АВИОНИКА, АВИАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРОСИСТЕМЫ, ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ И МЕТОДЫ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
УДК 629.7.05 ББК 39.56
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ БОРТОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ САМОЛЕТА SSJ 100
Анна Михайловна Cаввина кандидат технических наук начальник отдела УД и БД АО «Авиакомпания «Якутия»
Якутск, Россия [email protected]
Потребность в бортовой системе технического обслуживания на современных самолетах гражданской авиации вызвана увеличением числа полетов и уменьшением продолжительности стоянки воздушного судна между полетами. От скорости работы бортовой системы технического обслуживания во многом зависит эффективность эксплуатации ВС, существенно уменьшается время поиска причины неисправности и его устранения. Увеличивается и безопасность полетов ВС ГА. Уменьшаются экономические затраты авиакомпаний на приобретение дополнительных наземных средств технического обслуживания.
Ключевые слова: бортовая система технического обслуживания, БСТО, техническое обслуживание, 100, Суперджет.
UDK 629.7.05 BBK 39.56
A PROPOSAL TO MODERNIZE THE SSJ 100 ONBOARD
MAINTENANCE SYSTEM
Anna Mihajlovna Cavvina Candidate of Technical Sciences Head of Department of Document Management and Database,
Yakutia Airlines Yakutsk, Russia [email protected]
The need for an onboard maintenance system on modern civil airplanes is caused by the increasing number of flights and the reducing parking period. The operation speed of an onboard maintenance system greatly influences the efficiency of aircraft operation, the time to reveal and eliminate a failure being considerably reduced. The flight safety increases as well. The economic expenditures of airlines for additional ground service vehicles are reduced.
Key words: onboard maintenance system, maintenance, SSJ 100, Superjet.
Бортовая система технического обслуживания позволяет выполнять различные проверки многих систем самолета, однако, в отличие от зарубежных аналогов систем, нет возможности хранения электронной документации, которая позволяла бы сократить время на поиск справочной документации для устранения неисправностей, выявленных в процессе работы с бортовой системы технического обслуживания (БСТО).
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности модернизации бортовой системы технического обслуживания путем добавления технической документации в память БСТО и возможности быстрого обращения к ней.
В настоящее время на самолете SSJ 100 при эксплуатации бортовой системы технического обслуживания есть функция просмотра отчета о последнем полете, который в свою очередь дает возможность узнать о CAS сообщениях, которые появились в ходе выполнения полета, а также производить проверку оборудования на отсутствия ошибок [Закрытое акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого»: «Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95B AMM», 2011].
Техническому персоналу, выполняющему техническое обслуживание самолета SSJ 100, необходимо убедиться в отсутствии CAS сообщений по показаниям БСТО. Если сообщения присутствуют, определить их род и причину появления, для этого необходимо обратиться к сборнику по поиску и устранению неисправностей, который хранится в электронном варианте на персональных компьютерах в техническом центре. От определения характера неисправности и до обращения к документации по поиску неисправности проходит некоторое время, которое можно сократить, храня документацию во внутренней памяти БСТО и добавления возможности прямого обращения к конкретному разделу сборника, при нажатии на CAS сообщение [АУЦ ЕАТК: Бортовая система технического обслуживания самолета RRJ-95B, 2013].
Предположим, у воздушного судно на рулении произошел отказ усилителя системы связи с пассажирской кабиной, при этом на EWD дисплее появляется сообщение «COM CAB COM FAULT» (рисунок 1), БСТО распознало данное сообщение и сохранило его во внутренней памяти, после посадки воздушного судна и выполнения регламентных работ техническим персоналом обнаружено данное сообщение. Чтобы устранить отказ, отмеченный в детальном отчёте, необходимо обратиться к руководству по поиску и устранению неисправностей (FIM), который хранится на сервере технического отдела авиакомпании. При этом затрачивается достаточно много времени с момента обнаружения неисправности до момента открытия соответствующего раздела руководства.
СОМ САБ COM FAULT
TOTAL FLiÇL 26043 i hi SAT CALC FUEL 25440 LBI TAT F* ТЕШ» 90 "F I
[SfiOSS MEIfcHT B1570ilB
-4 I CAB ALT 2400 FT
51 'F I RATE 200 FPU
lAP ft.4 PSI
HAH LPS ELEV 200 FT
Рисунок 1 - Индикация CAS сообщения на EWD дисплее
Для автоматизации поиска неисправности по информации бортовой системы технического обслуживания, согласно имеющейся технологии выполняемых работ для просмотра отчета за последний полет, был разработан алгоритм перехода от конкретной неисправности к ссылке на открытие нужной страницы руководства по поиску и устранению неисправностей.
Интерфейс программного обеспечения БСТО создается в программной среде macromedia flash в окне, создаем новый документ ActionScript, содержащего лицевую панель, в которой операции по созданию внешнего интерфейса выполняются с помощью палитры элементов [Андерсон, 2007; Жадаев, 2007].
Согласно принципу БСТО, был разработан первоначальный макет лицевой панели, в котором кнопки размещены по принципу системности и компактности на основе готовой программы «CMI». На основе первоначального макета окна лицевой панели был разработан интерфейс пользователя, в состав которого входят 12 кнопок из принципа оригинальной программы БСТО (рисунок 2), при создании данного меню была задействована одна кнопка «Last Leg Report».
Задаем элемент кнопку «Last Leg Report» и добавляем для нее функцию ссылки (рисунок 3).
Рисунок 2 - Внешний вид программы Рисунок 3 - Создание элемента
кнопки
Задаем код программы (рисунок 4).
