АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
Предложения Общероссийского народного фронта в паспорт федерального проекта «Здоровый образ жизни»*
Offers of the All-Russian People's Front in the passport of the federal project "Healthy lifestyle"
Предлагаем ознакомиться с результатом работы группы экспертов по подготовке предложений в федеральный проект «Здоровый образ жизни» национальной программы «Демография», организованной Общероссийский народным фронтом (ОНФ). Эти предложения переданы в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ за месяц до представления этими ведомствами своих вариантов проектов.
Работа была организована следующим образом. Сразу после послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию (1 марта 2018 г.) между ОНФ и Высшей школой организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) была достигнута договоренность о совместной деятельности, направленной на обеспечение эффективной реализации национальных целей, поставленных Президентом РФ. В частности, была разработана программа действий по привлечению экспертного сообщества для формирования набора потенциально необходимых мероприятий для реализации целей послания, обсуждения их возможной эффективности и степени приоритетности. Специалистами ВШОУЗ была начата аналитическая работа по предполагаемым направлениям проектов с анализом действующей нормативной базы, изучением международного опыта, формированию структуры предполагаемых итоговых документов.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» конкретизировал параметры национальных целей и основных направлений их достижения. Уже 12 мая 2018 г. актив ОНФ провел первое установочное совещание, к которому ВШОУЗ были подготовлены основные положения и предложения. Далее проходило их обсуждение. В целом в работе экспертных групп приняло участие несколько десятков специалистов. Это представители федеральных и региональных ведомств и учреждений, научных и общественных организаций. Наиболее развернутые и обоснованные предложения и замечания поступили от директора ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилак-
* Подготовил Прохоренко Николай Федорович - ответственный за формирование проекта и его методологическое обеспечение, первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), сомодератор направления «Демография» Общероссийского народного фронта.
АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
тической медицины» Минздрава России О.М. Драпкиной, руководителя ВШОУЗ Г.Э. Улумбеко-вой, директора НИИ наркологии Т.В. Клименко, главного внештатного психиатра-нарколога Минздрава России Е.А. Брюна, депутата Государственной Думы РФ Н.Ф. Герасименко, главного врача ГБУЗ Астраханской области «Областной наркологический диспансер» Т.А. Улезко.
Участие в обсуждении приняли также член Комитета Совета Федерации по социальной политике Т.А. Кусайко, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина - филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России О.И. Аполихин, профессор факультета государственного управления ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» Н.С. Григорьева. Был организован сбор предложений ото всех региональных штабов ОНФ.
Завершающим этапом стало формирование проекта специалистами ВШОУЗ с предметной трактовкой, логикой реализации, четким разделением по приоритетам, задачам и мероприятиям, наборам целевых показателей достижения результата в динамике по годам осуществления национальных программ, а также в формате, максимально приближенном к регламентируемому законодательством.
1. Основные положения
Наименование национального проекта Здоровый образ жизни
Краткое наименование федерального «Жить и не Срок начала и окон- 01.01.2019-
проекта болеть» чания проекта 31.12.2024
Куратор федерального проекта Т.А. Голикова, заместитель Председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики
Старшее должностное лицо
Руководитель федерального проекта В.И. Скворцова, министр здравоохранения РФ
Администратор федерального проекта
Связь с государственными програм- • «Концепция государственной политики по снижению мас-
мами Российской Федерации штабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»; • «Основы государственной политики Российской Федера-
ции в области здорового питания населения на период до 2020 года»;
• «Стратегия повышения качества пищевой продукции
в Российской Федерации до 2030 года» и план мероприятий по ее реализации;
• «Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе
с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года»;
• «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;
• «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
42
Журнал для непрерывного медицинского образования
Прохоренко Н.Ф.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА В ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Основные положения
• «Национальная стратегия действий в интересах детей
на 2012-2017 годы»;
• «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»;
• Подпрограмма № 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года;
• Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы».
