УДК 629.735.083.02/06006.34 Лукасов В.В., Никушкин Н. В.
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. Решетнева М.Ф., Красноярск, Россия
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ГОСТ Р 27.002-2009
Основываясь на требованиях международного стандарта МЭК 60050 (191) : 1990-12 «Надежность и качество услуг», в 2009 году Федеральным государственным предприятием «Всероссийский научноисследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» «ВНИИНМАШ») разработан Государственный Стандарт ГОСТ Р 53480-2009 «Надежность в технике. Термины и определения»,
который в дальнейшем был переименован в «ГОСТ Р 27.002-2009. Надежность в технике. Термины и определения» [1] .
В этом документе частично изменена терминология, расширена номенклатура терминов и определений. Термины расположены в систематизированном порядке, представлена их аббревиатура. Приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.
Разработанный и введенный в действие ГОСТ Р 53480 явился своевременным и необходимым документом, так как его предшественник (ГОСТ 27.002-89). Надежность в технике. Основные термины и определения [2] действовал еще с 1990 года.
Вместе с тем, как и все новое, документ требует «обкатки», проверки, корректировки, уточнения и правки[3]. В связи с этим рассмотрим некоторые его положения.
Для удобства ориентации в документах примем за «новый» ГОСТ Р 27.002-2009, а за «старый»- ГОСТ 27.002-89.
Пункт 1. «Изделие: любая функциональная единица, которую можно
рассматривать в отдельности» и далее идут Примечания, первое из которых целесообразно было бы записать: « Примерами изделий могут быть элемент, деталь, узел, аппаратура, устройство, оборудование, подсистема, система.» Старое определение более точно и проще в понимании, не требующее пояснений: изделие- единица продукции, выпускаемая данным предприятием, цехом и т.д.(подшипник, ремень, станок, автомобиль, самолет).
Во- втором примечании записано: Изделие может состоять из технических средств, программного
обеспечения или их сочетания и может также, в частных случаях, включать людей. Но согласно старому стандарту это ближе подходит к определению «системы». Система - совокупность совместно действующих элементов, предназначенная для самостоятельного выполнения заданных функций (гидросистема, шасси ). [3]
В тоже время понятия «системы» новый стандарт не дает.
Пункт 4. Восстанавливаемое изделие: Изделие, которое при данных условиях после отказа может быть возвращено в состояние, в котором оно может выполнять требуемую функцию.
Старое проще и понятнее, не приводящее к повторным прочтениям: Восстанавливаемое изделие, которое может быть восстановлено потребителем, например станок, автомобиль, радиоприемник, самолет.
Пункт 5. Невосстанавливаемое изделие: изделие, которое при данных условиях после отказа не может быть возвращено в состояние, в котором оно способно выполнить требуемую функцию.
Если оставлять это определение, то необходимо уточнить: кем не возвращено? То есть это должен быть потребитель. А «при данных условиях» очень неопределенно.
Пункт 11. Дефект: невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием .
Определение короткое по сравнению со старым, но даже для специалиста трудно воспринимаемо.
Применительно к авиационной технике, одно дело, если это нарушение лакокрасочного покрытия, другое- царапина или вмятина, которые на обшивке могут быть как дефектом, так и неисправностью.
Старое определение более точно: дефектом называется каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативной документацией.
Пункт 17. Свойство готовности и влияющие на него свойства безотказности и ремонтопригодности, и поддержка технического обслуживания.
Определение трудно в понимании и усвоении. Старое: надежность — это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах все параметры, обеспечивающие выполнение требуемых функций в заданных условиях эксплуатации.
Если раньше надежность характеризовалась 4 свойствами (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), то сейчас- готовностью и влияющие на него свойства безотказности и ремонтопригодности.
«В связи с этим возникают следующие вопросы: куда входят рассматриваемые далее в стандарте
свойства долговечности и сохраняемости?»[3].
Пункт 28. Наработка: интервал времени, в течение которого изделие находится в состоянии функционирования .
В авиации самый короткий промежуток времени- время одного полета. Но наработку, в основном, используют для N количества полетов. Поэтому целесообразно написать «интервал или сумма интервалов времени».
Пункт 49. Отказ: потеря способности изделия выполнить требуемую функцию.
Но отказ это, в первую очередь, событие, то есть он одномоментен и слово «событие» является ключевым. Об этом не сказано в определении, а дается в приложении, как бы между прочим.
Для авиации, старое определение более точно: отказ - событие, заключающееся в полной или частичной утрате работоспособности.
В полете, при самопроизвольном снижении оборотов двигателя ниже требуемых- он функционирует, но не обеспечивает заданный режим полета. Или снижение давления в гидросистеме ниже установленного (она функционирует), не обеспечивает выпуск, уборку шасси, закрылков. Это считается отказом.
Пункт 61. Отказ вследствие изнашивания: отказ, вероятность возникновения которого возрастает с течением времени из-за накапливаемых ухудшений, вызванных прилагаемыми при использовании нагрузками .
