11 декабря 2011 r. 0:30
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Предложения по определению потерь ценности в рамках концепции бережливого производства
Показано, кок можно использовать поточные модели про-цессов, построенных по правилам функ&юнапьного моделирования, для выявления рисковых эон, в которых возможны различные виды потерь.
Дёмина Е.В.,
профессор кафедры ОПАБУ МТУСИ Милинкис Е.Б.,
старший преподаватель кафедры ОПАБУ МТУСИ Милинкис С.Е.,
старший преподаватель кафедры ОПАБУ МТУСИ
В одной из своих предыдущих статей, где рассматривался алгоритм анализа и количественной оценки процессов в подразделениях по работе с заявлениями клиентов на предоставление услуг и осуществляютих расчет с клиентами двух российских операторов, авторы уже подчеркивали, что процессный подход к построению и управлению организациями является одним из инструментов “бережливого производства" [ 1 ].
Концепция бережливого производства, которая является одним из современных направлений развития менеджмента, системно изложена в книгах Вумека и Джонса "Бережливое производство" и "Бережливое производство и шесть сигм в сфере услуг1* [2, 31 которые переведены на руссхий язык
Как отмечается в предисловии к русскому изданию [21 написанному ВА Лапцдусом, и в следующей за этим предисловием главе "Бережливость не роскошь, а средство выживания", написанной Ю.П. Адлером и ВЛ. Шпером, среди предложений по совершенству производства и менеджмента особое место занимают "Всеобщий менеджмент качества" (ЮМ) и "Бережливое мышление и про-
Возможные причины
изводство" (Lean Thinking and Lean Manufacturing). Все другие предлагаемые в ностоящее время инструменты совершенства являются частными подходами для реализации идей этих, как они их назвали, "гигантов". Все концепции современного менеджмента имеют примерно одно содержание, но отличаются своими акцентами, терминологией, степенью ориентации на те или иные аа1екты менеджмента. Как отмечают авторы упомянутого издания, концепция бережливого производства ориентирована на борьбу с потерями всех видов и во всех сферах деятельности организации.
В основе концепции бережливого производства лежит оптимизация деятельности путем ее ранжирования по признакам, определяемым понятием муда. Под этим понятием подразумеваются потери, возникающие в результате деятельности, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности [2,4].
Первую классификацию мудр предложил Тайити Оно, исполнительный директор Toyota. Он разделил муда на следующие виды [2]: —дефекты в продукции,
— ненужное перепроизвод ство товаров,
— запасы товаров,
— стоящие в очереди на обработку или потребление,
— ненужные этапы обработки,
— ненужное перемещение (людей),
— ненужная транспортировка (товаров),
— ожидание (пока оборудование закончит свою работу или пока не будет выполнено действие, расположенное выше по потоку).
Эта классификация не является постулатом. Так авторы [2,3] добавили к этому списку проектирование товаров и услуг, которые не отвечают потребностям потребителей. Таким образом, они вышли
Таблица 1
потерь и их последствия
Причина iioicpi. I Потможнмс шпсрн !Л
Процессы, ведущие к переирон 1-волству Потеря доходов. Ненроиводитель-нме расходы. Производитель
Процессы ожидания Увеличение времени производства товара/услуги. Как следствие, возможны потери дохода иг-га задержки нрслслаклення това-ра/услути на рынок. Производитель
Процессы лишней транспорт иров-ки. Увеличение расколов. Прои (водитель
Во (МОЖНО увеличение иены И1-И увеличения себестоимости. Конечный жмреби-те.ть.
Процессы излишней обрябожи Увеличение расходов 1 1р<>и (НОЛИ1С 1Ь
Во тможно увеличение иены из-за у вел И чей ИЯ ссбсс 1 он мости. Конечный потребитель.
Процессы, приносящие к избытку запасов, У ве тнчение расходов. Производитель
Процессы, содержащие лишние движения Увеличение расходов. Возможно увеличение цены из-за увеличения себестоимости. Производите 1». Конечный потребитель.
Процессы, согдатщис дефекты Потеря дохода, если потребитель откажется от покупки. 11 рои (Водитель
Потребитель может приобрести некачественный ювар. Конечный потребитель.
