Научная статья на тему 'Предложения Комитета Ассоциации российских банков по ипотечному кредитованию по дальнейшему развитию рынка ипотечных ценных бумаг'

Предложения Комитета Ассоциации российских банков по ипотечному кредитованию по дальнейшему развитию рынка ипотечных ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предложения Комитета Ассоциации российских банков по ипотечному кредитованию по дальнейшему развитию рынка ипотечных ценных бумаг»

Предложения Комитета Ассоциации российских банков по ипотечному кредитованию по дальнейшему развитию рынка ипотечных ценных бумаг*

На очередном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации президент Европейского трастового банка, председатель Комитета Ассоциации российских банков по ипотечному кредитованию (далее - Комитет АРБ по ипотеке) Крысин А.В. озвучил предложения Комитета по дальнейшему развитию рынка ипотечных ценных бумаг.

На протяжении последних лет ипотечное кредитование является движущей силой в решении задач обеспечения граждан страны жильем и фактором роста жилищного строительства. Доступность кредита на приобретение жилья и разнообразие кредитных программ определяют, какое количество семей примут решение обратиться в банк за кредитом.

На фоне положительной динамики развития ипотечного кредитования в 2010 году, устойчивой тенденции восстановления рынка по многим качественным параметрам большинство продолжающих кредитование банков снова, как и до кризиса, рассматривают возможности долгосрочного и недорогого финансирования ипотечных программ. Как и несколько лет назад, для подавляющего большинства кредиторов нет альтернативы выпуску ипотечных ценных бумаг. Много лет об этом говорится, но рынок ипотечных ценных бумаг в России по-прежнему развивается очень медленно.

В течение 2010 года в нашей стране наблюдалось значительное возрастание доли пятерки крупнейших по размерам активов

банков в общем количестве выданных ипотечных кредитов. Это особенно заметно на фоне изменения долей других групп банков - участников ипотечного рынка.

Факты говорят о том, что на рынке доминируют крупные банки, имеющие разветвленную филиальную сеть и достаточный объем дешевого, в том числе долгосрочного, фондирования.

Разница в стоимости фондирования и возможностях доступа к недорогим долгосрочным источникам финансирования ставит подавляющее большинство участников рынка в неконкурентоспособное положение по отношению к крупным банкам с государственным участием. Вместе с тем средние и малые банки зачастую используют более эффективные технологические процедуры, оперативно принимают решения, индивидуально работают с каждым клиентом и предлагают больший ассортимент продуктов.

В интересах сохранения многообразия рынка и создания конкурентных условий в ипотечном секторе, по мнению Комитета АРБ по ипотеке, заслуживает внимания и поддержки предложение о развитии рынка ипотечных ценных бумаг. Проанализировав европейский рынок ипотечных облигаций, мы видим, что в обращении находится ипотечных ценных бумаг на 1,16 триллиона евро, что составляет 61,5 процента от рынка всех структурированных ценных бумаг (доли разнятся в зависимости от страны; в Германии - крупнейшем рынке Европы -доля ипотечных облигаций составляет около 14,5 процента от общего объема облига-

* При подготовке информации использованы материалы, предоставленные Комитетом Ассоциации российских банков по ипотечному кредитованию.

ций); в США - на 4,6 триллиона долларов (без учета коммерческой ипотеки), это 67,4 процента от всех структурированных бумаг в обращении (38 процентов от общей доли долга США).

Процесс выхода на рынок новых выпусков перезапустился еще в 2009 году при активном содействии национальных банков, которые предоставляют финансирование путем заключения сделок РЕПО с ипотечными ценными бумагами.

Такие механизмы есть во всех развитых странах, за исключением разве что Мексики и ЮАР. Он есть и в России, но отечественный рынок ипотечных ценных бумаг едва ли можно назвать сформированным. Нет сомнения, что этот рынок нужно формировать.

Как создать рынок ипотечных ценных бумаг?

К настоящему времени проведено всего девять выпусков ипотечных ценных бумаг. Это очень мало для российского рынка ипотеки. Общий объем эмиссии облигаций с ипотечным покрытием (сегодня - 75,6 миллиарда рублей) составляет всего 1 процент от общего объема выпуска ценных бумаг, находящихся в обращении.

