ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК СИБИРСКИХ УЧЕНЫХ: ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ.
© 2008 Н.А.Кравченко, С.А.Кузнецова, А. Т.Юсупова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
E-mail: [email protected]
В статье анализируются данные касающиеся характера процесса инновационных разработок, которые предлагаются сотрудниками научно-исследовательских институтов СО РАН. Данные приводятся по различным показателям: по отраслям экономики, по степени коммерциализации разработок, по стоимостной оценке, по типам инноваций. Вводится понятие технологической траектории в инновационной системе. Дается пять технологических траекторий в инновационной системе:
Ключевые слова: инновации, инновационные проекты, коммерциализация научных разработок, инновационная система, отраслевые технологические траектории
Переход на инновационное развитие страны требует создания национальной инновационной системы, направленной на повышение восприимчивости экономики и всего общества к инновациям. Отраслевая структура экономики является одним из базовых параметров такой системы. Для различных отраслей экономики типичны различные модели возникновения и распространения инноваций, а также различный характер взаимосвязи между инновационной активностью компаний и результатами их производственно-хозяйственной деятельности, конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках.
В данной статье представлена оценка перспектив практического использования накопленного научного потенциала в форме прикладных разработок отечественной экономикой, при этом акцент сделан на оценку соответствия предлагаемых научной сферой инновационных разработок особенностям отраслевой организации производства.
В качестве исходных данных были использованы описания 420 разработок, представленных на Постоянно действующей выставке разработок СО РАН. В соответствии с предложениями авторов разработок они распределены по 11 различным областям применения: Химические технологии, Новые материалы, Информационные технологии, Приборостроение, Лесопромышленный комплекс, Горное дело и строительство, Металлургия, Топливно-энергетический комплекс, Машиностроение, Медицина и здравоохранение, Экология (табл.1).
В табл.1 представлено текущее состояние предложения инновационных разработок.
Таблица 1
Распределение инновационных разработок по областям применения,
(сентябрь 2007 г.)
Область применения Число Число
разработок, шт. разработок, %
Приборостроение 106 25,2
Медицина и здравоохранение 55 13,1
Химические технологии 46 11
Новые материалы 44 10,5
Экология 38 9,0
Топливно-энергетический комплекс 37 8,8
Машиностроение 35 8,3
Горное дело и строительство 30 7,1
Информатика 15 3,6
Металлургия 8 1,9
Лесопромышленный комплекс 6 1,4
Итого 420 100,0
Разнообразие и разнородность разработок потребовали унификации их описания на основе выделения наиболее существенных для целей исследования признаков. В результате каждая разработка была описана следующими параметрами:
1. Возможная область применения (из 11 ранее перечисленных)
2. Местоположение источника разработки (Новосибирский научный центр либо другие научные центры СО РАН).
3. Тип инновации (продуктовая; процессная; сочетание продуктовой и процессной).
4. Уровень новизны (отсутствует; новый для российского рынка; соответствует мировым аналогам; не имеет мировых аналогов).
5. Уровень патентной защиты (отсутствует; имеются патенты РФ; имеются иностранные и международные патенты).
6. Обоснованность стоимостной оценки инновационной разработки (отсутствие; есть граничные значения цены; обоснование цены).
7. Степень готовности разработки (проектная документация; опытный образец; мелкосерийное производство; массовое производство).
8. Оценка потенциальной емкости рынка (нет данных о рынке; узкий рынок; отрасль или группа связанных отраслей; широкий).
9. Стратегия коммерциализации (отсутствие предложений; продажа лицензии, патента или других прав; поиск финансового или стратегического партнера для коммерциализации разработки; поставка продукта/оказание услуг; сочетание нескольких предложений).
Общие характеристики разработок.
Приведем общие характеристики предлагаемых инновационных разработок в соответствии с выделенными признаками (см. рис.1 - 8). На рисунках представлено распределение числа разработок в зависимости от степени выраженности соответствующего признака.
Общее распределение разработок по типам инноваций
300 250 200 150 100 50 0
сочетание процессная продуктовая нет данных продуктовой и процессной
268
63 87
2
Рис.2.
Общее распределение разработок по новизне
250 200 150 100 50 0
не имеет соответсвует новый для отсутсвует мировых мировым российского аналогов аналогам рынка
195 171
36 18
1-1 I-1
Рис.3.