Потеря лояльного потребителя. Прои (ВОЛИТСЛЬ
Процессы, связанные с потерями, обусловленными игнорированием человеческого фактора Потери зависят от вида деятельности. Конечный потребитель. 11рои (водитель
Процессы проектирования товаров и услуг, которые не отвечают потребностям потребителей. Потеря дохода, если потребитель откажется от покупки. Производитель
Потребитель может приобрести некачественный товар. Конечный потребитель.
T-Comm, #12-2010
57
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
за рамки: во-первых производства, распространив идею поиска муда и на этап проектирования, во-вторых за пределы производства только товаров, указав на то, что эта идея применима и для производства услуг. В [4] предложенные Тайити Оно семь видов муда уже трактуются как процессы, которые не приносят добавленной ценности потребителям, или уменьшают ее:
— процессы, ведущие к перепроизводству,
— процессы ожидания,
— процессы лишней транспортировки,
— процессы излишней обработки,
— процессы, приводящие к избытку запасов,
— процессы, содержащие лишние движения,
— процессы, создающие дефекты,
— процессы, связанные с потерями, обусловленными итерированием человеческого фактора.
Как видно, авторы [4] объединили лишнюю транспортировку людей и товаров в одну группу процессов и добавили еще две группы процессов: процессы, содержащие лишние движения, и процессы, связанные с потерями, обусловленные игнорированием человеческого фактора. Последнее дополнение особенно значимо, по*
Шаг № 1. Определение вогможных видов потерь при рса.іміаііии данною вида деятельности.
к
Примечание: потери - это уменьшение ценности данного вила.
Этапы реши тции шага:
1. Определение списка ЗЛ.
2. Определение вида ценности анализируемой деятельности для каждого ЗЛ.
3. Определение количественного выражения каждого вида ценности.
Примечание:, количественное выражение ценности позволит определить, в каких единицах рассчитывать потери.
Шаг № 2. Моделирование анализируемой деятельности.
Примечание: решать данную задачу рекомендуется с помощью инструмента функционального молелипования IDF.Fr).
Этапы реалишции шага:
1. Построение контекстной диаграммы процессной модели реализации анализируемой деятельности.
2. Определение необходимой степени детализации процесса, иначе потока создания ценности для каждого ЗЛ,
Примечание: степень детализации процессной модели (количество уровней декомпозиции) зависит от того, где находится рисковый участок, т.е. муда.
Шаг Л» 3. Определение участков риска при реализации аиалижруе-мой деятельности.
Примечание: необходимо определять вероятность проявления причин потерь.
Шаг М 5. Определение реальных-^ потерь ценности для ЗЛ.
Примечание: под участком риска понимается тот участок процесса. где могут возникнуть потери ценности для ЗЛ.
Шаг X* 4. Посі роение математической модели потока создания потерь.
Примечание: наличие такой модели позволит управлять потоком создания потерь.
Этапы реа.шшции шага:
1. Создание кайлен-групп, которые должны:
- постоянно наблюдать за реализацией анализируемой деятельности, т.е. осуществлять мониторинг;
- выявлять участки риска;
- разрабатывать предупреждающие действия.
2. Выявление причин потенциальных потерь должно также осуществляться при проведении внутренних аудитов данной деятельности.
Примечание: решение задачи облегчается, а результаї решения улучшается при наличии н организации формализованной системы менеджмента качества.
Этапы реалишции шага:
1. Классификация процессов но признакам: с компенсацией потерь на следующем этапе производства или без компенсации; с возможностью приостановить производство или без такой возможности и др.
2. Классификация причин потенциальных потерь по признакам: постоянные или случайные; управляемые или неуправляемые и да
Примечание: для выявления причин потерь можно использовать при-чинно-следственныс лиаі раммы.
Этапы реа.іишции шага:
1. Постоянный контроль результата процесса на его выходе.
2. Постоянная оценка удовлетворенности
ЗЛ.
3. Выполнение коррекций и корректирующих действий.
Ьс. 1. Обпий алгоритм управления потоком создания потерь
58
Т-Сотт, #12-2010
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
тому что решающая роль человеческою факторе в любой организации становится все более очевидной.
Проанализировав приведенные списки муда, можно сделать следующие выводы:
— понятием муда определяются все-таки не сами потери, а то из-за чего они случились или могут случиться, т.е. причины реальных или потенциальных потерь;
— список видов причин потерь, т е. список муда, не является величиной постоянной. Тогд а встает вопрос От чего зависит, какие муда имеют место (или могут иметь место) при реализации определенного вида деятельности? Как нам кажется, ответ "От вида деятельности" не является исчерпывающим, поскольку понятие "ценность", которую потери уменьшают, требует особого и пристального внимания.