2. Цель и показатели федерального проекта
Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни
№ Наименование показателя Тип Базовое Период, год
п/п показателя значение по 2017 г. 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1. Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни основной
(с оценкой по индексу привер- 30% 33% 38% 42% 45% 48% 50%
женности к здоровому образу
жизни)
1.1. Уменьшение потребления алко- допол-
гольных напитков в расчете на душу населения, литров чистого нитель-ный 12,4 12,0 11,0 10,5 10,0 9,5 9,0
этилового спирта
1.2. Уменьшение потребления креп- допол-
ких алкогольных напитков в расчете на душу населения, литров нитель-ный 6,9 6,7 6,1 5,6 4,9 4,6 4,4
чистого этилового спирта
1.3. Уменьшение доли ежедневно допол-
курящего населения старше нитель- 33% 30% 26% 23% 20% 17% 15%
15 лет ный
1.4. Уменьшение доли наркозависи- допол-
мого населения нитель-ный 5,5% 5,3% 5,0% 4,6% 4,2% 3,8% 3,4%
1.5. Увеличение доли населения, допол-
систематически занимающихся нитель- 33% 36% 41% 46% 50% 53% 55%
физкультурой и спортом ный
1.6. Увеличение доли граждан, удов- допол-
летворенных наличием объектов для занятий физической культурой нитель-ный 39% 40% 44% 50% 52% 54% 55%
и спортом в шаговой доступности
3. Задачи и результаты федерального проекта
N2 п/п Наименование задачи, результата Характеристика результата, примечания
1. Создание организационной структуры проекта по уровням управления и ответственности
1.1. На федеральном уровне созданы межведомственный проектный комитет для общей координации и организации реализации проекта, а также рабочие группы специалистов (включая независимых экспертов для текущей оценки, контроля и мониторинга эффективности) по разработке и методологическому сопровождению проекта, развитию системы статистического наблюдения в сфере формирования здорового образа жизни с учетом международных рекомендаций, а также выработки межотраслевых требований, обеспечения условий и формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни Формирование основного центра ответственности, межведомственной координации и методического руководства
1.2. На региональных уровнях созданы координационные органы, в том числе рабочие группы специалистов для методологически корректной реализации проекта, обеспечения оперативной обратной связи и текущего мониторинга с учетом местных особенностей и полномочий Формирование региональных центров для координации и мониторинга результатов проекта на уровне региона
1.3. На уровне смежных отраслей созданы координационные органы служб и ведомств согласно утвержденного перечня Формирование центров ответственности смежных отраслей для эффективной координации проекта
1.4. По линии работодателей при Федеральной инспекции труда, региональных отделениях государственной инспекции труда с участием Союза работодателей, отраслевых профсоюзов и других заинтересованных в проекте субъектов созданы координационные органы Обеспечение массовости реализации проекта с использованием дополнительных путей и возможностей достижения цели
2. Уменьшение потребления алкогольной продукции и распространенности табакокурения у населения Российской Федерации
2.1. Создана положительная мотивации трезвого образа жизни, отказа от табака и его суррогатов (далее общий термин - табакокурение, табачная продукция) - более 75% населения считают, что это нужно и знают почему Необходимый уровень охвата для воздействия популяционного масштаба
2.1.1. Более 85% населения осведомлено о негативных последствиях потребления алкогольной продукции и табакокурения по 3 направлениям: нужно делать (резкое сокращение вплоть до прекращения употребления алкогольной продукции), не стоит делать (негативные последствия с большой вероятностью), нельзя делать (прямой вред здоровью и социальным аспектам жизни) Уровень охвата подчеркивает первостепенную важность борьбы с этими двумя факторами риска
2.1.2. Подготовлены аргументы и применяются в пропаганде здорового образа жизни для опровержения всех мифов: пользы небольших доз алкоголя, воспитания культуры потребления Борьба с подобными мифами очень важна, так как они распространяются и
о >
<
"О X
ш
>
> >
X
го =1 "О
го
"О
сг ш
I
о
го >
с ^
X
п
о о
О СП "О
ш ш
0 ш ш
1
о
"О ~~I
ш >
"О
>
р? X
о ш О
I
го х
0
СП <
X
го
1
ш го п
Ш
Е
о
<
ш
ш м о
со
N2 п/п Наименование задачи, результата Характеристика результата, примечания
алкоголя в подростковом возрасте, безвредности суррогатов табака (вейпы, кальяны, электронные сигареты, насвай и т.п.), безвредности пассивного табакокурения и других по мере их появления в медийном пространстве - нет мифов о безвредности потребления алкогольной и табачной продукции без адресного аргументированного и активного информационного противодействия транслируются в виде, предполагающем доверительное сообщение дополнительных важных сведений
2.1.3. Реализованы результативный маркетинг и продвижение трезвого образа жизни с отказом от табакокурения