Общее распределение разработок по степени готовности
300 250 200 150 100 50 0
261
77
42 40
1 1
массовое мелкосерийное опытный образец проектная производство производство документация
Общее распределение разработок по уровню патентной защиты
250 ] 205 195
200 --1-1-1-Г
150--- г
100--\ \-\ \—
^ . I F4 F
иностранные и патенты РФ отсутствует международные патенты
Рис.5.
Общее распределение разработок по обоснованности стоимостной оценки
250 200 150 100 50 0
234
115
71
обоснование цены есть граничные отсутствие
значения цены
Рис.6.
Общее распределение разработок по емкости рынка
300 250 200 150 100 50 0
259
95
2
широкий рынок отрасль или узкий рынок нет данных группа отраслей
Рис.7
Распределение разработок по стратегиям коммерциализации
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
сочетание поставка поиск продажа отсутствие
предложений продукта партнера лицензии
155
--119-1 I-
ПИИ
21
Рис.8.
По общему количеству предложений доминируют разработки, выполненные в Новосибирском научном центре (ННЦ), что вполне соответствует накопленному мощному исследовательскому потенциалу (числу исследовательских организаций, численности занятых и объему ресурсов). Существенных различий в значениях признаков между разработками ННЦ и разработками других организаций не наблюдается, за исключением признаков новизны и степени готовности, по которым у разработок ННЦ в целом более высокий уровень.
Основная часть (63% от общего числа) инновационных разработок представляет собой новый продукт, процессные инновации составляют около пятой части всех предлагаемых разработок.
В то же время авторы инноваций не очень высоко оценивают уровень новизны собственных разработок: у большей части разработок новизна вообще не определена (46%), или отмечено, что они находятся на уровне российских аналогов (40%). Однако предлагаются и разработки мирового уровня (4%) или вообще не имеющие мировых аналогов (9%).
Почти половина разработок не обладает патентной защитой (46%), а интеллектуальная собственность на подавляющее число остальных разработок защищена только российскими патентами (48%), иностранными патентами защищено только 6% разработок, преимущественно из ННЦ.
Доминирующая степень готовности предлагаемых новых продуктов представляет собой стадию опытных образцов (62%), серийные изделия и предложение массового производства составляют 18% и 10%.
Преимущественно новые продукты ориентированы на использование в узких сегментах рынка (62%), или могут иметь точечное применение (23%).
Стоимость продажи определена только для трети разработок (36%). Значительная часть разработок не имеет обоснованной цены (56%).
Следует отметить, что рыночные перспективы предлагаемых инновационных разработок в значительной степени связаны со степенью готовности и уровнем защиты -по мере увеличения потенциального рынка применения инновации происходит рост уровня готовности и степени защиты инновации.
Способ и характер продвижения разработок на рынок зависит от того, к какому типу относится та или иная научная разработка (технология, прибор, продукт, материал и др.), на какого потребителя она ориентирована.
Соответственно, доминирующей стратегией выступает поиск партнера для создания производства и коммерциализации инновационной продукции (37%), при этом поиск
партнера часто сопровождается готовностью самостоятельного индивидуального или мелкосерийного производства, продажей лицензий и др. (25%). Прямые продажи готовых продуктов/услуг предлагает меньше трети разработчиков (28%), В то же время продажа лицензий как единственное направление коммерциализации встречается реже всего (5%), что может быть связано как с проблемами в определении справедливой цены, так и с низкой готовностью потребителей к приобретению лицензий отечественных разработчиков.
Были выявлены некоторые зависимости предлагаемой разработчиками стратегии коммерциализации: более высокая степень готовности разработки сопровождается более сложной и развитой стратегией ее продвижения. Уровень патентной защиты выше у разработок, характеризующихся высокой степенью готовности. Существует положительная связь между широтой рынка сбыта и степенью готовности.
Необходимо отметить, что в структуре предложения инновационных разработок происходят значимые сдвиги. Для иллюстрации этих сдвигов представим динамику изменения числа и структуры предложения. В качестве контрольных точек были выбраны 1998 г., 2003 г.и 2007 г.
Ниже (рис.9) представлены сводные данные по разработкам, представленным на выставке, в динамике.
Сравнительный анализ показал, что за последние 10 лет произошли определенные сдвиги в области предложения инновационных разработок (рис.9). Отметим общий рост числа предложений: в 1998 г. было представлено 242 разработки, в 2003 г. - 319 разработок, и в 2007 г. - 420 разработок.
