Научная статья на тему 'Предикаты девиантных форм поведения у детей с психическими расстройствами'

Предикаты девиантных форм поведения у детей с психическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
284
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / девиантные формы поведения / факторы формирования / Сhildren / deviant behavior / factors of formation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гранкина И. В.

В статье представлены результаты исследования патогенетических факторов формирования девиантных форм поведения у детей с психическим расстройствами, включающие анализ влияния конституци-онально-биологических, ранних органических нарушений и социализации ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гранкина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICATES DEVIANT BEHAVIOR IN CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES

The article presents the results of a study of pathogenic factors in the formation of deviant behavior in children with mental disorders, including analysis of the impact of constitutionally-biological, organic disorders and early socialization of the child

Текст научной работы на тему «Предикаты девиантных форм поведения у детей с психическими расстройствами»

Возрастные аспекты психиатрии

УДК: 616.89-008.48-037:316.624.3

ПРЕДИКАТЫ ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Гранкина И.В.

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования патогенетических факторов формирования девиантных форм поведения у детей с психическим расстройствами, включающие анализ влияния конституционально-биологических, ранних органических нарушений и социализации ребенка.

Ключевые слова. дети, девиантные формы поведения, факторы формирования

Актуальность проблемы. В настоящий момент одной из актуальных и злободневных задач на стыке множества направлений научных исследований является изучение причин катастрофического роста несовершеннолетней преступности, связанной с насилием и жестокостью, а также аутоагрессивного поведения детей (Дмитриева Т.Б., 1999; Джонгман Э., Бейли С., 2000; Иванова Т.И., 2007; Pratt H.D., Greydanus D.E., 2000). В частности, H. Steiner, E. Cauffman (1998) выявили рост правонарушений совершаемых подростками в США на 25% в период с 1989 по 1993 год, а по данным G.M. Kelton, J.C. Shank (1998), второе место среди причин заболеваемости и смертности у подростков в США является, использование огнестрельного оружия. Согласно данным МВД РФ (2001) показатели криминальной активности в стране у детей и подростков остаются высокими, с превалированием роста тяжких и особо тяжких преступлений. Так, с 1989 по 2000г. количество участников преступлений в возрасте 16-17 лет увеличилось на 55%, а количество несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 14 лет - на 14,6 %. В некоторых регионах страны 1/3 «подростковых» преступлений совершается детьми до 13 лет. На профилактическом учете в МВД в настоящий период состоит около полумиллиона детей с противоправными формами поведения. «Прирост» убийств, совершенных несовершеннолетними, составил 178% , тяжких телесных повреждений -121%, разбоев 139% (Дмитриева Т.Б., 2001; Саркисова И.А., 2003). Множество исследователей, оценивая данную тенденцию, сходятся во мнении, что одой из причин данного обстоятельства является девиантное поведение детей и подростков.

В последнем пересмотре американской классификации психических и поведенческих расстройств детского возраста введен термин девиантного (отклоняющегося поведения), что определено появлением новых, ранее не характерных форм нарушений поведения у несовершеннолетних. Таким образом, термин девиантное поведение -система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении (Кон И. С., 1989).

