ или ПС (ПО) занимают следующие криминальные сегменты: преступления в сфере экономической деятельности, преступления против собственности. В 2009 г. также наблюдалась активная преступная деятельность членов организованных групп и преступных сообществ в экономике, прирост выявленных преступлений составил +6,2 % по сравнению с 2008 г.
Одним из источников пополнения бюджета преступных формирований является незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Следует отметить, что в 2010 г. отмечен рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: незаконного изготовления оружия участниками организованных групп или преступных сообществ, в составе ОГ или ПС (ПО) на (+18 %), с 84 до 99 преступлений; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, членами ОГ или ПС (ПО) в составе преступных формирований (+1,2 %) с 84 до 85 преступлений.
Следует констатировать, что реальные показатели организованной преступности, связанной с незаконным оборотом оружия, далеки от благополучия. Латентность пре-
ступлений в соответствующем криминальном сегменте остается недопустимо высокой. Незаконная «вооруженность» населения России продолжает существенно разрастаться. Например, в Дальневосточном федеральном округе только органами внутренних дел было зарегистрировано 6183 преступления, связанных с незаконным оборотом оружия (ст. 222-226 УК РФ). В 2002 г. было совершено 5042, в 2003 г. - 3718, в 2004 г. - 1707, в 2005 г. - 1937 таких преступлений, из них организованной группой либо преступным сообществом совершается от 0,8 до 1,5 % этой категории преступлений. Более 65 % таких преступлений в этот период было совершено в приграничных с Китаем субъектах Федерации - в Приморье (около 24 %), в Хабаровском крае (свыше 25 %) и в Амурской области (около 20 %) [4, с. 60-61].
В последующие годы сохранилась активность организованных преступников в финансовой деятельности 7703 против 5825 преступлений (+32 %) и финансово-кредитной системе - сфере, связанной с внешнеэкономической деятельностью - 2390 против 2761 преступления (+16 %). Так, с 2006 г. зафиксирован значительный рост следующих преступлений: контрабанда запрещенных к обороту предметов и веществ, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, совершенные с использованием служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, в составе ОГ или ПС (ПО) ч. 2, 3, 4 ст. 188 УК РФ, на (+70 %) с 806 в 2005 г. до 1373 преступлений в 2006 г. Прирост легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, в составе ОГ или ПС (ПО) ст. 174, 174-I УК составил (+59 %) с 511 в 2005 г. до 811 в 2006 г., в т. ч. с использованием служебного положения на (+19 %) с 52 до 62 преступлений. На (+40 %) с 551 до 744 выросло количество таких преступлений, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ в составе ОГ или ПС (ПО) ст. 186 УК РФ, и на (+57 %) с 400 до 629 изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов ст. 187 УК РФ, совершенных в составе ОГ или ПС (ПО).
При этом в отчетном периоде произошло снижение количества зарегистрированных преступлений, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ в составе ОГ или ПС (ПО): присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) с 1275 в 2005 г., до 573 в 2006 г. (-55 %); незаконное предпринимательство (ч. 2 ст. 171 УК РФ) с 88 в 2005 г., до 60 в 2006 г. (-23 %); незаконная банковская деятельность ст. 172 УК РФ (-80 %) [2, с. 13].
Удельный вес преступлений экономической направленности, совершенных организованными группами или преступными сообществами, во всей преступности этого же вида составил 46 %. В России структура преступности экономической направленности претерпела незначительные изменения. В общем объеме организованной преступности экономической направленности заметно возросла доля преступлений в сфере экономической деятельности. Довольно значительным стал сегмент преступлений, совершенных в составе организованных групп или преступных сообществ, связанных с финансовой деятельностью и кредитно-финансовой системой. Согласно оценкам ведущих экспертов в области народного хозяйства, размеры «теневой» экономики на территории Российской Федерации измеряются величиной порядка 25-45 % от всего валового внутреннего продукта.
Итак, итоги 2009 г. показывают, что активность преступных групп и преступных сообществ (ПО) в России носит по-прежнему возрастающий характер. При этом правоохранительными органами выявлено 11873 лица, совершивших преступления в составе ОГ или ПС (ПО), что на 3,8 % больше аналогичного периода прошлого года (в 2005 г. было выявлено 11442 участника). Например, в 2006 г. только по материалам, собранным сотрудниками подразделений по борьбе с организованной преступностью, возбуждено более полутора тысяч уголовных дел, по которым проходят почти две тысячи участников ОПФ. Но, несмотря на все сложности, на сегодняшний день за различные преступления было задержано 47 «воров в законе», из них 33 арестовано, 4 выдворено за пределы России. 40 «воров в законе» на сегодняшний день находятся в местах лишения свободы по приговору суда.
