Владимир MAY Предисловие
DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2019-37-1/2-9-11
ПРЕДСТАВЛЯЮ читателям журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» специальный выпуск, отражающий работу международной научной конференции «Религия и Русская революция», которая была проведена Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 26-28 октября 2017 г. На этой конференции, которая стала одним из самых масштабных научных форумов, посвященных столетнему юбилею Российской революции 1917 г., представили свои доклады более 50 участников из 10 стран. В центре внимания были связи Революции с религией, то есть тот аспект, который часто игнорируется или отходит на задний план как второстепенный сюжет. Среди основных дискуссионных вопросов были следующие:
• Как Революция влияла на религиозное мировоззрение и религиозные институты?
• Как религиозное сознание реагировало на волны массового насилия?
• Как Революция осмысливалась в религиозных категориях?
• Как сама Революция порождала новые сакральные смыслы?1
Российская революция 1917 года, несомненно, является одним из важнейших событий мировой истории, которое оказало значительное влияние на развитие многих стран мира. Она вписывается в логику великих революций прошлого, как об этом писал Крейн Бринтон2. Но одновременно она привнесла много нового в исторический механизм революционных трансформаций, в том числе и в постреволюционное развитие страны. Более того, изуче-
1. См. сайт конференции: http://conferences.msses.ru/religion. Детальный обзор конференции, см.: Агаджанян А. Религия и русская революция: явные и неявные взаимосвязи. На полях одной конференции // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 336-347.
2. См. Brinton, C. (1952) The Anatomy of Revolution [1938]. Prentice-Hall.
Мау В. Предисловие // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1-2. С. 9-11. Mau, Vladimir (2019) "Preface", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 37(1-2): 9-11.
Предисловие
ние событий столетней давности исключительно полезно и для исследователей посткоммунистической трансформации России, которая, без сомнения, имела революционный характер3.
Религиозное измерение присутствовало в великих революциях прошлого — как в Американской революции 1775-1783 гг., так и во Французской 1789-1799 гг. В этом плане Российская революция не стала исключением. Однако это религиозное измерение включает в себя множество отдельных сюжетов.
Много написано о влиянии Французской революции на российскую. Однако до сих пор речь шла скорее об изучении политических конфликтов и, особенно, о соотношении радикальной диктатуры (якобинство, военный коммунизм) и «термидорианского перерождения». Вне поля зрения оставались вопросы взаимоотношения революции и церкви. Между тем, это важное поле для исследований — при оценке и реакции Русской церкви на начальную фазу Революции (отношение к Временному правительству), и последующей реакции на радикальную ее фазу (большевизм). Эти вопросы заслуживают тщательного и всестороннего анализа.
Также важен вопрос о том, как революционные события влияли на религиозные институты Российской империи и, прежде всего, Российскую православную церковь. Это относится и к Поместному собору 1917-1918 гг., и к попыткам реформы приходской жизни, и к «обновленческому» движению в церкви. Сюда же относится и вопрос о том, как Православная церковь в целом реагировала на крах «старого порядка», одним из столпов которого она была. Как теологически осмыслялись революционные события? И к каким интересным гибридам между христианством и социалистической идеологией это приводило? К каким религиозным брожениям и инициативам на местах приводила та неразбериха, которая началась вместе с крушением Российской империи?
Впрочем, вышеназванные вопросы затрагивают не только Российскую православную церковь, но и другие конфессии и религии. Конфессиональная политика Российской империи была асимметричной по отношению к религиозным меньшинствам. Какие противоречивые чувства — чувства воодушевления и одновременно тревоги — вызывало политическое брожение у представителей старообрядчества, ислама, буддизма? Как они осмыс-
3. См. Мау В. Революция: механизмы, предпосылки и последствия радикальных общественных трансформаций. М.: Дело, 2017.
10
© Государство • Религия • Церковь
Владимир Мау
ляли происходящее и как видели будущее своих конфессий в той новой реальности, которая возникала на их глазах?
Наконец, исключительно интересная тема — это «сакраль-ность» самой Революции. Как Революцию переживали художники, поэты, писатели, философы? Какие эйфорические, эсхатологические, мессианские переживания сопровождали революционные события? Как сами революционеры трактовали те процессы, которые они готовили и продвигали столькими усилиями и ради которых шли на колоссальные жертвы и лишения? Насколько сильны были религиозные ожидания рождения «новой земли», «нового неба» и «нового человека» — из «пены революции»? Насколько буквально «крылья революции»4 должны были перенести человечество в светлое искупленное будущее всеобщего счастья? И можно ли проводить параллели между революционными идеологиями — в частности, большевизмом — и религией? Например, сравнивать большевизм с милленаристскими сектами, члены которых уповали на наступление Царства Божия на земле5.
Этим и многим другим вопросам посвящены статьи, публикуемые в настоящем специальном выпуске журнала. Статьи написаны с опорой на доступные сегодня архивные источники, с использованием современных методов научного исследования и соответствующих теоретических подходов. Конечно, затрагивая столь обширную и сложную проблематику, касающуюся соотношения религии и Российской революции 1917 г., невозможно говорить о каких-то окончательных ответах и решениях. Можно говорить лишь о том, что с каждой публикацией результатов научных исследований в этой области гуманитарно-общественного знания мы приближаемся к более полному и многомерному пониманию того уникального исторического явления, которым была Революция 1917 года.
4. Выражение Марка Стейнберга. См. Стейнберг М. Великая русская революция, 1905-1921. М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. Также см. его статью, публикуемую в данном выпуске.
5. Дискуссия на эту тему оживилась в связи с публикацией книги Юрия Слезкина «Дом правительства» (Slezkine, Y. (2017) The House of Government: A Saga of the Russian Revolution. Princeton: Princeton University Press; Слезкин Ю. Дом правительства. Сага о русской революции. М.: Corpus, 2019).
№1/2(37) • 2019
11