До настоящего времени анализ причин возникновения отклоняющихся форм

поведения у детей определялся комплексом факторов, объединяющих как биологические, так и социальные составляющие (Масагутов Р.М., 2003; Kashani JH; Darby PJ; Allan WD et al., 1997). Масагутов Р.М. (2003), изучая формирование патологически агрессивного поведения среди детей и подростков, выделил ряд биопсихосоциальных факторов. Факторами риска отклоняющегося поведения детей 3-11 лет является: возбудимый темперамент ребенка, родительская агрессия, перинатальная энцефалопатия, ранняя эмоциональная депривация со стороны матери и демонстрация насилия и жестокости со стороны отца, либо агрессивное хобби. Риск агрессии подростков в возрасте 12 - 17 лет определялся употреблением психоактивных веществ, нарушением формирования когнитивного и эмоционального звеньев эмпатии, ранним резидуаль-но-органическим поражением головного мозга, а также с негативным влиянием криминальной субкультуры и делинквентных сверстников. По мнению А. Е. Личко (1983), росту делинквентности среди детей и подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и нарушающие структуру семьи. По мнению ряда исследователей, в целом детско-подростковые формы отклоняющегося поведения в подавляющем большинстве имеют чисто социальные причины, среди которых наибольшее значение имеют недостатки семейного воспитания. В частности, от 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье или в семье деформированной - с недавно появившимся отчимом, реже - мачехой. (Степанов В. Г., 1988). До настоящего времени остаются открытыми вопросы изучения факторов формирования девиантных форм поведения у детей с психическими расстройствами, в частности, роли конституционально - биологических, соматических и социальных предпосылок.

Цель исследования: изучение предиспозиционых факторов формирования отклоняющихся форм поведения у детей 7-12 лет с психическими расстройствами.

Материал и методы исследования. Для реализации цели исследования нами проведено изучение невыборочной группы больных, включающей все случаи госпитализации в детское стационарное отделение детско-подросткового комплекса БУЗ ОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова» за период 20011 - 2013 годов, насчитывающей 1276 случая (n - 492 (2011г.); n - 379 (2012г.); n - 405 (2013г.) Все дети, находящиеся на стационарном лечении, проходили первичное клиническое психопатологическое обследование, предметом которого являлось выявление детей с ведущим психопатологическим синдромом определяемым выраженными нарушениями поведения. Таким образом, объектом исследования послужили 130 детей:105 мальчиков (80,7%) и 25 девочек (19,3%, находящихся на лечении в детском психиатрическом стационарном отделении БУЗ ОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова» с симптомами отклоняющегося поведения. На момент обследования 6,9% детей исследуемой группы состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних в связи с совершением противоправных деяний (кражи, мелкое хулиганство, драки со сверстниками). Изучая нозологическую принадлежность выявленного психопатологического синдрома, мы установили, что достоверно чаще девиа-нтные нарушения поведения отмечались среди детей с умственной отсталостью (F 70, F 71) (43,1%; n - 56), практически равнозначно нарушенное поведение отмечалось как у детей с органическими поражениями личности (F 07.0 - 30,0%; n - 39), так и у детей с психическими расстройствами шизофренического спектра (F 20.8, F 21.8 - 26,9%; n -35). Эта тенденция подтверждает данные Д.Н. Исаева (2003), H.A. Бохана (2003) , что при олигофрении часто отмечаются выраженные нарушения. Для определения факторов влияющих на формирование отклоняющихся форм поведения у детей с психическими расстройствами были набраны контрольные группы детей со сходными психическими расстройствами: умственная отсталость 39,6% (n - 48), органические расстройства личности 32,2% (n - 39) и расстройства шизофренического спектра 28,2% (n - 34). Отобранная группа детей был сходна по основным демографическим показателям (пол, возраст, место жительства).

Изучение предиспозиционных факторов возникновения отклоняющегося поведения у детей с различными видами психопатологии складывался из следующих составляющих.

- Анализа конституционально-биологических факторов: наследственности, конституциональных особенностей характеров родителей.