2.1.3.1. Ужесточены ограничения всех форм продвижения алкогольной и табачной продукции, создания привлекательности их потребления: реклама, информация, художественные произведения, все формы создания позитивного образа героя, курящего и употребляющего алкогольную продукцию, а также ограничения на все формы продвижения производителей, посредников и продавцов (реализаторов) по всей цепочке оборота алкогольной и табачной продукции - постоянно вводятся новые ограничения, прежние ограничения ужесточаются, список исключений уменьшается Постоянный и расширяющийся прессинг -основа борьбы с массовыми вредными привычками, доказавший свою эффективность во многих странах
2.1.4. Оказывается активное и результативное информационное противодействие лоббизму и всем другим формам реализации заинтересованности бенефициаров оборота алкогольной и табачной продукции всех уровней, противоречащим действиям и интересам общественного здравоохранения - нет направлений реализации интересантов оборота алкогольной и табачной продукции без адресного аргументированного и активного информационного противодействия Необходимо четко противопоставлять подобные попытки общенациональным интересам более приоритетного уровня
2.2. Доступность алкогольной и табачной продукции постоянно снижается
2.2.1. Ценовая политика сферы оборота алкогольной и табачной продукции оказывает активное управляющее воздействие, содействуя отказу населения от алкогольной и табачной продукции - постоянная позитивная динамика доли отказавшихся от алкогольной и табачной продукции Необходимы целенаправленные разъяснения о направлении дополнительного дохода от реализации каждой единица такой вредоносной продукции на компенсацию негативных последствий ее употребления
2.2.1.1. Наблюдается постоянный рост акцизов, косвенных налогов и сборов всех звеньев цикла оборота алкогольной и табачной продукции, ее продвижения - динамика совокупной ценовой нагрузки, выраженной в динамике розничных цен, не менее 30% в годе доведением доли акцизов в цене конечной продукции не менее 70% Меньший ценовой прессинг, находящийся в пределах инфляции или чуть выше, не оказывает должного ограничительного воздействия
о сл
Е
о т: О —1 о
X
>
-о
о >
х
о 3 в -о о х
Й со
в Е
т
>
о-
X
о 3
■о
о
гл
г;
£
6 >
о -о
о га
01 о 3 8
(Л
О
N2 п/п Наименование задачи, результата Характеристика результата, примечания
2.2.2. Происходит постоянное дополнительное ужесточение требований к участникам оборота алкогольной продукции в отношении территориальной, регламентной и временной доступности точек ее реализации:
2.2.2.1. Введен запрет на размещение в жилых домах и спальных районах (необходима дефиниция спального района)
2.2.2.2. Введен запрет на совместную реализацию с другими товарами (специализированная торговая точка с отдельным помещением, оборудованным средствами видеофиксации и звукозаписи у кассовых аппаратов с удаленным доступом служб контроля и надзора за выполнением требований отпуска алкогольной продукции)
2.2.2.3. Введен запрет деятельности таких пунктов реализации алкогольной продукции, как рюмочные и им подобных
2.2.2.4. Введен запрет на реализацию в дни национальных праздников и событий детской и социальной тематики (1 сентября, Последний звонок, День семьи, День детей), а также в последующем в выходные дни 1 раз в месяц, Волна трезвости по муниципальным образованиям и регионам, движения «Город без табака», «Наш дом не курит», «Территория трезвости» и им подобных; последовательное ограничение реализации в другие дни до временного интервала с 14:00 до 17:00
2.2.3. Возрастной ценз на приобретение алкогольной и табачной продукции повышен до 21 года
2.3. Обеспечена требуемая степень вовлечения системы здравоохранения в реализацию проекта:
2.3.1. Проведено и системно продолжается информирование и обучение медицинских работников первичного звена навыкам антиалкогольной и антитабачной пропаганды, выявления групп риска, реализации регламентов маршрутизации первичной и вторичной профилактики алкоголизма и табакокурения - 90% медработников целевой группы проинформированы, обучены навыкам и демонстрируют не менее чем 85% уровень усвоения материала
2.3.2. Наркологическая служба модернизирована и укреплена: Необходимо укрепление позиций службы и сосредоточение профессиональных компетенций
2.3.2.1. Введено преподавание дисциплины «наркология» в федеральные образовательные стандарты вузов медицинского профиля и обеспечено ее преподавание достаточным количеством часов, что позволит реально выполнить пункт 2.2.1 Плана мероприятий по
о >
<
"О X
ш
>
> >
X
го =1 "О
го
"О
сг ш
I
о
го >
с ^
X
п
о о
О СП "О
ш ш
0 ш ш
1
о
"О ~~I
ш >
"О
>
р? X
о ш О
I
го х
0
СП <
X
го
1
ш го п
Ш
Е
о
<
ш
ш м о
со
N2 п/п Наименование задачи, результата Характеристика результата, примечания
реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации «Обеспечить укрепление и повышение квалификации кадрового состава, увеличение численности и материально-технического обеспечения специализированных наркологических учреждений, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации», и пункт 2.2.4 «Рекомендовать медицинским вузам создать курсы «Наркологии» при кафедрах «Психиатрии» и включить обязательное изучение вопросов наркологии в учебные программы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования»