Словосочетание «с течением времени»- это фактор старения, а «накапливаемых ухудшений, вызванных прилагаемыми при использовании нагрузками» могут быть на растяжение, сжатие, излом и т.д. А в определении «износа» сказано: износом называется изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия вследствие разрушения (изнашивания) микрообъемов поверхностного слоя изделия при трении.
Пункт 65. Проявление скрытой неисправности: отказ, который указывает на существование скрытой неисправности.
Возможно это все-таки «неисправность, причину которой не выявили»?
Пункт 68.Повреждение: приемлемая для пользователя неполная способность изделия выполнить требуемую функцию.
Определение не совсем приемлемо применительно к авиационной технике. Например, повреждение силового элемента крыла, который скрыт под обшивкой. Никогда пользователь не определит способность крыла безопасно выполнять требуемую функцию.
Пункт 69. Неисправность: состояние изделия, характеризующееся неспособностью выполнить требуемую функцию, исключая такую неспособность во время профилактического технического обслуживания или других запланированных действий или из-за нехватки внешних ресурсов.
Определение «размыто» и очень сложно в понимании даже для специалиста. Старое более четко и точнее: неисправность — состояние изделия, при котором оно не соответствует хотя бы одному из
требований технической документации.
Пункт 73. Неявная неисправность: неисправность, которая вызывает ошибку при специфических условиях .
Возможно: которая «проявляется при определенных условиях функционирования (эксплуатации)».
И в Примечании: неявная неисправность является скрытой до первого проявления - «до первого
проявления» заменить на «она проявляется, но причина неизвестна».
Пункт 75. Систематическая неисправность: неисправность, которая регулярно проявляется при возникновении определенных обстоятельств.
Возможно «при возникновении определенных обстоятельств» заменить на «при функционировании в определенных условиях (на определенных режимах работы)».
Пункт 77. Производственная неисправность: неисправность из-за неадекватного изготовления изделия .
Возможно «неадекватного изготовления изделия» заменить на «нарушение технологии изготовления».
Пункт 125. Ремонт (в области надежности в технике): часть корректирующего технического обслуживания, включающая непосредственные действия, выполняемые на изделии.
В соответствии с определением ремонт является частью части технического обслуживания, то есть он входит в состав технического обслуживания. Но всегда было, что ремонт и техническое обслуживание разные понятия.
Пункт 129. Устранение неисправности: действия проводимые, после диагностирования неисправности для восстановления работоспособного состояния изделия.
Во- первых, диагностируют изделие, а во- вторых, неисправность определяют, то есть надо записать «после определения неисправности».
Слово «проводимые» заменить на «выполняемые».
Пункт 131. Восстановление: событие, при котором после неисправности наступает работоспособное
состояние изделия.
Восстановление не может быть «событием», так как это процесс, протяженный во времени.
Работоспособное состояние изделия не «наступает», а его обеспечивают.
Между словами «после неисправности» необходимо вставить слово «устранения».
Пункт 132 и 133. Техническое обслуживание на месте эксплуатации: техническое обслуживание, выполняемое на месте использования или хранения изделия.
Техническое обслуживание вне места эксплуатации: техническое обслуживание, выполняемое после
удаления изделия с места использования или хранения.
Не дав определение словосочетанию «место эксплуатации», трудно понять что такое «техниче-
ское обслуживание на и вне места эксплуатации».
Они «расплывчатые», в них нет определенности.
Пункт 173. Коэффициент технического использования (в области надежности в технике): доля времени нахождения изделия в работоспособном состоянии относительно общей продолжительности эксплуатации в заданном интервале времени, включая все виды технического обслуживания.
Коэффициент безразмерная величина и не может быть временем или «долей времени».
Рассмотрев и проанализировав основные положения, термины и определения, можно сделать вывод, что применять новый документ на практике, когда его использует профессионал, зная «сильные» и «слабые» стороны, это одно дело. Другое дело, когда его применяет« начинающий» специалист. Эта опасность в большей степени связана с тем, что документ является основой ряда дисциплин. Поэтому обучать студентов высших учебных заведений материалам «сырого» документа, выведенного на уровень государственного стандарта, вдвойне опасно. И если это делать, то необходимо учитывать и брать поправки на термины и определения «старого» государственного стандарта ГОСТ 27.002-89.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ Р 27.002-2009. Надежность в технике. Термины и определения.- М.: Госстандарт России,
2011.- http://docs.cntd.ru/document/1200077768
2. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные определения. Термины и определения.- М.: Госстандарт России, 1990.- http://docs.cntd.ru/document/gost-27-002-89
3. Ицкович А.А., Файнбург И.А.. Анализ новой терминологии по надежности по ГОСТ Р 27.002-2009
и возможности ее применения при эксплуатации авиационной техники. - М.: Издательство МГТУГА,
2011.
4. Шумарова С.А. Отдельные проблемы стандартизации в современном мире, / Труды международного симпозиума «Надежность и качество», 2012, т.2, с.55-56
5. Говоренко Г.С. Обеспечение показателей надежности и качества бортовых систем управления летательных аппаратов на этапах жизненного цикла / Труды международного симпозиума «Надежность и качество», 2011, т.1, с.4-18