Изучая наследственность детей с психическими расстройствами с наличием отклоняющихся форм поведения и без, выявлено, что у детей с девиациями чаще наследственность была неизвестна (36,1% исследуемая группы и 17,4% контрольная) в связи с тем, что среди исследуемой группы большее количество детей находилось в условиях социальной опеки. В целом среди родственников детей с отклоняющимися формами поведения реже отмечалась отягощенная наследственность по психическим расстройствам в роду (25,3% исследуемая группа и 35,6% контрольная группа). Однако среди всех психических нарушений в роду детей с психопатоподобными формами поведения чаще отмечался алкоголизм (16,9% и 13,2% соответственно). Проведя анализ характерологических особенностей родителей в исследуемой и контрольных группах, мы выявили, что ярко выраженные характерологические черты родителей с одинаковой частотой отмечались как у детей, имеющих отклоняющиеся формы поведения, так и у детей из контрольной группы - без девиантных расстройств. Однако в группе детей с отклоняющимися формами поведения характерологические особенности отцов были неизвестны у (36,2% детей), что в очередной раз подчеркивает часто возникающие поведенческие проблемы детей, воспитывающихся в семьях без отцов. Характерологические особенности матерей детей с девиантными формами поведения чаще отличались раздражительностью и вспыльчивостью (23,8% матерей детей с отклоняющимися формами поведения и 8,4% матерей детей без нарушений поведения) (р<0,05).

- Анализа оценки предпосылок и проявлений ранних органических нарушений (течения беременности и родов у матери, особенностей раннего периода развития), показателей, характеризующих многообразную органическую симптоматику, формирующуюся вследствие черепно-мозговых травм, инфекций и интоксикаций.

Изучение патологии перинатального периода в исследуемых группах выявило, что во всех группах исследования большинство матерей детей с психическими расстройствами имели различные перинатальные вредности. У матерее детей с отклоняющимися формами поведения чаще отмечалась угроза прерывания беременности (26,1% исследуемая группа и 13,2% контрольная), соматические осложнения во время беременности (13,1% и 9,1% соответственно) (р<0,05). Часто отмечались инфекционные заболевания (6,2% исследуемая группа 2,5% контрольная группа) и психотравми-рующие события во время беременности ( в 6,2% группе детей с нарушенным поведением, 4,1% группа детей без симптомов отклоняющегося поведения). Патология антенатального периода встречалась во всех группах исследования, однако в группе детей с отклоняющимися формами поведения она встречается чаще (73,1% детей из исследуемой группы и 52,8% детей контрольной группы) и имеет более тяжелые формы. Патология раннего неонатального периода (первый год жизни) оценивалась по наличию диагностированных соматических (тяжелые простудные, инфекционные, заболевания; врожденная патология органов и систем выявленная на первом году жизни) и неврологических расстройств (перинатальная энцефалопатия (ПЭП), синдром двигательных нарушений, судорожный синдром) наблюдаемых у ребенка на первом году жизни, а так же полученные ребенком травмы (переломы, ожоги и черепно-мозговые травмы (ЧМТ)) на первом году жизни. Проводя сравнительный анализ наличия патологии неонатального периода детей с выявленными нарушениями поведения и детей без диагностированных нарушенных форм поведения, выявлено, что среди детей с психическими расстройствами без симптомов отклоняющегося поведения патология раннего неонатального периода встречалась чаще (78,5% контрольная группа и

68,8% исследуемая группа),

- Анализа социализации ребенка: социальная адаптация ребенка, среда воспитания (семья, патологизирующие формы воспитания).

Изучая аспекты социализации ребенка, рассматривались основные социальные институты, присущие детям в современном обществе (детский сад, дошкольные образовательные учреждения (ДДУ) и школа). Учитывался возраст начала посещения ДДУ и школы. Среди аспектов адаптации рассматривалась социальная активность ребенка (формирование дружеских отношений в детской среде, особенности игровой деятельности, способности к усвоению программного материла). Плохой адаптацией ребенка считалось отсутствие контакта со сверстниками, предпочтение общества взрослых или одиночества, нарушение игровой деятельности, агрессивные действия по отношению к взрослым и детям, эпизоды насилия по отношению к сверстникам, отказ от выполнения требований учителей и родителей. Изучая особенности социализации детей исследуемой и контрольной группы, нами выявлено, что трудности в адаптации в детских дошкольных учреждения и школе имели дети обеих групп.