2.3.2.2. В программы последипломного образования врачей всех специальностей введены соответствующие разделы по вопросам наркологии
2.3.2.3. При наркологических службах организованы и системно проводятся обучающие профилактические мероприятия для специалистов первичного звена и лиц, работающих с детьми и в молодежной среде
2.3.2.4. Вопросы профилактики наркологических расстройств включены в программы аттестации специалистов с высшим и средним медицинским образованием
2.3.3. Обеспечено снижение латентности наркологической патологии: отменены положения приказа N2 302н, устанавливающего для медицинских организаций обязанности постановки на наркологический учет добровольно обратившихся за медицинской помощью пациентов, оставив эту норму в отношении лиц, совершивших противоправные действия, и пациентов с рецидивами периодов злоупотребления алкоголем и высоким риском совершения противоправных действий
2.3.4. Для всех многопрофильных соматических стационаров второго и третьего уровня установлена обязанность ввести штатную должность врача-нарколога Установлено значительное распространение алкоголизма среди пациентов этих стационаров, а также превалирующая доля алкоголь-ассоци и рова н н ых заболева н и й, требующих активного профессионального сопровождения в процессе лечения основного заболевания
2.3.5. В статью 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N2 323-ф3 внесены изменения об обязательности передачи сведений и направлении врачами первичного звена и врачами других специальностей к наркологам вновь выявленных пациентов Необходимые изменения для результативной маршрутизации пациентов
о сл
Е
о т: О —1
о >
-о
о >
х
о 3 в -о о х
Й со
в Е
т
>
о-
X
о 3
-о
о
гл
г;
£
6 >
о -о
о га
й^ 01 о
3 8
■Ч
<
"О X
ш
>
> >
I
го =1 "О
го
"О
сг ш
X
о
го >
с ^
I
п
о о
О СП "О
ш ш
0 ш ш
1
N2 п/п Наименование задачи, результата Характеристика результата, примечания
2.4. Права работодателей расширены дополнением Трудового кодекса Российской Федерации нормой об обязательном медицинском освидетельствовании на состояние алкогольного или иного токсического опьянения работника, в отношении которого у администрации есть основания подозревать, что он находится в состоянии опьянения (в том числе и до начала рабочего времени), а также о возможности дополнительных ограничительных мер в отношении табакокурения (в том числе на территории предприятия, в отношении отдельных групп сотрудников)
2.5. Расширено участие некоммерческих организаций и объединений в антиалкогольной и антитабачной пропаганде, мерах воздействия и обеспечения обратной связи - постоянная положительная динамика вовлечения
2.6. Проведено целенаправленное изменение законодательства: Системная работа совместно с экспертным сообществом по возможно более детальной проработке конкретных формулировок и проспективной оценке правовых последствий
2.6.1. Все вышеизложенные инициативы, требующие изменений нормативных актов, законодательно оформлены и приняты
2.6.2. Категория патологии «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» включена в перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих
2.6.3. Введена государственная монополия на производство этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием спирта 28% и более
2.6.4. Ужесточено наказание за нарушения и преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения (в том числе в отношении водителей транспортных средств, с концентраций абсолютного этилового спирта с 0,3 до 0,8 г/1 л крови - прогрессивно растущий штраф, а с определенного уровня содержания алкоголя в крови, например с 0,8 промилле, введение уголовной ответственности
2.6.5. Ужесточена ответственность за нарушение мер ограничительного характера и за нелегальное производство, в том числе легальными производителями, и продажу нелегального алкоголя и табачной продукции до достижения реально заградительного уровня: а) за производство нелегального алкоголя легальным производителем -
о >
о
"О ~~I
ш >
"О
>
р? X
о ш О
I
го х
0
СП <
X
го
1
ш го п
Ш
Е
о
<
ш
ш м о
со
N2 п/п Наименование задачи, результата Характеристика результата, примечания
безвозвратное лишение лицензии и уголовная ответственность; б) за нелегальное производство алкоголя - уголовная ответственность до 2 лет лишения свободы; в) за продажу нелегального алкоголя и сигарет - штраф до 100 МРОТ непосредственного исполнителя (продавца) и безвозвратное лишение лицензии собственника торговой точки; повторно - уголовная ответственность; г) штрафы за нарушение мер ограничительного характера 50-100 МРОТ
2.6.6. Введены акцизы на всю спиртосодержащую продукцию, включая парфюмерию, косметику, бытовую химию, аптечные товары Отмечена большая изобретательность бенефициаров оборота алкогольной продукции в ее маскировке под товары неограниченного распространения