Следует отметить высокую латентность организованной преступности, особенно в сфере экономической деятельности. Общепризнанным является тезис о том, что противодействие организованной преступности в современном обществе должно носить комплексный характер, включать множество компонентов - политический, социальный, экономический, духовно-нравственный, правовой. Одним из ключевых моментов в стратегии борьбы является обеспечение беспро-бельности уголовного закона, являющегося нормативной основой противодействия данному виду преступности. Однако можно обозначить и «слабые» места уголовного закона и правоприменительной практики и привести примеры непоследовательных решений.
1. Санкции за преступления, являющиеся экономической базой организованной преступности, неадекватны степени их общественной опасности. Так, крайне низкими представляются санкции ст. 146 УК РФ в случае совершения этого преступления организованной группой - до 5 лет лишения свободы. Весьма низкие санкции содержатся также в составах банкротских преступлений, хотя именно криминальные банкротства в последние годы служили основной формой предела собственности, в т. ч. и пользу организованной преступности.
2. В блоке антикоррупционного уголовного законодательства существует явный пробел в части ответственности за подкуп иностранных должностных лиц.
3. При использовании законодателем квалифицирующего признака «совершение преступления организованной группой» кажется труднообъяснимым, что этот признак отсутствует в статьях об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), об умышленном уничтожении или повреждении имущества (ст. 167), о лжепредпринимательстве (ст. 173), о незаконном распространении порнографических материалов или предметов (ст. 242). Каждое из указанных деяний вполне может быть формой проявления активности организованной преступности - лжепредпринимательство как прикрытие, уничтожение чужого имущества как способ очистки «строительных пятен» и т. д.
4. Необходимо также внести изменения в ведомственные нормативные акты, а также
в документы первичного учета о совершенных преступлениях и в формы статистической отчетности ГИАЦ МВД России, в части разделения статистики о преступлениях, совершенных организованными группами и преступными сообществами. Существующие формы отчетности не дают четкого представления об истинных масштабах преступлений данной категории.
5. Актуально устранение недостатков в работе правоохранительных органов по противодействию организованной преступности в сфере экономики. В целом недостаточно эффективно проводится работа по выявлению и пресечению коррупционных связей участников ОГ и ПС в органах власти.
6. В сфере борьбы с организованной преступностью до настоящего времени не обеспечено в полной мере выполнение всего комплекса задач по координации деятельности заинтересованных служб и подразделений системы МВД России.
7. Не выстроена целостная, комплексная система пресечения деятельности межрегиональных организованных преступных структур, систематически совершающих преступления экономического характера.
8. Не устранены недостатки во взаимодействии со следственными подразделениями при расследовании преступлений, связанных с организованной преступной деятельностью, зачастую проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий носит разрозненный и несогласованный характер.
Основными направлениями совершенствования деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с организованной экономической преступностью должны стать следующие мероприятия.
1. В области организации и управления осуществить рациональное перераспределение задач и функций между различными подразделениями МВД РФ. Борьбу с организованной экономической преступностью осуществлять путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС. Для этих целей необходимо: качественно улучшить агентурно-оперативную работу подразделений криминальной милиции; совершенствовать механизм обмена оперативно-значимой информацией по вопросам, отнесен-
ным к компетенции подразделений, осуществляющих борьбу с организованной преступностью экономической направленности.
2. В области информационно-аналитической работы важно создать базы данных о результатах мероприятий по выявлению и пресечению деятельности участников организованных преступных формирований в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями. Наиболее значимые организованные преступные формирования ставятся на особый контроль. Важно также регулярно проводить анализ складывающейся оперативной обстановки.
3. В области практических мероприятий по противодействию организованной преступности необходимо укреплять оперативные позиции в ОГ и ПС путем расстановки квалифицированной агентуры, способной освещать преступную деятельность лидеров и активных участников ОГ и ПС.
4. В области предупреждения проявления организованной преступности регулярно проводить систематический и комплексный мониторинг оперативной обстановки в сфере борьбы с организованной преступностью экономической направленности. А также повышать уровень взаимодействия с общественными объединениями и организациями с целью получения информации о социальных процессах, имеющих криминогенное значение; совместно с УИН РФ осуществлять оперативное наблюдение за участниками ОГ и ПС, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Финансовая система Российской Федерации является важнейшим элементом рыночного хозяйства. Существенное значение для поступательного развития экономики имеет адекватность правовых механизмов потребностям общества. Специфика экономической ситуации в России заключается в том, что значительная часть финансово-правовых институтов практически не может эффективно функционировать без уголовно-правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов государства, но и об обеспечении интересов вкладчиков и акционеров. А также об охране законных интересов финансовых учреждений от лиц, мошеннически завладевающих кредитами или не желающих их возвращать. В том числе и путем ложного банкротства, от
т. н. лжепредпринимателей, от собственных бесчестных руководителей и учредителей, от объединившихся в организованные группы вымогателей, и наконец, от коррумпированных чиновников.