Однако дети с психическими расстройствами с превалированием в клинической симптоматике отклоняющихся форм поведения имели трудности адаптации в детском коллективе в большей степени (77,1 %>), чем дети без девиантного синдрома (59,3%). Предпринятый в настоящем исследовании анализ депривационных факторов показал, что все дети, имеющие девиантные формы поведения, чаще воспитывались в условиях социального сиротства (32,3% детей из исследуемой группы и 12,6% детей из контрольной группы в зависимости от нозологии психического нарушения: 5,7% и 0 с F 20; 39,2% и 22,9% с F70-71.0; 46,2% и 10,3% с F07.0) (р<0,05). Исследование социально-средовых аспектов формирования отклоняющихся форм поведения у детей невозможно без изучения особенности семейного окружения и воспитания ребенка в семье. Большое значение имеет общий культурный уровень родителей, их образование и социальная занятость. С целью изучения социального положения родителей контрольной и исследуемой группы были рассмотрены такие переменные, как возраст родителей, их образование, наличие постоянного рабочего места, получение социального пособия и нахождение в местах лишения свободы. Проведенный анализ показал, что в семьях детей с отклоняющимися формами поведения родители чаще находились в местах лишения свободы. Так 16,1% матерей и 19,1% отцов детей из исследуемой группы на момент госпитализации в стационаре находились в тюрьме, в то время, как только 7,9% матерей и 7,4% отцов детей контрольной группы так же пребывали в местах лишения свободы. Еще обращает на себя внимание тот факт, что у 53,8% детей с отклоняющимися формами поведения отец был неизвестен (р<0,05). Рассматривая особенности воспитания у детей, выявлено, что достаточно часто дети с психическими

нарушениями имели нарушенные формы воспитания в семье. Патологизирующее воспитание - это система осознанных и неосознаваемых воспитательных действий взрослых, вследствие которых создаются условия для хронической фрустрации ребенка и искажение его личностного и физического роста, приводящих в отдельных случаях к формированию расстройств психической сферы. Проведенное исследование показало, что дети с отклоняющимися формами поведения статистически чаще воспитывались в условиях физического насилия (36,2% - детей с отклоняющимися формами поведения и 3,3% - детей без нарушенного поведения) (р<0,05). При этом в группах детей с психическими расстройствами без нарушения поведения воспитание проходило в семьях с большим количеством форм нарушенного воспитания, среди которых превалировали следующие: безнадзорность (15,7%), гипоопека (14,1%), противоречивое воспитание (11,6%). Среди семей с детьми, имеющими девиантный синдром, условия воспитания определялись физическим насилием (36,2% детей) и безнадзорностью (8,5% детей).

Результаты и обсуждение. Проведенное исследование показало, что в формировании отклоняющихся форм поведения среди детей с психическими расстройствами в большей степени имеет значение среда воспитания, затем социальная адаптация ребенка и затем пре-, пери-, анте- и неонатальная патология. Для оценки значимости этих переменных в возникновении девиатного синдрома все показатели подвергнуты дихотомической оценке (0 - 1) с целью облегчения их дальнейшей статистической обработки, и определена сила связи каждого из этих признаков с каждым, вследствие чего рассчитано более 1000 коэффициентов корреляции. В связи с большим количеством переменных целесообразно от многочисленных признаков перейти к небольшой группе факторов, наиболее существенно влияющей на результирующий признак. Наиболее оптимальным методом оценки полученных результатов является факторный анализ, позволяющий сократить число переменных (произвести редукцию данных) и определить структуры взаимосвязей между переменными (их классификацию). Таким образом, в результате будут сформированы независимые друг от друга факторы.

Таким образом, при проведении исследования предиспозиционных факторов формирования отклоняющихся форм поведения у детей с психическими расстройствами выявлены девять факторов, имеющих наибольшее значение в возникновении девиантного синдрома.