Рисунок 4 - Главный код программы
На жестком диске ПК создаем папку «fscommand» и помещаем в нее сохраненные коды элементов будущей программы (рисунок 5).
Создаем в папке «fscommand» еще одну папку «files» (рисунок 6) и помещаем в нее документы в формате «PDF»:
- руководство по поиску и устранению неисправности самолета SSJ 100;
руководство по техническому обслуживанию самолета SSJ 100; альбом электрических схем самолета SSJ 100.
Рисунок 5 - Сохранение кодов элементов в папке «fscommand»
18.01,2015 16:59 16 .01.201516:32 16.012015 16:34 16.01201516:35 16.012015 16:37 16 Л12015 16:39 16.012015 16:39 16.012015 16:43 16 .012015 16:41
Папка с фа Файл "PDF Файл "PDF Файл "PDF Файл "PDF Файл "PDF Файл "PDF Файл "PDF Файл "PDF
134 КБ 213 КБ 341 КБ 170 КБ 446 КБ 442 КБ 167 КБ 146 КБ
Рисунок 6 - Размещение документов в папке «files»
После создания главного вида программы и формирования документов по папкам, создается листинг программы, в которой указываются функции клавиши «Last Leg Report», при нажатии на которую происходит переход в следующее интерактивное меню, задав кнопки «History» ту же функцию перехода в следующее окно всех сообщений за последний полет. Создаем листинг функции для вызова конкретного сообщения «COM CAB COM FAULT», при нажатии на которую происходит переход в детальное меню одного сообщения. По аналогии с оригинальной программой оставляем функцию перехода в следующее более детальное меню одного CAS сообщения «COM CAB COM FAULT».
Для выполнения перехода из программы в «PDF» документ руководства по поиску и устранению неисправностей самолета SSJ 100 нужного раздела задаем функцию, которая отвечает за открытие «PDF» документов. Присваиваем эту функцию клавише «ATA 23-53-00» в меню одного CAS сообщения (рисунок 7), при нажатии на данную клавишу должен происходить переход из основной программы в загруженный файл руководства по устранению неисправностей в раздел «PDF» документа, к которому относится CAS сообщение.
Рисунок 7 - Клавиша-ссылка в меню CAS сообщения
После работы с программой «macromedia flash» и расстановки всех функций кнопок, выбрав нужный документ для просмотра, переходим к нему, для выбранного сообщения «COM CAB COM FAULT» существует раздел в руководстве по поиску и устранению неисправности самолета SSJ 100 под номером 23, который был заранее загружен в папку «files» на жесткий диск. При открытии данного документа происходит переход на его главную страницу. Для упрощения обращения к документации и перехода на меню CAS сообщений была разработана схема быстрого перехода в раздел сообщений, миную главную страницу. Чтобы упростить задачу поиска нужного сообщения, выделяем его при помощи меток для рисования красным цветом, что способствует еще более быстрому срабатыванию реакции технического персонала на нужное сообщение из списка возможных (рисунок 8).
Рисунок 8 - Выделенное сообщение из списка возможных сообщений
Для дальнейшей автоматизации поиска неисправности создается ссылка на сообщение, при открытии которой происходит переход на данную неисправность, «COM CAB COM FAULT», что существенно облегчает поиск номера неисправности (рисунок 9).
После создания ссылки перехода на страницу нужной неисправности «COM CAB COM FAULT» в таблице «ссылки» создаются открывающиеся ссылки на нужные разделы тех работ, которые нужно выполнить для устранения дефекта. Для выполнения данной работы создается ссылка на открытие альбома электрических схем и руководство по технической эксплуатации самолета SSJ 100, вся инструкция составляется по концепции от простейшего к сложному. Все документы были помещены в папку «files» на жестком диске, по аналогии с созданием ссылки нужной неисправности создаются все ссылки, указанные в таблице (рисунок 10).
Рисунок 9 - Создание ссылки страницы нужной неисправности
Рисунок 10 - Создание ссылок на главной странице сообщения «COM CAB COM FAULT»
Таким образом, данная операция существенно сокращает время поиска нужных документов по разделам технической документации самолета. Аналогично по тексту, где присутствуют ссылки на дополнительные работы, указанные в таблице ссылок создаются быстрые переходы к ним. Для устранения замечания «COM CAB COM FAULT» существует пошаговая логика поиска неисправности от простого к более сложному пункту, которая включает в себя про-
верку электропроводки на целостность соединений, для упрощения поиска нужной электрической схемы для нее была создана ссылка.
Библиографический список
1. Андерсон Энди Macromedia Flash MX 2004. Визуальный курс / Энди Андерсон, Марк Дел Лима, Стив Джонсон. М.: ДМК Пресс, 2007. 464 с.
2. АУЦ ЕАТК: Бортовая система технического обслуживания самолета RRJ-95B. М.: ЕАТК, 2013. 39 с.
3. Жадаев Б. Г. 100% самоучитель Macromedia Flash MX. М.: Нижний Новгород, 2007. 101 с.
4. Закрытое акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого»: «Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95B AMM». Раздел 45, 2011. 366 с.
References
1. Anderson Andy Macromedia Flash MX 2004. Visual course / Andy Anderson, Mark Del Lima, Steve Jonson. М.: DMK Press, 2007. 464 p. (in Russian)
2. Aviation Training Center of EATC: RRJ-95B onboard maintenance system. М.: ЕАТС, 2013. 39 p. (in Russian)
3. Zhadaev B. G. 100% self-learning manual Macromedia Flash MX. М.: Nizhny Novgorod, 2007. 101 p. (in Russian)
4. Sukhoi Civil Aircraft Company: «RRJ-95B AMM maintenance manual». Chapter 45, 2011. 366 p. (in Russian)