2.6.7. Введены нормы подтверждения трезвого образа жизни в период законодательных ограничений, связанных со злоупотреблением алкоголя (например, лишение права управления транспортным средством, допуска к определенного вида работам) Обеспечивает исполнение основной цели ограничительных мер - увеличение мотивации к трезвому образу жизни
2.6.8. Расширены полномочия региональных и муниципальных органов власти в отношении установления более жестких ограничений доступности алкогольной и табачной продукции, ее продвижению и обороту Отмечена большая изобретательность бенефициаров оборота табачной продукции в ее маскировке под товары неограниченного распространения
2.6.9. Во всех законодательных нормах, регулирующих потребление табака, указано, что под эти нормы подпадает употребление табака во всех формах, в том числе в форме электронных сигарет и насвая
2.6.10. В отношении условно осужденных (п. 5 ст. 73 УК России) и осужденных (ч. 3 ст. 18 УИК России) наряду с обязательным лечением от алкоголизма и наркомании предусмотрены обязательные профилактические мероприятия антиалкогольного и антинаркотического характера для лиц с пагубным употреблением алкоголя и наркотиков
2.6.11. В КоАП России наряду с обязанностью наркоправонарушителей пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и реабилитацию в связи с потреблением наркотиков без назначения врача (п. 2.1 ст. 4.1 и ст. 6.9.1 КоАП), предусмотрено недобровольное медицинское освидетельствование на наличие алкогольной зависимости лиц, совершивших административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения: введена система обязательного лечения от алкоголизма (для больных алкоголизмом) и обязательные профилактические мероприятия (для лице пагубным потреблением алкоголя)
о сл
Е
о т: О —1
о >
-о
о >
х
о 3 в -о о х
Й со
в Е
т
>
о-
X
о 3
-о
о
гл
г;
£
6 >
о -о
о га
й^ 01 о
3 8
СО
(Л
о
<
"О X
ш
>
> >
I
го =1 "О
го
"О
сг ш
X
о
го >
о
СП "О
ш ш
0 ш ш
2.6.12. Внесены изменения в части обязательного освидетельствования, лечения и последующей реабилитации:
-лиц, лишенных родительских прав и злоупотребляющих алкоголем, совершивших административные правонарушения или уголовные преступления в состоянии алкогольного опьянения и имеющие алкогольную зависимость (не лишенных свободы); - злоупотребляющих алкоголем с асоциальным поведением (злостных пьяниц) по заявлению родственников, соседей или в обстоятельствах административных нарушений -лиц, злоупотребляющих алкоголем, ведущих асоциальный образ жизни и представляющих опасность для себя или окружающих, на основании решения суда по заявлению близких родственников или сотрудников правоохранительных органов, с последующим решением с учетом результатов освидетельствования об обязательном лечении и медицинской реабилитации (по аналогии с Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N2 ФЗ-313)
2.6.13. Разработаны и приняты законодательные нормы об обязательном (принудительном) лечении лиц, страдающих алкогольной зависимостью и ведущих асоциальный образ жизни совершивших административные правонарушения и представляющих опасность для себя и окружающих
В ст. 70 Семейного кодекса Российской Федерации внесена обязанность (по решению суда) пройти лечение и реабилитацию от алкоголизма и наркомании лицам, в отношении которых решается вопрос о лишении (ограничении) родительских прав
2.6.14. Введены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, определяющие, что для отдельных категорий работников могут предусматриваться обязательные (регламентные) медицинские осмотры с химико-токсикологическими исследованиями (техногенно опасные предприятия и объекты, включая потенциально опасные)
2.6.15. Введена норма обязательного проведения химико-токсикологических исследований биологических сред (мочи) на наркотические вещества и психотропные средства в порядки прохождения предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу (учебу) выдачу медицинского заключения на право управления транспортным средством, лицам в возрасте до 29 лет
Характеристика результата, примечания
о >
о
"О ~~I
ш >
"О
>
р? X
о ш О
х го х
0
СП <
X
го
1
ш го п
Ш
Е
о
<
ш
ш м о
со
Наименование задачи, результата
Характеристика результата, примечания
(Л И
2.6.16. Проведены гармонизация и устранение существующих противоречий в следующих нормативных актах:
- приказ Минздрава России от 15 июня 2015 г. N2 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»;
- приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N2 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)»;
- приказ Минздрава России от 30 декабря 2015 г. N2 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, одновременно с этим продолжает действовать приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N2 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями»;
- приказ Минздрава России от 29 января 2016 г. N2 39н «Об утверждении порядка прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г.