Таким образом, за последние 5 лет количество разработок выросло на 50%, при этом опережающими темпами росло предложение в области приборостроения (почти 300%), и новых материалов (более 100%), что связано с увеличением прикладной направленности получаемых результатов научных изысканий и углублением специализации академических исследований. Наибольший рост предложения разработок произошел в области «Информатика и приборостроение», а также в области «Химия и новые материалы». В 2007 году в области информационных технологий было представлено 15 разработок, направленных на компьютерное моделирование различных процессов, и 106 разработок, относящихся к созданию различных приборов и установок. В области химических технологий было предложено 46 разработок, направленных на создание химических технологий, и 44 разработки, связанные с созданием новых материалов.
Наибольшая часть разработок предназначена для использования в отраслях, связанных с приборостроением, новыми материалами и медициной. Значительную долю имеют разработки, направленные на предложение новых химических технологий.
Услуги по информатизации технологических и бизнес-процессов составляют относительно небольшую величину, что связано, прежде всего, с особенностями использованного канала продвижения инновационных разработок. Большинство услуг по информатизации реализуется с использованием других форм продвижения, в основном прямых контрактов с потребителями.
Для углубленного исследования предлагаемых разработок был использован кластерный анализ, применение которого обуславливается многокритериальностью классификаций разработок. Кластерный анализ осуществлялся с помощью возможностей статистического пакета SPSS, и его основные результаты подтвердили наличие общих ожидаемых особенностей разработок, предлагаемых научным сообществом: в структуре предложения инновационных разработок доминируют продуктовые инновации, находящиеся в стадии опытного образца и ориентированные на узкий рынок, преимущественно российский. Вполне закономерно, что предлагаемые разработчиками стратегии коммерциализации в целом соответствуют рассмотренным признакам - для коммерциализации опытного образца со средним уровнем новизны и узким рынком сбыта требуются значительные и специализированные ресурсы, которые предполагается привлечь с помощью партнера.
Отраслевые технологические траектории в российской инновационной системе.
Для различных отраслей экономики типичны различные модели возникновения и распространения инноваций, а также различный характер взаимосвязи между инновационной активностью компаний, (и) результатами их производственно-хозяйственной деятельности, конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках.
Ниже описаны характеристики основных отраслевых траекторий инновационного развития, выделены отрасли, для которых типичны данные траектории, а также приведены параметры ведущей технологии и основные задачи стратегического управления. Выделенные отраслевые технологические траектории отражают доминирующие модели поведения предприятий, безусловно, возможны отклонения от типичных моделей [2; 3].
В случае доминанты поставщиков (траектория 1), технические изменения приходят исключительно от поставщиков оборудования и материалов. Это очень типично для сельскохозяйственной, текстильной и пищевой промышленности, где большинство нововведений инициируется производителями оборудования и продукцией химической промышленности. Технологический выбор у таких фирм весьма скромен и фокусируется на совершенствовании способов производства и выборе сырья и материалов. Главная задача инновационной стратегии искать и использовать технологии, которые укрепят конкурентные преимущества.
Такие отрасли характеризуются довольно низкой наукоемкостью, в структуре затрат на технологические инновации явно преобладают затраты на приобретение машин и оборудования. На рис.10 показана структура затрат, типичная для российской отрасли с доминированием поставщиков. Обычно в таких отраслях высокое значение имеют затраты на маркетинговые и организационные инновации, но по приведенным данным так сказать нельзя.
□ исследования и разработки
□ приобретение машин и оборудования
□ приобретение новых технологий
□ приобретение программных средств
□ производственное проектирование
□ обучение и подготовка персонала
□ маркетинговые исследования
□ прочие затраты
Рис.10. Структура затрат на технологические инновации по отрасли «Производство
пищевой продукции», 2005 г.1
В отраслях, для которых характерна экономия на масштабах (траектория 2),
технологические изменения генерируются на стадии проектирования и создания сложных производственных систем и продуктов. Преимущества, связанные с большими объемами производства, в сочетании со сложностью продукции и производственной системы приводят к тому, что риски неудачи радикальных инноваций влекут за собой существенные финансовые потери.
На рис.11 показана структура затрат для российской отрасли со значимым эффектом масштаба.