1. Фактор отсутствия перинатальной патологии (0,172 % от общей доли дисперсии), объединяющий переменные: здоровый ребенок при выписке из родильного дома (а=0,858802), ребенок не наблюдался неврологом (0,770988), родился в срок (а=0,610374);

2. Фактор малой перинатальной патологии (0,105% от общей доли дисперсии) объединяющий переменные: наличие токсикоза во время беременности данным ребенком (а=0,549779), незначительная недоношенность при рождении (роды в 37 -39 недель) (а=0,691278), наблюдение ребенка неврологом в первый год жизни с диагнозом перинатальная энцефалопатия (а=0,694481);

3. Фактор формальной социальной адаптации (5,052 % от общей доли дисперсии) обедняющий переменные: нормальные отношения с одноклассниками (а=0,808106), однако со склонностью в характере к раздражительности, конфликтности (а=0,794225), с хорошей успеваемостью в школе (а=0,723281), либо ребенок на момент обследования в школе не обучался (а=0,543835), а к сверстниками в ДДУ не проявлял интереса - играл один (а=0,491572);

4. Фактор высоких притязаний и слабой реализации (4,231% от общей доли дисперсии) объединяющий переменные: нормальное общение со сверстниками в ДДУ (а=0,640340), хорошее адаптационное поведение в ДДУ (а=0,630552), отсутствие конфликтности и драчливости в детском саду (а = - 0,774509), охотное начало посещение школы (а=0,455568), ярко выраженная такая черта характера, как своенравность,

склонность к завышенному самомнению (а=0,505694) и неудовлетворительная успеваемость в школе (а=0,435166);

5. Фактор дизонтогенеза социального развития (3,093% от общей доли дисперсии) объединяющий переменные: стремление к общению со сверстниками в школе (а = -0,673956), реализуемое конфликтными ситуациями (а = 0,671778), домашнее воспитание до школы (а = 0,447778), формирование таких характерологических особенностей в школе, как агрессивность, жестокость (а = 0,311529) и вредность (а = 0,324747);

6. Фактор социального сиротства (0,155 % от общей доли дисперсии), объединяющий переменные: воспитание в условиях социальной опеки выделены по пяти переменным (условия воспитания (а=0,83820) семейное положение (а=0,75115), кто занимается воспитанием ребенка (а=0,85987), материальное(а=0,77414) и социальное положение родителей (а=0,76905)), среда пребывания ребенка, где одновременно воспитываться более четырех детей (а= 0,76366), смерть матери (а=0,78532);

7. Фактор нарушения семейных иерархических ценностей (0,070% от общей доли дисперсии) объединяющий переменные: ребенок воспитывается в полной семье (а= 0,638041) (отрицательная корреляция по переменной воспитывается только матерью (а= - 0,763567), брак родителей зарегистрирован (а= 0,589130) (отрицательная корреляция по переменной родители находятся в разводе (а= - 0,700321), в семье оба родителя занимаются воспитанием ребенка (а= 0,666316) (отрицательная корреляция по переменной воспитанием занимается мать (а= -0,656815), в семье работающая мать (отрицательная корреляция по переменной мать работает не по специальности (а= -0,469884)) и неработающий отец (а= 0,469722), с высшим образованием (а= 0,304475), материальное положение семья оценивает как благополучное (а= 0,397602) (отрицательная корреляция по переменной материальное положении семьи бедствующее (а= -0,388294)). Характер отца гипертимный (отрицательная корреляция по переменной характер отца: гипотимо-ипохондричный (а= - 0,306809))

8. Фактор дисгармоничных семейных отношений (0,051% от общей доли дисперсии), объединяющий переменные: ребенок воспитывается матерью и отчимом (а= 0,316687) или усыновителями (а= 0,322220), в семье всего один ребенок (а= 0,328397), (переменная дополняется переменной корреляционной связью - родился первым ребенком в семье (а= 0,327489), и отрицательной корреляцией по переменной: родился третьим ребенком в семье (а= -0,345313)), воспитанием занимаются не родители (а= 0,304523), высокий образовательный уровень родителей (образование матери: высшее (а=0,522246), дополняется отрицательной корреляцией по переменной образование матери: среднее (а= - 0,417995), образование отца: не средне специальное (а=-0,301860)), отношения в семье носят неблагополучные (отрицательная корреляция по переменной отношение в семье: благополучное (а=-0,446375) и переменной асоциальное поведение родителей (а=-0,390827), при этом характер матери выражено раздражительный (а=0,375350) (дополняется отрицательной корреляцией по переменной характер матери: мягкий (а= -0,461045)).