Анализ положения, сложившегося в экономике России к настоящему времени, свидетельствует о значительном влиянии криминогенных факторов на состояние и перспективы развития страны. Динамика и направленность криминальных процессов в экономике обусловлены институциональными преобразованиями, в т. ч. реформированием отношений собственности в России. Происходящие в обстановке недостаточной правовой урегулированности хозяйственные реформы объективно обусловили рост экономических преступлений. Так, в 2007 г. в России зарегистрировано более 3,5 млн преступлений, из них более половины составляют хищения чужого имущества. Число выявленных преступлений экономической направленности превысило 459 тыс., их удельный вес в общем числе зарегистрированных составил около 13 %. В общей массе экономических преступлений наиболее быстрыми темпами растет число мошенничеств. Достаточно сказать, что за последние 17 лет их количество возросло почти в 11 раз. Если 1991 г. в стране было зарегистрировано 19925 фактов мошенничества, то в 2007 г. -211 277. Экономические преступления существенно влияют на общий уровень преступности, провоцируя заказные убийства, взрывы, поджоги, другие насильственные действия, связанные с перераспределением собственности, установлением и переделом сфер влияния.
Следует также отметить высокий уровень латентности экономических преступлений, большое место среди которых принадлежит мошенничеству, видоизменившемуся в современных условиях. Формирование и развитие рынка приводит к появлению новых видов мошеннического обмана. Это банковское мошенничество (хищение путем обманного получения кредита, хищение с помощью поддельного авизо и т. д.), компьютерное мошенничество, страховое мошенничество, мошенничество при сделках с недвижимостью, мошенничество в малом бизнесе и мн. др. Возросло не только количество таких обманов, но и их качество. Мошенничество рас-
пространилось на все виды коммерческой, предпринимательской, финансовой, банковской, бюджетной, кредитной, имущественной и иной деятельности государственных и частных структур. Разные виды мошеннических операций совершаются с государственной и частной собственностью, собственностью акционеров, федеральным, республиканским и муниципальным имуществом.
В связи с усложнением механизмов функционирования хозяйственного комплекса мошенничество стало более изощренным и приобрело ярко выраженный интеллектуальный характер. Совершаемые преступления отличаются гибкой адаптацией к новым формам и методам предпринимательской деятельности, маскировкой под заключение и осуществление различных псевдозаконных гражданско-правовых сделок, оперативным реагированием на конъюнктуру рынка, использованием технических новаций в хозяйственной деятельности. При этом активно и весьма умело используются банковские документы, кредитные карты, средства связи и оргтехника, возможности сети Интернет. Разнообразны приемы и способы сокрытия преступлений, в т. ч. под видом «неудачной» коммерческой деятельности (невыгодная сделка, замысловатые реорганизации, переименования фирм и т. п.). Данные преступления зачастую носят многоэпизодный и межрегиональный характер, совершаются организованными группами с распределением ролей, использованием коррумпированных связей и современных информационных технологий. Создаются эффективные системы легализации доходов, полученных от преступной деятельности. «Отмытые» средства вводятся в экономический оборот, инвестируются в бизнес, нелегально вывозятся за границу.
В то же время российское законодательство не успевает за стремительно происходящими в финансово-экономической сфере процессами. Это относится и к законодательному решению современных проблем уголовно-правовой борьбы с финансовым мошенничеством. Применяемые сегодня правоохранительными органами механизмы еще не в полной мере учитывают состояние и тенденции развития финансовой преступности и поэтому не дают должного эффекта. Указанные факторы отчетливо проявляются
также и в слабой уголовно-правовой защите интересов граждан, хозяйствующих субъектов от мошеннического обмана. Это выражается, в частности, и в том, что в Уголовном кодексе РФ не учтен ряд типичных, широко распространенных его проявлений. В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование уголовного законодательства с тем, чтобы устранить пробелы и на должном уровне организовать борьбу с мошенничеством в сфере финансов. Поэтому возникает потребность в научно обоснованном изучении, определении эффективных мер предупреждения, выявления и пресечения финансового мошенничества.