13%
4%
□ исследования и
разработки
□ приобретение машин и
оборудования
□ приобретение новых
технологий
□ приобретение
программных средств
□ производственное
проектирование
□ обучение и подготовка
персонала
□ маркетинговые
исследования п прочие затраты_
75%
Рис.11. Структура затрат на технологические инновации по отрасли
2
«Металлургическое производство», 2005 г.
1 Рассчитано по Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2006 г.
2 Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2006 г.
В результате зрелой олигополистической структуры отрасли процессные и продуктовые инновации по большей части являются улучшающими, основанными на предыдущем опыте и касаются отдельных компонент, подсистем и оборудования. Основным источником технологических инноваций являются внутренние подразделения НИОКР, производственный опыт и специализированные поставщики оборудования и комплектующих. В этой ситуации главной задачей инновационной стратегии являются инкрементальные инновации в продуктах и процессах и распространение лучшей практики в проектировании и производстве на внутрифирменном уровне. Последние достижения в информационных технологиях предоставляют значительные возможности для экономии времени и средств в создании и тестировании прототипов и пилотных установок.
В наукоемких отраслях(траектория 3), технологические инновации возникают в основном в корпоративных лабораториях и сильно зависят от академических знаний и навыков. Фундаментальные открытия (электромагнетизм, радиоволны, транзисторы, синтетические материалы, молекулярная биология), имеющие многочисленные применения, привели к созданию новых товарных рынков. Основными направлением технологического развития для фирм таких отраслей является поиск новых, технологически связанных продуктовых рынков. Таким образом, основными задачами инновационной стратегии являются мониторинг и использование результатов фундаментальных исследований для развития технологически связанных продуктов и приобретения дополнительных активов для их разработки, а также реструктуризация подразделений и бизнес-единиц в соответствии с открывающимися технологическими и рыночными возможностями. Есть некоторые отрасли, в которых новые технологии полностью являются результатом научных исследований и разработок. Это химия, электроника, производство инструментов, телекоммуникации, биотехнологии. Знания пользователей об инновации накапливаются в процессе ее имитации, при этом имеет место и несовершенная имитация, и имитация несовершенной инновации. В любом случае, в процессе имитации тоже происходят инновации.
На рис.12 показана структура затрат для российской отрасли наукоемких продуктов. Затраты на НИОКР являются самой крупной статьей в структуре затрат на технологические инновации. Значительную долю имеют затраты на производственное проектирование.
1%%2%
□ исследования и
1%
1%
42% программных средств
персонала □ маркетинговые
□ производственное
технологий □ приобретение
оборудования □ приобретение новых
разработки □ приобретение машин и
исследования
Рис.12. Структура затрат на технологические инновации по отрасли «Производство
электрооборудования, электронного и оптического оборудования», 2005 г.3
Основным источником инноваций в данной сфере деятельности являются фундаментальные исследования и разработки, при этом конкретные операторы сотовой связи редко являются прямыми участниками научных исследований, этой областью занимаются специализированные научные институты и ассоциации.
Бизнес, основанный на информационных технологиях (траектория 4), возник только 10-15 лет тому назад, прежде всего в сфере услуг: финансы, розничная торговля, средства массовой информации, туризм и др. Основными источниками инноваций являются внутрифирменные отделы (программисты, системщики), а также поставщики программного обеспечения и компьютерной техники. Основная цель состоит в разработке и использовании комплексной системы обработки информации, что обеспечивает адаптивность товара или услуги к потребностям клиентов. Основной задачей инновационной стратегии является развитие систем обработки данных и связанных с этим часто принципиально новых услуг.
Фирмы, которые могут быть классифицированы как специализированные поставщики (траектория 5),, являются, как правило, малыми, но при этом обеспечивающими существенный вклад в сложные производственные системы в форме оборудования, комплектующих, инструментов и программных продуктов. Инновационное развитие в таких секторах происходит через производство и проектирование необходимых специализированных элементов. Такие фирмы получают преимущества благодаря производственному опыту продвинутых пользователей, передаваемому в форме информации, являющейся основой для возможных модификаций и улучшений продукта. Критически важным для них является развитие навыков, позволяющих создавать инновации в соответствии с запросами потребителей, для которых более существенны неценовые факторы, такие как надежность, качество. Основными задачами инновационной стратегии являются развитие технологий, позволяющих справляться с нуждами потребителей, а также обучение у продвинутых пользователей.
На рис.13 показана структура затрат для отрасли «Производство машин и оборудования». Половину затрат составляют затраты на машины и оборудование, значительную долю на технологические инновации занимают затраты на НИОКР и производственное проектирование.