9. Фактор многодетной семьи (0,043% от общей доли дисперсии), объединяющий переменные: ребенок воспитывается в родной семье (отрицательная корреляция по переменной ребенок усыновлен (а=-0,652798)), в семье воспитывается трое и более детей (а=-0,387014), ребенок с отклоняющимся поведением родился последним в семье (а=0,303041), тип воспитания в семье дисгармоничный (отрицательная корреляция по переменной гармоничный (а=-0,311969).

Таким образом, проведенное исследование показало, что в генезе формирования отклоняющихся форм поведения у детей с психическими расстройствами наибольшее значение имеет нормальный социальный онтогенез ребенка, во вторую очередь - это ближайшее окружение, среда воспитания. Органическая несостоятельность нервной системы врожденного генеза имеет наименьшее значение в генезе формирования от-

клоняющих форм поведения у детей. Учитывая данное обстоятельство, формирование превентивной программы профилактики преступности несовершеннолетних должно в первую очередь ориентироваться на создание наиболее благоприятной социальной среды воспитания ребенка.

Литература

1. Джонгман Э., Бейли С. Информационное письмо европейской ассоциации судебных детских и подростковых психиатров и психологов (EFCAP) //Российский психиатрический журнал. 2000. - № 2. - С. 6871.

2. Дмитриева Т.Б. Социальная психиатрия в детско-подростковом возрасте клиническая реальность нашего времени //Российский психиатрический журнал. - 1999. - № 3. - С. 10-14.

3. Дмитриева, Т.Б. Основные направления социально-психиатрической помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения / Т Б. Дмитриева // Российский психиатрический журнал. 2001. - №4. - С. 4-8.

4. Иванова Т.И. Суицидальное поведение у детей с депрессивным расстройством настроения. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. № 3. С. 34-36

5. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989. - 237 с.

6. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983. - 126 с.

7. Масагутов Р.М., Клинико-психопатологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних на криминальном и докриминальном этапах// Автореф. дисс. докт. мед. наук. М, 2003.-40 с.

8. Саркисова И.А. Клиническая и судебно-психиатрическая оценка агрессивного криминального поведения у детей и подростков// Автореф. дисс. канд. мед. наук. Москва, 2003.-23 с.

9. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988 - 207 с.

10. Kashani J.H., Darby P.J. Allan WD et al. Intrafamilial homicide committed by juveniles: examination of a sample with recommendations for prevention //J Forensic Sci. 1997. - Vol. 42, N 5. - P. 873-878.

11. Kelton G. M., Shank J.C. Adolescent injury and death: the plagues of accident, self-infliction and violence //Prim Care. 1998. - Vol. 25, N 1. - P. 163-179.

12. Pratt H.D., Greydanus D.E. Adolescent violence: concepts for a new millennium //Adolesc Med. 2000. - Vol. 11, N 1. - P. 103-125.

13. Steiner H., Cauffman E. Juvenile justice, delinquency, and psychiatry //Child and adolescent psychiatric clinics of North America. 1998. - Vol.7, N 3653-672.

PREDICATES DEVIANT BEHAVIOR IN CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES

Grankina IV

Abstract. The article presents the results of a study of pathogenic factors in the formation of deviant behavior in children with mental disorders, including analysis of the impact of constitutionally-biological, organic disorders and early socialization of the child

Keywords. ^Wren, deviant behavior, factors of formation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.