Государственная программа инвестирования средств в ипотечные ценные бумаги через Банк развития и внешнеэкономической деятельности (далее - Внешэкономбанк) и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (далее - АИЖК, Агентство), которые уже имеют опыт подобных проектов, - именно то, что отвечает нуждам многих участников рынка ипотечного кредитования в 2011 году.

В соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года доля ипотеки, финансируемой за счет выпуска ипотечных ценных бумаг, в общем объеме ипотеки должна вырасти с 21 процента (2009 год) до 45 процентов в 2012 году, 50 процентов в 2015 году и 66 процентов в 2030 году.

По мере того, как ипотечные ценные бумаги будут становиться доступным источником долгосрочного финансирования,

будет сокращаться и необходимость государственного участия на этом рынке. В то же время это позволит сохранить пропорции рынка и создаст условия для конкуренции, а значит, и для улучшения качества ипотечных продуктов в целом.

Первым шагом в этом направлении может стать постепенное изменение АИЖК пропорций рефинансирования - от программ выкупа закладных к программам приобретения ипотечных ценных бумаг. В 2010 году шаги в этом направлении были уже сделаны.

19 октября 2010 года анонсирована утвержденная решением правления АИЖК и давно ожидаемая ипотечными кредиторами Программа по приобретению облигаций с ипотечным покрытием (далее - Программа АИЖК). Программа воспринята с большим интересом, однако определенная доля участников рынка считает утвержденную документом стоимость приобретения ипотечных ценных бумаг и ставки предоставления промежуточного финансирования слишком высокими, что едва ли делает выпуск ипотечных ценных бумаг с учетом затрат на организацию и уровня дефолтов по ипотечным кредитам рентабельной.

Вызывает вопрос и высокий показатель дефолтов по ипотечным кредитам. Несмотря на существенное изменение в прошедшие два года подхода банков к требованиям по андеррайтингу заемщиков и предметов ипотеки, кризис не закончился, поэтому показатели дефолтности по ипотечным кредитам уменьшатся не сегодня. Каждый факт неплатежей по включенным в ипотечное покрытие кредитам уменьшает рентабельность выпуска ипотечных ценных бумаг, если же взять все их в совокупности, они существенно влияют на финансовые результаты выпуска, и это также приводит к мысли о необходимости снизить стоимость фондирования в Программе АИЖК. Программа фондируется за счет облигационных займов Агентства, размещаемых на рыночных условиях, и в связи с этим также не дешевых.

Подавляющее большинство выдаваемых сегодня ипотечных кредитов связано с улучшением заемщиками существующих

жилищных условий, приобретением квартир большей площади на вторичном рынке жилья.

Рынок высоко оценивает усилия государства, которые привели к созданию Программы Внешэкономбанка, но эта программа не подходит для основной массы кредиторов -кредиторов вторичного рынка недвижимости.

В связи с этим считаем очень важным обратить внимание Правительства Российской Федерации на изучение возможности предоставить в ближайший год Агентству государственную поддержку по ставкам ниже рыночных для укрупнения и успешной реализации Программы АИЖК.

Ипотечные кредиторы выступают за увеличение объемов и качества программ, обращая на эти вопросы внимание государства, роль которого в развитии ипотечного рынка в настоящее время очень важна.

Стремление к снижению процентных ставок по ипотечным кредитам до уровня, доступного массовому клиенту, понятно и близко банкам - участникам ипотечного рынка. Это продиктовано желанием оживить экономику, дать ей импульс к преодолению последствий кризиса и нацелено на скорейшее и мягкое решение острой социальной задачи - обеспечение населения жильем (многолетней жилищной проблемы). Однако практикуемое сейчас отдельными крупными банками предложение ипотечных кредитов по заниженной, нерыночной процентной ставке при сохранении нынешнего уровня инфляции может привести рынок к нулевому результату.

По макроэкономическим и рыночным прогнозам, согласно сценарию Министерства экономического развития Российской Федерации показатель инфляции составит 7-7,5 процента, но скорее всего он окажется ближе к 8 процентам.