3 Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2006 г.
1%^ 11%
17%
18%
2% 1%
□ исследования и разработки
□ приобретение машин и
оборудования
□ приобретение новых
технологий
□ приобретение
программных средств
□ производственное
проектирование
□ обучение и подготовка
персонала
□ маркетинговые
исследования
□ прочие затраты
50%
Рис.13. Структура затрат на технологические инновации по отрасли «Производство
машин и оборудования», 2005 г.4
Российская экономика в целом демонстрирует сходные с мировыми тенденции в инновационном развитии на уровне секторальных систем. Однако нельзя не отметить яркую особенность нашей страны - концентрацию экономической активности вообще и инновационной активности в частности в сырьевых областях. При низкой наукоемкости сырьевых отраслей приобретенный «навес» финансовых и прочих ресурсов приводит к тому, что предприятия этого сектора сохраняют первенство по показателям инновационной активности, в том числе по величине затрат на инновации (см. рис.14). -4%-
36%
□ исследования и разработки
□ приобретение машин и
оборудования
□ приобретение новых
технологий
□ приобретение
программных средств
□ производственное
проектирование
□ обучение и подготовка
персонала
□ маркетинговые
исследов ания
□ прочие затраты
-8%
6%
Рис.14. Структура затрат на технологические инновации по отрасли «Производство
кокса и нефтепродуктов», 2005 г.5
Итак, существование типичных отраслевых моделей распространения инноваций накладывает определенные ограничения на возможности коммерциализации разработок, продуцируемых академической сферой.
4 Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2006 г.
5 Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2006 г.
Анализ инновационных разработок в разрезе отраслевых траекторий.
Все ранее систематизированные 420 разработок были отражены через призму выделенных отраслевых траекторий. Сразу отметим, что в нашей выборке нет разработок, предназначенных к использованию в отраслях, относящихся к четвертой технологической траектории (отрасли, основанные на информации). Как уже отмечалось, такие разработки реализуются по другим каналам распределения, их источниками являются давно самостоятельно существующие вне пределов академических институтов 1Т-компании. Небольшая часть разработок в области информационных технологий, представленная в выборке, предназначена для автоматизации процессов в отраслях, демонстрирующих другие модели поведения.
В табл. 2 представлено распределение разработок по отраслевым траекториям в разрезе выявленных кластеров.
Таблица 2
Распределение разработок по отраслевым траекториям.
Траектории Общее число разработок, шт.
Траектория №1 36
Траектория №2 91
Траектория №3 137
Траектория №5 156
Итого 420
Итак, по результатам проведенного анализа мы видим доминирование в структуре предложения двух отраслевых траекторий: №5 - предложения, предназначенные для отраслей, обеспечивающих специализированные поставки и № 3 - для отраслей наукоемких продуктов.
Отраслевая траектория №5 по своим характеристикам в наибольшей степени соответствует особенностям разработок, предлагаемых академическими институтами, и именно в этих отраслях выше вероятность успешной коммерциализации такого типа предложений. Действительно, такие процессы наблюдаются. Особенно успешны в этой области малые фирмы, созданные при участии авторов разработок. Например, компании «Вектор-Бест», «Медико-биологический союз» и «ИмДи» производят 75% выпускаемых в Росси средств диагностики заболеваний (тест-систем); компания «ЭкоНова» формирует 90% российского производства приборов для жидкостной хроматографии; компании «СибЭл», «МедТех», «Унискан» производят 60% российских медицинских рентгеновских аппаратов, есть и другие примеры успешной коммерциализации.
В то же время масштабы коммерциализации разработок могут быть существенно больше, если удастся преодолеть негативное воздействие двух групп факторов, ограничивающих спрос на инновации со стороны этой группы отраслей:
1. ограниченность финансовых возможностей предприятий - реципиентов инноваций;
2. «точечный» характер разработок, которые представляют собой полупродукты, в то время как предприятия заинтересованы в приобретении целостных технологий или технических систем, которые по определению не могут быть реализованы в рамках академических институтов.
Разработки, предназначенные для наукоемких отраслей (траектория № 3 - отрасли наукоемких продуктов) наталкиваются на еще более серьезные барьеры со стороны внутреннего платежеспособного спроса предприятий наукоемкого сектора, которые находятся в критическом состоянии.