N2 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- приказ Минздрава России от 17 мая 2016 г. N2 299н «Об утверждении стандарта первичной специализированной медико-санитарной помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ»;
- приказ Минздрава России от 17 мая 2016 г. N2 ЗООн «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при пагубном употреблении психоактивных веществ»;
- приказ Минздрава России от 17 мая 2016 г. N2 301н «Об утверждении стандарта первичной специализированной медико-санитарной помощи при пагубном употреблении психоактивных веществ»;
- приказ Минздрава России от 17 мая 2016 г. N2 302н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ»;
о т: О
о >
о в -о о х
Й со
в Е
т
>
о-
X
о 3
и >
о -о
о га
Й^ 01 о
3 8
(Л
м
<
"О X
ш
>
> >
I
го =1 "О
го
"О
сг ш
X
о
го >
о
СП "О
ш ш
0 ш ш
- приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. N2 441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов»;
- приказ Минздрава России от 22 декабря 2016 г. N2 988н о порядке выдачи справки
об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими трудовыми обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в список I и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом
2.6.17. Разработаны порядки медицинского освидетельствования, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N2 2Э0-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязывающие проводить медицинское освидетельствование и химико-токсикологические исследования улиц:
1. Частных детективов и частных охранников (ст. 6 и 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N2 2487-1).
2. Специалистов авиационного персонала (ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации).
3. Граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N2 53-Ф3).
Характеристика результата, примечания
о >
о
"О ~~I
ш >
"О
>
р? X
о ш О
I
го х
0
СП <
X
го
1
ш го п
Ш
Е
о
<
ш
ш м о
со
N2 п/п Наименование задачи, результата Характеристика результата, примечания
4. Военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N2 76-ФЗ). 5. Лиц, допущенных к работе на судне (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации). 6. Членов экипажа судна и работающих на судне (Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации). 7. Иностранных граждан (ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N2 115-ФЗ). 8. Принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работников, выполняющих такую работу (ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N2 17-ФЗ). 9. Сотрудников органов внутренних дел (ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N2 342-Ф3)
2.6.18. Законодательно обеспечены внезапность и обязательность тестирования в школах на предмет обнаружения наркотических веществ Эффективные меры предупреждения употребления алкоголя, табака и других психоактивных веществ
2.6.19. Внесены изменения в приказ Минздрава России N2 302н о Порядке прохождения предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу (учебу) в отношении проведения их только в государственных учреждениях по месту регистрации (жительства) граждан
2.7. Предусмотрена обязательность наличия (при ведомстве, имеющем право насильственного удержания граждан) во всех населенных пунктах более 10 тысяч человек спецприемников временного содержания и социальной помощи специализированного типа (вытрезвителей) для лиц, находящихся под воздействием алкогольного или наркотического воздействия и утративших способность ориентироваться в окружающей обстановке и самостоятельно передвигаться, с высоким риском совершения правонарушений (требуется дефиниция), а также смерти или наступления вреда их здоровью (среднего или тяжкого) от внешних причин Вынужденное функциональное замещение таких пунктов учреждениями системы здравоохранения не является полноценным, часто не относится к зоне ответственности системы здравоохранения и рождает большое количество правовых коллизий
3. Достигнут достаточный для этого временного периода уровень двигательной активности у населения Российской Федерации
3.1. Ведется широкое информирование о необходимости вести активный образ жизни с посильным уровнем физической активности: в любом возрасте, различных условиях Необходимо добиться всеобщей и уверенной осведомленности о том, какая
о сл
Е
о т: О —1
о >
-о
о >
х
о 3 в -о о х
Й со
в Е
т
>
о-
X
о 3
-о
о
гл
г;
£
6 >
о -о
о га
й^ 01 о
3 8
(Л
00
<
"О X
ш
>
> >
I
го =1 "О
го
"О
сг ш
X
о
го >
Характеристика результата, примечания
физическая активность полезна для здоровья:
- умеренная по интенсивности [3-6 метаболических единиц (МЕ) по сравнению с 1 МЕ в состоянии покоя], вызывающая учащение сердцебиения не меньше чем в 1,5 раза и до отчетливого ощущения тепла с умеренным потоотделением;
- продолжительностью от 30 до 90 мин (более интенсивная и с увеличением возраста короче, у молодых и менее интенсивная - дольше);
- постоянная, периодическая (не менее 5 раз в неделю)
3.2. В информационную среду внедрено расширенное толкование физической активности, под-