Исследованию различных аспектов уголовно-правовой и криминологической характеристики мошенничества посвящено множество научных трудов российских и зарубежных ученых, в частности А.И. Алгазина, У. Альбрехта, И.О. Антонова, Ю.М. Антоня-на, Р.А. Базарова, А.Г. Безверхова, А.И. Бой-цова, Г.Н. Борзенкова, В.А. Ванцева, В.Д. Владимирова, Б.В. Волженкина, Е.В. Ворошили-на, Л.Д. Гаухмана, А.А. Герцензона, Р.Б. Гладких, А.А. Глуховой, Л.В. Григорьевой, О.Б. Гусева, А.И. Гурова, Д.Б. Дмитриева, С.А. Елисеева, Б.Д. Завидова, А.Н. Игнатова, М.М. Исаева, М.П. Клейменова, С.М. Когана, А.А. Комиссарова, В.П. Коновалова,
A.П. Короткова, С.М. Кочои, Л.Л. Круглико-ва, В.Н. Кудрявцева, В.А. Кузнецова,
B.И. Лесняка, Н.А. Лопашенко, В.Д. Ларичева, В.Н. Лимонова, В В. Лунеева, А.И. Лу-ченка, С.В. Максимова, А.А. Мельникова, B.C. Минской, Б.С. Никифорова, С.С. Остроумова, А.А. Пинаева, Л. Пратта, В.П. Ревина,
A.Л. Репецкой, Д.В. Ривмана, В.Я. Рыбаль-ской, Э. Сатерленда, Р.С. Сатуева, Б. Свенсона, Г.М. Спирина, Б.Д. Сперанского, Н.С. Таганцева, М.В. Талан, К. Тидемана,
B.C. Устинова, Н. Фейта, Л.В. Франка, М.Е. Фойницкого, А. Хайдена, Э. Чихона, ДА. Шраера, ПС. Яни, Н.Ю. Яськова и др. При этом в юридической науке в наибольшей степени разработаны общие вопросы мошенничества как криминального явления в традиционном, классическом его понимании, которое, в частности, было заложено в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. Однако после принятия и введения в действие Уголовного кодекса РФ 1996 г., расширившего в целом содержание понятия мошенничества, ком-
плексного исследования проблем уголовной ответственности и наказания за мошенничество и его предупреждения, с учетом особенностей проявления этого преступного деяния в финансовой сфере, не проводилось. Крайне мало опубликовано результатов сравнительного исследования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за финансовое мошенничество в УК России и УК зарубежных стран, позволяющего оптимизировать законодательное определение мошенничества, более последовательно дифференцировать ответственность и наказание за него. Хотя отдельные вопросы применительно к совершению этих преступлений в кредитно-финансовой, банковской, внешнеэкономической и других сферах экономики рассматривались в ряде научных исследований, тем не менее до настоящего времени не осуществлено монографического уголовно-правового исследования. Практическая значимость наших предложений заключается в разработке методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию финансовых мошенничеств. Выводы и предложения, представленные в исследовании, могут способствовать решению проблем обеспечения финансовой безопасности на разных уровнях функционирования экономической системы государства.
1. Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней / под ред. А.И. Долговой. М., 2006.
2. Криминологическая характеристика состояния преступности в Центральном федеральном округе РФ и прогноз развития криминогенной ситуации в регионе до 2008 г.: аналитические материалы. М., 2009.
3. Зорин Я. Мафия бессмертна? Это миф // Известия. 2007. 31 января.
4. Баранник И.Н. Сотрудничество правоохранительных органов российского Дальнего Востока и стран АТР в борьбе с транснациональной преступностью: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2006.
1. Prestupnost' v izmenyayushchemsya mire i problemy optimizatsii bor'by s ney / pod red. A.I. Dolgovoy. M., 2006.
2. Kriminologicheskaya kharakteristika sostoyaniya prestupnosti v Tsentral'nom federal'nom okruge RF i prognoz razvitiya kriminogennoy situatsii v regione do 2008 g.: analiticheskie materialy. M., 2009.
3. Zorin Ya. Mafiya bessmertna? Eto mif // Izvestiya. 2007. 31 yanvarya.
4. Barannik I.N. Sotrudnichestvo pravookhra-nitel'nykh organov rossiyskogo Dal'nego Vostoka i stran ATR v bor'be s transnatsional'noy prestupnost'yu: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Vladivostok, 2006.
Поступила в редакцию 24.10.02014 г.
UDC 347.73
SUGGESTIONS FOR OPTIMIZING THE FIGHT AGAINST HIGHLY ORGANIZED FORMS OF ECONOMIC CRIME
Ekaterina Aleksandrovna KAPUSTINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Criminal Law and Criminology Department, e-mail: kapustochkaea@yandex.ru
Socially dangerous acts committed by deception and (or) the breach of trust by examining examples of modern forensic investigative practices, opinions of Russian scientists are analyzed. The publication contains a number of science-based proposals for qualification criminal attacks perpetrated by fraudsters using the Internet (so-called "World Wide Web"), discusses the specifics of this type of computer fraud. The practical significance of the proposals is to develop guidelines aimed at improving the efficiency of law enforcement agencies in the prevention, detection and investigation of financial fraud. Presented conclusions and suggestions can effectively address the problems of providing financial security at different levels of functioning of the economic system of the state. Primarily targeted for problems solution related to the current issues that arise at the present stage of the fight against domestic and transnational forms of crime.
Key words: fraud; theft; buying of another's property by deception and (or) breach of confidence; qualification; Internet; types of computer fraud; organized crime; domestic and transnational types of crime.