Авторы [2,3] считают, что ценность (товара, услуги) может быть определена только конечным потребителем. Однако, если внимательно посмотреть на представленные для обсуждения списки муда, то можно заметить, что не все виды потерь обязательно задевают интересы конечного потребителя, например, "ненужное перепроизводство товаров". Конечный потребитель может и не знать об этом, поскольку его интересует приобретение определенной единицы товара или услуги. Поэтому, на наш взгляд следует ввести термин "заинтересованные лица" (ЗЛ), затем определить интересы каждого ЗЛ в анализируемом виде деятельности и пр^ины потерь, которые нарушают их интересы.
Мы проанализировали список муда, представленных в [2, 3, 4], связав их с интересами ЗЛ (табл. 1).
Данные, приведенные в таблице, носят обший иллюстративный характер и не претендуют на глубину исследования. Они приведены для подтверждения выдвигаемого наьш тезиса о том, что муда нужно рассматривать более широко, а не только с позиций потерь ценности для конечного потребителя.
Очевидно, что для снижения потерь при реализации любого вида деятельности необходимо определиться с концепцией ликвидации или снижения потерь. Возможны два варианта:
— осуществление коррекций и корректирующих действий, когда потери уже проявились,
— осуществление предупреждающих действий для постоянного улучшения данного вида деятельности.
Второй вариант концепции более современен. Для его реализации с учетом всего сказанного мы предлагаем следующий алгоритм (рисунок 1). Как видно, алгоритм состоит из пяти шагов.
На первом шаге должен быть получен ответ на вопрос Какие виды потерь нужно контролировать при реализации анализируемой деятельности? Этот шаг необходим, так как в технологическом про-
цессе что-то нужно ускорять, ликвидировать, увеличивать, уменьшать и тд. только в том случае, если невыполнение этих действий уменьшит ценность результата процесса для ЗЛ.
На втором шаге должен быть получен ответ на вопрос: Как наиболее точно и удобно для управления создать модель анализируемой деятельности? Этот шаг необходим, так как только при наличии хорошей модели анализируемой деятельности можно выявить учо-егки риска появления потерь.
На третьем шаге должен быть получен ответ на вопрос Кто и как должен выявить участки риска? Этот шаг необходим так как каждьй анализируемьм процесс (вид деятельности) в организации должен быть под пристальным вниманием специалистов, хорошо разбирающихся в технологии реализации этого процесса. Разумным видится решение создавать для этой цели кайдзен-группы. Кайдзен — это постоянное улучшение небольшими шагами.
На четвертом шаге должен быть получен ответ на вопрос Как управлять потоком создания потерь? Этот шаг необходим, так как поток создания каждого вида ценности для ЗЛ сопровождается потоком создания потерь. При управлении этими потоками увеличение ценности происходит за счет уменьшения реальных и потенциальных потерь.
На пятом шаге должен быть получен ответ на вопрос: Как определить реальные потери донного вида ценности? Этот шаг необходим, так как реальные потери ценности при реализации процесса могут иметь место по разным причинам, например на третьем шаге не все предупреждающие действия определены и выполнены и др.
Каждый шаг предложенного алгоритма требует решения ряда теоретических и методических вопросов, которые еще не решены из-за относительной молодости идеи бережливого производства.
Литература
1. Дём»«а Е.В., Милиисис Е.Б., Милинкис СЕ., Грецова Е.В., Немьжим АА Возможность применения идеологии 1М при предоставлении телекоммуникационных услуг/ Тру/ы Московского технического ун»*ерситета связи и информатши — М: "ИДИедю Паблишер", 2008. —Т2. — С188-191.
2. Джеймс П. Вумек, Дэнюл Т. Джонс. Бережлюое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компаши. — М.: Аль^ пин Бизнес Букс, 2006. — 472 с.
3. Майкл Л. Джордж. Бережливое производство + шесть сигм: как скорость бережтвого производства и качества шесть сигм помогает совер-шенствово^ю бизнеса. — М.: Альлин Бизнес Букс, 2005. — 402 с
4. ДШехватов, А.Ворона Бережливое производство как элемент стратегии Кайдзен. Ьпр://*луу/.йеот/ ги/риЫкаЙопу^одЫк:*/ $ес-Йоп_79/агЬс1е_3093.
Т-Сотт, #12-2010
59