разумевающее под этим не только физкультуру и спорт, но и ходьбу, работу по дому, в саду, на огороде, плавание, езду на велосипеде, самокате, активные игры, все формы периодической социально-позитивной активности, требующие повышенной траты энергии по сравнению с обычным состоянием покоя
3.3. Расширены требования к рекреационным нормативам градостроения; подобные нормы
для внегородского зонирования, строительства и создания инфраструктуры разработаны
о >
О СП "О
ш ш
0 ш ш
3.3.1. Введена обязательность наличия зеленых зон с пешеходными и велосипедными дорожками с нормативно регулируемыми характеристиками их инфраструктуры, соединяющих жилые районы, микрорайоны, пригородные зоны, культурно-развлекательные и торгово-промышленные объекты друг с другом и другими объектами инфраструктуры повышенного спроса населения
Требуемыми характеристиками маршрутов следует считать следующие: протяженные (участками не менее 5-7 км для пешеходов и 10-15 км для велосипедов, самокатов...); непрерывные (не требующие остановок более чем на 1-1,5 мин и с возможностью комфортного переме- щения средства передвижения), освещенные в темное время суток, с наличием
о
"О ~~I
ш >
"О
>
р? X
о ш О
I
го х
0
СП <
X
го
1
ш го п
Ш
Е
о
<
ш
ш м о
со
(Л (Л
N2 п/п Наименование задачи, результата Характеристика результата, примечания
лавочек (не реже чем через 1 км) и иных мест отдыха, туалетов (не реже чем через 3 км) и доступом к питьевой воде, по возможности с озеленением, максимальным удалением от транспортных магистралей, желательно вдоль естественных или искусственных водных объектов
3.3.2. Введена обязательность наличия достаточного количества и качества (необходима дефиниция) дворовых уличных тренажеров и плоскостных спортивно-физкультурных сооружений (площадки, секторы, локальные зоны) с информацией об их размещении, правилах использования, правилах игры, рекомендуемых комплексах упражнений, технике безопасности и контактных данных ответственных за техническое состояние и эксплуатацию объекта
3.4. Разработаны и введены базовые минимальные требования в отношении оборудования рабочих мест, планирования территории предприятий, регламента работы, способствующих дополнительной физической активности у лиц нефизического труда Обеспечена соответствующая мотивация работодателей
3.5. Разработаны критерии использования и определен возможный объем частичного субсидирования механизмами сооплаты занятий определенных групп граждан оздоровительной физической активностью Имущественное выравнивание, снятие барьеров для неимущих
3.6. Создана единая система региональных и национальных троп на муниципальных землях, территориях лесного фонда и региональных особо охраняемых природных территорий (после выполненного поручения профильному Техническому комитету по стандартизации в отношении разработки национального стандарта в целях нормативного определения терминов «национальная тропа», «природно-рекреационная тропа», «природно-рекреационная деятельность») Местный туризм - доступный и привлекательный вид физической активности. Важной особенностью следует считать его групповой характер: одноклассники, семья, корпоративные группы, тематические группы и т.п.
4. У населения Российской Федерации сформирована мотивация и созданы условия следовать принципам здорового питания
4.1. Первостепенными мерами являются: - восстановление системы подготовки квалифицированных кадров в области питания и создание национальной системы просвещения по вопросам здорового питания; А также другие задачи, результаты и мероприятия с механизмами их реализации в отношении здорового питания, системно
о сл
Е
о т: О —1 о
X
>
-о
о >
х
о 3 в -о о х
Й со
в Е
т
>
о-
X
о 3
-о
о
гл
г;
£
6 >
о -о
о га
01 о 3 8
(Л
о
N2 п/п Наименование задачи, результата Характеристика результата, примечания
- внедрение обязательной системы маркировки продуктов питания по степени вредности для организма в рамках борьбы с ожирением населения; - введение требований к предприятиям пищевой промышленности, торговли и общественного питания об обязательности йодирования поваренной соли и обогащения муки и других пищевых продуктов витаминами и солями железа; - разработка мер по повышению ответственности недобросовестных производителей и поставщиков продуктов питания представленные в проекте Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. Тема здорового питания в указанном проекте разработана глубоко и должна войти в данную программу целиком
5. Необходимые условия эффективной реализации проекта и формирования мотивации следования принципам здорового образа жизни у населения Российской Федерации созданы Это те условия, без которых реализация других мер будет малоэффективной
5.1 По линии тематической научно-исследовательской и социологической деятельности:
5.1.1 В Российской Федерации проведено широкомасштабное комплексное исследования распространенности и характеристик потребления алкогольной продукции, табакокурения, недостаточной двигательной активности и питания, охвата населения профилактическими осмотрами и вакцинопрофилактикой Последние подобные исследования проведены около 10 лет назад и во многом уже не актуальны