Как известно, залог динамичного роста рынка - привлекательность финансовых инструментов для инвесторов. Возникает вопрос, о какой привлекательности, к примеру, ценных бумаг АИЖК может идти речь, если их доходность может быть перекрыта прогнозируемым уровнем инфляции?!

Сегодня в отечественном ипотечном

секторе нет свободного обращения ценных бумаг, поэтому демпингование не только сдерживает рынок, но и отодвигает на отдаленную перспективу эффективную работу с ипотечными ценными бумагами.

В рыночной экономике решающее слово должно оставаться за рынком. В том числе и доступная процентная ставка по кредитам может быть достигнута за счет рынка. Применительно к ипотеке это означает усиление внимания к работе с ипотечными ценными бумагами. Этот инструмент успешно апробирован за рубежом, и доводы в пользу его использования весомы и убедительны. Надежность этих бумаг достаточно высока, и они требуют сравнительно невысокой цены заимствования, скажем, на уровне суверенного рейтинга.

Принимая во внимание изложенное, хотелось бы подчеркнуть, что рациональнее не субсидировать пониженную процентную ставку, а отнести эти средства на развитие рынка в интересах обеспечения ликвидности и инвестиций. Здесь многое зависит от Центрального банка Российской Федерации, который может и должен взять на себя обязательства по развитию рынка ипотечных ценных бумаг.

Что же касается государственных субсидий, направленных на снижение уровня процентных ставок, то они должны иметь исключительно временный характер, ни в коей мере не определяя основной вектор развития рынка.

О новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Проект изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации вносит поправки в порядок заключения соглашения об обращении взыскания на заложенное имущество. По мысли инициатора законопроекта, соглашение об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество, а также движимое имущество, принадлежащее гражданам, во внесудебном порядке может быть заключено только после возникновения оснований для обращения взыскания, а не в любое время, как это происходит сейчас.

Указанное изменение ведет к сокращению возможностей использования обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке.

2. Одним из оснований прекращения залога является возмездное приобретение предмета залога в собственность лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога.

Устанавливая такое основание, банк теряет возможность обратить взыскание на достаточно большой объем движимого имущества, которое приобретено «добросовестным приобретателем». Это может

привести к совершению мошеннических действий со стороны залогодателя с целью вывода имущества из-под залога.

3. В главе 20 прим4 перечислены объекты, которые могут быть предметом ипотеки. В указанные объекты не вошли права аренды земельных участков, что может привести к сокращению обеспечения, которое может быть передано банку.

Представляется, что работа над новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации могла бы стать более эффективной при условии учета пожеланий и замечаний банковского сообщества.

сШЙНГ

Некоммерческое партнерство «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ТУРИЗМА»

приглашает принять участие в семинаре

______________________________18-20 мая 2011 года, Москва__________________________

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБОРОТА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ. ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ИЗ ГКН И ЕГРП. ПРОЦЕДУРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И

ПРАКТИКА

• обзор изменений законодательства, регулирующего порядок кадастрового учета и оформления прав на недвижимое имущество, предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Создание единой учетно-регистрационной системы. Практика и перспективы применения новых норм законодательства

• правовые основы кадастровой деятельности и кадастрового учета объектов недвижимости. Новая кадастровая политика. Реформирование системы государственного кадастрового учета. Виды сделок с земельными участками и объектами недвижимости, порядок их совершения

• новое в формировании, регистрации и инвентаризации объектов недвижимости предприятия и связанных с этим имущественных отношений. Порядок проведения и правила технического учета и инвентаризации имущества предприятия

• самовольная постройка: понятие «самовольная постройка» в российском законодательстве, особенности правового статуса. Правовые последствия осуществления самовольного строительства

• законодательство и судебная практика по вопросам, связанным с объектами незавершенного строительства, самовольной застройкой, лизингом недвижимого имущества и т. д.

ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

125445 Россия, г. Москва, ул. Смольная, д. 24 А, офис 1415, тел. (499) 136-6455 e-mail: [email protected], [email protected] сайт: www.np-icet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.