В частности, около 20% разработок представляют собой материалы, приборы и датчики, предназначенные для использования в электронной промышленности (оптоэлектроника, радиоэлектроника, спиновая электроника). Однако, в настоящее время, по оценкам экспертов, «отечественная электронная промышленность как отрасль, вносящая хоть сколько-нибудь заметный вклад в ВВП, у нас отсутствует. От 90 до 95% электронных компонентов в новейших разработках российской техники, в том числе военной, — иностранного происхождения».
Около четверти разработок предназначена для отраслей со значимым эффектом масштаба (траектория №2). Продвижение таких разработок со стороны фундаментальной науки довольно серьезно тормозится наличием разрывов в инновационной цепи -неразвитость инфраструктуры, развал отраслевой науки и упадок конструкторско-технологического сопровождения приводят к тому, что практическое применение разработок, хотя и происходит, но не получает распространения на рынке, они носят единичный, точечный характер. Для отраслей с эффектом масштаба необходимо формирование стандартов и существенна поддержка этих стандартов смежными отраслями, что выходит далеко за пределы компетенции академической науки. Возможности преодоления такого рода разрывов зависят от успехов в формировании кооперационных связей между заинтересованными участниками.
Небольшая часть разработок (менее 10%) предназначена для отраслей, поведение которых описывается траекторией №1. В целом источниками инноваций здесь служат поставщики оборудования и материалов, а разработки, основанные на результатах академических исследований, встречаются редко. Так что представленное распределение представляется типичным.
В целом в динамике происходят позитивные сдвиги в структуре предложения инновационных разработок (см. рис.15).
Траектория 1
Рис.15. Динамика предложения инновационных разработок в разрезе отраслевых траекторий.
За рассматриваемый период усилилась дифференциация деятельности в рамках научных институтов за счет формирования групп, производящих коммерциализируемые продукты, которые выступают в роли «специализированных поставщиков» продуктов и услуг для различных отраслей экономики. Большая часть разработок в целом предназначена для отраслей, которые менее восприимчивы к инновациям, чем отрасли, источники инноваций которых опираются на R&D.
Значительно увеличилось предложение разработок именно по тем отраслевым траекториям, которые соответствуют специфики разработок, выполненных научным сообществом, то есть №5 и №3.
В то же время позитивные структурные сдвиги со стороны предложения можно считать необходимым, но явно недостаточным условием для адекватного роста инновационной активности реального сектора экономики.
Выводы
1. Инновационные разработки академического сектора представляют собой разнородный массив предложений, которые в различной степени обладают потенциалом коммерциализации. Анализ типов инновационных разработок с точки зрения их новизны, степени готовности к внедрению на рынке, формы предоставления результатов позволяет определить стратегии и необходимые условия для их коммерциализации.
2. Потенциальный спрос на инновации со стороны производственного сектора зависит от траектории отраслевого развития. Однако в настоящее время в условиях российской экономики отраслевые траектории опосредованно влияют на параметры спроса, определяя требования к типам и готовности инновационных разработок; источникам финансирования.
3. Существуют возможности сокращения разрыва разрывы в инновационных циклах на основе позиционирования инновационных разработок в соответствии с выделенными отраслевыми траекториями; стимулирования спроса со стороны основных агентов экономики; снижения трансакционных издержек, связанных с осуществлением инновационных процессов, за счет селективной инновационной политики как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных территориальных образований. Изменение моделей поведения отдельных участников инновационной системы должно поддерживаться соответствующим развитием инновационной инфраструктуры, облегчающей осуществление взаимодействий между всеми элементами системы.
Литература
1. Кравченко Н.А., Кузнецова С. А., Унтура Г. А., Юсупова А.Т. Development of Novosibirsk region innovative strategy: experience of interests coordination // 5-th International Conference "GLOBELICS-RUSSIA-2007: Regional and National Innovation Systems for Development, Competitiveness and Welfare: the Government-Academia-Industry Partnership (theory, problems, practice and prospects)" : The conference materials. Vol. 2.
2. Tidd J., Bessant J., Pavitt K. Managing Innovation. Second ed., John Wiley & Sons Ltd, England, 2003. - 388 с.
3. Malerba F. Sectoral systems: How and why innovation differ across sectors. // 5-th International Conference "GL0BELICS-RUSSIA-2007: Regional and National Innovation Systems for Development, Competitiveness and Welfare: the Government-Academia-Industry Partnership (theory, problems, practice and prospects)".
4. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2006 г.