5.2. Улиц, принимающих решения (в государственных органах власти, ведомствах, службах и агентствах всех уровней), обеспечен требуемый уровень знаний по вопросам общественной значимости бремени заболеваний, отказа от профилактических осмотров и вак-цинопрофилактики, здорового образа жизни - не менее 85% владения материалом у 90% численности целевой группы Принципиально важный подход для обеспечения межведомственной реализации проекта
5.3. Обеспечены должная квалификация, осведомленность и владение практическими навыками у всех лиц, задействованных в пропаганде здорового образа жизни (в первую очередь, врачей первичного звена здравоохранения) с организацией в рамках непрерывного постдипломного образования тематического усовершенствования, а также созданием необходимого методического материала, образовательных модулей и профессионального стандарта по специальности превентолог (целенаправленная деятельность по созданию устойчивой мотивации приверженности здоровому образу жизни и других мер профилактики хронических неинфекционных заболеваний с учетом особенностей целевых групп воздействия - по возрасту, полу, культурологическим, социальным, этническим, территориальным и иным особенностям) Уровень осведомленности этих групп населения должен значительно превосходить таковой у остального населения для грамотной и убедительной агитации и контаргумента- ции
о >
<
"О X
ш
>
> >
I
го =1 "О
го
"О
сг ш
X
о
го >
с ^
I
п
/Л
о о о
СП "О
ш ш
0 ш ш
1
о
"О ~~I
ш >
"О
>
р? X
о ш О
I
го х
0
СП <
X
го
1
ш го п
Ш
Е
о
<
ш
ш м о
со
Наименование задачи, результата
(Л ■Ч
5.4. Фактически выполняются базовые принципы информационной кампании:
По наиболее востребованным каналам информации (в первую очередь - телевидение, социальные сети, мессенджеры, другие популярные мобильные приложения) создан массированный (способами, охватывающими все население) сочетанный (по всем востребованным каналам) постоянный (круглосуточный) интенсивный (частый и многообразный) релевантный (соответствующий целевой группе и способу воздействия) информационный поток:
- мотивирующий приверженность к здоровому образу жизни;
- создающий четко сформированное чувство ответственности за свое здоровье и за здоровье своих близких;
- однозначно связывающий успешность в жизни со здоровьем;
- осуждающий неграмотность в этой сфере;
-доказательный в отношении очевидных и неотвратимых негативных последствий при невыполнении рекомендаций;
-создающий отрицательный имидж лиц, следующих вредным привычкам Обеспечена наибольшая степень информационного и управляющего воздействия на приоритетные группы населения - детей и подростков, беременных женщин с организацией Школ здоровья при детских образовательных учреждениях, детских поликлиниках и женских консультациях
Обеспечена максимальная методологическая и организационная помощь в деятельности общественных организаций, основной деятельностью которых является пропаганда здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний, а также детским, женским и семейным общественным организациям и объединениям - необходима разработка критериев обоснованности отказа при обращении за такой помощью 5.7. Обеспечено максимальное использование современных возможностей мобильных при-
ложений и телемедицины для пропаганды и практической помощи в следовании здоровому образу жизни, в частности, по избавлению от никотиновой и алкогольной зависимости, достаточной двигательной активности, правильному питанию:
- с бесплатным использованием;
- с доказательным сертифицированным контентом и набором рекомендаций;
5.5.
5.6.
Характеристика результата, примечания
Только сочетание всех перечисленных требований к результату даст ожидаемый эффект
Это группы перспективного воздействия и наименее устойчивые к негативным последствиям нездорового образа жизни
Необходимо использовать все возможные способы и каналы воздействия
Доказана высокая эффективность таких подходов, особенно у молодых людей
о т: О
о >
о в -о о х
Й со
в Е
т
>
о-
X
о 3
и >
о -о
о га
Й^ 01 о
3 8
(Л 00
1 N2 п/п 1 Наименование задачи, результата 1 Характеристика результата, примечания 1
- поддерживающих ведение пользователем основных направлений здорового образа жизни в личном кабинете; -с простым привлекательным и наглядным интерфейсом; - с элементами геймификации, программами лояльности, набором разнообразных импульсов и стимулов к продолжению использования
5.8. Разработан комплекс мер мотивации работодателей в отношении проведения системных массовых мер среди своих сотрудников и членов их семей, способствующих ведению здорового образа жизни и профилактики заболеваний, созданию ответственного отношения к своему здоровью Вовлечение работодателей крайне необходимо в силу значимости условий профессиональной деятельности в формировании образа жизни каждого работающего человека
о >
<
"О X
ш
>
> >
I
го =1 "О
го
"О
сг ш
X
о
го >
о
СП "О
ш ш
0 ш ш